Интервью с главой редакционного совета литературного журнала «Перископ» Евгением Кравцом
ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА «ПЕРИСКОП»
ЕВГЕНИЕМ КРАВЦОМ
Алексей: Есть мнение, что литературный журнал в России умирает. Так ли это?
Евгений:
Все мы умираем, прямо с момента рождения – долго, азартно и мучительно. Но журналы и впрямь недужат. Болезни у них психосоматические обычно: кто-то живет прошлым, эпохой семизначных тиражей, кто-то в упор не замечает молодёжь, кому-то жизненно необходимо приобщиться к какой-нибудь касте, из-за чего происходит дичайший крен в подборе и систематизации материала. Бедность, конечно, тоже портит журналы. Как говаривал Бальзак, любовь не терпит нужды и труда, а ведь выпуск журнала – это акт любви, столь же иррациональный и неконтролируемый.
Алексей: Почему иногда журнал предпочтительнее читать, чем книгу? Или одинаково? Есть ли плюсы и минусы?
Евгений:
Чтение книги я бы не стал сравнивать ни с чем – это самостоятельное удовольствие, возможно, лучшее из них. Журналы – это больше про просвещение, про какие-то актуальные вещи, возможно, передовые. Для тех, кто хочет в этом понимать. Как в науке: монография предназначена для тех, кто настроен погрузиться в одну проблему, журнал – для желающих ознакомиться с обзором различных исследований.
Алексей: Какие цели вы ставили, создавая журнал «Перископ»? Трудно ли создавать журнал?
Евгений:
«Перископ» призван смешивать журнальную и сетературную среду, и в этом его высокое служение. Нынешнее обособление искусственное. Просто многие одаренные люди в девяностые, нулевые, десятые годы не могли себе позволить заниматься исключительно возделыванием своего таланта, вынуждены были работать за пределами ареала академического литературоведения. Если у автора к таланту не прилагается литинститутской корочки, нас это не останавливает.
Трудно ли создавать? Если рассказать сжато, то на словах выходит довольно легко: сколотил Литсовет, попросил их рекомендаций, собрал материал – и вот он, журнальчик.
Алексей: Чем журнал отличается от любого сборника издательства «Перископ-Волга»? Для какой аудитории он предназначен?
Евгений:
Разные принципы формирования: сборники формируются по авторским заявкам, журнал – на основании рекомендаций членов Литсовета.
Про аудиторию вопрос непростой. Если на минутку допустить, что существует возможность привлечь под знамена журнальных читателей новобранцев (сейчас это армия людей, скажем так, сформировавшихся, которые приучились читать журналы больше сорока лет назад и по каким-то необъяснимым причинам не отучились это делать), то я бы затруднился описать среднестатистического нашего рекрута. Дело в пёстром Литсовете, о котором скажу ниже.
Алексей: Попасть в реестр Журнального мира – это круто?
Евгений:
«Журнальный мир» ведёт самый прозрачный реестр. В других местах надо выполнить разные иерархические прогибы, заручиться рекомендациями или тупо заплатить. В ЖМ достаточно прислать заслуживающий внимания материал, соблюсти понятную процедуру. Это честный реестр.
Алексей: Рядом с вами в реестре знаменитые журналы. Это конкуренты или соратники?
Евгений:
Те, которые и впрямь знаменитые – это наши маяки во многих вопросах. Закатывающиеся звезды служат для нас тоже предметом внимания, грозным предостережением.
Алексей: Расскажите о членах редакционного Совета. И о себе тоже)
Евгений:
Роман Круглов (г. Санкт-Петербург)
— поэт, критик, исследователь искусства. Автор четырех поэтических книг. Создатель сборника литературоведческих и критических статей. Секретарь Союза писателей России (с 2018 года), входит в центральный аппарат Совета молодых литераторов. Член бюро секции критики Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, заведующий литературоведческой частью альманаха «Молодой Петербург». Победитель крупных литературных конкурсов («Золотой витязь», «Зеркало революции» и др.), обладатель поэтических и критических премий (им. Б. Корнилова, журнала «Зинзивер» и др.).
Евгений Лукин (г. Волгоград)
– писатель-фантаст, переводчик, автор стихов и песен. Перу Е. Лукина принадлежат несколько романов, повестей, сборников рассказов и стихотворений, переведённых на многие иностранные языки. Член Союза писателей России. Лауреат премий «Звёздный мост», «Аэлита», «Портал», «Интерпресскон» и других. Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
Евгений Кравец
– ведущий критической колонки в литературном журнале «Перископ» и в одной из соцсетей, а также литературной студии в областной библиотеке им. М. Горького. Автор двух книг стихотворений. Преподаёт правовые дисциплины. Кандидат юридических наук.
Сергей Крюков (г. Москва)
– поэт, прозаик, переводчик. Член Союза писателей России. Член Высшего творческого совета МГО СП России. Преподаватель Высших литературных курсов им. И. Бунина. Член редколлегии журнала «Поэзия» МГО СП России. Арт-директор и постоянный ведущий Клуба «Литературные зеркала» ТД «Библио-Глобус». Менеджер и один из гостевых редакторов немецко-русского журнала русской и переводной поэзии «Плавучий Мост». Победитель нескольких всероссийских конкурсов, лауреат литературных премий и наград СП России. Награждён дипломом Общественной палаты МО «За верное служение Русской культуре и литературе». Автор трех книг лирики.
Сергей Носов (г. Санкт-Петербург)
– историк, доктор филологических наук, литературный критик, эссеист и поэт из Санкт-Петербурга. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа поэтических книг и работ по истории русской литературы. Публиковался в ведущих российских и зарубежных литературных журналах. Стихи переведены на несколько европейских языков.
Борис Кутенков (г. Москва)
— поэт, литературтрегер. Родился и живет в Москве. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (2011), учился в аспирантуре. Автор четырёх стихотворных сборников. Стихи публиковались в журналах «Интерпоэзия», «Волга», «Урал», «Homo Legens» и др., статьи — в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Вопросы литературы» и др. Редактор отдела критики и публицистики журнала «Лиterraтура», член редакционного совета портала «Сетевая Словесность».
Татьяна Доронина (г. Минск)
– поэтесса из Минска, член Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь», выпускник Белорусского государственного университета культуры и искусств (специальность – театральный режиссер), победитель конкурса «Проба пера», автор одного сборника стихов, возглавляла редакцию литературного интернет-ресурса «ЛитКульт».
Алина Кубицки (г. Кишинёв)
– поэтесса, автор эссе, статей по истории и философии, член Союза писателей Молдовы.
Стефания Данилова (г. Санкт-Петербург)
– одна из самых востребованных сетевых поэтов, чья официальная группа насчитывает более 35 000 любителей ее творчества. Автор 15 книг стихотворений и прозы. Лауреат более 100 конкурсов в сфере науки, литературы, спорта, кинематографии, бизнеса, журналистики. Создатель Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии» в 60 городах 10 стран. Автор ряда научных работ по поэзии миллениалов, Иосифа Бродского и Сильвии Плат. Эксперт Петербургского Международного молодежного литературного форума и «Шоу Писателей». Стихи переведены на десять языков, гастроли проводились в России, Украине, Греции, Кубе, Индии.
Алина Витухновская (г. Москва)
– писатель, поэт, политик, правозащитник. Член Союза писателей Москвы, член ПЭН-Москва и Международного Пен-клуба. Автор 14 книг и множества других публикаций.
Наталья Сырцова (г. Волгоград)
– поэтесса из Волгограда, член Союза писателей России, автор трёх сборников стихов, победитель литературного конкурса имени М. Агашиной. Произведения публиковались в журналах «Московский вестник», «Отчий край», «Раритет» и многих других.
Алексей: Сколько раз в год выпускается журнал? Планируется ли чаще?
Евгений:
Мы выходим дважды в год. Решение об учащении зреет, но пока анонсировать его не буду.
Алексей: Журнал можно почитать только в сети или планируется выход бумажного? Если да, то где его можно будет приобрести? Планируете ли вы подписку на журнал?
Евгений:
Журнал бумажный, в сети его можно почитать только на сайте «Журнального мира». Сейчас приобрести «Перископ» можно исключительно в издательстве. По поводу подписки: к нам уже обратились несколько организаций с запросом о запуске подписки, пока продумываем этот шаг.
Алексей: Как писателю, поэту, публицисту попасть в журнал?
Евгений:
Проще всего попасться на глаза членам Литсовета. Не зря в название журнала вынесен оптический прибор – мы сами постоянно высматриваем авторов. Особенно тщательно мы мониторим конкурсы, премии и книги нашего издательства, это понятно. А также те, которые мы спонсируем или где выступаем партнерами (ВДП, «Заблудившийся трамвай» и др.). Но у каждого в Литсовете масса своих проектов и широчайший кругозор.
Алексей: По каким критериям выбираются произведения для журнала?
Евгений:
Талантливо, интересно, свежо – это базовые ориентиры. Иногда мы сталкиваемся с тем, что рекомендованные авторы представляют не лучшие свои тексты. Знаете наверняка – автору трудно судить своё наследие. Но мы не говорим «пиши как Лукин» или «делай как Витухновская» - просто просим прислать ещё материал.
Алексей: Какова направленность журнала? Планируются ли новые рубрики? Иллюстрации?
Евгений:
Сейчас сформировались постоянные рубрики:
► поэзия
► проза
► переводы
► литературная публицистика
► критика.
Второй номер вышел с серией иллюстраций художника Татьяны Тян, там сквозные сюжеты, в отрыве от материала. В редакции зовём их «фирменными».
Возможно, серия будет расширяться. А вот про иллюстрации конкретных текстов всерьёз не думали, обсудим – спасибо за наводочку, даже если Вы ничего такого в виду не имели.
Алексей: Когда выйдет новый номер журнала? Что там будет интересного?
Евгений:
Номер почти сверстан, выйдет в ноябре. Поэтический блок обширный, обращают на себя внимание подборки Анны Долгарёвой, Виктории Смагиной и Майка Зиновкина. Прозу тоже рекомендую, там писатели очень разноплановые – Евгения Риц, Александр Крамер и некто Алексей Ладо)
Должны привлечь внимание критические статьи о романе «Тобол» и творчестве Владимира Гандельсмана. А ещё есть переводы с сербского, финского, испанского и польского языков. Меню настоящего гурмана!
Алексей: Спасибо «некто Ладо» рад оказаться в такой творческой компании. Это будет вторая у меня журнальная публикация.
Каким вы видите будущее журнала «Перископ»?
Евгений:
Чтобы всё хорошо было у «Перископа», должно захорошеть повсеместно. Прежде всего, должен значительно возрасти уровень культурных исканий человека читающего. Если верить Маслоу, перед этим должно укрепиться основание пирамиды потребностей. Чего нам всем и желаю.
Огромное спасибо, Евгений, за интересные ответы. Синий сайт желает журналу «Перископ» долгой литературной жизни, новых авторов и новых читателей. И всему редакционному Совету журнала – вдохновения и осуществления всех проектов!
А вы, писатели, поэты, художники, критики Синего сайта – читаете ли вы журналы? Покупаете ли их? Если «да» – то какие? Что вы думаете о будущем литературных журналов?
Поделитесь своим мнением и, возможно, фотографиями журналов, что хранятся у вас дома.
Большое спасибо всем, кто уже это сделал.
Журналы из коллекции Сони Фамильяр:
Журналы из коллекции Наты Шемет:
Журналы из коллекции Тима Яланского
Журналы из коллекции Алексея Ладо
Комментарии
Дома журналов много, смогла достать лишь малую часть, за другими нужна забираться намного глубже в закрома :) Но всегда были и "Пионеры", и "Наука и жизнь", и "Новый мир", и "Техника молодежи", в которых читались оставшиеся до сих пор любимыми романы и рассказы.
Проторить дорожку в известный литжурнал очень трудно, даже если они что-то набирают. Мне повезло два раза, один раз - нет. Послал рассказ в питерский журнал, ответили откровенно, что печатают только своих.
Многие жалуются. Главный отказ - не в формате журнала, а в чем "неформат" - понять трудно.
На Соловках, кстати, урвала себе один экземпляр историко-литературно го альманаха "Соловецкое море", напишу о нём позже.
И вот возникла, кстати, мысль, что я нигде на сайте или в группе не встречала, как, например, купить экземпляр "Перископа"? Сколько стоит, к кому обратиться, возможна ли отправка почтой?
Такие журналы, мне кажется, удобно читать в дороге как раз из-за того, что на коротких расстояниях книгу не всегда осилишь, а вот в журнале - одну статью-другую, потом ещё немножко и не теряется контекст и мысль.
Соглашусь с Тином, интересно было бы почитать о "внутренней кухне" составления журнала. Какие есть различия между формированием сборников и журнала? Кто за что отвечает? Имеется ли место экспериментам?
Спасибо за интервью, как всегда, очень интересно ))
Мои поздравления Алексею. Так держать!
Помните? - "если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?"
Ведь это значит, что потребность в журналах не пропадает. У журнала есть свой читатель.
Хочется пожелать долгой продуктивной жизни детищу Перископа.
Всем заинтересованным в публикациях - осуществления желаний.
Отрадно видеть, что уже совсем скоро, в новом номере журнала будут и рассказы Алексея. Поздравляю!
*Шепотом. Надеюсь увидеть публикации (эссе, рассказы, поэзию) и других авторов Синего сайта в журнале*.
- Проще всего попасться на глаза членам Литсовета.
В Литсовете один фантаст из одиннадцати. Значит, пишущему фантастику шанс попасться ему на глаза ... невелик.
Теперь вопрос.
Некоторые журналы, например всенародно любимый ХиЖ, приобрели популярность в том числе и регулярно публикуемыми фантастическими рассказами. Интересно, будет ли такая рубрика в Перископе?
Только вот "дважды в год" кажется слишком мало.
Желаю журналу побольше интересных авторов и материалов, чтобы формировалось гораздо большее количество выпусков прекрасного журнала!
Очень приятно, хоть и заочно, познакомиться с редколлегией) достойные уважаемые люди, круто.
Журналы умирают... ну, как и книги, вероятно) всегда найдутся те, кто скажет, что умирают журналы, театр, книги... Помните, как в Москва слезам не верит? Мол, скоро будет одно сплошное телевидение) ан нет, прекрасно живут и здравствуют и театры, и книги. и журналы, я уверена, тоже будут жить и здравствовать - скорее, просто сузится аудитория - и не в плохом смысле, а станет в какой то степени избранной, что ли... и это не есть плохо, это исключит случайных людей и случайный поток материалов (будучи немного знакома с редакторской кухней, могу предположить, что и в Перископ идет вал самых разных, не всегда достойных, текстов))) Редакторский портфель во многих журналах "толстенький" обычно)
"Некто Алексей Ладо", очень рада за тебя) Перископ приобрел отличного поэта, и не только - прозаика, публициста)
Честно, очень хочется попытаться и мне к вам податься) сборники ваши очень достойные. Хочу в журнал, вот)
Кстати, я могу порекомендовать своим знакомым писателям, кто "не попался на глаза худсовету" лично. отправить материалы вам на рассмотрение?
Спасибо еще раз за интервью)
А журналы дома хранятся, это да. Некоторые - с личными публикациями, некоторые - подарок, некоторые - старые, старинный "Огонек", к примеру, некоторые не литературные, а типа с идеями для дома-сада интерьер, про путешествия, служат вдохновением) по рукоделию, технические, некоторое время назад мальчишки выписывали попмеханику - было интересно) и Науку и жизнь) так что - журналы - это целый пласт культуры, искусства, науки, техники, вон, в самолете лежат журнал "Аэрофлота")) пессимисты пускай пессимимистят, а журналы будут жить)
Спасибо еще раз))
Но вот именно литературных ни разу на своем пути не встречал.
Только вот сейчас знаю про Даркер, там и статьи бывают, и обзоры.
А Метаморфозы - это вроде белорусский журнал, да? На него вот кажись натыкался, он действующий.
Я против вырубки деревьев на бумагу, поэтому только цифра. Если что и читаю, то в сети.
Все старые подборки отнес в библиотеку еще в начале двухтысячных
Интересно, какие требования к объёму прозаических произведений? Прямо волнуюсь даже: а вдруг тоже удастся поучаствовать?
Радует, что Перископ осваивает новые вершины. Возможно, он, как глоток свежего воздуха, хоть немного, но поменяет ситуацию.
А вообще я не согласен, что в 90-е годы люди были вынуждены работать, а не заниматься взращиванием талантов. Сейчас не девяностые, но зарабатывать на жизнь писательством могут считанные единицы топ-авторов, звёзд. И то нужно иметь параллельные занятия, пусть даже в этой сфере - вроде лекторской деятельности, курсов и тыды. Не, сейчас авторам (и художникам, конечно) зарабатывать на хлеб творчеством нереально.
Цитата: А можно попросить рассказать подробнее? Это же очень интересно и, наверное, драматично)))
Спасибо за классное и воодушевляющее интервью, за красочные картинки и рекомендации.
Желаем журналу цвести, расти, пухлеть и становиться всё более доступным.
Когда была подростком, мечтала что-то такое и для нашей возрастной аудитории (и от молодых авторов). Хотела сделать проект даже в этом году, подавала заявку на молодёжный форум, но было сказано, что это не очень-то выгодно, кто читать-то будет. Мне кажется, потребность-то в чтении лит. журналов у людей есть, но их авторитетность упала. Люди, обыватели, думают, что лит.журналы сейчас существуют ради самого существования. Думаю, они просто нуждаются в хорошем маркетинге, раскрутке.
Но я чуть отвлеклась)... Спасибо за интервью, пусть ваш журнал развивается и растет!
У ЛИ НАТА , например.
О, Стефи в редакции... Я не знал.
RSS лента комментариев этой записи