Всего произведений – 5240
Сочинение
Сочинение
по картине Виктора Васнецова «Кощей Бессмертный»
…Вот смотрю я, как пишут они свое сочинение. Старательные такие, смешные. Сначала на картинку уставятся, потом к потолку очи задумчивые поднимут, потом в тетрадь. А кто и к окну повернется – там, за стеклом, дождь, и ворона на дереве зябнет. Лист резной пожелтевший промелькнет. Небо сумрачно – то пообещает проясниться, то передумает. Деткам-то, конечно, даже за осенней непогодой наблюдать интереснее, чем писать про непонятного Кощея. Но минута за минутой урока – глядишь, в тетрадке и образуется полстранички про это страшилище. А и правильно, будет с него полстранички.
И скажу я вам, совсем это скверно – детишкам голову морочить, дорогая моя Марина Сергеевна. Убрали бы вы из школьного обихода картинку-то эту. Васнецов был живописец знатный, конечно, но в бессмертных он разбирался, как я в алгебре.
Давай-ка я тебе расскажу как и что. А ты начальству объясни. Может, картинка эта случаем каким левым образовалась в обучении, а тем, которые наверху, и позабылось давно. Происходит так, что и люди, как письмена, стираются из жизни, а тут… Мне вот из классной этой комнаты хода нет, и никому про то неинтересно. Никто меня не видел, не знает.
Я здесь обитаю… Сколько? Не сосчитать. Еще когда городская гимназия была, помню, а прежде – постоялый двор, купцом Лычмановским построенный, а до него – изба почтовая, а еще раньше – хата крестьянская. Помню, пятеро детишек у хозяйки моей было, а я тогда девчонка совсем, батрачкой в доме ее. И за няньку и кухарила, если случалось. То у колыбели с мальцом, то у печки с горшком. Только успевай. Молодая, ловкая да веселая, хотя радоваться не с чего было. А теперь – что там за окошком хоть деется, скажи? Что за времена? А я что ж, я так и здесь, вот на абажуре классном устроилась, ножки свесила и тру по привычке. Ишь, пыли да паутины…
После того, как хозяйка моя в соседний город к родичам подалась, а избу свою почтовой службе продала, я при почтарях и осталась, стала за порядком в горницах и лавке смотреть. Это дело было совсем плевое – после десяти-то лет на хозяйстве. А потом радость мне вышла – Никита Самсоныч, старший конюх, внимание на меня обратил, и на Красную горку мы обвенчались. Раздумывать мне было незачем. Срок мой девичий заканчивался, а родных всех до одного холера утащила. Положительный достался мне муж – из себя ладный, непьющий, хоть гневлив да на руку тяжел. Ну, да не мне его судить. И пожили мы недолго – через год навернулся он в бездорожье, и под копытами собственной коренной отпустились ему разом все прегрешения.
А еще спустя лето и осень, к исходу ноября, через хутор наш обоз французский шел. К тому времени лошадок почтовых давно уже увели, хозяйство разорили, барахло разобрали или пожгли. Один амбар старый нетронутым остался, там я, бездомная и бессемейная, хоронилась от супостатов в тайном подполе. Вот выглядываю как-то – снег уже полетел, подмерзать французишки-то стали и принялись остатки избы нашей на костерки себе крушить. С хорошим деревом в этих почти степных краях туго, а домик еще крепкий был, из сосняка привозного сработанный. Ну, и сверзился у них один с верхотуры. Должно, за остатками теса полез. Ушибся, лежит, корчится от боли, бормочет что-то. А помочь ему некому, потому как привез вестовой приказ им новый. Похватали эти гренадеры ободранные, чего другие еще не успели, и в путь. И товарища своего искалеченного бросили.
Не помню уж, как я его в подпол затащила. Не по разуму, а по сердцу вышло. Уложила в подземельной каморке и на дальний хутор отправилась, к знакомой одной, которая травки целебные собирала. Я и сама еще в детстве у бабки своей училась, как отвары да примочки готовить. И хоть не верила я в искусство ее и посмеивалась, бывало, выходит, что только это наследство мне от родичей теперь и осталось.
Поправлялся мой пациент так быстро, что я даже загордилась. Поди-ка ты, не забыла! Потом-то я уже разобралась, что к чему, а сначала радовалась и себя хвалила. Нога переломанная у французика срослась, словно и не падал. Царапины и ушибы с моим подорожником – те вовсе за пару дней сошли.
А еще образованным оказался Мишель и сметливым. Пока в подполе сидел, по-русски стал говорить, а потом и читать. Я немного грамоте еще от Никиты Самсоныча знала, и удавалось мне книжки временами добыть – пороешься среди обломков, глядишь, какой календарь, завалившийся в золе да пыли, отыщешь. Потом разбирали мы его по складам вдвоем – весело было!
И постепенно стал друг мой странные вещи рассказывать. Вот сядем, бывало, вечером рядышком, лучинку я зажгу и слушаю его небылицы, как завороженная. Еще сперва с трудом он мог слова подобрать, а мне уж не по себе становилось. Выходило так, что не француз он совсем, а сын чернокнижника из неведомых стран, и дед его был ведун, а бабка – ворожея. А может, и не про то речь шла тогда. Может, это я сама и подсказала колдунов по своему неведению. Ибо как же еще бедным нашим языком можно назвать горстку нестареющих и почти неуязвимых существ, что волей таинственных обстоятельств появились и рассеялись по свету? Кощеево племя, оно и есть.
Сколько помнит себя, жил Миша один, химичил разные свои опыты, врачевал иногда и странствовал по белу свету. Горемыка и перекати-поле, вот кто он был. Ни близких, ни дома. Вроде по его положению особому и незачем ему, а чувствовала, что кручина какая-то стояла с ним рядом и крепко держала за руку. Вспоминаю лицо его доброе, голос тихий, и сердце сжимается.
Ну, ничего. Перезимовали. На ячмене и картошке мороженой перебились, а там и весна. Мише я сюртук и брюки у мужика одного из зажиточных на подсвечники припрятанные выменяла. И отправился драгоценный мой учителем французского к сынку лычмановскому. К тому времени они вовсю тут строились, дом для проезжих ладили. Меня горничной взяли, а его – гувернером.
И полетело время. Опомниться не успели, сын уже купеческий остепенился. Старик Лычмановский, который принимал меня на работу, помер от излишнего пития. Особнячок их теперь не смотрелся столь великолепно среди прочих понастроенных с колоннами да вензелями.
Мише, жадному до знаний, удалось поступить в университет и стать «кандидатом». По ночам он, как всегда, ставил свои опыты в укромном углу нашей квартирки, а днем служил по медицинской части, но было все непросто. Шептался за его спиной народец, сторонился и, скорее, к сельскому коновалу шли за помощью, чем к этому странному молодому черноволосому доктору с обширным послужным списком. Тут и затосковал мой Миша. Отчего-то тянуло его всегда к людям, в гущу событий человеческих. А тут «кощей» да «кощей» – и взглядами недобрыми провожают. И вот однажды, вернувшись домой, не застала я его. А на столе записка с прощальным словом и заветом беречь себя. Флакон еще оставил с винным зельем. Миша сам его готовил, бывало, и меня угощал. Терпкое оно и горчило малость, но хмельное. Вот села я тогда, обхватила голову руками, заплакала. А потом отхлебнула, и еще раз, и еще, и все до донышка. Что же и остается делать брошенной семидесятилетней девушке?
Так и жила я себе дальше, но уже без Миши. Так жила – словно исчезала постепенно. Никто в разговорах не вспоминал, и внимания на меня обращали не больше, чем на кадку с фикусом в гостиничном холле. И чем дольше, тем незаметнее я становилась. Бывало, мимо кто идет, так ноги оттопчет – и не заметит. А потом и вовсе насквозь проходить стали.
Как-то губернатор проездом в наших краях был и у хозяев моих остановился. Лихие люди, должно быть, из студентов, бомбу в гостиницу пронесли. Не бог весть какой у Лычмановских и дворец был – первый этаж завалился, второй погорел. Губернатор уцелел и, свирепый, спешно отбыл, а меня в третьей комнате от входа, где я прибиралась тогда, засыпало. Да, вот в этой самой комнате. Обломки мебели потом прибрали, а саму меня так и не нашли. Да и не искали.
Марина Сергеевна! Что ж ты в окно-то засмотрелась? Совсем как тот пятиклашка. У тебя на предпоследней парте, что в первом ряду, вихрастенький рыжик сидит. А на коленке у него смартфон. И он, бедняга, переписывает в свою тетрадку вот эту муть: «Картина выдержана в темных, зловещих тонах. Художник изобразил Кощея безобразным жадным стариком, который похитил красавицу и теперь держит ее в заточении…» Брось! Не пиши этого, мальчик! Художник был несведущ, и вы вместе с ним. Не таков совсем Миша, и отец его не злодей! Я его не знала, конечно, но таким он быть не мог.
И все-таки довелось мне еще раз увидеть потом французика своего – из блюдечка этого волшебного, который теперь смартфоном называют. Новости какой-то шкет перебирал, а я тихонько на плече его примостилась и от нечего делать заглядывала. И вдруг знакомое лицо приметила. Сообщило мне блюдечко, что за исследование тайн клеточной смерти, получил Миша какую-то большую премию. Вот как, стало быть. Правда, звался он уже не Миша и жил на другом конце света.
А я, как та малая клеточка, которой добрый волшебник подарил жизнь вечную. И отнял смерть. Жива я, жива. И глаза зорки, и руки быстры. Но не жива. Ибо ты, Марина Сергеевна меня, рядом стоящую, никогда не узнаешь и не услышишь. А я тебя вижу и слушаю лет двадцать уже. С тех давних пор, как застенчивая и смешливая студентка Марина переступила порог этого класса.
А однажды читала ты стихи ребятам. Была там такая строчка: «…И мертвецы стоят в обнимку с особняками». Как вспомню слова эти, так волосы на голове словно шевелятся. Как же мог он знать, поэт-то, что бывают на свете такие, как я? А раз знал, то, может быть, есть и другие – те, которые тоже прикипели к местам жизни своей и растворились в них навечно. И тогда таинственная Кощеева наука соединилась с обыкновенным порядком вещей. И преобразила его. Что уж, плачу я снова на мыслях этих, но все же теплота какая-то согревает мне сердце.
Положу я тебе, Марина Сергеевна, этот листочек свой в общую стопку с сочинениями о Кощее. Ты его не увидишь, конечно, а все же мне будет приятно.
Остаюсь подруга твоя Настасья, дочь крестьянина Павловского уезда села Синицыно Сидора Петрова.
Добавить комментарий
Комментарии
8 баллов
Не хватило какого-то небольшого конфликта что ли, например, как Настасья пыталась помешать ученику что-то написать,ибо это неправда, может этот ученик ей особо нравился или наоборот раздражал её. И он бы её не замечал,что её расстроило или что-то в этом духе.
В остальном все очень занимательно и идея мне была интересна. Немножко местами нужно доработать речь крестьянки, и тогда было бы очень убедительно.
Оценка 7
Сюжет не замысловат: привидение в школе вспоминает свое прошлое, мол, Кощей Бессмертный был ее возлюбленным, встретились они случайно - некий француз (Миша) был случайно оставлен раненым своими соратниками, она его выходила и стали они жить припеваючи видимо минимум 50 лет, но оставил ее 70-летней старухой с ампулой сыворотки бессмертия. Она выпила и стала бессмертной (но призраком). Привидение присутствует при написании детьми сочинения на картину Васнецова "Кощей бессмертный". Я даже глянул эту картину: мерзкий старикашка лапает молодую девушку в своем подвале среди сокровищ, девушка в ужасе от происходящего. Повествование ведется от 1-го лица. Как-то автор не очень глубоко раскрыл идеи заложенные художником в его картине и додумал много своего.
Герои: учительница, дети совсем как-то не раскрыты. Сложно оценить новизну, но за попытку взять картину за основу +1 балл. Восприятие героев и событий прошлого глазами Настасьи (так зовут привидение) может создавать односторонний взгляд на происходящее, ограничивая интерпретацию. Особой ценности в литературном смысле не увидел, многие интересные социальные темы подняты, но плохо раскрыты. Понравилось сравнение смартфона с блюдечком: "И все-таки довелось мне еще раз увидеть потом французика своего – из блюдечка этого волшебного, который теперь смартфоном называют".
Моя оценка 5 из 10.
Оценка — 7
Обожаю нас, учителей) С этим ничего не поделаешь, рассказы про школу всегда вызывают улыбку и неподдельный интерес. Ваш рассказ, конечно, по большей части сплошной монолог, но в нём кроется действие, и это удивительное сочетание, хорошо раскрывающее суть задумки. Однако есть минус, который значительно портит восприятие, это то, что главная героиня целиком перенимает на себя роль рассказчика и напрочь забывает о том, что она вообще-то тоже «там была, мёд-пиво пила». Её в её же собственном рассказе почти нет. Всегда действие осуществляет кто-то вокруг неё, пока она сама растворяется, причём как фигурально, так и реально. Возможно, вы сделали это намеренно, но для главного героя такое участие в сюжете вряд ли допустимо. Но написано хорошо и выверено, этого не отнять.
Успехов в творчестве!
Первое, что подкупает, это, конечно, слог, сразу просыпается интерес, хочется во всем разобраться и не потерять ни одной детали. Второе – атмосфера, легко представляется этот уютный класс, где школьники корпят над сочинением, учительница, и как из этого вырастает мистическая история, ух! Здорово! С другой стороны, героиню, ставшую то ли домовиком, то ли какой другой нежитью, жалко. Простая она, добрая, раненного выходила, подняла, заботилась о нем, что он с ней сотворил, кем сделал? Здесь читателю остается только догадываться, да, общая канва ясна, и в том, что нет подробного объяснения судьбы героини даже есть свое очарование. Как будто, рассказывая о себе, она нарочно умалчивает, то ли от скромности, то ли сама не хочет вспоминать. Не знаю, нужно ли уточнять, что сбежавший от нее Миша, получил Нобелевскую премию, да еще указывать, за какое открытие. Мне кажется, это лишнее. Откуда ей, простой крестьянской девушке про такое знать, ей и слова-то «клеточное деление» ни о чем не скажут, она в другое время жила. Спасибо за рассказ, удачи вам! Оценка 7.
И сам смысл пространного монолога героини теряется. Ведь начиналось с: "Давай-ка я тебе расскажу как и что. А ты начальству объясни." А закончилось: "Положу я тебе, Марина Сергеевна, этот листочек свой в общую стопку с сочинениями о Кощее. Ты его не увидишь, конечно..."
Настасью жаль, конечно. Интересно, она стала призраком благодаря общению с бессмертным?
Моя оценка - 7 баллов.
Читается на одном дыхании, легко и быстро, хочется остановиться, затормозить, и получить ещё немного положительных эмоций. И радостно, вроде бы, и грустно. Жаль девушку семидесяти лет. Такое впечатление складывается, жизнь прожила, а сама и не заметила. Кощеевым родичем жила и не нужна стала. И сама не понимает, зачем существует, невидимая для всех.
Автор, спасибо за мягкую грусть. Заставляете задуматься. Оценка 8.
Вот не могу найти каких-то крупных замечаний. Язык не современный, потому что рассказ идет от лица героини, которая жила в начале прошлого века. Читается легко и спокойно, как будто по тихой речке плывешь.
Ошибок, чтоб в глаза бросались, нет.
По логике повествования – ну, разве что про умение читать и писать у крестьянки, как упоминали в другом комментарии.
Развитие героя – вот этого еще не уловила. С одной стороны, а что ждать от простой крестьянки, она звезд с неба не хватала, жила, работала, умерла (не умерла, продолжает существовать). С другой стороны, события происходят больше вокруг персонажа, который просто плывёт по течению той самой речки. Может, немножко какой-то борьбы не хватило, какой-то кульминации. Хотя по имеющемуся сюжету это и вставить вроде некуда.
Оценка 9.
Понравилась мне ваша история. Ладная да складная. Ей очень подходит рассказ от первого лица. И вы с ним справились на пятерку. Я смогла увидеть главную героиню, которая жила-жила, а потом просто стерлась из обычной реальности, когда в ней больше никто не нуждался. И вот теперь существует призраком в классной комнате, вспоминает Кощеева сына, дружка своего. Неприкаянная такая, всеми забытая, одинокая. Хоть и призрак, а жалко ее.
Но в то, что она грамоте обучена я все равно не поверила. Где грамота, и где бедная крестьянка начала девятнадцатого века. Никита Самсоныч ее обучил? Так тоже не велика пташка был - старший конюх. К тому же с чего ему жену учить? Проще поколотить.
И еще. Крестьяне тогда были крепостные, а у вас этот момент как-то обойден стороной. Вроде как вольная ваша героиня, собой распоряжается.
От меня 8.
Отмечу филигранное владение автора языком! Так бесподобно читается переключение современности на событиях прошедших столетий: в первом абзаце, когда Настасья наблюдает за учениками, такая поэтичность наблюдается, словно это преломляется ещё и через призму учительницы Марины Сергеевны, а затем используются такие редкие для нас, современных читателей, слова, как "хата", например, да и сам слог меняется. Однако в некоторых предложениях были словесные неточности. Например, слово "муть", на мой взгляд, не подходит ни взгляду через призму Марины Сергеевны, ни Настасье – это слово более современное, более сленговое, что ли.
Но в целом ни к сюжету, ни к его воплощению у меня нет ни вопросов, ни нареканий. Моя оценка – 9 баллов.
Да, написано хорошо. Но маловато. И потому ничего непонятно: Настасья эта почему то ли невидимкой сделалась, то ли иссохла до невероятно малых размеров - "вот на абажуре классном устроилась", а Миша этот... живее всех живых? Почему Миша её бросил-то? И кто такой теперь Миша - Ёсинори Осуми, раз нобелевка и живёт "на другом конце света"?
Вот такой комплекс событий не очень нравится - мужик, сволочь такой, бросил, а она так и сидит на месте и прозрачной становится. Домовая, это я понял. Но всё же, почему так жесток автор?
А в чём Кощеева наука-то? Уж очень разные Настасья и "Миша": он вроде человек, только живёт невероятно долгое время, а вот дева эта - нет. Мало написано, преступно мало!
Ещё почитал. Подумал. Всё же маловато. И самой идеи какой-то - кроме того, что живут некие существа - найти не получается. Написано хорошо, но получилась картина: вот изображены люди и странная Настасья. Вроде интересно читать, а прочёл - и пусто
Оценка 6.
Уважаемый читатель!
При подсчёте учитываться будут баллы только зарегистрированных пользователей, оценивших не менее десяти работ. Голосовать за собственные конкурсные произведения и раскрывать тайну авторства нельзя, но участвовать в голосовании авторам — необходимо.
Помним:
► 1 – 3 балла: – работа слабая, много ошибок;
► 4 – 6 баллов: – работа средненькая, неинтересная, или плюсы «убиваются» неоспоримыми минусами.
► 7 – 8 баллов: – работа хорошая, требуется небольшая доработка
► 9 – 10 баллов: – работа хорошая, интересная.