Всего произведений – 5239
Sine qua non, или Жажда жизни
Sine qua non, или Жажда жизни
На чудо нам осталось уповать,
Чтоб научиться жить и умирать,
Дотла сгорать
В огне любви.
Никчемные, плетемся мы опять
Справлять делишки жалкие свои.
Мервин Пик (пер. М. Калинин)
15 ноября 2017 года. Окрестности Уолкерберна, Шотландия
Почти ничего не видно — только размытые очертания листьев и коры дерева. Солнце слепит глаза. Я поворачиваюсь на шум, медленно подхожу к краю ветви и, не рассчитав сил, падаю вниз. «Еще не конец», — звучит Голос в моей голове, и я зависаю в воздухе.
***
Когда-то меня звали Мартин. Мартин Листер. Родился я за пять лет до начала нового тысячелетия, то есть в 95-м. А вырос в маленькой английской деревушке у реки Твид, что разделяет Англию с Шотландией. Отец нас покинул рано, а мать всю жизнь проработала в сельской школе, разъясняя нерадивым сорванцам теорию синусов и косинусов. Я же выбрал лингвистику.
Вот только сейчас это не имеет никакого значения, ведь сегодня я паук-крестовик, иначе, Araneus diadematus. «Что за чушь?» — спросите вы. Понимаю, звучит странно, к тому же встает вопрос: как я рассказываю все это? Сейчас объясню.
Предыдущие 24 часа я провел в шкуре льва. Еще вчера я гнался за газелями в полупустынях Африки, рвал зубами их плоть и чувствовал себя королем мира. Неведомая мне ранее власть, которую я ощущал каждой мышцей нового тела, дарила чувство превосходства над всем живым. Природные инстинкты подсказывали мне наброситься на изящных и гибких львиц. Я жаждал их, хотел ощутить каждой клеточкой тела, почувствовать запах. Но ничего из этого я так и не сделал. «Да и какой в этом смысл», — решил я. Понимание, что через несколько мгновений все закончится, остудило мой пыл, к тому же не за похотью явился я в этот мир. Сам я себя считаю странником в поисках Истины.
***
Еще во время обучения в Эдинбургском университете я пришел к известному сократовскому изречению — «я знаю, что ничего не знаю». Несмотря на то, что глупцом я никогда не был, а в школе по интеллекту выделялся на фоне сверстников, в 22 года я, столкнувшись с взрослой жизнью, окончательно выгорел и понял: пора что-то менять. Утешение я находил в книгах — проглатывал их почти без остановки, засиживаясь в библиотеке до последнего часа. Я искал ответы на извечные вопросы: для чего мы живем? к чему нам стремиться? что важнее: рождение или смерть? Они, словно облако озлобленных пчел, роились в моей голове.
Тогда-то, кажется, сознание у меня серьезно помутилось. Вспышками проявлялась диссоциация — мой мир как будто разделялся надвое, и я видел себя со стороны: от первого и от третьего лица одновременно. Эдинбург — город шумный для того, кто провел детство в деревне, так что свист машин, крики туристов и стычки завсегдатаев пабов вскоре стали звенеть не только на улице, но и в моей голове.
— Эй, Мартин, ты в порядке? Мы тебя никогда таким не видели, — говорили друзья.
Еще бы. Меня переполняла ярость. Сам-то я был человеком спокойным, но вульгарность и продажность общества поднимала в то время внутри меня мотивы Ганнибала Лектера. Большинство никогда не задается вопросами, люди принимают мир за должное. Я их ненавидел и считал живыми мертвецами. Мэри и Джон, среднестатистическая парочка, растят ребятишек, два раза в неделю занимаются любовью, навещают родителей, по воскресеньям ходят за покупками, в кино — по субботам, а вечером пятницы Джон напивается так, что трезвеет только к полудню. Меня настолько пугала подобная перспектива, что я, вдохновившись идеями Генри Торо, сорвался в лес в надежде обрести покой. На сэкономленные от стипендиальной программы деньги я арендовал старенькую лачугу и затаился на время. План оправдал себя, и мой мир постепенно замедлил ход.
Облегчение наступило уже в первые две недели. Днями напролет я сидел у ручья, слушал трели малиновки и шелест листьев бука, Fagus sylvatica. Наконец-то мир оставил меня в покое. Было приятно находиться в компании молчаливых слушателей — я рассуждал часами напролет, о реальном и магическом, а белки, ящерки и птицы внимали мне. Наверное, со стороны я походил на Робинзона Крузо — заросший чудак, говоривший сам с собой и время от времени мастеривший полезную утварь для дома. Разве что по возрасту я был младше, и лицо мое не обгорело на солнце: в английских лесах, еще и в сентябре, такое редко встретишь. Я действительно успокоился, и симптомы ранее подавленного состояния уже не так явно проявляли себя.
Кристофер Найт, «Отшельник с Северного пруда», воровал еду из ближайших домов. Я, в свою очередь, считал подобное поведение ниже моего достоинства — так что вместо этого я несколько раз добрел до остановки в двух милях от убежища и доехал до городка покрупнее, где закупился всем необходимым. Все бы хорошо, но волновало одно: смысл жизни я так и не нашел, а здравый рассудок подсказывал, что вечно в этом лесу оставаться было нельзя.
***
Тогда-то, четыре недели после моего побега, все и случилось. Я отмывал посуду после скромного ужина, поглядывал на закат сквозь окно, как вдруг увидел облако насекомых, поднимающихся от озера. «Должно быть, померещилось», — подумал я и вышел из дома проверить. Сначала ничего не изменилось — небесная палитра из розового, персикового и сиреневого, а на ее фоне порхающие… Я сощурил глаза так, что между век осталось миллиметра три, как вдруг все озарила вспышка света. Боже! Я заморгал, снова взглянул на берег и обнаружил не меньше тысячи светляков. Здесь? В это время? Они парили в пространстве, образуя причудливые фигуры, перетекая из одной формы в другую, как при мурмурации, только вместо птиц — светлячки. Небо стремительно темнело, будто невидимый художник смывал краску с палитры, а брюшки жучков поочередно зажигались мягким огоньком.
Затем раздался Голос:
— Мартин Листер, я очарован тобой. Такое рвение к познанию мира… Это достойно похвалы. Мы наблюдали за тобой с того момента, как ты оказался в этих лесах.
Я оторопел. Первой мыслью было: «Ну вот, доигрался, с этого все и начинается. Не заметишь, как проснешься в смирительной рубашке, глупо уставившись на медсестер». Конечно, прежнее состояние оставляло желать лучшего, но не настолько же! Голос явно ждал ответ, так что я промямлил:
— М-мы?
— Ха-ха, вижу, что напугал тебя. Уверяю — с твоим рассудком все в порядке. Да, мы: я, деревья вокруг твоего дома, птицы, белки и рыбы, все живое, что населяет этот лес.
Очень странно. Я обернулся вокруг себя и поглядел по сторонам, тщетно всматриваясь в кустарники. Никого. Так вот и доверяй тайные мысли ящерицам — все разнесут!
— Ты не увидишь меня, Мартин Листер, не пытайся анализировать и эту часть жизни. Некоторые вещи не поддаются объяснению, просто прими происходящее как должное. Я пришел, чтобы помочь тебе. Ты ведь, кажется, так и не нашел свое предназначение?
— Верно, не нашел.
— Страдаешь?
— Скорее в смятении. До своего побега я чувствовал себя слепцом, пребывающим во тьме. Сейчас, благодаря природе и одиночеству, мне стало легче, однако, что делать дальше — загадка.
— Послушай меня, Мартин Листер: мне подвластны все земные существа — прекрасные и уродливые, все природные явления — безмятежные и громоподобные. Я вижу — сердце твое полно храбрости, и однажды оно приведет тебя к Истине. Я готов помочь тебе: можешь принять мой дар или отказаться от него, продолжив дальнейшие искания в одиночестве.
— Что ты предлагаешь?
— «Если кто-нибудь сейчас спросит меня, к чему столько игры, отвечу: я пытаюсь родиться заново, но только так, чтобы получилось лучше». Милорад Павич, «Хазарский словарь».
— Реинкарнация? Как у буддистов?
Он явно знал, чем меня завлечь, еще и забавлялся, цитируя «Словарь». Я несколько месяцев провел в полубезумном состоянии, мечтая об иных мирах, с головой уходя в эскапизм, так что мысль о перерождении сейчас казалась прекрасным решением проблемы.
— Почти. Буддисты верят в колесо сансары и перерождение после физической смерти, а новая сущность им дается на основании накопленной кармы. Я же позволю тебе перерождаться каждые двадцать четыре часа в любое живое существо на свете. Ты не будешь знать, кем станешь и где окажешься на следующий день, решение останется за мной. В случае смерти ты сможешь воскреснуть снова, но не сразу, а только когда часы пробьют конец суток. И еще кое-что: ты сохранишь свое сознание и память, не разучишься читать и писать, лишь не будешь говорить как люди. Уверен, тебя это заинтересует: так ты сможешь отмечать все, что с тобой происходит. Будет что рассказать, когда снова станешь человеком.
— Звучит необычно, ты как будто читаешь мои тайные желания. О человеческом облике я и хотел спросить. Как мне вернуть его? Было бы опрометчиво доверить самое ценное тебе, невидимому существу.
— Не сомневайся, я предпочитаю честную игру. Ты сможешь снова стать человеком только когда найдешь смысл жизни, разберешься в том, что действительно делает тебя счастливыми. Просто воскреси мой голос в голове, и я вернусь, чтобы забрать дар.
Конечно, я понимал, что все происходящее в высшей степени абсурдно. Едва ли можно послушаться того, кого не видишь. С другой стороны, я был молод и стар одновременно. С присущим юношеству максимализмом я готов был пожертвовать всем на пути к цели, мне нечего терять. С матерью я был не очень близок, а друзья после учебы разъехались по миру. Если это ловушка, то худшим могла бы быть только смерть, а ее я не боялся, по крайней мере, так мне казалось в ту минуту. Решение было принято.
— Голос, ты следил за мной, ты застал меня в то время, когда я оказался наиболее уязвим перед миром. Ты знаешь, чего я хочу, и, словно Мефистофель, искушаешь меня. Надеюсь однажды увидеться с тобой. Я отдаюсь тебе во власть и принимаю дар. Встретимся через множество превращений.
— Правильный выбор, Листер, можешь гордиться собой. Тогда начнем…
***
К несчастью, я не могу воскресить в памяти все детали первого перерождения. Помню лишь то, как внезапно мир вокруг стал вращаться с немыслимой скоростью, подняв вихрь из сотни оттенков. После тех престраннейших событий я проснулся под корнем дерева. Перед глазами гадюки, Vipera berus, моими глазами, раскинулась ранее нежно любимая поляна.
Сейчас идет 37-й день моего путешествия по мирам, и я опять в новом обличье. Как пройдут следующие сутки? Этого я не знаю. Не знаю я и того, сколько раз споткнусь о коряги и камни, с какими животными и насекомыми вступлю в схватку на пути к Истине. Неважно. Я продолжу идти, ведь познание — это sine qua non моей жизни, то, «без чего невозможно».
Добавить комментарий
Комментарии
Прежде всего хочу отметить интересную идею произведения -- перерождение для поиска истины увлекательно и понятно. У гг классический сплин, его мотивация тоже вопросов не взывает. Суток для понимания маловато, КМК. Слог хорош, отсылки смотрятся чужеродным элементом. Абсолютно фантастический по сюжету Голос, цитирующий "Словарь", вызывает улыбку. Это было бы неплохо в случае шизофрении гг, но если жанр -- магический реализм и Голос существует, можно было бы хотя бы прямо в тексте не пояснять, откуда цитата. Не совсем понятно, зачем гг сохранили умение писать: даже если представить, что лев сможет писать лапой (не говоря уже о гадюке и пауке), то где он за сутки найдет такую возможность? И как написанное возьмет с собой? В целом начало очень заманчивое, но... И все. Сюжет развития не получает -- простого упоминания о том, что гг успел побывать львом, гадюкой и пауком, явно недостаточно. Это не рассказ и даже не зарисовка, это пролог, вступление. Обязательно пишите еще, потенциал очевиден.
Оценка 4
4 балла
К сожалению, философствования не равны реализму. Магический реализм - это обыденность, в которой магия тоже обыденна. У вас герой удивляется голосам в голове (может, это шизофрения?)), но голоса успокаивают. Что немножко раздражало - ссылки, аллюзии и цитаты. Голоса цитируют Павича? Ну это же читая шиза, путь Мартин им не верит.
Поскольку это не рассказ, а начало чего-то большего, высокой оценки поставить не могу.
4 балла
Написано грамотно и местами образно. На этом плюсы заканчиваются. Это точно реализм? По-моему, абсолютно нет.
Стилистика далека от времени повествования и выглядит оттого несколько искусственно, хотя прекрасно бы вписалась, живи герой на век раньше.
Сюжет оканчивается завязкой, и последний абзац, как бы подводящий итог, не выглядит финалом.
4, не выше.
Надеюсь ты действительно объяснишь как умеешь превращаться в животных и судя по всему еще и телепортироваться.
Какой-то ты неприятный, Мартин. Радовался в школе, какой умный, а как столкнулся с реальностью взрослой жизни, то сразу выгорел :’) Либо это какой-то мем о современном поколении, либо чего. Но, наверное, живя среди шотландцев трудно не выгореть, вокруг же сплошь коррупция и вульгарность. (То ли дело львиный прайд!)
Кем работал Мартин я так и не понял, но деньги у него водились. Вообще легко так-то быть отшельником и маргиналом, если не надо думать о том, на что купить еду. Выгорел он, блин.
Нет, ну Голос, конечно, молодец. Превращайся в разных животных пока не найдёшь Истину. Это… Ну так себе задание я тебе скажу, Голос. Я видимо не вижу подоплеки, потому что для меня это звучит как “ешь траву, пока не осознаешь смысл жизни” или “сортируй спички в коробках пока не обретешь покой”. Вероятно, герой вынужден искать смысл этого короткого отрывка, упрятав все “понятное” от глаз читателей куда подальше.
Да уж.
Это не рассказ. Даже близко нет.
И как оценивать?
Ну, давай 3 балла.
Это не рассказ, а начало большого произведения, а потому судить его очень трудно. Язык вы выбрали пафосный и слегка надменный, и тему задали немалую, у героя цель - познать смысл жизни. И что из всего этого вышло? Зачин есть, и все. Описаниый приключений нет. Трансформации героя нет. Смысл жизни он так и не познал. Чувствую себя обманутой.
Еще о языке. Вы задали временную эпоху - 2017 год. Но такое ощущение, что это стилизация более старой эпохи. Есть книги и библиотеки, из развлечений - кино. Я бы сказала, что ни о каком современном мире нет и намека. Много мелких деталей, но нет целостности. Я не понимаю, что вы хотели сказать этим текстом. Он тяжелый, с претензией на философичность, но абсолютно пустой в плане событий, развития, главной идеи.
Поэтому от меня 3 балла.
Вот и получается, что вы свой отличный и качественно написанный текст приравняли к рекламе.
Моя оценка: 5 баллов.
Но в рассказе мне было неуютно. В нем холодно и веет надменностью. Несчастного героя, видите ли, окружают ужасные люди, которые «растят ребятишек, два раза в неделю занимаются любовью, навещают родителей, по воскресеньям ходят за покупками, в кино — по субботам», а сам он такой весь из себя на белом коне, прочитал много книг, знает латинские названия всего на свете и вот, поди ж ты, мается вопросами философскими. Так и хочется спросить голосом графини Вайолет Кроули «Вы там не мерзнете на вершинах своих моральных устоев?» Для юношеского максимализма, впрочем, нормально такое отношение к миру, да. Для зрелого героя – странно и сразу отталкивает, превращая из положительного в отрицательного.
Мне кажется, рассказ очень заискрился бы и ожил, если в него добавить описания ощущений героя, когда он находится в разных телах. Что он видит? Как двигается? Что чувствует? Как ест? Охотится? Какие инстинкты просыпаются? Хотя бы глазами одного животного. А лучше двух. Сравнить с человеческим поведением, сделать какие-то выводы. И вот оно – пресловутое развитие героя. И это было бы очень интересно. В самом начале ведь есть на эту линию намек, а потом бац такое: «Да и какой в этом смысл» и опять что-то высокопарное про истину с большой буквы.
Моя оценка: 4
Решил прочитать этот рассказ после Вашего комментария.
Готов подписаться под каждым Вашим словом.
Высокомерно-эгоистичный герой смотрит на простых людей как на насекомых, кичится ограниченным набором знаний и неуникальной жизненной позицией, не живёт, а существует. И выходит, что это он насекомое (забавно, а ведь ему скорее всего придётся физически пережить такое воплощение).
Насчёт отрицательного персонажа тоже в точку. У меня даже промелькнула мысль «обычно я таких делаю отрицательными».
И по развитию плюсую (кажется, это заметили все). Даже необязательно было бы расписывать день в «шкуре» животного, достаточно было бы показать мысли. Или герой в своём поиске стал настолько тупым, что тридцать семь дней в тридцати семи обличиях для него пустота?
Оценки не будет. Комментарий автору на размышление (хотя прям предвижу его/её ответ).
и
"У меня даже промелькнула мысль «обычно я таких делаю отрицательными»."
Как там говорят? Красота в глазах смотрящего? Вероятно, и здесь так же. Вы как автор в своих текстах делаете подобных героев отрицательными, - вам так нравится. Но разве ж это значит, что конкретно данный перс здесь отрицательный?
Ну, так-то ему всего 22 года. Как раз юношеский максимализм и рулит. Он видит, куда после универа укатится его жизнь, и не хочет себе такого щастья.
Я надменности особой не узрела тут.
Поэтому надменность в данном контексте - это и есть не желание разобраться в проблеме, а огульно всех окрестить недостойными своего общества и самоудалиться из него. Ну, как говорится, и скатертью дорога, мир немного потерял.
С тем, что рассказ оборвался в самом начале, не показав развития героя, я не спорю. Но вот с тем, что он высокомерный только потому, что не хочет жить по привычному для всех шаблону "работа-дети-пьянка" , я не согласна. Т.е. это уже чисто ваше читательское восприятие. Но может быть ведь и другое. Благодаря вот этим его словам: "извечные вопросы: для чего мы живем? к чему нам стремиться? что важнее: рождение или смерть?" - я считаю, что молодой человек находится в первом своем кризисе личности. Жить по-старому не хочет, а как по-новому, еще не знает.
А это значит, тут есть о чем говорить, т.е. вопрос, положительный он чел или отрицательный, - дискуссионный. Или такой подход вы бы тоже отнесли к "высокомерному"?
п.с. я - не автор, если чо ))
Есть фильм «Выживут только любовники». Там главный герой вампир Адам также страдает от невежества современных людей. А его жена вампирша Ева, напротив, живет в свое удовольствие, увлечена литературой и, похоже, мало обращает внимания на несовершенство этого мира. То есть один мир, но две разные реакции на него. Адам достоверно показывает Еве причину своей хандры. Например, приводит ее на автомобильную парковку, где еще 100 лет назад блистал грандиозностью великолепный театр. Ева понимает Адама, зритель понимает Адама. Ни у кого вопросов нет. Потому что в фильме не просто голые рассуждения о том, как все плохо, а действительно показано как все плохо. То есть обозначен конфликт героя и даже показывается его решение (Ева дарит Адаму в конце фильма жутко ценную лютню, Адам передумывает умирать).
Я не говорю, что автору надо было в рассказе найти спасительную «лютню» для своего героя. Это, действительно, для еще 22-летнего молодого человека задача непосильная (я про героя, конечно же, а не про автора). Но на «парковку»-то автор же мог привести своего читателя. Ведь герою уже 22 года, и он вполне способен объяснить свои чувства. Но не стал. Пусть, мол, сами догадываются и так все ясно. Ну а мне вот - нет. Я не понимаю почему растить детей – это вульгарно.
Еще я подумала, что вот если бы вообще у героя не было обвинений людей непонятно в чем, а просто герой задавался бы экзистенциальными вопросами, то было уже хорошо и понятно.
так он у меня высокомерно-отрицательным оказался не из-за своего личного опыта
[А личный опыт выражен в том, что вы считаете высокомерными тех, кто не любит детей :)) Один из вариантов. Всё очень условно, конечно же. Но наши личные предпочтения чаще всего проецируются и на книжных героев, и на реальных людей )
[А личный опыт выражен в том, что вы считаете высокомерными тех, кто не любит детей :))
Нет. А тех, кто
Цитирую ЕленКа:
мог (в силу четко обозначенных возраста, образованности и интеллекта) раскрыть свой образ и чувства перед читателем, но, получается, что не захотел.
Мне очень понравился авторский слог, язык. Очень понравились сравнения и отсылки ко многим известным литературным произведениям. Очень понравилась задумка (на мой взгляд, она бы вообще могла стать основой для хорошего философского романа). Но не очень понравилась реализация. Ставлю за эту работу 7 баллов.
Текст оставил в замешательстве. Чувствуется идея и философская основа, но совсем не чувствуется сюжет и целостность персонажа. Например, ваш герой - лингвист, но его душевным метаниям и манере повествования больше подошла бы специальность то ли философа, то ли филолога, то ли вообще ботаника или зоолога. Сюжета сильно не хватило, читать немного скучно, вы будто очень долго и постепенно "разгоняетесь" перед основным действием. Однако, на мой взгляд, у истории есть потенциал.
PS в начале есть обещание:
Цитата:
Мы узнаем, как повествователь стал пауком-крестовиком, но так и не узнаем, каким же образом этот паук-крестовик рассказывает свою историю. Это просто маленькое дополнительное замечание :) Желаю успехов!Понимаю, звучит странно, к тому же встает вопрос: как я рассказываю все это? Сейчас объясню.
Ставлю 4 балла.
Что ж вы, автор, бросили рассказ-то? Он ведь только-только начался.
Если сформулировать коротко, то это рассказ о том, как молодой парень получил дар превращаться в разную живность. И?.. Финал-то где? Конфликт в чем выражен? А также где развитие - и персонажа, и самой истории?
Сильно сожалею, но больше 5 поставить не могу.
Уважаемый читатель!
При подсчёте учитываться будут баллы только зарегистрированных пользователей, оценивших не менее десяти работ. Голосовать за собственные конкурсные произведения и раскрывать тайну авторства нельзя, но участвовать в голосовании авторам — необходимо.
Помним:
► 1 – 3 балла: – работа слабая, много ошибок;
► 4 – 6 баллов: – работа средненькая, неинтересная, или плюсы «убиваются» неоспоримыми минусами.
► 7 – 8 баллов: – работа хорошая, требуется небольшая доработка
► 9 – 10 баллов: – работа хорошая, интересная.