Всего произведений – 5242
Несостоявшйся прием
Новенький синий электробус тихо и плавно зарулил на остановку. Будущее наступило. Под днищем автобуса подсветка, кнопка открывания дверей подмигивает зеленым огоньком, внутри кондиционер. Все здорово, но до тех пор, пока не попадется начинающий водитель. Сидит себе за стеклом и управляет, как будто всю жизнь дрова возил, а не людей. Тогда стоя ехать невозможно. Бурчу себе под нос и сажусь на сиденье у первой входной двери, чтобы видеть далеко вперед. Есть такой прием от укачивания: смотреть прямо. А смотреть есть на что.
Сильно клонит в сон, но спать себе не даю. Рядом сидит старушка. Делаю вид, что смотрю в окно справа, а сама рассматриваю ее.
В глаза бросилась ее серая вязаная кофточка, по которой вышиты красные мелкие цветочки. Видно, что старенькая. И бабушка, и кофточка. Потертая сумка лежит на коленях, а руками она ее прижимает к груди. На голове шляпка, маленькие бусинки-сережки в ушах, а на глазах — солнцезащитные очки без одной дужки. И в этом всем бабушка сидела с прямой спиной и гордым взглядом. Про взгляд я додумываю, глаз не видно, просто от нее самой исходила уверенность в себе.
Насмотрелась на нее и еще больше захотелось спать. Грустное зрелище. Старость, бедность. Все-таки покемарю. Вот только мост проедем. Люблю Живописный мост над Москвой-рекой.
Да что ж за водитель сегодня! Где их учат? Надо будет жалобу написать.
В сон я провалилась аккурат на мосту. И снится мне комната, примерно двадцать пять квадратных метров, много света от ламп на потолке. Народ в количестве человек пятнадцати толпится, как в коридорах МФЦ.
О, а вот и моя соседка по автобусу рядом со мной, опять прижимает к себе сумочку и очки не снимает. Интересно, какие у нее глаза? Маленькие, узкие, карие?
Слышу стук шпилек по кафелю. Идет молодая девушка в строгом черном костюме и объявляет таким же строгим голосом:
— Вас всех скоро примут. Будут вызывать. Ожидайте.
И осталась стоять на месте.
Народ засуетился. Вызвали первого человека, имени я не расслышала из-за шума в ушах.
Моя же старушка подошла к девушке на шпильках, сняла очки, положила их в сумочку и стала о чем-то говорить с ней. Ну вот, началось, думаю, как в поликлинике, мне, дескать, только спросить. Вечно они лезут. Так, ну а я куда спешу? Я даже не знаю, где я и зачем, да еще и во сне, а уже претензии появились и злость на бабушку, что лезет без очереди. Знать бы куда лезет и что себе выпрашивает, и на меня рукой зачем-то показывает. Любопытство взыграло. Мой сон, а не все показывают.
Затем старушка достала из сумочки черно-белую фотографию, показывает и потом к груди прижимает. Трясущимися руками в воздухе какие-то фигуры выписывает.
Ничего не понимаю. Пойду в окно посмотрю. Окна нет, двери нет, ничего нет. Скамейка без спинки есть, посижу. Ну и сон, могли бы хоть кулер с водой организовать. Во рту сухо, как будто песок на зубах скрипит.
Кажется, снова задремала на этой скамейке. Во сне? Задремать? Вот это я устала. Ну, допустим, задремала во сне и проснулась от того, что девушка на шпильках положила мне руку на плечо и говорит:
— Сегодня вас не примут, пора уходить.
— Уходить? Да ладно, в какую дверь не подскажете?
***
Лежу на животе в неудобной позе, все тело стало тяжелым, как каменный валун. Я снова в автобусе, только теперь он весь скукожился. Желтый поручень упирается мне в нос. Надо развернуться, попробовать вылезти, руки ноги чувствую. Кое-как повернула голову и встретилась глаза в глаза со своей соседкой пассажиркой.
Шляпки на ней не было. Глаза открыты и огромные космически-темные зрачки смотрели на меня пустотой. Старушка улыбалась. Старенькая кофточка с мелкими цветочками порвалась на рукаве.
До сих пор я не научилась различать звуки сирен скорой, милиции и пожарной, но, кажется, сейчас звучали все.
Попытки вылезти я оставила, дотянулась свободной рукой до маленькой руки старушки. Кожа у нее сухая, как бумага для китайской живописи. Я смотрела ей в глаза. Они, оказывается, светло-серые, и мне стало стыдно, что там, в белой комнате, я плохо думала о ней. Полным песка ртом я изо всех сил пыталась сказать «простите!», но наружу вырывалось что-то воющее.
Я уронила голову на пол или крышу и краем глаза увидела сумку, из которой выглядывали очки без одной дужки.
Чертовски больно. Больно где-то в том месте, где у человека должна быть душа.
Добавить комментарий
Комментарии
В таком малом объёме каждое ружьё обязано выстрелить. Здесь же присутствуют описания цепляющие, интересные, но они лишь ради красивости.
На самом деле сюжет развить можно, связать детали с действием, прибавить старушке мотивации к её протекции за незнакомку. И определиться с временем повествования (чехарда эта ужасно отвлекает).
Пока 5.
Если честно, мне не очень понятен данный рассказ в роли конкурсной работы, поэтому я затрудняюсь его оценивать наравне с предшествующими произведениями. Только после завершения истории я смогла избавиться от чувства недоумения, уловить суть и сгенерировать образ в голове. Комментатор ниже упомянул, что читателям не нужно ничего разжевывать, однако данная формулировка не совсем верна. Читатель способен в полной мере воспринимать и поглощать информацию только в том случае, когда текст правильно сконструирован и оформлен. В вашем же случае все довольно обрывисто и неоднозначно. В повествовании нет плавности, словно оригинал текста сократили донельзя, а предложения насильно заставили друг с другом дружить.
Что касается самой идеи. Если вы хотели вызвать жалость - у вас получилось. Концовка печальная, я думаю, на каждого читателя повеяло грустью. Но если вы хотели вызвать у зрителя сострадание, стоило подойти к задумке более щепетильно. Читатель не будет сопереживать пожилой даме, потому что у нее серая вязаная кофточка с красными мелкими цветочками, бусинки-сережки и светло-серые глаза. Не будет сопереживать героине, если та страдает кинетозом и любит мост над Москвой-рекой. Это так не работает. Информации недостаточно для того чтобы обозревающий проникся действующими лицами. Имена, характеры, жизнь - все покрыто завесой тайны. К таким протагонистам читатель ничего не испытывает, кроме вынужденной жалости.
А ещё не бойтесь убирать из текста детали, которые не несут смысловой нагрузки. Например, «Будущее наступило», «Примерно двадцать пять квадратных метров», «Тогда стоя ехать невозможно». Это абсолютно ненужная информация. Заместо нее можно было бы раскрыть личности героев.
А вот что мне понравилось, так это внимание к деталям. Описание электробуса, окружения. Мне нравится, когда авторы нанизывают на нить сюжета жемчуг в виде приятных дополнений, которые оживляют атмосферу.
Хочется пожелать вам не останавливаться на достигнутом и совершенствоваться. У вас обязательно все получится! А пока что...
4 балла.
Так вкусно сделаны детали - и... ничего.
Дорогой Автор, я в курсе, что в сети сейчас рассказом называют всё подряд, и в качестве зарисовки Ваш текст - интересный. Хорошие описания, хороший язык. Но я придерживаюсь тех взглядов, которые мне привили Некоторые Редакторы: рассказ должен содержать завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
и да, здесь есть детали, которые сами по себе были бы хороши, если бы играли на сюжет или восприятие героини. Кожа как китайская бумага, Живописный мост. Но сюжета не случилось, а героиня не раскрыта.
Сон как отражение реальности - "сегодня вас не примут" - хорошая деталь, но... но.
Пока оценка четыре - исключительно из-за описаний ))
Итак. Девушка едет в электробусе, в мыслях иронизируя на тему «наступившего будущего». Так как чудо техники описывается подробно, с нетерпением жду, как всё это сыграет в дальнейшем (спойлер: никак).
Чтобы не уснуть, девица рассматривает сидящую рядом старушку. Так как детально описывается внешность и одежда старушки, жду, как это сыграет в дальнейшем.
Всё же героиня уснула. Из четырех тысяч знаков (без пробелов) - полторы тысячи тратится на описание её сна. Суть которого заключена в одной фразе: «Сегодня вас не примут, пора уходить».
Проснулась\очнулась героиня в перевернутом автобусе. Старушка ожидаемо (для читателя) погибла, девушка (ожидаемо) жива.
Подробное описание одежды оказалось нужным лишь для того, чтобы констатировать: «Старенькая кофточка с мелкими цветочками порвалась на рукаве». Вопрос: если бы это была новая блузка в крупных цветах, она бы не порвалась?
Далее девушка, попавшая в аварию, на инстинктах, надо полагать, трогает старушку: вдруг она живая? Но чувствует, что: «Кожа у нее сухая, как бумага для китайской живописи». Тут вот, конечно, я бы долго и с удовольствием поёрничала, но лучше объясню. Почему именно в этой ситуации на ум человеку не могло прийти сравнение с бумагой, тем более для живописи, тем более для китайской (!)
О том, что девушка как-то взаимодействует в жизни с бумагой, тем более что она художник – в тексте нет ни слова. Что для неё имеет принципиальное значение качество бумаги (русская, английская, китайская) – тоже. Первая четверть текста была посвящена наступившему будущему с электробусом и подсветкой под днищем. Вторая четверть – текстильной промышленности. Притянуть к китайской живописи Живописный мост не удастся абсолютно точно. Ибо это разные весовые категории. Смеюсь ))
Но китайская бумага, пришедшая на ум чудом выжившей пассажирке – это ещё ничего… Она ведь ещё и цвет глаз у умершей соседки разглядела. И что шляпки на ней не было. И даже вспомнила сон! И даже испытала стыд за свои сонные мысли! И всё это в состоянии стресса, когда во рту песок, а вокруг стоны и крики.
Это всё псевдопафос, автор. И натужное выбивание жалости из читателя. Больше ничего в этой мини нет.
Фабула: героиня уснула в автобусе, который попал в аварию. Сидящая рядом старушка погибла, а героиня осталась жива. Вы об этом хотели рассказать? Нет? Тогда сформулируйте сюжет вашего рассказа одним предложением. По формуле: герой – событие – финал.
«Моя история о девушке, которая , и всё это привело ».
Сейчас моя оценка 2.
Это не рассказ, увы, это зарисовка, в ней нет завершения, нет развития.
Оригинальности какой-то или вотэтоповорота, к сожалению, тоже нет.
3 балла
У вас получилась зарисовка, которая, впрочем, могла бы считаться полноценным рассказом. Если бы в тексте наблюдалось развитие героя, его изменение. Сейчас этого нет – заснула девушка (очень удачно, момент трагедии пропустила), потом ее вернули к жизни. А почему, зачем? С какой стати старушка ходатайствовала за нее? Какие были основания именно эту девушку не «принять»? У нее остались важные незавершенные дела? Какие? Она просто слишком молода и не пожила еще толком? Так мало ли молодых умирает? Да и старушке бы хоть несколькими словами с героиней перемолвиться, чтобы имелись потом основания для ходатайства.
Кстати, так уж, попутно, удивлюсь фразе: «Потертая сумка лежит на коленях, а руками она ее прижимает к груди». У старушки колени и грудь слились?
А самое главное – вы не сотворили кульминацию, хотя к ней практически всё подготовлено. Вот эти последние слова про душу. Если бы в начале было сказано о том, что героиня не верит в существование души или в загробный мир, то фраза в конце символизировала бы четкое изменение ее мировоззрения. И стало бы понятно, что трагедия в жизни героини произошла не случайно, была нужна. А так – нет этого.
Потенциал, конечно, есть, но для того, чтобы получился реально хороший рассказ, нужно текст доработать.
Успехов вам, автор!
Пока что – 4 балла
В целом автор хорошо погружает читателя в момент: взгляд от первого лица, детали, комментарии героини, ее чувства, реакции. Все очень живо визуализировано. Стилистически умело передана разговорная речь, мысли человека, внутренний диалог.
Претензии героини к плохой организации сна позабавили. Плюс они хорошо перекликаются с характером персонажа: на неумеху-водителя она тоже планирует пожаловаться.
Финальные фразы вроде простые, но уместные и ставят нужную точку.
Из минусов - периодическое перескакивание из настоящего времени в прошедшее и обратно (имеется в виду грамматическое время). Настоящее время здесь уместнее, и хорошо бы остановиться на нем. Но этот недочет лечится быстро и элементарно.
Спасибо автору! Моя оценка: 9 баллов.
Для готового произведения слабо.
Оценка - 2 балла.
Тут скорее не рассказ, а зарисовка. Поездка на автобусе, которая оборачивается аварией, а для героини - сном, из которого она выбирается живой, а ее соседка по автобусу - нет. В целом написано хорошо, но это все равно зарисовка, и еще и слезодавительная. Бабушка обязательно гордая, бедная, интеллигентная, и нам ее как бы уже за это должно быть жалко. Но ведь если бы она была некрасивая, шумная, грубая, разве мы не должны были бы ее пожалеть тоже?
Героиня говорит в конце, что ей больно. За бабушку? Или за остальных людей тоже?
Да, очень печально, но что за этим всем? Как зарисовка - отлично, как рассказ - нет ни развития, ни персонажей, ни идеи. За хороший язык и умение играть на чувствать поставлю 5 баллов.
Вы затронули много тем, я половину повествования (не могу не вставить, что оно настолько живое, что не покидало ощущение, будто я слушаю знакомую/подругу) ждал, когда же появится та главная. На моменте со сном и мостом всё стало понятно (к сожалению, в прошлом месяце в Петербурге был такой случай). Выявилась тема, оформилась идея.
Цитата:
Эта фраза мне тоже не понравилась, но да ладно.Грустное зрелище.
Процитирую предыдущего комментатора:
Цитата:
С этим тоже согласен.Реализация замысла тоже достойная. Автор не разжевывает, не объясняет, а дает возможность читателю самому догадаться о том, что произошло.
Пока без оценки. Будет позже. Скорее всего высокая.
Замысел, если я его правильно понял, просто на «отлично». А, с другой стороны, сколько читателей, столько и пониманий прочитанного. И это хорошо!
Реализация замысла тоже достойная. Автор не разжевывает, не объясняет, а дает возможность читателю самому догадаться о том, что произошло. Это рискованно. Сейчас читатель порой любит, чтобы ему все разжевали, да еще на ложечке преподнесли.
Замечания есть. Например, не могу согласиться с фразой «И в этом всем бабушка сидела с прямой спиной и гордым взглядом». Психологи давно установили, что прямой порядок слов в предложении лучше всего.
Также не понравились последующие фразы «Грустное зрелище. Старость, бедность». Какое же оно грустное, если спина прямая и гордый взгляд?
Но несмотря на мелкие придирки ставлю этому рассказу высшую оценку. За настроение, за эмоции, за то, что не разжевывал. В общем, автору успехов в творчестве!
Мой оценка 10.
Психологи давно установили, что прямой порядок слов в предложении лучше всего.
А литературоведы утверждают, что порядок слов определяет автор сообразно тем задачам, которые он перед собой ставит.
Это я к тому, что утверждения психологов хороши только на сеансе у них в кабинете. А в литературе свои законы. И на порядок слов в тексте желательно смотреть именно с позиции литературы.
Уважаемый читатель!
При подсчёте учитываться будут баллы только зарегистрированных пользователей, оценивших не менее десяти работ. Голосовать за собственные конкурсные произведения и раскрывать тайну авторства нельзя, но участвовать в голосовании авторам — необходимо.
Помним:
► 1 – 3 балла: – работа слабая, много ошибок;
► 4 – 6 баллов: – работа средненькая, неинтересная, или плюсы «убиваются» неоспоримыми минусами.
► 7 – 8 баллов: – работа хорошая, требуется небольшая доработка
► 9 – 10 баллов: – работа хорошая, интересная.