Синий Сайт
Всего на линии: 462
Гостей: 460
Пользователей онлайн: 2

Пользователи онлайн
Liuart
Rasvet

Последние 3 пользователя
ANYONE
Iori_hinata
Storyteller

Сегодня родились
Fahrengeit Zileph

Всего произведений – 5065

 

Экскурсия

  Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Нико Кнави
Проза
-
Фантастика,Юмор
G
рассказ
-
закончен
конкурс «Ох уж эти штуковины»

 

Экскурсия

В музее архитектуры и скульптуры имени Скуратова стоял шум и гам. Экспонаты и стены будто стушевались и всем своим видом старались показать, что они совсем ни при чём и вообще случайно здесь находятся.

Весь этот немузейный шум производила толпа подростков в главном холле. В ожидании экскурсии они хохотали, шутили, носились, словом, делали всё, что положено детям.

Вдруг рядом с ними возникла женская фигура. Голубоватая и прозрачная.

— Это что за галдёж в приличном месте! — проорала она, и все разом замерли.

Стало так тихо, будто кто-то нажал тайный выключатель шума.

— Позор на мою виртуальную голову! Вовочка, а ну, прекрати подгружать мне вирус!

— Простите, Марьванна, — пискнул кто-то, но точно не Вовочка.

Марьванна была фигурой знаменитой. В двадцать четвёртом веке виртуальные личности не считались такой уж редкостью, но они казались всего лишь продвинутыми ИИ в сравнении с Марьванной. Мало кто знал, как именно её создавали, но кто бы её ни проектировал, он точно был гением.

Уже лет двадцать Марьванна заменяла всех классных руководителей в экспериментально-прогрессивной школе №8 мета-города Нью-Мытищи. Дети свою классную обожали и уважали, хоть она была полностью виртуальной. И побаивались — её возможности связываться с родителями и любыми органами, имеющими отношение к человеческим особям до восемнадцати лет, ограничивались только скоростью сети.

— Марьванна, что-то вы долго, — послышался басовитый, уже почти мужской голос.

— Да пока по всем портам протиснешься... — пробормотала она, поправляя виртуальную юбку. 

Конечно, Марьванна не могла опоздать. Просто дала детям возможность побеситься, чтобы во время экскурсии и хождения среди бесценных экспонатов они бесились чуть меньше.

— Так, котики, ведём себя прилично. Пошумели и хватит. Маша, заинька, хватит держать тапочек, он тяжёлый.

Маша ойкнула и поставила на мраморный пол устройство странной формы. «Тапком» его назвали, когда в чью-то светлую голову пришло, что именно на него оно и похоже. «Тапки» возили на все внешкольные мероприятия — за пределами школы Марьванна не могла появляться везде, где ей заблагорассудится.

Когда эти сложные устройства только появились, хитрые дети думали, что если «тапок» не включить, Марьванна не сможет следить за ними. Но большая череда нагоняев от родителей, школы, полиции и городского отдела образования убедила их, что это не так. Виртуальную классную было не провести: браслеты-коммуникаторы, которые носили все, всегда и везде, позволяли ей следить за подопечными и без «тапка». Дети могли, конечно, снять коммы, но... Кто в здравом уме такое сделает? Нет коммов — нет дополненной реальности и доступа в мета-сеть. Что сокращало возможности повеселиться и подурачиться почти до нуля.

— Котики, вот и наш гид. Не орём, не разбегаемся, не ВЗЛАМЫВАЕМ ЛОКАЛЬНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ МУЗЕЯ, ВОВА!

Вовочка состроил невинное лицо и свернул скрытое — никто, кроме Марьванны, не мог этого видеть — виртуальное окно комма.

Гид — из плоти и крови — всех удивил. Не настоящестью, а тем, что сказал:

— По правилам безопасности музея все электронные устройства, в том числе коммы, должны остаться в этом холле.

— Как так? — возмутилась Марьванна: она ведь и была «электронной».

— О, для вас, конечно, сделали исключение, но только для вас.

— Не ноем, котики, — мурлыкала классная, следя, как её подопечные сдают коммы, — за час без сети и допреала вы не умрёте. Чуть больше реальности вам не повредит.

Вскоре класс осматривал архитектурные древности: фрагменты настоящих построек, уменьшенные копии знаменитых зданий, скульптуры и так далее... Гид рассказывал интересно, а уж с замечаниями, вопросами и шутками от Марьванны, экскурсия превратилась почти в шоу.

Сейчас все стояли около огромного экспоната — части старинного жилого дома. Виртуальная табличка перед ней гласила: «Часть здания конца XXI века. Четыре стандартные жилые квартиры по 40 кв. м. Интерьер реконструирован на основании исторических данных».

Для осмотра открыли только одну из квартир, у которой отсутствовала одна из внешних стен. Получалось, что входная дверь теперь вела внутрь — в подъезд и к другим квартирам. А остальная часть экспоната была недоступна. 

Школьники ходили по квартире и щупали предметы — в век виртуальности педагоги считали это особенно важным для детей.

— А из чего тогда строили? — спросил кто-то.

Вопрос интересный. Стены были невероятно толстые, из нескольких слоёв разного материала. Какого? Зачем такие толстые? Для теплоизоляции? Шумоподавления? Прочности?

Объяснения Вовочка пропустил мимо ушей. Он стоял рядом с гид-ботом — такие устройства, наделённые прото-ИИ и стилизованные под симпатичных гуманоидов, катались по музею, чтобы любой, кто захочет, мог задать им вопрос. Вова вбил в поиск «квартира» и делал вид, будто читает статью на вирт-окне бота, а сам украдкой смотрел на стену перед собой.

Точнее, на дверь — странную и непривычную. Она не выезжала из стены, как делали по современным стандартам, а поворачивалась на... Вова не сразу сообразил, как именно устроена древняя дверь, да и не слишком думал об этом. Его волновало другое: она была ОТКРЫТА. А за ней имелась ещё одна дверь. ПРИОТКРЫТАЯ.

Вынести такое душа Вовочки не могла. Первая дверь прямо-таки требовала её закрыть, а вторая — открыть.

Пространство вокруг двери очерчивала виртуальная красная лента «вход воспрещён». Но Вова не был бы самим собой, если бы уже давным-давно не выяснил, что охранные системы в подобных местах иногда частично отключают: никому не хотелось слышать верещание сирен при каждом неаккуратном движении посетителя. Человеческий фактор — вечный инструмент всех хакеров и мошенников. Вовка, конечно, причислял себя к первым.

На его счастье, как раз рядом с запретной зоной стояла Маша и рассматривала древнее устройство. Под ним мерцала вирт-табличка: «"Яндекс.Дом" — одно из устройств управления "умным" домом, древним предшественником метадома».

— Машка, чего читаешь?

Вова подлетел к Маше и так пихнул её, что она оказалась за красной вирт-линией.

— Фу, дурак, ты чего?

Вовка прищурился. Сирены не заверещали, но это ещё ничего не значило — может, охрана уже всё увидела и бросилась сюда. Определять, какие в музее имелись устройства наблюдения, можно было не пытаться: Вова прекрасно знал — вот так с ходу ни один профи не сможет ничего найти. Ещё и без комма.

Вовочка думал. Даже если никто в зале не заметит, что он полез куда не надо, охрана быстро его поймает, и тогда он получит люлей от Марьванны, родителей и вообще всех. Но малюсеньский шанс, что охрана всё прощёлкает, имелся. Не люди они, что ли? Надо попытаться! Вероятность облюления была, конечно, гораздо выше, но когда это останавливало Вовочку? 

Он усиленно подмигивал Маше и пытался без слов объяснить ей, где именно она стоит. Говорить нельзя — Марьванна всё услышит. Но возможность повеселиться не одному упускать тоже нельзя. Ведь Маша, хоть и имела звание отличницы и хорошей девочки, дружила с Вовой с глубокого детства. Нередко она попадала в истории вместе с ним, причём на её репутации это почему-то никак не сказывалось. Нередко выгораживала Вову, что, впрочем, никак не улучшало его репутацию. И нередко — но об этом мало кто знал, кроме, наверное, Марьванны — была зачинщицей их совместных мероприятий.

Маша всё поняла и еле заметно кивнула.

Пока все осматривали квартиру, они бродили порознь. Маша, как положено отличнице, внимательно читала всё, что можно было читать, а Вова забавлялся с гид-ботом.

Когда класс перешёл к следующему экспонату, никто не удивился и даже не обратил внимания, что Маша задержалась около очередной вирт-таблички, а Вова скармливал гид-боту очередной запрос. А когда школьники разгалделись, обсуждая старинную скульптуру, никто не заметил, как заговорщики стали медленно перемещаться к той самой двери. Так железная дева в странных одеждах, которая, по словам гида, задумывалась красавицей, но что-то пошло не так, стала сообщницей Вовочки и Маши. Потому что отвлекла внимание своими белёсыми рыбьими глазами.

— А может, так и задумывалось? — спросил кто-то. — Может, это персонаж из какого-нибудь древнего хоррора.

В этот момент Маша и Вова шмыгнули в запретную зону.

Они хотели сразу закрыть дверь, но не вышло: впопыхах Вовочка не сбросил запрос у гид-бота, и тот помчался следом. Маша быстро протащила гуманоида через проём, и Вова тут же захлопнул дверь.

Послышался тихий щелчок.

— Ой, по-моему, это плохо, — прошептала Маша.

Они оказались в полутьме. Маленькое помещение освещало только вирт-окно гид-бота. Перед Машей и Вовой теперь красовалась абсолютно гладкая стена. Дверь была идеально подогнана по размерам проёма, и если бы не более тёмный цвет, её бы, наверное, никто не смог разглядеть.

— Как мы вернёмся?

— Да ладно, Машка, не ссы. Не выберемся сами — Марьванна заметит, что нас нет. Да она уже...

Вовка распахнул вторую дверь, которая так манила его своей приоткрытостью. Но там оказалось темно, пыльно и пусто.

— Вот же подстава...

— Эта квартира такого же размера, — сказала Маша, обойдя всё помещение.

— Писали же, что стандартное всё. Зачем тогда целых четыре квартиры, раз в них пусто?

— Может, обставят позже? Или сделают мета-экспонат с допреалом. Иди сюда. — Маша что-то разглядывала на полу. — Тут какое-то пятно. Пусть бот посветит.

Вова направился к ней. Снова послышался щелчок — вторая дверь бесшумно захлопнулась. Подростки замерли.

— Два раза на одном и том же... Такое мета-дно, хоть из сети себя стирай!

В общем-то, Вова был прав. Хотя, если учесть, что они ни разу не видели таких дверей, а привыкли к обычным, сдвигающимся в сторону при распознавании верифицированного мета-ID, это было простительно.

— Мы же выберемся отсюда?

В голосе Маши Вове послышался страх, и он почувствовал себя как-то неуютно.

***

— Как это «отключили»? — вопрошала разъярённая Марьванна, проклиная собственную бесплотность: ух, вмазать бы сейчас кому-нибудь. — По какой причине?

Отсутствие Вовы и Маши она заметила пять минут назад. И к своему ужасу, не сумела определить момент, когда они пропали. Это могло случиться хоть полчаса, хоть час назад.

Всё из-за «тапка». Его функционал давно требовал доработки, о чём Марьванна неоднократно жаловалась всем, кто имел к этому отношение. В сочетании с коммами и всевозможными городскими сетями недостатки «тапка» не ощущались, но дети оставили свои устройства на входе в музей, а в его локальную сеть Марьванну не допустили.

— Видите ли, Мария Ивановна, — начал администратор музея и вдруг залился краской, — глава сегодняшней смены службы безопасности решила, что... Мне стыдно произносить это вслух, но...

— Но?! — наседала на несчастного Марьванна.

— Она решила временно отключить системы наблюдения, чтобы их излучение не повредило юным растущим организмам, — еле слышно прошептал администратор, покраснев ещё больше.

От удивления Марьванна даже забыла визуализировать реакции — голубая фигура застыла, полупрозрачное лицо стало неживым. На администратора это подействовало сильнее, чем «человеческое» поведение виртуальной личности.

— Мы примем соответствующие меры, уверяем вас, — затараторил он. — Не переживайте, системы уже запущены, мы быстро найдём детей, их коммы здесь, они не покидали здание.

— Излучение? От систем наблюдения? — переспросила Марьванна безэмоциональным, синтетическим голосом ИИ, а потом разбушевалась во всю мощь своей голограммной фигуры: — Это что ещё за пережитки двадцать второго века в современном научном заведении?!

***

— Гляди, тут по-другому, — сказал Вова, посмотрев на захлопнувшуюся дверь. — Какой-то манипулятор.

— На той двери так же было.

— И что это?

Вовка подошёл ближе и принялся рассматривать дверь.

Манипулятор размещался на длинном прямоугольнике, очень тонком: он почти не выделялся на поверхности — то ли был приклеен, то ли врезан в саму дверь. Сам манипулятор, видимо, представлял собой внешнюю часть какого-то устройства. Оно могло быть маленьким, а могло быть и большим: дверь ведь очень толстая, такая же как стена.

— Пимпочка тут какая-то...

Пимпочка располагалась ниже манипулятора и была гораздо меньше.

— Ты ничего не слушал, да? Это «замок». Чтобы дверь кто попало не открыл.

— Может, подёргать?

Прежде чем Маша успела предложить Вове сперва подумать головой, он дёрнул за манипулятор. Дверь не открылась.

— Хм... А может...

Как оказалось, манипулятор легко сдвигался вниз. Но дверь всё равно не открылась.

— Какая вредная штуковина, — пробормотал Вова. — А эта пимпочка...

— НЕ ТРОГАЙ!

— Ладно-ладно, чего орёшь. Давай ждать Марьванну.

Они уселись у стены. Вова хотел разговорами взбодрить Машу, но в голову ему лезли только жутковатые версии появления пятна на полу. Он посмотрел на подругу и подумал, что сейчас такое рассказывать не стоит.

— И долго нам ждать? — грустно, как показалось Вове, спросила Маша.

— Давай поорём. Услышат же, наверное.

— Гид говорил, у этих стен почти абсолютная звукоизоляция.

— М-да-а...

— А были бы коммы, могли бы сказать, где мы.

Взгляд Вовы упал на гид-бота, застывшего перед ними в ожидании запроса.

— Он же подключён к сети музея! Может, получится взломать?

Через час Вовке пришлось констатировать, что защиту гид-ботов и локальной сети музея создавал гений не хуже него самого. Но он старался не унывать.

— Если у них нормальные безопасники, то попытку взлома заметят и станут всё чекать. Но Марьванна точно быстрее нас найдёт.

— Вова, мы тупые! — воскликнула вдруг Маша, вскочила и подошла к двери.

Потом сдвинула манипулятор вниз и... не стала тянуть, а толкнула от себя. Дверь открылась. Маша рассмеялась.

— Вот мы нубы! Они открываются наружу!

— Не похоже на наружу, — буркнул Вова. — И эту дверь вряд ли получится открыть, — заметил он, глядя на первую дверь, которую в спешке так глупо захлопнули.

— В базе данных музея должна быть инфа, — сказала Маша, и они принялись пичкать гид-бота запросами.

— «В конце двадцать первого века девяносто процентов дверных замков открывались с помощью ключа», — прочитал Вова кусок статьи. — Во, ключ! Только какой? Криптоключ? Квантовый? Хотя какие квантовые ключи в двадцать первом веке, от австралопитеков же недалеко ушли.

— Голосовая команда? Раз тогда уже делали «умные» дома.

— Думаешь, их умные дома реально были умными? Смотри, тут дырка.

— Может, для распознавания лица или сетчатки глаза?

— А в двадцать первом веке такое уже было? — Вова наклонился и посмотрел в дырку. — Ничего не видно.

— Да нам всё равно это не поможет, мы же не хозяева. И если это сенсор, как-то он совсем низко.

— Для детей? — предположил Вова и принялся снова осматривать вторую дверь, которую предусмотрительно подпёрли его ботинком, чтобы случайно не закрылась. — И питание, наверное, сдохло... А для чего эта пимпочка всё-таки? — спросил он и крутанул её, прежде чем Маша успела хоть слово сказать.

Из казалось гладкой поверхности на ребре двери вдруг выскочил с десяток штырьков.

— Жесть, зачем в жилом доме ловушки в стиле епитских пирамид!

— Египетских, — поправила Маша с тоном школьной исторички. — Смотри, а тут в стене углубления.

Вова задумался, разглядывая штыри и пазы.

— Я понял, всё это — «замок»! Крутишь пимпочку, штыри входят в дырки и всё — дверь закрыта. А вот эта маленькая фигня зачем? — он ткнул в небольшую выпуклость над штырями.

Выпуклость сдвинулась и «утонула» в двери.

Через две-три минуты манипуляций, верчения пимпочки и небольших экспериментов, выяснилось, что выпуклость срабатывала при захлопывании и закрывала дверь, даже если пимпочка стояла в исходном положении.

— Гениально! — восхищался Вова. — Австралопитеки — и такое придумали! Крутая штуковина этот их «замок»!

— И что? Мы-то всё равно заперты.

— Должен же был существовать какой-то способ для нубов, которые не могли открыть дверь.

— Да как бы хозяин не открыл дверь! Ключи же были! Даже если в виде древнего голосового управления.

— Ну, их электроника наверняка часто сбоила. Или могли, например, взломать систему и сменить ключи. Спросим у бота.

Поиск долго ничего не давал, но наконец нашёлся релевантный результат.

— Какое-то эм-чи-эс вызывали, — прочитала Маша.

— Фирма изготовления замков? — предположил Вова. — «Маленькие чокнутые системы». Смотри, тут написано, эмчиэс вызывали, если ситуация угрожала жизни, а человек не имел при себе ключа, и его родные или друзья не могли привезти запасной. Привезти... А ключ, что ли, был... ФИЗИЧЕСКИЙ?

Подростки уставились друг на друга. В их картине мира такие ключи отсутствовали. Они знали квантовые, генетические, ключи со смешением алгоритмов, сенсорные или голосовые, хотя эти давным-давно устарели. Но чтобы такие...

— То есть этот замок совсем механический? — Вова снова посмотрел на дверь, и взгляд его упал на отверстие, которое, как они сначала подумали, предназначалось для древнего сенсора. — Так если ключ был физический, может, его пихали в эту дырку?

***

— Сколько ещё ждать этого вашего специалиста?!

— Он едет, Мария Ивановна, едет. Просто был на другом конце Нью-Мытищи. Физического Нью-Мытищи, — уточнил администратор, вспомнив, что у виртуальной Марьванны дорога с одного конца города на другой занимала доли секунды.

— Я уже изучила всё, что известно об этих замках и ключах! Дверь открывается очень просто!

— Может быть, Мария Ивановна, но поймите, это чрезвычайно редкий экспонат, таких по всему миру осталось не больше сотни. Если мы что-нибудь повредим...

— А если дети повредятся?!

Марьванна злилась: будь замок хоть с каплей электроники, она бы давно его вскрыла, но сейчас требовались руки. Настоящие руки, которых у неё не было. Она — навороченная виртуальная личность — и ничего не может сделать. Проиграла человеку из плоти и крови. А всё из-за ограниченного «тапка»! С ним одним «органы чувств» Марьванны — всего лишь на уровне человеческих.

Настоящими руками можно было открыть дверь даже без физического ключа, который хранился здесь же, в музее. Но никто ничего не смел делать — все ждали специалиста.

— Не переживайте, с кем не бывает, — сказал папа Маши. — Сорок пять здоровых коней, где уж тут за всеми углядеть.

— Со мной не бывает, — вздохнула Марьванна. — Не должно бывать.

Родители, к радости администрации музея, не возмущались и не грозили жалобами во всевозможные инстанции. Просто посмеялись над своими отпрысками. Папа Вовы вообще не стал утруждать себя личным присутствием: директор безопасности крупной компании в прямом смысле заржал как конь, узнав о приключениях сына, и сказал, что так ему и надо, хакеру недоделанному.

Машу и Вову нашли сразу, как только запустили системы наблюдения. Детям ничего не угрожало. Но если бы они потерялись в опасной ситуации...

Марьванна вдруг подумала, что теперь точно добьётся апгрейда своим «тапкам», и ей стало не так грустно.

***

— Прикинь, какой бизнес можно сделать с этими штуковинами! — втолковывал Вова Маше, когда они возвращались домой после облюления. — Это же недоступный мета-системам механизм! Нельзя хакнуть!

— Зато можно выломать.

— Нет, если проапгрейдить и взять современные материалы! И можно не только дверные замки делать. А знаешь, как мы назовём нашу фирму? Эм-чи-эс!

В музее архитектуры и скульптуры имени Скуратова стоял шум и гам.
Экспонаты и стены будто стушевались и всем своим видом старались показать, что они
совсем ни при чём и вообще случайно здесь находятся.
Весь этот немузейный шум производила толпа подростков в главном холле. В
ожидании экскурсии они хохотали, шутили, носились, словом, делали всё, что
положено детям.
Вдруг рядом с ними возникла женская фигура. Голубоватая и прозрачная.
— Это что за галдёж в приличном месте! — проорала она, и все разом замерли.
Стало так тихо, будто кто-то нажал тайный выключатель шума.
— Позор на мою виртуальную голову! Вовочка, а ну, прекрати подгружать мне
вирус!
— Простите, Марьванна, — пискнул кто-то, но точно не Вовочка.
Марьванна была фигурой знаменитой. В двадцать четвёртом веке виртуальные
личности не считались такой уж редкостью, но они казались всего лишь продвинутыми
ИИ в сравнении с Марьванной. Мало кто знал, как именно её создавали, но кто бы её
ни проектировал, он точно был гением.
Уже лет двадцать Марьванна заменяла всех классных руководителей в
экспериментально-прогрессивной школе №8 мета-города Нью-Мытищи. Дети свою
классную обожали и уважали, хоть она была полностью виртуальной. И побаивались
— её возможности связываться с родителями и любыми органами, имеющими
отношение к человеческим особям до восемнадцати лет, ограничивались только
скоростью сети.
— Марьванна, что-то вы долго, — послышался басовитый, уже почти мужской
голос.
— Да пока по всем портам протиснешься... — пробормотала она, поправляя
виртуальную юбку.
Конечно, Марьванна не могла опоздать. Просто дала детям возможность
побеситься, чтобы во время экскурсии и хождения среди бесценных экспонатов они
бесились чуть меньше.
— Так, котики, ведём себя прилично. Пошумели и хватит. Маша, заинька,
хватит держать тапочек, он тяжёлый.
Маша ойкнула и поставила на мраморный пол устройство странной формы.
«Тапком» его назвали, когда в чью-то светлую голову пришло, что именно на него оно
и похоже. «Тапки» возили на все внешкольные мероприятия — за пределами школы
Марьванна не могла появляться везде, где ей заблагорассудится.
Когда эти сложные устройства только появились, хитрые дети думали, что если
«тапок» не включить, Марьванна не сможет следить за ними. Но большая череда
нагоняев от родителей, школы, полиции и городского отдела образования убедила их,
что это не так. Виртуальную классную было не провести: браслеты-коммуникаторы,
которые носили все, всегда и везде, позволяли ей следить за подопечными и без
«тапка». Дети могли, конечно, снять коммы, но... Кто в здравом уме такое сделает? Нет
коммов — нет дополненной реальности и доступа в мета-сеть. Что сокращало
возможности повеселиться и подурачиться почти до нуля.
— Котики, вот и наш гид. Не орём, не разбегаемся, не ВЗЛАМЫВАЕМ
ЛОКАЛЬНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ МУЗЕЯ, ВОВА!
Вовочка состроил невинное лицо и свернул скрытое — никто, кроме
Марьванны, не мог этого видеть — виртуальное окно комма.
Гид — из плоти и крови — всех удивил. Не настоящестью, а тем, что сказал:
— По правилам безопасности музея все электронные устройства, в том числе
коммы, должны остаться в этом холле.
 
— Как так? — возмутилась Марьванна: она ведь и была «электронной».
— О, для вас, конечно, сделали исключение, но только для вас.
— Не ноем, котики, — мурлыкала классная, следя, как её подопечные сдают
коммы, — за час без сети и допреала вы не умрёте. Чуть больше реальности вам не
повредит.
Вскоре класс осматривал архитектурные древности: фрагменты настоящих
построек, уменьшенные копии знаменитых зданий, скульптуры и так далее... Гид
рассказывал интересно, а уж с замечаниями, вопросами и шутками от Марьванны,
экскурсия превратилась почти в шоу.
Сейчас все стояли около огромного экспоната — части старинного жилого
дома. Виртуальная табличка перед ней гласила: «Часть здания конца XXI века. Четыре
стандартные жилые квартиры по 40 кв. м. Интерьер реконструирован на основании
исторических данных».
Для осмотра открыли только одну из квартир, у которой отсутствовала одна из
внешних стен. Получалось, что входная дверь теперь вела внутрь — в подъезд и к
другим квартирам. А остальная часть экспоната была недоступна.
Школьники ходили по квартире и щупали предметы — в век виртуальности
педагоги считали это особенно важным для детей.
— А из чего тогда строили? — спросил кто-то.
Вопрос интересный. Стены были невероятно толстые, из нескольких слоёв
разного материала. Какого? Зачем такие толстые? Для теплоизоляции?
Шумоподавления? Прочности?
Объяснения Вовочка пропустил мимо ушей. Он стоял рядом с гид-ботом —
такие устройства, наделённые прото-ИИ и стилизованные под симпатичных
гуманоидов, катались по музею, чтобы любой, кто захочет, мог задать им вопрос. Вова
вбил в поиск «квартира» и делал вид, будто читает статью на вирт-окне бота, а сам
украдкой смотрел на стену перед собой.
Точнее, на дверь — странную и непривычную. Она не выезжала из стены, как
делали по современным стандартам, а поворачивалась на... Вова не сразу сообразил,
как именно устроена древняя дверь, да и не слишком думал об этом. Его волновало
другое: она была ОТКРЫТА. А за ней имелась ещё одна дверь. ПРИОТКРЫТАЯ.
Вынести такое душа Вовочки не могла. Первая дверь прямо-таки требовала её
закрыть, а вторая — открыть.
Пространство вокруг двери очерчивала виртуальная красная лента «вход
воспрещён». Но Вова не был бы самим собой, если бы уже давным-давно не выяснил,
что охранные системы в подобных местах иногда частично отключают: никому не
хотелось слышать верещание сирен при каждом неаккуратном движении посетителя.
Человеческий фактор — вечный инструмент всех хакеров и мошенников. Вовка,
конечно, причислял себя к первым.
На его счастье, как раз рядом с запретной зоной стояла Маша и рассматривала
древнее устройство. Под ним мерцала вирт-табличка: «"Яндекс.Дом" — одно из
устройств управления "умным" домом, древним предшественником метадома».
— Машка, чего читаешь?
Вова подлетел к Маше и так пихнул её, что она оказалась за красной вирт-
линией.
— Фу, дурак, ты чего?
Вовка прищурился. Сирены не заверещали, но это ещё ничего не значило —
может, охрана уже всё увидела и бросилась сюда. Определять, какие в музее имелись
устройства наблюдения, можно было не пытаться: Вова прекрасно знал — вот так с
ходу ни один профи не сможет ничего найти. Ещё и без комма.
Вовочка думал. Даже если никто в зале не заметит, что он полез куда не надо,
 
охрана быстро его поймает, и тогда он получит люлей от Марьванны, родителей и
вообще всех. Но малюсеньский шанс, что охрана всё прощёлкает, имелся. Не люди
они, что ли? Надо попытаться! Вероятность облюления была, конечно, гораздо выше,
но когда это останавливало Вовочку?
Он усиленно подмигивал Маше и пытался без слов объяснить ей, где именно
она стоит. Говорить нельзя — Марьванна всё услышит. Но возможность повеселиться
не одному упускать тоже нельзя. Ведь Маша, хоть и имела звание отличницы и
хорошей девочки, дружила с Вовой с глубокого детства. Нередко она попадала в
истории вместе с ним, причём на её репутации это почему-то никак не сказывалось.
Нередко выгораживала Вову, что, впрочем, никак не улучшало его репутацию. И
нередко — но об этом мало кто знал, кроме, наверное, Марьванны — была зачинщицей
их совместных мероприятий.
Маша всё поняла и еле заметно кивнула.
Пока все осматривали квартиру, они бродили порознь. Маша, как положено
отличнице, внимательно читала всё, что можно было читать, а Вова забавлялся с гид-
ботом.
Когда класс перешёл к следующему экспонату, никто не удивился и даже не
обратил внимания, что Маша задержалась около очередной вирт-таблички, а Вова
скармливал гид-боту очередной запрос. А когда школьники разгалделись, обсуждая
старинную скульптуру, никто не заметил, как заговорщики стали медленно
перемещаться к той самой двери. Так железная дева в странных одеждах, которая, по
словам гида, задумывалась красавицей, но что-то пошло не так, стала сообщницей
Вовочки и Маши. Потому что отвлекла внимание своими белёсыми рыбьими глазами.
— А может, так и задумывалось? — спросил кто-то. — Может, это персонаж из
какого-нибудь древнего хоррора.
В этот момент Маша и Вова шмыгнули в запретную зону.
Они хотели сразу закрыть дверь, но не вышло: впопыхах Вовочка не сбросил
запрос у гид-бота, и тот помчался следом. Маша быстро протащила гуманоида через
проём, и Вова тут же захлопнул дверь.
Послышался тихий щелчок.
— Ой, по-моему, это плохо, — прошептала Маша.
Они оказались в полутьме. Маленькое помещение освещало только вирт-окно
гид-бота. Перед Машей и Вовой теперь красовалась абсолютно гладкая стена. Дверь
была идеально подогнана по размерам проёма, и если бы не более тёмный цвет, её бы,
наверное, никто не смог разглядеть.
— Как мы вернёмся?
— Да ладно, Машка, не ссы. Не выберемся сами — Марьванна заметит, что нас
нет. Да она уже...
Вовка распахнул вторую дверь, которая так манила его своей приоткрытостью.
Но там оказалось темно, пыльно и пусто.
— Вот же подстава...
— Эта квартира такого же размера, — сказала Маша, обойдя всё помещение.
— Писали же, что стандартное всё. Зачем тогда целых четыре квартиры, раз в
них пусто?
— Может, обставят позже? Или сделают мета-экспонат с допреалом. Иди сюда.
— Маша что-то разглядывала на полу. — Тут какое-то пятно. Пусть бот посветит.
Вова направился к ней. Снова послышался щелчок — вторая дверь бесшумно
захлопнулась. Подростки замерли.
— Два раза на одном и том же... Такое мета-дно, хоть из сети себя стирай!
В общем-то, Вова был прав. Хотя, если учесть, что они ни разу не видели таких
дверей, а привыкли к обычным, сдвигающимся в сторону при распознавании
 
верифицированного мета-ID, это было простительно.
— Мы же выберемся отсюда?
В голосе Маши Вове послышался страх, и он почувствовал себя как-то неуютно.
 
***
 
— Как это «отключили»? — вопрошала разъярённая Марьванна, проклиная
собственную бесплотность: ух, вмазать бы сейчас кому-нибудь. — По какой причине?
Отсутствие Вовы и Маши она заметила пять минут назад. И к своему ужасу, не
сумела определить момент, когда они пропали. Это могло случиться хоть полчаса, хоть
час назад.
Всё из-за «тапка». Его функционал давно требовал доработки, о чём Марьванна
неоднократно жаловалась всем, кто имел к этому отношение. В сочетании с коммами и
всевозможными городскими сетями недостатки «тапка» не ощущались, но дети
оставили свои устройства на входе в музей, а в его локальную сеть Марьванну не
допустили.
— Видите ли, Мария Ивановна, — начал администратор музея и вдруг залился
краской, — глава сегодняшней смены службы безопасности решила, что... Мне стыдно
произносить это вслух, но...
— Но?! — наседала на несчастного Марьванна.
— Она решила временно отключить системы наблюдения, чтобы их излучение
не повредило юным растущим организмам, — еле слышно прошептал администратор,
покраснев ещё больше.
От удивления Марьванна даже забыла визуализировать реакции — голубая
фигура застыла, полупрозрачное лицо стало неживым. На администратора это
подействовало сильнее, чем «человеческое» поведение виртуальной личности.
— Мы примем соответствующие меры, уверяем вас, — затараторил он. — Не
переживайте, системы уже запущены, мы быстро найдём детей, их коммы здесь, они
не покидали здание.
— Излучение? От систем наблюдения? — переспросила Марьванна
безэмоциональным, синтетическим голосом ИИ, а потом разбушевалась во всю мощь
своей голограммной фигуры: — Это что ещё за пережитки двадцать второго века в
современном научном заведении?!
 
***
 
— Гляди, тут по-другому, — сказал Вова, посмотрев на захлопнувшуюся дверь.
— Какой-то манипулятор.
— На той двери так же было.
— И что это?
Вовка подошёл ближе и принялся рассматривать дверь.
Манипулятор размещался на длинном прямоугольнике, очень тонком: он почти
не выделялся на поверхности — то ли был приклеен, то ли врезан в саму дверь. Сам
манипулятор, видимо, представлял собой внешнюю часть какого-то устройства. Оно
могло быть маленьким, а могло быть и большим: дверь ведь очень толстая, такая же
как стена.
— Пимпочка тут какая-то...
Пимпочка располагалась ниже манипулятора и была гораздо меньше.
— Ты ничего не слушал, да? Это «замок». Чтобы дверь кто попало не открыл.
— Может, подёргать?
Прежде чем Маша успела предложить Вове сперва подумать головой, он дёрнул
за манипулятор. Дверь не открылась.
— Хм... А может...
Как оказалось, манипулятор легко сдвигался вниз. Но дверь всё равно не
открылась.
 
— Какая вредная штуковина, — пробормотал Вова. — А эта пимпочка...
— НЕ ТРОГАЙ!
— Ладно-ладно, чего орёшь. Давай ждать Марьванну.
Они уселись у стены. Вова хотел разговорами взбодрить Машу, но в голову ему
лезли только жутковатые версии появления пятна на полу. Он посмотрел на подругу и
подумал, что сейчас такое рассказывать не стоит.
— И долго нам ждать? — грустно, как показалось Вове, спросила Маша.
— Давай поорём. Услышат же, наверное.
— Гид говорил, у этих стен почти абсолютная звукоизоляция.
— М-да-а...
— А были бы коммы, могли бы сказать, где мы.
Взгляд Вовы упал на гид-бота, застывшего перед ними в ожидании запроса.
— Он же подключён к сети музея! Может, получится взломать?
Через час Вовке пришлось констатировать, что защиту гид-ботов и локальной
сети музея создавал гений не хуже него самого. Но он старался не унывать.
— Если у них нормальные безопасники, то попытку взлома заметят и станут всё
чекать. Но Марьванна точно быстрее нас найдёт.
— Вова, мы тупые! — воскликнула вдруг Маша, вскочила и подошла к двери.
Потом сдвинула манипулятор вниз и... не стала тянуть, а толкнула от себя.
Дверь открылась. Маша рассмеялась.
— Вот мы нубы! Они открываются наружу!
— Не похоже на наружу, — буркнул Вова. — И эту дверь вряд ли получится
открыть, — заметил он, глядя на первую дверь, которую в спешке так глупо
захлопнули.
— В базе данных музея должна быть инфа, — сказала Маша, и они принялись
пичкать гид-бота запросами.
— «В конце двадцать первого века девяносто процентов дверных замков
открывались с помощью ключа», — прочитал Вова кусок статьи. — Во, ключ! Только
какой? Криптоключ? Квантовый? Хотя какие квантовые ключи в двадцать первом
веке, от австралопитеков же недалеко ушли.
— Голосовая команда? Раз тогда уже делали «умные» дома.
— Думаешь, их умные дома реально были умными? Смотри, тут дырка.
— Может, для распознавания лица или сетчатки глаза?
— А в двадцать первом веке такое уже было? — Вова наклонился и посмотрел в
дырку. — Ничего не видно.
— Да нам всё равно это не поможет, мы же не хозяева. И если это сенсор, как-то
он совсем низко.
— Для детей? — предположил Вова и принялся снова осматривать вторую
дверь, которую предусмотрительно подпёрли его ботинком, чтобы случайно не
закрылась. — И питание, наверное, сдохло... А для чего эта пимпочка всё-таки? —
спросил он и крутанул её, прежде чем Маша успела хоть слово сказать.
Из казалось гладкой поверхности на ребре двери вдруг выскочил с десяток
штырьков.
— Жесть, зачем в жилом доме ловушки в стиле епитских пирамид!
— Египетских, — поправила Маша с тоном школьной исторички. — Смотри, а
тут в стене углубления.
Вова задумался, разглядывая штыри и пазы.
— Я понял, всё это — «замок»! Крутишь пимпочку, штыри входят в дырки и
всё — дверь закрыта. А вот эта маленькая фигня зачем? — он ткнул в небольшую
выпуклость над штырями.
Выпуклость сдвинулась и «утонула» в двери.
 
Через две-три минуты манипуляций, верчения пимпочки и небольших
экспериментов, выяснилось, что выпуклость срабатывала при захлопывании и
закрывала дверь, даже если пимпочка стояла в исходном положении.
— Гениально! — восхищался Вова. — Австралопитеки — и такое придумали!
Крутая штуковина этот их «замок»!
— И что? Мы-то всё равно заперты.
— Должен же был существовать какой-то способ для нубов, которые не могли
открыть дверь.
— Да как бы хозяин не открыл дверь! Ключи же были! Даже если в виде
древнего голосового управления.
— Ну, их электроника наверняка часто сбоила. Или могли, например, взломать
систему и сменить ключи. Спросим у бота.
Поиск долго ничего не давал, но наконец нашёлся релевантный результат.
— Какое-то эм-чи-эс вызывали, — прочитала Маша.
— Фирма изготовления замков? — предположил Вова. — «Маленькие чокнутые
системы». Смотри, тут написано, эмчиэс вызывали, если ситуация угрожала жизни, а
человек не имел при себе ключа, и его родные или друзья не могли привезти запасной.
Привезти... А ключ, что ли, был... ФИЗИЧЕСКИЙ?
Подростки уставились друг на друга. В их картине мира такие ключи
отсутствовали. Они знали квантовые, генетические, ключи со смешением алгоритмов,
сенсорные или голосовые, хотя эти давным-давно устарели. Но чтобы такие...
— То есть этот замок совсем механический? — Вова снова посмотрел на дверь,
и взгляд его упал на отверстие, которое, как они сначала подумали, предназначалось
для древнего сенсора. — Так если ключ был физический, может, его пихали в эту
дырку?
 
***
— Сколько ещё ждать этого вашего специалиста?!
— Он едет, Мария Ивановна, едет. Просто был на другом конце Нью-Мытищи.
Физического Нью-Мытищи, — уточнил администратор, вспомнив, что у виртуальной
Марьванны дорога с одного конца города на другой занимала доли секунды.
— Я уже изучила всё, что известно об этих замках и ключах! Дверь открывается
очень просто!
— Может быть, Мария Ивановна, но поймите, это чрезвычайно редкий
экспонат, таких по всему миру осталось не больше сотни. Если мы что-нибудь
повредим...
— А если дети повредятся?!
Марьванна злилась: будь замок хоть с каплей электроники, она бы давно его
вскрыла, но сейчас требовались руки. Настоящие руки, которых у неё не было. Она —
навороченная виртуальная личность — и ничего не может сделать. Проиграла человеку
из плоти и крови. А всё из-за ограниченного «тапка»! С ним одним «органы чувств»
Марьванны — всего лишь на уровне человеческих.
Настоящими руками можно было открыть дверь даже без физического ключа,
который хранился здесь же, в музее. Но никто ничего не смел делать — все ждали
специалиста.
— Не переживайте, с кем не бывает, — сказал папа Маши. — Сорок пять
здоровых коней, где уж тут за всеми углядеть.
— Со мной не бывает, — вздохнула Марьванна. — Не должно бывать.
Родители, к радости администрации музея, не возмущались и не грозили
жалобами во всевозможные инстанции. Просто посмеялись над своими отпрысками.
Папа Вовы вообще не стал утруждать себя личным присутствием: директор
безопасности крупной компании в прямом смысле заржал как конь, узнав о
 
приключениях сына, и сказал, что так ему и надо, хакеру недоделанному.
Машу и Вову нашли сразу, как только запустили системы наблюдения. Детям
ничего не угрожало. Но если бы они потерялись в опасной ситуации...
Марьванна вдруг подумала, что теперь точно добьётся апгрейда своим
«тапкам», и ей стало не так грустно.
 
***
 
— Прикинь, какой бизнес можно сделать с этими штуковинами! — втолковывал
Вова Маше, когда они возвращались домой после облюления. — Это же недоступный
мета-системам механизм! Нельзя хакнуть!
— Зато можно выломать.
— Нет, если проапгрейдить и взять современные материалы! И можно не только
дверные замки делать. А знаешь, как мы назовём нашу фирму? Эм-чи-эс!
e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
# byntuhhhf 10.04.2022 08:04
Рассказ чуть отредактирован и немного сокращён :) Спасибо всем комментаторам ещё раз!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Serpens_Subtruncius 24.02.2022 17:02
Мне понравился рассказ. И гаджет, и идея вернуть замки "от австралопитеков" к цивилизации будущего. Читалось легко, но именно тот факт, что я легко ориентируюсь в сленге современных школьников, играет "в минус" - так говорят нынешние "австралопитеки". Лепет мета-мира будет совсем иным. Инфантильность школьников усугубилась, похоже: ведут они себя точь-в-точь как двенадцатилетние.

Но сама история вполне читабельна, хотя немного затянута. Имеет смысл подобрать получше обоснуй с системой безопасности (возможно, что именно её требования связаны со сдачей всех коммуникационных систем) и атомный взрыв пересмотреть, в юмористическом рассказе не смотрится.

Больше всего мне понравилась фраза про МАТЕРИАЛЬНЫЙ ключ)))))


Оценка 6
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 15:09
Спасибо за комментарий.

Про сленг - я над ним, кажется, больше всего и думала. Я тоже знаю как разговаривают дети :) Но пихать совсем уж современный сленг мне показалось совсем... Ну такое :) Думаю, тогда потребовались бы сноски. А слова, использованные мною, дети тоже употребляют наряду с кучей других. Ну то есть, есть пласт сленга, который более старшим непонятен совсем и вызывает у многих отторжение, а есть некий перекрёстный слой - более менее привычный-понятный всем, и более-менее используемый всеми. Ну не совсем всеми, конечно.

Здесь и другие комментаторы задавались вопросом, как бы говорили в будущем.
И я очень много думала об этом, но мои размышления, точнее, их результаты не уместились бы в формате рассказа.
Я придумала кучу слов с учётом мета-вирта-реальност и. Но с ними возникла та же проблема, что с современным сленгом, - пришлось бы объяснять. На большем формате можно было бы ввести спокойно, но здесь...
Сленг - это вообще интересная тема. Некоторые слова, я думаю, останутся с нами очень надолго. Может, в разряд литературных и не перейдут, будут идти с пометкой "снижено", допустим, но всё же :)

Может, стоило выдержать текст в более нейтральном стиле? Короче, я много думала, но так и не пришла к какому-то выводу.

Про 12 лет не соглашусь :)

А про обоснуй отключения системы безопасности... (отвечаю сразу всем) Ну тут я просто подкалывала всяческие явления и верования в шапочки из фольги, опасность вышек 4-5-6-... G и всё из этого разряда.
Не понял никто, ну ладно, шоподелоть :) Но этот момент я точно убирать не буду :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Maks Rotger 21.02.2022 23:33
Здравствуйте, автор. Честно, я не осилила. Очень тяжко читать, хоть и заявлено, что юмор. У юмора, как мне кажется, должен быть легкий слог, ко всему прочему, если мы имеем рассказ с ограничением знаков, то еще и некая динамика должна присутствовать. В этом тексте ее нет практически. Плюс, кажется не очегь удачным выбор персонажей. Вовочки и марьванны - это персонажи анекдота. Они предполагают некую клишированность образов, текст автоматически перестает восприниматься как серьезное произведение. Ради чего нужно было делать его таким огромным, если это анекдот, а если не анекдот, то зачем все эти вовочки? Можно было сделать оригинального персонажа, текст бы только выиграл. В общем... не очень. У меня чувство возникло, что вы не вчера писать начали, но конкретно эта идея попросту не удалась.

Оценка 3.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 14:53
Спасибо за комментарий.
Правильно ли я поняла, что вы бросили читать? Если да, то не могли бы вы сказать на каком моменте? Мне просто интересно. И что именно в слоге показалось тяжёлым?

Конкретика мне была бы полезна для опыта. Буду рада, если вы ответите.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Apollinaria 12.02.2022 19:42
Соглашусь, что идея показать, как обычный дверной замок может быть таинственным гаджетом для людей будущего, довольно забавная и оригинальная. Мне понравилось, как дети описывали замок и размышляли над его устройством. Вот только жаль, что они сами дверь так и не открыли. мне кажется, это сделало бы рассказ более цельным, завершенным и осмысленным. Если бы они среди разных предметов в комнате нашли ключ и т.д.
Параллельно можно было бы показывать, как взрослые бояться дверь открыть, даже специалист может озвучить, что ему понадобятся сутки на анализ именно этой двери. И тут - бац - выходят дети. Они-то ничего не испугались.
Это лишь как вариант. Но вам явно нужно добавить интриги и активности от детей, чтобы именно они выглядели героями. А то заперлись, думали-думали, и дальше просто ждали.
Мне так же показалось странным, что вроде как подчеркивается далекость будущего и его технологий от нас, но кроме виртуального учителя, я ничего необычного не заметила. Даже кроссовки со шнурками! Это же ретро совсем. Если уж шнурки, то и двери с замками должны бы быть.
Кроме того, не очень понятно, зачем именно дети пошли в пустую комнату. Там была вторая приоткрытая дверь, значит, за ней было что-то и они собирались туда. Но оказалось, что там пусто. Это немного разочаровало. Почему бы не описать, что там был склад всяких старых предметов? Гаджетов? Можно было бы уделить пару абзацев тому, как дети их рассматривают. Это тоже могло бы быть довольно забавным. И только потом, дети бы поняли, что не знают, как выйти. Иначе получается, что дети только вошли и сразу же обеспокоились выходом. Интрига уж больно быстро становится ясной.
Идея рассказа мне понравилась. Как я понимаю, люди могут разбираться в новых технологиях, но не понимать более простые старые. И возможно, что более простое окажется не таким уж и примитивным в новых реалиях, а даже полезным (хаккеры не взломают). Люди порой слишком переоценивают электронные и виртуальные системы.
И все же, жаль что дети не смогли выбраться сами. На мой взгляд, это немного портит идею, делает ее недокрученной.

Оценка: 7
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 14:50
Спасибо за комментарий.
Внутри квартиры не могло быть склада вещей. В нормальном музее, разумеется. Я думаю, что описывала почти нормальный музей (за исключением некоторых его сотрудников :)) Хранение исторических ценностей требует особых условий, чтобы они дольше хранились. Ну то есть ключа - раз он тоже историческая ценность - внутри квартиры точно бы не оказалось. Максимум, что там могло быть, - какой-нибудь современный героям хлам, но... Повторюсь, музей нормальный :)

А вот шнурки с нами живут очень-очень-очень долго :) обувные - как минимум лет 200 :) Но эпизод с надеванием кроссовок будет удалён, так что они всё-таки в рассказ не попадут.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Эрик Рыжебородый 25.01.2022 12:46
Очень трудно читать. Просто ну очень трудно. Изобилие сленга тинейджеров зашкаливает. Во втором рассказе встречаю двойные кавычки, причём одни из них "латинские". Не знаю мода такая что ли?
Под ним мерцала вирт-табличка: «"Яндекс.Дом" — одно из устройств управления "умным" домом, древним предшественником метадома».
Кстати о моде - надоели котики! До печёнок достали. В каждом конкурсе обязательно встречаются работы, в которых в том или ином виде упоминается это млекопитающее.
Гаджет в виде обычного ключа есть и поэтому завышу оценку.
Оценка: 4
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Кэт 26.01.2022 07:23
Цитирую Эрик Рыжебородый:
Во втором рассказе встречаю двойные кавычки, причём одни из них "латинские". Не знаю мода такая что ли?
Под ним мерцала вирт-табличка: «"Яндекс.Дом" — одно из устройств управления "умным" домом, древним предшественником метадома».

Не автор, но отвечу просто потому, что в курсе таких кавычек. Всё верно там.
Когда внутри основных кавычек (в лит. произведении на русском языке это всегда "ёлочки") требуются ещё одни (для названия, например, как здесь) - их ставят уже другие ("лапки"), чтобы не смешивались с внешними.
Кавычки одинаковые повторять нельзя.
Это не мода, это стандартное правило оформления.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Эрик Рыжебородый 27.01.2022 17:35
Цитирую Кэт:
Цитирую Эрик Рыжебородый:
Во втором рассказе встречаю двойные кавычки, причём одни из них "латинские". Не знаю мода такая что ли?
Под ним мерцала вирт-табличка: «"Яндекс.Дом" — одно из устройств управления "умным" домом, древним предшественником метадома».

Не автор, но отвечу просто потому, что в курсе таких кавычек. Всё верно там.
Когда внутри основных кавычек (в лит. произведении на русском языке это всегда "ёлочки") требуются ещё одни (для названия, например, как здесь) - их ставят уже другие ("лапки"), чтобы не смешивались с внешними.
Кавычки одинаковые повторять нельзя.
Это не мода, это стандартное правило оформления.

Не совсем так. Да, сейчас, в русском языке разрешили многое.
В моё время никому в голову и не пришло ставить двойные кавычки. Сейчас можно.
Однако, написание одинарных кавычек ещё считается правильным.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Кэт 27.01.2022 20:33
Не знаю, когда было "в ваше время", но, возможно, Розенталь, справочник 1956 года, который используется и ныне, вас устроит?
§ 66, пункт 5.
Если в начале или в конце текста (прямой речи, цитаты) «встречаются» внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться — «ёлочки» и «лапки»: Автор статьи указывает, что «в золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения русской классики, как “Война и мир”».


Или так.
«Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию» Розенталя Д. Э.
§ 135, пункт 5.
Если в начале или конце текста (цитаты, прямой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые «елочки» и «лапки»), например: Корреспондент сообщает: «“Баллада о солдате” получила высокую оценку на международном кинофестивале»; Я получил телеграмму: «Приезжаю завтра, остановлюсь в гостинице “Москва”».


Если Розенталь для вас почему-либо не авторитет, то вот ещё Шульмейстер М. В. "Ручной набор". Это уже 1967 год.
"Кавычки в наборе применяют двух видов, так называемые лапки и ёлочки.
...
В одном издании всегда применяют один вид кавычек, только в тех случаях, когда внутри текста, заключенного в кавычки, встречаются ещё кавычки, они должны быть второго вида".


А. Мильчин, Л. Чельцова «Справочник издателя и автора» (когда впервые издан, не знаю, у меня переиздание 2018 года).
8.2.4. Рисунок кавычек
Пункт 2. Если внутри цитаты есть слова (словосочетания, фразы), в свою очередь заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки — обычно елочки « », внутренние — лапки „ ").
Если по техн. причинам невозможен набор кавычек другого рисунка, кавычки одного рисунка рядом не повторяются. Напр., неправильно:
««Цыганы мои не продаются вовсе», — сетовал Пушкин. Лучше, впрочем, выделить цитаты каким-нибудь способом, сняв внешние кавычки, напр,
набрать цитаты со втяжкой и с абзацного отступа.
Примечание. Возможен набор внешних кавычек другим начертанием (напр., полужирным) или внутренних кавычек — одинарными кавычками (< >).


Технические средства сейчас есть. Возможно, вы сталкивались со случаями, когда таких средств не было?
А правило, как видите, не современное, а вполне себе устоявшееся.

Также имеется ответ справочной службы русского языка:
"Если в цитируемом тексте уже имеется цитата или название, которое должно быть заключено в кавычки, то пользуются кавычками разной формы — «лапочками» (" ") и «елочками» (« »). «Лапочки» (или «лапки») — внутренний знак; «елочки» — внешний".

Автору - мои извинения за флуд, но очень хотелось снять ошибочное обвинение про неправильные кавычки в тексте.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 15:43
Спасибо за комментарий и прочтение.

Буду знать, что котики могут вызывать большое отторжение :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Zhanna.Di 24.01.2022 10:32
Задумка интересная. Но вот какого-то накала не хватило.
А отключение системы безопасности - это прям смешно) Из серии - нужно ж создать условие для того, чтобы дети попали в "неприятность".
Про дверь и замок, честно не смогла представить - что они там крутили, вертели? Если они поворачивали механизм, то почему же тогда не открыли? Или они с замком у другой двери забавлялись?
Где находились эти двери? Вовочка увидел две двери открытую и приоткрытую - что у него за фетиш их закрывать?) Он же хакер, а не домушник?)
Страх у детей выглядел не натуральным - чего они испугались? Замкнутого пространства? Пятна?
В общем вопросов много, но в целом, повторюсь, задумка интересная.

Оценка 6
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 14:43
Спасибо за комментарий.
Про страх детей - ну я не имела в виду панику или всепоглощающий ужас. Страх всё-таки бывает разный. Но думаю, что надо было просто другое слово написать здесь :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Волче 24.01.2022 06:25
Здравствуйте, автор!

История показалась мне затянутой. С одной стороны, здесь очень интересно обыграна тема конкурса: обычный дверной замок в далёком будущем становится настоящей штуковиной, Марьванна — тоже в некотором смысле штуковина (точнее, не сама она, а "тапок"), у детей коммы — однозначно штуковины.
С другой, после интригующего, весёлого начала следует длинное продолжение, читать которое скучновато. К тому же юмористический тон местами, как мне кажется, скатывается в фарс (сложно представить показывание носом, непонятно, зачем в этом тексте знаменитая Алёнка и т.д.)
Субъективно мне кажется странным, что в очень далёком будущем люди говорят почти также, как сейчас, сохранились имена, школьная система в нынешнем виде. Эти вопросы не возникали бы, будь история короче и, возможно, абсурднее, так что, на мой взгляд, её стоить сократить и сделать ярче, острее, тогда получится очень интересная смешная миниатюра.

Пока моя оценка — 5.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 15:24
Спасибо за комментарий.

Да, затянутость есть :)

А школьная система... Я думаю изменится, но мне не кажется, что уйдёт деление на классы, - это мощный инструмент детской социализации, как минимум. Думаю, изменятся многие форматы обучения и прочее. Но сама школа - как место обучения и социализации детей? Не думаю. Это лично моё мнение, конечно. А саму систему (она в рамках даже школы, как места или организации, может быть разной) я особо не расписывала :) Хотя упоминания, думаю, вызывают вполне определённые картинки.

Сохранятся ли имена?.. Ну, надеюсь, общество не скатится до "нумеров" Замятина :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 19.01.2022 20:33
Добрый день, Автор!

Что у меня просто вызвало восторг - так это ваш гаджет. Наверное самый необычный на конкурсе. Ведь это сколько фантазии надо иметь, чтобы отнести к штуковинам обыкновенную дверь и должным образом это обыграть.
Поскольку рассказ написан в шутливом ключе, то герои здесь несколько однобоки и утрированы. Но я бы не считала это недочетом или ошибкой. А вот то, что по-настоящему в тексте ничего неожиданного не происходит - это уже в минус. Все же суета вокруг двери в таком большом объеме дает читателям право заскучать. Во всяком случае я ждала, ждала действия, да так и не дождалась. Опять же большое количество говорящих деталек и слов (типа облюления) размывает внимание, мешает сосредоточиться, вычленить главное.
А какая здесь, кстати, главная идея? То, что гаджеты гаджетами, а мозги нужно иметь? Ну это как бы размыто. Сами-то Вовка с Машей так и не выбрались самостоятельно. Все новое - хорошо забытое старое? Ну это только в самом конце всплывает. Это было бы хорошо для рассказа-миниатюры, а в таком большом не играет.
Вот прямо руки чешутся текст несколько подсократить
И еще. Все-таки приделывать ядерную катастрофу к шутливому тексту как-то не комильфо.

В общем и целом от меня 6.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 14:41
Спасибо за комментарий. Я на самом деле чувствовала, что затянуто, но... :) Ну вот, написался эпизод со специалистом, жалко его было:) Хотя говорят же, если кажется, что надо резать, - значит, надо резать :) вот и мне надо было. Эх :)

Про ядерную катастрофу, да, соглашусь, как уже написала первому комментатору.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# denray 19.01.2022 07:20
Disclaimer: то, что приведено ниже является лишь мнением автора, пишущего комментарий. Заранее прошу прощения, если вдруг задел, обидел, уязвил эго. Кем бы вы ни были - совершенствуйтесь!

Анекдот из будущего. Персонажи картонные. Если бы не Вовочка и Марьванна, было бы очень сложно себе их представить. Да и то: Вовочка - хакер, Марьванна - ИИ, Маша - отличница с тягой к приключениям.

Но какие тут приключения? Дверной замок не могут открыть. Если это намёк на то, что прогресс идёт вперёд семимильными шагами, и люди не успевают обработать огромный объём информации прошлых столетий - получилось весьма размыто. Не бросается в глаза эта идея.

Ядерный взрыв... Уцелевший дом... Как минимум два варианта: либо этот дом как-то очистили от радиоактивной пыли, либо работники и посетители музея должны быть в защитных костюмах.

"Марьванна злилась: будь замок хоть с каплей электроники, она бы давно его вскрыла, но сейчас требовались руки. Настоящие руки, которых у неё не было... Она понимала, что многие её возможности недоступны людям. Но сама часто жалела, что не умеет ощущать, например, тепло от солнца, дуновение ветра или... объятия детей. Конкретно в этом случае навороченная виртуальная личность проиграла человеку из плоти и крови. А всё из-за ограниченного «тапка»! С ним одним «органы чувств» Марьванны — всего лишь на уровне человеческих."

Марьванна... ИИ, который думает как человек. Понимает. Ощущает. Жалеет. Сомнительно, если честно. Если ИИ научили думать как человек, остаётся ли он ИИ?

Оценка: 5 из 10.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 15:46
Спасибо за комментарий.

Про ядерный взрыв: ну а почему бы людям будущего не научиться справляться с последствиями таких происшествий?

А про Марьванну скажу только, что она не просто ИИ :) хотя, конечно, о вопросе, который вы задали про ИИ, можно долго дискутировать :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ольга Олесина 18.01.2022 11:37
Я в восторге от концепта: люди будущего не могут справиться с нашим замком. Меня также очаровал образ виртуальной классной руководительницы Марьванны. Пара Марьванна - Вовочка явно взята из фольклора. Возможно, поэтому образу Вовочки для меня немного не хватило живости: он непослушный хакер, но больше ничего сказать о нём после прочтения не получается. Он как бы не живой человек, а типаж, который пришёл из анекдота.
Пожалуй, для меня проблема героев решилась слишком просто и именно так, как она и должна была решиться: приехал специалист, он и открыл. Герои ничего не сделали, чтобы себя спасти, им ничего не угрожало, и никакого неожиданного поворота в конце не было. Я всё ждала, что в конце на глазах изумлённого специалиста дверь откроют изнутри Вова и Маша.
Мне очень понравилось слово "облюление", не знаю, вами ли оно придумано или нет, но оно прекрасно.
Из замечаний: "В ожидании экскурсии они хохотали, шутили, носились, словом, делали всё, что положено детям, пусть и почти взрослым" - мне кажется, шестнадцатилетние даже в наше время уже так себя не ведут, это скорее похоже на детей помладше, а дети будущего, как вы пишете дальше, ведь зависимы от коммов и умеют развлекаться только со своими гаджетами?
И меня резануло упоминание ядерной войны в юмористическом контексте. Если квартиры остались после взрыва, то там должна быть радиация? Если её нет, то надо как-то упомянуть об этом. Вероятно, жильцы погибли, это совсем не весело и мешает смеяться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ольга Олесина 18.01.2022 11:38
Цитирую Ольга Олесина:
Я в восторге от концепта: люди будущего не могут справиться с нашим замком. Меня также очаровал образ виртуальной классной руководительницы Марьванны. Пара Марьванна - Вовочка явно взята из фольклора. Возможно, поэтому образу Вовочки для меня немного не хватило живости: он непослушный хакер, но больше ничего сказать о нём после прочтения не получается. Он как бы не живой человек, а типаж, который пришёл из анекдота.
Пожалуй, для меня проблема героев решилась слишком просто и именно так, как она и должна была решиться: приехал специалист, он и открыл. Герои ничего не сделали, чтобы себя спасти, им ничего не угрожало, и никакого неожиданного поворота в конце не было. Я всё ждала, что в конце на глазах изумлённого специалиста дверь откроют изнутри Вова и Маша.
Мне очень понравилось слово "облюление", не знаю, вами ли оно придумано или нет, но оно прекрасно.
Из замечаний: "В ожидании экскурсии они хохотали, шутили, носились, словом, делали всё, что положено детям, пусть и почти взрослым" - мне кажется, шестнадцатилетние даже в наше время уже так себя не ведут, это скорее похоже на детей помладше, а дети будущего, как вы пишете дальше, ведь зависимы от коммов и умеют развлекаться только со своими гаджетами?
И меня резануло упоминание ядерной войны в юмористическом контексте. Если квартиры остались после взрыва, то там должна быть радиация? Если её нет, то надо как-то упомянуть об этом. Вероятно, жильцы погибли, это совсем не весело и мешает смеяться.

Ой, я забыла написать оценку.
7 из 10
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # byntuhhhf 28.02.2022 14:38
Благодарю за комментарий.

Спасибо за замечание про ядерный взрыв (вы были первой, кто это отметил, хотя речь не шла о войне). Соглашусь, что это здесь не к месту. Не потому что дети не могли пошутить так, они (да и не только они) шутят обо всём зачастую, порой не задумываясь о чём шутят. Но именно в таком произведении это действительно не к месту. Честно, я как-то совершенно не подумала об этом. Прям как эти самые дети...

А что касается поведения детей, у меня на них другой взгляд. Я работаю со студентами и детьми и вижу, что как только у них появляется общее дело - шум поднимается мама не горюй! Несмотря на всю привязанность к электронным устройствам. Даже когда они сидят рядом и играют в телефонах в одну игру по сети. Всякие квест-комнаты или что-то подобное, фишки с дополненной реальностью, VR-игровые популярны среди молодёжи и не только :) Так что я думаю, они вполне могли шуметь, хохотать и бегать по музейному холлу. Ну не прям все до единого, но шумно бы было :)

Спасибо ещё раз.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа