Всего произведений – 5076
Воздушный змей
Воздушный змей
Бывает так, когда душа болит –
И вроде же летает и парит,
Саму себя внизу не замечая.
Воздушным змеем тает вдалеке,
А кто-то держит ниточку в руке.
И между ними связь, увы, прямая...
Ей хочется рвануться в облака,
Но нитку держит крепкая рука –
Хозяин не дает душе раскрыться.
Он мужественно верит иногда,
Что промолчать – не худшая беда,
Ну а душа, она кричит, как птица.
Бывает вдруг, что оставляет сень
Его груди. И маленькая тень
Скользит внизу, мелькает, пряча солнце.
На нитке сердце плачет и дрожит
И за душой отчаянно бежит
С сомнением бедняги марафонца.
Порвётся нить, уставшая давно,
Ладонь ослабнет. Нет, не суждено
Сдержать порыв души – полет открытый.
Да только вот без нитки не летит
Воздушный змей, метнется, затрещит
И рухнет вниз, как камешком подбитый.
Душа и тело, небо и земля...
Как трудно жить, пространство не деля...
Комментарии
В нужный момент, как всегда, нет слов. И думаешь потом, что вернёшься... впрочем - вот, вернулась. ))
Я во время прочтения всё думала, что душа воспарит в небо, раскроется, развернётся во всю прелесть... Тем неожиданнее был финал. Так резко-обречённо - не воспарит душа без нити. А тело не сможет без души. А сердце где-то между, дрожит на нити и пытается связать обоих.
Неожиданно. Неожиданно красиво, неожиданно резко и очень образно.
Наверное, мне непонятно лишь - почему жаль, что нить между телом и душой прямая. Ведь так было бы легче, если бы эта связь строилась более глубоко и чувственно. Как показывает практика, если нить запуталась... распутывать её сложно и не всегда это кому-то нужно.
Ну... я "за" Бест, люблю такие стихотворения, где очень много смыслов скрыто за простыми, в общем-то, словами и образами.
А сколько вещей мы не совершаем просто потому, что физически не можем, ограничены телом.
Самое печальное, душа страдает в любом случае – нехорошо, когда сдерживают, но и без нитки падает.
Этот стих – он для всех, вот каждый прочитает и подумает: «О, это же про меня! Слово в слово». И каждый увидит в нем свои проблемы. Возможно, собственную нитку.
Написано с использованием интересных образов, что очень точно передают идею, но при этом читатель абсолютно свободен в восприятии, в понимании этого стихотворения и может приложить его на свои переживания, прочувствовать на свой манер.
За бест.
Первая строфа выносит мозг – душа парит, болит, привязанная. Парит. Болит. Бывает) но факт же, что всегда привязана. А попробуй то отпусти) и промолчать лучше, чем кричать – собственно, хозяин совершенно прав) а с души – какой спрос вообще, чего ей надо… В этот раз при прочтении у меня вообще возникли странные мысли о единстве (единстве ли?) души, тела. Или разума и чувств – не знаю, это не одно и тоже, но все же… И… может ли существовать отдельно одно от другого. Нет же. Но кажется, что тело (разум) это ненужный якорь. И отпустить бы душу)) Нехорошо это) или?.. Хотя если без нитки не летит… то таки едины? Да что ж тогда желания (не совсем то слово, но все же) не совпадают у одного и другого?))
Это достойный стих, достойный серьезного коммента–анализа. Построчно – и все вместе. Не решилась тогда – не решусь и сейчас. Может, когда-нибудь.
За бест.
Ох, смыслы, смыслы. В принципе, стихотворение подтверждает древний доплатоновский тезис о единстве души и тела (и Аристотелевский - об органоне). Хотя здесь, скорее, идет связь и противопоставление по линии "разум и чувства".
1) Первая строфа рассматривает тезис о загадочной природе души, способной одновременно и парить,и болеть.
2) Хозяин души смиряет её полет и связывает её язык. Это инициатива разума - превалирование рассудка над чувством. Всегда ли? Не всегда, но чаще всего. Чаще всего мы склонны не выворачивать душу наизнанку , а копить боль, пока она не станет физической. Только единицы позволяют душе петь, кричать и открыто "отрываться" - и они, скорее всего, будут признаны душевнобольными.
3) Инициатива души - она не реагирует на доводы разума и уходит в одиночное плавание, а уставшее сердце вынуждено биться в ином ритме, чтобы поспеть за своим "змеем". Это уже победа души
4) Но это пиррова победа - сердце может и не выдержать.
И не важнее ли всего - НИТЬ? ("Главное - хвост!" (с))
А что она такое? Как выглядит эта эфемерная связь? Как сохранить баланс? "пространство не деля"? Э-эх, где ж она, гармония...
----
Хочется отметить удачный выбор формы "почти сонета" из шестистиший, в которые сочетают в себе попарную систему рифмовки и опоясывающую в заключительном четверостишии. Оригинально и позволяет передать затяжной, но прерывистый полет "воздушного змея"
Что показалось шероховатым: самое первое предложение. Бывает так, когда душа болит – И вроде же летает и парит, Саму себя внизу не замечая. Слава богу, что есть тире, но оно же и сбивает с толку. Мне пришлось пару раз перечесть эти три строки, чтобы убедиться в том, что летает и парит - это сказуемые главного предложения, а не однородные сказуемые-пояснения к болит. То есть душа парит - и при этом болит. Не знаю, возможно это происходит из-за начала "бывает так..." Потому как очень хочется продолжить предложение после "не замечая": а на самом деле...
Ну а душа, она кричит, как птица. - тут напрашивается тире перед "она". Хотя, возможно, слишком много тире для одной строфы.
Мне стихотворение неожиданным не показалось, образ уже использовался в литературе и массовой культуре неоднократно (с иными коннотациями: "Злится на тонкую нить за то, что прочна", ага), но понравились художественные образы, особенно из третьей строфы: сердце-марафонец и набирающая высоту душа, чья тень все меньше и меньше, но она застит бедняге свет. Это сильно и правдиво, причем метафору читатель может развивать и далее. Спасибо.
Единственное что скажу, что понравилось, очень, сравнение души с воздушным змеем.
RSS лента комментариев этой записи