Компетентность читателя – чем обязаны?
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЧИТАТЕЛЯ – ЧЕМ ОБЯЗАНЫ?
Всегда ли чтение – однообразный процесс? Одинаково ли мы воспринимаем информацию из учебников и романов? Какова роль читателя в том, чтобы проникнуться художественным произведением?
Если вам эти вопросы показались странными, статья придется как раз кстати.
Иногда наблюдаю за реакцией людей на различную литературу и диву даюсь. Как, чрезвычайно напряженная и драматичная история может оставить равнодушным? А Как рассказ с вполне простым и обыденным сюжетом довел читателя до слез и эмоционального взрыва?
Восприятие у всех разное, и мы не будем искать «ненормальных» среди читателей. Но вот о подходах к чтению литературы и о том, чем выделяется художественная, поговорим. Итак, в статье рассмотрим два таких момента:
1. В чем заключается компетентность читателя
2. Чтение художественной литературы как уникальное явление (по результатам опроса пользователей сайта)
Сперва выясним, что же такое компетентность читателя.
На лекциях по методике преподавания зарубежной литературы нас загадочно предупредили о важности читательской компетентности. Сразу же каждый задумался о том, является ли он компетентным читателем…
Имелось в виду, что обобщённо можно выделить два вида чтения: механическое и творческое. С механическим всё ясно – это употребление информации напрямую. Вот читаете инструкцию по использованию бытового предмета и понимаете, какие кнопки нужно нажимать. Никаких скрытых смыслов, намёков, поводов поразмышлять о жизни. Информация усваивается в чистом виде. Вам от этих сведений ни радостно, ни грустно. Вы просто узнали факт.
Грубо говоря, такое чтение является поверхностным. И применять, увы, его можно к художественной литературе тоже (но не нужно!). Ага, герой пошел в магазин, спасся от нападения, выиграл в лотерею – читатель выясняет конкретные факты и не вникает в перемены во внутреннем мире этого героя.
Что такое творческое чтение? Когда дело доходит до художественной литературы, человеку мало перечня событий. Поэтому, при хоть небольшом опыте чтения худ.лит, читатель переходит на новый уровень – творческий. Описанное в книге им переосмысливается, читатель эмоционально воспринимает повествование, не собирает данные, а уходит в процесс, у него включается воображение, он сопереживает герою, наслаждается красивыми оборотами и мозг не вскипает от перегруза информацией. Этот список можно продолжать до бесконечности. Итак, разница понятна.
У творческого чтения можно выделить три основных момента:
1. Чтение-восприятие (когда мы принимаем книгу, получаем первое впечатление – это обычно самая эмоциональная часть чтения).
2. Переосмысление прочитанного на основе жизненного опыта (когда у нас формируется собственное понимание книги, когда мы раздумываем над ней, опираясь на уже имеющиеся мысли, представления, верования).
3. Вынесение текста за процесс чтения (когда прочитанное находит отголосок в нашей жизни – чему-то учит, помогает по-новому взглянуть на мир и прочее, когда в трудной ситуации мы размышляем о том, а как поступил бы герой книги, например).
Знакомо, да? Сначала просто читаете и получаете удовольствие, потом ваши мысли крутятся вокруг произведения, а затем его «дух» преследует вас в жизни. Вот так-то оно непросто быть творческим читателем.
Собственно, компетентный читатель – этот тот, кто в совершенстве овладел и механическим, и творческим чтением и умеет применять эти навыки, подбирая под литературу. С механическим чтением все достаточно прозаично – такой навык дается в течении первых лет школы. С творческим ситуация сложнее, так как в идеале научиться этому человек тоже должен в школе, но нередко случается так, что ученик не «начитывает» нужное количество художественного текста (добровольно!), чтобы переключиться на другой уровень восприятия. Бывает так, что под руки не попалась «та самая» книга – интересная, увлекательная, которая пробуждает не только любовь ко чтению, но и умение читать творчески.
Была свидетелем случая, когда нечитающему на досуге человеку (возраст 35 лет) намекнули на схожесть с Мартином Иденом. И намекнули неоднократно, поэтому ему, естественно, стало интересно, что за персонаж и что за книга. Но далее последовала такая фраза «А сколько там страниц? Ого, как много! Надо почитать критику». То есть человек просто не осознает разницы между механическим и творческим чтением, поэтому, если уж и загружаться информацией, то пусть текста будет поменьше.
Согласитесь, что читать много страниц механически намного труднее, чем творчески – когда читаешь часами напролет безо всякой усталости. Представьте, что вам сказали прочесть пятьсот страниц научного материала. Боязнь людей, которые не освоили навык творческого чтения, перед книгами выглядит вполне понятной.
Возможно, под фразой «компетентность читателя» вы ожидали узнать о том, как понимать сложные книги. Поэтому еще один момент, о котором стоит поговорить, это деление литературы на элитарную и массовую.
Ясно, что для понимания первой читателю нужно иметь определенный уровень развития. Тут компетентность уже образовательная. Так же, как и в любом другом направлении искусства, дабы понять произведения того или иного направления, жанра, нужно хоть немного в нем разбираться, а также обладать фоновыми знаниями.
Получить умение понимать сложные книги можно как через изучение теории, так и через прочтение огромного количества литературы высокого качества. Определить таковую вам помогут премии, награды, отзывы критиков, наличие книги в школьной (университетской) программе, рекомендации тех, кто разбирается в литературе, и прочие отличительные признаки. Лучше всего подходы совмещать – и теоретические факты сразу же рассматривать на примере книг.
Элитарное искусство – это искусство контекстов. Чтобы наслаждаться таким произведением, нужно быть не просто образованным человеком – нужно хорошо разбираться в данной области культуры вообще, уметь анализировать смысловые и образные игры… Видеть связь с другими работами этого автора, с работами других авторов, с трендами и мемами, с модой и идеями времени. То есть не понимать такое произведение – нормально. Не каждому это надо, разумеется. Элитарная литература – это высшая степень, которая бывает в любой области науки или искусства.
А массовая литература никакой подготовки, фоновых знаний или определенного уровня развития не требует. Как правило, почитатели элитарной и массовой литературы имеют вкусы противоположные, и книги, ценные для одних, вряд ли понравятся другим.
К примеру, роман В. Вулф «Орландо» человеку, который никак не заинтересован высоким искусством, покажется полнейшим бредом и, скорее всего, нечитабельным вовсе. Тот, кто хорошо знаком с историей английской литературы, непременно найдет намеки и отсылки автора, заметит подражание разными стилям, переходы типажей персонажей, сатиру на мотивы, темы и идеи английской литературы разных эпох.
Вы спросите, а оно нам надо? Вот пусть умники, которые эти тяжелые книги пишут, сами их и читают! Думаю, перенапрягаться и не вылезать из энциклопедий днями напролет, чтобы набраться знаний, не нужно. Но и вставать в позицию «Авторы упрощайте, подстраивайтесь!» не стоит. Второй вариант уж точно пользы никакой не принесет.
Умение наслаждаться элитарными произведениями влияет на образ жизни. Человек, который получает удовольствие от музыки Бетховена, живет полнее, чем тот, кто предпочитает Верку Сердючку. Человек, который любит Сэлинджера, получает от жизни больше впечатлений, чем тот, кому нравится Донцова. Не замечали, что в фильмах, когда показывают зажиточных персонажей, те постоянно посещают картинные галереи, ходят в оперу и т. д.? Это именно потому, что наслаждение высоким искусством зачастую шагает рядом с высоким уровнем жизни.
А кто бы хотел отказаться от того, что сделает его жизнь лучше?..
У современных авторов есть трудности, связанные с поиском читателей из-за разделения литературы на массовую и элитарную. Дело в том, что круги интеллигенции не такие уж широкие, а продаваться большими тиражами писателям ой как хочется… Что же они делают? Пишут «двухслойные» книги – которые имеют поверхностный слой и глубокосмысленный. Следовательно, обе группы читателей будут данной книгой довольны. Правда, хорошо балансировать на грани получается далеко не у всех писателей.
А сколько критики многие получают в свой адрес – только потому, что недовольный читатель умудрился заметить только верхний слой произведения, а до нижнего не докопался! Скольких талантливых, одаренных писателей поливают грязью, потому что бытует мнение, что по-настоящему качественные книги не могут продаваться в громадных тиражах. Важный момент: массовая литература называется массовой не потому, что ее много покупают, а потому что она рассчитана на широкий круг читателей, вот и все.
Чтение элитарной литературы не сделает вас элитой (такую литературу еще нужно осваивать, анализировать). Притворяться, что ему понравилось то, чего на самом деле не понял, могут многие. Чтение массовой же – не превратит вас в «глупца»: книги, для которых не нужно напрягаться, а можно просто прочесть для удовольствия, не отвлекаясь на теорию, нужны.
Пусть вам может показаться, что элитарная литература – это нечто непременно заумное и редкостное, знайте: ее намного больше на самом деле. Например, если посмотреть по нашему сайту, большинство произведений являются именно элитарными.
Конечно, высокое качество литературы не сделает книгу автоматически приятной для вас. Разница во вкусах и предпочтениях распространяется даже на мировые шедевры.
Но давайте откинем предубеждения, не станем вестись на мифы, поймём, для чего мы читаем ту или иную книгу, и не будем винить автора, что мы выбрали для себя не то произведение.
Такое вот лирическое отступление.
Теперь настало время посмотреть, как воспринимают художественную литературу читатели и чем она для них ценна. Вторая часть статьи – результаты опроса. Поглядим, насколько совпадает понятие читательской компетентности с осознанием этого самими читателями. Правда ли, что для чтения художественной литературы требуется «включить особый режим»?
Я задала пользователям такой вопрос: «Чем лично для вас чтение художественной литературы отличается от чтения публицистики, учебной и научной литературы, рабочих материалов и прочего?»
Ответили тридцать восемь человек, но для более детального исследования разрешалось назвать несколько причин. Итак, результаты…
Общую картину можно увидеть на диаграмме ниже. А далее мы рассмотрим ответы более подробно.
Наиболее частым ответом стало то, что художественную литературу читают ради погружения в (другой) мир. Шестнадцать респондентов отметили именно возможность окунуться в историю и атмосферу книги одной из причин.
«Художественная литература, это как погружение в виртуальный мир. Я всегда читаю медленно, примерно с такой же скоростью, как разговариваю, для меня чтение это процесс, и тут не так важен конечный результат. Нам дана одна жизнь, но благодаря художественной литературе мы можем прожить множество жизней, и я живу ими, живя в себе самом» (с) Dj_taisauti
«Увы, на ум не приходит ничего, кроме самого банального ответа. Погружением в мир. Удовольствие я могу получать и от чтения технических текстов, но только автор художественного произведения (даже сугубо реалистического) создает свой мир» (с) Starrik
«Беря в руки художественную литературу, я заранее подготавливаю себя к погружению в волшебный мир, созданный автором. Созданный! Прошу это отметить. Я предвкушаю погружение в этот мир, я дрожу от нетерпения, начиная путь в придуманный мир. Я ищу, я хочу услышать подтверждение своих мыслей у других людей. Пусть даже эти мысли и идеи находятся внутри придуманного мира. Но это значит, что автор думает о том же, о чем и я.
Это высшее блаженство» (с) Jiraia
Не менее популярными были следующие ответы: чтение приносит удовольствие и то, что читая, можно отдохнуть и расслабиться. На каждой из этих двух причин сошлись по пятнадцать опрошенных.
«При чтении художественной литературы я получаю удовольствие – это главное. От всего остального – информацию. Удовольствие – от сопереживания героям, от легкой «влюбленности» в ГГ и в мир, от эмоционального включения, от интересной истории, от умной интриги, от красивого языка и стиля, от мудрой мысли. Удовольствие» (c) Аллен
«Эстетическое наслаждение. Остальные тексты – информативные, а художественные вызывают, прежде всего, эмоциональный отклик. Это пища не только для интеллекта, но и для души. Мне трудно искать некие отличия во множественном числе)))) отличие одно и глобальное» (с) Serpens_Subtruncius
«Самым главным отличием является то, что чтение не-художественной обусловлено какими-то целями: образовательными, исследовательскими и т.д. Она заранее не подразумевает расслабленность и ленивое почитывание кверху пузиком (хотя и художественную предпочитаю умную читать). Т.е. чтение не художественной литературы имеет под собой дно, учебу и впоследствии используется по максимуму. Просто так читать ее я сроду не буду» (с) Astalavista
«Тем, что при чтении художественной литературы можно расслабиться и отвлечься от всего остального (по этой же причине люблю иногда почитать беллетристику, своеобразное «чтение ради чтения», когда не нужно особо что-то разгадывать или следить за сюжетом, а просто наслаждаешься авторским языком, описаниями и словами вообще)» (с) Нерея
Двенадцать человек сказали, что читают художественную литературу в том числе ради того, чтобы испытать определенные эмоции, получить разнообразие впечатлений.
«Единственное отличие: когда читаешь худ. книгу, сопереживаешь героям, любуешься созданными автором образами, стилем. От прочих (не художественных) книг этого и не ждешь. Эмоции – вот это отличие. Конечно, есть исключения (если не худ. книга очень волнует своей темой, открытиями для меня как читателя, такое бывает), но в целом – да, это и есть отличие» (с) Kierewiet
«Ну и, конечно, эмоциональностью. Даже если худ текст раздражает и его прочесть надо, то первый признак художественности – когда текст вызывает эмоции и, в идеале, сопереживание. Но и без сопереживания герой может как минимум раздражать) Этим худлит отличается от рабочих материалов и учебной литературы» (с) Thinnad
Последующие ответы звучали немного реже, но являются такими же интересными и правдивыми.
Три эти причины озвучили по шесть респондентов каждую:
– Чтение это познание, с ним можно открыть для себя что-то новое.
«Другая тематика: внепрофессиональная, часто – надпрофессиональная; возможность узнать что-то новое о жизни и людях» (с) Fitomorfolog_t
– Художественную литературу легко воспринимать, она быстро читается, у нее удобная подача.
«Художка», как и любая другая литература, расширяет кругозор, позволяет узнать что-то новое. Отличие здесь только в подаче. То есть, я могу узнать о Петре I как из учебника или монографии, так и из прекрасного произведения «Россия молодая». Понятно, что второе воспринять легче, потому что текст не сухой и протокольный, а более... певучий, что ли» (с) Anastasia Walk_off
– Чтение вызывает сопереживание, за героем хочется следить, волноваться за него, сочувствовать и поддерживать.
«Итак – для меня в художественном произведении прежде всего важны герои, которыми можно проникаться, сопереживать, «болеть» за них. Пусть даже литературный образ будет отличен от исторического (если мы об исторической литературе)» (с) Nunziata
«Прежде всего я люблю художественную литературу за то, что она меня воспитала. Эмоциональный отклик очень сильный. Учишься сопереживать героям, представляешь, как бы поступил сам в той или иной ситуации» (с) Нашествие сурикатов
Четыре раза прозвучала мысль, что в художественной литературе поднимаются важные вопросы, над которыми людям обязательно нужно задуматься.
«Тем, что в художественной литературе порой поднимаются очень спорные и важные вопросы.
Публицистика, научные или учебные материалы могут подать такой материал чисто с гипотетической точки зрения, с точки зрения абстракции. В художественной же литературе это показывается через персонажей, через, фактически живых людей (не важно в каком антураже это будет происходить, человеческие взаимоотношения от этого не меняются). Например конфликты палача и жертвы, маньяка и сыщика, или же деятеля-революционера. Показывается характер показываются муки выбора, показываются стремления и подоплёка этих людей» (с) Amidas
Трое ответивших заявили, что чтение вдохновляет их на собственное творчество.
«Меня вдохновляют на творчество хорошие книги» (с) Almond
И с этими причинами, хоть они в малом количестве, невозможно не согласиться. Как и со следующими, которые столь хороши, но назывались лишь по два раза. И, кстати, некоторые можно отнести в уже озвученные и более общие причины, но любопытней будет рассмотреть отдельно:
– Книги открывают знакомое, известное с новой, незнакомой стороны.
«Мне нравится, когда знакомые вещи предстают с другой точки зрения»(с) Almond
– Свобода. Чтение художественной литературы не имеет ограничений: можно читать только фрагменты, перечитывать несколько раз, читать хоть всю ночь без усталости…
«Все зависит от качества того и другого. Можно монографию о кишечной палочке написать так, что получится увлекательное расследование с элементами шпионского триллера. Лично для меня художка – что-то, что можно отложить, не особенно заботясь, что потеряешь нить повествования. Остальные жанры подразумевают более серьезный подход» (с) Juck0ffsky
«Художественную литературу я могу читать с конца, середины, вообще с любой страницы. Публицистику, учебную и научную литературу, рабочие материалы и прочее читаю только с начала. Иначе смысл пропадает.
Прозу или стихи перечитываю порой по несколько раз.
Прозу или стихи могу читать всю ночь напролет, хотя знаю, что вредно. Остальное – по необходимости» (с) Bazz
– Художественная литература полна смыслов и образов, которые приятно находить.
«Прежде всего, в худтексте упакована информация иначе. В художке важен контекст – то есть смыслы и значения, запакованные в образы и действия» (с) Thinnad
– Это просто интересно.
«Нуу, художественную литературу читать интересно... Научная и публицистика тоже интересны, но от них быстро устаешь» (с) Миралис
И также причины, которые упоминались респондентами по одному разу: книга помогает решить проблемы, чтение дает опыт (пусть и воображаемый), дает возможность размышлять, художественные произведения хочется покупать, с помощью художественной литературы обучение проходит гораздо интересней, книги включают фантазию, и последнее – читателю нравится угадывать, что будет дальше.
«Помогает решать какие-то личные проблемы, чаще всего именно в художественной литературе можно найти ответ на то, в какой жизненной ситуации как правильно поступать» (с) Юлия
«При чтении художественной литературы, кроме памяти, подключается ещё фантазия – этакие упражнения для воображения» (с) Alizeskis
«Это почти ритуал: что-то найти в книжном, в библиотеке, на свободных ресурсах, у друзей на полке или жестком диске» (с) yin-yang
«А вот возможность прикинуть, как бы сам поступил на месте героя, помечтать пройтись с экскурсией (по замку Амбера или космическому кораблю из последнего конкурса), примерить ситуацию на реальную жизнь – стоит многого» (с) Кэт
«Мне нравится угадывать, что будет дальше» (с) Almond
Двое из опрошенных ответили, что существенной разницы между видами литературы для них нет и что в силу писательской, профессиональной занятости они рассматривают художественные книги как объекты обучения.
«Лично для меня чтение художественной литературы мало чем отличается от чтения всего остального: ее во многом тоже рассматриваю как учебную или научную. Читаю, и учусь, как тот или иной автор описал мир, подал героя, как повернул сюжет и пр. Ведь это все приемы, которые и я могу использовать в своей работе. Так что с точки зрения информативности художественная литература для меня ни чем не уступает учебной, научной или публицистической. «Выключить» писателя получается все реже» (с) Кретова Евгения
«…последние несколько лет я читаю как художественную, так и «нужную» литературу, в основном, в плане изучения. Наверное, произошла какая-то профессиональная деформация с университетской поры, когда чтение в рамках учебного предмета становилось нагрузкой» (с) jenny-19
Итак, как ясно из результатов опроса, у читателей есть множество причин любить художественную литературу. И если вас кто-нибудь спросит, зачем вы читаете, можете приложить этот многопунктный список к ответу)))
Как мы видим, большинство читателей действительно воспринимают художественную литературу как нечто большее, чем текст с информацией. Творческое чтение включает умение испытывать эмоции при прочтении, помогает отдыхать, получать удовольствие от книг, рассуждать над важными вопросами, получать новые знания или открывать иной взгляд на уже имеющиеся, вдохновляться…
Поэтому, авторы, будьте внимательны: читателям нужно гораздо больше, чем перечисление событий некой истории (это можно и в учебнике найти).
Давайте подведем итог:
1. Читательская компетентность – это умение не просто усвоить текст, но и прочувствовать его в эмоциональном смысле, пропустить через себя, задуматься над важными вопросами, превратить прочитанное в подобие прожитого опыта.
2. Элитарная литература требует подготовки читателя и определённых познаний, а массовая понятна любому человеку. Однако современная литература имеет признаки двух этих слоев литературы, тем самым удовлетворяет потребности обеих групп читателей.
3. Для большинства читателей художественная литература отличается от любой другой. В первую очередь тем, что это погружение в другой мир, а также книги вызывают эмоции. Чтение худ.лит приносит удовольствие и является скорее отдыхом, чем нагрузкой. А также приносит много приятных бонусов))
Добавить комментарий
Комментарии
Цитата:
Я себе прикопаю где-нибудь, чтобы перечитывать, когда очередной раз захочется вздохнуть над тем, что кто-то не увидел и не понял :)))Элитарное искусство – это искусство контекстов. Чтобы наслаждаться таким произведением, нужно быть не просто образованным человеком – нужно хорошо разбираться в данной области культуры вообще, уметь анализировать смысловые и образные игры… Видеть связь с другими работами этого автора, с работами других авторов, с трендами и мемами, с модой и идеями времени. То есть не понимать такое произведение – нормально. Не каждому это надо, разумеется. Элитарная литература – это высшая степень, которая бывает в любой области науки или искусства.
Однако, с первого беглого прочтения текста статьи я испытала некий дискомфорт и решила разобраться чем он вызван.
Пришлось обратиться к понятийному ряду статьи.
Чтение. В самом широком смысле это процесс извлечений информации из символьной системы. А восприятие и понимание этой информации довольно сложный когнитивный процесс (см. мышление), в котором участвуют высшие психологические функции.
Различают в зависимости от коммуникативных задач, характера использования полученной информации следующие виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое.
Что же такое механическое чтение? И почему ученые всего мира бьют тревогу именно, в связи с этим явлением и в чем сама суть это явления?
Механическое чтение (это - семантическая дислексия) - «проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения». Первым исследователем этой проблемы стал американский психолог Майкл Коул. Проблема очень серьезная и требует отдельного изучения.
Таким образом, механическое чтение (по определению) противоречит понятию - компетентность читателя.
Именно при механическом чтении – возникает проблема извлечения информации.
А компетентность читателя, ИМХО, связана с особенностями процесса мышления.
Приведенный автором пример о чтении критики, вместо интереснейшей книги, можно считать только проявлением лени респондента.
И еще одна небольшая ремарка в отношении проведенного опроса. Он безусловно интересен. Но выбранные индикаторы не дают ответа на вопрос: "чем отличается чтение художественной литературы отличается от чтения публицистики, учебной и научной литературы, рабочих материалов и прочего". Ответ на данный вопрос лежит на поверхности: различается по направленности и целям чтения (использования полученной информации). В опросе получен на вопрос- что дает художественная литература читателю или чем она его привлекает.
С уважением к автору статьи.
Как раз автор статьи обосновал новый его вид, на мой взгляд. Ну или просто воспользовался привычным термином, чтобы раскрыть проблему компетентности читателя.
Коул как раз исследовал влияние культурной среды, отсутствия каких-то знаний в ней на восприятие текста, культурных образцов (в том числе).
Одно ведь дело плыть по реке на лодочке просто по течению (сюжету), не имея понятия о работе весел, подводных препятствий (аллегорий, символики и т.д.) и другое - знать навигацию. В первом случае - как повезет. Понравился сюжет - понравилась книга. Во втором - это уже истинное наслаждение от чтения, это понимание контекста, расшифровка символов, образов, метафор, сравнений, понимание культурных связей.
Писателей это тоже касается. Одни и пишут, как плывут по течению. Одноразовое плавание - одноразовая книга.
Механическое чтение это ж ужас, прогрессирующий ужас. Ребенок воспроизводит текст, но для него это набор звуков. Он не понимает смысла текста. Не может его пересказать.
Хотя вот такой парадокс в исследованиях, при работе того же ребенка на компе. Он воспринимает информацию, и читает и пишет свободно. Особенно в игровой форме.
Ранее считалось ,что дислексия передается по наследству.
Хотя вот такой парадокс в исследованиях, при работе того же ребенка на компе. Он воспринимает информацию, и читает и пишет свободно. Особенно в игровой форме.
Это похоже на то, когда человеку нужны картинки в тексте, чтобы легче его понять. В учебниках не просто так картинки помещают, они учат воспринимать текстовую информацию. Но кто-то двигается вперед и приходит к тому уровню, когда картинки уже необязательны, а кто-то остается на прежнем уровне. Не может (не хватает интеллекта) или не хочет идти дальше, потому что лень.
Картинки к тексту хороши, когда сложную информацию нужно представить так, чтобы все быстро поняли все. На уроке, например, лимит по времени для учителя. Он покажет детям презентацию, и уложится быстрее.
Свое воображение у человека не развито до такой степени, чтобы увлекаться книгами без картинки, поэтому он предпочитает миры, в которых ему немного помогают дорисовать картину в воображении. А игра - один из лучших способов его развить. Вот только переключить ребенка с игры на книгу тяжеловато... зрительное восприятие у многих сильнее, чем когнитивное. Смотреть проще, чем читать и представлять в воображении.
Что до меня - как же бесит отношение к этому вопросу отдельных личностей. Не понимаю этого четкого разграничения на черное и белое, элитарное и массовое. То есть, ты либо духовнабахатый эстет и по Бетховену – либо быдло под Сердючку, и третьего не дано?
Так называемая «элитная» литература, классика и так далее – просто образцы, на которые некая часть социума решила равняться. Ака – иллюзия социума. Тот, кто хорошо начитан, и действительно разбирается – не более чем знаток и ценитель. Элитная литература не сложная, она просто загнана в свои специфические рамки. Так же, как массовая – в свои.
Для многих умение в ней разбираться – это некий показатель превосходства над остальной массой людей. А я скажу, что это не так. Это повод выпендриваться для тех, кому, видимо, нечем больше похвастаться. Это как те люди, которые путают эрудированность с умом. Эрудиция – всего лишь большой объем энциклопедических знаний, и не факт, что обладание ею делает человека умнее.
Еще можно провести аналогию с восприятием художественных произведений. Человек, в котором культивирована любовь к академическому искусству, который точно отличит абстракцию от постмодернизма, будет свысока взирать на портфолио диджитал-артеров в инсте или на тамблере. «Но это же все без души, без смысла, не цепляет» – будет гундеть он.
А мне вот никогда не было понятно, почему какой-то там раскривущий, написанный маслом на холсте квадрат ценнее, чем красивая супердетальная сверхреалистичная диджитал-работа. Нет, я не стал от этого тупее или быдлее , просто мне не накапали в мозг, что только лишь это достойно восхищения, а остальное – гуано. Это сто лет назад какой-то вид искусства был ценен, но времена меняются, все меняется. И… все становится массовым, доступным. Это когда-то давно художник даже краски своими руками делал, и это был удел единиц. Сейчас же любой может накалякать квадрат маслом. А нарисовать норм дидж – нет. Так что сейчас истинный уровень мастерства?
Посему, как по мне: как минимум некоммерческий автор ничего читателю не должен. Да, нужно прокачивать знания грамматики, владения языком. Но то, как и для кого и о чем писать – вас не спросили, ага. Авторов как собак нерезанных, не нравится – ну читайте другого автора, адьес. Ублажение «клиента» сугубо дело коммерческого писаки: вот он пусть и корячится над соблюдением чего-то там.
Конечно же многим авторам хотелось бы иметь дело с компетентным читателем, который знает все то же, что и сам автор, чтобы у них было взаимопонимание. Читатель находит подтверждение своим мыслям в текстах автора, а автор подтверждение своим - в его комментариях. Но увы, намного чаще восприятие текста автором и читателем различается. Это более чем нормально. Естественно. Компетентность не абсолютна. В одной сфере знаний человек компетентен, а в другой - не очень. А художественная литература зачастую включает в себя очень многие сферы знаний, даже научные теории, а не только то, что содержат определенные классические произведения, которые каждый "должен" прочесть, иначе прослывет некомпетентным. Чтение - это тоже общение в некотором смысле. Между автором и читателем. Автор рассказывает, а читатель слушает. Своего рода монолог автора, который пытается что-то донести до читателя или просто развлечь, рассказав легкую и забавную историю.
Образование, знания, навыки, начитанность, компетентность - это все также влияет на общение автора и читателя, как на остальные ролевые модели - родственники, друзья, коллеги, конкуренты, враги. Расхождение во вкусах, разные ценности, различный уровень знаний в определенной области - обычное явление. Но да, читатель должен быть компетентен в том, что он критикует.
В интернете часто встречала цитату: "Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну" © Джордж Мартин
И вот после прочтения всех ответов на вопрос о художественной литературе, мне вспомнилась именно она.
Да, погрузиться в другой мир - иногда хочется, но для меня - это не главное. Наоборот, мне очень нравится, когда авторский мир до мельчайших деталей похож на реальный. Все как в жизни.
Так вот, каждый раз, когда я открываю текст в браузере или книгу, мне хочется в течение нескольких дней прожить еще одну жизнь. Другую жизнь. Почувствовать то, что чувствует кто-то другой. Другими глазами посмотреть на вещи. Одна из причин, почему я жутко люблю читать истории о герое, начиная с его детства и заканчивая его смертью - это то, что именно такие книги позволяют читателю перенять жизненный опыт. Иногда даже предостеречь от серьезных ошибок или помочь исправить их, найти выход из сложных обстоятельств. Закрываешь такую книгу и думаешь: "Ох, как все начиналось! А как закончилось! Вот она - еще одна человеческая жизнь пролетела как неделя".
На мой взгляд, художественная литература отличается от любой другой (например, учебной) - тем, что именно при прочтении такой литературы читателю предоставляется возможность прожить другую жизнь. Необязательно жизнь человека, это может быть жизнь какого-то мифического существа, животного, вещи и т.д.
Да, я согласна, что не стоит взваливать всю ответственность на автора, читатель тоже должен быть ответственен. Если читатель понимает, что не для его склада ума данная книга, то нечего её хаять. Если ты её не понимаешь, то либо учись, либо отставь книгу и не рви душу автору.
В конце концов, книга - не смска о зарплате, понравится всем не может. Тем не менее, уровень образованности тоже очень сильно влияет на читательскую оценку и на мнение о книге.
С чем не слишком соглашусь, так это в том, что показатель элитарной литературы то, что у книги есть награды, премии и т.д. Я приведу банальный пример - Николай Носов. Прекрасная книга - Незнайка на Луне, все о ней слышали, все о ней знают, многие читали. Но вот спрашиваешь - а Незнайка в Солнечном Городе? И все как-то мяться начинают. Давече одна знакомая спросила - а про Незнайку что? Две книги написаны? Хотя обе они чудесны, поскольку в первой показывается калька с капиталистического строя, во второй - коммунистического. И именно по этому Незнайка на Луне имеет награду за вклад в культуру СССР, а вот Незнайка в Солнечном Городе нет. Слишком уж хорошо получились обе пародии.
По поводу школьной литературы - тут тоже не соглашусь. Я придерживаюсь мнения, что самый лучший убийца такой литературы - это школьная программа. Возможно, меня сейчас закидают камнями, но понимать проблемы, вопросы, жизненные ситуации из "Войны и Мира" или "Тихого Дона" в шестнадцать лет - это перебор. Согласна, что есть те, кто с удовольствием прочтут, поймут, увидят, но таких немного. Я смогла разобраться в "Войне и Мире", в сложностях отношений тех времён, только годам к двадцати пяти. В шестнадцать - это было слишком сложно для понимания, ибо, в большинстве своём в этом возрасте, не видишь ты этого. Различать подтексты ты ещё не умеешь.
Но в любом случае, литература должна быть тебе интересна, не важно к какому слою она относится - развлекательная она или элитарная. Если она у тебя не идёт - зачем мучить себя?
И ещё раз спасибо за статью.
Я думаю, что наличие у автора хоть одной награды уже есть причиной ознакомиться со всем его творчеством. В статье я имела в виду, что если награда (ну тут еще какая, тоже смотреть надо) есть - то произведение уж точно хорошее, но это не значит, что все, у которых нет, автоматически становятся плохими по качеству. Просто, может, на них в свое время меньше внимания было обращено.
И да, ты верно заметила, что не всегда награды бывают независимыми от политики.
Согласна, что школьная программа порой неадекватна. Но то, что дети не в состоянии переварить эти произведения, не значит, что взрослым их читать не нужно.
Не знаю, как у вас, у нас вот совсем недавно вышла новая замечательная школьная программа по литературе, где с 5 по 7-8 класс произведения исключительно детские или доступные детям для понимания. Туда вошло много моих любимых книг и тех, которые я бы хотела посоветовать своим детям, когда у меня будет семья)) Дальше с каждым классом уровень сложности растет, но все равно всяческие тяжелые книги туда не вписаны. И, кстати, концентрация на более кратких формах, что я считаю логичным, ибо на романы нужно много сил и времени, ученики чаще всего не успевают их прочесть.
Не знаю, кто придумал тот дурацкий хронологический подход, когда каждый класс - это временной период литературы, и пофиг, что "Божественную комедию" тринадцатилетние даже прочитать не в силах, не то, что усвоить. Но я безумно рада, что от этого бреда наконец отошли)))
Почему-то постоянно говорят об ответственности авторов - и правильно говорят! - но забывают и про то, что и читатели должны быть ответственны за себя. Хотя бы ради себя. Понятно, что сразу ни хороший вкус, ни понимание не придут - но никто и не требует. А вот развиваться, читать больше и качественнее надо.
Хотя есть еще интересная тенденция: искать смысл там, где его нет. Что это: попытки показать, что ты умный? попытка выделиться в псевдоэлитарную массу? Или это я что-то не понимаю?
Наличие элитарной литературы вполне естественный процесс. Люди разные, так и книги должны быть разными. требовать упрощать в данном случае - гол в свои ворота. лучше подтягиваться там, где интересно, и не мучиться угрызениями совести там, где нет.
Ну а без чтения художественной литературы... никуда ))
Да, ответственность с двух сторон - и автора, и читателя.
О, с этим тоже есть проблема. В одном случае люди ленятся поискать существующий смысл, в другом - перегибают палку и ищут мудрые идеи в бессмысленном тексте. Да, тут не без попыток выпендриться. Хотя предосторожность тоже играет роль, но, опять же, только чтобы не показаться смешным (ну а вдруг в произведении реально заложен глубокий смысл?). Но чего-то не знать - совершенно нормальная вещь, жаль, что люди этого боятся как огня.
А ещё меня радует твоя работоспособность - перелопатить столько мнений и упаковать в обзор! Спасибо.
Да, у меня тоже были мысли о том, что то, что читает и что и как воспринимает человек. зависит от его уровня развития - как личности.
Правда, такая мысль казалась крамольной и чем-то обижающей, что ли... но это, правда, так. И ничего обидного в этом нет)
Чем больше знаешь - тем больше понимаешь и тем больше тебе доступно. Факт.
Спасибо за интересный материал))
И да, снова не хочется писать так, чтобы нравилось всем) хочется писать так, как чувствую я.
Я дополню немного, можно?
Нам тоже про комментарии рассказывали на лекциях. Только после беглого первичного чтения, вторичного (как читателя, которое у тебя разделено на механическое и творческое) было ещё третье, рабочее) Которым, наверняка, пользуются наши инквизиторы)
Не согласна, если честно, с разделением на элитарную и массовую( Точнее, согласна, но это очень поверхностное разделение, ведь у каждой книги свой сегмент, который как раз по уровню подготовки может включать группы и привыкших к массовой литературе, и к специальной, отбирая читателя по своему пласту подготовки. Например, у меня в магистерской большинство книг цепляли по уровню знакомства с японской культурой читателя (например, япониста и анимешника одновременно), а какой-нибудь русский сильный лингвист оказался бы для неё неподготовленным, не смотря на то, что читает чаще литературу, к которой без минимального уровня знаний по теме не приблизиться. То есть для литературы, наверное, вернее говорить о сегментарности, чем об элитарности... Нельзя быть подготовленным сразу во всех видах литературы.
Не уверена, что смогла донести мысль, а, может, мы об одном и том же пишем разными словами)
Спасибо за статью - было очень интересно! Особенно мнения наших читателей и то, как они распределились по диаграмме) Здорово, что книги остаются для многих - отдыхом, наслаждением, погружением в другие миры) А ещё хорошо видно из комментариев опрошенных, как в последнее время литература одного вида любит косить под другой, хочется задуматься...
Да, мы говорим об одном и том же, только разными словами)) Элитарность и есть сегментарность, ведь требуется какое-то особое знание, например, японской культуры. Как раз я и пыталась донести в статье, что невозможно знать все и понимать всю литературу, но стремиться хоть к части - полезно)
Я понимаю, о чем ты говоришь, и полностью согласна) Дело еще в самих названиях, "элитарная" звучит чуток как дискриминация, да...
Это есть какой-то странный взгляд в обществе, что хорошее знание должно быть обязательно универсальным. Я же считаю наоборот, чем уже по профилю знание у человека, тем он в этом сильнее. Только освоив максимум деталей, можно окунуться в это знание целиком. И лучше каждому быть компетентным в своей маленькой области, чем с поверхностными знаниями обо всем не понимать ничего))
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним: 0 — 2: работа слабая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты