Всего произведений – 5076
HORTUS MORTIS
|
Аглая, помнишь, я был моложе,
со мной лежали такие, что
себе завидовал, а ты тоже
крутила головы всяким то-
полям раскидистым, и в ромашках
поляне всей вышибала дух,
а мне и нынче, прости, не страшно,
что за невечный с тобой петух.
Когда ты нежно фиалку грызла,
что я возвел в неуклонный рост,
тебе простил я помехи в числах
цветений и поминальных слез.
Сойду в гербарий, до звезд не выйду,
подвижный космос заставлю не
вращать стальное кольцо обиды –
топить нам нечего вот в вине.
А там мне скажут с такой ухмылкой,
что будто в небе гигантский винт,
на коем Митра, а то и пылкий
Четыре-Буквы вращают длин-
ную цепь тщетной, суетно малой
мирской заботы – да вкривь и вкось.
По этой цепи к ним подымалась
седая, в шкурах женщина Мось.
Я дома: золото вызревает –
не помнит колос про воронье –
со мной летает моя Аглая,
и крылья с точками у неё.
Комментарии
Чудесный стих.
Мудрый и ясный.
Тетраграммону улыбнулся,
И - мой сурок со мною вспомнил.
Крутящая головы Аглая впечатлила.
Да все прекрасно, о чем говорить?
Но почему же так мало?
Вы уж, сударь, по сусекам пометите,
порадуйте нас хорошей поэзией, а то на сайте её кот наплакал.
Прошу сказать что-нибудь, не обязательно одобрительное, о ficwriter.info/.../...
и крылья с точками у неё.
Стихотворение запомнилось. Вот аж до сих пор помнится))
Последние две строчки наводят на размышления... и кажутся мне очень удачными. Но настолько точка. настолько жирная точка стиха - и не только стиха...
Можно крутить смысл и так и этак. Сильная концовка у стиха. Хотя для полного понимания нужно знать, что у этой бабочки "Серебряные пятнышки на обратной стороне крыльев напоминают трупные пятна". Я не знала. Не сильна я в бабочках) зато прочитав авторские уточнения в шапке, полезла искать. Много чего интересного нашла, вообще))
Сильный образ получился. Впечатления - вот конкретно от этих последних строк - целый сюжет рисуется.
Впрочем, он у вас и есть. Я бы еще и иллюстрацию нарисовала, если бы умела))
Хотя мне и не все понятно в стихе - на первый взгляд кое-что может показаться и "некместовым", начинаешь вдумываться - все становится на свои места.
Сойду в гербарий - это тоже нечто...
На определенное состояние сознания и настроения стих ложится вообще как родной, близко-близко))
Ритм понравился.
Пара огрехов все равно есть, что хотите со мной делайте -
топить нам нечего вот в вине.
слово "вот" мне видится явно для соблюдения ритмичности, аж хочется самой перефразировать.
Но не стоит, конечно) дело автора.
Жалко, что автор пропал((
Опять же - я поистине счастлив получить такой комментарий, как Ваш. Спасибо Вам за понимание! Нет же ничего лучше, чем знать, что сделал это не зря, не в пустоту, что хорошему человеку было приятно прочитать и даже захотелось подумать над моими шифровками :)
Насчет слова "вот" - слабое оправдание: оно не совсем для ритма. Оно должно было прижать саркастично-раздраже нную интонацию: "Вот нечего нам в вине топить, да?". Но после инверсии, превратившись в строку, фраза, возможно, утратила этот оттенок.
Вещь сложная и многослойная, но от этого только выигрывает. Причем относится это и к форме, и к содержанию. Но обо всем по порядку.
Для среднестатистическог о читателя, не обратившего внимание на информацию, указанную в шапке, стихотворение предстает романтической историей двух, возможно, уже поживших влюбленных, историей, наполненной не всегда понятными символами и ребусами. Если читатель более или менее чуток, то вполне может уловить смелость и свободу чувств, которая сквозит во всех этих раскидистых полях, ромашковых полянах и т.д. И уж тем более без подсказки читатель не догадается, что Аглая - бабочка, хотя в последней строфе прямое на то указание: "со мной летает моя Аглая,/ и крылья с точками у неё".
Но даже если читатель обратит внимание на шапку, это мало поможет ему разобрать суть описанных вещей при отсутствии осведомленности в области мифологии и религий, а также способности решать ребусы ( пылкий Четыре-Буквы - как указал автор в одном из комментариев, подразумевается Яхве, бог единый).
Но, на мой взгляд, это не проблема автора, это проблема читателя с узким кругозором. Хотя, если хорошенько подумать, то и проблемы-то нет: читая такие произведения, человек пополняет копилку знаний. Конечно, при наличии любознательности.
Повествование идет от лица Смерти, причем Смерть - он. И если рассматривать стихотворение, исходя из этого, светлое, на первый взгляд, произведение приобретает мрачную окраску. Как ни крути, каждый из нас, вне зависимости от достижений, статуса, внешности, каждый все равно встретится со смертью ( со мной лежали такие, что себе завидовал) будь то бабочка (со мной летает моя Аглая) или мифическая женщина-волшебница (По этой цепи к ним подымалась/ седая, в шкурах женщина Мось). И Смерть наверняка знает, что устройство мира не таково, каким его себе представляют люди (А там мне скажут с такой ухмылкой,/ что будто в небе гигантский винт, /на коем Митра, а то и пылкий Четыре-Буквы вращают длин-/ную цепь тщетной, суетно малой мирской заботы). Смерть знает начало, Смерть знает исход, Смерть и есть отчасти мир.
Не менее интересна форма. Автор использует прием, который обозначается в литературе как анжамбеман. Его суть состоит в использовании пауз (цезур) внутри тесно связанной по смыслу группы слов. Опять-таки, для неподготовленного читателя это может выглядеть как отсутствие четкого ритма, а то и вовсе кажется, что автор сбился, как, например, здесь: седая, в шкурах женщина Мось. А надо-то всего лишь сделать пазу перед словом "женщина", и все встанет на свои места. К тому же, автор щедро сдобрил стихотворение разрывами строк, что на некоторых участка действительно создает проблему: Четыре-Буквы вращают длин- / ную цепь тщетной, суетно малой - сложно с первого раза поймать верное ударение в половине "ную". Сложно, но возможно.
В общем и целом, стихотворение хорошо исполнено технически, оно многогранное и запоминающееся. Хочется его перечитывать снова и снова.
з.ы.: Я его уже почти наизусть выучила
Прием с переносом - аж сама попробовала, впервые) интересно и правда.
Спасибо!) Отдаюсь тому, кто возьмет, как и положено автору :))
Хорошо. Исследуем четвертые строчки. (ямб+анапест) - авангардная сложная метрическая структура.
-/-/--/-/ кру - ти - ла - го - ло - вы - вся - ким - то
что - за - не - веч - ный - с то - бой - пе - тух
Тогда в шестом четверостишие читаем: се - да - я - в шку - рах - жен - ЩИ - на - Мось
Первая строчка: ну - Ю - цепь - тщет - ной,- су - е - тно - ма -лой
Простите, что за "нуЮ"? Если это часть слова "длинную", то ударение осталось в предыдущей строфе.
Да, просчитала все, больше сбоев нет. Прошу прощение.
Читалось трудно, сложнейший ритм. Ко -.
лобробит слово на перенос.
К тому же смысл весь сползал улиткой
Потом и вовсе "жинщИна" Мось"
Каюсь, не бред. Но читать это должны только очень эрудированные люди :-)Удачи!
Или это до такой степени гениально, что я еще не доросла до понимания подобного шедевра, или...
По-моему, это бред сивой кобылы. Извините.
Ладно, Бог с ним с сюжетом (наверное, я что-то где-то пропустила по жизни), но ритмика сбита, не повторяется в строфах, хотя по началу позиционировалась, как оригинальная.
А рифма... Вот рифма отличная.
Есть в инете словарь рифм. Можно, его используя, что-то подобное накропать.
Должен заметить, что общий сюжет здесь все же по крайней мере есть; судите сами: образ сада Смерти подразумевает, что цветы, деревья, насекомые и все живое в этом саду суть души умерших. Далее персонифицированная Смерть скептически высказывается о религиозных концепциях и богах (Митра – закон справедливости, Яхве – единый Бог) и о многочисленных ходоках на небо (женщина Мось – ходок ханты-мансийский). Все эти хожения заканчиваются одним – собственно, смертью. Отсюда и кажущийся странным географический разброс упомянутых религий.
А вот насчет ритмики прошу Вас ткнуть пальцем более конкретно, поелику с приемчиками «олег ногой сломал софу \\ как пастернак анжамбеманом \\ строфу» я и правда, видимо, переборщил.
Хорошего дня!
RSS лента комментариев этой записи