Синий Сайт
Всего на линии: 392
Гостей: 391
Пользователей онлайн: 1

Пользователи онлайн
Liuart

Последние 3 пользователя
ANYONE
Iori_hinata
Storyteller

Сегодня родились
Мария Баже

Всего произведений – 5065

 

Вереск

  Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Alizeskis
Проза
капитан, Трей
Фантастика
PG
мини
Если исчезнет вереск, Иссара погибнет?..
закончен
герои принадлежат мне
только СС
Автор дурак, и по ошибке поставил жанр "Научная фантастика" вместо "фантастики"
Свидетельство о публикации на ficwriter.info № 778

 


 Мир развернулся в привычную картину слишком резко, чтобы это было приятно. Сон оборвался неожиданно, уступив место суровой реалии. Давешняя головная боль только усилилась, тяжелым обручем сжала лоб и затылок. Тело неприятно ныло из-за неудобства позы: я как всегда уснул прямо в кресле, не удосужившись донести свое бренное тело до кровати. С самого начала полета постель так и не была расправлена.

За лобовым стеклом по-прежнему светился коридор гиперпространства. Панель передо мной спокойно помаргивала зелеными и желтыми индикаторами. Тишь да гладь. Прекрасно! Хоть одна приятная новость по пробуждению.

Я блаженно потянулся, разминая затекшие плечи и шею, и с удовольствием выругался на деверонском, который был обычен для этой отдаленной части Республики.

– Доброе утро, капитан, – прошелестел совсем рядом голос на общегалактическом языке с небольшим акцентом. Едва слышно, словно на металлический лист сыпанули песок. Невысокий инсектоид чуть повернулся ко мне, приветливо склонив к плечу голову с огромными фасетчатыми глазами.

Своего помощника я называл просто Трей: его настоящее имя, которое состояло из набора щелчков, скрипов и протяжных «сыпучих» звуков, было слишком сложно для произношения гуманоидом, а против такой альтернативы он против не был.

– Утро?

– Да, капитан, – он кивнул. Устрашающего вида жвалы дрогнули, издав неприятный слуху высокочастотный звук, который на деле был просто довольным смешком. – На Иссаре сейчас как раз утро.

 

Иссара-3 – родная планета этого малыша. По тамошним меркам он совсем еще юнец: только-только переступил порог совершеннолетия, хотя его возраст давно перевалил за шесть десятков стандартных лет. Но, не смотря на «юный» возраст, иссарианец был опытен и сноровист. Управляясь с приборами с помощью двух пар покрытых хитином конечностей, он заменял двух-трех техников и пилотов гуманоидов. Его большие темные глаза видели сразу все датчики, показатели приборов, положения рычагов и переключателей. Он мгновенно реагировал на любую нештатную ситуацию: от банального перегрева внутренней атмосферы корабля и изменения ее состава, до критических неполадок в двигателях либо орудиях.

Этот корабль – небольшой грузовичок, неказистый на вид, но удобный в работе принадлежал ему. Трей рассказывал, что его отдали за бесценок в нерабочем состоянии почти десять стандартных лет назад, и он самостоятельно довел колымагу до средненькой работоспособности, которой, кстати, не могли похвастать большинство кораблей самой крупной корпорации торговцев и грузоперевозчиков. Но поскольку малыш был еще не опытен в навигации, ему пришлось искать штурмана, а по совместительству капитана для кораблика. Так уж устроены иссарианцы: они исполнительны, но не инициативны. Живут колониями, которыми управляют Старшие, а те, в свою очередь, находятся под контролем Вечной Королевы.

Сейчас наш грузовичок, названный романтичным Треем «Иссарианский вереск», медленно скользил в гиперпространстве, неся на борту свой первый груз: эксклюзивные детали и двигатели кораблей для верфи, развернувшейся в этом захолустье.

 

– Наш организм так устроен, капитан, – тем временем продолжал инсектоид. – Мы пробуждаемся, едва только Иссера показывает край диска за Белыми горами.

– Хех. Да помню: коллективный разум и все такое.

У меня не было никакого желания вновь слушать длинные оды колонии, Старшим, Вечной Королеве и Иссере – красному гиганту, вокруг которого обращалась планета

– А ваша колония, капитан? Какая она?

Мальчик любопытно склонил голову к плечу. Могу поклясться, я увидел любознательный блеск в фасеточных глазах. Еще бы, не часто представители его расы покидают пределы планеты и еще реже их родину посещают туристы.

– Ааа.... Ну... колоний в твоем понимании у нас нет. Мы живем семьями, парами или по одному...

 

Малыш слушал мой рассказ, наклонив голову, при этом совсем не двигался. А я с каким-то щемящим чувством вспоминал родную планету, которую покинул еще в десятилетнем возрасте, сбежав с контрабандистами. С тех пор практически все время жил в космосе, лишь по нужде возвращаясь под гнет естественно гравитации.

 

– Хватит, – оборвал я рассказ, когда почувствовал усталость от непривычно долгого разговора. – Сколько еще нам тащиться?

Трей огорченно щелкнул челюстями и отвернулся к панели.

– Тридцать часов, капитан.

– Показатели? – спросил я, лишь бы чем-то отвлечь инсектоида.

– В норме, – мгновенно среагировал тот.

Его хватательные конечности протанцевали над переключателями – малыш добавил мощности двигателям, а заодно и перепроверил их состояние. По кораблю прошла ощутимая волна, а мерный рокот в машинном отделении начал постепенно усиливаться.

– Мощность возросла на семь процентов, – прощелкал отрывисто Трей. – Скорость – на три.

– Эта колымага выдержит? – «Вереск» хоть и не разваливался, но все же мастерству механика-самоучки я не доверял.

Инсектоид утвердительно кивнул, звонко что-то прошелестел на родном языке и переключил все внимание на панель.

 

«Почти полтора суток впереди»... Закидывая ноги на приборную панель, я готовился провести оставшееся время спокойного полета в блаженном пребывании в мире грез.

Помешал задуманному негромкий треск, какой бывал, когда по проводникам пробегали коронные разряды небольшой мощности. Я долго прислушивался, пытаясь уловить источник, пока не понял, что это Трей, тихонько покачивая головой, что-то «напевал». В непрерывном сыпучем перекате звуков едва уловимо прослеживалась мелодия и некое подобие ритма. Маленький инсектоид, словно зачарованный, уставился на что-то за пределами иллюминатора. Как я не вглядывался, пытаясь разглядеть это нечто, ничего необычного в гиперпространственном туннеле не видел.

– Что это было? – спросил я, когда он, произнеся последние щелкающие трели, затих.

– Дань уважения, – пожал плечами Трей. – Королеве. Иссере... Каждое утро мы радуемся возвращению светила.

– А почему, я раньше не слышал этих... «песен»?

– Просто за время полета это только первое утро. У нас сутки длятся почти сто двадцать стандартных часов. И... все время ночь увеличивается. – Малыш погрустнел: опустив голову, он медленно отвернулся к приборной панели. – Иссера пожрет мир так же, как до этого, много времени назад, проглотила младших братьев Иссары. Королева говорит, что это было не так уж и давно, а Солнце вновь голодно.

Инсектоид тихо поскрипывал жвалами – как-то неосознанно он перешел на родной язык.

– Слушай, а почему вереск? – я неуклюже попытался сменить тему. – Никогда не слышал о том, чтобы на Иссаре рос этот сорняк.

Малыш опустил голову, уставившись взглядом в переключатели и кнопки.

– Когда еще Иссара-1 была жива, – тихо начал он, – тонкие стебли, пушистые от мелких цветочков сиреневого вереска, застилали поля. Жители готовили из них сладости. Говорят, незадолго до гибели планеты, вереск исчез. А потом и Иссара-1... исчезла...

Мальчишка совсем сник, опустив обе пары верхних конечностей на колени.

– На Иссаре-3 он тоже почти исчез. Я помню, когда за моим домом было бесконечно большое поле ароматного вереска. Сейчас там бурый пустырь. – Он практически смолк, я едва расслышал последние слова: опять тихо зашелестел песок по жести: – Если вереск совсем исчезнет, Иссара погибнет.

Маленький инсектоид переключил все внимание на приборную панель. Он делал вид, что поглощен работой, хотя тумблеры не нуждались в изменении положений, а индикаторы, хоть помаргивали с различной частотой, по-прежнему были стабильно зеленого и желтого цвета. На мостике повисла давящая тишина, которую разбавлял лишь едва слышный гул двигателей и шипение компрессоров.

История системы Иссера, конечно, грустна и печальна, но галактика знавала и не такие трагедии.

 

С неприятным осадком после этого недолгого разговора, я вновь попытался устроиться удобнее в ставшем уже почти родным кресле. Напряженные плечи, обретя привычную опору, даже как-то слегка расслабились. С мерным урчанием кондиционеров, тихим поскрипыванием хитиновых пластин конечностей Трея, под невеселые раздумья прерванный сон вскоре затянул меня, словно черная дыра.

 

* * *

Слегка сиреневая дымка стелилась от самых ног до горизонта – безбрежное море, которое аккуратно гладил легкий ветерок. Мелкие цветы усыпали тонкие стебли. Белесое небо упиралось в край сиреневого моря, далекий туман стирал границу, образовывая единое, словно сфера, пространство. Теплое прикосновение ветра...

Жесткий порыв сбил меня с ног, опрокинув в заросли вереска. Я хотел подняться, но не смог – очередная волна жаркого, будто выхлопные газы двигателей, ветра накрыла с головой, придавив к земле. Нежный сиреневый цвет в течение нескольких мгновений приобрел отвратительный бурый оттенок. Тонкие ветви и лепестки неведомая сила рвала на части и они сгорали на лету. Земля дрожала, даже казалось, стонала, как живое существо.

Всё сиреневое поле исчезло: пыльные вихри метались по безжизненной пустоши, стирали границу между небом и землей – горизонт окончательно растворился, а мир обернулся вокруг меня глухой сферой.

Вспыхнуло алое зарево и разорвало в клочья и бывшее поле вереска под ногами, и безжизненное небо над головой.

 

* * *

Первым же ударом меня выбросило с кресла. Недолгий полет окончился у приборной панели, об которую я приложился лбом. Свет в кабине погас, но через секунду вспыхнуло оранжевое аварийное освещение. Взвыли сирены и где-то в коридоре зашипели огнетушители. Я лежал на пермакритовом полу и упорно старался остановить вращающийся перед глазами потолок.

– Капитан! – Трей навис надо мной. Он обеспокоенно щелкнул жвалами, а короткие усики между глазами пару раз нервно дернулись, выдавая панику.

– Какого черта?! – С руганью на пяти языках я возвращал своему телу более или менее вертикальное положение – вставал, опираясь о край панели. – Что произошло?

То, что я увидел за иллюминатором, заставило помолиться всем известным божествам, хотя до этого момента я не веровал ни в одного из них. Прямо по курсу, ощерившись всеми орудиями, на нас плыла темная канонерка. Вырвавшаяся из объемистого брюха судна стая перехватчиков ринулась на наш хромой грузовичок.

– Пираты, – скрипнул Трей.

Он уже сидел на своем месте, все четыре конечности летали над панелью. Взрыкнув, словно раненная рептилия, заработали маршевые и досветовые двигатели. «Вереск» дернулся в сторону как раз вовремя: луч турболазера пропорол пространство как раз там, где еще недавно было днище грузовичка.

То, что послужило причиной столь неожиданного моего пробуждения, было до невозможности простой и отработанной тактикой. Пираты расставляли на транспортных магистралях мины-ловушки. Корабль, несущийся в гиперпространстве, при столкновении с ними, выбрасывало в реальное время. При этом двигатели, как правило, превращались в пыль, а иногда и корабли разрывало от невероятных перегрузок. То, что наш «Вереск» относительно легко отделался, иначе как чудом назвать сложно. Хотя, возможно, все-таки я недооценил мастерство Трея как механика.

Негромко ухала турель – наше единственное вооружение. Кораблик проявлял неожиданные чудеса маневренности: нырял и выныривал, заваливался в штопор и вилял, словно затравленный зверек и действовал абсолютно рандомно. Поэтому вражеский огонь хоть и ложился опасно близко, но серьезного вреда не причинял.

– Мощность щита упала на тринадцать процентов.

Отрывистые щелчки сейчас лишь отдаленно напоминали общегалактическую речь: малыш то и дело переходил на родной язык, шипел и скрипел намного громче. Уверенные движения инсектоида гипнотизировали.

– Всю мощность на корму! Защити двигатели! Попробуем скрыться!

Неожиданно двигатели взревели. В буквальном смысле слова. Меня вжало в кресло. Небывалая перегрузка прошла быстро: компенсаторы сработали просто отлично, хоть и с задержкой. Я не поверил своим глазам, когда глянул на датчики: двести восемь процентов мощности!

– Откуда?..

– Пришлось отключить часть фильтров и компрессоров в кабине и трюме и перебросить высвободившиеся резервы на двигатели.

Корабль дрожал: и от выстрелов, и от небывалой мощности тяги.

– Нам нужно всего лишь оторваться... – прошептал Трей. Я торопливо переключал радиоканалы: искал волну здешнего патруля и одновременно отправлял сигнал «SOS! Пираты!» на всевозможных частотах.

Пираты постепенно отставали. Не мудрено, – такую скорость не смог бы развить ни один из их кораблей.

– Мы сможем прыгнуть к ближайшей системе? – Я пробежался взглядом по показателям и от злости скрипнул зубами: двигатели стремительно теряли мощность, – они буквально плавились и грозили вот-вот взорваться. Я оперативно начал вводить в навигационный компьютер координаты для прыжка. Любые, лишь бы убраться отсюда.

– Да, – скрипнул отрывисто иссарианец. Он уже готовил гиперпривод. – Только нужно будет выключить форсаж...

Вот тут-то и раздался взрыв. Корабль вздрогнул всем остовом, натужно скрипнули переборки. Завыл хор различных сигналов оповещений и сирен, две трети индикаторов мгновенно вспыхнули красным.

– Выключи этот ор! – зажимая уши, рявкнул я на Трея.

Мальчишка замер, его лапки дрожали над панелью. Выругавшись сквозь зубы, я потянулся к переключателям. В течение минуты в кабине стало тихо. Только в машинном отделении шипели противопожарные системы.

– Ка... капитан... мы потеряли правый маршевый двигатель... и щиты по правому борту.

– Черт! – Дурная новость. Компьютер все еще возился с цифрами, а в корпус уже ударила бластерная очередь.

– Враг приближается, минуты через три будем под прицелом.

– Знаю! – Ладони вспотели и скользили на рычагах. Я в суматохе пытался определить последствия взрыва. Наши двигатели издохли; мы только что дали деру не хуже высококлассного истребителя, а теперь плелись со скоростью допотопного колесного автомобиля!

– Мы можем прыгнуть только на три секунды... – Мальчишка щелкнул несколькими переключателями и снял энергию с оставшегося двигателя. Стало неимоверно тихо.

Атмосфера в кабине постепенно нагревалась, из-под двери пока еще тонкой струйкой просачивался дымок.

– Достаточно. Они наверняка видели взрыв и не ждут ничего подобного.

Компьютер выдал долгожданный сигнал о готовности к прыжку. Как и ожидалось длительностью чуть более двух с половиной секунд, в ближайшую населенную систему.

– Прыжок через... три...

Я положил руку на рычаги. По корпусу прошла еще одна очередь, за иллюминатором мелькнул силуэт перехватчика, который разворачивался для нового захода. Щиты еще держались, но уже на последнем издыхании: еще пара выстрелов и они превратятся в воспоминание.

– ... две...

Корабль натужно заурчал, показатели мощности стремительней поползли к критическим значениям. Корпус заскрипел и завибрировал. Краем глаза я видел как Трей что-то переключил на своем пульте, и стрелки датчиков замерли на границе красной зоны.

– Один!

Звезды за стеклом вытянулись, сливаясь в гиперпространственный коридор. Словно на прощание, кто-то так лихо в нас попал, что одним выстрелом смел подчистую всю нашу защиту. Но, фактически, было уже поздно. Полосы слились лишь за тем, чтобы спустя мгновение вновь развернутся привычную картину.

 

Как и ожидалось, вокруг было тихо. Слева, совсем близко, темнел диск планеты. А за ним багровело солнце этой системы – огромный красный гигант, окруженный волнами испускаемой материи. Впопыхах я даже не удосужился прочесть название, просто задал компьютеру единственный параметр: «Населенная». Но... видимо, жизнь уже исчезла с единственно планеты и тогда данные навигационных карт крайне неверны, а мы видели последние мгновения существования этого мирка.

– Что... это?.. – Трей привстал и приблизился практически вплотную к стеклу. Я заглянул в навигационные данные. Система не несла никаких обозначений или названий: только набор цифр и букв, а в параметрах было сказано о населении: небольшая станция на самой границе – маленькое шахтерское поселение на астероиде.

Взвыли датчики радиации и еще какие-то предупреждающие сигналы об опасности снаружи.

– Трей... – окликнул я мальчишку. – Надо валить отсюда.

Он молчал. Чертыхнувшись, я сам окинул взглядом все наши показатели. Двигатели остыли, все системы стабилизировались, и в данную секунду шло восстановление мощности и накопление энергии. Часть ремонтных дроидов – те, что устойчивы к высоким температурам, – уже латали мертвый двигатель.

– Трей! – Я повысил голос, когда понял, что инсектоид слишком уж задержал свое внимание на разворачивавшейся на наших глазах трагедии. Он вздрогнул и повернулся ко мне. – Здесь уже никого нет, всех эвакуировали. Пора бы и нам...

Он кивнул, принимаясь за работу. Его лапки дрожали и действия выходили не такими уж ловкими.

– Это не Иссара... Это не Иссара... – повторял мальчишка. – Но... с ней будет то же самое...

– До этого еще далеко, – серьезно высказался я, вновь вбивая в навигационный компьютер данные для прыжка. Теперь приходилось рассчитывать намного точнее, но и времени было больше. Краем глаза видел, как инсектоид откинулся на спинку своего кресла и уставился на темный диск обреченной планеты.

– Надо выйти из поля притяжения.

– Да... – Трей коснулся переключателей и хромой кораблик медленно поковылял к внешним границам системы.

 

Хрипло урчали двигатели, корпус хоть и вибрировал, но разваливаться, вроде, не собирался. Постепенно удалось стабилизировать все системы: нервно мигающие желтые огоньки сменяли тревожные красные. В кабине по-прежнему было жарко и душно, а компенсаторы мне так и не удалось полностью восстановить: они снимут перегрузки при переходах, но эту мелкую вибрацию погасить на данный момент не могли.

Трей вяло переключал тумблеры и передвигал рычаги, вручную перекидывая мощности то на одну систему, то на другую.

– Я испугался... – неожиданно сознался он. – Когда взорвался двигатель, я думал, что нам конец.

– Но все же обернулось хорошо. – Оторвавшись от монитора, по которому бежали цифры вычислений, я посмотрел на помощника. Он вновь казался мне отрешенно спокойным. – Не волнуйся, полетаешь еще по галактике на своем сорняке. – Я довольно фыркнул удачной шутке.

– Я боялся... «Иссара не погибнет, пока существует вереск», – инсектоид кивнул своим мыслям. Он замолчал и совсем замер, убрав лапки от панели.

– Твой «Вереск» точно долго проживет. Беру назад свои слова о колымаге и сорняках.

Трей немного повернулся ко мне и едва заметно склонил голову к плечу, тем самым выражая благодарность.

Тихую идиллию нарушил одобрительный сигнал от навигационного компьютера. Я глянул на ряд чисел.

– Через тридцать секунд сможем совершить прыжок. Готовь двигатели.

Мальчишка что-то отщелкал по-своему и включился в работу. Он замер лишь на мгновение: огладил лапкой приборную панель, тихими песчинками упали трепетные слова на его родном языке.

– Три!

Корабль дрогнул, словно сжался пружиной, готовый к прыжку.

– Два!

Гиперпривод ожил, зарокотали, застонали сверхсветовые двигатели.

– Один!

Звезды вытянулись в полосы и слились в коридор, принимая потрепанный грузовичок в гиперпространство.

 

* * *

Ветер гладил тяжелые кисти. Туманом стелился по долине вересковый цвет. Безбрежное поле уходило из-под ног, взбиралось мохнатой волной на холмы и таяло у подножия гребня, темнеющего на горизонте. Высокое и чистое небо, чуть розоватое и золотое, там, где за Белыми горами рождалась Великая Иссера. Малиновым лучом солнце разрезало шелк ночи, дало приветственный сигнал миллиардам коленопреклоненных иссарианцев. Тихим рокотом, шипением и щелчками была воспета Дань уважения.

Иссера подарила еще один день жизни.

 

Вереск все еще цветет.

 

 

 

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
+1 # Uphemia 18.01.2014 21:48
Эта работа заставила меня подумать, посомневаться, походить кругами. С одной стороны, работа очень трогательная и душевная, но с другой, явно требует доработки, осмысления.
"Малыш" инсектоид, который по каким-то неведомым причинам оставил свою планету и ушёл в открытый космос, очень живо описан. Я не имею ни малейшего представления о их строении (эта часть уроков биологии видимо прошла мимо меня), но автор так подал этого персонажа, что автору начинаешь верить.
Другое дело капитан корабля. Этот персонаж состоит словно из воздуха, о нём не знаешь практически ничего, в то время как инсектоид подробно описан практически со всех сторон. На мой взгляд стоит немного уравновесить персонажей и добавить человеку "лицо".
Из текста складывается описание "Вереска", и вот не поверите, автор, что-то в нём есть такое стимпанковское. Все эти рычажки, лобовой иллюминатор, кнопочки - это не современно, и поэтому отдаёт альтернативной вселенной.
Но закинуть ноги на приборную панель... я бы этого варвара убила, будь я владельцем корабля)))
Но особенно понравилась история планеты, где вереск - это символ жизни. Видя название корабля и сон капитана, начинаешь осознавать, что существует некоторая символичность. "Вереск всё ещё цветёт" - фраза, которая даёт надежду на лучшее.
Что касается экшена, то он идёт параллельно с темой гибнущей планеты, и для меня несколько затирается на её фоне.
Ошибки выписывать не стала. Пролистав комментарии, увидела, что всё из того, что я выписала, было отмечено. Повторяться не вижу смысла. Автор, думаю, понимает с первого раза)
Хочу вам предложить сделать из этого миника полноценный рассказ, в котором всё пойдёт своим чередом, и будет раскрыта и история пока бесполезного капитана, и малыша инсектоида, и гибнущей планеты, и, конечно же, тема перевозки важных грузов, а вместе с ней и космического пиратства.

Буду рада почитать новую версию, а пока только ноль. Удачи вам, автор. И спасибо за такую душевную работу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Almond 16.01.2014 16:25
Уважаемый автор, я вернулся к вашей работе и перечитал еще раз. И считаю, что бы не прав, поставив минус.
Вашу работу можно поправить, и она этого заслуживает.
В ней есть сюжет, и есть история.
Потому я с разрешения ведущего конкурса меняю свою читательскую оценку на ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Джонлок 16.01.2014 14:21
Доброго времени, Автор!
Мне понравилась ваша работа: проста и незатейлива. Сон ГГ - "сиреневое эхо" услышанного...
Но знаете, что останавливает меня от плюса? Заявлена НФ, а научных обоснований я практически не вижу.
Ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Jiraia 11.01.2014 23:59
Я решил, что уже оставлял комментарий(( Ибануться( Я работу читал четыре раза. Я тупой романтический дебил(( Мне нравится как автор описывает взаимоотношения человека и инсектоида. ДА! Я бы с этим малым тоже отправился в странные миры. Он такой клёвый! Он на корабле асс и я ему верю, ребята. Вот что там делает его компаньон? Человек не нужен, ИМХО. Бесит меня никчёмный представитель человеков. На самом деле в рассказе нет никакой сути. Просто описание действий, что не означает его значимости. И сути тож. Это может быть эпизодом повести за которым следует объяснение действий. Логика, ребята!
Пока мы , в силу своих чувственных впечатлений , пытаемся объяснить происходящее, автор будет думать))
НОЛЬ
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Uphemia 17.01.2014 15:07
:lol: Джи, я смотрю, ты оправдываешь работу №13) Ругаться матом, даже в порыве страсти, не есть хорошо)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jiraia 18.01.2014 17:59
Спасибо что не сообщила модератору)) Погорячился, эм...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Алиция Рэйвен 07.01.2014 22:08
История тронула. Правда, огромное количество штампов в ней и впрямь хрустит на зубах, уж простите, автор. Я думаю, вы бы и без них смогли сделать работу интересной и легко читаемой.
Красивая легенда о хранящем жизнь вереске, хотя вообще-то это цветок мёртвых... Любопытно бы узнать, почему именно вереск?
И меня, как и многих других, царапнуло обращение "мальчик, малыш". Наёмный капитан - владельцу корабля... Не могу себе такого представить.
Капитан довольно равнодушно относится к судьбе планеты своего нанимателя: "История системы Иссера, конечно, грустна и печальна, но галактика знавала и не такие трагедии.". Тогда почему именно ему всё время снится вереск?
Основной упор, я так понимаю, именно на трагедию системы Иссера, но по сравнению с экшеновым эпизодом она занимает недостаточно много места.

Вместе с тем история действительно интересна и цепляет, я бы с удовольствием почитала ещё о приключениях этих двоих. Какие у них цели, как они встретились, что было до этой встречи? И что будет после описанных событий? Запоминающиеся персонажи, к ним бы ещё хорошо проработанный мир... И вечно живущая надежда, кем бы ни был тот, кто приютил её в своём сердце - «Иссара не погибнет, пока существует вереск», а он всё ещё цветёт...
В итоге ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Серж Кроль 05.01.2014 22:22
Простите за банальность: "Проду!" .)
Прочитал с удовольствием, такие рассказы заставляют меня еще больше ценить технику и уважать тех, не обязательно людей, которые умело с ней справляются. Думаю, что и сам автор так думает.^^
Жалко, что капитана я знаю как капитана.) Ему очень повезло с Треем. Да и самому Трею тоже, ведь.ему с ним хорошо. Поэтому хотелось бы конечно побольше узнать о капитане, его имя... Однако, такое инкогнито капитана говорит мне еще и о том, что прода обязательно будет.))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Серж Кроль 05.01.2014 22:23
Ой, забыл оценку поставить, хотя тут итак понятно.)
Небольшая формальность: плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Нивек 04.01.2014 14:24
Это очень интересная работа с точки зрения идеи, но с большими косяками, если рассматривать её с точки зрения жанра "научная фантастика", который был указан в шапке.
У вас написано, что целая система жизнеспособных планет вращаются вокруг красного гиганта, но по своей сути, раз это гигант, то неясно, как вообще рядом с таким светилом могут существовать планеты, если они пожираются звездой одна за другой. То есть, если бы Иссера находилась на оптимальном расстоянии от своего солнца, это бы ещё куда ни шло. Но оно увеличивается, а значит, температура на планете повышалась бы с каждой пожранной планетой, и в итоге бы давно погибла. Несостыковка.
Далее, что просто поразило: то, как относится главный герой к инсектоиду - эти "мальчик", "мальчишка"... Это как-то странно читать, учитывая то, что инсектоид предоставил капитану корабль, то есть фактически нанял его капитаном. И как-то странно, что наёмный герой так относится, в общем-то, к начальнику. Не тот тип отношений. Капитан, конечно, мог держать все мысли при себе, но уж никак не звать инопланетянина "малышом" - слово выбивает. "Салагой" там, "юнцом" - пожалуйста, но вот "мальчик"? Инсектоид? Я сильно удивился, когда увидел это слово в первый раз в тексте, но когда оно продлилось и дальше, то отвлекало, царапало при чтении.
Понятно, что эпизод с пиратами был направлен на то, чтобы привести героев в систему Иссары и показать читателю концовку, но имхо, даже если ему и было уделено столько внимания, сама концовка неоправдано мала и скомкана.
И вереск. Причём тут вереск? Есть объяснение, что Иссара живёт только благодаря ему, но как цветы могут продлить жизнь планете, отвращая неминуемую гибель расширяющегося солнца? Можно было бы что-то придумать.
История интересна, но сыра, недоработанна и не совсем соответствует жанру научной фантастики, где законы физики и логики никто не отменял. Плюс за идею, но минус за несостыковки и общую скомканность и недоработанность рассказа, в итоге - ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Оладушек 30.12.2013 08:07
Я такой человек, который не любит много описаний и мало действий(только в конце), поэтому автор мнение у меня будет отталкиваясь от личного вкуса.
Мне показалось много лишних описаний вначале, без которых можно было бы обойтись, как-то излишне грузит пустой информацией и хочется пролистать дальше, чтобы уже дойти до действий.
Местами громоздкие предложения, которые сложно воспринимаются. А в целом нормальное произведение, добротно написанное,живое, но вот почему-то именно меня не зацепило сюжетом, поэтому ноль
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Shirley 29.12.2013 16:23
Работа вызвала смешанные чувства. С одной стороны, история заинтересовала: хотелось бы еще прочесть об этих персонажах, об Иссаре; плюс порадовали замечательные пейзажи, чье описание выделено курсивом. Получилось очень красиво и печально.
С другой стороны, рассказ вышел несколько скомканным, он выглядит частью более крупного произведения. Сцена бегства от пиратов заняла, на мой взгляд, неоправданно много места, в то время как эмоциональный посыл рассказа требует акцента на другом – эпизоде с обреченной планетой. Это сделало бы историю более сильной и цельной.
Что касается оформления текста, то над этим необходимо еще поработать. Помимо логических несостыковок, на которые указали внимательные читатели, здесь немало других ошибок. Особенно страдает пунктуация: очень много пропущенных запятых. Вот несколько недочетов. Возможно, какие-то из них уже озвучили, поэтому заранее прошу прощения за повторы:

Управляясь с приборами с помощью двух пар покрытых хитином конечностей, он заменял двух-трех техников и пилотов гуманоидов. – повтор «двух»

от банального перегрева внутренней атмосферы корабля и изменения ее состава, до критических неполадок в двигателях либо орудиях – лишняя запятая.

С тех пор практически все время жил в космосе, лишь по нужде возвращаясь под гнет естественно гравитации. – естественной

Инсектоид утвердительно кивнул, звонко что-то прошелестел на родном языке – может ли шелест быть звонким?

незадолго до гибели планеты, вереск исчез – лишняя запятая.

С неприятным осадком после этого недолгого разговора, я вновь попытался… - лишняя запятая

Напряженные плечи, обретя привычную опору, даже как-то слегка расслабились. – на мой взгляд, из «как-то» и «слегка» целесообразно выбрать что-то одно.

Тонкие ветви и лепестки неведомая сила рвала на части и они сгорали на лету. – перед союзом нужна запятая.

при столкновении с ними, выбрасывало в реальное время. – лишняя запятая.

Не мудрено, – такую скорость не смог бы развить ни один из их кораблей – в данном случае запятая не нужна. Можно было бы ее оставить, но тогда пришлось бы убрать тире.

еще пара выстрелов и они превратятся в воспоминание. – перед союзом нужна запятая.

Краем глаза я видел как Трей что-то переключил – запятую перед «как».

чтобы спустя мгновение вновь развернутся привычную картину – развернуться.

Ставлю ноль за ошибки, скомканность повествования – и сюжет, вызвавший желание продолжить знакомство с приключениями персонажей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Нерея 29.12.2013 14:03
суровой реалии - суровым реалиям;

прошелестел совсем рядом голос - вероятно, не голос прошелестел, а его обладатель уж;

Еще бы, не часто представители его расы покидают пределы планеты и еще реже их родину посещают туристы. - а причём тут это, если Трей уже сколько лет путешествует по Вселенной? Неужели первый раз задался подобным вопросом? Тем более, если не раз рассказывал о родной планете, странно, что раньше у капитана не интересовался жизнью его мира;

– Эта колымага выдержит? – «Вереск» хоть и не разваливался, но все же мастерству механика-самоучки я не доверял. - чтобы капитан назвал свой корабль - колымага? Да и чуть выше у него не было сомнений в умениях Трея, а тут так вдруг...

Закидывая ноги на приборную панель, я готовился провести оставшееся время спокойного полета в блаженном пребывании в мире грез. - закинул ноги на приборную панель? Автор, это нонсенс для капитана. И... он же только что встал, нет? И опять в мир грёз? Ох и сложная у него работа, ага...)

То, что наш «Вереск» относительно легко отделался, иначе как чудом назвать сложно. - фантастикой, да...)

Защити двигатели! - чего их защищать, если, по вашим словам, при выходе из гиперпространства они должны были превратиться в пыль?

По тексту можно выкинуть лишние местоимения, кое-где не хватает запятых, а некоторые предложения перегружены и их можно разбить. Но это всё мелочи на фоне... непродуманности истории. Главным образом, в завязке - в самой сердцевине про Иссеру. Я вот сейчас даже не очень могу представить, что вы пытались описать, какой процесс. Солнце разогревается, становится больше и сжигает планеты. Планету. По одной. Затем процесс останавливается до следующего катализатора. Это... очень фантастично, а вот без объяснений - сказочно (не в очень хорошем смысле этого слова). Солнце синтезирует водород и гелий, когда первый заканчивается гелиевое ядро солнца сжимается и происходит взрыв... переход астрономического объекта из "звезды" в "красный гигант" с увеличением массы в сотни раз... Этот процесс мало того, что необратим, так и в рамках вашей истории, была уничтожена вся система разом. Без душещипательной агонии про вереск и прочее. А у вас Иссера сразу обозначена, как красный гигант... но в таком случае не было бы там ничего - ни жизни, ни вереска - изначально, ну, то бишь, всё было бы уже давным-давно уничтожено. И на этом фоне разбирать остальные ляпы для меня бессмысленно, уж простите. От меня минус.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Okamy 29.12.2013 13:47
Рассказ получился неплохой, этакий вырванный кусочек из жизни космических путешественников. В таком небольшом объёме автор сумел рассказать о прошлом персонажа, о истории планеты и немного приключенческой составляющей добавить.
История получилась интересная, грустная история о скорой гибели планеты разбавлена экшеном, что не дало ей скатиться к обычному слёзовыжимательству. И параллель с вереском: «Иссара не погибнет, пока существует вереск» - понравилось, что вереск не только растение, но ещё и сам корабль. Получилось красиво.

Написан рассказ достаточно ладно, хоть по тексту встречаются огрехи и неточности. Я постаралась не повторяться, но это нелегко, когда уже многое успели сказать до меня. Так что если повторяюсь - прошу простить.
Хоть одна приятная новость по пробуждению - по пробуждении
"лишь по нужде возвращаясь под гнет естественно гравитации" - естественной, это раз. И у меня несколько сбитые ассоциации с выражением "по нужде" - на ум пришли нужды, которые, пардон, приходится справлять. Может, тут лучше написать что-то вроде "по необходимости".
"– Хватит, – оборвал я рассказ, когда почувствовал усталость от непривычно долгого разговора" - он так резко оборвал разговор, что у меня сложилось впечатление, что ему надоело слушать, а не рассказывать. Может это имхо, но на моей памяти такой фразой обычно прерывают поток речи собеседника, а не свой.
"при столкновении с ними, выбрасывало в реальное время" - не нужна запятая
"чтобы спустя мгновение вновь развернутся привычную картину" - развернуться в картину
"хромой кораблик медленно поковылял к внешним границам системы" - взял костыль, с трудом поднялся на ноги и поковылял. Почему нет? Автор, эта метафора не очень удачна в данном случае.
И ещё капитан называет Трея малышом - довольно сильно царапает это слово. Инсектоид же достиг совершеннолетия, да? И по росту не сильно мелкий. Да и сам капитан - явно не дедушка, чтобы вполне взрослую особь так звать... Чем оправдано слово "малыш"?
И да, я уже говорила, что рассказ чем-то похож на отрывок более крупной истории. Написано неплохо, но из-за количества недочётов поставлю всё же ноль
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Fire Lady 27.12.2013 07:37
Идея работы интересная, но оставляет очень много вопросов, которые возникают из-за пробелов в сюжете:

1. «Иссара-3 – родная планета этого малыша. По тамошним меркам он совсем еще юнец: только-только переступил порог совершеннолетия, хотя его возраст давно перевалил за шесть десятков стандартных лет. Но, не смотря на «юный» возраст, иссарианец был опытен и сноровист.» – тут возникает вопрос, почему вообще столь молодой иссарианец оказывается один в космосе. Для данной расы всё же характерен общинный строй. Вы сами пишете о том, что он очень зависим от родной планеты и скучает по ней. Тогда почему он оказывается в космосе, да еще и в столь юном возрасте? Вы говорите, что он сам купил корабль и сам набирал команду – откуда такая свобода воли у инсектоида?

Тут же упомяну, что упоминания инсектоида мальчишкой сильно смущает «Маленький инсектоид, словно зачарованный, уставился на что-то за пределами иллюминатора» и в других случаях – он же переступил порог совершеннолетия. Значит, он юноша. Если у них порог совершеннолетия наступает так поздно, то для этого есть какие-то биологические предпосылки и непонятно как он смог стать «опытным и сноровистым». Мне кажется, что инсектоиды должны наоборот быстрее людей развиваться.

2. «История системы Иссера, конечно, грустна и печальна, но галактика знавала и не такие трагедии.» – чьи это мысли? Получается, что капитана, но тут же ему снится сон о чужой планете. Или он сопереживал намного сильнее, чем у вас показано или надо писать о том, что инсектоид мог как-то повлиять на человеческий мозг – и капитан увидел его воспоминания, воспоминания иссарианцев о гибели родной планеты.
3. Нападение пиратов тоже вызвало вопросы. Пираты очень уж медленные у вас, а от их маневренности, быстроты и хитрости зависит их жизнь.
4. Космический корабль у вас разваливается, но в нужные вам моменты становится очень быстрым, способным на гиперпрыжки и самовосстанавливающи мся. Корабль противоречивый.

Мне произведение показалось незаконченным – будто начало истории. Вставки про вереск очень красивые и атмосферные, но надо подумать об их функциональности. Если бы капитан переживал эти картины во сне, то можно было не реакцию иссарианца описывать, а его.


«Управляясь с приборами с помощью двух пар покрытых хитином конечностей, он заменял двух-трех техников и пилотов гуманоидов.» – одновременно заменял и техников, и пилотов? Работа у них разная – в разных местах он одновременно быть не может, даже если у него две пары конечностей.

«С тех пор практически все время жил в космосе, лишь по нужде возвращаясь под гнет естественно гравитации.» – опечатку уже указывали. Меня тут не естественность гравитации смущает, а словосочетание «по нужде» – само по себе оно не расшифровывает ничего, персонаж вряд ли имел всё нужное для жизни на корабле (очень уж он разваливающийся у вас, «нужда» должна возникать постоянно).

«Закидывая ноги на приборную панель, я готовился провести оставшееся время спокойного полета в блаженном пребывании в мире грез.» – уже говорили о страности этого действия – панель с кнопками и рычагами не лучшее место для ног. И непонятно зачем вообще он нужен на корабле, если спит всю дорогу?

«Говорят, незадолго до гибели планеты, вереск исчез. А потом и Иссара-1... исчезла...» – тут говорится так, будто весь вереск исчез, но потом вереск на другой планете появляется.


«Негромко ухала турель – наше единственное вооружение. Кораблик проявлял неожиданные чудеса маневренности: нырял и выныривал, заваливался в штопор и вилял, словно затравленный зверек и действовал абсолютно рандомно.» – корабль у вас опять сам по себе. Команда стоит и ничего не делает, а корабль сам себя спасает. При этом не используя какую-то тактику, «рандомно». Наугад – это, конечно, по-русски, но срабатывает только в плохих боевиках.

Я ставлю «ноль» и надеюсь, что хорошая фантазия автора поможет дописать работу – тут просится более подробное описание и тщательно продуманный сюжет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Aleks_Koyl 26.12.2013 18:27
Мне работа очень понравилась. Я просто видела эти поля вереска, которые пропадают, исчезают унося все живое. Замечательная работа, и не смотря на указанные ошибки достойна плюса

Р.С. приятно ее вновь и вновь перечитывать. Автор молодец.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Thinnad 27.12.2013 00:02
Вообще-то вереск никуда ничего не уносил.
А с какими ошибками согласна ты? Со всеми, что ли?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 27.12.2013 06:15
См. предупреждение вот здесь: ficwriter.info/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Astalavista 26.12.2013 16:14
Честно, в межпространственных перелетах не разбираюсь почти ни как, в астрономии - еще больше. Но тем не менее, возникли кое-какие вопросы:
Как корабль может прыгнуть на три секунды? Он же перешел в новую точку, как человек сделал шаг. Но нас же назад не отбрасывает, так почему и "Вереск" должен вернуться? Или это новый ход?
Почему никто не обеспокоился, что планете скоро хана? Неужели Королеве жить надоело, раз она не проявляет инициативу и не ищет новое жилье? И подданные настолько подчиняются судьбе, что также остаются? они же могут свободно путешествовать.
Что-то я сомневаюсь, что третья планета останется. Напрягая все извилины, кажется, что она сгорит вместе с остальными. Опомниться никто и не успеет.
Самой истории про вереск уделено немного времени, что так и не дало прочувствовать. Будто два разных рассказа: про экипаж корабля, и про это растение. Слишком грубо соединены, чуть бы больше эмоции про его исчезновение.
Сожалею, ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Demonio 26.12.2013 14:26
Сон оборвался неожиданно, уступив место суровой реалии. - нет такого, есть - суровые реалии. Лучше замените на суровой реальности.

его настоящее имя, которое состояло из набора щелчков, скрипов и протяжных «сыпучих» звуков, было слишком сложно для произношения гуманоидом - то есть самому инопланетянину было сложно выговорить собственное имя? Это как так? Ведь он на своей планете не один и, думаю, у других тоже подобные имена. И ведь как-то это гумоноид к ним обращается. Или Вы имели ввиду, что человеку-капитану сложно было выговорить настоящее имя Трея?

Ааа.... - одна точка лишняя. Есть троеточие, четырех точек нет.

под гнет естественно гравитации. - потеряли "й" в слове естественной.

Закидывая ноги на приборную панель - вот я представила приборную панель машины, но не могу представить как можно закинуть на нее ноги, да еще и расслабиться. Да и вообще, это же не стул, приборная панель показывает определенные данные, которые нужны для движения.

С руганью на пяти языках я возвращал своему телу
То, что я увидел за иллюминатором, заставило помолиться всем известным божествам, хотя до этого момента я не веровал ни в одного из них. - какой сверхумный у Вас капитан, да и мыслит крайне быстро. По сути, когда видишь приближение беды, тут не успеешь выругаться на пяти языках, и, тем более, помолиться всем известным божествам, дай бог, одному бы помолиться успеть.

«Вереск» дернулся в сторону как раз вовремя: луч турболазера пропорол пространство как раз там, где еще недавно было днище грузовичка. - второй повтор можно заменить "именно там".

Мы можем прыгнуть только на три секунды... - а вот тут я не поняла. Точнее, насколько я поняла, они имели ввиду прыгнуть на три секунды в другое место, а потом вернуться. Но, если так и произошло, то куда делись пираты за эти три секунды? Не думаю, что так быстро ретировались, тем более, что они побеждали. А если они просто прыгнули в другое место, то зачем было писать"три секунды"?

И еще, Вы вот называете инопланетянина, то мальчиком, то малышом... Ну ладно, мальчик еще можно понять с его юным возрастом, но малыш, имхо, перебор.

В целом история неплохая. Печаль инсектоида о будущей гибели планеты заставляет ему сочувствовать. В конце, даже капитан извинился за то, что обозвал корабль сорняком.
Многие ошибки Вам уже указали, повторяться не буду. Вот при всех вопросах и непонятках, я не могу поставить плюс. Поэтому, ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Кэт 26.12.2013 10:53
Вначале, признаюсь, впечатления были – сплошь субъектив. Собственно, если б не вереск, бросила бы читать почти сразу - не переношу инсектоидов (фобия на многих насекомых). Поэтому, увы – не смогла оценить Трея объективно, как персонажа. Но – с детства обожаю «Вересковый мёд», и именно он пришёл в голову сразу. Да и вереск, как растение, завораживал всегда. Поэтому «мыши плакали, кололись (правда, исключительно об инсектоида)), но продолжали… читать» (С). В целом – понравилось, а вот объяснить ощущения сходу было трудно.
По субъективным впечатлениям писать комментарий неправильно, поэтому долго колебалась.

Но разброс в комментариях от плюсов до минусов заставил прочитать работу ещё раз. Стало интересно, как бы сама оценила текст, если отброшу свою субъективность. Сразу оговорюсь – сами отзывы не читала, поэтому могу случайно повториться.

По-моему, написано довольно гладко, видно, что автор постарался выловить повторы и большинство опечаток. Запятые – кое-где не хватает, кое-где лишние. Но их можно и поправить потом.
А вот по содержанию текст необходимо дорабатывать. Есть и другие мелкие косяки.

В самом начале возник вопрос – если иссарианцы исполнительны, но не инициативны, как же Трея угораздило приобрести корабль? Безынициативное существо никогда так не сделает.

«Сон оборвался неожиданно, уступив место суровой реалии» - имхо, «суровая реалия» не говорят. Есть выражения «суровые реалии», во множественном числе. Но тут могу и ошибаться.

С одной стороны – Трей опытен и сноровист, с другой – мастерству механика-самоучки главный герой не доверял. Противоречие?
«– Что это было? – спросил я, когда он, произнеся последние щелкающие трели, затих» - произнеся? Трели нельзя произнести, нужен другой глагол.
«Я помню, когда за моим домом было бесконечно большое поле ароматного вереска» - «бесконечно большое», имхо, не бывает. «Бесконечно» уже подразумевает нечто очень большое. То есть слово «большое» тут лишнее, тавтология выходит.
«Если вереск совсем исчезнет, Иссара погибнет» - может, всё-таки не «Если», а «Когда»? Иначе выходит, что вереск (его исчезновение), а не Иссера – причина гибели планеты. Хотя там дальше «Иссара не погибнет, пока существует вереск» - то есть своего рода легенда у них такая, выходит? Трей же говорит, что солнце виновато в гибели планеты. Хотя… если цветущий вереск просто, как примета…

Сон главного героя. Как я поняла, он видел Иссару?
«Слегка сиреневая дымка стелилась от самых ног до горизонта» - «Слегка сиреневая»? Может, лучше «Лёгкая сиреневая» или «Сиреневатая»? Не говорят «слегка сиреневая». Как не говорят «немножко красная» или «слегка жёлтая».
Плюс повтор в абзаце: сиреневая дымка, сиреневое море.
Ещё тут описывается, что солнце сразу же и вереск сожгло, и планету тоже. А выше Трей говорил – незадолго до гибели планеты вереск исчез. А тут – одновременно фактически.

««Вереск» дернулся в сторону как раз вовремя: луч турболазера пропорол пространство…», а тут: «Компьютер все еще возился с цифрами, а в корпус уже ударила бластерная очередь» - так у врага турболазеры или бластеры? Бластеры вообще-то ручное оружие, нет?
Начиная отсюда: «– Мы сможем прыгнуть к ближайшей системе? – Я пробежался взглядом по показателям и от злости скрипнул зубами…» - у вас, автор, все скрипят. Он скрипнул зубами, потом скрипнул отрывисто иссарианец, потом скрипнули переборки. Неблизкий повтор, но бросается в глаза.
«…а в корпус уже ударила бластерная очередь.
– Враг приближается, минуты через три будем под прицелом»
- если в них уже ударила очередь, как они могут быть ещё не под прицелом?
«– Мы можем прыгнуть только на три секунды...» - в смысле «на три секунды»?
«Впопыхах я даже не удосужился прочесть название, просто задал компьютеру единственный параметр: «Населенная». Но... видимо, жизнь уже исчезла с единственно планеты…» - повтор «единственный», а во втором – опечатка, «й» потеряли.
«Двигатели остыли, все системы стабилизировались, и в данную секунду шло восстановление мощности и накопление энергии. Часть ремонтных дроидов – те, что устойчивы к высоким температурам, – уже латали мертвый двигатель» - а зачем устойчивость к высоким температурам, если двигатели уже остыли?
«Постепенно удалось стабилизировать все системы: нервно мигающие желтые огоньки сменяли тревожные красные» - двузначная фраза, то ли красные на жёлтые сменялись, то ли наоборот, сходу непонятно.

Это минусы. Теперь о плюсах.

По сюжету. Что мы видим? Небольшой кусочек жизни, происшествие в космосе – маленький грузовик, совершающий рейс, атакуют пираты, он совершает прыжок-бегство. И попадает к гибнущей планетной системе, которая напоминает Трею о гибели родной планеты, вернее, планет.
Вроде всё так просто, но история о вереске на Иссаре добавляет тексту… чего? Души, наверное. Причём вот этот вереск – это же не просто так, это часть жизни, часть прошлого одного из героев. Даже больше – часть его мировоззрения. И получается так, что его вдруг принимает и понимает существо другой расы – сам капитан. Для капитана и вереск-то этот – сорняк, и корабль он поэтому сорняком обзывает. И вдруг – извиняется, и вот уже поэтичный кусочек в конце дышит надеждой, да – вереск всё ещё цветёт. А ведь ещё и корабль называется «Вереск», и, выходит, пока он жив…
Понравилось, что у героев есть прошлое – то есть автор описывает их не только здесь и сейчас, это существа со своей историей, настоящие такие. Кроме того, автор явно старался прописать характеры, и их видно. Капитан такой показушно-крутой, при всей его браваде, чертыханиях и прочем – ему после рассказа Трея снится кошмар о гибели чужой планеты. А сам инсектоид? На первый взгляд вежливо-равнодушный, отрешённый чужак… но, как выясняется, ничто человеческое ему не чуждо – и трусит в сложной ситуации, и переживает эмоционально. Мальчишка, да… пусть и с опытом жизни в шестьдесят лет. Понравилось.

Выходит у меня, что и плюсы есть, и минусы. Итого – ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Thinnad 26.12.2013 00:54
Итак, рассказ имеет сюжет, в основе которого столкновение торговцев с пиратами и бегство от оных.
Это действо обрамлено минорными рассказами о грядущей катастрофе - смерти планеты в короне распухающего Красного гиганта - само по себе достаточно сложная часть, требующая познаний в астрономии.
По сути, рассказ мил. Своеобразная повседневность маленького рабочего коллектива.
Но у меня возник ряд вопросов.
Да, просыпание ГГ в начале - один из самых закоснелых штампов. Но вот по сюжету ГГ просыпается - причём болезненно, потом беседует со спутником - и снова засыпает, чтоб проснуться при звуках тревоги.
Совершенно не понятно, в чём состоит проблема со сном? Многочасовый полёт в линейно несущемся корабле - одно из самых скучных занятий в мире. От сна опухнуть можно.
На месте этого капитана я бы послал к дьяволам юнгу и перебрался на кровать, раз уж пробуждение такое хреновое. Хотя упоминается постоянная головная боль и, кажется, переутомление. Непонятно.

Теперь - любимые логические ляпы:

«Устрашающего вида жвалы дрогнули, издав неприятный слуху высокочастотный звук» - у насекомых нет лёгких. И они не пользуются пастью для разговоров. Поскольку надобности в модуляции потока воздуха нет, насекомые издают звуки скрипом кромок хитина - например, в районе головогруди, брюшка, крыльев, ножек.

«– Мощность возросла на семь процентов, – прощелкал отрывисто Трей. – Скорость – на три» - чем славно прямолинейное равномерное движение в лишённом густой среды пространстве, что двигатели нужны лишь на старте и при торможении. Ну и при смене и коррекции курса. В полёте двигатели отключены вообще, корабль находится в режиме летящего из рогатки в бесконечность камня. Значит, двигатели не могли издавать звуки во время полёта. И не могла их мощность увеличиваться - разве что выдать импульсный скачок мощности при ускорении.

«Закидывая ноги на приборную панель» - ага, на монитор себе закинь, скромняш. Убил бы за эту американскую замашку.

«по проводникам пробегали коронные разряды небольшой мощности» - это у них на корабле по проводникам бегают коронные разряды? Конечно, в кино это выглядит красиво, но в жизни любая установка с коронными разрядами у проводников подлежит срочному ремонту. Это, во-первых, реально опасно и вызывает дикие сбои в рядом находящейся электронике, а, во вторых, сжирает океан энергии нахаляву.

«уставился на что-то за пределами иллюминатора» - конечно, в фандомах и старых фантастических историях иллюминаторы есть и на космических кораблях, и на подводных лодках. Но смысл нарушать цельность оболочки корабля, чтобы космонавт мог пожечь глазки прямой трансляцией случайного белого карлика? Даже сейчас изображения передаются сквозь датчики - на экраны. Не думаю, что в мире будущего механика вытеснит оптику.

«все время ночь увеличивается» - вообще-то планеты имеют обыкновение вращаться равномерно. И день равен ночи в идеале всегда. Если имеет место наклон оси, то разница в освещении за цикл приводит к возникновению сезонов ближе к полюсам. Но НЕ МОЖЕТ на планете увеличиваться продолжительность ночи без увеличения продолжительности дня.

«Малыш опустил голову, уставившись взглядом в переключатели и кнопки» - у вас очень странный корабль, автор. Полностью механический, очевидно. Запахло киберпанком.

«Взрыкнув, словно раненная рептилия» - черепахи и крокодилы могут взрыкнуть во время брачных игр. А вообще рептилиям свойственно шипение в разных вариантах. Рык рептилии - шаблон кинематографических динозавров и Годзилл.

«Я торопливо переключал радиоканалы: искал волну здешнего патруля» - может, у него ещё и телеграфный ключ там на пульте имеется?

«Негромко ухала турель – наше единственное вооружение» - почему пираты используют энергетическое оружие, а ГГ - механическое? У него реально задвиг на механике))

«в параметрах было сказано о населении: небольшая станция на самой границе – маленькое шахтерское поселение на астероиде» - на границе чего? И почему в описании планеты - поселение на астероиде?

«Двигатели остыли, все системы стабилизировались, и в данную секунду шло восстановление мощности и накопление энергии» - двигатели плавились, горели и взрывались. Как можно восстановить их мощность? Это же всё, крантец, это инфаркт миокарда в масштабах системы. Нельзя починить взорванный плавленный двигатель. Только заменить.

Один из главных ляпов: ещё до того, как звезда переходит в стадию красного гиганта и начинает увеличиваться в объёме, излучаемая ею энергия попросту испарит океаны на третьей планете системы и вереск вместе с ними. Жизнь закончится ещё до феерии.

Итого - история с пиратами нужна для динамичности сюжета - чтобы хоть что-то происходило и основная идея о гибнущей планете не выродилась в виньетку - понятно, в общем. Жалко только, что привязка к истории о вересе немного за уши) Нет гармоничного переплетения, это две отдельные линии.
Ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Almond 24.12.2013 15:22
Ох, автор, нет, ну я давно так не смеялся. Если вы уж заявляете в шапке, что пишите научную фантастику, то хотя бы нужно поинтересоваться деталями, что ли, и их реальностями.
За лобовым стеклом по-прежнему светился коридор гиперпространства. - лобовое стекло у корабля, это уже круто, но коридор гиперпространства - еще круче. Как вы вообще себе это представляете? И чем гиперпространство отличается от пространства? Может, вы имели в виду гиперпрыжок?
Пираты у вас за каким хреном расставляют мины-ловушки, если корабли при этом им не достаются? Да и опять же - вы себе представляете расставление мин в космическом пространстве? Затем они стреляют по кораблю из... бластеров))))) Корабль прыгает на... три секунды! и оказывается фиг знает где. Мало того, на корабле полностью уничтожена защита (ага, из бластеров)))), взорвался двигатель, что равносильно белым тапочкам в уютной могилке, а тут вдруг чудесным образом восстанавливаются все системы корабля...
Ну и уж последней каплей стали рычаги... мда...

Рассказ нашпигован шаблонами, начиная с "пробуждения" героя, непроизносимого имени исектоида, возраста и стандартных лет до вообще непонятно зачем притянутого за уши вереска.
Нелогично абсолютно все: планеты гибнут и никто не чешется, сам полет и битва с пиратами, поиск радиоволны здешнего патруля (ОМГ), наблюдение за гибелью астероида. Непонятен герой, которого нанимают в капитаны. А как он стал капитаном-то? В 10 лет убежал с земли с контрабандистами... видимо, они и научили. Зачем вот эти вставки про вереск? Как они связаны с текстом-то?

Ну и кроме того, ошибки:

не смотря на «юный» - несмотря на... и юный тут не в кавычках, он же действительно юный

показывает край диска за Белыми горами. - над белыми

не часто представители его расы покидают пределы планеты и еще реже их родину посещают туристы. - перед "и" запятая

С тех пор практически все время жил в космосе, лишь по нужде возвращаясь под гнет естественно гравитации.
- эту фразу вообще не понял, на корабле можно установить нужную гравитацию. И как гравитация может быть искусственной и естественной? Опечатка еще в слове...

Закидывая ноги на приборную панель - это капитан корабля так делает?

С мерным урчанием кондиционеров, тихим поскрипыванием хитиновых пластин конечностей Трея, под невеселые раздумья - под мерное урчание и скрип

Тонкие ветви и лепестки неведомая сила рвала на части и они сгорали на лету. - перед "и" запятая

Земля дрожала, даже казалось, стонала, после "даже" запятая (имхо)

Первым же ударом меня выбросило с кресла - из кресла

об которую я
- о которую

Взвыли сирены и где-то в коридоре зашипели огнетушители. - в коридоре... огнетушители (ох-ох); перед "и" запятая

. Он обеспокоенно щелкнул - обеспокоено

Взрыкнув, словно раненная рептилия, заработали маршевые и досветовые двигатели.
- какая рептилия рычит, когда ее ранят?!!! Ну и если двигатели, то рептилии...

при столкновении с ними, выбрасывало в реальное время. - запятая не нужна

словно затравленный зверек и действовал - запятая перед "и"

Как и ожидалось длительностью - вводное в запятые

Краем глаза я видел как Трей что-то переключил на своем пульте,
- запятая перед "как"

развернутся привычную картину. - пропущен предлог "в"

видимо, жизнь уже исчезла с единственно планеты и тогда данные навигационных карт крайне неверны, а мы видели последние мгновения существования этого мирка.
- запятая перед "и", видимо, видели - повтор

Трей коснулся переключателей и хромой кораблик медленно поковылял к внешним границам системы. - запятая перед "и"

В общем, поскольку тут полет корабля, битва с пиратами и бегство занимают основную часть рассказа, логика "хромает" на обе ноги, много ошибок, я ставлю минус
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Sheni 27.12.2013 05:53
А что плохого в гиперпространстве-то ? Понятие пришло изначально из математики, означает пространство с большим количеством измерений, чем наши обычные три. В фантастике его не использует только ленивый, и там оно, как правило, превращается в просто пространство иной природы, чем привычный нам космос, и в котором возможны путешествия быстрее скорости света. Самое забавное, что современная физика не отрицает возможность его существования, в том числе и в виде так называемых "кротовых нор" - туннелей, заполненных материей с отрицательной плотностью энергии, перемещение в которых теоретически делает возможным даже перемещение во времени.
Примеров использования этого понятия в фантастике полно, взять тот же Вавилон-5, где гиперпространство изображалось коричнево-красным маревом, совершенно однородным, в котором невозможно взять какие-либо ориентиры. Но никто не запрещает автору придумать его любым другим: мы физически не можем представить себе пространство с большим количеством размерностей, во-первых, а во-вторых, никто не мешает этому пространству быть хитро свернутым в какое-нибудь многообразие Калаби-Яу, что бы не значили эти страшные слова.
Почему корабль не может иметь лобовое стекло, тоже совершенно непонятно. Если опустить чисто вкусовые претензии типа "слишком похоже на тривиальные автомобили". Да, современные космические корабли лобовых стёкол не имеют, ну и что? Кто знает, какая там технология? Лет тридцать назад компьютеры были размером с дом, а данные вводились в них на перфокартах, а сейчас "достоверные описания" вычислительных машин в фантастике того времени вызывают только хохот.
Неестественная... в смысле, искусственная гравитация тоже в фантастике встречается в каждом первом романе. Каждый космический корабль комплектуется штатным гравитатором, чтобы не приходилось его вращать, как в старые добрые времена, когда кинофантастика не поставила крест на потугах фантастов быть реалистичными.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 27.12.2013 06:41
Я вижу, ты не совсем поняла суть претензий.

«Самое забавное, что современная физика не отрицает возможность его существования, в том числе и в виде так называемых "кротовых нор" - туннелей, заполненных материей с отрицательной плотностью энергии, перемещение в которых теоретически делает возможным даже перемещение во времени.» - самое забавное, что автор явно не имел в виду перемещение во времени. Мне, например, очевидно, что беглецы прыгнули в гиперпространство на две с половиной минуты - и всё.
Тут же, если плясать от логики, то гиперпространство, буде оно используется именно как альтернативное пространство, скорее всего и будет выглядеть как Калаби-Яу - а кротовые норы даже в нём - лишь частный случай и, конечно, нельзя сказать, что ты попадаешь в такую нору на полторы-три-восемь минут - родственная воронке природа такого явления попросту не выпустит попавшего в том месте, где захочется.

«Почему корабль не может иметь лобовое стекло, тоже совершенно непонятно» - нет, ну если у вас реально корабль-резиденция, то там может быть и стекло (зачем?), и антенны, и балкончик с перильцами. Другой вопрос - зачем катеру лобовое стекло? Для красоты? Каковы бы не были технологии, правило «чем сложнее система, тем чаще ломается» - никто не отменял. Лобовое стекло (даже суперпрочное и супергибкое, с радиационным экраном и светофильтрами) - это бессмысленная роскошь и неоправданный риск.

«искусственная гравитация тоже в фантастике встречается в каждом первом романе» - естественно. И другие поля, созданные искусственно. Но ведь разницы в искусственной и естественной гравитации - нет. Тут вопрос именно в определении поля, по воле автора каким-то образом покрашенного в разные цвета - как «дикое» и «домашнее».
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Sheni 27.12.2013 07:38
Не поняла, да. Потому и влезла с комментарием.
Лезу в словарь:
Искусственный - связанный с сознательной деятельностью человека, обусловленный такой деятельностью. Антоним - естественный.
Очевидно, искусственная гравитация должна сильно отличаться от естественной. Во-первых, поле искусственной гравитации локальное, за пределы корабля оно не распространяется (иначе бы тот собрал весь космический мусор в окрестностях, потому что девять и восемь метров на секунду в квадрате - это дофига, честно говоря), во-вторых, для него не работает ньютоновское уравнение об обратной пропорциональности от квадрата радиуса, которое бы махом завязало орбиты планет в клубок. К сожалению, уровень моих знаний не позволяет представить, какими уравнениями можно описать поле с подобными свойствами, поэтому не могу даже предположить каким букетом побочных свойств оно может обладать. Но если, к примеру, я бы наткнулась в книге на постулат, что то хмм... "переменное" (по аналогии с переменным током) и, скажем, колеблется, но достаточно быстро, чтобы вестибулярный аппарат человека сумел это почувствовать, у меня такая авторская идея внутреннего протеста не вызвала бы. Только бы поапплодировала фантазии автора. Автор рассматриваемого рассказа, конечно, в такие детали не вдавался, но я не вижу повода лишить его права противопоставлять обычную гравитацию и... эмм... скажем честно, магическую, происходящую частично из лени авторов прописывать жизнь в невесомости, а частично - пришедшую из кино, где помимо лени реализму препятствует естественные технические трудности для имитирующих невесомость съемок.
Есть ещё один аспект, кстати. Космос - это пустота и невесомость, "естественная гравитация" - это, для человека, в первую очередь, планеты. Планеты, которые и есть "естественная" среда обитания, в отличие от безвоздушного "противоестественног о" пространства. Имхо, автор как раз хотел провести такую параллель.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Thinnad 27.12.2013 10:19
Не буду спорить - ни о гравитационных экранах, ни об уравнениях - это не особо к месту здесь.
Пойду-ка, подзаряжу аккумуляторы искусственным электричеством, да.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 27.12.2013 06:51
угу, "гиперпространство" - вещь известная, но вот его коридор?

Ну и гравитация или она есть или ее нет - ну не бывает она естественной или искусственной, как у Булгакова рыба второй свежести. Есть механизмы, создающие гравитацию искусственным путем.

Лобовое окно... Слушайте, ну вот есть сайт самых распространенных ляпов и ошибок в фантастике - и окна на корабле там тоже есть
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Sheni 27.12.2013 07:50
Вот космический корабль:

Есть и лобовое стекло, и окна.

О гравитации уже написала в комментарии Тиннаду. Над гиперпространством фантасты и киношники как только не... эээ... импровизируют, так что коридор тут выглядит скорее банально.

Лан, на этом я умолкаю. Если не права, то не права.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 27.12.2013 09:37
Да это же "Атлантис" восемьдесят пятого года выпуска. В музее он уже) Антиквариат, почитай, как субмарины прошлого.
У того же "Дискавери" с окнами и лобовым стеклом значительно проще, но и он уже признан устаревшим и снят с пробега. Вообще от шаттлов было решено отказаться ещё в прошлом году, кажется. Именно из-за устаревшей "самолётной" конструкции.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 27.12.2013 11:45
Sheni, родная, так мы же с тобой об одном и том же и говорим.
Гравитацию можно назвать какой угодно: искусственной, магической, фигической, - не в этом суть. Гравитация все равно остается гравитацией. И ты совершенно правильно говоришь о лени авторов что-то обосновывать и в книгах, и в плохих фильмах (именно с этой точки зрения, вот "Звездные войны давным-давно растащили на "ляпы", несмотря на всеобщую любовь).
Я точнее скажу, что имел в виду по данному рассказу.
Герой ведь заявляет: С тех пор практически все время жил в космосе, лишь по нужде возвращаясь под гнет естественно гравитации. - по какой нужде? Зачем? Если есть механизм, создающий гравитационное поле на корабле - то и нет никакой нужды. А если высаживался на планетах, то и там тоже, видимо, гравитация.
Вот если бы герой возвращался на землю, как ты говоришь, именно соскучившись по родной среде обитания, это было бы логично.

Лобовое окно - я ведь не написал, что такого не может быть, может. Только зачем? Вот что у нас делает герой, просыпаясь?
За лобовым стеклом по-прежнему светился коридор гиперпространства. - ага, еще не хватает радужного сияния окружающих корабль звезд.
Гиперпространство - тоже ведь вещь обычная в фантастике (ну, если ее не путать с прыжком), только вот что за "коридор"-то? Да еще - светящийся...

Собственно, я лично минус поставил вовсе не за это, а за нелогичность всего рассказа, и как раз за "нежелание" автора объяснять происходящее. А уж вызвать жалось к несчастному инсектоиду по поводу предполагаемой гибели его планеты, на которой почему-то растет земной вереск да еще и называется точно так же, как на земле - святое дело.

Но! Я бы этого не сделал, если бы сам автор не заявил в шапке, что он написал "научную фантастику"!!!
Вот это меня и добило...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Amidas 23.12.2013 07:26
столь неожиданного моего пробуждения - моего здесь можно опустить, мы ведь знаем, что спал только капитан.

выбрасывало в реальное время
- немного кривовата фраза, думаю, лучше сказать в реальный космос. Гипер-пространство, насколько я знаю, не связано с перемещением во времени, оно лишь сокращает время прибытия на ту или иную точку в галактике.

Что ж, рассказ мне понравился, пришёлся по душе и неплохо подошёл под тему. Только я вот так и не поняла, так Трей он каким был? Как к нему относится. Просто вы называете его мальчишка, в то время как ему уже 60 лет - достаточно большой возраст. Просто если бы писалось это с точки зрения такого же инсекта, то я бы тогда поняла почему капитан называет его мальчишкой, но пишется-то с точки зрения человека. Вот этот момент остался немного непонятен.
А так рассказ получился очень интересный и неплохой. Плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Серж Кроль 05.01.2014 22:33
Наверное, инсект вел себя как человеческий мальчишка, а по меркам тех же инсектов он и был как человеческий мальчишка.))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Amidas 08.01.2014 10:03
По-моему инсект вёл себя вполне разумно, и я не увидела в его поведении "мальчишкости", так что такой вариант отпадает.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Li Nata 22.12.2013 14:27
Из вереска напиток
Забыт давным-давно,
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.

В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Вересковый мед, Р. Л. Стивенсон


Давно не читала фантастики)) Читала с удовольствием, правда.
Герои сразу располагают к себе. Оба, как ни странно)
Едва слышно, словно на металлический лист сыпанули песок.
Интересное какое сравнение) просто словно услышала наяву. Действительно, очень интересный звук – ни с чем не перепутаешь.
Интересный Трей… приветливыми я таких существ никак не представляю, но автору виднее)) Описание инсектоида порадовало. Живенький такой))) да с такими эмоциями! Человек иной позавидует)) Ну а поскольку в пришельцах я вообще ничего не понимаю, пришлось отправиться на поиски информации. Нашла. Почитала, впечатлилась)
«Устрашающего вида жвалы» и приветливо склоненная голова – это нечто) это, наверное, надо видеть (хорошо, что я этого не вижу!)))

Есть тапки и печеньки.
Сначала тапки)
Иссере – красному гиганту, вокруг которого обращалась планета
Точку потеряли)

Мальчик любопытно склонил голову к плечу. Могу поклясться, я увидел любознательный блеск
Два «любо» подряд)

все время жил в космосе, лишь по нужде возвращаясь
по необходимости)

– А почему, я раньше не слышал этих... «песен»?
запятая не нужна?

Полосы слились лишь за тем, чтобы спустя мгновение вновь развернутся привычную картину.
В привычную?

Печеньки:
«Мальчик» и «любопытный блеск» в глазах Трея меня уморили. Это нечто)) мальчик… это существо –мальчик... хотя… как говорил Бендер, пусть тот, кто скажет мне, что это девочка, первый бросит в меня камень…))

Наши двигатели издохли; мы только что дали деру не хуже высококлассного истребителя, а теперь плелись со скоростью допотопного колесного автомобиля!
Ой, хорошо))

Простой сюжет… как старая фантастика… отрывок из космических путешествий…
они там что–то везут, на них нападают пираты, прыжок, они скрываются и… вереск…
Вереск… «Вересковый мед» на космический манер… Автор, да вы романтик) да и сам текст хороший.
А малютки-медовары из баллады у меня теперь будут ассоциироваться с… да, вот с этими инопланетянами))

Внезапное попадание в мир, который должен вот-вот погибнуть – честное слово, прямо-таки чувствуешь сочувствие к инсектоиду, который видит возможный/вероятный конец своего мира…
Хотя не думала, что я могу сочувствовать таким… существам) Это ж надо было им из всех возможных планет попасть к той, которая вот–вот погибнет – и как раз об этом недавно вести разговор, относительно вероятной гибели планеты Трея…

– Это не Иссара... Это не Иссара... – повторял мальчишка. – Но... с ней будет то же самое...
Очень трогательно, правда.

Если вереск совсем исчезнет, Иссара погибнет.
Аналогия с кораблем, который нужно спасти, очень понравилась. Вот уж… как вы лодку назовете… нет, нельзя давать вещам имя чего–то значимого.

Я не знаю, может ли корабль дернуться в сторону, не знаю половины, в лучшем случае, терминов, употребленных в работе. Просто поверю автору на слово) Мне почему–то кажется, что там все на свих местах.
Но Вереск… я нежно люблю эту балладу, автор, вы меня правда, порадовали.
А капитан… капитан мне просто понравился – он описан простым человеком, хоть и вырос вдали от Земли.

Плюс.
пара замеченных мелочей - это такие мелочи!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа