Синий Сайт
Всего на линии: 553
Гостей: 552
Пользователей онлайн: 3

Пользователи онлайн
Кролик Эллин
Мышель
Rasvet

Последние 3 пользователя
Esperanza
Annika
AnastasiaAksemova

Сегодня родились
Liar

Всего произведений – 5076

 

Утро выходного дня

  Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Shmel
Проза
Фантастика
16+ (R)
рассказ
-
закончен
конкурс «Вместе вопреки, или Метаморфозы отношений»

 

УТРО ВЫХОДНОГО ДНЯ

  

Пролог

   

На шестом десятке Андрей Андреевич Великанов задумался о том, как ему обставить свой уход в иной мир, то есть, похороны. Он изучил похоронные обряды разных народов, и понял, что ближе всего его душе. Больше всего ему понравилось, как хоронили древних скифских царей. Он хотел бы себе такой похоронный обряд. Чтобы над ним насыпали курган, и чтоб в том кургане  закопали дюжину-другую рабов... Рабов у него, правда, не было. Зато у него были миллиарды от продажи леса, угля и металла. Он нашел несколько бедолаг, которым очень нужны были деньги, и заключил с ними договор: пока он жив, он платит им ренту, а когда он умрет - их похоронят вместе с ним. Это, разумеется, делалось втайне. Но все тайное становится явным, и вскоре молва о необычных договорах встряхнула российское общество. Сперва это самое общество вскипело праведным гневом: что за дикость?! Что они себе  позволяют, эти олигархи, или и в самом деле вообразили себя царями? Но затем потихоньку пошли другие разговоры: ну, а если это на добровольной основе? Что тогда? Почему бы и нет? Каждый волен распоряжаться своей жизнью, разве не так? Да, у богатых причуды довольно странные, но ведь они никого не заставляют! Они готовы платить за эти причуды... А бедные люди смогут заработать, поправить свое положение - очевидный плюс! Эти голоса звучали все громче и уверенней... Через три года  был принят закон о похоронниках - правда, не без потрясений. 

   

***

Семья Сердечкиных проводила утро выходного дня на кухне у телевизора, и пять минут назад из этого телевизора прозвучала такая новость, от которой они забыли о завтраке и теперь сидели бледные и растерянные. Андрей Егорович Сердечкин, отец семейства, нарушил молчанье.

- А я думал, что Губанов  проживет еще пару лет. С его-то громадным состоянием, с его неограниченными возможностями, все врачи, все лучшие клиники мира к его услугам... Но нет - Андрей Егорович покачал головой - рак есть рак...

Анна, его жена, кивнула:

- Что ж тут поделаешь, судьба... И все-таки Николай четыре года получал ренту. Он вытащил свою семью из нищеты, купил квартиру...

- Что теперь будет с дядей Николаем? - Даша, семнадцатилетняя дочь Сердечкиных, сидела очень прямо и смотрела в свою тарелку. Отец пожал плечами:

- Ты сама знаешь. Он должен выполнить условия договора.

- Его похоронят... с этим Губановым? - голос Даши был как у робота. Мать отвела глаза. Отец кивнул:

- Да, придется. Дядя Николай заключил такой договор.

- Зачем он заключил этот договор? - спросила Даша, глядя перед собой. Мать вздохнула:

- Дядя Николай любил свою семью. Он хотел, чтобы его близкие ни в чем не нуждались. Поэтому он заключил договор.

- Это ужасно! - сказала Даша в пустоту.

- Ну почему же ужасно - Сердечкин пожал плечами - Многие так живут. Я тоже получаю ренту от Вышнегорского.

Поэтому мы и не бедствуем, а как мы жили до этого, вспомни!

- А если Вышнегорский умрет? - спросила Даша - Тебя похоронят вместе с ним?

- Вышнегорский умрет еще не скоро... Тут главное правильно рассчитать. Твой дядя Николай не рассчитал, заключил договор с Губановым, а Губанову уже тогда было под шестьдесят, плюс онкология. А я заключил договор с  Вышнегорским. Вышнегорский всего на два года старше меня, ведет здоровый образ жизни, спорт, диета. Он проживет еще лет тридцать... Да, главное - рассчитать!

И было видно, что он доволен своей смекалкой, а Николая жалеет за бестолковость. И, может быть, чуть-чуть, самую малость - осуждает. Даша помолчала, потом сказала, словно про себя:

- Как это стало возможным?

- Что? - не понял Сердечкин.

- Когда был принят закон о похоронниках?

- А, - Андрей Егорович пожал плечами - Десять лет назад. Ты была маленькая...

- Да, дела - сказала Даша, странно усмехаясь - дела... А я всю жизнь жила, и не думала об этом... Как  будто так и надо. И все живут, как будто так и надо...

- А что тут сделаешь? - Андрей Егорович развел руками.

- Не знаю, что! - Даша упрямо блеснула глазами - Что-нибудь!

Сердечкин нахмурился:

- Ты не должна так говорить! Так рассуждают кроты, а они плохо кончают...

- Кто такие кроты?

- Они себя так называют, потому что подкапывают основы нашего строя. Они говорят, что этот строй несправедлив, и они рано или поздно его разрушат... Восемь лет назад, когда принимали закон о похоронниках, кроты выступали против, устроили беспорядки. Ну и что? Беспорядки подавили, кротов перебили, а закон все равно приняли...

Он взял поджаренный тост и стал намазывать его маслом. Висевший на стене плазменный телевизор замерцал сиреневым светом, и кукольное лицо ведущей произнесло красивым, звучным, бесстрастным голосом:

- Экстренное сообщение! Сбежал   похоронник Василия Губанова, владельца "Русской нефти", который умер сегодня утром. У Губанова было шесть похоронников, пятеро из них поступили законопослушно, явились на указанное место, чтобы быть похороненными вместе со своим патроном. Шестой нарушил условия договора и скрылся. Нарушителя зовут Николай Сердечкин, полиция его ищет...

Анна ахнула, а Андрей Егорович замотал головой:

- Ай-ай-ай-ай!.. Да, не ожидал я такого безрассудства от Николая! Не ожидал!

- Он поступил глупо - сказала Анна, и поджала губы.

- Он правильно сделал! - сказала Даша, побледнев - Правильно! Хорошо, что он сбежал!

- Хорошо?!.. Если бы Николай выполнил условия договора, его семья еще десять лет получала бы ренту. А теперь выплату ренты прекратят, и еще взыщут все выплаченные деньги!

- Пускай! - Даша кусала тонкие пальцы, а глаза у нее горели, как у рыси - Пускай! Лишь бы он спасся!

- Его все равно поймают - пожал плечами Андрей Егорович. И словно отвечая ему, на экране появилась та же фарфоровая ведущая и сказала тем же бесстрастным голосом:

- Экстренное сообщение! Николай Сердечкин, сбежавший похоронник Василия Губанова, уже пойман. Нарушитель был задержан в пределах города. Он передан душеприказчикам покойного... Розыски прекращены...

Даша до крови закусила губы и ударила кулаком в стену. Андрей Егорович провел рукой по волосам и сказал каким-то смятым голосом, пытаясь то ли убедить, то ли успокоить себя и своих близких:

- Прежде чем заключать договор, надо хорошенько подумать. А уж если заключил - соблюдай...

На экране появилась та же ведущая. Она попыталась выразить на своем фарфоровом лице что-то вроде скорби:

- Сегодняшний день богат неожиданными событиями... Мы вынуждены сообщить вам о смерти Павла Вышнегорского, владельца "Русского лития". Вышнегорский умер от внезапной остановки сердца в спортзале, во время тренировки... Приносим соболезнования родным и близким покойного...

Зыбкое, невыразимое молчание повисло в кухне. Анна и Даша, как в замедленной съемке, повернулись к Андрею Егоровичу. А Андрей Егорович менялся на глазах - за эти несколько секунд из него как будто ушла вся жизнь, лицо осунулось, глаза потухли... Сердечкин поднял голову и посмотрел на домашних безжизненным взглядом. Потом он встал и сказал каким-то плоским голосом:

- Мне надо идти... Аня, дай мне чистую рубашку.

Анна кивнула, глотая слезы. А Даша вдруг закричала:

- Нет! Не ходи туда! Беги!.. Беги, папа, беги!!!

Андрей Егорович поднял плечи и сказал тем же мертвым голосом:

- Я должен выполнить свои обязательства. Я сам пошел на это, меня никто не заставлял... Я получал от Вышнегорского деньги, на эти деньги я кормил семью... Если я нарушу договор, это будет непорядочно...

- Беги - крикнула Даша, как помешанная - Беги, папа!!!

Она схватила Андрея Егоровича за плечи,  и отчаянно, умоляюще смотрела ему в глаза. Лицо Сердечкина как будто ожило, он взглянул на дочь осмысленным взглядом, и в этом взгляде была любовь и безнадежность:

- Дочка, я не могу этого сделать! Если я нарушу договор - у вас все отнимут. Я не могу так поступить с вами... Да и меня все равно поймают...

- Пускай! - Даша топнула ногой - Пускай поймают! Это лучше, чем самому...

- Я не могу этого сделать - повторил Андрей Егорович, и Даша поняла, что он все решил  и отговаривать его бесполезно. Она вскинула голову... Андрей Егорович положил ей руки на плечи. На его обычное, тусклое лицо лег какой-то высокий, страдальческий свет.

- Даша! Я честно выполняю договор, поэтому вы еще десять лет будете получать ренту. За десять лет ты встанешь на ноги. Прошу тебя - помоги матери и младшему брату!

- Брату?

- Твоя мать беременна... Мы все-таки решились на второго ребенка. Мы давно этого хотели... Не бросай их!

- Прощайте! - Сердечкин обнял жену и дочь - Прощайте, родные! Я люблю вас. Все, что я делал, я делал ради вас. Я хотел, чтобы вы были счастливы. И я не жалею... Не поминайте лихом!

Он ушел. Анна, глотая слезы, стала убирать со стола... А Даша села на софу, поджала под себя ноги, и злыми зелеными глазами смотрела на дверь, в которую вышел ее отец. Злые, быстрые слезы обжигали лицо... Она закусила губу, взяла телефон и набрала: "Как связаться с кротами?"

Поздним вечером Даша ждала на указанном месте. От стены дома отделилась темная фигура и шагнула к ней.

- Ну и ну! Даша! Сердечкина! Вот так встреча!

Даша вздрогнула:

- Кто вы?

Человек откинул капюшон. Она увидела скуластую мальчишечью физиономию и прищуренные глаза:

- Ну что? Узнаешь, одноклассница?- он  широко улыбнулся. Она вгляделась:

- Сережка? Чеботарев?

- Он самый.

- Я помню, тебя выгнали из школы, из девятого класса...

- Все верно... Я не буянил, не дрался, даже не курил. Но я был той еще язвой и неудобными вопросами доводил учителей до нервного срыва. Поэтому от меня решили избавиться... Что ж, я благодарен за такую путевку в жизнь. Из-за этого я в итоге оказался у кротов, чему очень рад... Как хорошо, что и ты к нам пришла!

- Я пришла, потому что хочу спасти своего отца.

Он покачал головой:

- Не получится. Твоего отца уже нет в живых. Похоронные службы работают быстро... Но если ты останешься с нами, ты будешь бороться с системой, которая убила твоего отца. С системой, в которой одни - цари и боги, а другие - мусор под ногами...

Он снова поглядел на нее и усмехнулся:

- Нет, надо же! Даша Сердечкина!.. Между прочим, ты мне нравилась. В тебе тоже есть это бунтарство...

- Я тебя не понимаю - сказала Даша - Ты как будто радуешься.

- Я? Да, я радуюсь. Радуюсь, что вижу тебя. Что ты, возможно, будешь в наших рядах.

- Но ваша жизнь ужасна!

- Что же в ней такого ужасного?

- Мне отец сказал, что кроты плохо кончают. Вас ловят... и убивают.

- Да, действительно. Когда ловят, пощады ждать не приходится. Тогда они отыгрываются за все неприятности, которые мы им доставляем.

- Но это ужасно!

Он покачал головой:

- Нет... Да, это верно, кроты живут недолго. Пять-шесть лет, ну, семь... Но, во-первых, убивают не только кротов. Твой отец ведь не был кротом... А во-вторых - пусть недолго, но мы живем счастливо. У нас есть и борьба, и радость побед, и грусть о погибших товарищах. И - любовь... Прекрасная жизнь!

Он замолк, потом сказал:

- Даша, меня ждут. Мне уже пора... Что ты решаешь?

- Я с тобой.

Он просиял. Потом стал серьезным, набросил капюшон и кивнул ей, чтобы она сделала также... Две тени скользнули в темноту вечерней улицы и вскоре пропали.

 

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
# Ланфир 10.02.2024 05:59
Всё ещё стараюсь быть объективной и отстранённой. Пишу искренне о впечатлениях и с точки зрения разума, и с эмоциональной.

Эта зарисовочка в чём-то стёбная и забавная. Я это вижу как пародию на жанр антиутопии. Вот если так рассматривать, то очень даже ничего. Но если вспомнить тему конкурса и его жанр, то тут всё мимо, на мой взгляд.

Ну да, вроде всё же можно сказать, что это фантастика. Но это только если воспринимать происходящее в тексте как то, что в принципе невозможно. Тогда да, «фантастика». Если бы такие жанры как сюр и породия были в конкурсе заявлены, вопросов бы не было.

А так я не поверила ни единому слову. Любое фан-допущение, как правило, автор описывает так, что ты в него веришь, так сказать, в перспективе, в теории. А тут похоронники. Ну, предположим, одному больному на голову пришло такое, другому. Но если объективно смотреть на это «явление», зачем оно? С помпой уйти в мир иной. А зачем? Не всё ли равно, что будет с тобой, когда, грубо говоря, от тебя останутся рожки да ножки?

В общем, автор меня не убедил, что подобная антиутопия возможна. Но даже если предположить, что всё же это случилось, я всё ещё не верю, что даже раде денег люди стали бы идти на подобное. Страх смерти вообще решает. А тут он слишком реален. Невозможно предугадать, когда твой патрон «даст дуба».
Поведение героев мне тоже показалось неправдоподобным. Картонные и неубедительные. Сюжет до ужаса предсказуем. Даже в деталях. Ата ведущая, которая появлялась на экране только для того, чтобы сообщить новости, касающиеся главных героев истории. Это даже смешно.
Утрированные эмоции дочери вообще за гранью. С постоянным кусанием всего, что можно, но самое смешное, это как она кусала пальцы. Зачем?! Вы правда видели когда-то, как кто-то от волнения и переживания кусает пальцы? Надеюсь, Даша сгрызла их не до основания.
Дальше её встреча с кротами и неправдоподобный диалог с бывшим одноклассником.
Да, темы «вместе вопреки» я тоже тут не вижу. Даже не сова на глобусе.

Простите, но оценка 2
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аэллерин 06.02.2024 13:03
Какая прекрасная идея, похоронники! Договор ренты за возможность окружить себя спутниками в посмертии. Тут, конечно, возникает вопрос о качестве этих спутников, но если олигархам важнее ритуал, форма, а не суть - наполнение. Почему бы и нет?

Жаль, что кроме идеи хвалить не за что. Повествование скатилось в самопальную, схематичную "Матрицу" на коленке. Тут даже, чтобы связаться с тайной организацией, подрывающей устои государства, достаточно позвонить по телефону (здравствуй, дорогой Морфеус, он же Серёга Чеботарёв!))))))

Нет сопереживания, а ведь ситуация страшная. Вот сидит семья завтракает и вот отец и глава уже уходит умирать, хоят минуту назад собирался жить еще 30 лет. а наши герои просто смотрят в закрывшуюся за его спиной дверь, глотая злые слёзы.

Историю либо надо усугублять и расширять, добавлять эмоционального накала, либо накручивать драйв, темп, ритм, переводя в экшн. Пока она никакая.

Оценка:3
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Этьен Пуар 31.01.2024 22:28
Здравствуйте, автор!

Не покидало ощущение, что рассказ написан в стиле этакой "Истории одного города" и вот-вот начнётся нечто настолько фантасмагоричное, что вызовет улыбку и заставит рассказ полюбить. И вот это ощущение разбивается о концовку. Ситуация, которую вы описываете, в сути своей — комедия с элементами антиутопии. Все события поданы максимально гротескно — и умершие вместе олигархи, и братья, которые оказались именно у этих олигархов похоронниками, и то, что по новостям обо всём объявляют в такт словам героев. Однако рассказ пытается выдерживать серьёзную ноту, и это его губит. Вместо лёгкой и гиперболизированной истории, несущей в себе важный посыл, получилось нечто странное. Хочется посоветовать всё же перевести саму ситуацию в гротеск — он здесь будет более чем уместен.

Но это моё сугубо личное мнение. Прошу прощения, если был предвзят и излишне придирался.
Оценка — 5.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 24.01.2024 22:12
Добрый день, Автор!

Идея рассказа прекрасна! И название для добровольно согласных умереть с олигархом - упокойники - очень здоровское!

Но. Но тут вы сами наступили себе на хвост. Вы так легко жонглируете смертями! Зачем здесь кроты? Этакие революционные боевички, устраивающие беспорядки. Какие, кстати? Пикет на улице? Так это верная дорога в тюрьму. Этим, мне кажется, вы принизили рассказ, возвели его в ранг голливудского боевичка. Домашняя девочка, ничего не знающая об упокойниках (почему, кстати?), в одну минуту встает на сторону добра и справедливости? А до этого была кроткая послушная овечка?

Молодые ребята, добровольно идущие на смерть в семнадцать лет. Не слишком ли дорогая плата? Вы еще не поняли, что таким способом государство не разрушить?
Тут, мне кажется, нужна была другая тональность. Трагикомедийная. Мог бы получиться лучший рассказ конкурса.

Но не сложилось.

Тем не менее отмечаю что сюжет (пусть он мне и не нравится) сложился, стиль крепкий.

Так что я поставлю 6.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# PodKsu 24.01.2024 10:03
Идея рассказа достаточно интересная, но никакой метаморфозы отношений я не увидела, как и в целом этих отношений. Даша просто решила бороться с системой и замечание Сережки о том, что она ему нравилась как будто не сильно имеет значение. Я бы поставила 6.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Шепот 24.01.2024 10:01
Вроде бы и рассказ неплох, но как-то совсем не в тему конкурса. Или это я в нем следов этой самой темы не увидел. Где метаморфоза? В ком? В жизненной ситуации отца семейства, решившегося отдать себя в жертву за хорошие деньги? Кто "вместе вопреки"? Дочка, которая и так бурлила неясными подростковыми протестами в стиле "так нельзя, сделаем мир лучше"? Дык тоже вроде нет. Ну, прибилась к оппозиции, с кем не бывает. "Вопреки" здесь точно не случилось. Да и сама социальная ситуация напоминает, скорее, дурной анекдот из серии "пришли на свадьбу, а жених-то взял, да и умер". В общем, при неплохом слоге и грамотном изложении, рассказ не впечатлил.

Оценка 5.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа