Всего произведений – 5075
Похмелье от весны
Март в весенней своей середине
Не способен судьбу изменить,
Как рыбак на подтаявшей льдине,
Он по жизни пытается плыть.
И, лютуя последней метелью,
Напивается в стельку зима…
Март немного похож на похмелье,
От которого сходят с ума,
От которого – настежь одёжки,
Несмотря на коварство весны,
На её водяные бомбёжки
Затяжной ежегодной войны.
А когда обмелеет до донца
Злого марта холодный кошель,
На бескрайних плантациях солнца
Прорастет беззаботный апрель.
Юный месяц с шальными глазами,
С первой травкой в дрожащих руках,
С непристойными вечными снами
На улыбчивых смелых губах.
Беззастенчивый, как наводненье,
Он затопит всю душу мою
Неразумным во сне вожделеньем
И подставой в весеннем бою.
Дальше – май! Больше неба и света!
Только раз – как в единственный раз –
Вновь придёт долгожданное лето.
Только что же мне делать… сейчас?
Комментарии
Мне одной показалось, что эта цитата достойна быть высеченной на скрижалях Синего сайта?
На то, что слева и то, что справа.
Интересный стих. Настоящий.
Форма строгая, и размер не из популярных, анапест, но лег на содержание идеально.
Обсуждая недавно у себя в журнале стих Быкова, я назвал анапест - плачущим. Есть в нем какая-то жалобная нота.
Да, как я сказал уже, сделано безупречно.
Можно говорить только о смысле и о впечатлении.
В самом начале притормозил на неочевидной весенней середине. Показалось искусственным, как и водяные бомбёжки. К концу стих разгоняется и заканчивается ударной строкой. Сильно и хорошо.
Но, если убрать не самые сильные строфы, он, может быть,станет еще лучше.
Впрочем, автору видней.
Я знаю, как трудно резать себя по-живому.
Предоставляю право на ответный удар.
Прошу высказаться о произведении,
смело названом мною стихом - ficwriter.info/.../...
Не очень понял, почему же "безупречный", если нужно убрать "не самые сильные строфы"? И какие? Их всего семь.
По ритму, по мысли, по музыке.
Но, может быть, без третьей и шестой строф стих только выиграет.
Ладно, по чесноку.
Все нижесказанное сугубо личное оценочное суждение.
Не жди от меня профессионального литературоведческого разбора.
Мы будем говорить только о смыслах.
Чем стих короче. тем он сильнее. Ёмче.
В нем в идеале не должно быть ничего лишнего,
как в скульптуре или наряде красавицы.
Все необязательные строфы размывают смысл и снижают художественное впечатление.
То же справедливо и в отношении мыслей, сравнений, метафор.
Пример.
Тебе нравится аналогия между сменой времен года и войной.
А мне она кажется искусственной и ненужной.
Помнишь сидящих в круге у костра двенадцать братьев-месяцев? Старый советский фильм, Морозко, кажется. Так вот, идея, выраженная там, кажется мне глубокой и справедливой.
Месяцы не враждуют друг с другом. Они - часть природы, персонификация ее сил, ее жизненного цикла.
Всему свое время. Природа живет в своём вечном ритме, зимой - засыпает, весной - просыпается.
А сравнения с войной поверхностны и основаны только на внешнем сходстве. Ах, ломается лед, гул, треск, взрывы! А это природа потягивается от сна.
Вообще сравнения с войной редко бывают удачны. Я на тебе, как на войне - эталон безвкусия. Поэтому стоит применять их осторожно, как сильно пахнущую пряность.
А у тебя - водяные бомбёжки Затяжной ежегодной войны. Это вообще что? Дожди, что ли? Неудачное сравнение. Дождь похож на обстрел, но не на бомбежку. Сравни - когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди. Здесь сравнение точно и зримо. Так же тянет пригнуться, втянуть голову в плечи, укрыться, и от дождя, и от обстрела. А вот бомбежка - нечто совсем другое.
Неудачное, непонятное сравнение останавливает внимание и отвлекает от восприятия.
Это про вообще и про третью строфу в частности.
Шестая строфа продолжает мысль третьей. Весенний бой. Выражение двусмысленное, точнее - нагруженное ненужными ассоциациями. Весенний бой часов, весенний бой посуды...
Основная тема стиха - похмелье от весны.
С войной оно имеет мало общего.
Руководствуясь этим соображением,
я рекомендовал тебе убрать третью и шестую строфы.
Потому что без них стих станет яснее, четче.
Аль, извини, что встряла.
Совершенно не из-за чего ивиняться.
В своем первом комменте я, помнится, тоже сказал о том, что стих мне понравился.
Цитирую GennadyDobr:
А то, что я не посчитал его идеальным, думаю, можно мне извинить.
Потому что и у меня, как и у тебя, есть свое мнение,
И, пока не запретят, я не стану его скрывать.
То, что нравится - хвалю, что не нравится - ругаю.
Надеюсь, Аль не обидится на конструктивную критику.
А за тон я уже голову пеплом посыпал.
Прошу прощения, что влезла в диалог.
А потом обрушивается апрель - сырой, наглый, навевает, сволочь, сны о сексе. И ты расслабляешься, распахиваешь крылья, скидываешь куртку и тратишь пол зарплаты на цветы. Но это именно подстава - апрель, он коварный, ранений не избежать. Он сегодня обещает лето, а завтра может пойти снег.
Я не вру в стихах. Это не придуманные образы, это моя жизнь. Я не знаю другой весны.
У тебя она - другая. Ну так это же здорово. Каждый имеет право на свою весну.
Поэт ты, батенька. Как есть.
Ей-богу, пожалел, что начал.
Ну, ладно.
Заявляю граду и миру:
1. водяные бомбёжки - чудесная метафора, понятная каждому читателю.
2.
МирВесна - это война.3, Это был последний раз, когда я высказался о стихотворении Сами знаете кого.
4. Велик и славен, словно вечность,
Король, чье имя — Благородство!
И отступила бесконечность,
И уступило первородство!
Он корректен, зачем вы так?
Мне ваш диалог казался интересным и умным.
Кажется, я снова чересчур сильно взмахнул дубиной.
Надеюсь, Аль на меня не в обиде за неандертальские шутки.
Понятно, что исполнить такое обещание я не сумею.
Если меня затронет новый стих Аля, тут же кинусь его ругать или хвалить.
А диалог - да, интересный.
Хоть и не пришли к общему мнению, но так ведь в жизни бывает.
Я, например, отчаянно благодарен Аллен за ее подробный критический разбор одного моего рассказа.
Он, этот разбор, дал мне намного больше, чем похвалы и комплименты.
Пропустила я это стихотворение. Хотя… оно в самый раз сейчас – в конце зимы так хочется весны. Спасибо за прекрасное описание весны – каждый месяц получил потрясающе точные и поэтичные описания.
«Март в весенней своей середине
Не способен судьбу изменить,
Как рыбак на подтаявшей льдине,
Он по жизни пытается плыть.» – март, действительно, не совсем весна )) Зима сопротивляется, достаёт нас последними напоминаниями о своей силе, а ещё туманы и морось…
«На бескрайних плантациях солнца
Прорастет беззаботный апрель.
Юный месяц с шальными глазами,
С первой травкой в дрожащих руках,
С непристойными вечными снами
На улыбчивых смелых губах.» – чудесное описание апреля! Сразу стало теплее, солнышко пригрело и заиграло в золотых волосах Апреля, и птички запели )) Красота ))
«Вновь придёт долгожданное лето.
Только что же мне делать… сейчас?» – последняя строфа меняет тональность всего произведения, вдыхая нотку грусти и растерянности героя, словно он уже был готов почувствовать теплоту лета, уже перенеся в него мысленно, и вдруг… до него ещё жить и жить.
Очень лёгкое, образное и красивое произведение )) Спасибо ))
Весна идёт! Плевать она хотела
На зимний фарс и просьбы «не любить»! (с)
Именно так - весна придет все равно, совершенно независимо от наших надежд и желаний... не спрашивая и не извиняясь, аж... злюсь на нее сейчас немного. То есть придет любая пора года, но почему-то именно весна воспринимается так непросто. Может, потому что новая, новая жизнь, новая зелень, после зимнего сна - тяжко, тяжко возрождение дается... Интересно, природе легко? Нам, людям, многим - нет.
Только сейчас прочитала три твоих весенних стиха подряд - знаешь, они читаются как триптих) Интересно так. Если три подряд - проявляются другие нюансы и прослеживается изменение ЛГ, от первого к третьему.
Потрясающие образы.
Март - рыбаком на подтаявшей льдине... и правда, хочется напиться в стельку - после февраля в душе такое творится, что в марте не знаешь куда деваться. И страшно, как на подтаявшей льдине) словно все вокруг крошится и рушится. И все равно хочется вперед... март - похмелье, наверное. А февраль - тогда затяжная попойка. По крайней мере февраль для меня месяц ууу, сложный. Да он вообще финальный - а совсем не декабрь с его мишурой и фейерверками) март - начало года, на самом деле.
И война - постоянная война жизни и смерти, зимы и весны, февраля и марта. Воскрешение после смерти - а я ж серьезно, без шуток.
В марте именно что прозреваешь, оживаешь, прочь одежки - скорее разбить все льды, которые есть - вокруг и в душе... душа замерзла страшно от зимы. Но страшно.
Одного марта отогреться мало.
Как у себя, надо же - от февраля через март, который еще не совсем жизнь, а только желание ее, и злой он, и вообще... не люблю март)) к апрелю. Беззаботному - да, он такой... шальной, юный. С первой травкой) как по мне - так нахальный в своей непосредственности, слишком юн и слишком... беспардонен... слишком смел, да.
Но как у тебя все месяцы переплетены с ЛГ, который вроде бы с начала и никак не проявляется, и вообще его нет - отстранено все, абстрактно, месяцы только - зима уходит, ей на смену, скрипя льдинами, март, а после - безбашенный апрель... и внезапно проявляется герой, и все что было до, понимаешь, было с ним.
Смерть в феврале (ну это я уже утрирую конечно), неизвестно как и куда на льдине, ломка, душевная, и апрель - солнце, сумасшествие весны, и... отчего ж столько боя то. Жизнь - сражение, но... даже апрель не приносит твоему герою успокоения - а подставу.
Аль, в этом стихе настолько большая история, настолько жизнь героя - не три месяца упомянутые, а все надежды, слегка отраженные в строках, но они чувствуются - не был бы он таким, если бы в жизни не было много всего-всего... и очередная весна - как рождение, но такое болезненное - что страшно.
Где-то там в финале маячит май. Он уже просто будет - как солнце, как свет, и после будет лето, но сейчас...
Последняя строка настолько возвращает на землю, особенно после этого промелькнувшего внезапно тепла... надежды на тепло... что просто ужас.
Как по нарастающей - от февраля к маю, вернее, даже к лету, все выше и выше поднимается стих, и вдруг - что же мне делать сейчас...
Я могла бы писать еще страницы две таких размышлений.
Спасибо тебе за стих - он был тем весенним, в которым все-таки есть капелька надежды, несмотря на то, что что же мне делать сейчас. Потому что потом лето, и оно летними дождями смоет такое тяжелое возрождение ЛГ. И будет жизнь.
А сейчас.. если отвлечься от размышлений, просто поражаюсь, сколь много ты уместил в стихе - не поры года, жизнь. Вплоть до вопроса быть или не быть))
Спасибо, Аль.
У меня толком позитивных и нету-то, только если этот) если не трудно)) спасибо))
ficwriter.info/.../...
Да) пускай летят, Аль.
Действительно, в приближении весны есть что-то неотвратимое, "неминучее" - сравнение с рыбаком на льдине, которого несёт навстречу судьбе, очень сильное. Зима наших чувств также сдается перед бушующим ледоходом. Человеку трудно протянуть в зимней спячке бесконечно долгое затишье - что-то взорвёт изнутри. И "похмелье" - образ внезапного пробуждения с больной головой, перегаром и страшным непониманием - где ты и что же делать дальше? А вдруг, если я застыну глыбой, само всё рассосётся? Но поздно... Апрель запросто потопчется солнечными пятками - и пропал разумный зимний человек.
Мне ужасно нравится двустишие : На бескрайних плантациях солнца/ Прорастет беззаботный апрель. - они действительно бескрайни - поле непаханное, расти - не хочу. После зимней стужи и нерадостного ожидания всё равно случится эта нечаянная радость. Обновление неизбежно, иначе - смерть, а живое сердце не может желать смерти. Ведь даже у мучимого послезимним похмельем оно бьётся - пусть и с тахикардией, но куда ему деваться-то?))) А всё апрель, вечно подрастающий, но никак не взрослеющий отрок. И воевать с этим полуневинным чадом света совершенно бесполезно.
В этом стихотворении - скажем, третьем из весеннего цикла - продолжается тема вечной войны - зимы с весной, разума с чувствами, осознанного и бессознательного, взрослого и юного, прошлого и будущего. Несмотря на досаду, прикрытую похмельем, лирический герой прекрасно знает, чему и когда придется сдаваться.
( На улыбчивых смелых губах. - мне кажется, в конце строки нужно поставить запятую, иначе это предложение останется без сказуемого, а в следующей строфе продолжается перечисление апрельских качеств. )
Заключительный вопрос "Только что же мне делать… сейчас?" - звучит потерянно, но вполне оправданно. Это не отчаяние, это боязнь ошибки. Март может похныкать напоследок, а апрель - он ведь с граблями ходит и всем их подставляет. А грабли наш народ оченно любит.
Хочется спросить автора: "Ну как, добрались мы до апреля? Голова не болит?"
Мне это стихотворение, пожалуй, больше всех понравилось, оно очень самодостаточное и, как бы это сказать... логичное, что ли.
Успехов в дальнейшем творчестве!
Как же точно, метко, Аль, ты описал весну. Суровый март, когда зима ещё борется, когда тёплые деньки с пригревающим солнышком, сменяются на метели, снегопады. Как там - последние попытки, последний снежок! Но весна же непреклонна, и придёт заигрывающий капелью апрель, когда уже растают снега и будут только ручьи, ручьи... но серая земля.
и май - светлый, тёплый, почти летний.
Но это только впереди. А сейчас серо, сейчас ещё только начало. И остаётся только наблюдать, войну зимы с весной и ждать.... но время пролетит быстро, растают сугробы и расцветёт земля.
И вот сейчас - отчаянный Март, угрюмой фигурой рыбака на льдине с оплавившимися краями - по реке стихотворения, которое хочешь-не хочешь - впадает в лето. То ли утонет этот упрямый рыбак, то ли окажется злым снеговиком в тулупе - всё возвращается в реку.
Круговорот
войныводы в природе.И Апрель - с травкой (чудится именно найденный за батареей зимний косячок) в пальцах, щурится небесными глазами, ёжится и хорохорится одновременно. Вешние кипучие воды в жилах, угрюмое похмелье Марта ещё отдаётся в голове.
И, конечно же... Ты тонко отметил рвущуюся наружу страсть месяца-символа, мучением и рамками, стыдом и бесстыдством, и тут снова же тело пытается победить разум - не похмельем, так снами о весне.
Знаешь, чтобы почувствовать стихотворение, я его читаю вслух. Тогда сразу выскакивают глухие сочетания, или, наоборот, игра со звуками, тогда чувствуешь, как нарастает темп и жар - и именно так, вслух, стихотворение имеет полный вкус.
Не оступился в вальсе ни разу) Здорово)
Последняя строфа - птичьей песней. Знаешь, когда маленькая птичка поёт так, что аж вся превращается в одно сплошное сердечко, и кажется, как в ней, малой птахе, помещается столько весны? Она поёт именно здесь и сейчас, и эта песня - единственная настоящая.
Это так жарко и правильно, и немножко больно)
А... Последняя строчка с птичьего неба возвращает к растерянным глазам.
Музыка замирает и слышно только «тук-тук» сердца.
Наверное... жить?
Что делать... Писать вот такие стихи, которые накрывают, как половодье, и сразу вдруг слышишь, что за окном март сегодня притворяется апрелем, и синички вовсю чирикают, и капель по подоконнику, и - надо же, оказывается! - солнце не миф, а реальность))
Ну, прекрасно же! Водяные бомбёжки, это ж надо... А холодный кошель - март-скупец, собирает в него льдинки - остатки зимы и крупицы инея, намёрзшие за зиму на души, но тают-тают льдинки-монетки, не век ему над этим богатством трястись...
А лето - оно каждый раз - единственное, верно же))
А ритм опять вальсовый. Приход весны в ритме вальса))
А для меня весна немножко другая, вот, делюсь рифмушкой, она не новая, но по-прежнему описывает, как оно есть - для меня.
Если растворилась в сердце льдинка,
Гормональный всплеск лишает сна,
В голове ширинки и блондинки -
Это называется Весна.
Слово есть "Входящие" на почте -
Сильно тянет пошлость написать?..
Значит, заработалась ты очень,
Ну-ка, ноги в руки и - гулять!
В фик любви добавила небрежно
И с мыслёй, какая молодец,
Улыбаешься тентаклям нежно?
Это называется - писец!
Вот, как-то так... Примитивно. А твоё стихотворение легло внутри меня поверх, и вышло - весна-троемесица, и каждый месяц - со своим характером, персонифицированный больше, чем в сказке. И - расцветило душу, как витраж, и вот да - что теперь делать?
Спасибо, что написал и поделился!
Ну а то, что сейчас, просто надо пережить, тем более что оно тоже по-своему прекрасно.
А ещё - даже если что-то сложно, всё равно потом вспоминается хорошее.
И - да, весна. И хочется ещё больше солнца, ещё больше неба.
Спасибо!
RSS лента комментариев этой записи