Синий Сайт
Всего на линии: 497
Гостей: 498
Пользователей онлайн: 0

Пользователи онлайн
Никого онлайн нет!

Последние 3 пользователя
dampruffian58
ANYONE
Iori_hinata

Сегодня родились
_Куро_ Сова Соня Рокки Дервуаль nowenola Триоль

Всего произведений – 5076

 

Портрет Мужской Дружбы

  Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Кайсар Шаман
Проза
Мой родитель
Реализм
G
12
О дружбе
закончен
Синий сайт


  

Портрет Мужской Дружбы

  

Эту фотографию помню с детства. Она висела у окна, в зале. Маленькая, под стеклом, в старинной рамочке, с ажурной каёмочкой в позолоте. В том углу, где стоял телевизор, сначала небольшой черно-белый „Рекорд – 6”, а потом и все остальные, сменяемые течением жизни.

На снимке мой отец и его друг в молодые годы.

Никогда толком, я не спрашивал его, об этой фотографии. Было и так ясно, что он с другом и они молоды. И она для меня была предметом обстановки, не несущей в себе большей информации.

Взялся я, в последнее время, за оцифровывание семейных фотоснимков, из мгновений потока реальности, предваряющего моё явление, в моё время, то есть за родительские фотографии.

Уж двадцать лет, как нет отца, в этом бренном мире, а мне пятый десяток за половинку перевалил и предо мной вновь, из небытия, выудился сей Портрет Мужской Дружбы.

И вот, вынимая из рамки фотокарточку, я с радостным удивлением вижу, что она подписана, другом отца, фиолетовыми чернилами, и как-то даже ожидаемо, на русском языке  – „На добрую и вечную память другу Байходжаеву” – это заглавие подчеркнуто! и дальше – „Абдулла Ты, если забудешь меня то загляни в эту карточку где мы сняты с Тобой и вспомнишь Ты своего друга, Которы не жалел для Тебя своей жизни. Твой. тов. Серга.иев Искандар”. Пропущенная мной, буква в фамилии, так и не распознана, и остаётся не ясным „л” там или „з”, интуитивно напрашивающиеся.

В верхнем правом углу, черными чернилами, рукой моего отца, написано – „Это было 1933 году гор. Самарканде”. Смею думать, что это уточнение, дописано намного позже.

Из подписи Искандара, мне очевидно, что подчеркнутые первые слова выражают глубину привязанности, а все упоминания и обращения к другу, написаные Заглавными буквами, – уважение и почтение. Суть его верности другу, определена мной, в слове „Твой.” А слова ”… своего друга, Которы не жалел для Тебя своей жизни…” раскрыли мне силу чувства дружбы, любви, исходящего из его Сущности к Сущности моего отца.

Прежде чем продолжить, о чувствах и понимании, охватившие меня, после пристального созерцания этого Портрета, выписанного самой жизнью, вынужден сделать отступление.

Когда отец покинул этот мир – первое, что осознал, было то, как же мало я спросил его о жизни, которую он прожил и, как много, я потерял, не сделав этого. О его жизненном пути мне известно только из его отрывочных рассказов и со слов близких родственников.

Сейчас мне дороги истории и слова об отце, из уст знавших его людей. А таких всё меньше и меньше.

Судьба или жизнь отца, довольно удивительна.

Родился, за четыре года до Октябрьской Революции, в семье главы казахского рода Рамадан(одной из её ветвей) в низовьях реки Сырдарьи, на одной из стоянок, как положено, в юрте кочевника.

Мой дед, в отличии от отца, который статью вышел в свою мать, был человеком высоким и крупным. Скупы мои сведения о нём, но известно, что будучи старейшиной рода, целых двадцать лет – с 1910 года по 1930 год, в очень сложный исторический период, когда царская власть сменилась на Советскую, Байқожа неизменно оставался главой рода. И то, что крутой поворот в судьбе народа, почти никак не отразился на его состоянии, убеждает меня, в его мудрости и силе, с которой считались обе власти.

О деяниях моего предка остались в роду рассказы, передаваемые из уст в уста, а теперь уже и прописанные в книге о нашей родословной, одним из наших сородичей. Но о моём крутом предке пока всё.

Продолжу о его сыне.

До появления на свет отца, у его родителей умирали рожденные дети.

Родив Абдуллу, моя бабушка, которая отошла в мир иной, за пару лет до моего рождения, выпросила у небес, настолько яростной мольбой, жизнь сыну, что вдобавок оградила его от всех напастей и сохранила ему жизнь в Отечественной Войне, в этой беспощадной мясорубке, которую он прошел от начала и до победы, без ранений! Лишь две контузии поразили его, в отместку за эту бронь, в ситуациях, где смерть должна была быть неминуемой!

И в послевоенной мирной жизни смерть была готова забрать его тело, но ангел-хранитель, призванный матерью, твёрдо отводил косу в сторону.

В январе 1959 года, отец возвращался на поезде из санатория домой, где вот-вот должен был появиться на свет мой второй брат.

Ночью, в канун приезда, когда все пассажиры спали, поезд попадает в крушение. Кругом покалеченные люди, а отец наш абсолютно целёхонек!

И более того, считаю и мне перепало от той мольбы – прошел воинскую службу в Афгане, все два года и единственный из роты, у кого аж четыре боевых ранения(два тяжелых и два легких), что зажили на мне, как-будто и не касалась меня, тяжелая длань смерти, из под которой, каждый раз, бывал выхваченным.

Мальчиком, не ведаю в каком возрасте, отца отдали учиться в медресе, где он познал казахскую грамоту и письменность, что в ту пору была на арабской графике, позже перешедшая на латиницу и ещё позднее на кириллицу.

Эта его образованность, чуть погодя, по его словам, стала для него сначала звёздным часом, а потом проклятием, когда каждый вечер, после ужина, родня собиралась послушать, в его исполнении, чтение историй и поэм из редких книг.

Никакие ухищрения не могли убедить его отца, что он устал или болен и сегодня не может удовлетворить, жаждущих развлечения, неграмотных соплеменников.

Еще до рождения Абдуллы, мой дед был в крепких дружеских отношениях с главой рода Баткей, люди которого располагались в соседних землях. Когда мой отец окреп и стал делать первые шажки по земле, дед и его друг, у которого была дочь, договорились поженить своих детей, чтобы ещё теснее скрепить свои отношения.

В возрасте шестнадцати лет, отец, выполняя волю своего родителя, берет в жёны девушку, на год старше себя и становится семейным человеком.

Мне неизвестно, случилась ли меж ними Любовь, но по рассказам, разменявшей восьмой десяток лет, моей старшей сводной сестры, второго ребенка от того брака, в те молодые годы, отец был влюблён в какую-то певицу, которой передавал любовные записки, скрыв! их в яблоке. Наверняка она узнала это, от кого-то из близких людей, уже став постарше. И мне думается эта любовь, случившаяся с отцом, была в те годы, когда он учился в Фабрично-Заводском Училище(ФЗУ) в Самарканде.

Ну, вот я и подобрался ко времени, когда была сделана Эта Фотография, запечатлевшая Настоящую Мужскую Дружбу.

Из надписи, сделанной отцовской рукой, почерком похожим на арабскую вязь(в медресе! всё-таки учился), видно, что ему двадцатый год от роду.

Он красив, уверенный в себе, взгляд ясный и открытый, с уголками глаз опущенными книзу(никогда не обращал внимания на это). Широкие скулы, крепкая шея, распахнутая до середины груди белая рубашка, с франтоватым воротником и, выглядывающая из под неё, майка на спортивном теле. В пиджаке, с нагрудным знаком „ОСОАВИАХИМ”(предтеча ДОСААФ) на лацкане. Это особое отношение, к своему виду, было с ним до конца жизни. Молодой, полный сил, когда надо дерзкий, парень на свободе, вдали от семьи, от рода.

В ту пору отец, несмотря на то, что учился добросовестно, со своей „училищной ватагой”, легко могли пошалить лихими выходками по вечерам, в городе.

Тридцать третий год двадцатого столетия для СССР остался в Истории годом Великого Голода. Поэтому немудрено, что одной из разбойных забав Абдуллы и его компании, было опрокидывание хлебных киосков, сколоченных из толстой доски, но без дна.

Самый яркий эпизод отважной молодеческой удали отца, зафиксирован картинками, в моей памяти, из его рассказа, о тех днях жизни, в самаркандском ФЗУ, мне и моим братьям, в пору, когда мы из мальчиков превращались в юношей.

Теперь до меня доходит, что так он, передавая свой жизненный опыт, воспитывал нашу мужественность. Это же он делал, заставляя нас, учить наизусть, отрывки из его любимой поэмы Лермонтова „Беглец”, а также читая нам о подвигах Геракла и „Тараса Бульбу”, гася свои беззвучные рыдания, в сцене казни Остапа.

В один из обычных студенческих дней, он сидел в библиотеке, занимаясь необходимым ему делом, а его однокашники играли на стадионе в футбол. Вдруг, туда врывается кто-то, истошно вопя: „Абдулла!!! Наших бьют!!!” – и уже на бегу, взахлёб, докладывает ему, что там, на стадионе, местное хулиганьё побили ребят, а теперь, просто издеваются над ними.

Ворвавшись на стадион, с бешеным криком, кто-о-о главный? он несётся на указанного. По стану противника проходит волна оторопи. С разбега, без остановки, он бьёт в челюсть главаря, тот опрокидывается и, пытаясь встать, выплевывает зубы.

Воспрявшие духом, ФЗУшники выпроваживают непрошенных гостей, уносящих своего вожака.

Назавтра, училище заполняется теми же парнями, в сопровождении взрослых мужчин, опоясанных кинжалами, намеренных расправиться с обидчиком их родственника. И пока в училище прибыл, вызванный администрацией, наряд милиции, Абдулла, со своими верными друзьями, уже разоружили их, отняв у тех кинжалы.

И, как признавался нам отец, если бы не родной дядя, что забрал его из училища в Самарканде и отвёз в Алма-Ату, в сельскохозяйственный техникум, то жизнь пошла бы по наклонной вниз и довела за решётку.

Рассуждая логически и опираясь на интуицию, мне думается, что фотография, изготовленная в одном из центральных фотосалонов Самарканда, на улице Ленина 22, о чём засвидетельствовано штампом, едва заметном, на оборотной стороне карточки, как раз является следствием, предстоящего расставания двух лучших друзей, не раздумывая, бросавшихся на выручку, в опасных для жизни ситуациях.

Это Прощание, на пике бесшабашной молодости, в золотую пору, раскрывшихся сил Души и Тела, опьянённых Свободой.

В пожелании Искандара, написанном сумбурно, с пропущенными знаками препинания и буквой „й” в слове Который, я осознаю его волнение. Он огорчён и слегка потерян. Об этом же говорят его глаза, взгляд которых обращен куда-то вправо и чуть заметно дрогнувшие губы.

Он не хочет смотреть правде в глаза. Она его не устраивает. Он чувствует, что теряет Друга навсегда.

Совсем в другом положении мой, двадцатилетний, отец. Он уверен в себе и почти прямо(взгляд, при ближайшем рассмотрении, направлен слегка влево, но это скорее поза) смотрит в своё грядущее. Ничто его не сможет огорчить.

Но, факт существования этой фотографии, не сгинувшей, в совсем не простой судьбе моего родителя, говорит мне об обратном.

А Судьба его, кидала с места на место, это, не считая годов в армии и в Великой Отечественной, вплоть до 1964 года, когда он с третьей женой, моей матерью и пятью детишками, наконец-то нашёл своё место последнего пристанища, где через год заимел шестого ребенка, а отошёл в мир иной, за год до начала двадцать первого столетия, который так хотел увидеть.

Возможно, после расставания с Другом, до него дошло, осознание потери, дорогого человека, для его Души. И единственная связь с ним – эта фотография, стала для него той ценностью, которую он не захотел потерять, ни в коем случае.

С рождения, я видел отца, уже пожилым.

В год его пятидесятилетия, меня родила тридцатилетняя мать, которая вышла за него, в свои двадцать, а появилась на свет, как раз в том самом году, когда, Настоящая Мужская Дружба, проявилась на плёнке и застыла на Вечность.

Этот Портрет всегда присутствовал на периферии моего взгляда и никогда друзья или друг отца. Их попросту не было. Наверняка, они, у него ещё были, но, с начала моей фиксации его жизни, я их не видел.

К двум своим младшим братьям, из-за приличной разницы в годах, у него навсегда закрепилось поучительное отношение, плюс абсолютно разное отношение к жизни. Их объединяла только родственная связь.

Был в теплых отношениях с парочкой двоюродных братьев, близких по возрасту, но жили они неблизко и мы виделись с ними редко.

Он был одиноким по духу.

Усладой его души были история и философия.

Разум же был подчинён Идее Коммунизма, которой он служил честно и самоотверженно, как никто другой.

В его жизни не осталось места Друзьям.

Время или Течение Жизни поглотило их, и ни о ком нет даже и духа.

Лишь, в Памяти Его Сердца, жил и остался Навсегда, тот самый, единственный Друг, соучастник Портрета Мужской Дружбы.

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
# Sonna Yumo 12.11.2021 16:54
Ассалому алейкум, уважаемый Автор!

Знаете, по моему глубокому убеждению, рассказы о дорогих сердцу людях не должны подвергаться критике или разбору. Ведь это очень личное, сокровенное и трепетное. И любое неосторожное слово может разрушить ту хрупкую связь, тот воздушный невесомый мост, который Вы перекинули из настоящего в прошлое, и пригласили своих читателей пройти по нему.

В Вашем рассказе я вижу благородство и трепетное уважение к старшим, присущее восточной культуре. Уважение к роду. Гордость, светлую грусть, отчаянную бесшабашную молодость. Искренность. И это прекрасно. Ведь память с годами тускнеет, фотографии выцветают, а слова, собирающие по крупицам, по штрихам, портрет дорогого человека, могут остаться надолго. Нужно лишь позаботиться о том, чтобы они остались.

Да, если разбирать текст по ошибкам и стилю, есть о чем поговорить, есть на что обратить внимание.
Но мне бы просто хотелось поблагодарить Вас за то, что поделились такой сильной историей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# kaysarshaman 13.11.2021 19:32
Спасибо за Добрые Слова! Буду только благодарен за разбор текста по полной программе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sonna Yumo 17.11.2021 18:36
Тогда, с Вашего позволения, приступим.

Давайте пока не будем брать в расчет пунктуацию. Поговорим о стиле, в целом. Вы выбрали некую витиеватую, велеречивую манеру, и это, мне кажется, хорошо соотносится с историей, придает ей особый восточный колорит. Подчеркивает то уважительное отношение к старшим, которое до сих пор стараются воспитывать в своих детях родители в Средней Азии. В другом формате, честно говоря, мне даже сложно было бы прочувствовать Ваш рассказ.

Вы пишете некоторые слова с заглавных букв, усиливая тем самым их значение. Мне кажется, это лишнее. Получается некоторый переизбыток точек фокуса. Ведь читатель и так из текста понимает, какое огромное значение имел тот друг, или, каким непростым периодом было послереволюционное время. Усиление значения того или иного слова должно проистекать из текста - и в этом заключается сила писателя. Дать понять, когда он пишет не просто о любви, а о ЛЮБВИ, без использования игр со шрифтом.

Мне понравился Ваш неспешный, размеренный стиль повествования, с которым и нужно рассказывать такую историю, но я бы посоветовала перекроить некоторые предложения, чтобы добиться лучшего восприятия при чтении.

Например:

Взялся я, в последнее время, за оцифровывание семейных фотоснимков, из мгновений потока реальности, предваряющего моё явление, в моё время, то есть за родительские фотографии. - не сразу улавливается смысл предложения именно из-за чрезмерной витиеватости. Давайте попробуем его чуть-чуть упростить, не потеряв красоты? Предположим: "В последнее время я занялся оцифровыванием старых семейных фотоснимков той поры, когда меня еще не было на свете" или "Увлёкся я оцифровыванием старых семейных фотоснимков, сделанных еще до моего появления на свет". Если хочется сложнее, то: "В последнее время я занялся оцифровыванием старых семейных фотоснимков - тех ценных мгновений, вырванных из потока жизни моих родителей, когда они были молоды. Ещё до моего появления на свет".
Главное, определить - с какими фразами Вы хотите поиграть, на чем сделать акцент. А потом попробовать несколько вариантов построения предложений.

Пропущенная мной, буква в фамилии, так и не распознана, и остаётся не ясным „л” там или „з”, интуитивно напрашивающиеся. - это предложение тоже лучше перестроить для более гладкого звучания, чтобы оно попадало под общий стиль текста, а не казалось вырванным куском из потока мыслей.

Из подписи Искандара, мне очевидно, что подчеркнутые первые слова выражают глубину привязанности, а все упоминания и обращения к другу, написаные Заглавными буквами, – уважение и почтение. Суть его верности другу, определена мной, в слове „Твой.” А слова ”… своего друга, Которы не жалел для Тебя своей жизни…” раскрыли мне силу чувства дружбы, любви, исходящего из его Сущности к Сущности моего отца. - а вот тут хочется, наоборот, более деликатного раскрытия мысли, не похожего на разбор. "Манера письма Искандара, те слова, которые он выделял заглавными буквами, тот смысл, который несло его короткое сообщение - все это раскрыло мне не только его уважение, почтение и верность, но и всю силу дружбы и любви, которые он испытывал к моему отцу"

Но о моём крутом предке пока всё - лучше заменить слово "крутом" на более литературное описание

И более того, считаю и мне перепало от той мольбы – прошел воинскую службу в Афгане, все два года и единственный из роты, у кого аж четыре боевых ранения(два тяжелых и два легких), что зажили на мне, как-будто и не касалась меня, тяжелая длань смерти, из под которой, каждый раз, бывал выхваченным. - это предложение лучше поделить, чтобы и мысль передать правильно и не загружать читателя. Вообще, длинные предложения всегда сложнее для восприятия. Это не значит, что нужно писать короткими рубленными фразами. Просто лучше этого по возможности избегать.

Мальчиком, не ведаю в каком возрасте, отца отдали учиться в медресе, где он познал казахскую грамоту и письменность, что в ту пору была на арабской графике, позже перешедшая на латиницу и ещё позднее на кириллицу. - здесь мне кажется, что не нужно упоминать про то, что казахская письменность перешла на латиницу, кириллицу и т.д. Это утяжеляет предложение и отвлекает от основной канвы.

Никакие ухищрения не могли убедить его отца, что он устал или болен и сегодня не может удовлетворить, жаждущих развлечения, неграмотных соплеменников. - тут немножко может запутаться читатель в родственниках. Может быть, стоит включить в рассказ имена деда, отца и т.д. и использовать их чаще? Это даст еще некую эмоциональную привязку для читателя.

Мне неизвестно, случилась ли меж ними Любовь, но по рассказам, разменявшей восьмой десяток лет, моей старшей сводной сестры, второго ребенка от того брака, в те молодые годы, отец был влюблён в какую-то певицу, которой передавал любовные записки, скрыв! их в яблоке. - тут просто просится разделение на два отдельных предложения. "Мне неизвестно, возникла ли у них любовь. По рассказам моей старшей сводной сестры, уже разменявшей восьмой десяток, в те годы отец был влюблен в какую-то певицу, которой передавал любовные записки, спрятав их в яблоке".

Из надписи, сделанной отцовской рукой, почерком похожим на арабскую вязь(в медресе! всё-таки учился), видно, что ему двадцатый год от роду. - лишняя вставка в скобках. И по этой фразе складывается впечатление, что можно определить возраст отца по почерку, по надписи, а не по информации из ней.

Это особое отношение, к своему виду, было с ним до конца жизни. - не очень понятно, что Вы хотите сказать этим предложением.

В ту пору отец, несмотря на то, что учился добросовестно, со своей „училищной ватагой”, легко могли пошалить лихими выходками по вечерам, в городе. - "пошалить", мне кажется, тут нельзя применить по ряду причин. Во-первых, нельзя "пошалить выходками". Во-вторых, описываемым далее событиям не подходит такое мягкое определение. И предложение лучше упростить. Например: "В ту пору отец, несмотря на добросовестную и прилежную учебу, позволял себе лихие выходки, хулиганя в городе по вечерам с ватагой друзей из училища".

и т.д.

Пока могу только предложить Вам попробовать чуть "облегчить" текст, не выбиваясь из стиля. А дальше уже можно рассматривать заморочки с запятыми )
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# kaysarshaman 22.11.2021 18:47
Спасибо! Согласен со всеми замечаниями.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа