Всего произведений – 5070
Корни и побеги
Вы родились в своей семье, а ваша семья родилась в вас.
Нет возврата и нет обменов.
Элизабет Берг
Корни и побеги.
– Это о-гу-рец, понюхай!
Малышка смешно поморщила носик и шумно втянула воздух перед собой. Потом выдала:
– Аах!
Женя улыбнулась. Вслед за ребёнком она сделала глубокий вдох и прикрыла глаза. Этот огурец ничем не пах, но, сжимая его в руках, чувствуя под пальцами колючие пупырки и шершавый жёлтый хвостик, Женя вспоминала, как он должен был пахнуть. Землёй, солнцем, сочной влагой. Дедушка приглашал её за собой пройтись по огороду. Он проверял подвязанные бечёвки, а Женя отодвигала большие листья у самой земли, чтобы найти там пару малявок, перезрелого гиганта или одуванчик. Такой вот адвент-календарь от природы.
Женя разрубила огурец по длине на две части, а затем – поперёк на куски поменьше. Теперь дедушка сам как овощ. Он умрёт через неделю в больнице или через несколько месяцев дома, беспомощный и не приходящий в сознание.
Межбровная морщинка на лице Жени стала глубже. Нарезанный огурец полетел в миску к помидорам и авокадо. Чтобы Миша или его семья съели что-то из этой тарелки, огурцы должны быть битыми, помидоры – вялеными, а авокадо – спрятанным в гуакамоле. Кажется, Женю тоже приятней любить, если красиво одеть, поместить в московскую квартиру и занять утончённой беседой. Там, откуда она приехала, хоть и увлекаются соусами и специями, но помнят, что это дополнение к салату, а не его основа.
Женя резко прижала палец ко рту. Показалась кровь. Женя аккуратно пересадила ребёнка с пола в манеж и пошла за пластырем. В ванной она расплакалась.
– Почему ты меня оставил? Почему вы все меня оставляете?
Папа не появился. Он не приходил уже три года, и Женя всё ещё не могла с этим смириться.
Она вернулась на кухню, состроила смешную рожицу малышке, ласково поцеловала её в нос и забрала в спальню, чтобы переодеть на улицу. Салат остался на столе незаправленным.
***
– Это что за кареглазая красавица здесь гуляет! – соседка с йорком приблизилась к коляске, и Женя сделала над собой усилие, чтобы уголки губ обозначили приветливое движение вверх.
– Копия отца! Глаза, мимика. Просто удивительно! Моя бабушка, она была советским биологом, знаете, она сказала бы, что Вы стали переноской для генов супруга, –тарахтела соседка, – точнее, для генов свекрови. Зато Ваш сын, если он у Вас будет, станет преемником генов вашего папы.
– Простите, звонок, – Женя ощутила вибрацию в кармане. Она отошла на другую сторону сквера, увидела, что звонит мама, но не ответила. Либо дедушке стало хуже, либо он умер. Всё, что могла Женя, – отсрочить знание о неизбежном. Она сделала еще круг по площади и, не чувствуя сил на разговор с соседкой, развернула коляску к подъезду.
Дома Женя покормила малышку, уложила её спать и заварила себе чай. Она по привычке пила его, стоя у подоконника, разглядывая в окно другие дома и шоссе. Занавеска шелохнулась. Женя ощутила запах чабреца и знакомый шорох тапочек.
– Ну, чего ты расклеилась? Не надо обижаться, ты знаешь, что он не может прийти.
– Почему не может? Вы все приходите, а он – нет.
Дух бабушки мягко вздохнул; в комнате запахло лавандой:
– Ты поймёшь, милая. Ты же знаешь, как он любил тебя.
– Дедушка уже с вами?
– Нет, в конце года на границе миров ужасная давка. Все хотят покончить с неприятными формальностями до каникул, ну, ты понимаешь.
– И вы никак не можете ему помочь?
– Он в транзитной зоне, милая. Это уже не борьба, это распитие кофе перед заселением в номер.
Женя обхватила шею рукой и перенабрала маму:
– Как он?
– Не встаёт, не ест, не говорит.
– Ясно, позвони, если что…
Женя почувствовала слабость в теле. Голова парила отдельно, кожа – отдельно, а внутри была пустота, центром которой стал кислый комок, пульсирующий в горле. На подоконнике в вазе стояли ветки сирени, срезанные на даче. Женя поправила их рассеянным движением. В воде ветки по-прежнему тянулись к солнцу, распускались и благоухали. Но сколько протянешь так, без минералов из почвы? Иными словами, сколько можно протянуть без корней?
***
Поздно вечером Миша пришёл с работы. Усталая, но тёплая улыбка сразу сменилась озабоченностью:
– Как он?
Женя молча уткнулась мужу в грудь. Через минуту подняла на него глаза:
– Я выйду за хлебом.
Придерживая под мышкой хлеб, завёрнутый в бумагу, Женя свернула вместо двора в сквер. Механически переставляя ноги и глядя в одну точку, она дошла до озера. Где-то на дальних дорожках переминались с ноги на ногу собачники. Из-за холода и темноты больше здесь никого не было. Вокруг озера плясали тени деревьев. В голове тихо заиграл Дебюсси, 75я сюита. Одна из теней отделилась от общего танца и приблизилась к Жене:
– Привет.
– Привет, – продолжая смотреть в одну точку, Женя поздоровалась со старшей сестрой.
– Он еще не с нами.
– Я знаю, бабушка приходила.
Тень покачнулась, разглядывая бледное лицо Жени:
– Послушай, ты не становишься менее живой от того, что уходим мы.
Женя закусила губу:
– Мне кажется, я совсем не знала дедушку. Он был когда-нибудь счастлив? Знал, чего хочет? Или его жизнь сложилась сама собой? За что ему такой конец?
– Я думаю, он заглянет к тебе после того, как разместится у нас. Ты сможешь спросить… о многом.
– А папа?
– Он скоро уйдёт насовсем. Ты знаешь правило. Души остаются рядом, пока есть неоконченные дела или живые родители, за которыми нужно присмотреть. Как только дедушка присоединится к нам, папа уйдёт.
Женя резким движением раскрошила хлеб и швырнула в озеро уткам, разбуженным от собачьего лая. Сжимая пустые кулаки в карманах, она пошла домой.
***
Похороны состоялись через неделю. Малышка осталась в Москве с мужем. Женя с мамой, прижавшись друг к другу, стояли на ветру и смотрели, как на семейном могильном участке вырастает еще один холмик. Смерть вела с растущим разрывом.
Всю дорогу с кладбища Женю мутило, а во дворе дома, наконец, вырвало.
– Всё в порядке, – она подняла глаза на мать, – меня колбасит ещё с Москвы. Я не смогла подготовиться к тому, что даже у долгой болезни будет исход, – Женя вытащила из кармана салфетку и, протерев уголки губ, обняла маму.
– А месячные идут? – нахмурилась та в ответ.
– Ну, сразу ты о профессиональном, – Женя откашлялась, – я же только пару месяцев, как бросила кормить. Да и, мне кажется, мы пока не готовы. Ты знаешь, сколько Миша работает. Я тоже пытаюсь вернуться к проектам.
– Знаешь, за двадцать лет практики я поняла, что если дети и появляются по плану, то не родители его авторы. Вспомни, как ты узнала о малышке.
– Или как ты узнала обо мне, – улыбнулась Женя. – Бабушка была против, чтобы вы заводили второго ребёнка в голодные годы. Странно теперь узнавать в себе её черты. Никто не понимает её, как я. У меня даже не получается на неё злиться. Я копаюсь в её прошлом и нахожу ответы о своём настоящем.
– Ты слишком много об этом думаешь, – мама убрала прядь с лица Жени, – тебе лучше с открытым лицом, ты же знаешь. Как дела с Мишей?
– Всё хорошо. – Женя прищурилась, разглядывая дым на горизонте. – Я до сих пор не могу поверить, что встретила того, кто понимает меня и верит в меня так же, как папа, – голос Жени задрожал, – я тебе не говорила, он больше ко мне не приходит. С тех пор, как я познакомилась с Мишей. Приходят все, кроме него. Ты его ещё видишь?
Мама обняла Женю:
– Хватит об этом. Души не обязаны всегда оставаться рядом с нами. У всех есть право на продолжение жизни.
***
Женя лежала на кушетке с закрытыми глазами, чувствуя только стук своего сердца и неприятный холод от геля на животе. Доктор водила по животу датчиком:
– Говорите, стресс? Тогда понятно, почему Вы не заметили собственную беременность. Смотрите, плод уже размером с корнишон. С маленький огурчик.
Женя с недоверием приподнялась на локтях и уставилась на экран. Картинка рябила перед глазами, а Женя видела в её черно-белом мерцании кабинет начальника, подписывающего ей продолжение отпуска как приговор; потом – праздничное семейное застолье с рождественским кексом, который, наконец, можно съесть всей семьёй за один раз; потом – себя с чашкой чая на кухне в час ночи и Мишу, который с порога прижимает её к себе так, что она сразу чувствует прилив сил.
– У Вас же есть дочка? – доктор пересела за стол и открыла карту пациента. – Кого хотите на этот раз?
Женя вытирала живот салфетками:
– А это имеет значение?
– В общем-то нет. Но меня всегда восхищает столкновение людей с будущим: когда оно уже предрешено, но им еще не открыто. Все реагируют так по-разному.
***
Женя щурилась тёплому солнцу и водила пальцами по колючей огуречной лозе. У нижних листьев копошилась малышка, обеими руками пытаясь скрутить огуречную пуповину, соединявшую плод с кустом. Рядом на пледе сидел голубоглазый малыш и сосредоточенно пыхтел, вытаскивая собранные огурцы из корзинки и складывая их обратно.
– Что, Евгения, зов корней? – сосед за сеткой-рабицей приветственно поднял тяпку.
– Есть в этом что-то медитативное, – улыбнулась Женя, – не могу вам объяснить.
– Да уж, надо, видимо, съездить в эту вашу Москву, чтобы получать столько удовольствия от огорода. Чудесные малыши у вас, кстати. Пацан – копия деда.
Женя почувствовала, как острый камешек врезался ей в босую ногу и аккуратно отлепила его. «Свежие корни», – прошептала она, и передала малышу еще один огурец.
– Слушайте, – сосед снял панаму с головы и отряхнул её от пота, – давайте сделаю Вам с собой рассаду, а, Жень? У Вас же есть дача? Будете лопать домашние огурцы, когда захотите.
– Не думаю, что они будут такими же вкусными, – Женя протерла огурец об штанину и с наслаждением откусила от него, сплюнув попку на землю.
– Да ладно вам! Этот сорт, конечно, не быстро приживается на новом месте, но всё, что нужно ему, чтобы пустить корни, – это солнце и влага. Неужто в Москве не найдется чуть-чуть того и другого?
***
– Готовы? Раз, два, три! – Миша воткнул вилку в розетку, и ёлка замигала цветными огоньками. Дети, возившиеся на полу с конструктором, весело рассмеялись.
– Да уж, без папы мы бы и за неделю не намотали эти 50 метров гирлянды так красиво! –Женя ласково подмигнула мужу, опускаясь на ковёр рядом с детьми.
– Пойду сделаю нам чай к твоему кексу! Отец выходного дня в деле! – Миша выпятил грудь, изображая солдата при исполнении, по очереди поцеловал детей и жену и, напевая Том Джонса, вышел из комнаты. Женя улыбнулась ему вслед и потрясла перед детьми большой коричневой коробкой:
– Посмотрим, что внутри?
Малыши бросились снимать крышку. Старшая двумя руками вытащила ворох фотографий:
–Мам, кто это? А здесь? А это? А почему фотография черно-белая?
Женя бережно начала раскладывать фотокарточки:
– Так выглядел ваш дедушка. Мы с ним любили спрятаться на чердаке и болтать. А это – прадедушка. Его огурцы мы посадили на даче. Это – тётя. Она здорово играла на пианино.
– А у неё тоже было красивое пианино, как у нас, мам?
– Деда!
– Мама, а где они теперь?
За окном тихо шёл снег.
– Интересно, что она им ответит? – сестра по-доброму усмехнулась, заглядывая через занавеску в гостиную.
– Мне разрешили познакомиться с парнем, когда ему будет пять, – мягко улыбнулся папа, – я уберегу его от своих ошибок. То, что мы связаны, не должно мешать ему пройти собственный путь.
Женя обернулась. Свечи на подоконнике дрогнули, в воздухе тонко заиграл Дебюсси, а в комнате стало теплее и ярче. Она нежно прижала малышей к себе:
– Они рядом. Что бы Вы хотели у них спросить?
Комментарии
Рассказ читается с интересом, спасибо.
Однако в некоторых моментах я не уловила логики.
«Чтобы Миша или его семья съели что-то из этой тарелки, огурцы должны быть битыми, помидоры – вялеными, а авокадо – спрятанным в гуакамоле. Кажется, Женю тоже приятней любить, если красиво одеть, поместить в московскую квартиру и занять утончённой беседой».
Объясните взаимосвязь этих мыслей?
Далее. Сосед говорит Жене: «давайте сделаю Вам с собой рассаду, а, Жень? У Вас же есть дача? Будете лопать домашние огурцы, когда захотите». А где в этот момент происходит действие? Впечатление, что как раз на даче. Тогда о чем спрашивает сосед? Или это сосед из какой-то прошлой жизни, оттуда, «откуда она приехала»?
Диалог с сестрой. «– А папа? – Он скоро уйдёт насовсем. Ты знаешь правило. Души остаются рядом, пока есть неоконченные дела или живые родители, за которыми нужно присмотреть. Как только дедушка присоединится к нам, папа уйдёт». А почему тогда появляется бабушка? Ведь ее (бабушки) родители уже умерли? И как в свете этих «правил» объясняется фраза отца: «Мне разрешили познакомиться с парнем, когда ему будет пять»?
На самом деле очень интересный формат отношений этого и того мира, но он показан явно недостаточно, а потому не всегда понятен. А интересно было бы узнать.
Тем не менее, история понравилась мне тихой своей атмосферностью, ненадрывной печальностью. Хочется лишь пожелать вам сделать ее чуть более понятной для читателя – ведь, похоже, вы для себя все эти взаимоотношения понимаете.
Спасибо – и успехов!
7 баллов
Что меня смутило. Когда Женя говорит о салате, то думает, что Мише и его родственникам она нравится нарядной и в Москве, это как-то для меня сразу её дистанцировало от мужа, а у них всё нормально и даже хорошо))) такой обман вышел.
Ещё мне показалось, что диалоги с родственниками удались хорошо, они живые, тёплые и искренние. А с соседкой на улице, с врачом, с дачным соседом - звучат неестественно и как-то функционально (особенно ярко это с соседкой выглядит, когда она не говорит, а доносит до читателя информацию). Для меня это подпортило впечатление.
Итого, это приятная мистическая проза, поднимающая и хорошо развивающая тематику семьи и связей поколений.
8
Мне понравилось. Иногда хочется прочесть что-то подобное: светлое, тёплое, «бытовое».
Не понял одну вещь: бабушка и дедушка (прабабушка и прадедушка малышей соответственно) переродились?
И есть одно замечание к стилистике: «Вы» с большой буквы в художественном тексте пишется только внутри какого-то цитирования, например, написанного на стене.
Поставил бы высокую оценку: 8-10 баллов, если бы рассказ соответствовал теме. Здесь же, как многие отметили, такого нет. Я бы даже сказал, что рассказ наоборот опровергает тему.
Поэтому отзыв без оценки, но вы молодец.
Рассказ крепкий. Понравилась подача штрихами, мистическая составляющая добавляет таинственности и завладевает вниманием. Но несмотря на плюсы подачи и грамотный текст я поставлю рассказу не десять баллов.
1. Идея. В принципе она скрыта в названии. Каждый читатель наверняка поймет ее по своему, лично для меня это связь поколений поданная через огурцы и мистику.
2. Сюжет. Подача -вспышка. Раз одно место действия и персонажи, два - другое. Он идет от начала к концу прыжками, и теряет пассажиров, так как в конце я запутался и не понял, а какой смысл? В том что умершие рядом?
3. Герои. Их слишком много. Даже главная героиня так и не раскрылась полностью. Она видит мертвых, злится, радуется, но делает это как будто на автомате. Только ближе к концу оживает немного.
4.Конфликт. Хм.. Дед ее кинул? Я не нашел его. Разве что конфликт человека самого с собой. У нее неплохая жизнь, любящий муж, дети, но Женя слишком сильно держится за старое и не отпускает это.
5. Ошибки и ляпы. Потеря связи огурцов и мистики к концу истории. Из за подачи штрихами часть деталей была упущена и я потерялся в конце...
История рассчитана на тонкую аудиторию и я честно следил за развитием, ждал развязки, концовки откровения, или прекрасного отыгрыша замечательного названия! Огурцы и мистика, они ведь шли с самого начала, чередуясь между собой а в конце этот тандем рассыпался, да так сто мне не вышло его нащупать даже перечитав текст.
Последнее предложение классно ставит точку в рассказе и даже вызывает отклик, но очень слабый. Из-за большого количества героев, из за потери связи мистики и огурцов, или из за скудности моих литературных способностей, но я ставлю 6.
Осталось довольно рваное впечатление, я бы сравнила ваш рассказ с неспешным разглядыванием старых фотографий. Как читателю, втянуться в историю этой семьи мне не удалось. Для меня текст так и остался набором не вполне четких образов. Да, в чем-то уютных, с попыткой тронуть самое сокровенное - семья, тоска по ушедшим близким, легкая нотка мистики. Но как-то все поверхностно, узнаваемые образы, чувства без глубины, легко предугадать и события, и поведение героев. Нет ни интриги, ни какой-то четкой цели. А в чем идея? Что мы все, как побеги, растущие от корня, являемся продолжением своих предков? Ну, в таком ключе это довольно спорно. Далеко не всегда призраки родных могут быть такими доброжелательными, а налет обреченности, что нам никогда не разорвать семейные узы, наводит на грустные мысли. Не могу согласиться, что от истории остается впечатление уюта и тепла. Скорее - тоски. Почему Женя так нуждается в уже ушедших родных, не отпускает их и не дает им покоя? Ведь жизнь продолжается, дети растут, разве не тянет это все ее в прошлое, разве в этом нужно черпать силы? Образ мужа вышел бледной тенью по сравнению с тем значением, которое ваша героиня придает деду и отцу. А упоминанием, что ее легче ценить в дорогой обстановке еще больше обесценивает реальность, намекая на едва ли хорошие семейные отношения. Может ей развестись? Попытаться найти счастье тогда, заняться работой, к примеру? Хотя возможно, в этой истории есть что-то личное от вас, и это некая рефлексия над прошлым имеет настоящую подоснову. В таком случае, простите, я не хотела вас ранить.
Технические моменты. Возьмем первую часть вашего рассказа. Несколько довольно коротких абзацев. Малышка, которой Женя предлагает понюхать огурец. Упоминается дедушка, и в следующей части он уже при смерти. Огурец летит в миску к авокадо - у них на огороде растет авокадо?? Через абзац - Женя пересаживает ребенка с пола в манеж. Где это все происходит и в каком промежутке времени? Короткий фрагмент и едва связанные между собой локации, не говоря о том, как легко запутаться даже в трех персонажах -кто они друг другу. Малышка, ребенок, может быть у нее имя есть и какие-то характерные черты? Ни у кого нет внешних данных или чего-то запоминающегося. Герои, как призраки - что мертвые, что живые. Дальше все в том же ключе - вы скачете по локациям, как захочется, не задумываясь о читателе и связности сюжета. Вытягивает все это простота истории, где додумывать приходит едва-едва, но это, увы, не вкусные детали, а элементарная достройка логических цепочек. Кому как, мне такое скучно. О стиле - могу отметить его грамотность и правильное построение предложений, без литературных приемов или ярких метафор. Чем-то напоминает переводной текст: подлежащее, сказуемое, уточняющие детали. Довольное сухое повествование. Читаемо, но это не тот случай, когда проглатываешь текст, не замечая объема. Мне кажется, стоит как-то нарушить столь медленный и размеренный темп, где-то добавить динамики, где-то попытаться написать эмоциональную сцену. Почему Дебюсси 75-я сюита? И сплевывание попки огурца?)))) Как это характеризует Женю, она любит музыку, знает классику, нужна хоть какая-то подводка к такой конкретике)
Успехов вам! Оценка 6.
Вы выбрали очень душещипательную тему. У кого из нас не умерло близких людей? Кто из нас не надеется, что наши близкие с нами рядом. Даже если не охраняют от бед, даже если просто так. К вашей чести могу сказать, что в слезодавилку в купе со слепой девочкой и аднаногой собачкой вы не скатились.
Хотя, конечно, семья, где ушла молодая женщина - сестра, еще не старый мужчина - отец, а теперь собрался в путь дедушка - это уже немного перебор.
Так же как другие читатели отмечу - Женя живет в идеальных условиях. Может поэтому она так страдает по ушедшим - больше ей страдать не по ком. Жалко, что она не съездила попрощаться с дедушкой; пусть он ничего не слышит и не видит - это нужно живым прежде всего.
А встречи с ушедшими - это такой распространенный сюжет. Вы добавили в него новизны, но не очень много. Хотя настроение чувствуется, что очень хорошо.
Впечатление от рассказа: тихая теплая осень в раю.
тапки:
"Чтобы Миша или его семья съели что-то из этой тарелки, огурцы должны быть битыми, помидоры – вялеными, а авокадо – спрятанным в гуакамоле. Кажется, Женю тоже приятней любить, если красиво одеть, поместить в московскую квартиру и занять утончённой беседой..." а потом почти сразу: "Почему ты меня оставил?" - у меня сразу возникла ассоциация, что Миша бросил Женю три года назад и она до сих пор об этом страдает. Потом была очень удивлена, что Миша на месте и прекраснейший муж.
От меня 7.
Вам уже сказали, что написан ваш рассказ хорошим языком, его приятно читать. Мелкие детали создают настроение, он немного грустный и очень неторопливый. Идея рождения ребенка одновременно со смертью дорогого человека - не новая, но всегда трогает читателей, потому что и смерть, и рождение в семье мало кого оставляют равнодушными.
Есть вещи, которые мне не понравились.
Цитата: В литературе не пишут "вы" с большой буквы, если только вы не вставили в текст письмо. "Вы" уместно только в переписке с вышестоящими людьми.
Теперь по сути. Как вам уже сказали, конфликта нет. Когда героиня заплакала "Почему ты меня оставил? Почему вы все меня оставляете?", я подумала, что она должна быть очень одинокой, она сама противостоит миру. Но оказывается, она удачно замужем, у нее любящая мама, нет никаких видимых проблем. И кроме того, она еще и имеет возможность говорить с ушедшими родственниками, а это ведь чудо! То есть она точно знает, что смерть - это не конец, что она всех еще увидит. Конечно, она может грустить, но вряд ли будет в отчаянии.
Не очень понятна роль призраков.
Цитата: Души могут вмешиваться, чтобы закончить дела? Или просто наблюдают? Как они могут присмотреть за родителями? И в итоге папа героини не ушел, значит, правило не сработало.
Цитата: самое ужасное решение, которое может принять родитель или дедушка, в данном случае. Как будто он хочет, чтобы малыш прожил идеальную жизнь за него. А как же свобода выбора?
Но в целом мне рассказ понравился, поставлю 7 баллов.
Единственное, что смутило, это слабая связь с темой конкурса. Немного не хватает конфликта.
Сразу скажу, вот есть вещи в современной литературе, с которыми у меня совсем не сложилась. Первое - это бытовая проза (это вот про всяких там Женей, которые с колясками гуляют по паркам), и второе - переиспользование темы смерти.
Поэтому, прежде чем перейти к полному разносу рассказа из ядерной пушки я смажу горечь вещами, которыми мне понравились.
1. Идея
До последнего считал, что это будет бытовая бытовуха, а метаморфоза отношений будет между Женей и, не знаю, соседом дядей Васей.
Но нет. Здесь мы имеем небольшой фант допущение, которые привносит в жизнь ГГ некоторую, так скажем, драму. Я не слишком понял открывающую сцену с огурцами, которая по всей видимости является неким таким общением с огуречным прадедом. И в том контексте + аллюзии на корни и побеги это может и выглядит цельно. Так как я не особый читатель этого жанра, не могу судить о том, как много автор вложил в текст. Но лично мне показалось, что очень даже достаточно.
По итогу то что: Идея есть. Она достаточно крепка, автор правда постарался. Относится ли она как-нибудь к теме конкурса? Если и да, то не слишком явно.
2. Повествование
Что автор точно умеет делать, это передавать настроение и факты через окружение и диалоги. Вместо того чтобы дотошно рассказывать мне о том, как устроено перерождение, посмертие и прочее, это подается через некие штрихи, упоминания, разговоры, сцены. "Он еще не с нами", достаточно точная фраза, которая довольно много сразу раскрывает о лоре посмертия. И таких вещей очень много, как мне кажется, именно такие вещи в конечном счете отделают опытных авторов от начинающих. Когда ты рассказываешь какие-то вещи не напрямую, а десятком разных способов.
Короткие сцены, на первый взгляд кажутся бессмысленными, но перечитав их по второму разу я не мог не отметить, какими жизненными они являются. А я, еще раз, терпеть не могу такое чтиво :') Но промежуток жизни Жени, показанный через череду довольно незаурядных разговоров все равно умудряется рассказать историю. Это хорошо. Тут целые годы проходят, сменяются поколения и выходит простая история, без хаоса смерти, как в What Remains of Edith Finch, но все еще имеющая некий смысл. Структуру, если можно так выразиться. Вот кто-то ушел насовсем, но кто-то появился. И они связаны. Вот вроде и не очень уж и сложная мысль, но она все равно хорошо вплетена в историю.
3. Эмоциональность главной героини
Тоже хорошо. Она грустит и улыбается, нежно прижимает малышей и плачет, а потом прячет слёзы. Чувствуется какая-то зрелость в этом всем. (Хотя мне тоже такое не нравится, я все таки за вечное детство и эскапизм до последнего вздоха).
Ну что, вроде с положительными вещами разобрались, теперь можно приступить к жесткой критике.
Я пошутил.
Хороший рассказ, который с натяжкой, конечно, можно засунуть на этот конкурс (по моему мнению). Кажется, он не был написан специально для конкурса. А еще он не то, чтобы развлекает, но я готов ему это простить.
Моя оценка 10, потому что могу себе представить людей, которым это нравится. Ну и автор явно не новичок, знает о чем писать и как. Не одобряю, но не могу себе позволить низко оценить.
RSS лента комментариев этой записи