Синий сайт

Чат

Вкл/Выкл Звук Смайлы История Легенда Kide Chat
Makschim: Птица спасибо птичка!
Птица: Makschim, да, с пробелами
Makschim: Добрый вечер! А на конкурс "шаги за спиной", 30 тыс. знаков текст для участия это с пробелами?
Кэт: Вечер тёмный, вечер томный...
Всем удачных выходных!
Здесь оставлю чашку с чаем,
А сама... ой, прыг-прыг-прых...
:cup :run_away
Thinnad: :hi добрый день-вечер
Alizeskis: И да - накрутка лайков на конкурсниках не влияют на оценку произведения никак. Только показывают нечестных авторов.
Alizeskis: УВАЖАЕМЫЕ КОММЕНТАТОРЫ! ЧТОБЫ ВАША ОЦЕНКА БЫЛА ЗАСЧИТАНА, ВАМ НЕОБХОДИМО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА САЙТЕ.
Alizeskis: elana, анонс на главной странице, но что б вы не заблудились вот вам прямая ссылка https://ficwriter.info/konkursy-i-turniry/28-konkursy/anonsy/6924-steps-behind-competition.html
elana: Astalavista А где этот анонс? И зачем вообще этот конкурс? Цель его?
Alizeskis: Astalavista, сразу видно новеньких)
Astalavista: Alizeskis, Thinnad, зато весело.
Astalavista: elana, об этом так же сказано в анонсе.
Astalavista: elana, на первом этапе конкурса работы отбираются путем читательского голосования. Читатели оставляют под работой аргументированный комментарий с оценкой: плюс, ноль или минус. По сумме таких оценок и отбираются работы, которые затем будут рассматривать уже судьи.
elana: Здравствуйте всем! Подскажите, пожалуйста, что такое "конкурсное голосование" и для чего оно.
Alizeskis: Thinnad, Каждый раз одно и тоже)) :umora :fasepalm
Thinnad: :lol :lol :lol
Thinnad: Голосование проводится в комментариях
Thinnad: Ребята, кто ставит ЛАЙКИ на конкурсниках, не надорвитесь.
Earths Soul: Доброго. Мы тут как раз мои мозги дегустируем. Присоединяйтесь. Птице нравится.
Aleks_Koyl: Доброго времени суток всем)) :hi
Thinnad: Мозгоклюй))))
Птица: Мозги! Мозги!!
Earths Soul: Almond пускай, я смотрю, птичка любит, сковырну грамульку, угощу)
Earths Soul: Птица мозги-то?)) Да не то слово! :lol
Птица: ...Вкуснятина!
Serpens_Subtruncius: ...и станут белыми и блестящими...
Almond: Earths Soul гляди, мозги засахарятся) :yes
Earths Soul: Окунул ложку в сгущёнку и лизнул :P
Incognito: железку лизни))
Earths Soul: :P
Alizeskis: Almond, ой, ангел мимо пробегал пролетал *помахала вслед*
Almond: :lapki :lapki :lapki
Птица: Ура, он загрузился сам. За ночь осознал свое поведение!
Alizeskis: Я сегодня молодец! Но забыла лечь спать :foxy
Alizeskis: Птица, я тут. Пиши в ЛС, что случилось
ДораШтрамм: Thinnad круто, спасибо!
Птица: Спасите-помогите! Лисичка, вы здесь? Не поможете залить текст из вордовского файла? Опять не грузится редактор. И не загрузится Т_Т
Alizeskis: Agnes, примите личное сообщение, пожалуйста!
Agnes: Всем здравия! Пытаюсь добавить свой рассказ, но при его отправлении всё исчезает... Подскажите, пожалуйста. что за проблема?
GennadyDobr: Птица, лишь бы не серёжка ольховая, лёгкая, словно пуховая ) :)

Выздоравливайте поскорее! Птицы должны петь.
:bolen
Птица: А у меня вот можжевеловая иголочка встала в горле на все утро.
Птица: Любви и вам. Ну, хотя бы фитолюбви С: чисто вегетативные отношения.
Fitomorfolog_t: Привет всем ))
Fitomorfolog_t: Вот что значит проспать! Все уже тут!
Thinnad: «link»
Thinnad: ДораШтрамм признаю. лоханулись немного и не разместили последний список на форуме.
Вот конкурсники:
Aleks_Koyl: Всем привет, очаровательная Джейн меняет место жительства и надеется что с 2019 года она буде почаще заглядывать не только на любимый сайт , но и в собственные дом (кофейню)
ДораШтрамм: Thinnad ну а как теперь найти шорт?
Thinnad: А почему там должны быть работы Кубка? Тот конкурс закончился, новый начался)
ДораШтрамм: Alizeskis я через страницу кубка зашла, щелкнула по ссылке шор и попала на Шаги «link»
Alizeskis: ДораШтрамм, о.о
Ээээ... где такое было?
ДораШтрамм: Люди добрые, а почему шорт "Кубка" превратился в заготовку для новогоднего конкурса?
Thinnad: НЕстрашно) Модерация первого форумного сообщения - это защита от спамеров. Бывают умники, ага)
Птица: Ой, в форуме отписалась два раза, не увидела, что есть премодерация. Амаретто, я нечаянно.
Almond: :lapki :lapki :lapki
elana: Thinnad спасибо! Теперь всё понятно.
Thinnad: Послал в личку
Thinnad: я сейчас сделаю и вам скрин покажу, это очень просто!
elana: Thinnad спасибо! И в первой части (во второй половине) - та же фигня. А как всё-таки это убирается?
Thinnad: Готово)

Только зарегистрированые пользователи могут отправлять сообщения, Регистрация и Вход
Всего на линии: 928
Гостей: 916
Пользователей онлайн: 13

Пользователи онлайн
Melissa
Акселана
Тамерлан
505
Azog
Agnes
Птица
RKaman
Dj_taisauti
Умка
Fire Lady
Fire Lady
Fire Lady

Последние 3 пользователя
Melissa
Акселана
Тамерлан

Сегодня родились
Ada Aki Rashelle Fear Tamila

11567950

 

Интервью с Евгением Селивановым, с руководителем ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец

  Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 

5ND9cURjit4

       

ИНТЕРВЬЮ С ЕВГЕНИЕМ СЕЛИВАНОВЫМ — РУКОВОДИТЕЛЕМ ПРОЕКТОВ ЛИТРЕС: САМИЗДАТ И ЛИТРЕС: ЧТЕЦ

ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ЛИТРЕС

     

   

Здравствуйте, уважаемые пользователи и гости сайта.

Возможность пообщаться напрямую с руководителем одной из самых крупных издательских платформ — редкий случай. Нам посчастливилось.

Гостем «Синего сайта» стал Евгений Селиванов — руководитель проектов ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец компании «ЛитРес» — самой большой библиотеки электронных книг России, лидера на рынке лицензионных электронных книг России и стран СНГ.

По данным портала adindex.ru рынок электронных книг неустанно растёт, и по оценкам экспертов его рост в 2018 году составит порядка 85%. В этой связи нам, авторам, ищущим дорогу к своему читателю, особенно интересны услуги «проводника» в мир электронных книг — издательской платформы ЛитРес: Самиздат. В сегодняшнем разговоре мы ответим на самые волнующие вас вопросы, выясним нюансы работы портала, его планы и выведаем самые тайные тайны.

Вы готовы? Тогда мы приступаем!

Как пишет о себе Евгений, он родился и вырос в Волгодонске, окончил РГУ по специальности социология. Из увлечений особо выделяет книги, музыку, спорт и видеоигры. По данным вездесущего Фейсбука — женат, растит дочку.

   

  

О СЕБЕ:

  

Расскажите немного о себе: где и когда родились, где выросли, что окончили, какие у вас увлечения.

  

Евгений:

Почему-то сразу вспомнились «Семнадцать мгновений весны».

Коротко обо мне:

— родился и вырос в Волгодонске, есть такой город в Ростовской области, он находится у Цимлянского водохранилища, соединившего Волгу и Дон;

— окончил РГУ (специальность: социология);

— увлечения: книги (о них подробнее ниже), музыка, спорт, видеоигры.

  

Как вы стали руководителем Литрес: Самиздат?

Евгений:

Самый короткий ответ такой: очень люблю книги. И осознанно выбирал книжную отрасль, в которой проработал уже 11 лет, начав когда-то с книжной аналитики. Изучил за эти годы индустрию с самых разных сторон, в том числе, довольно долго — целых 5 лет — проработал в литературном агентстве ФТМ, одном из крупнейших литагентств в мире. Можно сказать, что движение к тому, чем сейчас занимаюсь, было поступательным и естественным.

  

Что вы считаете в своей работе самым трудным?

  

Евгений:

Отдыхать. Серьезно: дел всегда очень много, работа интересная и многообразная, она преследует в рабочее время и по его окончании, не оставляет в покое на выходных и даже в отпуске. А ведь отдых необходим, иначе где взять силы на новые подвиги?)

  

А сами вы любите читать? Нет усталости от книг? Какой формат удобнее — электронный или бумажный?

  

Евгений:

Я очень люблю читать книги. С самого раннего детства книги меня окружали и преследовали. Не влюбиться на всю жизнь было просто невозможно. Поэтому искренне не понимаю, как вообще можно устать от чтения.

А вот выбирать, как именно читать — можно и нужно по ситуации. Когда едешь на работу в автобусе — наверное, можно взять с собой томик и читать в дороге. Но электронная книга в этой ситуации гораздо удобнее. А вот дома перед сном можно взять с полки огроменную книжищу энциклопедического формата и наслаждаться самим процессом перелистывания страниц не меньше, чем содержанием.

Как человек, выросший на бумажных книгах, я никогда не перестану их любить. Но не признать, что электронная книга во многих случаях удобнее — невозможно.

  

fH8CZW4ky4Y

   

   

О ЛИТРЕС: САМИЗДАТ

   

Как возникла идея создать такую платформу? Легко ли получилось, или все-таки «через тернии»?

  

Евгений:

Для компании ЛитРес движение в сторону создания самиздат-площадки тоже было поступательным и естественным. Мало кто знает, но прямые договоры с авторами мы заключали чуть ли не с самого основания компании. Другое дело, тут всегда велась точечная работа, огромное количество авторов, желающих попасть на ЛитРес, привлечь к сотрудничеству не было никакой возможности. Во многом поэтому и появился сервис ЛитРес: Самиздат. Альфа-версия сервиса, кстати, была запущена еще в 2015 году. А 16 декабря 2016 года состоялся полноценный релиз проекта.

Конечно же, развитие такого сложного проекта немыслимо без «похода по граблям». А прямо сейчас мы находимся на такой стадии развития, когда работы — непочатый край, делать нужно все и сразу… Поэтому я очень признателен нашим пользователям, которые постоянно делятся впечатлениями о работе сервиса, дают обратную связь и помогают нам становиться лучше.

  

У вас много раскрученных конкурентов. Что вы считаете самым главным достижением ЛитРес: Самиздат как платформы для авторов?

  

Евгений:

Отсутствие лишних звеньев на пути от файла к читателям. Магазин электронных книг ЛитРес — лидер рынка электронных книг, многомиллионная читательская аудитория (более 20 миллионов на текущий момент) скорее заметит и прочтет книгу даже никому пока не известного начинающего автора. Очень много интересных наработок у нас поэтапно реализуется именно в этом направлении.

  

Ваши коллеги, издатели — ваши конкуренты или вы работаете в тандеме?

  

Евгений:

Мы делаем все возможное для того, чтобы о книге нашего автора узнало как можно больше читателей, а это означает и системную работу, сотрудничество с крупными издательствами. Можно даже представить такую цепочку: автор публикует книгу через сервис ЛитРес: Самиздат, книга попадает на ЛитРес, OZON.ru, Google Play и другие площадки. И сразу оказывается в фокусе внимания издателей, с которыми мы сотрудничаем. Причем, что особенно важно, мы рекомендуем к публикации не только книги, ставшие хитами продаж, но и перспективные новинки. И издатели к нам прислушиваются, что не может не радовать.

  

В этом году благодаря платформе ЛитРес: Самиздат запущено несколько крупных конкурсов — Детской и юношеской книги и премия «Электронная буква». С огромным по нынешним временам призовым фондом в 10 миллионов рублей. Какие задачи вы ставите перед собой в этой связи? Каковы ваши ожидания?

  

Евгений:

Основная задача премии — открывать новые имена в литературе, делать их доступными для широкой читательской аудитории. Все, что я обозначил выше, мы активно задействуем в отношении премии Электронная буква. Подождите совсем немного — 5 сентября мы объявим шорт-лист этого сезона, и во время объявления будет сделано несколько очень важных анонсов. Не хочу раскрывать заранее все карты, но это будут очень радостные для наших авторов изменения.

  

Какие конкурсы в 2019 году вы планируете?

  

Евгений:

Помимо Электронной буквы, которая будет существовать как ежегодный конкурс, мы планируем проводить конкурсы разного «калибра» — с различными условиями и призовым фондом. Подробнее ответить не могу — подождите 5 сентября, там и об этом будет кое-что сказано.

  

Ходят слухи, что в самиздат идут те авторы, книги которых не принимают издательства, потому самиздат многие считают «второсортной» публикацией. Как вы к этому относитесь?

  

Евгений:

С пониманием.

У традиционного издательства всегда была и будет относительно небольшая пропускная способность (допустим, абстрактно, у издателя по плану выпустить в этом месяце 10 наименований отечественной фантастики — а ему присылают несколько сотен) — это с одной стороны, а с другой стороны, издатель, выбирая между единственной книгой начинающего автора и целой серией книг уже зарекомендовавшего себя автора с понятной историей продаж — скорее выберет второго просто потому, что рисков меньше и результат более предсказуемый.

И вот начинающему автору отказывают, а, возможно, до его рукописи вообще не добираются, потому что он один из тысяч таких же точно. И автор, отчаявшись, идет публиковать свою книгу самостоятельно...

Мы, к счастью, живем немного в другой реальности. Где за последние годы с развитием интернета, мобильных гаджетов и привычки читать электронный текст с экрана появилась хорошая альтернатива для старта. Самиздат позволяет быстро написать книгу, быстро ее опубликовать, быстро получить обратную связь и сделать выводы. В процессе еще и заработать денег (не только покрыв все расходы на подготовку и публикацию, но и заработав на дальнейшие эксперименты).

Вот вам по памяти расценки 10-летней давности одного из лидеров российского издательского рынка:

 — эксклюзивные права на 5 лет на все подряд (включая право на переработку, экранизацию и перевод на другие языки)

— роялти 5% от отпускной цены книги

— периодичность выплат роялти — раз в полгода

Максимум, на что мог тогда рассчитывать начинающий автор — аванс, который рассчитывался как планируемый тираж, помноженный на ставку роялти. Иногда сумма удваивалась, если издатель изначально планировал делать допечатку. В «живых деньгах» выходило несколько десятков тысяч рублей. И это была зачастую единственная сумма, которую получал автор на руки за все пять лет. И никуда он больше податься со своей книгой не мог, потому что эксклюзив «держал» издатель (а на других условиях публиковать книгу просто отказывался).

Сейчас воспринимается почти как страшилка, а ведь тут ничего выдуманного.

Видите, как сильно все изменилось?

Самиздат-сервис сейчас — это и тестовая площадка, и гибкий инструмент продвижения, и хороший источник заработка. Ну и самое главное — это дополнительный аргумент для издателей. Книга, зарекомендовавшая себя в самиздате, имеет повышенные шансы быть опубликованной в серьезном издательстве. В котором работают профессионалы, уж точно не считающие самиздат «вторым сортом».

     

  

m QKmZ1WDzk

  

ОБ АВТОРАХ ЛИТРЕС: САМИЗДАТ:

  

Как вы работаете с авторами (речь о корректуре, редактуре, оформлении — или все это на совести автора?)?

  

Евгений:

Прямо сейчас мы по очереди запускаем ряд услуг допечатной подготовки: корректуру, редактуру, верстку, отрисовку обложки и так далее. А также готовим к релизу несколько полезных инструментов (в дополнение к уже имеющимся), которые помогут авторам самостоятельно опубликовать книгу в наилучшем виде.

Как это будет работать в комплексе? По стандартной схеме: загрузил свои файлы и самостоятельно привел их в порядок с помощью предложенного нами инструментария, либо использовал сторонний инструментарий, либо заказал у нас соответствующую услугу. Естественно, каждую такую услугу придется оплатить. Так и работает Freemium-модель: ты или прикладываешь необходимые усилия и делаешь все сам (что полностью соответствует логике самиздата в его глубинном понимании), либо доверяешь специалисту выполнить за тебя ту или иную работу. Важен результат — привлекательная книга, на которую сразу обратят внимание читатели, заинтересовавшись обложкой и не споткнувшись о лишние запятые в аннотации ознакомительном фрагменте.

Мы прикладываем отдельные усилия для того, чтобы делать все составляющие нашего сервиса более простыми, логичными, доступными, а также регулярно обновляем базу знаний и организуем вебинары. Потому что точно знаем: можно опубликовать книгу с помощью нашего сервиса — а потом зарабатывать сотни тысяч в месяц.

   

В случае продолжения роста электронной книги, будет ли ограничение доступа к публикациям в виде экспертных оценок, заключений комиссий?

  

Евгений:

Мне кажется, в формулировке вопроса заложено некоторое непонимание того, как устроен рынок электронных книг и рынок книгоиздания вообще. Если обозначить сроки совсем коротко и схематично:

— написать книгу — от 2-3 месяцев и больше;

— сделать корректуру — около недели;

— сверстать книгу (разметить нужными стилями) — до 2-3 дней;

— подготовить хорошую обложку (от 10 минут до месяца, зависит от способа);

— дождаться проверки книги и подтверждения того, что она отправилась в очередь на публикацию (еще до недели).

Когда мы говорим об электронном селфпаблишинге как направлении — подразумеваем и условную безразмерность полок, и быструю публикацию, и гибкое управление процессом. Совсем в двух словах, Самиздат — это быстро и без ограничений.

А традиционное книгоиздание — это издательский план, рациональное распределение ресурсов на всех стадиях подготовки и так далее. Традиционное книгоиздание всегда будет работать с одной скоростью, а селфпаблишинг — с другой. И правила публикации совсем разные. Не думаю, что когда-либо доступ к возможностям такого сервиса, как наш ЛитРес: Самиздат, будет как-то искусственно ограничен. Но — если начнут появляться полноценные издательства, ориентированные на издание электронных книг (с точно такими же процессами, какие сейчас построены в Эксмо или АСТ), или же упомянутые издательства активнее начнут заниматься электронными книгами — это всегда будет связано и с экспертизой входящего «потока» рукописей, и с внимательным обоснованным выбором, и с утверждением издательского плана.

  

Появятся ли на Литрес: Самиздат впроцессники — незавершенные произведения, произведения в процессе написания? А возможность общения между читателем и писателем?

  

Евгений:

Это было бы очень логичным развитием нашего сервиса. Я об обоих направлениях. Поэтому — следите за новостями и анонсами, и то и другое, вполне возможно, появится у нас в обозримом будущем.

  

Многих авторов интересует возможность продвижения. На онлайн встречах вопросы об этом неоднократно поднимались. Но до сих пор подобного сервиса нет, даже за деньги. В чем здесь загвоздка? Вы хотите держать вопрос лидерства на ресурсе под контролем?

  

Евгений:

Скорее, хотим сделать все правильно. Продвижением книг мы занимаемся уже сейчас: например, перспективные новинки и лидеры продаж попадают в специальные рассылки. Это мы делаем по своей инициативе и планируем и дальше развивать это направление. Вместе с тем, в самых ближайших планах — дать автору инструменты для продвижения своих книг на наших ресурсах. Сюда войдет и организация собственных кампаний продвижения, и реферальные механизмы, и ряд других инструментов.

  

Не рассматриваете ли вы возможность выведения заработанных роялти не ежеквартально, а ежемесячно?

   

Евгений:

Понимаю, что это один из самых «болевых» вопросов для любого автора — возможность получать заработанные роялти максимально быстро и удобно. Мы это понимали и изначально пошли по пути автоматизации выплат — чтобы деньги можно было получать не в какой-то длительный срок после того, как оставлена заявка — а в любой удобный момент. С одной платежной системой у нас этот проект не получился, зато этот опыт нас многому научил, и нового партнера мы подбирали более тщательно.

Поэтому план такой: сперва мы возвращаем удобный моментальный вывод роялти по запросу, а затем уменьшаем отчетный период. Меньше всего хочется снова наступить на те же грабли, что и в первый раз, поэтому мы должны убедиться в том, что все работает хорошо в ежеквартальной схеме, а потом уже двигаться дальше.

  

Вы любите авторов? Какие полезнее для ресурса — работающие стабильно и послушно, или выдающие спорные произведения и нерегулярно?

  

Евгений:

О, провокационные вопросы!

Идеология сервиса ЛитРес: Самиздат предельно демократическая: разрешено все, что не запрещено. Поэтому мы любим и публикуем всех, кроме тех, кого нам запрещает публиковать применимое законодательство.

  

Что отличает хорошего автора от плохого? Быть графоманом плохо? Нужно ли давать «плюшки» первым и шанс вторым?

  

Евгений:

Писательское ремесло — точно такой же труд, можно (и нужно) совершенствовать свои навыки постоянно. Все мемуары известных писателей — тому подтверждение. Хорошего автора отличает от плохого, на мой личный взгляд, то, что хороший автор не просто талантлив «на входе» — он постоянно растет над собой и учится писать все лучше и лучше. В остальном — наш сервис дает равные шансы всем, и более того — все «плюшки» хороший автор получит как заслуженное вознаграждение. Проще говоря, плюшки автору выдаст благодарный читатель. А мы сделаем все для того, чтобы читатель не прошел мимо.

  

Как стать топовым автором на вашем портале?

  

Что бы вы посоветовали автору, который только решает — публиковаться у вас или нет?

  

Евгений:

Уместно на оба вопроса будет ответить разом. Секрет успеха — загадка для всех. Если бы издатели точно знали, как зарабатывать максимум денег в единицу времени — они бы уже давно насытили рынок такой и только такой литературой. Но никто точно не знает, в чем секрет успеха. Все гадают — и порой ошибаются. Или, наоборот, внезапно что-то «стреляет», хотя никто и не ожидал. История знает немало примеров одного и другого.

Поэтому могу дать только два совета, которые хуже точно не сделают — и повысят шансы на успех:

— пишите хорошо и еще лучше «пакуйте» написанное.

С первым понятно. Повторю еще раз то, что написал выше: писательское ремесло — это труд. Как любое другое ремесло. Думаете, ваш любимый певец с рождения так хорошо поет? На самом деле, его учили правильно интонировать, правильно дышать, отдельно работали над дикцией и регулярно мучали распевками. Теперь по поводу «упаковки». Во-первых, это редактура и корректура. Никто вам точно не простит неправильного употребления «тся» и «ться», но найдутся и те, кто обидится на не столь очевидное «в конечном итоге». И это я говорю только о технической редактуре и корректуре. Есть еще и литературная редактура, о которой нельзя забывать. А после — уже готовый текст надо аккуратно разметить тегами, чтобы и заголовки все были на месте, и сноски стали именно сносками, а не странными врезками в основной текст.

— всегда держите в голове, для кого вы пишете.

Тут все интереснее. Ведь писать можно и для себя самого. Но тогда и публиковать книгу нигде не надо, достаточно будет хранить ее рядом с собой в удобном виде. Если же вы пишете для кого-то еще — значит, вы должны свою аудиторию понимать. В идеале — тонко ее чувствовать и представлять, как с ней общаться. Общаться со страниц книги, общаться теми идеями и мыслями, которые вы туда вкладываете. И общаться напрямую — в сообществах, социальных сетях и так далее. Это поможет и аннотацию правильную написать, и обложку нужную придумать, и, возможно, посмотреть другими глазами на свой текст и что-то в нем подправить.

   

   

О ЛИТЕРАТУРЕ:

  

За прошлый год оборот электронных книг в России увеличился на 41%. Это мегакруто. Немаленькая часть этого роста пришлась и на ресурсы самиздата. Что вы ожидаете в 2018-2019 годах? Люди действительно стали больше читать?

  

Евгений:

Действительно, это здорово. Растет читательская аудитория, многие привыкают к легальному чтению, осознавая все его преимущества. Зачастую книга (особенно те самые «впроцессники», которые вы упоминали выше) не боится конкурировать с другими видами досуга — теми же сериалами. И находит свою аудиторию. Мы ожидаем, что эта привычка к чтению как к одному из способов провести досуг — будет только усиливаться. Чтение как развлечение, чтение как обучение… Читая книгу, можно преследовать разные цели. И статистика нас очень радует: читателей становится все больше.

  

Книги каких жанров сейчас входят в «моду»? Вообще — есть ли разница между электронной и бумажной книгой с точки зрения популярности жанра?

  

Евгений:

Есть разве что самые общие различия, которые последовательно преодолеваются электронной книгой по мере развития технологий. Ну, например, возьмем комикс — как наиболее «бумажную» историю. Цветная печать, большой формат, весь смысл в иллюстрациях — казалось бы, что здесь остается электронной книге? Но появляются смелые решения, позволяющие удобно читать комиксы даже с экрана небольшого смартфона. Понимая, что аудитории это интересно и будет пользоваться спросом, мы разработали приложение Comics Time — и не ошиблись.

У разных читательских групп «в моде» разное. Есть, например, янг эдалт — он в некотором смысле не устареет никогда, хотя более тонкие настройки внутри направления будут постоянно меняться. Сейчас мы видим растущий интерес к современной внежанровой прозе, но и жанровые направления развиваются. Фантастика — смотрите, как сильно она изменилась за последние двадцать лет. Можно сказать, неузнаваемо изменилась. Тем не менее, интерес читателей к фантастике по-прежнему велик. У нас в ТОПах продаж очень много фантастики и фэнтези. Это значит, что читательская аудитория ЛитРес активно ищет новые имена и сюжеты и осмысленно находит эти книги. И не боится знакомиться с «никому не известным» автором.

В остальном — ответ на вопрос о жанрах тесно связан с теми советами, которые я подробно изложил чуть выше. Надо понимать, для кого ты пишешь — особенно если ты выбрал какой-то определенный жанр. То есть, если это фантастика о попаданцах — значит, надо точно представлять, какие именно сюжеты сейчас популярны у любителей этого направления, о чем они думают и чему радуются.

   

Что популярнее — книги отечественных авторов или зарубежных?

  

Евгений:

Мне кажется, я понял, к чему был вопрос — поэтому постараюсь ответить на него в таком ключе: конечно же, можно привлечь читателя, спрятавшись за красивым англоязычным псевдонимом. И это неотъемлемое авторское право — придумывать такие псевдонимы, которые помогут книге, помогут стать ближе к аудитории. Особенно если ты как автор берешь благозвучный англоязычный псевдоним и переносишь действие в реалии американской глубинки. Но и родные, «русскоязычные» имя и фамилия ничуть не хуже, на мой взгляд.

В конце концов, читателя привлекают классные сюжеты, глубокие образы, мастерство слога… Хорошая литература не имеет прописки.

  

Как вы считаете, формируют ли площадки, как ваша, литературный вкус читателя?

  

Евгений:

Хочется верить, что литературный вкус изначально формируют родители и школа.) К нам приходят читатели с уже сформировавшимися предпочтениями. Но, конечно же, они продолжают постоянно эволюционировать, их потребности меняются. Я бы развернул вопрос так: найдутся ли среди литературы, публикуемой с помощью площадки ЛитРес: Самиздат, такие книги, которые не стыдно будет рекомендовать к прочтению даже самому взыскательному читателю? Да, конечно. Найдутся ли среди этих книг такие, которые способны, так скажем, навредить неокрепшим умам? И это возможно.

  

Банальные, но продающиеся сюжеты — это зло, потому что рутина, или добро, потому что всё-таки делает чтение массовым и финансовая выгода важнее?

  

Евгений:

Банальные сюжеты никогда не продаются хорошо, по крайней мере, если у книги «банальный сюжет», но она при этом хорошо продается — значит, у книги есть какие-то другие неоспоримые достоинства. Почему-то она очень интересна аудитории, а почему именно? Отсылаю к тому, о чем писал выше: автор умудрился попасть в цель? Ему повезло? Или он осознанно помог успеху, сделав все как следует? Может, у книги сюжет банальный, но язык настолько хороший, что оторваться невозможно?

  

Можете ли вы прогнозировать полное (или почти полное) вытеснение бумажной книги электронной? Если да, то когда это произойдет?

  

Евгений:

Нет, этого не случится никогда. С развитием технологий электронная книга может «захватить» какие-то жанры или ниши, это уже сейчас происходит на англоязычном рынке. Но я считаю, что бумажная книга никогда не исчезнет. Хотя бы как артефакт. Куда ж мы без шелеста страниц?

  

Спасибо, Евгений!

  

Надеемся, наша беседа оказалась для вас полезной, страхи и сомнения рассеянны, вы полны оптимизма и желания работать, и — главное — ваше желание выбираться из тени неуклонно растет.

А мы благодарим нашего сегодняшнего гостя, руководителя проектов ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец Евгения Селиванова, за интересную и откровенную беседу и желаем ему новых успешных проектов и стабильного роста для уже существующих.

   

Для Синего сайта беседу вела: Евгения Кретова

 

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку — плюс, минус либо ноль с обоснованием этой оценки.

Помним: минус — работа плохая, негодная.
Плюс — работа хорошая, качественная.
Ноль — работа средненькая, либо плюсы уравновешиваются минусами.

Комментарии   

 
# Amidas 14.08.2018 14:26
Огромное спасибо за интервью. тема электронных изданий правда очень обширна. Часто сейчас встречаю вопросы на некоторых форумах и группах в соц. сетях: "Только электронное издание или будет ещё и печатное?"
И поражает реакция некоторых товарищей, когда им говорят что книга издаётся только в электронном формате, то сразу слышится: "Не, тогда читать не буду".
Блин, ну если издательство заморочилось выпустить книгу под своим именем, нарисовала обложку и активно пиарит книгу, то наверное она ничем не уступает печатному изданию. Хотя, если взглянуть на книжные полки, то там такого увидеть можно, что волосы дыбом встают.
В любом случае, спасибо большое Евгению за то, что уделил время. И спасибо огромное Евгении за то, что провела такое замечательное интервью.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Amaretto 09.08.2018 11:31
Огромное спасибо за интервью! Было очень интересно узнать об истории создания площадки.
Мир развивается, с каждым днем у нас становится все больше возможностей разнообразить любую сферу жизни. Чтение и писательство - не исключение.
Такие электронные публикации - это очень удобно и современно.
Жаль, что пока что не все люди относятся к электронным изданиям серьезно, но это вопрос времени)) Новые вещи не сразу переростают в привычки, но скоро по статусу электронные публикации не будут уступать печатным.
Даже сейчас успех уже измеряется в количестве читателей, готовых заплатить за книгу, независимо от формата. И скоро издатели печатной литературы будут сами обращаться к популярным сетевым авторам, у которых давно есть подготовленная читательская аудитория и проведена рекламная кампания.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Кретова Евгения 09.08.2018 17:53
это не "уже скоро", это уже сейчас. Одна из самых успешных серий АСТ - Звезда Рунета (триллер, любовный роман, любовное фэнтези и пр. по жанрам), то же самое в АСТ мейнстрим - Онлайн бестселлер. Новые имена "заходят" на книжный рынок через крупные конкурсы или сеть. В жанровой литературе, конечно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Fitomorfolog_t 09.08.2018 00:10
Большое спасибо и Евгении, и Евгению. Ох, вопросов много, но они пока не дозрели до кондиции. Очень радует, что читателей так много; я тоже очень многое скачиваю на ЛитРесе, и вижу, насколько удобнее со временем становится сайт.

Евгений, в чём Вы видите преимущества "ЛитРес: самиздат" перед другими площадками? И много ли их - "таких"? У меня ощущение, что ЛитРес во многом - первопроходец. Видимо, в любом случае, со временем подобных площадок станет сильно больше.

Цитата:
Мы прикладываем отдельные усилия для того, чтобы делать все составляющие нашего сервиса более простыми, логичными, доступными, а также регулярно обновляем базу знаний и организуем вебинары.
Меня и радует, и пугает упрощение публикаций: не приведёт ли это к снижению планки у читателя? Это же - ну, в моём непрофессиональном представлении - система с гибой обратной связью: литература воспитывает вкус, но и сама зависит от вкусов читателя.

Цитата:
Хочется верить, что литературный вкус изначально формируют родители и школа.)
Угу, стараемся )) Но, увы, всё упирается в кадры, и картинка в целом по стране не очень-то радужная. Так что, будучи "с другой стороны", я часто думаю, что литературный вкус формируется как раз вне школы. Может, правда где-то посередине?

Очень интересно было читать такие обстоятельные ответы )) И подумать есть над чем! Постараюсь сформулировать вопросы, как только информация уляжется в голове. Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Кретова Евгения 09.08.2018 05:00
Площадок много. Везде свои плюсы и минусы. Чтобы их осветить, наверно, нужна отдельная статья.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# IrinaMamontova 13.08.2018 19:06
Я, как маркетолог, одним из важных преимуществ сервиса вижу статистику. В начале года мы ее обновили, теперь графики меняются в зависимости от периода и наглядно видно все изменения с книгой. Сколько раз купили, сколько - прочитали в онлайн-библиотеке, сколько роялти с каждой продажи - за любой период времени. Кроме того, статистика обновляется каждый час. Так что рекламные кампании отслеживать можно очень наглядно.

Насчет первопроходца - это смотря в чем. У каждого из сервисов самопубликации есть свои "изюминки", в которых каждый сервис - первопроходец. Так что тут и правда нужна отдельная статья :)

Про упрощение публикации - речь о простоте самой процедуры. У нам ведь приходят и авторы, плохо знакомые с компьютерами. Кому-то сложно даже загрузить фотографию, к примеру. Кто-то по старинке печатает рукопись на печатной машинке, кто-то вообще пишет только от руки. В идеале хотелось бы, чтобы и такие книги не пропадали, чтобы они нашли своего читателя и были доступны и будущим поколениям.
Кроме того, чем проще автору загрузить книгу, тем больше времени он может потратить на писательство. Так как у некоторых авторов "борьба с системой", то есть загрузка книги, забирает очень много времени и сил. Как раз вот это мы и стараемся упростить.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 08.08.2018 22:59
Огромное спасибо Евгению за такие подробные ответы на важные для любого автора вопросы. Очень хорошо, что такие площадки появляются и развиваются. Приятно читать, что в будущем они станут еще удобнее )) Спасибо вам ))

А Евгении Кретовой большое спасибо за интересное интервью.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Нерея 08.08.2018 21:26
Интересное интервью, есть, о чём подумать. Ну и, конечно, примерить на себя, куда без этого. О сервисе слышала, но не более, как-то не представлялось шанса (или времени, или сил) разбираться более глубоко. Во всяком случае до нынешнего момента :D

Мне кажется, что печатная книга (даже в качестве того самого артефакта) всё равно будет, хм, конечной целью любого автора, потому что статус. Несмотря на удобство и, вероятно, более ощутимую финансовую выгоду от публикации книги в интернете, если она есть. Хотя опять же, зависит от автора, наверное.

Вот так вот попадаешь на ресурс и думаешь - боже ж, сколько авторов и книг )) Неужели найдётся столько читателей. )) И это, я так понимаю, только верхушка айсберга.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# IrinaMamontova 13.08.2018 19:00
Копать тут можно глубоко, да :)
И печатная книга действительно пока является для авторов неким артефактом, фактом признания их как писателя. Но мы и тут помогаем - можно заказать тираж, а можно разместить книгу в интернет-магазинах с помощью печати по требованию.
Хотя и с издательствами тоже сотрудничаем, стараемся предлагать им хорошие тексты, в которые сами верим.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Thinnad 08.08.2018 19:36
Читал длинное и интересное интервью и ухмылялся – ну вот же человек кропотливо и искренне отвечал на бесчисленные вопросы противных авторов и почти нигде не уклонился от ответа)
Читал, и у меня возникали реплики и вопросы по ходу дела.

«Поэтому я очень признателен нашим пользователям, которые постоянно делятся впечатлениями о работе сервиса, дают обратную связь и помогают нам становиться лучше» – да вот хочется к вам пойти, даже, скажем, намеревался это сделать. Но когда узнал, что для публикации автору нужно чуть ли не фото в фас-профиль-полный рост-флюорографию предоставлять – так и не стал заходить. Это чересчур. Я противник такой полной и «раздевающей» деанонимизации без крайней нужды. А прикиньте, если у автора шрам через всё лицо или ноги на голове, и он принципиально не имеет художественного фото? Или он просто стал жирным и лысым и стесняется этого? Он не должен унижаться, чтобы опубликовать свой текст.

«Самиздат позволяет быстро написать книгу, быстро ее опубликовать, быстро получить обратную связь и сделать выводы» – о, а как быстро написать книгу? Хочу!

Я так понял, что никакой модерации и фильтрации контента по качеству нет, не предвидится и вообще это неправильно и даже дискриминационно. Нет ли такой проблемы, что волна некачественного контента отбирёт массового читателя у писателей с качественным контентом? Ведь очень большому проценту читателей по большому счёту плевать на качество – ищут клубничку, кровькишки и прочие стимуляторы. Это звучит пошло, но литература развивает вкус так же, как его развивает еда, и нет ли опасности, что массовые пирожки с собачатиной оставят без прибыли мастера колбасного цеха?

Из вопроса про графоманов мне стало интересно: графоман – это тот, кто пишет плохо?

Из вопроса про зарубежное авторство. Как думаете, почему у читателя такое массовое и рефлекторное доверие именно зарубежным авторам? У меня, скажу честно, есть желание ответить на вопрос в духе: в руслите мучаются все: автор, герой и читатель. Но на самом деле вот сейчас моден, например, жанр тёмной фэнтези – и что? Картина та же. Более того, зарубежному автору прощается то, что много кому не простилось бы. Интересно, почему, на ваш взгляд?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Кретова Евгения 09.08.2018 05:04
На счет регистрации: фото остается в личном кабинете автора, на сайте оно не публикуется. Нужно для подтверждения личности при проведении финансовой операции (перечисления роялти). При заключении издательского договора тоже указываются платежные реквизиты и направляется оригинал договора. Здесь обмен оригиналами юридических документов заменен фотографированием. При неисключительной лицензии и бесплатном размещении текста на сайте ничего этого, кстати, не требуется.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Li Nata 09.08.2018 13:32
Погоди-погоди, Жень.
При неисключительной лицензии и бесплатном размещении текста на сайте ничего этого, кстати, не требуется.
то есть при исключительной требуется. Означает ли это что Литрес приобретает на текст автора исключительное право - то есть "это возможность использовать результат интеллектуальной деятельности (в нашем случае текст) любым незапрещенным способом" (с) ?
Вопрос. К тебе или к Ирине, или к Евгению.
С бесплатными публикациями мне все понятно - размещенный на Литресе текст я могу дальше публиковать где угодно по своему усмотрению.
А если это платно? Тогда исключительное право - у Литреса? И я НЕ МОГУ распоряжаться своим текстом по своему усмотрению? Да, я знаю, что ЛитРес размещает книги на разных площадках - для этого им надо особые права - но я так же знаю, что авторы, продавая книгу на ЛитРесе, прекрасно продают ее и в другом месте - например. на Ридеро.

Так же я знаю, что исключительные права могут передаваться полностью. могут частично...
есть такая фишка, как Договор об отчуждении исключительного права - тогда я не могу распоряжаться текстом.
Есть "Лицензионный договор — это «аренда» исключительных прав. То есть исключительные права передаются частично и на время, а не навсегда" (это я в сети уже поискала сейчас формулировки. чтобы не ошибиться) Как в Литресе дело происходит? Вполне может быть, что на эти вопросы уже был ответ, и что я в который раз забыла - или невнимательно смотрела-слушала.
в общем очень нужны разъяснения. Я путаюсь в этом, поэтому помогите - объясните подробнее, что происходит с правами автора, когда он продает книгу, опубликованную на ЛитРесе. Спасибо заранее)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Кретова Евгения 09.08.2018 17:47
Не, здесь речь о чем.
По лицензионному договору автор передает либо все права (в данном случае - на электронную форму) и распоряжаться (продавать) книгу может только одно издательство. Тогда процент роялти больше. Или автор передает права не эксклюзивно, имея право продавать как на ЛитРес.Самиздат. так и на любой другой площадке. Тогда процент роялти меньше, но с разных источников.
Но и в одном, и другом случае есть роялти, т.е. финансовые обязательства издательства. Поэтому фотографирования не изюежать.
А вот если неисключительная лицензия и без денег - тогда можно и не фотографироваться. Достаточно регистрации.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Кретова Евгения 09.08.2018 17:51
И здесь - по исключительной лицензии - еще какой вопрос встает: если автор передает права на публикацию электронному изданию (т.е. только электронную форму: исключительно, но на один сегмент) и вдруг случится бумажная публикация. Скользкий момент. Но его тоже оговаривают в контрактах. Правда, не со всеми издательствами это удается сделать. Есть издательства, которые принципиально забирают все права (даже на переводы, экранизации, аудиокниги, даже если они этим не занимаются).
Но эти вопросы всегда нужно разбирать индивидуально.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# IrinaMamontova 13.08.2018 18:56
У нас на сайте опубликован лицензионный договор-оферта. С ним можно ознакомиться до публикации, там все расписано.
Раз с бесплатными книгами все понятно, перейду к платным сразу. На продажу книгу можно выставить как по исключительно, так и по неисключительной лицензии. При неисключительной у вас меньше процент и меньше количество площадок, куда мы выставим вашу книгу. Например, на Ozon, Google Play или iBooks при неисключительной лицензии ваша книга не попадет.
Для книг по исключительной лицензии есть еще одна опция: печать по требованию. То есть информация о вашей книге будет размещена в интернет-магазинах, и покупатель сможет купить именно бумажный вариант, который после заказа и оплаты напечатают в типографии и отправят читателю.

То есть у вас есть выбор: хотите вы получать больше денег и аудитории от нас, или хотите размещать книги где-то еще самостоятельно, чтобы расширить аудиторию.

Насчет Договора об отчуждении авторского права - это вы слишком глубоко загнули) Ни мы, ни другие известные мне сервисы самиздата таких договоров не требуют. Согласно ГК РФ, авторское право для произведений - неотъемлемо. Лицензия - это право на использование, именно что аренда. И в случае размещения книги у нас - вы сами решаете, когда это право закончится.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 09.08.2018 15:20
Вот станешь ты мегаизвестной, и твое фото будут продавать без твоего разрешения)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# IrinaMamontova 13.08.2018 18:57
Выше написала, что мы фото документов не храним, чтобы их потом продавать )
Кстати, юридически на продажу фотографий должно быть разрешение как от модели (в данном случае - писателя), так и от фотографа, который сделал снимок :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# IrinaMamontova 13.08.2018 18:50
Отвечу за Евгения, как представитель ЛитРес: Самиздат.
Про регистрацию: Евгения ниже уже ответила, фото требуется только для подтверждения личности. И ничего там не надо "в фас-профиль-полный рост-флюорографию предоставлять". Нужна ваша фотография с паспортом или другим документом, который вы указали, в руках и фото первой страницы паспорта. Это нужно для сличения данных и подтверждения того, что вы - это вы, а не кто-то другой. Так мы сможем выплачивать вам роялти, не гоняя бесконечные бумажные договоры Почтой России.
Эти фотографии сразу же после проверки удаляются из системы. То есть видит фото только модератор, который говорит системе, что все ок. После этого данные документа и фото стираются, у нас остаются только ваши ФИО и галочка, что профиль подтвержден.

Фото автора для сайта - остается на усмотрение автора. Хочет добавить информацию о себе и фото для читателей - отправляет. Нет - его личное дело.

Про быстро написать книгу: подозреваю, тут фигура речи. Но тут, во-первых, вопрос, что для вас быстро, а во-вторых, никто не мешает автору запереться в четырех стенах и за несколько недель написать шедевр. Если, конечно, других дел нет.

Премодерация у нас все равно есть. Если текст написан совсем неграмотно, модераторы отправят на корректуру. Если не соответствует законодательству РФ - вернут автору или заблокируют. Модераторы проверяют правильно выставленные возрастные ограничения и метки о нецензурной брани, правильно выставленные жанры и теги и т.д. Но если вы про жанры - да, тут ограничений практически нет. И дальше уже голосует читатель своим кошельком. У нас же, для формирования вкуса, есть в соцсетях рубрика "Модераторы Самиздата Рекомендуют", куда попадают качественные тексты. Плюс мы стараемся организовывать конкурсы - ту же "Электронную букву", например.

"Из вопроса про зарубежное авторство. Как думаете, почему у читателя такое массовое и рефлекторное доверие именно зарубежным авторам? У меня, скажу честно, есть желание ответить на вопрос в духе: в руслите мучаются все: автор, герой и читатель. Но на самом деле вот сейчас моден, например, жанр тёмной фэнтези – и что? Картина та же. Более того, зарубежному автору прощается то, что много кому не простилось бы. Интересно, почему, на ваш взгляд?" - вот это очень хороший вопрос. Передам Евгению, тоже хочется послушать, что он ответит.
На мой взгляд, с одной стороны это пережитки советского прошлого, которые до сих пор не изжили себя. Когда все, что из-за границы - качественное априори. С другой стороны, в тех же Штатах хорошо поставлены как курсы писательского мастерства, так и в целом больше условий для развития в себе писательского начала. И это идет с начальной школы. Поэтому там уровень письма изначально выше. У нас же писать пытаются даже те, у кого твердая тройка по русскому языку в школе была. И тут, зачастую, мысль и идея есть, но вот исполнение хромает.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Astalavista 08.08.2018 19:18
Двум Евгениям огромное спасибо. Живое и познавательное интервью. Про ЛитРес слышала много, но он для меня оставался закрытой книгой на китайском - а тут все по полочкам, все объяснено. Теперь понятны задачи и нюансы данного сайта. Конечно, есть плюсы и минусы, но где удавалось сохранить идеал? )
Любопытна часть про издательства. Вот вроде и плаваешь где-то рядом, а все равно столько подводных камней, что попробуй живым выбраться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# IrinaMamontova 13.08.2018 18:22
Подводных камней действительно много. Поэтому мы и стараемся наладить сотрудничество с разными издательствами, чтобы предлагать разные условия и авторам, и самим издательствам. Они ведь тоже заинтересованы в хороших книгах, которые будут продаваться, а не лежать мертвым грузом на полках. Поэтому заявить о себе на самиздате - хорошая идея.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 08.08.2018 14:45
Спасибо Евгению за интересные ответы на вопросы. Мне кажется, за такими площадками будущее. По крайней мере, в изрядной доле книжного рынка.
Миллион читателей... это здорово, а сколько авторов? Такое ощущение, что столько же, сколько и читателей))).

Евгении Кретовой спасибо за интервью.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # IrinaMamontova 08.08.2018 18:42
У нас почти 12 000 авторов (11 946 на текущий момент, если быть точной). Кто-то из них еще в процессе написания книги или публикации, но большинство имеют хотя бы одну опубликованную книгу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Li Nata 08.08.2018 22:49
Я чуть ли не впервые увидела, что говорят, что читателей больше чем авторов - и настолько) бытует мнение, что сейчас количество авторов сравнялось с количеством читателей.
Еще один повод публиковаться у вас)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Li Nata 08.08.2018 12:14
Большое спасибо Евгению Селиванову за ответы, было очень интересно прочитать.
Немного все уложится в голове и приду с новыми вопросами) есть что обсудить тут сейчас, в комментариях.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

pechenka 0Пожертвовать на развитие сайта

Личный кабинет



Вы не авторизованы.