Синий Сайт

Всего произведений – 5070

 

Легенда о сделке длиною в жизнь

  Рейтинг:   / 13
ПлохоОтлично 
Огненная Леди
Проза
Тагир Атабиев, дэв, Мерем Арисханова, Айшет, прочие
Мистика,Повседневность
G
мини
закончен
персонажи мои
Синий сайт
☼ Работа «The best», Золотое перо на конкурсе «Охота за Легендами»
Свидетельство о публикации на ficwriter.info № 1022


 

 

 

Солнце почти коснулось горизонта между двумя отрогами Кавказского хребта. Лучи заходящего светила придали снежным шапкам ярко-красный оттенок. Начало осени подарило долгожданную прохладу.

Столетний юбилей – отличный повод собрать всех родных и друзей под одной крышей, еще раз прокрутить в памяти дороги, развилки и тропки, по которым вела судьба. Старость была благосклонна к Тагиру Атабиеву – он все еще мог наслаждаться прогулками по благоухающим цветами и травами степям, хорошо слышал пение сладкоголосых птиц и мог любоваться неприступными вершинами гор.

Правда, руки уже не могли крепко держать ружье и предметы вблизи теряли очертания, но это было лишь небольшой платой за накопленные знания и опыт. Уважали адыги старейшину рода Атабиевых за мудрые советы – любой спор мог разрешить, кровников помирить.

Белобородый Тагир не спешил в уютный дом, наполненный смехом и разговорами детей, внуков и правнуков, хотя мягко подкрадывающийся вечер в горах и заставлял укутывать плечи бешметом1. Сегодня особенно важным казалось увидеть закат солнца, вдохнуть спокойствие снежных вершин и игривость осеннего ветра. Старейшина Атабиевых знал, что в полночь он простится с дорогим сердцу селением, навсегда покинет дом и семью – предстояло пуститься в новый путь, выбранный восемьдесят лет назад.

Раздумья старца были прерваны звуком шагов. Через секунду восьмилетняя Айшет обогнула розовый куст. Она оглянулась на окна дома и, прижав палец к губам, призвала прапрадеда к тишине. Приблизилась юркой лисичкой и, обняв тонкими ручонками, зашептала Тагиру в самое ухо:

– Деда, спать без сказки так скучно. Ты расскажешь про прекрасную деву и храброго джигита или про волшебный горный цветок, которым ты вылечил папу?

– Хорошо, непоседа, – улыбнулся старик, сажая праправнучку на колени. – Но сегодня будет особая история. Я никогда её не рассказывал.

– Тогда жди тут! Приведу Дзехана и Джансура, они тоже хотят сказку, – девочка стрелой понеслась к дому.

Буквально через минуту ватага детворы высыпала во двор. Старик лишь усмехнулся:

– Айшет, хорошо, что младенцев ты решила не будить.

– Да они все равно ничего не понимают, – ответ ребенка был совершенно серьезен. Самым важным в её жизни были сказки и легенды. А лучшим рассказчиком был признан дедушка Тагир.

– Деда, мы готовы, – оповестила Айшет, залезая на колени к старцу.

Начать историю сразу не удалось из-за появления невестки. Та с осуждением глянула на сбежавших детей, а потом, махнув рукой, попросила уважаемого Тагира подождать секунду. Вернулась она с охапкой подушек и одеял, скоро дети были рассажены на циновки и защищены от игривого ночного ветерка. За это время количество слушателей резко увеличилось – из душных комнат в прохладу сада потянулись все взрослые, чьи ноги не связало молодое вино.

Тагир поборол щемящее сердце чувство и с гордостью оглядел своих многочисленных потомков:

– Сколько свидетелей рождения легенды.

Прокручивая в памяти события самой захватывающей истории его долгой жизни, старец улыбался собственной смелости и глупости, спасших весь род Атабиевых в те времена, когда кровная местьцарила на Кавказе.

Никто не поверил бы его истории. Иногда даже самому Тагиру казалось, что все не происходило на самом деле, а было лишь эхом принесенной ветром сказки. Значит, самое время превратить те события в легенду. Рассказать всем о чудесном избавлении от смерти, о возрождении семьи.

– Сегодня я поведаю вам легенду... о Тагире: «Костер умирал...»

 

***

 

Костер умирал беззвучно. Последние минуты его яркой жизни Тагир принял мужественно, не пытаясь что-либо предпринять или сетовать на судьбу. Он смотрел на засыпающие угольки, расставаясь и с собственной жизнью. Боль от гибели отца и братьев, а также усталость, вызванная затянувшейся гонкой со смертью, отняли все силы.

Тьма ночи, накрывшая молодого джигита, была сродни покою. Откинувшись спиной на седло, снятое с издохшей полчаса назад кобылы, последний сын рода Атабиевых наблюдал за перемигиванием звезд, ожидая приближения волков, воющих уже не в горах, а совсем рядом. В руку привычно лег кинжал. Лишь падающая звезда на мгновение привлекла его внимание, вызвав восторг огненным полетом: «Хотел бы я защитить семью...»

 

К действительности Тагира вернул тихий, но удивительно глубокий голос, слышался в нем рокот далеких горных рек и предостерегающее рычание хищника:

– Знаешь, почему в степи нельзя тушить костёр?

Молодой джигит вздрогнул, но постарался не выдать испуга:

– Замерзнешь?! – называть настоящую причину страхов не хотелось.

– Ты что, прекрасная княжна?! Начало осени на дворе! Прохлада лишь нежит закаленное в боях тело...

– Да ты – поэт, почтеннейший!

– Ну, немного... Не отвлекайся! Чем грозит ночевка в степи без огня?

– Так голодные звери придут, – ответил Тагир, прислушиваясь к близкому вою стаи волков.

– Звери, конечно, неприятны...

 

При свете луны удалось разглядеть, как несколько поджарых хищников, кружащих вокруг стоянки, были откинуты какой-то неведомой силой на длину полета стрелы. Они не поднялись. Остальные же, втянув запахи, исходящие от желанной добычи, сменила вой на жалобное поскуливание и рванула прочь.

– Вернемся к нашему разговору. Так чего бояться в темноте такому смышленому джигиту? Даже если поставить ловушки – умный ход с ветвями деревьев, – и разложить мясо павшего коня подальше от лагеря – ты бы точно отвлек их. Ловушки, кстати, не сработали из-за меня, – голос невидимого собеседника был спокоен, лишь небольшое подначивание слышалась в его словах.

– Ну не знаю! Скажи сам,– Тагир понимал, что столкнулся с существом намного опаснее волков, но старался тянуть время.

– Потому что в темноте прихожу Я!

Чувствовалось, что загадочный гость готовит продолжение своей громкой фразы, но джигит перебил его:

– Всегда приходишь? Как только погаснет костер – и ты тут как тут? А если в разных концах степи две или сразу десять ночевок останутся без света?

Невидимый громко засопел и неохотно произнес:

– Ну, везде я, конечно, не успею, – голос замер, но тут же радостно продолжил: – Но могут прийти мои братья.

– И чем же ты с братьями опасен? Чего-то я про вас ничего не слышал, – в интонации Тагира сквозило недоверие.

– Мы можем сожрать твое тело, поглотить искру твоей души!

– Значит, вы – гули! Выпрыгиваете из земляных ям и убиваете одиноких путников?

Гость испустил возмущенный возглас:

– Гули и скрытни – это мелкая сошка, им только на мертвечину и приходится рассчитывать, если рядом дэвы3!

– Дэвов не бывает. Старики говорят, что ушли они в свои небесные дворцы. Будь у меня чертог с прекрасными пери, я не стал бы болтаться по степям и высматривать потухшие костры.

– Ты думаешь, мне страшен огонь?! – В мгновение над углями взвились языки пламени, а над Тагиром нависла огромная фигура дэва.

– Здоров же ты – на двух отличных бойцов хватило бы!

Великан лишь ухмылялся, позволяя джигиту рассматривать себя с головы до ног. Кожа была нечеловечески белой, как снег с вершин гор, а глаза ярко-голубыми, словно лазурь неба. Белесый зрачок, похожий на крошечное облако в синем оке необычного собеседника и клыки, приподнимающие верхнюю губу. Одет он был в шкуру леопарда. Юноша даже представить боялся размеры этого хищника при жизни – видимо, под стать гиганту.

Дэв потянулся, чтобы показать себя с выгодной стороны и поиграть мускулами.

– Хорош, тебя бы в сражение. Небось, одним ударом кулака лошадь валишь? – выдохнул Тагир.

– Меня и моих братьев во все времена пытались привлечь на свою сторону и грозные правители, и могучие воители, – в голосе великана, рокочущем в голове молодого джигита, слышались и гордость, и тоска. – Помню, называли нас людишки рефаимами4... Да, много имен у нас было. И нас много было.

Джигит почти забыл о страхе перед исполином. Стало понятно, что разговаривать ему нравилось больше, чем убивать.

– А что случилось с вами? Ну... с братьями?

– Нас не брали болезни, да и старость не страшила. Но многие погибали в боях, попадали в людские ловушки. Такие крошки, но хитрости вам не занимать. Выживали только те, кто не уступал вам в изворотливости, кто накапливал тайные знания, кто учился управлять силами природы. Я выжил... Долго оставался в своих чертогах: размышлял. Давно не видел братьев, – голос дэва становился всё тише и тише, пока совсем не затих. Видимо, он снова попал в затейливый лабиринт собственных мыслей.

Тагир не стал выводить собеседника из потока воспоминаний, а спокойно уселся у костра, вынул чуть дымящуюся палочку и нацепил на нее два кусочка лепешки.

Через минуту пропитавшийся дымом и подрумянившийся хлеб был снят с прутика. Протягивая один дэву, джигит не думал, что тот согласится принять угощение. А гигант лишь усмехнулся:

– Значит, решил последнюю трапезу разделить с врагом. Может, еще и к огню пригласишь?

– А почему бы и нет? В этой степи не так много найдется существ, которые не хотели бы моей смерти. Вскоре ты сможешь увидеть разгневанных мужчин – кровники уже близко. Они успокоятся, только вырезав весь мой род. А ты хотя бы разговариваешь со мной, – Тагир пожал плечами и, отпив два жадных глотка из небольшого бурдюка с водой, протянул его дэву.

Улыбнувшись, белоснежный гигант принял живительную влагу:

– Чем ты их прогневил?

– Я ничем. Просто старшему брату не повезло – убийство сына князя можно считать или большой глупостью, или страшным отсутствием удачи. Месть за Алана Арисханова была скорой – кровь моих родичей почти утолила их жажду правосудия. Я да старый дед Батырбек, живущий высоко в горах, – последние мужчины в нашем роду.

– Значит, ты в любом случае мертвец?

– Нет уж, я буду сражаться до последнего, раз уж аталык5, заменивший мне отца, смог пустить погоню по ложному следу, выкроив мне немного времени. Вот наступит утро...

– А мне казалось, что ты готовился умирать перед моим появлением.

– Не умирать, а с кинжалом в руке дорого отдать свою жизнь... А вообще, подслушивать чужие мысли подло, – Тагир даже хотел обидеться, но решил, что разговаривать интереснее.

Дэв, видимо, тоже не хотел лишаться собеседника. Он примиряюще заявил:

– Больше не буду. Мне нравится, что ты храбрый. Многие меня боятся... А с женщинами вообще сложно. Представляешь, в прошлом веке я предстал, конечно, во всей красе и блеске, перед прекрасной пери, она от испуга поседела в один момент, а её старая нянька тут же преставилась... ну... не такой уж я и страшный, скажи? – гигант широко улыбнулся, чтобы доказать свою правоту, обнажив внушительные клыки.

Немного жутко Тагиру всё же стало, но он решил не признаваться в этом:

– Тебе бы с моей бабушкой познакомиться, та в молодости мужа спасла – прикладом ружья сбила огромного волка с ног, а потом пронзила его сердце острым кинжалом. После победы ей пришлось тащить на себе тяжело раненного супруга к родному селению, а потом еще за волком сходить, чтобы свою правоту доказать глупым соседкам. С тех пор её даже дедушка немного побаивался.

– Складно врешь! – засмеялся дэв. – Хотя встречал я таких женщин... Живой огонь!

– Вот и я себе такую жену найду... – Тагир вдруг вспомнил, что его убивать будут, и добавил: – ...если звезда исполнит мое желание.

Джигит откинулся на траву и молча разглядывал ночное небо – вдруг в последний раз. Дэв тоже запрокинулголову, минуту посидел в такой неудобной позе и тоже улегся поудобнее.

Костер тихо потрескивал, каждый думал о своем.

– А давай ты меня оставишь в живых? – с надеждой спросил Тагир.

– Не могу, – в голосе дэва слышалась печаль. – Пойми, ты мне нравишься, но я уже привязал к себе твою душу – иначе не смог бы долго оставаться в этом мире, лишь на краткие мгновения мы можем покидать небесные чертоги. Мы пленники в своих дворцах...

– Поэтому слышишь мои мысли? Из-за связи с душой?

– Я и твою боль, и любовь к жизни чувствую, и даже надежду на спасение. Это так странно – обычно я слышу только страх... чаще страх перед смертью.

– А зачем ты убиваешь?

– Чтобы продлить свой век, избавиться от болезней или просто... для развлечения.

Снова беседа сменилась громкой тишиной. Тагир думал о том, что ничем не смог помочь роду, не защитил еще нерожденных племянников от кровников – две беременные жены братьев остались вдовами. Младенцев-мальчиков умертвят сразу после рождения.

А дэв жалел, что не сдержал обещание и залез в мысли джигита – мрак отчаянья медленно окутывал разум Тагира.

Дэву хотелось чем-нибудь порадовать собеседника перед концом его жизни:

– А давай я одно твое желание исполню? Только освободить не проси – наши жизни уже связаны.

– А что ты можешь? У меня только одно желание – чтобы мой род не угас.

– Воскрешать умерших не умею, да и убить всех твоих кровников не смогу – их еще и выслеживать придется.

Тагир надолго задумался, прикидывая другие варианты желания, а потом, будто решился на последний шаг в пропасть, спросил:

– А как ты переносишься с места на место? Я тебя даже не заметил. Можешь и меня так переместить в дом моего врага?

– Переместить могу – пространством легче повелевать, чем временем. Только покажи мне в памяти нужную точку...

 

Уже через пару секунд Тагир очутился перед дверью в жилище главы рода Арисхановых.

– Иди, надеюсь, твой план хорош. Но помни, что я рядом, – дэв был невидим, но его присутствие постоянно ощущалось джигитом – будто собственная тень ожила.

Коротко постучав, Тагир вошел в дом кровников со словами: «Я – гость».

В кунацкой джигита встретили те мужчины семьи, что не участвовали в погоне за ним. Неожиданным стало появление Тагира, тяжелые взгляды бросали они на того, кого считали уже мертвым. Но долг перед гостем считался священным на Кавказе, и приняли сына Атабиевых как почётного члена семьи, Перед ним поставили лучшие блюда и напитки, его развлекали неспешной беседой, а прекрасная Айшет сладко пела под нежные звуки шичепши́на6. Пока Тагир не покинет дом, хозяева могли лишь оберегать его от беды да оказывать помощь в любой нужде.

Тяжело было молодому джигиту принимать еду из рук тех, кто убил его родных, но и хозяева насторожились – что-то задумал их враг.

Когда пришел черед ложиться спать, отвели ему отдельную комнату с мягкими циновками и шкурами. Только мальчишку лет двенадцати оставили у её  порога – и заботиться о нем, и присматривать.

Этого-то паренька и решил выкрасть Тагир. Он вспомнил старый обычай, позволяющий избежать мести – если усыновить мальчика из семьи погибшего и воспитать его как своего сына, то по возвращении юноши в дом отца снималась с рода кровная вражда. И решил тогда отчаянный джигит с помощью дэва отправить паренька деду Батырбеку в горы. Надежда, что старейшина в пещерах схоронится да вырастит сына рода Арисхановых, была слабой, но лучше так, чем вообще без надежды умирать.

Собрался было Тагир позвать притаившегося гиганта, но отвлек его тихий шорох ткани. В комнату медленно вошла старуха, было видно, как тяжело ей даются шаги.

Воспитанный в уважении к любой женщине, Тагир кинулся поддержать старейшую мать семьи кровников.

– Вам помочь, уважаемая?

Дождавшись кивка, юноша усадил Мерем Арисханову на циновку и стал терпеливо ждать её слов. Старуха долго и пристально разглядывала Тагира, потом тяжело вздохнула и начала неспешный монолог:

– Ноги плохо держат меня, и спине уже не разогнуться, но я всегда могу почувствовать опасность для своей семьи. Непростой ты юноша... Рядом с тобой стоит Белая Смерть. Я никогда не видела, чтобы кто-то держал смерть за руку, хотя моим сыновьям приходилось её и обманывать, и смеяться ей в лицо. Но твой род она сделает сильнее... – заметив, как Тагир вскинул голову при упоминании о роде, Мерем махнула на него морщинистой рукой и добавила: – Я знаю о вражде наших семей, но не ведаю твоих планов. Чувствую, что звезды свели твой путь с жизненной с дорогой Арисхановых. Ты расскажешь мне о своих планах?

– Боюсь, уважаемая, что не могу вам их открыть, – Тагир был уверен, что Мерем говорила правду, но довериться он ей не мог.

В этот момент старуха незаметным движением извлекла кинжал из складок платья, будто он сам прыгнул в её руку.

– Я хранила мой род почти сто лет. Пока мои муж и сыновья храбро сражались в бесконечных войнах, я растила детей и внуков, я залечивала раны, я оплакивала умерших. Совсем скоро смерть придет и за мной... Поверь, почувствовать это мне несложно. Я остановлю месть, усыновив тебя. Но раньше, чем ты поцелуешь мою грудь7, ты на крови поклянешься, что будешь защищать наш род, как и вскормивший тебя.

Удивление Тагира было таким сильным, что он даже на мгновение забыл, что смерть действительно держит его за руку. Он поклонился Мерем:

– Это было бы величайшей честью для меня... Но я не могу дать обещание, если не в силах его исполнить. Вряд ли я доживу до утра...

Старуха громко причмокнула, будто попробовала что-то сладкое и вкусное:

– Молодость глупа, но ум наживается годами, оттачивается жизненными уроками, а умение держать слово – это золотая жила твоего характера. Не отказывайся же от даров судьбы, мой новый сын, – Мерем крепко схватила Тагира за руку и сделала небольшой прокол на ладони.

Молодому джигиту осталось только повторить за мудрейшей женщиной рода Арисхановых слова клятвы и приникнуть губами к её груди.

Мерем улыбнулась почти беззубым ртом и произнесла:

– Сообщу твоим братьям радостную весть. А ты отзови Смерть от нашего дома.

Проводив свою кровную мать до двери кунацкой, Тагир окликнул дэва. Через секунду они переместились к давно потухшему костру в степи.

Гигант, слышавший каждое слово в доме Арисхановых, спешил поделиться своими мыслями с юношей:

– Эта Мерем видела меня, её полуслепые глаза смотрели прямо в душу. Не думал, что Зрячие еще ходят по земле.

– Думаешь, она сдержит слово и прекратит кровную месть?

– Уверен в этом!

– Тогда можно и умирать с чистым сердцем. Можешь поглотить мою душу, – Тагир был странно спокоен, он полностью смирился с судьбой, посчитав себя обязанным дэву за спасение рода.

Гигант даже подпрыгнул от негодования. Выглядело это комично, но даже улыбнуться сил не оставалось. Тагир просто молча любовался звездами.

Дэв что-то недовольно пробурчал. Потом зажег костер, неожиданно пропал, но только чтобы через минуту явиться с тушей свежеубитого волка. Он без усилий оторвал голову и лапы своей добыче и насадил туловище на импровизированный вертел из ранее использованного для ловушки дерева. Видимо, все приготовления успокоили его:

– А как же обещание Мерем? Ты поклялся хранить два рода!

– Сегодня я всем просто должен! Тебе я тоже обещал...

Дэв кивнул и перевернул шампур с волком:

– Ты с кровью любишь?

Тагир против воли улыбнулся:

– Волчатину не пробовал.

– Много потерял. Я выбрал помоложе – не жилистого.

– Значит, последнюю трапезу мы все-таки разделим. Будь моим гостем, – торжественно заявил Тагир и вынул две небольших луковицы из походного рюкзака.

Мясо волка скворчало на огне и удивительно приятно пахло. Далеко в горах рождался новый день. Сидящие рядом дэв и человек совершенно не знали, что им делать.

В голове Тагира проносилось множество мыслей. И самыми настойчивыми были слова Мерем о дорогах, которые иногда пересекаются. И тут озарение снизошло на уже попрощавшегося с жизнью джигита:

– А если ты останешься со мной? Если разделишь со мной оставшуюся жизнь? А после смерти я уйду с тобой – по собственной воле. Только боюсь, что тебе придется постоянно прятаться. Согласен ли?

– Никто никогда не предлагал мне разделить свою жизнь. Многие хотели быть хозяевами моей силы и мудрости, но никто не предлагал связать души. Живя с людьми, мы теряем большинство способностей – все больше и больше становимся похожими на вас.

– Значит, не согласен...

Дэв проверил готовность мяса с помощью кинжала, а затем покачал головой:

– Почему же, согласен. В небесных чертогах ужасно тоскливо, а охраняя два рода, мы не успеем заскучать... – заявил довольно улыбающийся гигант, отправляя в рот почти целого волка разом.

Тагиру показалось, что у дэва пар повалит из ушей, но тот только облизнулся:

– Налетай. Стынет же!

Счастливый джигит так никогда и не признался, что волк был жутко жестким. Но, скорее всего, дэв и сам услышал это в его мыслях, но предпочел промолчать. Надо быть очень тактичным, когда мысли одни на двоих.

 

Много испытаний выпало на долю Тагира, ведь долгую жизнь подарил ему Создатель, но с каждым годом оба родных ему рода крепли и богатели. И даже завистники и враги предпочитали быть его друзьями.

 

***

 

Айшет прижалась к деду и прошептала:

– Это была самая лучшая легенда. Я запомню её навсегда, – поцеловав Тагира в щеку, она, наконец, согласилась пойти в кровать. Все были восхищены интересным рассказом.

 

На рассвете старший сын Тагира Атабиева – Мурат – сладко протягиваясь, вышел из калитки благоухающего вызревшими яблоками сада. На мгновение ему показалось, что вверх по тропке, ведущей к горному перевалу, поднимается его старый отец. И хотя он выглядел совсем как семьдесят лет назад, Мурат сразу узнал его. 

Рядом со старейшиной рода можно было разглядеть исполинский белый силуэт. Казалось, что они о чем-то увлеченно беседуют.

 

 _________________________

1Бешме́т — одежда в виде кафтана со стоячим воротником. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Иногда сближается с архалуком (отождествляется с ним или считается закавказской разновидностью)

2кровная месть – древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия.

3дэвы – сверхъестественные существа, встречающиеся в иранской, славянской, армянской и тюркской мифологиях.

4Рефаимы – народ мифических ветхозаветных исполинов.

5Аталык – на Кавказе «аталыком» называли не отца ребёнка, а воспитателя (приёмного отца). Аталычество – древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям.

6Шичепши́н (шикепши́на) – адыгский народный струнный смычковый инструмент.

7Реальный обычай адыгов. Поцелуй груди матери кровника означал усыновление и снимал кровную месть. Использовался крайне редко

 

 

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
+1 # GennadyDobr 15.08.2018 02:13
Комментарий по игре «Ты – мне, я – тебе»,
а также стажера инквизиции.
Легенда хороша. Она тщательно продумана и выполнена.
Язык, избыточно живописный, гармонирует с повествованием, добавляет восточный колорит.
Несколько мелких тапков не мешают получать удовольствие от чтения.
Перечислю их.

игривость осеннего ветра. защищены от игривого ночного ветерка.

Стоит изменить один из эпитетов.

все взрослые, чьи ноги не связало молодое вино.

непонятно, то ли в доме праздник, то ли пьют там каждый день так, что ноги не носят.

Тагир поборол щемящее сердце чувство и с гордостью оглядел своих многочисленных потомков
Непонятно, с каким чувством он боролся.

Остальные же, втянув запахи, исходящие от желанной добычи, сменила вой на жалобное поскуливание и рванула прочь.

Несогласовано по числу и смыслу.

отпив два жадных глотка из небольшого бурдюка с водой, протянул его дэву.
Непонятная жадность. Герой перед встречей с дэвом сидел. отдыхал, если бы хотел пить - напился бы.

А теперь - о главном. Вкратце.

Автор уделила пятидесяти годам совместной жизни на Земле Тагира и дэва одну фразу - намного меньше, чем поеданию волка. Его (поедания) показалось мне немного многовато для жанра легенды. Это все-таки не юмористический рассказ. И, в процессе трапезы, между мясом и луком, герой берет дэва на "слабо". А давай ты меня не убьешь, а наоборот, привяжешь себя ко мне на много лет.
И этого согласия я не понял. Дэв не любит людей и презирает их. Но ради нового знакомого-человека соглашается на десятилетия запереть себя на Земле, теряя свои способности, становясь все больше похожим на людей. И все ради того, чтобы не убить понравившегося ему человека. Да, он говорит, что в небесных чертогах ужасно тоскливо, но там он, по крайней мере, свободен. А тут - пленник, привязанный к человеку, лишенный возможности даже покрасоваться перед земными красотками, ведь он вынужден соблюдать маскировку.

В остальном же в рассказе все хорошо.
Мне особо понравился стиль.
И он получил вполне заслуженную победу и награду.


В рамках игры прошу взглянуть на сказку - ficwriter.info/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Dj_taisauti 14.08.2017 23:44
Рассказ настолько яркий и настолько всё гармонично и атмосферно, легко читается и духовно невольно проникаешься сопереживанием с героем Тагира, что нет никакого желания критиковать. Но всё таки некоторые замечания сделаю, впрочем, уверен, что они не так и существенны. От добра добра не ищут, всё и так замечательно.
Меня всё время смущает упоминание степи. По всем признакам (аромат цветущих трав (в степи травы ещё летом выгорают), шум горных рек вдали, вид неприступных горных вершин) это не степи, а предгорья, может ещё альпийские луга, но наверное я придираюсь, для обывателя это может быть степь, просто я когда-то имел непосредственное отношение к изучению природы этих мест.
Волки в наших местах совсем не крупные и на человека не было ни одного доказанного случая нападения. Ну да ладно, это же образное повествование. Даже не знаю какие у нас звери опасны для человека, разве что медведь, если подранок, а шатунов у нас не бывает. Даже леопард на человека никогда не нападает, да и их уже не осталось в наших краях. В общем, даже обычному мужчине нечего зверей наших бояться, а уж джигиту тем более))). Но это я так, для образного рассказа это позволительно.
Гули, дэвы и пери – это арабская мифология, а у адыгов есть например дух леса Мазытхэ, Псыгуашэ или алмасты, впрочем, с исламом могли и некоторые арабские мифы прижиться, к тому же для художественного произведения наверное такое допустимо. Да и вставить этих духов будет сложно. Мазытхэ и псыгуашэ добрые духи, а алмасты это женский дух,. сейчас её неверно отождествляют со снежным человеком. Но я никогда не слышал упоминаний ни в наших сказках, ни в аерованиях стариков об этих арабских духах, только джинов иногда упоминают, да и то со ссылкой на Коран.
Аталык, заменивший мне отца – для меня это звучит тавтологично, хотя наверное для большинства это не так очевидно.
Младенцев-мальчиков умертвят сразу после рождения. – О таких проявлениях кровной мести у адыгов я никогда не слышал, кровная месть очень жестко регламентировалась сводом законов (адыгэ хабзэ) и любые проявления излишней жестокости строго карались обществом.
из походного рюкзака – как-то слух режет «рюкзак».
А вообще, не сочтите за придирки, в целом вы очень хорошо и точно передали атмосферу адыгов тех времён. А вы точно не из наших мест? ))) Легенда получилась буквально эпическая, как будто из старинной песни джегуако (адыгский акын). И гуманистическая идея понятна и ярко нас приводит к мысли о необходимости жить в мире, о нераздельной сущности мужества и доброты, о том, что бесстрашие нельзя не уважать. Вы даже ярко смогли показать и традицию гостеприимства и аталычества и всё это в коротком рассказе.
Спасибо вам за такой тёплый и яркий рассказ о моей малой Родине.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 16.08.2017 20:55
Огромное спасибо за похвалу )) Рада, что удалось передать атмосферу ))

Я не из "ваших мест", а скорее соседка. Живу в Железноводске (Кавказские Минеральные воды), а у вас несколько раз бывала на экскурсиях. Мне понравились рассказы о необычных традициях и красивые легенды. Видимо, экскурсовод немного сгустила краски по кровной мести (я и у некоторых историков находила различные трактовки), но больше всего, конечно, меня вела моя фантазия. Первая часть и концовка написались очень быстро, хотя и с разрывом с несколько лет. Я в последнюю минуту конкурса отправила работу - дописывала на ходу )) Может, что-то и нужно поправить, но рассказ уже издан.

Кстати, о дэвах тоже инструктор упомянула)) Видимо, и ей есть чему поучиться ))

Еще раз спасибо за теплый отзыв, порадовавший мое сердце ))

А почему вы ссылку на следующую в цепочке работу не оставили?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Dj_taisauti 16.08.2017 21:41
Да это я так, просто для информации. Моё личное мнение, ничего менять не надо, иначе может потеряться некая изначальная цельность повествования. Я знаю лучше экскурсовода, я этим занимаюсь уже лет 15 как ученый, хоть по основному образованию биолог. И показывать преувеличено опасность зверей для легенды или сказки вполне нормально и даже естественно. Я, кстати, показал ваш рассказ нашим, одна профессор адыговед, другая филолог и известный у нас журналист, им очень понравилось тоже и они вовсю пытаются выяснить имя автора).
Ну, например, вот это гляньте, хотя мне даже стыдно со своим доморощенным) Ну например это, только не воспринимайте серьёзно) ficwriter.info/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 16.08.2017 21:50
Как приятно ))) Ваша похвала - подарок мне на День рождения (на этой неделе грядет).

Хорошего экскурсовода нам надо - мои друзья любят в горы ездить, а у ж с хорошим рассказчиком - это чудо!
Сама научный сотрудник и преподаватель, поэтому стараюсь всему найти подтверждение, но воображение часто уносит меня в другие миры или космос (тесно мне в реальности!). Имя мое не секрет, ибо под ним публиковалась. Если сильно понадоблюсь, добро пожаловать на личную беседу в ЛС ))

С удовольствием напишу комментарий к вашему произведению ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Елена09 21.06.2022 17:45
Жаль, что вполне правдивую легенду передали от неправильного лица, то есть не указали точную национальность, чтобы все было понятно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Елена09 21.06.2022 17:43
Это легенда, переданная как адыгская, в реале - балкарская и все уместно. Более того, Арисхановы/Аресханов ы - это тоже балкарская фамилия, к сожалению, вымершая, но сохранившаяся у адыгов и осетин. Это древний нартский род (и греческих богов Арес) - Арес - Ар/мужчина, человек, род, племя + ес/эс/сознание, то есть осознанный человек (посвященный), потому Ваши замечания уместны для подачи как адыгов, но неприемлемы как балкарцев. Более того, кабардинская власть присвоили балкарские селения и записали их кабардинцам и запрещают им говорить на своем языке предков. Короче, воруют балкарское как могут.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Fitomorfolog_t 12.07.2016 12:52
Ответ на комментарий по игре "Ты - мне, я - тебе".

Прекрасная легенда! Я прочитала её с огромным удовольствием, нет - с наслаждением. Не только содержание, но и великолепный, образный язык, замечательная стилизация. Да тут каждый эпизод, каждая деталь настолько хороши, что по прочтении испытываешь тихую радость.

Очень необычный дэв вышел, чуточку тщеславный («Дэв потянулся, чтобы показать себя с выгодной стороны и поиграть мускулами»), и это вызывает улыбку. И мотивы его поступков так понятны: «В небесных чертогах ужасно тоскливо, а охраняя два рода, мы не успеем заскучать». Мне очень нравится вообще обычай, согласно которому гость священен – кем бы он ни был; жаль, что люди постепенно забывают об этом. Спасибо за возможность окунуться в легенду!

Пата мелких тапков всё же нашлась:

«он все еще мог наслаждаться прогулками по благоухающим цветами и травами степям, хорошо слышал пение сладкоголосых птиц и мог любоваться неприступными вершинами гор.
Правда, руки уже не могли крепко держать ружье…»
- второе «мог», мне кажется, безболезненно убирается.

«Дэв тоже запрокинулголову, минуту посидел…» - опечатка, пропущен пробел.

Спасибо за историю и успехов!

P.S. И перекидываю шарик ))) Не напишешь ли комментарий вот к этой работе? ficwriter.info/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 12.07.2016 22:19
Спасибо большое, Фито )) Твой комментарий тоже заставил меня испытывать радость и даже гордость )) Надо и кучу начинашек дописывать ))

Конечно, я напишу комментарий к "Апельсинчику" - еще на конкурсе хотелось, но не успела (( Теперь с радостью напишу )) Спасибо тебе )))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Uphemia 17.05.2014 22:41
Здравствуйте, автор. :-)
Честное слово, буду вас целовать, как только снимут гриф секретности! Какую же вы восхитительную легенду написали.
Во-первых, хочу сразу поблагодарить за полноценный словарик! Он был очень кстати, сразу видно, что автор позаботился о читателе, и реалии представил.
Потрясающая атмосфера повествования затянула, эти самые реалии создали эффект присутствия читателя там, на месте событий. У вас всё пропитано любовью к семье, не только к маме, папе, но к дальним родственникам. Так я себе и представляю эти народы - большие и дружные семьи, уважение и любовь.

Легенда начинается при весьма горьких обстоятельствах, замешана на крови. Но несмотря на это появление и поведение не то бога, не то демона - Дэва радует и веселит. Он очень интересный товарищ, с юмором! В такого персонажа невозможно не влюбиться. Страшный и трогательный одновременно он мучается от того, что ему придётся выполнять свои обязанности - забрать такого храброго юношу, когда у него столько дел на земле ещё осталось.
Персонажи прописаны чертовски хорошо. Сказать, что переживаешь за них, это ничего не сказать. Сюжетные повороты и поступки персонажей удивляют и одновременно кажутся самыми правильными: главное - спасти от гибели своих. Старая женщина, мать семейства, это как никто другой понимает.
Нет, всё-таки я балдею с этого Дэва)) Жуткая личность, практически Смерть с косой, а как многогранен! И волчатинкой угостил, и парня пожалел, а как мило растерялся, когда человек ему от чистого сердца предложил бартер.
Ваша работа не только вызывает сильные эмоции, но и учит, рассказывает о традициях, укладе Кавказа. Совместили приятное с полезным, и задание выполнили :)
Закончилась история лирично и в духе всех красивых историй, где главный герой должен уйти, потому что держит слово. Приятно, что он прожил долгую жизнь, и хоть и жаль ему оставлять любимых людей, он чувствует, что пора. А главное, что идёт не потому обязан, а потому, что другу обещал... Автор написал достойный финал для достойной истории, и я его обожаю)
Мой самый большой плюс вам. :-)
Жаль, что комментарий получился таким сумбурным, но эмоции, знаете ли, через край) Уж простите меня.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 07:29
Спасибо, феечка, за эмоции )) Так приятно, когда твоя работа их вызывает )) Я сама влюбилась в своих героев!
Я готова к поцелуям :roll:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Jiraia 17.05.2014 10:55
Лучи заходящего светила окрасили снежные шапки в яркий оттенок. А в какой?

Я столько нового узнал из этой истории! Суровые обычаи, гордые и мудрые люди, красота горной страны, тёплые семейные отношения, уважение к старости - Автор сумел передать в рассказе атмосферу настоящего времени и тех далёких времён зарождения легенды. А легенда удивительно правдива. И красива как земля, где она рождена.

Тагир не только смелый, но и дерзкий джигит. Использовать самого дэва для своих целей! Молодец!
А поступок старой Марем достоин восхищения.Тут она Тагира обставила)

Я представил как большую часть своей жизни Тагир жил бок о бок с дэвом. Думаю за эти годы они стали одним целым. Делить с кем-то совсем непохожим на тебя душу может и не очень приятная обязанность, но лучше чем гибель всего рода. И теперь Тагир стал легендой рода Атабиевых, А свидетелем правдивости легенды стал его сын, увидевший его вместе с дэвом.Легенда так органично вплетена в настоящее, что читается плавно и напевно,

Настоящая легенда! ПЛЮС и в Бэст её.
после того как Автор исравит тучу опечаток и ошибок)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 07:33
Спасибо, Джи )) Вот только нормальной картинки (изображения дэва красивого) не нашла (( Видимо, он у меня слишком не похож на злобный гигантов из сказок и легенд ))

"Думаю за эти годы они стали одним целым." - ты угадал мои мысли. Я кажется об этом не написала, но думала об этом, когда писала начало легенды. Ведь уже и Тагир сомневался в реальности истории, за восемьдесят лет они стали почти единым целым.
Спасибо за комментарий ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Serpens_Subtruncius 17.05.2014 07:01
"Последняя легенда" Тагира оказалась самой первой, трогательной и удивительной, вероятно, "зарядившей" волшебством все остальные (кстати, о лечебном горном цветке и прочих жизненных чудесах мы не слышали, но не сомневаюсь, что и тут не обошлось без дэва).

Встреча человека со смертью и вообще, Союз со Смертью - легендарный сюжет у многих народов. Здесь, в сплетении с восточной экзотикой, идеей кровной мести и избавления от неё, этот сюжет играет новыми красками. Авторский стиль, романтически-серьёзн ый и сдержанный, пронизан почти невидимой иронией. Прежде всего это касается восприятия рассказчиком-старико м самого себя - молодого, неопытного и немного неуклюжего, но стремящегося достойно принять всё, выпадающее на долю, и до конца держать данное слово - и немного наивного дэва, гордого, но бесконечно одинокого.

Что удалось автору стопроцентно - и за что горячая ему благодарность - это в совершенно предсказуемых условиях создать непредсказуемые диалоги и неожиданные намеки или повороты ситуаций. Вот джигит готовится умереть - но нет, он встречает не кровников, а кого-то незнакомого. Это дэв, смертельно опасный и уже обозначивший себя как его личную Смерть - но мы-то знаем, что парню как-то удалось облапошить чудовище, вот же он сидит и рассказывает. Мы ждем продолжения в виде бытовой сказки о лукавом обманщике. Но Тагир - не обманщик по природе, и сюжет перетекает в новую возможность - авантюрное приключение в доме кровников и план похищения подростка. Мы ждем развития этой линии (заранее обреченной на провал, скажем прямо) - но вмешивается старая мудрая женщина. В конце концов история развивается именно в том направлении, которое ей задал Тагир, но теперь он сам - в роли если не "похищенного", то усыновленного. Остается неразвязанным узел с дэвом. Можно было бы ждать сказочного совета от Мерем. Но это не сказка - и юноша вынужден справляться сам. Незатейливый ужин волчатиной в исходной точке вызывает в памяти кадр из старого советского фильма про лампу Аладдина, помните - "Так раб или друг?"

Оказывается, что сплетать концы - более жизненно и взаимовыгодно, чем обрубать их, - и в этом мораль истории. Восьмидесятилетний союз человека и дэва не обрывается - путь бесконечен. Этот финальный уход в горы не дает рассказу оборваться на полуслове. Его будут рассказывать и досочинять новые поколения слушателей - недаром Айшет собрала вокруг прадеда всю семью.

Вообще, настоящее, прошлое и будущее неразрывно связаны и отлично читаются в рассказе. Они угадываются в описаниях природы, трогательной заботы младших о старших и наоборот, неторопливость вступления никак не задерживает развития сюжета - мы погружаемся в рассказ постепенно, и темп ни разу не снижается и не скачет. Это - легенда, она не бежит и не торопит, а плавно перетекает в жизнь, и это несомненная удача.

Плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 07:40
Твоя похвала много значит )) Я начала писать этот рассказ еще на наш мистический конкурс "По лабиринтам мистики и страха", и он долго не давал мне покоя. Рада, что удалось удержать темп и не обрубить конец ))

"Авторский стиль, романтически-серьёзн ый и сдержанный, пронизан почти невидимой иронией." - прямо целоваться и обниматься со всеми хочу )) Такие сладкие для моего уха слова ))

Спасибо, Серпи, за комментарий )))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Кэт 17.05.2014 00:05
Начала читать с некоторой опаской, ибо литературу о горных народах «переела» ещё в школьные годы. Но вспомнила другую легенду на этом конкурсе, где тоже действие происходит в горах... Эта оказалась не менее прекрасной. Прочитала, да — и не пожалела.
Повествование неторопливое, ровное, но при этом заскучать не успеваешь. И ещё для меня непостижимо, как можно в нескольких абзацах так ясно — свежесть вечера, природный простор гор и степей... или как это назвать? Вот ведь, даже слов не подберу... И тут же — уют родного дома и очарование маленькой девочки. Какая-то удивительно тёплая атмосфера, как в детстве... А написано и читается легко.
Сама легенда зацепила сходу. Вот как они рождаются — легенды. И верно, кто-то же её должен поведать в первый раз? Сидела, читала, глазки тёрла, а оторваться сил не было. Контрасты: одиночество в степи, и вдруг — ни много, ни мало — дэв; сам дэв — вроде и страшный — но такой человеческий, и возмущается, и хвастается, и болтает вовсю; враг — и он же гость по обычаю, приём обычай этот свято соблюдается.
Поразило самообладание Тагира, а появление Мерем стало неожиданным для меня поворотом. Ещё более неожиданным оказалась реакция дэва на сложившуюся ситуацию, а уж разрешение этой ситуации я даже представить себе не могла. Чуть ли ни с самого начала гадала, как Тагир выкрутится, а вот не могла.
Очень понравились персонажи. Тагир — настоящий джигит, бесстрашный, полный достоинства даже в молодости, честный и умный, истинный мужчина. Дэв — изумителен, вроде бы тёмный персонаж (ага, беленький и голубоглазый))), но вызывающий порой улыбку, чем-то напомнивший подобных персонажей из сказок.
Остальные герои, которые вроде бы второстепенные, тоже вышли совсем не второстепенными, каждый настоящий, живой, легко представляется.
Окончание истории заставило вздыхать, задев душу сентиментальной-меня , и сниться мне сегодня будет эта чудесная парочка, поднимающаяся в горы. Смутно вспомнился какой-то мультик, где тоже вот так, в обнимку, двое — или то была книга? И ещё почему-то булгаковское «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя», хотя тут нет привязки к христианству, да и уходят двое — вдвоём.
Ну вот, слов много написала, а впечатление не сумела выразить толком — оно сильнее слов.
Плюс
.

«Правда, руки уже не могли крепко держать ружье, и предметы вблизи теряли очертания, но это было лишь небольшой платой за накопленные знания и опыт» - я бы не поставила запятую перед «и предметы», потому что есть объединяющее слово «Правда».
«Сегодня особенно важным казалось увидеть закат солнца, почувствовать спокойствие снежных вершин и игривость осеннего ветра. Старейшина Атабиевых чувствовал...» - почувствовать-чувств овал. Не критично, но бросилось в глаза.
«Ты расскажешь про прекрасную деву и храброго джигита, или про лечебный горный цветок, которым ты вылечил папу?» - перед «или» запятая не нужна.
«Начать историю не удалось из-за появления невестки» - удалось же, но просто не сразу. Я бы добавила «Начать историю сразу... немедленно...не удалось из-за появления невестки», имхо.
Есть и ещё опечатки, но уверена, автор их поправит позже. Хотела было предложить помочь в вычитке, но поняла, что не хватит опыта... разве что пунктуацию кое-где.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 07:42
Огромное спасибо за похвалу и комментарий )) Дэв мне тоже больше Тагира нравится ))
Спасибо за тапочки - все пришлись впору ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Li Nata 16.05.2014 23:05
Да, это интересная легенда. Каюсь, вышла на нее по комментариям – и, хотя я привыкла составлять обо всем свое мнение, тут мне было жутко интересно – а что, неужели действительно так хорошо?
Да, хорошо же)
Правда, хорошо. Мир и обычаи, которых я совершено не знаю. Дэвы, кровная месть… совсем не знаю. Сказки читала когда–то, в детстве, и вот словно одна из таких ожила.
Мне понравились главные герои, понравились описания, язык, которым написана легенда и стиль. Спасибо отдельное за сноски в конце – без них я бы много не поняла. Спасибо, автор, что настолько уважаете читателя. Да и вообще – текст очень качественный, ошибок не заметила – да и не искала вовсе. Но правда, пока читала, вообще нигде не споткнулась – удивительно просто) автор, вы мастер)))
Неторопливое начало, старик собирается рассказать легенду… так и видится все большое семейство, даже невестка, мельком появившаяся, видится. Хватило того что она принесла подушки и одеяла и всех усадила – уже складывается какой–то образ.

Старость была благосклонна к Тагиру Атабиеву – он все еще мог наслаждаться прогулками по благоухающим цветами и травами степям, хорошо слышал пение сладкоголосых птиц и мог любоваться непреклонными вершинами гор.
Сразу располагает это описание к старику. Вообще, я его сразу зауважала – и не зря.

Сама легенда понравилась очень. Это настоящая легенда, да! Дэв умилял всю дорогу. Речь его такая интересная) легкая и в то же время сказочная.
Кожа была нечеловечески белой, как снег с вершин гор, а глаза ярко-голубыми, словно лазурь неба. Но больше пугал белесый зрачок, похожий на крошечное облако в синем оке необычного собеседника, и клыки, приподнимающие верхнюю губу. Одет он был в шкуру леопарда.
…Дэв потянулся, чтобы показать себя с выгодной стороны и поиграть мускулами.

Ну красавец прямо таки))

Шутник и балагур)) разговор у костра понравился очень, непринужденный, словно два друга беседуют, и вот прямо даже не верится, что один из них собирается отнять жизнь другого, хотя это видно невооруженным глазом. Читается, вернее.
Тагир, молодой – смелый, вызывал уважение как и старик. Не испугался такого гостя) и даже придумал этакое последнее желание…

Мерем поразила. Сильная женщина.
Ну и финал, когда Тагир и дэв уходят вместе – отличный. Ах да. Как он прятался, дэв, интересно) об этом можно написать еще одну легенду.

А нет, вот тапочек:
– Пойду сообщу твоим братьям радостную весть. Я ты отзови Смерть от нашего дома.
А ты отзови

Сидящие рядом, Дэв и человек совершенно не знали, что им делать.
Дэв с большой буквы, до этого вроде был с маленькой?

Я еще раньше думала, что ж за сделка длиной в жизнь, интриговало – до прочтения. Прочитала. Классно же.
Плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 07:49
Спасибо за тапочки и теплый (как всегда) комментарий )))
Тагир и дэв (я так и не дала ему имя) долго вынашивались мною, хотя их первый разговор родился за 30 минут ))
А вот Мерем просто ворвалась в мою историю (если так можно говорить о немощной старухе, с железным характером )) Концовка увлекла меня так, что я не отрывалась все праздничные выходные от компа. Как меня обрадовала выходка дэва с волчатиной - он просто начал жить своей жизнью: охотиться на волков, жарить их на костре, выбирать свою судьбу... Да, он у меня красавец )) Люблю и дэва, и Тагира ))

Спасибо за внимание к моей работе ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Li Nata 20.05.2014 13:59
Леди, я всегда знала что ты замечательный автор. Но эта вещь!
Это вещь)))
Знаешь, есть во мне этакий дух противоречия - когда что-то хвалят, очень хочется пойти посмотреть, ну что ж там такого-то, а? Даже если хвалят те, кто является для меня авторитетом, ага)
Пришла - посмотрела - и обалдела))) в хорошем смысле)
Так что - с заслуженной победой тебя!
А мальчики, джентльмены, в этот раз уступили пальму первенства Леди)
Ура! Вот просто вообще - ура))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Нерея 14.05.2014 16:49
Небось одним ударов кулака - ударом;

поставили блюда с лучшими блюдами - надо от повтора избавиться, к примеру - поставили блюда с лучшими угощениями;

– Это было бы величайшей честью для меня...Но я не могу - пробел пропустили;

Я ты отзови Смерть от нашего дома. - А ты ... ?

каждое слова - слово;

Вообще перечитайте потом текст ещё раз, чтобы все опечатки выловить, но в целом - нигде глаз особо не цепляется, приятная история, очень хорошо сбалансированы диалоги и описания, да и удачно вплетены в повествование национальные детали. Кстати, отдельное спасибо за сноски - пару-тройку вещей встретила впервые, запомнила теперь. ))
Сама история-легенда из прошлого довольно правдоподобна, хоть и встреча с дэвом таковой быть по определению не может. Но... что же такое, на этом конкурсе такое обилие историй о горах, о древних обычаях, легендах с привкусом этнических ноток... к которым, должна признаться, испытываю некоторую слабость. )) Мне решительно нечего посоветовать автору исправить, потому что мне всё очень нравится вот в таком виде. Как громкое молчание гор, как шум реки, чьи воды бьются о камни, как свежесть воздуха... Вот просто легло на душу, спасибо. Мой плюс, исправите то, что выделили комментаторы по ошибкам, и я присоединяюсь к мнению Альчика - эту работу также буду рекомендовать в Бест.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 07:51
Спасибо за комментарий и за то, что сочла мою работу достойной беста ))
Ошибки поправила )) Спасибо за все тапочки ))

"Мне решительно нечего посоветовать автору исправить, потому что мне всё очень нравится вот в таком виде." - лучшая похвала )) Спасибо, Неречка )))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Astalavista 14.05.2014 15:17
Какая же она замечательная, ваша легенда! Светлая и добрая.
увы, мало что знаю об обычаях, поэтому не могу сказать, что верно, а что нет, поэтому сосредоточусь на другом: на добре. Ведь даже и к демонам она применима, и кровную вражду способна утихомирить. Мир - лучшее, что есть на земле.
Главный герой, Тагир, очень импонирует по своим человеческим качествам. Вы не сделали из него рыцаря без страха и упрека, но тем не менее, как персонаж он получился запоминающимся.
Понравилась стилизация. Будто окунулась в ту атмосферу.
Конец стал началом новой истории. Для меня, по крайней мере.
Плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 07:54
Спасибо, Астачка, за теплый и солнечный комментарий )) Да, действительно, конец многих историй -- это начало новой ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Almond 13.05.2014 14:33
Чуток тапков:
старец улыбался собственной смелости и глупости, спасших весь род Атабиевых, в те времена, - запятая перед «в те времена» не нужна
сменила вой на жалобное поскуливание и рванула в другую сторону. – в какую? Ни о каких сторонах ранее не говорилось
Как только погаснет костер и ты тут как тут? - тире или запятая перед «и»
– Значит, вы гули! - я бы после «вы» поставил тире)
под стать гиганту. – тут «постать», тут нет объясняемого стать слова.
Небось одним ударов кулака лошадь валишь? – выдохнул Тагир. – после «небось» запятая
слышалась и гордость и тоска. – перед вторым «и» запятая
Да много имен у нас было. – после «да» запятая
Потягивая один дэву, - опечатка… «протягивая»
Улыбнувшись белоснежный гигант, принял живительную влагу:- после «улыбнувшись» запятая, а после "гигант" - не нужно
– Я ни чем. – я – ничем
Я да старый дед Батырбек, живущий высоко в горах – последние мужчины в нашем роду. – перед тире запятая
– Значит, ты в любом случае мертвец? – перед «мертвец» запятая
А вообще подслушивать чужие мысли подло, – после «вообще» запятая
Дэв видимо тоже не хотел лишаться собеседника. – «видимо» в запятые
Тагир вдруг вспомнил, что его убивать будут и добавил: – после «будут» запятая
Дэв тоже закинул голову, минуту посидел в такой неудобной позе и тоже улегся в траву. – на траву?
Мы пленники в своих дворцах... – все же после «мы» тире
Дэв хотелось чем-нибудь порадовать собеседника перед концом его жизни: - опечатка – «дэву»
Когда пришел черед ложиться спать, отвели ему отдельную комнату с мягкими циновками и шкурами. Только мальчишку лет двенадцати оставили у его порога – и заботиться о нем, и присматривать. – «у его» - лишнее
В комнату вошла медленно старуха, было видно как тяжело ей даются шаги. – перед «как» запятая
– Это было бы величайшей честью для меня...Но я не могу дать обещание, - потеряли пробел после многоточия
– Пойду сообщу твоим братьям радостную весть. – я бы поставил запятую после «пойду», (имхо)
. Видимо все приготовления успокоили его: - запятая после «видимо»
Сидящие рядом, Дэв и человек совершенно не знали, что им делать. – после «рядом» запятая не нужна
Я запомню её навсегда, – поцеловав Тагира в щеку она, наконец, согласилась пойти в кровать. – запятая после «в щеку»

Да это же что за чудо? Да к хрену ошибки и опечатки, я уверен, автор, что вы их поправите. Ну, тороплюсь я прочитать все работы, и не успеваю же, а тут мне Тин говорит: « Почитай вот эту поскорее, хороша же – легенда». И я прочитал. Признаюсь вам, что мало что смыслю в обычаях и ритуалах кавказских народов, хотя и немало знаю. Но ничто не напрягло, ничто не зацепило в качестве ошибки какой-то- вы их просто поправите, и все. Это же тот случай, когда ну прямо по сердцу. Прочитал просто взахлеб и с наслаждением. Господи, ну как же хороша – легенда! Автор, вы просто умница.
Она такая светлая – с самого начала, когда вокруг старика Тагира собираются дети, потом приходит женщина и защищает детей от прохлады, потом подтягиваются взрослые… Все это настолько светло, настолько жизнеутверждающе, что просто слов нет. Так ли в реальности? Не думаю… Но именно такие вещи делают наш мир чище и лучше.
Живо я представил себе и старого, и молодого джигита Тагира. Дэв, о, ну это просто прелесть – со своей историей, обидой и… примирением, потому как без человека он-то и не живет по-настоящему.
Чудо как хороша концовка: Тагир, беседующий с дэвом. Что это? То ли путь в бесконечность, или последние минуты на земле, с любимыми людьми, о чем прямо говорит вот этот посыл: Тагиру «… предстояло пуститься в новый путь, выбранный восемьдесят лет назад». Да, это так, жизнь заканчивается, но… заканчивается ли история? Нет… Она продолжается в понимании читателей.
Свет жизни людей, их глубокая душа, порядочность, жертвенность, понимание – что все только в их руках, вот что заставило читательское сердце трепыхаться и восхищаться. Горечь осени вкупе с нюансами зимы, весны и лета – вот что такое это произведение лично для меня.
Однозначно, только плюс.

ПС. Автор, поправите все, я вас буду рекомендовать в бест.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 08:08
Господи, ну как же хороша – легенда! Автор, вы просто умница. - читая твои слова, я чуть не умерла от радости (честно-честно). Весь мир я любила несколько суток... хотя он (мир) и отбивался )))

Свет жизни людей, их глубокая душа, порядочность, жертвенность, понимание – что все только в их руках, вот что заставило читательское сердце трепыхаться и восхищаться. Горечь осени вкупе с нюансами зимы, весны и лета – вот что такое это произведение лично для меня. - спасибо за высокую оценку моей работе )) Ну вот... опять волны радости захлестывают меня ))

Спасибо за выловленные ошибки (стыдно... очень).
Спасибо за отзыв, за рекомендацию в бест и за чудные слова ))) :oops:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 20.05.2014 13:29
Я очень рад, Огонечек, повторить свои слова))) Поздравляю еще раз)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Thinnad 12.05.2014 11:54
Читал с увлечением, очень интересная и красивая легенда у вас получилась.
Я улыбался — почему-то сразу вспомнились любимые ещё с детства «Абхазские сказки» - про батыров, дэвов, с упоминаниями экзотических для меня обычаев.
Это же не сказка, это – и вправду легенда, живая, настоящая, увлекательная.
Я не знаком на самом деле с культурой и обычаями описываемого народа, потому не могу судить о достоверности деталей, но как вредному читателю мне ваша легенда понравилась очень.

Я видел, там немного тапок накидали, потому не буду повторяться, только замечу, что в нескольких местах стилистически сбоило повествование (чуточку), слова не совсем удачные были подобраны, например:
«окрасили снежные шапки в яркий оттенок» - неверно построенная фраза. Окрасить можно в цвет, а оттенок обычно придают.
«Прогоняя в памяти события самой захватывающей истории его долгой жизни» - неудачно подобранное слово. Слово «прогонять» имеет смысл именно что «прогнать прочь», либо, как вариант — быстро, лихорадочно прокрутить воспоминания в голове. Имхо, здесь больше подойдёт «перебирая».
«звезды свели твой путь с жизненной дорогой Арисхановых» - понимаю, что автор пытался избежать повторов, но «жизненная дорога» несколько выбивается из слога.
Ещё резко зацепился за «Я ни чем» - ничем

Мой плюс за интересную легенду, за саму конструкцию повествования, за атмосферы — яблочно-ярко-тёплое пасторальное настоящее и прохладно-тревожное легендарное прошлое. Спасибо, автор)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.05.2014 08:02
И тебе спасибо, Тин, за удивительно теплый комментарий ))
Ты успокоил меня, дал надежду, что моя работа удалась, что не зря я не спала и разрешала дэву жарить волков ))
Твоя похвала - бальзам на мое глупое сердце )) Ведь я ужасно боюсь участвовать в конкурсах ))
Ну... опять меня тянет целовать комментатора (чтобы слезы радости никто не заметил).
Спасибо-спасибо-спасибо...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Эмилия 11.05.2014 12:50
Доброго дня, автор.)

укутывать плечи бешметом1, обитым овечьей шкурой. — автор, бешмет никогда не обивают овечьей шкурой, поверьте, и даже не подбивают. Вообще, на Кавказе, из овечьих выделанных шкур шьют только папахи. А ещё ими (шкурами) иногда застилают тахт(топчан в доме), используя вместо ковров.

непреклонными вершинами гор. — "непреклонные", имхо, не совсем удачный эпитет.

Откинувшись спиной на седло издохшей полчаса назад кобылы, — лучше сказать, "на седло, снятое с издохшей кобылы". Иначе впечатление, что седло было собственностью почившей.

Потягивая один дэву, — протягивая

две беременных жены братьев — беременные

и приняли сына Атабиевых не иначе, чем почетного члена семьи. — не совсем удачный оборот, имхо.

что будешь защищать оба рода, как и вскормивший тебя. — думаю, тут скорее "как свой, так и вскормивший тебя", хотя и в этом случае смысл не совсем ясен. Или речь идёт о роде аталыка?

Я ты отзови Смерть от нашего дома. — опечатка "А ты..."

И хотя он выглядел совсем как в семьдесят лет назад — лишний предлог "в".

Очень странно мне было читать о том, что главный герой пришёл в дом к кровным врагам. Если уж следовать обычаям, то он мог скрыться до времени в доме аталыка (раз вы уж упоминаете об этом обычае), или в доме любого другого уважаемого человека. Тогда находясь в статусе гостя, он действительно был бы в неприкосновенности до тех пор, пока не нашёл способ разрешить конфликт, усмирить вражду. Обычно таким способом были деньги — выкуп за оскорбление, нечаянное убийство и т.д.
Если же кровники в вашей легенде — абреки, а, судя по тому, что они намерены убить ещё нерождённых мальчиков, они именно абреки, то тем более неправдоподобным выглядит приход Тагира в их дом. Да еще и приняли они его, словно дорогого гостя, именно дорогого, а не просто гостя, которого принять на Кавказе готовы всегда и в любой момент.

Понимаете, даже кровная месть, при всей её фанатичности и видимой стихийности, подчинялась весьма строгим правилам, которые были, по сути, определёнными этическими ограничениями. "Убей врага по совести" — это давняя поговорка, неписанный кодекс кровной мести.
Абреки же о сути своей были анархистами, не подчиняющимися никаким кодесам. Вот они-то как раз и могли истребить род подчистую, причём не дожидаясь, пока вдовы родят там кого-то. И кровника в дом не приняли бы однозначно.

Но при всём при этом, мне легенда понравилась. Завязка, сюжет, развязка, обрамление легенды, описание героев хороши. Читается легко, красивая концовка. Сама идея союза смертного с бессмертным злым духом, который возжелал человеческих отношений(а почему нет?) тоже хороша. Может быть, не оригинальна, но всё равно вы рассказали её живо, с достаточной долей юмора и правдоподобия.
Вот в терзаниях, что же поставить. Всё же, когда пытаешься добиться наибольшего правдоподобия с помощью упоминания мелких деталей быта, обычаев, имён, стоит уделить этому больше внимания.
Или уже рассказывать не об адыгах конкретно (имена у вас не адыгские и не карачаевские), а просто о каком-то собирательном народе Кавказа, тем более, что легенды там практически похожи. Да как и у всех народностей.)
Но поставлю плюс, всё же легенда автору удалась в достаточной мере. Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 12.05.2014 06:53
Не смогла пройти мимо ))

Мне кажется, что многое зависит от источника, из которого бралась информация. Прочитав ваш комментарий, я заглянула в некоторые. Например, Гуков А.С. пишет в статье «Институт кровной мести в обычном праве адыгов (черкесов) в конце XVIII - первой половине XIX в
«В то же время представители княжеских или дворянских родов никогда не соглашались на мирное урегулирование конфликтов, возникавших между ними и простыми адыгами. Таким образом, право кровной мести во многом зависело от социального статуса сторон конфликта.»
«Обычное право устанавливало принцип равного возмездия за совершенное преступление, т.е. роду виновного наносился точно такой же вред, какой был нанесен им: если убит один человек, то убивают одного человека, убито два человека - убивают двоих... Случалось, правда, что ответным равноценным деянием месть не прекращалась, а, наоборот, ввиду особой мстительности родственников разгоралась с новой силой. Когда дело касалось высших сословий, этот древний принцип переставал действовать. Так, например, при убийстве князя беслен-уорком или уорк-шаотли-гусом (дворяне второй и третьей степеней), "убийца и ближайшие взрослые его родственники мужского пола лишались жизни, а остальное семейство отдавалось в рабство наследникам убитого пши, дом же и имущество убийцы подвергались разграблению».

Тагир в начале рассказа сам говорит, что поступки его были и достаточно глупыми. И появление в доме кровников это один из них: смело и глупо. А причину очень радушного приема можно углядеть и в поведении Мерем – мне показалась, что она все знала заранее.

Имена героев в некоторых интернет списках позиционируются, как адыгейские (Например, сайт namesforyou). Если бы автор дал им имена Вася и Ириша, то было бы действительно странно, а для читателя не знакомого подробно с культурой определенной национальности все кавказские имена именно «собирательные». Это я как русскоязычный житель Кавказа могу только подтвердить - живя рядом мы крайне мало знаем о соседях.

Для легенды простительны некоторые преувеличения и крайности. В конце концов Тагир и не говорит, что всё случившееся правда.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Эмилия 12.05.2014 07:08
Леди, да я и не спорю, что в легенде простительны преувеличения и крайности.))
Но именно в легендарной составляющей. Что же касается быта и обычаев, если они являются важными для сюжета, то стоит с большим вниманием подойти к их описанию. Или же не делать акцентов, оставить всё просто фоном с лёгким национальным колоритом.
Я, кстати, тоже, как русскоязычный житель Кавказа высказалась. Правда, за себя могу сказать, что прекрасно знаю все обычаи, верования и быт своих соседей.
Согласна и с тем, что многое зависит от источника, которым пользуется автор. Мой источник — жизнь.)
Не думаю, что чем-то задела автора, высказав своё мнение. ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 12.05.2014 07:14
Я не говорю, что чем-то задела автора, а просто дискутирую. Ибо я тоже слышала и читала об обычаях. Все же современный опыт не всегда подходит для аргументирования событий произошедших (еще и по словам легенды) более 80 лет назад.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Эмилия 12.05.2014 07:20
Леди, да кто говорит о современном опыте? Как раз и говорю о рассказах стариков, которым по 80 лет!
Я выросла среди этих людей, понимаешь? Всё очень жёстко было, да и есть, далеко не всё в статьях упоминается.)
Тоже дискутирую, кстати.)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 12.05.2014 07:34
Тогда остается только пожалеть, что обо всех подробностях не пишут те люди, которые пережили реальные истории с кровной местью. Может статьи и пишутся людьми, не сильно разбирающиеся в каких-то вопросах. Автор не всегда может узнать о реальной ситуации, не говоря о том, что в последнее время многие писатели и сценаристы вообще не придерживаются исторических реалий (порой смотреть некоторые фильмы уже даже не смешно, а противно).

Я поняла твою точку зрения (и очень уважаю её), но мне кажется, что автор старался сделать историю интереснее, а не проводил научные исследования с опросом людей, реально переживших подобную ситуацию. Кто знает как поступили бы они, если бы знали, что у них за спиной могучее существо. Вряд ли кто-то из них заключал сделки с дэвами. Хотя я лично слышала легенду, рассказанную местным жителем достаточно преклонного возраста, что при строительстве догори находили кости дэва. К легенде прилагалась куча мистических заболеваний и смерть свидетелей этой находки.
Заканчиваем дискуссию под работой и можем по твоему желанию продолжить в личном общении )) Спасибо за приятный спор ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Эмилия 12.05.2014 07:45
Думаю, скорее стоит порадоваться, что обо всех подробностях не пишут очевидцы.)
По поводу псевдоисторических реалий в современном искусстве полностью с тобой солидарна.

Насчёт дискуссии: взаимно приятно было обменяться мнениями.)) Думаю, автору тоже было небезынтересно, ведь это его произведение подвигло читателей на обсуждения и размышления .)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Fire Lady 20.05.2014 07:57
Спасибо за твою полезную критику и неравнодушие к моей работе )) Спасибо за тапочки и чудный спор ))
Если немного сгустила краски или видоизменила обычаи, то только ради сюжета. Надеюсь, что меня за это простят.
Рада, что легенда тебе понравилась )) Спасибо огромное за комментарий ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Эмилия 20.05.2014 09:28
Леди, ну как она могла не понравится?)))
Особенно мне, тоже жительнице Кавказа. А то, что высказалась и обратила внимание на некоторые ммм... нестыковки))), так это тоже говорит только о том, что зацепило, тронуло, заинтересовало.
Просто вот не могу так эмоционально и восторженно выражаться, как некоторые замечательные комментаторы, но понравилось от души, поверь.)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа