Всего произведений – 5072
Людоеды
Людоеды
Двадцать дней назад белый человек застрелил тебя, и с тех пор я в бегах. Только сейчас я со всей полнотой и отчётливостью понимаю, как трудно отыскать укрытие на просторах бескрайней саванны, пусть и шкура моя ей под стать. И высокая трава надёжно укрывает, но не добычу, а охотника. Я добыча.
Когда удаётся вздремнуть, я сплю вполглаза, постоянно прислушиваясь к каждому шороху и запаху. Я чувствую, что белый человек идёт за мной по пятам. Ощущаю затылком, как он дышит мне в спину, разгорячённый охотой и африканским солнцем. Чую запах сопровождающих его смуглых скуластых спутников и припоминаю, каковы на вкус их кровь и страх. И я знаю, что очень скоро он настигнет меня.
Я так тоскую по тебе и в то же самое время не могу осознать глубину своей тоски. Я способен лишь почувствовать её как неутолимую жажду или голод, как сырой холод пещеры или тяжесть полуденного зноя, как страх перед неизвестностью. Ты пропал, и внутри меня поселилась пустота. Источник её — во мне самом. Она давно заполнила моё нутро, и теперь, будто кровь из раны, безостановочно сочится из пасти, разводя под моей тенью чёрные лужи. Я смотрюсь в них и не вижу отражения, будто в небе висит безлунная ночь, а я как слепой котёнок блуждаю во тьме и никогда её не покину.
Ночь с каждым днём становится темней. С каждым новым днём мне всё труднее находить в себе силы, и мне очень страшно, ведь я совсем не хочу умирать. Если бы только ты сейчас был со мной. Тогда мы, как в прежние времена, разделили бы друг с другом наши страхи, и усталость, и бремя своих поступков, для нас лишённое всякого веса. Но вовсе не такими оказались они в глазах белого человека с ружьём.
Когда он пришёл, он назвал наши поступки преступлением и взялся судить и карать нас за них. Мы гордо полагали, что его законы — не наши. Но когда щёлкнул затвор, когда поднялось в раскалённый воздух облачко порохового дыма, и ты, хрипя и истекая горячей кровью, распластался в жёлтой пыли, нам открылось вновь, с предельной ясностью предсмертного мгновения, что закон на стороне сильного. Сильный диктует свою волю, и она и есть закон. Разве не так мы сами поступали, когда были сильны? Мы без раздумий, по прихоти или нужде, забирали своё у слабых по праву сильного. Разве не по этому праву мы оказались изгоями? И только оттого, что одним единственным, но в глазах стаи важным признаком отличались от своих сородичей. Нам не нашлось места среди них.
Когда нас изгнали, наша общая слабость принудила держаться друг друга. Она позволила нам выжить и сделала нас сильнее. Теперь же, когда тебя нет и твоё место заполнила пустота, я остался наедине со своей день ото дня растущей слабостью. Я остался наедине с самим собой и белым человеком, что неумолимо идёт по пятам с намерением содрать с меня шкуру, как трофей, как доказательство своего права.
Но так было не всегда. Я помню охоту, когда мы загоняли отбившегося от стада больного буйвола, и как он ударом копыта едва не раскрошил тебе челюсть. После этого ты уже не мог в полной мере использовать свою силу и охотиться, как раньше. Помню, как мы в первый раз набрели на пепелища погребальных костров. Среди чёрных углей там прятались обугленные человеческие останки и кости с обгоревшим мясом. Мы потом часто наведывались на места похоронных процессий и постепенно привыкли к ним. Я помню дни, когда, едва завидев нас, смуглые, скуластые рабочие на железной дороге, каких мы раньше не встречали, бледнели от ужаса, мочились под себя и сбивались в стадо. И они готовы были пожертвовать самым старым и слабым, лишь бы самим остаться в целости. Вокруг своих убогих жилищ они городили ограды из колючих кустарников в надежде, что это остановит нас, но в конце концов до них дошло, что единственная возможность спастись — это бежать. Так они и поступили.
Когда в следующий раз мы пришли к их лагерю, то нашли его пустым. Тогда же недоброе предчувствие пробудилось во мне, и через несколько дней беда настигла нас, обратившись в шкуру белого человека.
В тот вечер мне повезло, мне удалось ускользнуть. Думаю, гордый, он даже и не заметил, как я притаился в тени акации, как ловко и бесшумно скрылся в высокой траве — так притупила его внимание радость меткого выстрела и обладание долгожданной добычей. Его пуля, спугнув с ветвей козодоев, со свистом вошла в твою грудь и повалила после нескольких шагов. Ты бежал в мою сторону. Пока обожжённая солнцем земля жадно впитывала кровь, а я, чувствуя приторно-сладкий запах, понимал её жажду, ты смотрел на меня, и я помню, как твои глаза стали незрячими.
Теперь я стою на пустынном берегу ручья над прозрачными водами. Всматриваясь в своё отражение, я вижу твои глаза, твои уши, твои клыки и язык, и мне кажется, что меня нет, и тебя нет тоже, что мы — одно целое, неразделимое и неразрывное, и пустота хлещет в воды ручья из моей пасти. Я всматриваюсь в наше отражение и вижу лишенную гривы шею — слабость, что некогда объединила нас, сделала изгоями, превратила в людоедов. Но, поглощённый нашем отражением и тоской, как кровью, пустотой истекающий, я не замечаю впереди танцующий над раскалённой землёй вельда силуэт белого человека.
По стволу ружья скользнули блики солнечных зайчиков.
Вспорхнули птицы.
По ручью пробежала рябь, и тебя снова не стало.
Комментарии
Хороший язык, стиль.
Пока читала, мучил вопрос: это кто же из больших хищников ходит вдвоем и сокрушается по тому, что его выперли из стаи? Они же в основном одиночки.
Про то, что хищникам не плевать на суждения людей - совсем не верится.
Оценка 5.
В любом случае, куда развиваться, есть.
Удачи!
Оценка 4
Слишком мало собственно льва. Слишком много всяческого филосовствования. Вместо попытки понять что чувствует и думает лев, автор впихивает льву в голову свои человеческие мысли. Получается фальшивка.
Ну, 3 балла за попытку.
показалась мне иллюзорной (ну то есть мне чудилось, что речь о чем-то мистическом, о тени или части души).
Людоедство как кара и месть слабакам за собственное унижение воспринимается без брезгливости, поскольку не показано детально. Зато приход "белого человека" воспринимаетсярасска щчиком и читателем как судьба (привет Киплингу) и весть о скорой смерти. Финал вышел очень эстетически завершенным — выстрел, рябь на воде, исчезновение отражения. Бонни и Клайд очень преданны друг другу, но искренняя любовь не умаляет их преступной натуры. Здесь лихие людоеды неизбежно обречены.
Насчёт пресловутой тоски отошлю комментаторов к бессмертному творению Льва Толстого "Лев и собачка". Там смерть маленького друга довела льва буквально до самоубийства.
В целом текст стилистически выдержан, описания очень живые и ярко передают картинки африканской саванны.
Из мелких недочетов:
"припоминаю, каковы на вкус их кровь и страх. И я знаю, что очень скоро он настигнет меня". "Он" — это о страхе или о человеке? Попадаются иногда такие мелкие неточности в тексте.
Оценка семь
Язык рассказа хорош, написано образно, читается текст легко. Мне понравилось, как вы описали тоску по убитому другу, постоянный поиск его, осознание самого себя в этом друге. Но, как и другие комментаторы, я упрекну вас в чрезмерной антропоморфности львов. Наверное, животные тоже могут тосковать и в какой-то мере осозновать потерю, но вы наделили героя настоящей склонностью к философии, к тонкому оцениванию окружающего мира, настощей рефлексией. В принципе, это художественный текст, и это ваш текст, так что вы можете создавать свои законы описываемого вами мира. Но для такого осознанного льва нужно, наверное, обращаться к стилю фэнтези, а не к реализму. Или же искать другие способы передачи жизни животных. Вспомните "Плаху" Чингиза Айтматова или "Маргау" Сафуана Шаймерденова, где главные герои - животные (волки и собака соотвественно), там авторы тоже наделили их некими "чувствами и мыслями", но смогли остаться реалистичными, им веришь.
В любом случае, вы хорошо пишете, я желаю вам удачи в творчестве, а пока от меня 5 баллов.
У вас получилась история с глубокими чувствами, с некоторым философским подтекстом. Стиль, как уже отмечали многие, хорош. Но, конечно, сильно человечен.
Однако для читателя, который не знаком с реальной историей-прототипом, совершенно не очевидно, что речь идет о львах. Может быть, вы так и задумывали? Чтобы каждый читатель мог представить на месте героя рассказа любого хищника… гиену, например? Наверное, все-таки нет.
Это не единственная недосказанность. Правильно ли я понимаю, что тем «одним единственным, но в глазах стаи важным признаком отличались от своих сородичей» является «лишенная гривы шея»? Мутация? (Кстати, «одним-единственным» пишется через дефис).
То, что два изгнанных из стаи льва объединились, меня не удивляет. Это в прайде (при соперничестве за самок) доминирует лишь один лев. А вот то, что оставшийся в живых только тоскует – удивляет. Ничего его больше не волнует – ни еда, ни вода, и инстинкт самосохранения улетучился.
Складывается ощущение, что вы написали историю в едином порыве, за главную составляющую взяв в ней чувства. И просто решили не обращать внимания на реалистичность природных явлений. Именно поэтому, а не из-за малого размера, ваш рассказ выглядит зарисовкой.
Но стиль, конечно, очень хорош. Спасибо за рассказ!
6 баллов
До середины рассказа меня не покидало ощущение, что история ведётся от лица индейца, который потерял друга в битве с "белыми людьми". Но зная "Тему" понимал, что тут явно не индейцы.
Что касается Лев + Лев. Насколько мне известно львы живут прайдами и в прайде должен быть один лев. Если два льва, то один из них точно будет труп. Поэтому друзей у львов быть не может - только подруги. Хотя, может уже и львы осовременились и идут в "ногу" с "белыми людьми"...
Не совсем понятно почему льва преследует именно "белый человек"? По статистике на львов больше охотятся "чёрные люди"...
Да, и, вообще, не понятно что это именно о львах. Людей едят не только львы. Что же касается реальной истории - хищники, в том числе львы, охотятся на доступную добычу. И не будут "преодолевать трудности", чтоб полакомиться именно человеком.
Лично я не увидел в рассказе, опираясь на тему, брата по разуму. Очередное очеловечивание с целью выдавить слезу.
Всё вышесказанное - мнение моё и не претендует ни на что другое.
Оценка 3.
Зарисовкой ваш рассказ назвать не могу, все же здесь прослеживается история с началом и концом, он же кульминация (убили, сволочи!). И, к тому же, в плюс истории то, что она основана на реальных событиях. Идеей здесь, по-видимому, является следующее: у каждого своя правда. Стиль совсем не плох (как уже отметили: я совсем не хочу умирать).
Но все же из-за размера истории мне не удалось проникнуться трагическй судьбой льва-изгоя и его друга.
От меня 6.
Короткая зарисовка от лица льва-людоеда из известного фильма "Призрак и Тьма". Лев-философ может быть интересным. Взгляд на ситуацию глазами антагониста - это тоже почти всегда интересно. Объяснение, как именно львы стали людоедами - очень достойно похвалы!
Но, на мой взгляд, данному рассказу не хватает идеи, которая скрепляла бы всё воедино. Хороший рассказ может быть и без глобальной идеи, но тогда, имхо, должно быть что-то её заменяющее. Например, активное развитие событий, напряжение-саспенс. Но если мы идем по пути спокойных философских размышлений, то тут без сильной идеи никак. Я такой идеи в рассказе не усмотрел. Сильный диктует, что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Каждый по-своему понимает, что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Дикие животные не виноваты в том, что они творят? Вариантов много. Возможно, если расставить правильно акценты, то тогда рассказ получился бы более целостным.
К бесспорным плюсам можно отнести описания природы - в меру, тонко, очень красочно. Пару раз только споткнулся о стиль - "ведь я совсем не хочу умирать" (слово "совсем" тут лишнее, такое усиление только ослабляет фразу). "Поглощенный нашим отражением... я не замечаю... силуэт белого человека". Тут, имхо, слишком сильный разрыв фокала. Если вся зарисовка глазами льва, то, если он "не заметил", то и читатель не должен этого видеть.
Вот же рассказ от лица зверя, но… но сильно человеческий. Тут и понятия навроде названий других видов, о которых животное скорее всего не ведает, тут и человеческие рассуждения и умозаключения. И потому испытывал я диссонанс. Возможно, проблема как раз в стиле, который сам по себе очень хорошо, но не в связке с историей.
Зарисовка, кстати, вполне себе завершена.
А что произошло в конце? Охотник настиг вторую жертву?
Оценка 6.
Оценка 4.
RSS лента комментариев этой записи