Всего произведений – 5070
Духи
ДУХИ
Стоит тебе толкнуть тяжёлую дверь Венского университета, как ветер бросает в лицо горсть пожухлых листьев. Такой декабрь: промозглый, дождливый; снег выпадает через пять дней на шестой и тут же опасливо жмётся к обочинам. Темнеет рано, а люди заворачиваются в плащи и пальто всех оттенков серого, словно зимой им запрещают носить яркие вещи.
И всё же в декабре тебе здесь особенно хорошо. Уютно и безопасно, как будто ты игрушка, подвешенная на ёлку, — стеклянная и хрупкая, не боишься соскользнуть в ватный сугроб. Ты знаешь: золотые нити гирлянд, поймавшие город в крепкие сети, не дадут тебе упасть, а запахи рождественских рынков не позволят забыть, что ты далеко от дома и прежней жизни. На венских рынках разливают глювайн, жарят тирольский грёстль из картошки с беконом и продают душистое мыло, домашний мёд и милые безделушки. Идиллия.
Двери университета закрываются за твоей спиной. Рабочий день закончен — наступает рабочий вечер. Ты спускаешься по лестнице; отполированный камень мягко ложится под ноги. Сегодня у тебя два клиента, и первая встреча назначена у ратуши. Это за углом, и ты идёшь неспешно, впитывая в себя рождественские краски.
Рубиновый, золотой, сапфировый — благородные цвета твоего венского Рождества. Оттенками красного подсвечены деревья в парке. Золотом переливается здание ратуши с пятью ажурными башенками, палаточки рождественского рынка и гирлянды. Огромная ель, тоже вся в огоньках, распушилась в центральном проходе. А над ней — небо, глубокая синева с лазурными всполохами. Ты едва не поскальзываешься на заледеневшей дорожке, засмотревшись вверх.
Покупаешь ароматный апельсиновый пунш и удаляешься от толпы под дырявый полог голых парковых деревьев; сжимаешь чашку крепко, чтобы не расплескать. Вынимаешь из куртки телефон и перечитываешь историю Галины. Готовишься к встрече.
Свёкор Галины, Григорий, умер этим летом. Жизнь длиной в девяносто три года… Неужели можно что-то не успеть за такой срок? Ты проглядываешь сообщение и строишь догадки, почему дух Григория задержался на этой земле и теперь является родственникам. Если Галина, конечно, не врёт, — хотя сообщение кажется искренним. За годы практики ты научилась видеть ложь между строк.
На улице морозно, но тебя греет мысль, что сегодня, если повезёт, ещё две души смогут донести до близких свои послания. И тогда они двинутся дальше… что бы это ни означало. Ты не веришь в рай, не веришь в реинкарнацию. Однако точно знаешь, что с каждой освободившейся душой мир становится счастливее.
— Мария, это вы? — Дрожащий голос за спиной.
Ты оборачиваешься. Галине за пятьдесят, она закутана в ослепительно яркий павлопосадский платок поверх чёрного пуховика до пят. Пока ты рассматриваешь клиентку, она крестится и неслышно шевелит губами, не отрывая от тебя взволнованного взгляда.
— Отпевали? — предполагаешь ты. Галина сначала теряется, но быстро соображает, о чём речь. Глаза лихорадочно блестят в свете гирлянд.
— Всё делали! Службу заказывали. Да и теперь: свечки ставим, молимся, поди, пять раз на дню… А то проснёшься в страхе — и он стоит! Как тут не помолиться, после такого-то? Ой, грех…
— Да какой там грех. Сейчас всё узнаем.
Тебе уже не терпится.
Вы с Галиной пристраиваетесь на скамейке в стороне от рождественской суматохи. В парке сейчас тихо, а главное — пусто, потому что ты по опыту знаешь: неудобных вопросов от прохожих лучше избегать. Скамейка покрыта хрупкой корочкой льда. Ноги в джинсах тут же коченеют, и ты немного завидуешь нелепому пуховику женщины. Вынимаешь из сумки карандаш и блокнот с отрывными листочками. Галина прижимает руки к щекам. Переживает…
Ты фокусируешься на её лице, стараясь заглянуть как можно дальше. Глаза — зеркало души. У Галины глаза мелкие, как мартовские лужицы, и ты быстро нащупываешь дно. Это первое время тебе было трудно, а сейчас кажется, что нет ничего естественней.
Звуки глохнут, картинка смазывается, и ты ничего больше не чувствуешь.
В тебе рождаются слова. До сих пор неизвестно, откуда они берутся: буква за буквой, слова появляются, как будто кто-то выжигает их у тебя на сетчатке. Озябшая рука слепо выводит закорючки. Ты можешь писать на любом языке — это совершенно неважно, ведь это не твои слова. И почерк тоже не твой.
Карандаш строчит по бумаге…
Ты блуждаешь в кривом лабиринте чужого сознания, тыкаешься в закрытые двери. А потом — р-раз! — и лабиринт выплёвывает тебя в небо над Веной. Смотришь с высоты на ажурное хитросплетение ветвей, под которым вы укрылись с Галиной. Твоё тело всё ещё там, но сейчас оно — его руки, его глаза — тебе не принадлежит. Это ничего… Страшно только в первый раз. А потом разве что любопытно — и немного грустно, конечно. Таковы издержки ремесла.
Когда ты приходишь в себя, Галина плачет, уткнувшись в платок. Верующие женщины всегда бурно реагируют; это подростков нынче ничем не удивить. Ты смотришь на исчёрканный лист. Дух Григория негодует, щедро сдабривая послание восклицательными знаками: «…окрестили Димитрием, я Гришей стал уже после… путаница в бумагах!!!…»
— Отпели мы не того, значится… — шепчет Галина. Видно, что ей хочется дотронуться до письма покойника, но страшно.
— Возьмите, — ты вырываешь листок из блокнота. — Вам ничего не будет, правда. Я же не ведьма какая-нибудь.
— Да вы что, милая, вы — ангел! И такая молоденькая… Да у вас дар, настоящий дар, вот так разговаривать с умершими! — причитает Галина.
— Я вовсе не разговариваю…
— Всё равно, дай вам Бог здоровья. — Галина торопливо прячет послание в сумочку и суёт тебе деньги в бумажном конверте с котиком. Пожимает твои ледяные руки и прощается.
Когда мы понимаем, что жизнь конечна, она сразу становится более значимой.
Ты улыбаешься.
Миновав парк, выходишь на кольцо. На другой стороне бульвара приветливо пузырится огнями театр, но ты идёшь дальше — мимо здания парламента, на площадь Героев. Оливер Бернер сказал, что будет ждать тебя у статуи «мужика на коне»: вероятно, он имел в виду скульптуру принца Савойского. За последний год Бернер обращался к тебе уже дважды; духи так и липнут к нему, и не всегда то, что они хотят передать, — это слова благодарности.
— До смерти заледенеешь, пока вас дождёшься, Мария! Оцените каламбур, — Бернер говорит на местном диалекте и то тянет, то проглатывает слова, будто специально усложняет тебе задачу. С ним неприятно иметь дело, но зато он щедро доплачивает за свой противный характер. — Ваш парфюм чую за километр, а вы, я смотрю, не торопитесь.
Снова читаешь между строк: Бернер взвинчен, но ему нравятся твои духи, иначе бы он их не упомянул.
— Кто на этот раз? — спрашиваешь ты.
— Нужно, чтобы вы кое-кого нашли для меня, Мария.
Мужчина прячет глаза, приглаживает седые виски, медлит… Необычно. Наверное, конкурент по бизнесу? Или любовница, как в прошлый раз?
Но он тебя удивляет.
— Мой пёс, — бросает Бернер и искоса следит за твоей реакцией. — Мой… Арчи.
У тебя сжимается сердце.
— Я… нет, я не могу…
Бернер хмурится и трёт лоб, словно надеется согнать с него росчерки морщин.
— Деньги не проблема!
— Дело не в деньгах. Просто… вы же знаете, как я работаю…
Он молчит. Ты глубоко вдыхаешь и готовишься прыгать в пучину. Боишься, что тебя утянет на дно, но не можешь иначе.
— Собаки не умеют говорить, господин Бернер.
И тогда он понимает. Наверняка жалеет, что не подумал об этом раньше и позволил себе надеяться. Его глаза гаснут, и тебе кажется, будто все гирлянды на площади погасли разом.
— Вы не сможете записать, — бормочет мужчина. — Вот проклятие!
— Мы не можем их вернуть, даже на мгновение… Нет такого способа. Мне очень жаль…
— Жаль?! Да что вы понимаете! Это всё не то, это… — Бернер морщится, отворачивается и утирает нос. Не договаривает.
Хотя он об этом не просил, ты провожаешь его до метро и смотришь, как сутулая спина теряется в толпе. Его скорбь заразительна. Опасна, ядовита!
Ты заставляешь себя отвернуться, перестать искать выбеленные временем виски поверх тёмных курток — и упираешься взглядом в церковь Миноритов. Типичная для Вены готическая церковь, её ещё называют «Марии в снегах». Какое счастье, что сегодня снега здесь нет. Это самое ценное в венской зиме.
Тебя трясёт, и нужно присесть или хотя бы облокотиться о столб, чтобы не упасть. В голове всплывает брошенное Бернером в сердцах: «Проклятие». В самом деле, твой дар — не что иное, как проклятие. Иначе почему ты не можешь отдать духам своё зрение, свой голос, всю себя? Почему в твоём распоряжении лишь жалкие буквы и сухие строчки?! Чёртов летописец потустороннего мира!
Сжимаешь зубы так, что ломит челюсть. С трудом попадая дрожащими пальцами по экрану, открываешь в телефоне папку. Папка запаролена, и ты долго ищешь в сумке кошелёк, а в нём — бумажку с тридцатизначным кодом. Запрятала, как кощееву смерть. Терапевт сказал, что так будет лучше.
В папке — фотографии. Впиваешься глазами в смазанные любительские снимки, листаешь судорожно и быстро. Ты помнишь всё, словно это было вчера. Жаль, что память, в отличие от папки, нельзя запаролить или повесить на неё швейцарский замок, выкинув ключ. В груди колет и режет, но ты терпишь и листаешь дальше: первый смех, первый зуб, первое путешествие… А вот и чёрная дыра детской могилы среди бесчувственных, холодных сугробов за тысячи километров отсюда. Казалось, хищный чёрный крест воткнули прямо в твоё сердце. И снова.
И снова.
В прошлой жизни ты распечатывала эти фотографии и развешивала их на стенах. От тебя отвернулись все: и редкие друзья, и коллеги; так бывает, когда ненавидишь сам себя. Именно тогда, замкнувшись в глухом одиночестве, ты и начала видеть буквы и складывать их в слова. Буквы загорались в тебе внезапно — вспыхивали, будто салют в новогоднюю ночь, и немедленно просились на бумагу. Своё первое послание ты записала на оборотной стороне одной из фотографий сына.
Ты думала, что сходишь с ума, пока пожилая австрийка с таким же «даром» не нашла тебя на форуме и не пригласила в Вену. Верена подтянула твой немецкий вместе с навыками выживания. Рассказала, как работать с духами так, чтобы не хотелось стать одним из них.
Призраки приходят к людям по ночам, отражаются в зеркалах. Возвращаются к любимым, чтобы утешить, простить, извиниться. Заявляются даже к мимолётным знакомым. И ты записываешь за ними — но как быть с теми, кто не может сказать?..
Ты не простилась с собственным ребёнком.
Проклятие!..
Выдыхаешь, и телефон падает из рук. Ударяется о мягкое джинсовое колено, летит в кипу листьев, замолкает. Погасший экран отражает золото гирлянд.
— Зачем вы так с техникой? — знакомый голос тянет гласные, и чёрный рукав пальто ныряет тебе под ноги, прежде чем ты успеваешь вытереть лицо.
Бернер хмурится, протягивая почивший телефон вместе с гладкой купюрой.
— За что?.. — бормочешь ты. Голос хриплый, дрожит на ветру, разбивается о холодную мостовую.
— Забыл, что не заплатил. Да-да, Мария, я заказал услугу, потратил ваше время. Вы не виноваты в том, что сегодня не выгорело. Берите уже! — не особенно церемонясь, он тычет тебе деньгами прямо в бок.
Вы снова идёте к метро, снова вместе. Бернер всё видит, но молчит. Лишь когда ты уже думаешь, что сейчас вы расстанетесь, — он шагнёт на эскалатор, а ты вернёшься на залитые рождественским золотом улицы, — мужчина хлопает тебя по плечу.
— Вы тоже кого-то потеряли, Мария? — бросает Бернер.
Едва устояв на месте, поднимаешь глаза. У Бернера глубокий взгляд — хищный, умный, одинокий. Никаких приведений вокруг него на этот раз. Ни души.
Киваешь и шепчешь:
— Котёнка…
Спотыкаешься, жалея, что под рукой больше нет горячей чашки с пуншем. Слова просятся наружу и царапают горло:
— Котёнка не хотите взять, господин Бернер? У моих соседей родились на прошлой неделе.
— Что за чушь, Мария?
Он ворчит, ещё не готовый признать, что твоя идея — первая капля утешения в бочке забродившей печали. Но ты-то знаешь: всё проходит, даже самая тёмная снежная ночь. Главное сделать маленький шаг, а за ним ещё один, и ещё. Главное не молчать, не давить в себе, не стоять столбом посреди пустыни одиночества.
Когда духи приходят к тебе и оставляют свои послания, они чаще всего жалеют о несделанном и невысказанном.
— Только если вы тоже возьмёте себе кота, Мария.
Кота… Почему бы и нет? Пришло время сделать следующий шаг — и вот уже Бернер полушутя выдумывает дурацкие клички для ваших питомцев. Не такой уж он и противный, всё-таки.
Ты едешь домой, накинув капюшон и прислонившись к холодному стеклу. Пытаешься читать книгу, но то и дело проваливаешься в сон. Двери трамвая хрустят за спиной, и мимо тебя снуют люди. Они приносят с собой запах улицы с привкусом сырости и рождественской выпечки. Женский голос дружелюбно перечисляет остановки: Санкт Маркс, Молиторгассе… Ты не слушаешь.
Просыпаешься, когда объявляют станцию метро, и вздрагиваешь, ощущая рядом с собой чужое присутствие. Пока ты спала, к тебе подсел мужчина. На шее — ярко-красный шарф, совсем не подходящий к синему пальто. Мужчина занимает много места: на коленях у него ребёнок в небесном комбинезоне, и ты поспешно отводишь взгляд. В такие дни, как этот, тебе больно видеть маленьких детей.
— Девушка, вы русская? — мужчина указывает на книгу на твоих коленях. — Простите, что я вас отвлекаю.
Он говорит очень хорошо, хоть и с акцентом. Из вежливости ты поворачиваешься к нему и ребёнку. Мальчик уставился на тебя во все глаза.
— Ваши духи такие вкусные. У них запах… — мужчина не может подобрать слово.
— Новогодний, — подсказываешь ты. Думаешь, не слишком ли сильно надушилась сегодня утром, раз все спрашивают.
— Максимилиан нюхал и сразу хотел сидеть на этом месте, — смеётся мужчина и поправляет шапочку на малыше.
Ты смотришь на ребёнка секунду, две, три и едва сдерживаешься, чтобы не коснуться разрумянившейся на морозе щёчки. Мужчина приглашает тебя куда-то — кажется, на рождественскую карусель, — ты рассеянно слушаешь, краснеешь и соглашаешься. Улыбаешься его милым русским шуткам. Даёшь номер телефона. Мужчина записывает одной рукой, пока его сын тянется к твоему лицу.
Синие глаза годовалого малыша — в центре твоего внимания. Почему они кажутся такими знакомыми? Проваливаешься всё дальше; у этих глаз вовсе нет дна. Звуки привычно глохнут, и картинка дрожит и смазывается. По привычке ты лезешь в сумку за карандашом и успеваешь подумать: «Как же так, как мне записать твои слова, если ты не можешь…». Но это лишнее.
Впервые ты всё понимаешь без слов:
Я тоже люблю тебя, мама.
Комментарии
Рассказ был написан год назад, и мне правда неловко, что кому-то он показался слезодавилкой и спекуляцией на чувствах. Значит ли это, что о такой боли писать нельзя? А если это необходимо автору? Рассказ написан из той точки, в которой я не хотела бы оказаться снова (и нет, речь не о потере ребёнка, но есть и другие печали и тревоги). Вся последующая его судьба - случайность. Возможно, он откликнулся многим, потому что в первую очередь он был нужен мне.
Прошу прощения у тех, кого рассказ задел и оскорбил своей темой... Как правильно угадала Умка, "автор не задумывался об этом, когда писал".
но у меня вопрос. почему от 2го лица? меня, как автора интересует этот вопрос, я в нем пока не разобралась. какого эффекта хотелось добиться? более лично, чем 3е, но более отстраненно, чем 1е? вы часто пишите от 2го? мне интересно, т.к. я никогда не писала и даже не смотрела в эту сторону. по-моему, у вас срабатывает. удачи во всем!
Второе лицо вышло случайно, наверное, интуитивно. Это был мой первый опыт, и он мне понравился, хотя такой формат подходит не каждому рассказу. Я с тех пор пыталась повторить, но не ложилось. Впрочем, редко пишу рассказы, а выдержать во втором лице всю книгу... Боюсь, не выдержит читатель
В данном случае хотелось быть рядом с героиней, беседовать с ней, а не наблюдать её глазами или следить со стороны. А потом я написала последнюю строчку (в первом лице), и возник дополнительный смысл. Что если это дух ребёнка обращается к ней, следит за ней всю дорогу, как ангел-хранитель? Мне хочется это как-то так интерпретировать, если честно)
интересный прием, и по-моему вам удалось — именно в этом рассказе, во 2м лице, отлично прям!
и еще хотела сказать, я люблю Вену, и в парке у ратуши тоже сидела — там именно такие деревья, как кружево! вот почему-то именно там, в Вене у ратуши, магическое место..
желаю вам волшебной литературной карьеры!
Но мне понравился язык, понравилась сама идея. Хоть сюжет дан пунктиром и главная героиня выглядит немного "картонной", в целом получилась интересная новогодняя зарисовка.
Для меня несколько скомканная.
Моя оценка 7
Тут, как я понимаю, особый рассказ - Рождественский. Хотя здесь Автор, я думаю осознанно, отказался от религиозной составляющей праздника, оставив лишь светскую.(Часто такие тексты пишут для журналов и газет на заказ. Этим промышлял ради заработка молодой журналист Чехонте. Видела один такой. Уверяю вас, он, в отличие от этого текста, просто полон слепых девочек и аднаногих собачек). Именно поэтому в рассказе вокруг царит праздничное настроением когда ты чувствуешь себя "уютно и безопасно, как будто ты игрушка, подвешенная на ёлку" и неосознанно или осознанно ждешь чуда. Именно поэтому Автор описывает (очень умело, кстати), предрождественскую Вену с ее запахами, красками, звуками. Этим проникаешься, настраиваешься, так сказать. Потом идет встреча с первой клиенткой, где собственно объясняется дар главной героини, потом с клиентом, где мы понимаем, что с тем с "той" стороны, кто не пишет, общаться не получается. И здесь уже начинает наступать чудо. Неприятный клиент оказывается вдруг милым человеком, а героиня соглашается завести котенка. Ну и в конце уже собственно чудо - с помощью живого малыша удалось дотянуться до своего мертвого ребенка. Ну и, как во всяком Рождественском рассказе, появляется надежда. Может быть этот другой малыш и его папа - надежда на светлое будущее для героини. А розовых соплей здесь нет именно потому, что героиня - сильный человек, способный со многим справиться и многое пережить.
Мне текст безоговорочно понравился. Автор - профессионал своего дела. Атмосфера, стиль, сюжет - все на месте.
Оценку я тоже не буду ставить, все же смерть ребенка - слишком сильный элемент воздействия на читателя. В этом плане рассказ получился несколько "читерский". Хотя, я думаю, Автор об этом не задумывался, когда писал.
Сам рассказ - он о том, что за гранью. Я про страдания матери, про такого рода переживания.
Получилось у Вас хорошо. Отклики независтливых читателей тому подтверждение.
Моя оценка была бы тоже не ниже восьмерки, но я не собираюсь оценивать Вашу работу. Потому что , повторюсь, она о том, что за гранью. Тема слишком страшная, болезненная. Потому страшно за такой текст получать что-то: деньги ли, баллы, оценки. По этой причине работа для мне лично будто внеконкурсная. Нельзя с таким выигрывать. Главная победа здесь - комментарии, отклики, чьи-то слезы.
Это главное.
Такое вот имхо.
Ибо что тут реально есть? Две встречи, две просьбы клиентов. Вторая немного глупа сама по себе (хотя, может, потому, что я не люблю животных, первая - с глупой развязкой (не того отпели? что?).
Дальше автор немного показывает развитие отношений с Бернером, но это не трогает, поскольку мы не знаем Бернера. "Не такой уж он и противный, всё-таки." - но он и не был показан противным. Это явно намёк на что-то за кадром, но за кадром меня не интересует.
Встреча с Максимилианом - вообще ни к селу ни к городу. Это сработало бы в большом рассказе, где была бы более глубоко раскрыта героиня, где было бы показано её одиночество. А в миниатюре это вообще не нужно.
Реально у меня сложилось впечатление, что это кусок более широкого мира, где эти герои жили до меня, но мне их не представили. Это как читать трилогию со второго тома. Вроде все понятно, но сопереживания не возникает.
Оценка - 6 баллов.
Грустная и поэтичная история, в которой столько любви и надежды, что невозможно сдержать слезы...
А язык!
Прекрасный, образный, чарующий.
Заканчиваю комментировать, потому что хочу прочесть рассказ ещё раз ❤️
Оценка - 10 баллов !!!!!!!!!!!
Понравился ход автора написать от второго лица, обращаясь не к читателю, а к герою. Это бывает редко, для данного текста – весьма уместно.
Язык очень поэтичен, лиричен.
Очень интересная героиня. Она говорит с призраками, вселяясь в их сознание. Автору удалось показать, что она при этом чувствует, это ощутимо и для читателя.
Понравился финал, всё расставил по местам.
Очень женский рассказ в хорошем смысле слова, то есть рассказ, который особенно понятен женщинам, испытавшим материнство.
Моя оценка 10
Оценка 8
Такой интересный микс сумрака и света, ярких новогодних и рождественских описаний,с пуншем, гирляндами. Боль потери и невозможности связаться с любимым. И первый шаг к чему-то новому - коты, даже разговор о них все изменил. (вот волшебники)
И эта фараза финальная - до дрожи.
Спасибо за эмоции.
Плюс стиль необычный, он тебя погружает как в 3Д и ты как в иммерсивном театре побывал, ты сам был этой героиней, это ты шел и все видел, слышал. Класс!
10
Хороша Вена, хотя её и многовато, на мой взгляд. Чтобы передать атмосферу, не обязательно перечислять географические наименования. А атмосфера и Вены, и промозглого Рождества передана отлично. Автор хорошо владеет словом.
Несуразно на венской улице выглядит только тётенька в павловопосадском платке с говорком "поди ж ты". Прямо как шаблон о русских из голливудских фильмов.
Оценка - 8.
Автору удалось найти ту тему и те самые слова, которые вызывают сильный эмоциональный отклик. Автор прекрасно владеет средствами выразительности и с помощью нетривиальных сравнений, олицетворений, метафор: "как будто ты игрушка, подвешенная на ёлку, — стеклянная и хрупкая, не боишься соскользнуть в ватный сугроб" , погружает читателя в атмосферу рождества. Есть хорошее высказывание: "не нужно рассказывать, нужно показывать". Автору это несомненно удается, рассказ кинематографичен, читаешь, и живые картинки рисуются в голове.
Автор умело вплетает в текс повествование от второго лица, тем самым делая его оригинальным, отличающимся от большинства.
Ещё раз спасибо за прекрасный рассказ и удачи в творчестве.
Оценка:10
Желаю успеха!
Оценка: 9 из 10
И вообще он по своему красив, поэтичен. Но воспринимается скорее как зарисовка, сюжета мне почему-то на полноценный рассказ не хватает.
Да, он больше для настроения, романтично-грустного . Вена, снег, праздник, все страдают, но по-хорошему.
При этом написано хорошо, атмосфера действительно формируется.
Что меня напрягало: все эти "ты-ты-ты". К кому это обращение? представлять себя на месте героини это не помогает. И впечатление от этого, что она сама с собой разваривает.
Оценка 6.
Духи или духИ? Небесные тайны или понятные земные радости? Героиня, нет Ты, читатель, мечешься между даром, воспоминаниями и простым доступным счастьем.
Спасибо автору за этот потрясающий эксперимент - дать возможность оказаться в сердцевине. Отдельное спасибо за плавность, красоту и богатство слога.
Ставлю 10 в поддержку новаторства и творческого поиска!
Надеюсь, это поправимо.
С уважением, модератор
Оценка за рассказ - 8 баллов
Тема рассказа хватает за самое сердце, не может оставить равнодушной. Вместе с тем, автору удается пройти по тонкой грани и не скатиться в "слезодавилку", остаться в рамках хорошего вкуса.
Восхитительный образ рождественской Вены, продуманные до мелочей образы персонажей - абсолютно живые в отсутствие излишней описательности.
Рассказ вызывает неподдельные эмоции, ловила себя на том, что то слезы наворачиваются, то возникает сама собой улыбка.
В общем, чистый восторг и щемящее, горько-сладкое удовольствие от прочтения.
От всей души спасибо автору!
10 баллов
RSS лента комментариев этой записи