Синий Сайт
Всего на линии: 649
Гостей: 647
Пользователей онлайн: 3

Пользователи онлайн
Кролик Эллин
Мышель
Rasvet

Последние 3 пользователя
Esperanza
Annika
AnastasiaAksemova

Сегодня родились
Liar

Всего произведений – 5076

 

Наблюдатели

  Рейтинг:   / 47
ПлохоОтлично 
Берка
Проза
-
Мистика,Научная фантастика
G
рассказ
-
закончен
конкурс «Брэдбери-2018»

     

Наблюдатели

    

Все это уже было.

О чем ни пиши, какую тему ни бери, об этом уже говорили лучше тебя. Талантливее тебя. Значимее тебя.

      

Интересно, есть ли такая форма — "значимее". Странно звучит, нужно проверить. Он, не поворачиваясь, зацепил словарь на полке за спиной. Безошибочно вытащил нужный том, потянул на себя. Ворох бумажек (черновики, чеки, рекламные листовки пиццы всех сортов) веером разлетелся по паркету.

"Да дьявол с ними, после подберу".

       

Тренькнул мобильный.

        

— Так, не поняла: опять дома заседаешь, чертов ты отшельник? — без приветствия атаковал яростный и звонкий женский голос в трубке.

— Допустим, — мягко ответил он.

— Есть у японцев термин — "хикиккомори". Это такая скотина, которая не выходит из дома, сидит за компом и всех бесит. Никого не напоминает?

— И я тебя люблю, сестра. Что у тебя нового?

О-о-о, чего расскажу, удовлетворенно потянули в трубке с интонациями опытного комедианта перед микрофоном, Государство так бережет детей от алкоголя (молодец), что заодно немного бережет меня. Вчера на углу Петроверигского наотрез отказались продать мне пиво паспорта, мол, нет. "Посмотрите", — говорю, — "в эти глаза. Вот в них красные капилляры, вот под ними мешки, вот вокруг них лицо цвета "февраль в Мытищах", все это в обрамлении седых на треть волос. Вам не кажется, что композиция в целом намекает: "30 лет, развод, бизнес в России"? А она мне: "Нам ролик показывали, так могут выглядеть семнадцатилетние", ты прикинь?

— Скорбь. Захотелось выпить за семнадцатилетних.

— Мне тоже.

— А потом что?

— Ну, она спросила, есть ли у меня с собой права. Ответила: "Обязанности. У меня с собой только обязанности".

     

Девушка в трубке певуче рассмеялась.У него в груди, как всегда, потеплело от этого звука. Любимый голос.

          

— Ты хорошо выглядишь.

— А ты — нет. Ха-ха-ха! Пройдемся, плесень? Только не заводи, пожалуйста, опять свое "чего я там не видел" и мозговой исторической белибердой не грузи. Сегодня хороший день. Воздух как в горах, облака как молочная пенка. Тебе понравится.

— М-м-м.

Он мельком увидел себя в зеркале, вздрогнул. Черные волосы паклей, под глазами сине-фиолетовые мешки. Кожа даже не бледная, серо-оливковая. Вытянутая майка с надписью "Beer Purple", потертые джинсы. Если в рассказе о себе холеная сестра кокетничала, то с ним была прямолинейна как камаз: внешний вид на троечку.

— У твоей двери через 4 минуты.

— Твою мать, Аня.

— Но-но. Маму нашу не трогай. Мигом собрался! У меня есть кофе!

— Ладно…

      

Сестра не обманула насчет погоды. Теплое лето на закате — нежаркий август, свежий ветер, носящий запахи сдобы, близкой воды и сладкого кальянного дыма. Поляны рыжих "ноготков" на бульварах пахнут детством и карамельными петушками. На Покровке и Чистых гуляют парочки и пьяные компании. Все ловят последние теплые дни.

     

Хорошо.

        

А кофе оказался редкостной дрянью.

— Где ты взяла это ведро позора?

— На Яузском, в "Тайм&Лайм". Новая кофейня, все дела. Тебе не нравится?

— Не бери там никогда.

— Неплохое начало, не совсем "спасибо", но лучше, чем ничего, Котян. А че так?

        

"Котян" хмуро улыбнулся уголком рта. Вот, думал он, смотрясь в витрину, детское прозвище подходит как никогда: драный кот, Костян-Котян. Ане в детстве не давалась буква "с".

          

— Сейчас там кофейня. До нее был бар. Чуть раньше аптека. Еще раньше — продуктовый магазин. А до революции там была чайная лавка, ее еврейская семья держала. Мне кажется, кофе не приживется — история не та...

— Кто о чем, а лысый все о фене. Кот?

— М?

— Это мне твое прикладное краеведение! Денег хоть приносит? Монетизировать уже, может, талант?

— Мне много не надо.

— Бабу тебе надо, Кость. Ба-бу.

       

За разговорами дошли до Хохловской площади. Точнее, ямы. Площадь долго копали, докопались до большого, хорошо сохранившегося участка белокаменной стены XVI века. Стену сохранили, вокруг возвели амфитеатр. Теперь на нем круглые сутки сидят, болтают, слушают музыку, едят пиццу (белые картонные коробки не влезают в урны и лежат вокруг, как мозаичные элементы ландшафтного декора). Брат с сестрой посмотрели вниз.

— Обратите внимание, — начала Аня поставленным голосом, — здесь встречаются будущее и прошлое!

— Всюду жизнь, — хмыкнул Котян, глядя на возню кучки малышей у стены, — Здесь раньше…

— Так, стоп. — Аня остановилась, насмешливые зеленые глаза стали суровыми и озабоченными, — у тебя что, опять "эти дни"? Как голова?

— Да нормально. — Костя повел плечом, — Терпимо. Только я…

     

Костя вдруг встал как вкопанный, изучая фигуру за спиной сестры. Он онемел, ладони превратились в мокрый лед.

— Да что там, тебя ж за ногу?

Аня резко обернулась. Девушка. Серое платье в пол, грубые кожаные сапожки, на голове — платок, схваченный полоской ткани. На плечах плотный шерстяной плащ, сколотый фибулой. Возможно, новгородка, век примерно XIII, отрешенно вытаскивала из памяти лекции по истории костюма сестра.

— Как это вообще, откуда она здесь, почему прямо посреди всего современного?! — в ужасе бормотал Костя.

— Спокойно. Ты не сходишь с ума.

— Ты что, ее видишь?!

— Все видят, дебилушка, — расхохоталась Аня.

      

Девушка тем временем подошла ближе. Остановилась, достала из рукава мобильный, из-за уха — сигарету. Нетерпеливо переступила с ноги на ногу:

— Алло, привет. Нет, сегодня не заеду. Прости, я говорила, что не обещаю. Ну не надо...

И уже Косте с Аней:

— Огонька не найдется?

Аня полезла в сумочку искать зажигалку, вполголоса выговаривая Косте:

— Дурак ты, Котян, и уши у тебя дурацкие. Тут вчера начался реконструкторский фестиваль, "Временами неплохо", что ли. Не помню название. По всему Бульварному кольцу реконы сидят — кто мясо жарит, кто ткет, кто горшки лепит. Аниматоры, умельцы, креативщики. Алкоголики, тунеядцы, хулиганы. Вот и она оттуда. Видишь шатры?

— Ну.

— Баранки, блин, гну. Черт, аж меня испугал. Они тут еще неделю тусить собираются. Ты при виде каждой девицы в историческом костюме будешь подскакивать? Может, голову, все же, полечить?

      

"Голову полечить". Костя этот совет получал регулярно, с самого детства. От ребят во дворе — фантазия у маленького Кота была что надо. На полном серьезе — от отца, когда в свои пять лет впервые слег с мигренью на несколько суток. Вначале хотел выть, но, когда свирепый болевой синдром уложил его ничком в кровать, мог только постанывать и время от времени просить: пить, компресс, говорить тише, не включать свет.

         

Тогда бабушка решительно взяла все заботы на себя. Оббежала дружественных медицинских светил, выхлопотала исследования и лекарства. И раздраженного отца, которому болеющий Котян мешал декламировать очередной монолог, отчитала беспощадно:

      

— Это тебе не со сцены языком трепать! Ребенок с бесами сражается! Оставь его в покое и вали в свой театр, своей головой займись.

        

Отец патетично раздувал ноздри, но отступал.

         

Бесы скоро начали волновать и самого Котяна. Голова болела регулярно — не хотелось ничего, даже умереть. И — как будто этого было недостаточно — он начал видеть разную ерунду.

          

Впервые это случилось вскоре после приступа. Костя, которого едва уговорили выйти на прогулку, понуро переступал по бульвару, стараясь не топтать солнечных зайчиков. Каждый шаг отдавался гулким стуком в виски. На долю секунды, сощурившись от очередной волны боли, он выпустил бабушкину руку.

Обернулся — рядом никого.

Бульвар смотрелся пустым и будто осиротевшим, только навстречу шли девушка и девочка, видимо, мама с дочкой. Мама, стройная блондинка, отчитывала дочь за пятно на платье. Необычным казался не разговор, а собеседницы. Здесь они были чужеродными, как наклейки в альбоме с акварелями: будто их вырезали из другого материала и шлепнули посреди рисунков. Прически, платья — такие Котян видел только в старых мультиках. На девочке было коричневое платье и фартук, два банта, гольфы, на шее повязан красный платок с острыми уголками. Вдобавок ко всему, казалось, и воздух вокруг них был другой: тянуло сыростью, высоко в кронах блестело желтым. Листья мокрыми золотисто-рыжими тряпками лежали на асфальте, где — Костя точно знал — их только что не было, на улице лето. Котян снова сощурился, прижал ладошки к лицу.

     

Они прошли мимо, не обращая на мальчика никакого внимания, старшая при этом не прекращала читать нотации. Миновали еще несколько метров — и как будто растворились. Шли два живых человека, и вдруг ни следа.

— Костя! — оказалось, бабушка все это время стояла рядом и трясла обалдевшего Котяна за плечо.

— Подожди, ба.

Костя рванул вперед. Пробежал пару десятков метров. Попетлял вокруг деревьев, посмотрел под лавками. Никого. Совершенно сухая, прокаленная июльским солнцем, дорожка. Как это? Что это?

— Костя-я-я, я ухожу, — настойчиво повторяла бабушка, втайне радуясь, что внук ожил и чем-то заинтересовался — вот уйду, а ты один останешься, и тебя дядя милиционер заберет.

— Ба! БА!!!

         

Много лет спустя на какой-то студенческой посиделке Котян снова их увидел — маму и дочку — улыбающимися с фотоснимка в пыльной раме. От удивления забыл о стакане в руках, чуть разжал пальцы (пенная коричневая жидкость тонкой струйкой пролилась на кафель кухни).

— Аккуратней давай, рукожоп! — гоготал из-за плеча однокурсник Тема, который давно уже выпил свою меру.

— Эт кто? — Костя изо всех сил делал вид, что спрашивает из вежливости.

— Эт мама моя, — Артем, пошатнувшись, ткнул пальцем, — мелкая. Идет с б-бабулей в первый класс. Хы-ы. Рассказывала, что хотела перед школой научиться писать, нашла в столе чернила и пятно на платье посадила. Везуха? Перед линейкой!

— Тем, а она…

— Чё?

— Прости, она умерла? Мама?

Тема на секунду попытался сфокусироваться, чтобы понять, шутит ли странный однокурсник Костян и хочет ли тот сам умереть — желательно, прямо здесь, от его, Артема, рук. Не смог. Прорычал туда, где по его мнению, должно быть котяново лицо:

— МАМА МОЯ?! Да пошел ты…! Мама в командировке! Ты ударенный, что ли?!

И, сопя, утопал в комнату, свирепый и белобрысый, как викинг.

      

***

     

— Ко-от, — Аня слегка раздраженно махнула у него перед носом.

— М?

— О, ты здесь! Мило. А я подумала, уехал в чертоги разума, меня пригласить забыл. Съедим по пицце?

— Не. Мне домой надо. Работа.

— Ну тебя.

     

На том и расстались.  

Сестра побежала "рулить проектами", сути которых Котян не понимал, подозревая только, что там надо смеяться, пить вино и очаровывать современных художников — или чем обычно занимаются амбициозные столичные дизайнерши?

      

Костя зашел в подъезд, устало поднялся на третий этаж. Ключ в замке провернулся с привычным скрежетом (надо менять), дверь, шурша и подтаскивая за собой комки пыли, уползла внутрь.

— Костенька, — скрипуче позвали откуда-то из-за спины.

Он вздрогнул всем телом.

— Доброго вечера, ИннСергевна.

— Доброго и тебе. Что, снова нездоровится?

— Ну-у…

— Давление шалит, — соседка уверенно кивнула, — ты б высыпался, а то голова гудеть будет. Как ни иду утром под окнами, у тебя еще свет! Ты бы поберег себя-то.

— Спасибо, Инна Сергевна. Но дела.

— Себя, себя бы пожалел, дорогой мой. ВерМихална как померла, так некому и позаботиться о внуке. Эх, народ. Вот, держи, — она торопливо сунула ему в ладонь лист из блокнота, исписанный аккуратным учительским почерком. Крупные буквы с завитками ложились в идеальные, как кованая ограда, ряды, — рецепт отвара от мигрени. Держи-держи.

       

Поковыляла к себе, что-то бормоча под нос. "Милая она, хоть и не всегда меня узнает уже. Бабушка была бы рада, что мы иногда разговариваем", — неожиданно подумал Котян, вежливо сжимая бумажку, — "впрочем, в одном она права: спать".

     

Идея отложить работу и вздремнуть казалась очень заманчивой. Костя тоскливо оглядел завалы бумаг: письма (одно из архива, посмотреть в первую очередь), два приглашения на встречи любителей истории, одно — на митинг за сохранение особняка. Гора рекламы. Изучение электронки дало примерно те же результаты, плюс четыре письма от заказчика, минус моток нервных клеток. Работать надо, и срочно. Может, сестра права? И сигареты кончились, черт бы их побрал.

      

Минуту спустя, гонимый никотиновой ломкой Костя бодро галопировал вниз по лестнице. Круглосуточная "шавермошная" — до угла и налево. Взять пачку и обратно. Интересно, это можно считать "выходом в люди"? В полутемном подъезде нашарил кнопку домофона (тревожный писк), толкнул дверь…

      

— Простите. Вы не могли бы мне помочь? Это срочно!

     

Голос врезался в костин невыспавшийся мозг. Парень сощурился — против света было плохо видно — девица, лет 25, пышная фигура, одета элегантно, но не по погоде — тонкое шерстяное пальто, кокетливая беретка на бок. "Сестра была бы в восторге", — отрешенно думал Котян.

     

— Простите, пожалуйста, вы должны мне помочь! Вы поможете мне? — настойчиво повторила она. Голос дрожал, серые глаза, по-лисьи очерченные ресницами  смотрели в упор.

— Что случилось?

— Мне кажется, там человеку плохо. Он на стене.

— Вы вызвали "скорую"?

— Нет, — она на секунду замялась, — понимаете, я не уверена…

— В чем?

— Да, в общем, ни в чем.

      

Несколько секунд Костя молча смотрел на нее.

"Не может быть".

      

— Вы имеете в виду, что там, возможно, просто спит пьяный?

— Да! — незнакомка оживилась, как будто схватилась спасительную идею, — возможно, пьяный. Мне нужен кто-то, чтобы помог его осмотреть. Знаете, ложный вызов стоит немалых денег...

        

Сотню метров до площади со старинной стеной Котян и незнакомая барышня шли в молчании. Демонстративно-расслабленном для Кости, напряженном для девушки. Она прерывисто вздыхала.

— Видите? Вот он!

— Где?

— Да вот же. Прямо на стене. В красной куртке.

— Простите, но я никого не вижу.

— Ой, — девушка вымученно хихикнула.

—"Ой"?

— Тень от фонаря так падает, как будто силуэт человека. И свет еще от вывески. Неловко получилось! Простите. Надеюсь, я вас не слишком сильно отвлекла?

       

Костя пристально смотрел на нее и молчал, держа долгую паузу — пожалуй, лучшее, чему научился у отца. Не торопясь, прикурил, затянулся, наслаждаясь моментом, — внутри его трясло. Не было никаких теней. И по тому, как собеседницу било крупной дрожью, как неумело она изображала улыбку и какая паника была написана на ее лице, он знал ответ на свой вопрос.

— Скажите, как часто вам показывают такие картинки?

      

***

Они разговаривали вполголоса в уголке круглосуточного кафе. Было тихо, бариста сопел за кассой, уронив голову на руки.

        

— Если с тобой такое случалось, странно, что ты не знаешь, как это дальше работает — Лиля хмыкнула. — Ладно. Начнем с начала. Представь, что у нас лекция.

— О, боги.

— Так вот. Каждый в мире зачем-то нужен…

— Продолжайте, капитан. Очевидные острова уже на горизонте, прямо за проливом Банальности.

          

Лиля немного нервно прикусила край бумажного стаканчика, оставив черешневый след от помады.

          

— К сути. В любом столетии рождаются Исследователи, Воины, Землепашцы, Художники, Врачеватели, Мастера, Менторы, Разрушители — и так далее. Заранее предопределено, что в мир придут люди с теми или иными склонностями. Нужные миру люди.

— Попахивает какой-то сектантской версией индуизма, сейчас ты должна предложить мне наркотический чай и печеньки. Ересь! Сжечь! — нервозно веселился Котян.

        

Лиля скосила глаза.

— Все рассчитано. Эволюционно или, может, волей какого-нибудь там Высшего разума. Встроенный механизм, программа против конкуренции и для выживания — каждый человек несет в себе зерно того или иного таланта, нужного для решения основных задач его времени. И развивает его. Ну или не развивает.

         

Фразу Лиля закончила, скептически разглядывая собеседника.

       

— Ладно. И кто я, по-твоему? — костина фирменная кривая ухмылка должна была изображать неверие, но колени по-честному тряслись.

— Ты — как и я — Наблюдатель.

— Я — кто?

— Нас еще называют Летописцами.

— Отлично. Правы были родители — видно, судьба моя быть бесполезным нищим филологом. С уклоном в историю! — Костя запрокинул голову и расхохотался.  

        

Лиля хлопнула себя по лбу. В темно-серых глазах начинался шторм.

        

— То есть, ты ничего не понял. Скажи мне: как часто ты видишь эти "картинки"?

— От пары раз в месяц до пары раз в день.

— И что видишь?

— Разное. Всегда прошлое. Кто-то ругается. Кого-то бьют. Кто-то врет. Кто-то играет или спит, или ест. Или пишет письма. Кто-то…умирает. Прочий бред.

— Костя. — Голос Лили звенел. — Думай, что хочешь. Что фантазируешь, болен или сошел с ума. Это не важно. Умоляю — продолжай смотреть.

        

Домой Костя добрался ближе к восьми утра, под гул мечущихся в пробках машин и звяканье трамваев. Рухнул на застеленную кровать. Отключился, но всего на мгновение. В дверь скреблись.

— Костенька! — Инна Сергеевна, судя по звукам, была настроена решительно, — Костя!

С трудом поднялся, взглянул в глазок, снял бесполезную цепочку, уперся взглядом в явно встревоженную соседку.

         

Протечка была ерундовой — Костя мигом устранил течь, затянул хомут.

— Ох, Константин Львович, — вздыхала Инна Сергевна, ставя на плиту чайник, — и откуда в тебе такие таланты?

— А что тут особенного?

— Не чета папе Лёве-то, ценный парнишка! — она хрипло засмеялась, —  Что будем к чаю? Сейчас посмотрю, что есть из сладкого.

     

Оставшись в одиночестве, Котян тоскливо огляделся, предвкушая вечер мемуаров сомнительной ценности. Хоть бы сбегать покурить, пока она ходит. Решительно взялся за ручку балконной двери, но жгучая боль резко (хоть и привычно) стянула его виски.

Скрючился, шипя.

— Ну и дрянь же ты! — решительный девичий голос швырнул эти слова с такой ненавистью, что Котян подскочил.

Резко развернулся. За его спиной в изменившейся до неузнаваемости кухне стояла высокая девушка в пестром платье. Ее руки были скрещены на груди, глаза, казалось, готовы метнуть молнию. Лицо, как и голос, казалось невозможно знакомым.

— Ой, Верка, прекрати, ну, — из комнаты лениво вышла вторая девушка, вылитая Инна Сергеевна, только на полвека младше, — вреда ей от этого точно не будет.

      

Костя вжался в стену. В ушах стучало.

        

— Если думаешь, что так ты добьешься своего, ты сильно ошибаешься! — Верка не соизволила повернуться к вошедшей. — И я очень советую перестать заниматься этими гнусностями. Иначе тебе же мало не покажется!

         

С этими словами она выскочила из кухни. Шарахнула дверь.

До Кости медленно доходило: бабушка! только что он видел живую, молодую бабушку! Как же смутно он ее помнит — детские воспоминания, все же, пластичная штука. Но что они не поделили с Инной Сергеевной?

Инна прошлась по кухне, что-то напевая под нос. Вытащила из-за чашек тетрадь и карандаш, прикусила губу. Вырвала листок. Недрогнувшей рукой вывела:

       

"Уважаемый Михаил Михайлович!

Пишу по Вашей просьбе. Довожу до Вашего сведения, что проживающая в данный момент на одной жилплощади со мной, дальняя родственница, Скопцова Полина Сергеевна семнадцати лет является не…"

         

Задумчиво отложила записку, крадучись отогнула край обоев над плитой, достала из открывшейся ниши шкатулку. Открыла. Внутри сверкнул гранями крупный перстень с прозрачным голубым камнем и цепочкой бриллиантов вокруг. Молодая Инна покачала его в руках, улыбаясь своим мыслям.

         

— Есть, говорю, в шифоньере шоколад, а есть где-то тут овсяное печенье... Костюш! Ты о чем задумался? — Инна Сергеевна, как всегда услужливая, дошаркала до кухни и остановилась в дверях.

        

Костя поднял глаза.

— Скажите, а вы давно здесь одна?

— Давно, Костенька! Со мной сестренка жила, троюродная. Да недолго. В 39-м забрали. Время, знаешь, было: кто-то из соседей косо посмотрел, кому надо стукнул — и нет человека. Красивая была девка-то. Так я по ней плакала..! Куда ты засобирался-то?

      

***

Лиля встретила спокойно — как будто ждала.

— У меня совсем нет времени, я продолжаю видеть херню, смысла которой не понимаю, и на которую я никак не могу повлиять, и мне нужна твоя помощь. Я готов.

       

На девушку сбивчивый рассказ впечатления не произвел. Сходила в кухню, принесла Косте воды. Удобно устроилась в кресле, поджав ноги в тряпичных домашних сапожках. Запрокинула голову и, казалось, отключилась на добрые полчаса.

          

— Смотри, какая история. — Лиля открыла глаза. — Девушки (их фамилия Вульф) дворянки немецкого происхождения. Они родные сестры, родители погибли во время гражданской войны, детей спасла прислуга. Чтобы найти концы было сложнее, их записали под разными фамилиями и внушали, что они дальние родственницы. Инна жила в Москве у дяди по матери, он как-то ловко перекинулся, сдал кучу людей — очень важный был человек. Вторая девушка — ее звали Полина — выросла в Вологде, у друзей семьи.

— Как ты все это узнала?

— Хорошо натренированный наблюдатель может вызывать "картинки" с подробностями в нужный момент. Я могу посмотреть, что за люди, где они жили, как их звали, чем они занимались — разные детали для восстановления событий.

— А перстень?

— Их прабабки. Золото, редкой чистоты топаз в обрамлении бриллиантов. Бесценная вещь, чудом уцелела. Мать Инны и Полины берегла ее, но недолго — сердечный приступ. После перстень забрала Инна. Полина, зная о нем, приехала обсудить, кому он достанется и что с ним делать.

— Не договорились?

— Как понимаешь, нет. Полина нашла для него покупателя из доверенных лиц — понимала, что это опасно, но была готова рискнуть. Она собиралась уехать из страны, деньги бы ей пригодились. Хотела звать сестру с собой.

— А Инна?

— Почему-то была уверена, что сможет выслужиться перед местным начальством, если отдаст перстень им. Глупо, да?

— Особенно для девушки, которую с детства учили прятаться.

— Твоя соседка была избалованной девицей и не дружила с реальностью. Потому она и написала этот бредовый донос на сестру. Возможно, была уверена, что невиновных не забирают — и тем более, что никто всерьез не возьмется за юную провинциалку из семьи вологодского учителя! Наверное, хотела убедить ее, что бежать опасно и бессмысленно, а сделка не состоится.

— Полина погибла?

— Да, почти сразу. Заболела тифом и умерла, еще на этапе, совсем одна. Страшная смерть.

— Страшно жить, зная, что ты в таком виноват.

      

Костя потер переносицу.

— Ладно. Чертовски печально и поучительно, но я все еще не понимаю, что мне делать с этой информацией.

Лиля придвинула к себе чашку и обхватила ее пальцами.

— Знаешь, а я тебе не скажу.

— ?

— Не из вредности. Просто не знаю. Как раз тут тебе предстоит разобраться, ты же это почему-то увидел. Я вижу очень далеко (до стрельцов под стенами и соляных бунтов), но вижу лоскутами, вспышками — и не всегда отличаю от реальности. Ты видишь очень подробно. Пользуйся талантом.

— Наверное, сначала нужно найти перстень. Но куда он делся?

— Отдали какому-то человеку. Мужчине. Дальше все обрывается, я ничего не вижу.

        

***

Наблюдатели нужны, чтобы зло не оставалось без шанса на исправление, а добро — без шанса на защиту. Чтобы нельзя было подменить одно другим. Чтобы перекраивать историю было сложно. Без свидетельств — пусть молчаливых, вынесенных за скобки, отстоящих по времени на десятки и сотни лет, ткань мироздания рассыпалась бы под пальцами чуть ли не в прямом смысле. Рождается мало наблюдателей (или они не выживают, или отказываются видеть) — жди войн и катастроф.

      

Лилька сыпала терминами из квантовой физики о влиянии наблюдателя на ход экспериментов. Костя честно засыпал над блокнотом.

        

— Год назад я была в тысяче километров отсюда. Городок маленький, картинок много. Увидела события, наверное, сорокалетней давности: на пустыре подростки лет 13-ти жгли костер, дурачились, пекли картошку. Платье одной из девочек вспыхнуло. Дешевая синтетика — плавится, припекается к голым ногам. Дети разбежались. Мимо шел парень, молодой пограничник. Задержался в гостях, торопился на автобус. Но пошел на вопли, увидел ребенка — рванул к ней, сбил пламя, помчал в больницу. Спас.

— И?

— Сейчас этому парню 74. Тринадцать лет сражается с саркомой. Из городка давно переехал поближе к детям, в московскую область. Незадолго до моего видения от него отказались врачи — говорили, ну все, иди домой умирай, больше ничего предложить не можем.

      

Потом всплыла та история. Ее должны были лучше помнить и он сам, и спасенная, но почему-то забыли. А я увидела. И оказалось, у него есть малюсенький шанс, дополнительный камешек в чашу весов на его стороне. Совершенно случайно нашлась квота. А еще — молодой и дерзкий врач, который взялся оперировать, чтобы позлить бывшее начальство.

        

Лиля улыбалась.

— Когда мы что-то видим, оно как будто уплотняется. Забыть, проигнорировать уже не выйдет даже если свидетелей не было или они лгут: раствор крепко схватился, зубами не отдерешь. Поэтому надо видеть. Надо высвечивать. Всем людям, конечно, не нам одним. Но иногда есть только мы.

         

— Было бы удобнее думать, что все это совпадения, а мы с тобой уютные шизофреники. — Костя остановился в дверях. — Хорошая история про пограничника, но что мертвые? В смысле, им-то что до наших наблюдений?

— Выспись, — Лиля покачала головой.

          

Он ворочался в кровати так, что несколько раз плотно замотался в простыню, — все без толку. Что-то в истории с Инной и ее несчастной сестрой не клеилось. Сон не шел. Вздохнув, Котян пошлепал в кухню попить воды и выкурить пару сигарет. Что-то упругое, шуршащее, на секунду оказалось под босой ногой. Смятая бумажка.

"Три столовых ложки корня валерианы с горкой...", — прочел Котян старательно выведенные буквы.

Стоп.

СТОП!

Вчитался еще раз:

"Три столовых ложки корня валерианы, цветков пижмы одна ложка..." — волевые, аккуратные, крупные буквы. Яростный нажим. Почерк человека, который привык получать, что хочет.

Что угодно, но не бисерные буковки из инниного доноса. "Может быть, с возрастом изменился", — вскипевший мозг Котяна судорожно искал какое-то логичное объяснение.

Господи. Ну конечно. Как можно было сразу не догадаться!

Час на поиски в интернете. Три минуты на сборы. Полторы секунды на прыжок к соседней двери и протяжный металлический треск звонка. Из глубины коридора зашаркали старческие шаги.

— Ну, здравствуй, Полина.

      

***

— Как ты понял?! Как ты это понял?! — орала, подпрыгивая от восторга, Лилька.

        

Костя возбужденно бродил по комнате в ее квартире и жестикулировал, как опереточная прима.

         

— Не складывался у меня паззл. Мечтательная дева, живет на всем на всем готовом, дядя высокопоставленный — и вдруг донос на родную сестру, которая заехала повидаться. Зачем? Глупость же. Тем более, с мотивом "испугать". Понятно же, что при таком анамнезе замели бы стопроцентно, концов бы не нашли. А Инна не дура. В видении нигде не было именно доноса. Было подозрительное письмо ее авторства с "довожу до Вашего сведения". Да мало ли что и кому!

— Так?

      

Костя прыгнул в кресло. Кресло качнулось, но устояло.

— Так вот, — отозвался он, сверкая глазами, — совершенно понятно, что Инна донос не писала. Я посмотрел еще три партии новых "картинок", получилось вот что: скромная девочка Полина приехала в гости к сестре с мыслью уговорить ту поделить перстень и свалить из страны успешной плановой экономики. Сестра Инна — мечтательница и богемная умница, огражденная от грязи могучим дядей — идею не поддержала. Наоборот, стала уговаривать скорее перстень отдать кому следует, чтобы у мятежной без пяти минут эмигрантки не возникло проблем. Как будто после их сразу простят и полюбят какими есть. Ха!

       

И вот сестры ругаются, конечно. Масла в огонь подливает Вера, моя бабушка. Ее страшно злила Полина, которая предлагала оскорбительные для комсомолки вещи — а Инна не отказалась от продажи кольца наотрез, взяла время подумать.

         

Инна чувствует себя со всех сторон виноватой и пишет другу дяди, главному редактору "Вечерки" Михаилу Позднову: мол, довожу до вашего сведения, что нашла помощницу-стажерку для Вас, Вы искали. Вот, родня моя вологодская, прошу любить, жаловать, оклад не нужен, дайте опыт. Живет со мной, не привлекалась, не замечена, толковая, рекомендую.

           

Лиля подалась вперед, переплетя и сжав пальцы до побелевших костяшек. В профиль она напоминала хищную птицу с гравюры. Костя продолжил:

             

— Хотела устроить ее в Москве. А у Полины случается кровавая пелена перед глазами. Она вспоминает все: как жила у чужих людей, пока сестра в огромной квартире красивым мужикам из театров модные пластинки ставила. Как подрабатывала, пока Инна без спешки себе факультет выбирала, как в огороде копалась с рассвета до заката, пока... В общем, вызверилась на "подачку", припомнила родственнице все, чего была лишена: от круга общения до жемчугов с кружевами.

           

А дальше — Шекспир нервно курит — сестра Полина стряпает безобразный документец, в котором придумывает такое, что у прожженных чекистов волосы на головах шевелятся и кожаные кепки прокалывают. Причем про себя, Полину Сергеевну Скопцову. Мол, приехала тут, собрания организует, и прямо сейчас устав контрреволюционной организации составляет. После переодевается в блузу и шикарное пальто сестры, берет ее документы и спокойно уезжает в театр. Нужные недописанные "доказательства" уже рассованы по квартире в стратегически важных местах.

        

— Почему ее саму не поймали? Почему она не вызвала подозрений?

— Она и вызвала. На допросе рыдала и говорила, что ничего не понимает: приютила мол, девочку из провинции, все ей дала, а она, она! В общем — то же, что делала в соседней камере по-настоящему страдавшая Инна. По-хорошему, в истории разбираться бы никто не стал. Сыграли два фактора…

— Дай угадаю — дядя вмешался?

— Мог бы, не успел. О нем после. Сначала был перстень — первая причина, почему одна из сестер уцелела. А перстень Полина дальновидно увезла с собой в театр в ридикюле.   

            

Лиля пригладила пальцами копну волос. Сощурилась подозрительно.

— Ладно купленные чекисты. Ладно дядя, который ничего не смог сделать. В это я еще могу поверить. Но друзья? Но соседи? Неужели никто не увидел разницы?

            

Костя вспомнил, как исказилось лицо старухи, когда он назвал ее настоящим именем. Столько лет притворяться тем, кем не являешься, уже наказание.

— А вот дальше самое интересное. Инна с дядей до приезда Полины успели пожить в этой квартире около месяца, не больше. Деятельная Инна, конечно, успела примелькаться. Но время было такое: жильцы менялись по щелчку пальцев, то въезжая целыми семьями, то уезжая ночью на неприметных машинах в один конец. Никто из соседей ничего не спросил, все побоялись. Какая-то девочка приезжала и пропала? Мало ли куда она делась. Тут вчера семьи из шести человек не досчитались, а вы говорите. К тому же, сестры (они погодки) были очень похожи, просто изумительно. Но главное не это. Помнишь мужчину, которому она якобы отдала перстень? Чекист. Он жил с ней потом и был прописан, я проверил. То есть, эта история была заранее продумана, понимаешь? И подозревать девицу было некому: у нее все было схвачено.

— Но твоя бабка…

— Знала. И презирала. Была уверена, что Полина найдет средство, чтобы отомстить — мало ли, кто их друзья. Дядя, кстати, тоже пропал. Бабка боялась за семью. А кто бы не стал?

      

***

Автомобильное радио зашипело, защелкало, выцепив неизвестную волну:

— ...по сообщению главного археолога столицы, год выдался чрезвычайно урожайным, — бравурно забасил диктор, — на днях бригада строителей, работавшая над реконструкцией одного из домов в Варсонофьевском переулке, неподалеку от Большой Лубянки, передала ученым любопытную находку: шкатулку со старинным золотым кольцом и документами довоенных лет. Специалисты пока не готовы с уверенностью сказать, кому принадлежали ценностей. Предположительно, хозяин был репрессирован.

        

Волна затрещала.

— Спасибо, Алексей. Немного о происшествиях, — бравурный бас сменился тревожным сопрано, — в центре Москвы по обвинению в мошенничестве и подделке документов задержана пожилая женщина. Следователи признаются — такого они еще не видели: обвиняемой без малого 96 лет! Обман вскрылся совершенно случайно, и помог в этом работник архива, который...

Шипение.

      

— Знаешь, Ань, — Котян повернулся к увлеченной дорогой сестре, — мне кажется, все уже когда-то случалось, и повторяется снова.

— Да? Не замечала.

— Похоже на то.

— И что нам всем с этим делать?

— Не знаю, честно говоря. Например, следить, чтоб не повторялось слишком сильно.

        

* **

 

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
# Нэт 16.10.2018 08:46
Оценка - ноль.
Сама по себе идея такого теневого мира любопытна, однако он выглядит искусственным с той точки зрения, что вроде как есть по-разному одаренные люди, с разной специализацией и функциями, но они никак не организованы при таких-то важных функциях. Лиля действительно выглядит роялем в кустах - с одной стороны она очень много знает, но в то же время - очень мало. Самый яркий персонаж рассказа - безусловно, Анна, однако для композиции именно рассказа она действительно не нужна. Подозреваю, что это либо цикл рассказов, либо часть романа. Сюжет же конкретно этого рассказа начинается, когда Косте приходят видения, связанные с бабушкой и соседкой, и именно это его расследование должно занимать центральную линию, а оно как-то слишком уж скомкано. В целом, такие способности и восстановление справедливости кажутся интересными и из этого определенно выйдет толк.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Shiza 14.10.2018 13:13
Оценка 0. В целом понравилось,хотя начало сильно утомило подробностями ни о чем.
"Серое платье в пол, грубые кожаные сапожки" - если платье "в пол" - откуда видны сапожки? Или девица вышагивала ?
Родная идея (варится в моей голове уже вечность), что "В любом столетии рождаются Исследователи, Воины, Землепашцы, Художники, Врачеватели, Мастера, Менторы, Разрушители — и так далее. Заранее предопределено, что в мир придут люди с теми или иными склонностями. Нужные миру люди." Немножко не в таком виде,но всё равно порадовало сходство мыслей.
Малая детективная составляющая (Полина-Инна) придает сюжету динамизм. Но видно,что это не рассказ - содержание распахнуто на много вперед и нет лаконичного финала.Но было интересно.Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 10.10.2018 11:16
Доброго времени суток, автор

Сама по себе идея приятна – очень бы хотелось, чтобы добрые дела награждались, а справедливость восторжествовала, пусть и через много-много лет. Но исполнение подкачало ((
Начало затянуто из-за разговора с сестрой. Этот разговор нужен если вы захотите переработать рассказ в роман или повесть. К сожалению, автор должен уметь отсекать лишнее, даже если эти сцены вам нравятся или нужны для более объемных форм.

Встреча с Лилей странная и не объясняет, почему она знает больше Кости о происходящем. Как она нашла Костю? Почему других наблюдателей не нашла?

Но самое главное, что непонятен механизм торжества справедливости. В одном случае (с больным парнем) сама судьба вроде воздает по заслугам, а в другом случае – приходится наблюдателям самим вмешиваться (как в случае с соседкой).

Почему судьбе (или каким-то другим высшим силам. Вы их не описываете.) неизвестно о добрых делах до того, как наблюдатели их увидят? Может, их кто-то закрывает от ока судьбы? Нужны антагонисты! Очень нужны! Сами по себе люди совершают разные поступки нужно объяснить механизм. Вряд ли же парень, спасший девочку, совершил только один хороший поступок за всю жизнь. Тогда за что ему послана болезнь? И кем послана? Вы перестраиваете мироздание – придется всё объяснять и логично объяснять!

Жаль, что идея не обрела законченность.

Оценка «ноль»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# alana 08.10.2018 23:41
Ноль. Часть важной информации даётся в пересказе: то некоторые сцены из прошлого мы видим во всех деталях, а то нам о них сообщают по ходу дела. Внезапная Лиля. Много внимания в начале разговору и прогулке с сестрой, в рамках рассказа затягивающих повествование. Но сама история мне очень понравилась.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Madam40K 04.10.2018 09:30
Оценка: +
Один из немногих рассказов на этом конкурсе, героям которого действительно сопереживаешь, их истории интересны, а сами они по-настоящему вписываются в реальность. В такие рассказы верится, будто они списаны с обычной жизни, только читатели пока не знали, что подобное может быть совсем рядом. Хорошая работа. Спасибо автору.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Minikoala 03.10.2018 13:10
0.
Сначала остроумные разговоры с сестрой, даже слишком остроумные, даже устаёшь от этой остроумности. И кажется, что это уже где-то было, все эти подначивания, и помятые герои, и бодрые героини. Потом умные-преумные завихрения сюжета с ложным доносом, которые читать было скучновато. Откуда-то выплыла Лиля, Лиля почему-то ужасно испугалась померещившегося ей дяденьки, и начала звать случайного парня, хотя зачем? Дальше она читает что-то вроде лекции, следовательно, она вроде как опытнее, испуг её неясен. Откуда ей известна вся эта матчасть, неясно. Матчасть немного натянутая какая-то, очень пафосная, ну да ладно. Летописцами я героев бы не назвала, неточное слово для их способности. В целом - никак. Владение словом есть, но идея не зацепила, исполнение тоже не сразило. Сорри и т.д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 30.09.2018 07:03
В тексте есть ошибки, опечатки:

Государство так бережет детей – с маленькой буквы

"Посмотрите", — говорю, — "в эти глаза
– вторые кавычки не нужны

Воздух как в горах, облака как молочная пенка – запятые при сравнительном обороте

то с ним была прямолинейна как камаз – запятая, да и Камаз, да и вообще странное сравнение

Поляны рыжих "ноготков" на бульварах
– без кавычек
и т.д.

Скучно. Начало бездейственное, а ведь если нужна такая экспозиция, можно сделать интригующий пролог.

Тёма, сестра – зачем они? Чтобы рассказать о видениях Кости?

ГГ – Костя – какой-то чрезмерно нервный, странный. Чего он так боится своих видений? Девушку увидел - и все, он в ужасе... К тому же автор показал только одно его видение – в детстве – до изложенных событий.

У меня совсем нет времени, я продолжаю видеть херню, смысла которой не понимаю, и на которую я никак не могу повлиять, и мне нужна твоя помощь. – почему у него нет времени? Видение бабушки – херня?

Роялями выскакивают дядя, Полина, бабушка, редактор «Вечорки» и прочие персонажи.

Лиля – роялем. С чего вдруг Костя понимает, что Лиля тоже видит картинки? Из-за тени от фонаря?
Я так и думал, что появится персонаж, который объяснит ВСЕ. В разговоре, не в действиях. Не ошибся.
Лиля хмыкнула. — Ладно. Начнем с начала. Представь, что у нас лекция.

При этом она, как в плохом сериале, не говорит сразу все:
— Ладно. Чертовски печально и поучительно, но я все еще не понимаю, что мне делать с этой информацией.
Лиля придвинула к себе чашку и обхватила ее пальцами.
— Знаешь, а я тебе не скажу.

— ? (простите, автор, но вот если нет слов, то и не надо)
— Не из вредности. Просто не знаю. – примечательный диалог ни о чем.

Или вот такой:
В смысле, им-то что до наших наблюдений?
— Выспись, — Лиля покачала головой.


Потом вдруг непонятно откуда берутся объяснения (прорезывается автор с какого-то перепугу):
Наблюдатели нужны, чтобы зло не оставалось без шанса на исправление, а добро — без шанса на защиту. Чтобы нельзя было подменить одно другим. Чтобы перекраивать историю было сложно.
При этом возникает противоречие, потому как они не Наблюдатели, а именно перестраивают историю.

Рассказ сумбурный, на мой взгляд, нужно поработать над структурой, свести пересказы к минимуму и сделать динамику. Роль наблюдателей должна быть показана действиями.

И еще, взятая тема, идея - банальна, кто только не писал об этом. Потому нужно найти "своё", оригинальное.

Ноль
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Junto 28.09.2018 18:20
И все-таки, плюс. Но лишнее надо вырезать. Сестру - так уж точно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Берка 28.09.2018 18:36
В рамках рассказа она, возможно, кажется спорной (я не согласна:)).
Но глобально — на этого персонажа у меня большие планы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 26.09.2018 16:16
Тут ниже правильно написали, что с момента знакомства с Лилей повествование начинает нестись вскачь, да причем так резво, что лично я очень быстро начала путаться: кто Полина, кто Инна и причем тут еще и Вера.
Часть с сестрой тут, по-моему, вообще лишняя. ЧТо потеряет рассказ, если ее убрать? А ничего не потеряет, кроме энного количества знаков. Рассказ должен цеплять с первых предложений, а тут не происходит ровным счетом ничего интересного. Нарочито шутящая сестра, вытащившая брата на прогулку - ну и что?
Начать бы следовало с видений героя, а потом уж вписать сестру, если она нужна, по мнению автора.
Про обращение Лили к Косте ниже уже сказали.
Лиля читает Косте лекцию, а у него даже вопроса не возникает, откуда она сама-то все это знает? Зато возникает у меня, как у читателя, а ответа нет.
Потом Костя приходит к Лиле и заявляет, что хорошо натренированный наблюдатель может вызывать нужные картинки. И у нее тоже не возникает вопросов, что ж, мол, милок, ты мне лапшу-то вешал, будто ничего не знаешь?
Потом Лиля спрашивает про перстень, хотя Костя еще ничего об этом не рассказал.
Ну а дальше повествование покатилось таким кубарем, что мне удавалось только за канвой следить, отмахиваясь от то и дело возникающих вопросов: "А это почему?", "А тут что?".
То есть, по-хорошему, нужно перечитывать заново, чтобы разобраться, но мне не хочется.
Идея занятная - это плюс. Раскрыта плохо - это минус. Кавычки при прямой речи неправильно стоят.
Долго колебалась, потому что я стараюсь не ставить минусы, однако есть рассказы, понравившиеся мне намного больше, но из-за недочетов получившие ноль. Поэтому извините, автор, но все же минус.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Берка 26.09.2018 16:33
"Не разобралась, но осуждаю":)
Ваше право, кто ж спорит.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 26.09.2018 16:56
Первая часть рассказа у вас написана нормально, все понятно. Вторая скомкана и сумбурна. Тратить время на детальный разбор не хочу, рассказ мне не понравился. К осуждению это все отношения не имеет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Берка 26.09.2018 18:06
Ваше право не разобраться. И не проникнуться. Не 100 же баксов, в самом деле:))
Есть вещи, в которых я с вами согласна. Есть те, в которых категорически нет, их значительно больше. Например, почему нужна часть с сестрой? Потому что там августовская Москва, она важна, и герой бы ее без сестры пропустил. Сестра - его способ выйти в мир людей из мира картинок и буковок.

Не поняли, кто и кому что говорит? Бывает. Комментаторы ниже справились, у вас такой задачи не было. Снова - ваше право:)) \

Не зацепило с первых строк? Возможно, я - не ваш автор, вот и все. А вы - не моя целевая аудитория. Хорошо, что мы тут все такие разные собрались.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 26.09.2018 18:31
Любой рассказ кому-то нравится, кому-то нет. И любой отрицательный отзыв неприятен. А вот попытки уколоть в ответ, пытаясь стрелки перевести на критика, лишние.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Берка 26.09.2018 19:05
Критиковать можно очень и очень по-разному, согласитесь. И получать ответную колкую реакцию порой вполне логично:)
Хорошего дня.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Luinnon 22.09.2018 11:20
+ Автору и огромное спасибо за увлекательное чтение!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Берка 23.09.2018 17:24
Спасибо, дорогая:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Аллен 21.09.2018 23:49
Здравствуйте, Автор! Мой ПЛЮС.
Спасибо за текст, получила удовольствие!
Понравилось:
1. сама идея что такие наблюдатели могут быть (а почему бы и нет?!)
2. добро и зло не бесследны во времени и обязательно несут последствия для сотворивших их (даже через годы)
3. наблюдатели не просто так "смотрят кино", а "наблюдая", способствуют торжеству... ну, скажем, справедливости.
4. юмор и стиль
На чем споткнулась:
1. герои (кроме старушки) говорят приблизительно одинаково - голосом сестры Ани (прикольный персонаж, кстати!), что наводит на мысль, что говорят они все голосом автора. Юмор спасает, но - герои ж все разные...
2. до момента появления Лилии все идет гладко и логично, потом начинаются перескоки и как бы рваные "кусочки" повествования. Я иногда терялась как Котян с Лилией перемещаются - где они. Вроде вот тут говорили, хлоп - уже вроде в другом месте. По итогу все понятно, но немного озадачивает при чтении. Это легко поправить, буквально парой предложений в нескольких местах.
3. когда Лилия впервые обращается к Котяну за помощью - она же вроде уже "продвинутый" наблюдатель, опытный. Как же она не поняла, что за мужика в красной куртке видит на стене? Зачем ей, собственно, Котян понадобился?
4. видимо из-за малого объема, с середины текста повествование понеслось бурным пересказом. Все быстрее и быстрее. А вот хотелось бы не так быстро ))) история-то интересная
5. финальная фраза "Например, следить, чтоб не повторялось слишком сильно" - увы, я не поняла -
а как это можно сделать? Ведь наблюдатели "разгребают" последствия, но - не определяют будущего.
Возможно, я просто придираюсь, потому что текст мне понравился, а хочется, чтобы было идеально )))
Еще раз спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Берка 22.09.2018 05:28
Спасибо!
На добром слове — мне очень приятно.
И за критику. Все по делу, со многим согласна, вижу куда расти.

(Лиля мастер, но со своими особенностями: видит лоскутами и не всегда отличает "картинки" от реальности - от чего паникует, начинает метаться и искать хоть кого-нибудь, чтобы по нему понять, реальность ли она видит).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lockheart 21.09.2018 23:45
+ хорошая история. Хочется продолжения закрученного сюжета лиги Наблюдателей!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dreamer 20.09.2018 16:21
Браво, Автор! Хороший сюжет, прекрасное исполнение. Мне понравилась мысль о том, что и добро и зло не должны оставаться незамеченными. Понравилась Ваша идея о том, как именно забытые детали обретают четкость и завершенность, в виде последствий. Мой плюс и спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Берка 21.09.2018 15:26
Спасибо! Рада, что вам понравилось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сударыня 08.10.2018 15:52
Мистику не люблю, а тут прочитала от начала до конца, на "одном дыхании". Читается легко, предложения короткие и емкие, сюжет увлекает... Да, не Тургенев и не 200 лет назад написано. Автор владеет словом, возможность роста очевидна и мой ей плюс!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа