Синий Сайт
Всего на линии: 461
Гостей: 461
Пользователей онлайн: 0

Пользователи онлайн
Никого онлайн нет!

Последние 3 пользователя
Iori_hinata
Storyteller
Маруся

Сегодня родились
Ханако-сама

Всего произведений – 5063

 

Собака туарега

  Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 
Anaptix
Проза
-
Мистика
12+ (PG-13)
18024 знака
Туареги никогда не кормят собак сырым мясом
закончен
конкурс «Шаги за спиной»

1.fw

  Мои университетские исследования завели меня далеко: в самую глубь Сахары, в занесенный песками городок на границе Мали и Алжира, населенный полукочевым народом пустыни — туарегами. Из прохладных и светлых аудиторий я перенесся в царство палящего солнца, жгучего пыльного ветра и мутной соленой воды, и люди, о которых я раньше читал с экранов компьютеров и планшетов, теперь были рядом со мной. Я разговаривал с ними, задавал им вопросы, пытался с ними подружиться.

Мне было интересно познакомиться с представителями разных слоев туарегского общества — от гордых имохар[1] — воинов пустыни, не растерявших свой боевой пыл, которым они славились с давних времен, до презираемых прочими кастами бывших рабов-белла, отличающихся от остальных туарегов более темной кожей и негроидной внешностью. Они были потомками сахельских чернокожих народов, которых в прошлом воинственные светлокожие имохар брали в плен и продавали как рабов. 

Застарелая неприязнь между имохар и белла не исчезла и по сей день, и мое желание общаться на равных и с теми, и с другими не нравилось никому. Однажды, когда я вернулся с рынка, где беседовал с двумя торговцами, туарегами из благородных, мой знакомый белла, Исмаил, перехватил меня у входа в городок и пригласил к своему костру. Он развел огонь прямо в песке на самой окраине городка подальше от шума и грязи. Вечерело, глиняные низкие домики, слепленные в длинную гряду, медленно погружались в густую темноту. Заходящее солнце бросало рыжие лучи на их плоские крыши, расчерчивало черными тенями истоптанный песок. Исмаил подождал, пока я присяду рядом с костром, демонстративно поднял с подбородка на нос нижний край выцветшего зеленого тюрбана, скрыв от меня свое лицо словно бы не признавая во мне своего[2].

Я спросил, не огорчен ли он чем-нибудь, и он в ответ задал вопрос, вправду ли я ходил разговаривать с торговцами из Тимимуна? Я подтвердил, и тогда Исмаил заметил:

— Зачем ты разговариваешь с имохар? Ты же мой друг. Не ходи к ним. Имохар тебе не скажут правды, никогда. Аллах знает, какой лжи могут наговорить имохар!

Я не ответил, лишь вздохнул, виновато развел руками. Исмаил покачал головой и принялся раскладывать посуду для чайной церемонии. Мне уже не раз доводилось пить чай с туарегами, но я никогда не уставал наблюдать за неторопливым и сложным процессом его приготовления. Здесь чай, обязательно зеленый, не заваривают, а варят на углях в маленьком чайничке вместе с сахаром, а потом переливают много раз из чайника в стакан, взбивая густую пену. Большой чайник с водой уже грелся на костре, а Исмаил достал маленький, пузатый, тоже жестяной и закопченный, и высыпал туда добрую пригоршню чая.

Я смотрел на его сгорбленную фигуру, замотанную в просторные грязно-желтые одежды. У него были черные узкие ладони, которые жизнь в пустыне разукрасила густой сеткой трещин когда я впервые поздоровался с ним за руку, я поразился, насколько его кожа напоминает кору дерева.

— Эти торговцы из Тимимуна, они издевались над нами всю весну, предлагая смехотворно низкие цены за наших коз. Словно знали, что будет засуха. А сейчас многие готовы продать хоть за сколько а они не берут, говорят, скоро вы попросите забрать их даром. Тощие животные, которые вот-вот падут. Здесь уже не осталось никакого корма для скота, ничего, — полились привычные уже моему слуху жалобы.

— Слушай, — сказал вдруг Исмаил, посмотрев на меня внимательно. — А те, кто тебя сюда заслал — они не могли бы нам чем-то помочь? Они могли бы сделать колонку. Мы устали доставать воду вручную из пересыхающей дыры.

Было неловко, что, видя столь бедственное положение этих людей, я фактически ничем не мог им помочь, а лишь изучал их, как редкий, почти исчезающий вид. Я попытался, как мог, объяснить ему, что университет — это не благотворительная организация, что они занимаются только исследованиями, а не помощью.

Исмаила не волновали проблемы антропологии и этнографии. Поняв, что не получит с меня ничего толкового, он разочарованно махнул рукой и отвернул свое темное, изъеденное глубокими бороздами лицо к костру.

Я стыдливо отвел взгляд к горизонту, где стайка босоногих мальчишек бегала вдоль улицы, то прячась в тени, то выскакивая темными силуэтами на фоне неба. Приглядевшись, я увидел, что они тащили за ноги тушу какого-то животного, овцы или козы. Потом развели поодаль костер, и подтащили тушу прямо в огонь. Рядом вертелись собаки. Тощие, остромордые дворняжки, далекие родичи высоко ценимой на Западе туарегской борзой азавак, я их часто видел слоняющимися по улицам или валяющимися в тени акаций. Отдаленный лай собак смешивался с голосами мальчишек.

— Что они делают? — с любопытством спросил я, радуясь, что нашлась другая тема для разговора.

— Они? Кормят собак. Падаль — плохое мясо, годится только на корм собакам.

Я знал, что мусульманин никогда не будет есть животное, не зарезанное по всем правилам, даже если оно умерло не от болезни, а просто от голода. Даже если сам голодает.

— А зачем они кладут его в костер?

— Чтоб собаки не озверели. Ты знаешь, собак нельзя кормить сырым мясом, они запомнят его вкус.

Чайник уже закипел и разбрызгивал шипящие капли на угли. Исмаил прихватил его тряпочкой, снял с костра и залил кипятком заварку в маленьком чайничке. Также неторопливо раскрыл мешок с сахаром, зачерпнул почти полный граненый стакан, высыпал в чайничек. Затем чайничек отправился прямиком в золу, где чаю предстояло долго томиться, вывариваясь на медленном огне.

— Я слышал одну историю, — сказал Исмаил, разглаживая ладонью песок и расставляя на получившейся площадке стаканы. — Как раз про собак и этих твоих "благородных".

Я был категорически не согласен с определением двух захожих имохар как "моих", но препираться со стариком не было смысла. Куда интереснее послушать рассказ.

***

В те времена, когда французы ушли из Сахары, и государство Мали объявило независимость, один амахар кочевал между Тимбукту и Тимиявином, а с ним — его дети, семьи его детей и его рабы, его скот — верблюды и овцы. Была у этого амахара собака, желтая тонконогая борзая с острой мордой, к которой он относился не так, как все прочие мусульмане относятся к собакам: известно ведь, это животное — нечистое. Туареги позволяют собакам охранять их стада и бросают им объедки со своего стола, и не более того. А этот амахар так любил свою собаку, что впускал ее в свою палатку, гладил и обнимал за шею, и казалось, собака ему дороже собственных внуков. И кормил он ее сырым мясом.

Каждый день он брал собаку, ружье и отправлялся далеко от палаток, чтоб поймать тушканчика или зайца, или, если повезет, маленькую антилопу. Он выслеживал и убивал дичь только для своей собаки, никогда ничего не приносил домой, даже если добыча была разрешенной мусульманским законом.

Когда туареги подняли восстание, не желая подчиняться новоявленным правителям, выходцам из чернокожих племен, сыновья амахара взяли ружья и ушли в горы — и за это жандармы убили всех его верблюдов и овец. А сам он, едва завидев машины жандармов, убежал и спрятался в пустыне, и потому избежал ареста. Когда он вернулся домой  нашел своих верблюдов и своих овец, лежащих мертвыми: мухи ползали по их ранам, и собаки лизали залитый кровью песок. Невестки амахара кинулись к нему, рыдая, хватали за края его одежд и восклицали: «У нас больше нет молока, не будет сыра и масла. Что будут есть наши дети? Что нам, кормить твоих внуков сухим хлебом, давать им финики, растолченные с простой водой?» Но он отстранил их, закрыл тагельмустом свое лицо и ответил: «Что вы спрашиваете у меня? Спросите у своих мужей это они лишили вас молока, а меня моего богатства». Так он сказал, а затем взял большой нож и подошел к трупу овцы вместе со своей любимой собакой, неотлучно крутившейся рядом.

— Вот тебе мясо, моя хорошая собака, — говорил он, отрезая куски от падали. — Вот много мяса, теперь нам не придется целыми днями ходить по пустыне, чтоб поймать жалкого тушканчика или черепаху.

Прошло время, от трупов ничего не осталось пригодного для еды даже собаке. Снова отправился хозяин со своей любимицей в пустыню, надеясь подстрелить что-нибудь съестное. Но они ничего не нашли: повстанцы, спускавшиеся в долину с гор, съели всю живность раньше них. Да и опасно было ходить по пустыне с ружьем: приходилось прятаться от малийских жандармов, а повстанцы, заметив его, спрашивали: «Ведь ты отец Али? Ты отец Ассалима? Почему ты ходишь здесь один, с ружьем и собакой, и не хочешь воевать с нами? Иди с нами в горы, ты еще не так стар, можешь охотиться — можешь и воевать!» А этот амахар не хотел воевать. Однажды он бросил ружье и убежал, спасаясь от жандармов.

На следующий день он не пошел в пустыню за едой для собаки: у него больше не было ружья, а в пустыне стало слишком опасно.

Он лежал перед своей палаткой, неподалеку его рабыня готовила еду, а ее маленькие дети играли в песке. Собака амахара, проголодавшись, принялась крутиться вокруг. Она поскуливала и лизала руку своего хозяина.

— Дай собаке поесть, — приказал амахар своей рабыне.

Женщина, привыкшая во всем подчиняться, взяла кусок хлеба, бросила его собаке, как ни переворачивалось все в ее душе от кощунства такого поступка. Собака подбежала, понюхала, посмотрела укоризненным взглядом и есть не стала, она привыкла есть только мясо.

— Она не будет есть хлеб, дай ей мясо.

«Где я возьму мясо, у меня нет мяса», — подумала рабыня, но не осмелилась вслух возразить, только опустила глаза.

— Дай собаке поесть, — повторил амахар и выразительно посмотрел на младшего ребенка рабыни, который еще ходить не умел.

Та задрожала, не понимая его мысли, но предчувствуя нехорошее. Но что она могла сказать? И все так же молча стояла, опустив глаза.

Собака завиляла хвостом, не отводя голодных глаз от хозяина. Он ничего не видел, кроме этих глаз. Дети его рабыни смотрели глазами не менее голодными, но амахар этого не замечал — его ничего не волновало, кроме собаки.

Тут ребенок, слишком маленький, чтоб понимать опасность, подполз к куску хлеба, брошенному на землю, и подобрал его. Тогда хозяин разъярился, вскочил на ноги, зажав в руке острый нож, схватил младенца и рассек ему грудь. Собака, почуяв кровь, тотчас прыгнула и вцепилась зубами в истошно кричавшего ребенка и убежала прочь. Несчастная мать кинулась было за ней, но не догнала. Ноги у нее подкосились, она бессильно упала на песок, рыдала, царапала щеки, сорвала платок с головы и выдергивала пряди волос. Амахар промолчал, глядя, как она корчится, вытер нож о сброшенный платок — и ушел в палатку.

Когда наступила ночь, женщина взяла второго ребенка, тихонько выскользнула из своей хижины и побежала в деревню неподалеку, где стояли малийские солдаты. Она рассказала им, где лагерь амахара, заявила, что он — отец повстанцев, скрывающихся в горах, и что он помогает им, когда они спускаются в долину в поисках еды.

Утром малийские солдаты взяли оружие и пошли в лагерь, туда, куда указала рабыня. Они убили всех лиц мужского пола, носящих тагельмуст[3], не различая, были они свободными или рабами. А женщинам и детям приказали уходить из страны.

Только сам амахар спасся: он гулял со своей собакой в зарослях акаций, и, когда услышал выстрелы и крики из лагеря, побежал прочь, в пустыню.

С собой у него была только фляга воды.

«Больше мне нечего делать: пойду в горы искать своих сыновей, с ними я уцелею».

Если бы он был праведным и милосердным человеком, Аллах указал бы ему путь, да! Но у него сердце было, как у собаки, которую он так любил, и из-за собаки он сбился с пути, когда та погналась за тушканчиком и увела за собой хозяина в совсем другом направлении. Тушканчика она не поймала.

День шел амахар со своей собакой по пустыне, ночь шел. Когда взошло солнце следующего дня, во фляжке закончилась вода, а вокруг не было никаких следов повстанцев. Наконец, утомленный, амахар прислонился к скале, дававшей тень от нестерпимо палившего солнца. Собака ходила кругами, заглядывая ему в лицо.

Дай мне мяса.

Амахар смахнул с лица муху, пившую пот, потряс головой. «Как, солнце и жажда довели меня до того, что мне уже чудится: собака заговорила!» Он приподнялся, вгляделся в собачьи глаза, сверкающие голодным блеском.

Дай мне мяса, я хочу есть.

Амахар вскочил на ноги, так резко, что в глазах потемнело — он уже ослабел от жажды. Когда пелена перед глазами рассеялась, первое, что он увидел, было два собачьих глаза. Испугался амахар.

— Кыш, пошла прочь! У меня нет для тебя еды, — крикнул он охрипшим голосом и замахнулся на собаку.

Дай мне крови, я хочу пить, — услышал он голос.

Смертельно побледнел амахар, вцепился непослушными пальцами в рукоять ножа, висевшего на поясе. Но было поздно: собака, оскалившись, прыгнула на него и перегрызла горло.

***

Неподалеку от тех мест жил в своем лагере богатый амахар. И вот, в один вечер, он зарезал козленка, чтоб отпраздновать рождение сына: заколол, как положено, прочитав благословение и восславив Аллаха, и спустил кровь на песок.

Как только он это сделал, пришел к его палатке человек, одетый словно благородный туарег. Он был высок, тощ, голова его была замотана синим покрывалом-тагельмустом, закрывавшим рот и нос. Только глаза блестели нездоровым блеском в прорези покрывала.

— Салям алейкум, странник! — вежливо поприветствовал гостя хозяин стоянки. — Ты, должно быть, долго шел и очень устал? Заходи в мой дом, отдохни, поешь и попей.

Ничего не ответил гость, только взял миску с водой, которую поднесла ему служанка. Сдвинул свое покрывало и принялся пить, опустив в миску худое желтоватое лицо. Только глаза сверкали над водой. Не по себе стало хозяину, но он подумал: «Человек долго блуждал по пустыне и обезумел от жажды».

— Не пей так много, дорогой гость, вода с непривычки может тебе повредить.

Но странник ничего не ответил, только пил и пил, пока не выпил всю миску. А потом, оторвавшись от нее, посмотрел на хозяина и сказал:

— Дай мне мяса.

Испугался и возмутился туарег: никогда не было видано в пустыне, чтоб гость приходил в чужую палатку и, не поздоровавшись даже, требовал себе мяса! Но оскорблять гостя он не хотел, поэтому сказал:

— Ты, видать, очень проголодался в пустыне. Погоди, пока мои слуги сварят козленка, и присоединись к моей праздничной трапезе: у меня сегодня праздник, у меня родился сын!

— Я чую кровь, дай мне свежего мяса! — гость обратил свое тощее длинноносое лицо в сторону, где на песке в луже крови лежал зарезанный козленок, и, не дожидаясь ответа хозяина, побежал туда быстро, опустился на колени и приник лицом прямо к ране, хлебая кровь и хватая зубами еще горячее мясо.

Хозяин палатки остолбенел на мгновение, а потом, опомнившись, призвал имя Аллаха, и побежал в палатку за ружьем. Но он был человеком благочестивым, и Аллах подсказал ему правильный путь: ружье было бесполезно против оборотня. Туарег поднял глаза в своей палатке и увидел висящие на опорном столбе тчерот — амулеты в виде четырехугольных пластин, соединенных вместе, внутри которых лежал кусочек пергамента со священными строками из Корана. Туарег снял тчерот со столба и побежал к оборотню. Тот поднял голову, увидел тчерот — и лицо его исказилось страхом и ненавистью. Туарег выставил перед собой амулет и читал вслух молитвы. Оборотень вскочил на ноги, ощерился, зарычал. Рука у туарега дрожала, но он не выпускал тчерот, и голос его не сбился, произнося священные слова. Оборотень рванулся в его сторону, брызжа окровавленной пеной, и отшатнулся, словно наткнувшись на невидимую преграду. Капля слюны попала на серебряную пластину амулета, закипела и, шипя, испарилась. Крепко держал туарег амулет, не прекращая читать молитву. Понял оборотень, что не совладать ему с силой тчерот, вскинул голову к луне, залаял, а затем развернулся, опустился на четвереньки и побежал широкими скачками в пустыню.

Хозяин палатки опустился на колени, поцеловал тчерот и возблагодарил Аллаха за спасение.

***

Костер уже догорал. Увлеченный историей, я уже не следил так внимательно за приготовлением чая. А Исмаил, между тем, взбивал пену, снова и снова переливая чай из стакана в стакан, не прерывая рассказа. Мы уже успели выпить по стаканчику в середине истории, а к концу подоспел второй. «Первый стакан горький, как жизнь, второй сладкий, как любовь, а третий легкий, как смерть», такая пословица есть у местного народа. Я отпил немного. На мой вкус, они все были одинаково терпко-сладкими. Но, может быть, у туарегов и любовь такая сладость с примесью горечи?

— Что же было дальше? — воскликнул я, когда пауза затянулась.

— Дальше? Ничего. Этот амахар жил себе и поживал со своей семьей. Аллах спас его с помощью тчерот.

— А оборотень? — мне казалось, именно его историю нужно довести до конца.

— А кто ж его знает. Больше его никто не видел в округе.

— И все же, Исмаил… за что этого амахара постигла такая злая участь? Только потому, что он кормил собаку сырым мясом? Или потому, что любил ее слишком сильно? Туарегам вообще нельзя привязываться к собакам?

Исмаил посмотрел на меня укоризненно. Он спустил уже на подбородок свое покрывало, и я заметил легкую улыбку, прячущуюся в седых усах.

Ты что же, не понял? Дело тут совсем не в привязанности к собаке. Собака, прости нас Аллах, нечистое животное! Но того амахара погубила не слишком большая любовь к собаке, а слишком маленькая к людям. Он был главой своей семьи, и должен был заботиться о них и направлять их, а что он делал? Избегал их всегда и прятался, как только приближалась опасность. «В одиночестве мы тешим себялюбие и находим лишь призраки своих желаний», сказал поэт. Так и привязанность к собаке была призрачной. Он ведь и от нее отрекся, предпочтя в конце самого себя.

 С этими словами он снял чайник с остывающих углей и разлил по стаканам по третьему кругу заваренный чай. Я глотнул: это был истончившийся, остывающий, почти прозрачный напиток, легкий, как дыхание смерти. 

По окраине городка бегали беспокойно собаки, лаяли, обращая тонкие морды в сторону бескрайней пустыни, словно высматривали в ночной темноте своего несчастного собрата, одержимого душой злого человека, погубившего их обоих. 


[1] Имохар (мн. ч.) — представители высшей касты туарегского общества, в переводе часто называются «благородными». Единственное число — амахар.

[2] Мужчины туарегов носят специальное покрывало, называющееся «тагельмуст», которым традиция предписывает закрывать рот и нос перед чужаками, или в знак уважения перед старшими и женщинами, или чтоб скрыть свои чувства. Изначально строгое правило закрывать лицо существовало только у имохар, но прочие касты также переняли эту манеру, вероятно, желая уподобиться «благородным».

[3] Тагельмуст мужчины туарегов начинают носить с наступлением половой зрелости, примерно в пятнадцать-шестнадцать лет.

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
# Dj_taisauti 06.02.2019 13:14
Цитата:
Он его заколол, как положено, прочитав благословение и призвав Аллаха, и спустил кровь на песок
- я уже отмечал эту ошибку. Для мусульманина - это звучит кощунственно. Не призвав, а восславив Аллаха. Кстати, заметил ещё, вторая "и" лишняя.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Anaptix 06.02.2019 15:40
Цитирую Dj_taisauti:
Цитата:
Он его заколол, как положено, прочитав благословение и призвав Аллаха, и спустил кровь на песок
- я уже отмечал эту ошибку. Для мусульманина - это звучит кощунственно. Не призвав, а восславив Аллаха. Кстати, заметил ещё, вторая "и" лишняя.
Ну надо ж))) правила текст, держа ваш комментарий перед глазами - и все равно прошляпила. Спасибо за внимательность)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 06.02.2019 15:51
Цитирую Dj_taisauti:

А скажите, вот здесь ошибка есть:
а потом, опомнившись, призвал имя Аллаха, и побежал в палатку за ружьем.
?

Или тоже некорректно и надо заменить?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 05.02.2019 19:21
Перечитала еще раз, и снова мне все понравилось :) Буквально пара блох еще.
Цитата:
Я разговаривал с ними, задавал им вопросы, пытался с ними подружиться.
В принципе, оправданный повтор, но можно и без него обойтись.
Цитата:
Я был категорически не согласен с определением двух захожих имохар как "моих", но препираться со стариком не было смысла. Куда интереснее послушать рассказ.
Первое предложение в прошедшем, второе - в настоящем.
Дальше, когда начинается рассказ про оборотня, он часто повторяются "он, они". Опять же, отчасти оправдано стилем, но местами можно проредить все же.
Цитата:
А сам он, едва завидев машины жандармов, убежал и спрятался в пустыне, и потому избежал ареста. Когда он вернулся домой, он нашел своих верблюдов и своих овец, лежащих мертвыми: мухи ползали по их ранам, и собаки лизали залитый кровью песок.
А сам он, едва завидев машины жандармов, убежал и спрятался в пустыне, и потому избежал ареста, а когда вернулся домой - нашел своих верблюдов и своих овец, лежащих мертвыми: мухи ползали по их ранам, и собаки лизали залитый кровью песок.
Цитата:
И вот, в один вечер, он зарезал козленка, чтоб отпраздновать рождение своего сына. Он его заколол, как положено, прочитав благословение и призвав Аллаха, и спустил кровь на песок.
И вот, в один вечер, он зарезал козленка, чтоб отпраздновать рождение сына: заколол, как положено, прочитав благословение и призвав Аллаха, и спустил кровь на песок.
Цитата:
Как только он это сделал, пришел к его палатке человек, одетый как благородный туарег.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 06.02.2019 15:39
Цитирую ДораШтрамм:
Перечитала еще раз, и снова мне все понравилось :) Буквально пара блох еще.
Цитата:
Я разговаривал с ними, задавал им вопросы, пытался с ними подружиться.

В принципе, оправданный повтор, но можно и без него обойтись.
Цитата:
Я был категорически не согласен с определением двух захожих имохар как "моих", но препираться со стариком не было смысла. Куда интереснее послушать рассказ.
Первое предложение в прошедшем, второе - в настоящем.
Дальше, когда начинается рассказ про оборотня, он часто повторяются "он, они". Опять же, отчасти оправдано стилем, но местами можно проредить все же.
Цитата:
А сам он, едва завидев машины жандармов, убежал и спрятался в пустыне, и потому избежал ареста. Когда он вернулся домой, он нашел своих верблюдов и своих овец, лежащих мертвыми: мухи ползали по их ранам, и собаки лизали залитый кровью песок.
А сам он, едва завидев машины жандармов, убежал и спрятался в пустыне, и потому избежал ареста, а когда вернулся домой - нашел своих верблюдов и своих овец, лежащих мертвыми: мухи ползали по их ранам, и собаки лизали залитый кровью песок.
Цитата:
И вот, в один вечер, он зарезал козленка, чтоб отпраздновать рождение своего сына. Он его заколол, как положено, прочитав благословение и призвав Аллаха, и спустил кровь на песок.
И вот, в один вечер, он зарезал козленка, чтоб отпраздновать рождение сына: заколол, как положено, прочитав благословение и призвав Аллаха, и спустил кровь на песок.
Цитата:
Как только он это сделал, пришел к его палатке человек, одетый как благородный туарег.
Спасибо за ловлю блох! Буду править.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dj_taisauti 03.02.2019 22:31
Уже жалею, что поставил ноль. Все мы ошибаемся. Теперь бы поставил жирный плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dj_taisauti 03.02.2019 14:49
По-моему, теперь уже хорошо. Думаю не стоит слишком исправлять, можно потерять неповторимый колорит.
Маленькая блошка - Цитата:
обращая тонкие морды в сторону бескрайней пустыне
- пустыни.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 03.02.2019 23:31
Спасибо за отловленную блоху)) исправила.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 02.02.2019 14:34
Почистила блох и сусликов.
Думала, как бы переписать концовку с дидактикой, но как-то оно... уже написалось, как написалось и не хочет переписываться. Боюсь хуже сделать.
Добавила еще одно предложение в конце: хотелось бы, чтоб оно что-то объясняло насчет того, кто в кого превратился. Но если не объясняет, а только запутывает, я, наверное, просто выпилю его.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 03.02.2019 07:07
По мне, так хорошо получилось ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 03.02.2019 23:33
Ну значит, так и оставлю)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 28.01.2019 18:59
Огромное спасибо, что отозвались и подробно ответили на вопросы. Многие авторы просто обижаются и все:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Anaptix 28.01.2019 11:26
Цитирую Нерея:
выделяющихся своей почти черной кожей и негроидной внешностью - а воины выглядели как-то иначе? И представители других слоёв? И что значит "почти чёрная" [кожа]?

Спасибо за комментарий))
Про внешность: да, фраза получилась не слишком понятной, перефразирую. По фактам - у туарегов представители высшей касты внешне похожи скорее на арабов, светлые (по сравнению с неграми) и европеоидный тип лица. А их (экс)рабы по происхождению не туареги, а потомки суб-сахарских племен, они негроиды. Конечно, нынче все перемешались очень сильно, но, вместе с тем, тенденция есть.
Подумаю, как это впихнуть в одну фразу, чтоб понятно было.

Цитата:
не знаю, как на счёт вашего героя, а устройство общества я не понимаю: благородные - это торговцы, что ли? Почему так?
Я к тому, что ваш герой проводит какое-то исследование, изучает, находит, но не рассказывает нам, потому возникают вопросы вместо погружения в сюжет.
Да, благородные - торговцы.
Трудно, на самом деле, соблюсти баланс, чтоб и текст не перегружать, и чтоб лишних вопросов у читателя не возникало... причем у одного читателя возникнут, у другого - нет. Не знаю, стоит ли в тексте объяснять, что торговля - нормальное занятие для благородных, или это неважно, тем более что в описанное время (наш век) они реально чем угодно заниматься могут. Даже тем, что раньше неприличным считалось - землю копать, например.
Но я всю эту увлекательную матчасть в рассказ не впихну(((

Цитата:
это поведение раба? Пусть даже бывшего?
Он намеренно манипулирует дружескими чувствами, чтобы рассказчик верил ему и поступил так, как он хочет. Т.е. это слова человека, который морально ощущает себя выше других (не раба).
Так с бывшими рабами такое и случается. Сначала человека угнетали, угнетали, а теперь он хочет взять реванш. И считает себя хорошим, а угнетателей - плохими, это нормально. И он не хочет, чтоб тот, с кем он общается, общался и с его бывшими угнетателями. Манипулирует чувствами - это да. А что еще остается обиженным и угнетенным, как ни манипуляции?
Цитата:
к чему Исмаил просил помощи? Ну, вот сами представьте, ты приезжаешь исследовать народ, ты живешь с ними и общаешься, они называют тебя другом и тут же с тебя просят денег. Вопрос, дружеское ли это отношение? Рассказчик, судя по всему, совестливый человек и и так помог бы тем, что в его силах. В общем, зачем эта нить, которая вызывает напряжение, непонятно.
Да ну... он нормально попросил, не может ли университет помочь. Он беспокоится о своей семье, своей деревни. У него, может, внуки с голоду умирают - что ему, деликатничать с заезжим сытым чужеземцам? Исследовать их, значит, деньги есть... он знает, как живет его народ, и догадывается, как живут гости из Европы. И это дико и обидно, и он еще мягко очень просит у них помощи.

Если эти моменты вызывают напряжение, это, может быть, и хорошо. Жалко только, что мало доверия к автору, что это не я тут лажаю, это все более-менее правдивое описание реальности.

Цитата:
В-четвёртых, легенда немного скомканная, злой человек стал оборотнем (или собака оборотнем?), хороший человек спасся. Плохо, что стал оборотнем? Ему вроде норм. Это - наказание или что? Хорошо, что добрый человек спасся? Да, хорошо, что спорить-то. Но в итоге итога нет.
В-пятых, вот этот вот невнятный конец... Что там должен был рассказчик понять? Он мало любит своего друга, раз не даёт ему денег? Но он же не глава их общины. И нельзя сказать, что он предпочитает себя, иначе бы сидел дома в цивилизации и не пытался узнать этих людей, рассказать о них. В общем... за что ему всё это?
Собака загрызла злодея и превратилась в оборотня. Вообще я долго думала над этим, а может, наоборот. Но тогда собака должна была куда-то деться. Не знаю, может, в нее вселился злой дух этого человека, когда она его загрызла. И теперь он будет вечно маяться в собачьем облике, страдая от жажды и голода.
Не знаю, нужно ли это прописывать более четко, или пускай и будет на уровне догадок.

А рассказчик ничего особенного понять не должен. Он просто работает кем-то вроде ушей и глаз, с помощью которых мы подсмотрели эту историю. Какие он сделал выводы - неважно.

Вообще, эта большая рамка для легенды должна была служить для установления контекста и связи с современной реальностью - где, кто, когда. Чтоб читатель прочувствовал - то, что происходит сейчас, не слишком отличается от того, что происходило тогда, а история с оборотнем... ну... это такая сказка из серии "помечтаем о возмездии для мерзавцев и спасении для хороших".
Не знаю, насколько получилось, может, совсем не получилось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Нерея 29.01.2019 12:13
Спасибо за ответ ))

1. Да так и впихнуть. :D Что рабы - они потому и рабы, что из другого народа и как следствие отличаются по внешности.
Честно говоря, про этот народ я узнала только из вашего рассказа, поэтому вот такие нюансы важны, чтобы читатель не перекладывал свой опыт на чужой и как следствие не путался в деталях.

2. Имхо, буквально пару слов. Потому что изначально вы говорите, что ГГ повстречал их на рынке (мало ли, покупали чего-то?), а ниже говорите, что они там торговали. Я бы второе упоминание убрала, и дописала пару слов в первом, что торговля - это благородное занятие, ценится там то-то и то-то.

3. Криво сказала. Не ясно, в каком статусе и взаимоотношениях они сейчас. То есть вы написали, что эту касту презирали... тогда. В давние времена. А сейчас они не рабы, но кто? Они всё ещё угнетённые или равные? Или не равные, но уже не угнетённые? Ну, ненавидят друг друга, но сосуществуют мирно или нет.

4. Вот-вот-вот! Это в текст! Чтобы получился не сухой старик, который ворчит и вцепился в иноземца просто так, а живой - не знаю, дедушка? - который переживает, может, и не особо надеется на положительный ответ, но ищет помощи и малейшую возможность. Тогда будет напряжённость, но будет и сочувствие.

5. Если оставить вариант, что злой человек стал оборотнем, у него не будет наказания. Ну т.е. он и так не особо-то человек, а в облике зверя так вполне и оправдано может дальше делать то, что делает - причиняет боль. Если заставить его дух маяться в обличье зверя, это уже другой вопрос, это уже как-то примиряет с теми ужасами, что он творил.

Но рассказчик ведь для чего-то есть в этой истории )) Конечно, он инструмент (для автора), но в то же время он персонаж истории и живёт в ней (поэтому важно, чтобы он был не пассивным наблюдателем, как та табуретка - скажем, старик мог задавать вопросы и просить денег у звёзд и ничего бы не поменялось).

Ого. Глобальный замысел. Мне кажется, если вы больше расскажете про современную жизнь этого народа, то параллель будет более явной. А можно и закольцевать, если злого персонажа в современности переедет автомобиль Удачи с правками! Рассказ действительно интересный.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 02.02.2019 14:39
Цитирую Нерея:

Удачи с правками! Рассказ действительно интересный.

По мелочам поправила, добавила про внешность имохар и их прошлые отношения с белла.
И в конце намек на дальнейшую судьбу оборотня. Не знаю, насколько внятно получилось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Anaptix 28.01.2019 10:36
Спасибо всем за комментарии!
Отвечу общим постом на самые частые замечания.
- Суслики. О да, это я лажанула)) что ж, заменим на... тушканчиков, например.
- Тюрбан, натянутый на лицо. Пожалуй, правы те комментаторы, что придрались к этой фразе: по-русски это не очень звучит, пусть даже на самом деле тюрбан и тагельмуст - это один и тот же головной убор, просто тагельмуст - туарегское слово. Лица закрывают в пустыне не только туареги, и тюрбаны множества пустынных народов в тагельмусты от этого не превращаются. Но, наверное, лучше фразу переделать, например, на "закрыл лицо нижним краем тюрбана".
- Крупным шрифтом прописанная мораль в конце. Признаюсь, это было что-то вроде эксперимента, а попробуем и узнаем, что получится. Получилось, кажется, не очень. Во-первых, откровенная мораль большей части читателей не нравится, во-вторых, по зрелому размышлению, я думаю, эта мораль - не в стиле Исмаила. Слишком выбивается своим психологизмом, у него там в голове собаки и мясо, джинны и Аллах, амулеты и злые амахары, ну какой здесь психологизм? Размышляю еще, выпилить мораль совсем или вложить в мысли рассказчика-антропол ога.

Еще, может быть, читателям будет интересно узнать, что в моем рассказе выдумано, а что - позаимствовано из различных источников про туарегов.
Описание туарегской одежды (тагельмуста), чайной церемонии, амулетов, социальной структуры общества - здесь ничего не додумано.
Также не придумано туарегское восстание после обретения независимости Мали, и методы расправы (убийство скота повстанцев или подозреваемых в причастности к повстанцам).
Не придумана и деталь про собак и сырое мясо: правда, я читала об этом только у одного исследовательницы, она писала, что туареги обычно не кормят мясом, но если какое-то животное падет без ритуального забивания, то дети жарят его на костре и скармливают собакам. При этом, любопытно что, собаки самостоятельно охотятся на диких зверей и едят их, сырыми, конечно же. Так что даже не знаю, есть ли большой смысл в такой перестраховке.
Самую вопиющую сцену рассказа - как амахар скормил собаке ребенка рабыни - тоже придумала не я. Прочитала я эту историю в диссертации одного исследователя, ему белла рассказали. Искренне надеюсь, что эта история - все-таки выдумка, потому что это, как по мне, слишком даже для жестоких туарегов.
Я немного изменила детали, попыталась привнести в образ героя какой-то психологизм и логику поведения, судя по отзывам, он все равно получился неправдоподобный, но, честно, не знаю, как надо писать про таких на голову больных людей, чтоб получилось правдоподобно (ага, в оригинале товарищ кормил собаку людьми на постоянной основе, вот не смог добыть дичь - шел ловить людей, белла, конечно же. Однажды приболел, на охоту не пошел - и скормил ребенка на глазах у матери).

А вот оборотня я выдумала целиком и полностью. Даже не слышала, чтоб у туарегов были какие-то легенды про собак-оборотней. Читала у Ибрагима Аль-Куни историю про туарега, который слишком много охотился по горам и превратился в горного барана...
Но очень хотелось, чтоб за мерзкие дела и наказание было мерзким. Мечтать не вредно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dj_taisauti 28.01.2019 18:06
У вас отличный рассказ получился. Были кое-какие недочёты, но я вижу вы вполне адекватный человек и всё исправите. Одно скажу однозначно, вам можно и нужно писать - это ваше. Вот про себя не уверен, а про вас уверен.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 20.01.2019 20:40
Понравилась история – это довольно действенный приём: вписать экзотичность мира в представления читателя – пояснять её через персонажа, который находится между этими двумя мирами. Понравилось, что герой-рассказчик не просто служебная фигура, а привносит свой колорит, сцена вокруг него прорисована и дышит, а собеседник, Исмаил, характерный и достоверный.
Недостаток я вижу в том, что притча, рассказанная Исмаилом, делится на две части. Я бы рекомендовал автору после первой части, когда амахар погибает, сделать интерлюдию. Вот старик рассказал историю, поставил точку в вопросе, почему собакам нельзя давать сырое мясо. А потом уже рассказать «продолжение», которое несёт свою мораль, и потому я, читатель, увижу, что кроме полученного мной ответа есть и большая, глубокая мораль - но как бы отдельной оболочкой.

А так, безусловно, от меня плюс, хорошая и колоритная история, полная огня, теней и жадных глаз.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Птица 20.01.2019 13:14
Скажу честно, откровенно подкупает новизна, с тщанием выписанный этнический колорит и просто яркость, которой не хватает многим другим рассказам. Человек так стремится к чему-то сверхъестественному, мифическому или фантастическому, но иногда оказывается, что и среди обыденных и даже скучных вещей, вроде быта и жизни какого-то далекого африканского племени есть столько удивительного, возбуждающего интерес и любопытство.
В самом рассказе особых проблем не вижу, интересная подача, язык простоват, но мне кажется, автора ограничивало желание подражать разговорной речи туарега, это не кажется недостатком.
Плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 20.01.2019 12:29
Доброго времени суток

Вы выбрали интересное место. Мистика могла получиться просто потрясающая, т.к. для нас непривычная, но у ас произошло смещение к бытовой части истории.
Вот описание страны и людей хорошие, сцены чаепития и сам Исмаил прекрасны. Есть ароматы страны, но почти нет мистики, почти нет истории. Тут чистая психология.
«Дело тут совсем не в привязанности к собаке. Собака, прости нас Аллах, нечистое животное! Но того амахара погубила не слишком большая любовь к собаке, а слишком маленькая — к людям.» – почему вы не показали этого в истории? Почему у вас все акценты в сторону собаки и сырого мяса (кстати, оно собакам полезнее варёного – они плотоядные, всё-таки).

Почему мужчина уходил от семьи (отстранился от войны и всего), почему уединялся с собакой? Хочется психологизма, а не пояснений в конце истории от Исмаила.
«Собака, прости нас Аллах, нечистое животное!» – мне показалось, что вы этим хотели чуть шокировать читателя. Ведь многие считают собаку преданным и умным животным. Тут собака не виновата в съедении ребенка. И убила ли она хозяина? Может, это от жара пустыни что-то привиделось?

Самым нечистым животным остается человек (( Грустно ((

А оборотень появился для мистичности истории и тут же пропал, побеждённый верой. Этого показалось мало. Да, историю вы начали, но мистику и концовку вы слили, заменив моралью.

Хочется поставить оценку больше нолика, но и плюс не тянет.
Пока «ноль»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yura 19.01.2019 21:09
«Плюс»
Погрузился в атмосферу пустыни и рассказчика истории) момент с убийством ребёнка леденит душу. Глубокая мысль в основе всего рассказа заставляет задуматься.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Fitomorfolog_t 18.01.2019 14:58
Добрый день, Автор!
Я слушала когда-то прекрасную лекцию о туарегах в Музее кочевых культур, и очарование, колорит рассказа меня захватили. Конечно, я не знаток матчасти, но огрех здесь не увидела, за исключением тюрбана, о котором уже писали - это слово слишком прочно ассоциируется с определённым образом. Мне, наверное, даже не хватило немного яркости деталей, пейзажа и одежды. Зато отношение Исмаила к рассказчику, социальные взаимоотношения, отношение к внешнему миру вышли очень зримыми, живыми.
В целом мне рассказ очень нравится, и совсем не отпугивает пояснение в конце. Мне кажется, это потому, что до того, как была рассказана легенда, речь шла именно о запрете на кормление собак сырым мясом, это подчёркивалось - так почему не пояснить затем, что "моралитэ" вовсе не о мясе? Тем более что это пояснение хорошо характеризует личность Исмаила.

С точки зрения тематики конкурса, возможно, и было бы лучше не строить текст как "рассказ в рассказе". Сосредоточиться на самой легенде и показать собственно её. У выбранного способа тоже есть плюсы, интересно прочитать о такой незнакомой современности, ощутить реалистичность персонажей. Решение тут за автором, так как способ подачи зависит от цели. Тем не менее, спасибо за кусочек необычного, и плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 18.01.2019 13:27
Немного в недоумении. С одной стороны, хорошо написано. Мелкие огрехи не буду приводить, читала вчера, перечитывать сейчас в поисках не стану, слишком много рассказов в очереди.
У автора есть свой стиль, матчасть, видимо, знает. Поскольку сама не в теме, не могу сказать, насколько хорошо, но на первый неосведомленный взгляд кажется, что все в порядке. Да, есть там косяк с тюрбаном, натянутым с подбородка на нос, это автор явно маху дал. Но вот сама мистическая составляющая... Она, в принципе, есть. Но мне кажется, что автор сделал ошибку, сделав ее чем-то вроде легенды, которую рассказывают этнографу. Сейчас кажется, что автор просто взял часть более большого произведения, и прислал на конкурс в качестве рассказа. Ну или нет, возможно, это действительно самостоятельное произведение, но для конкурса мистики и хоррора оно не подходит, несмотря на наличие оборотня, питающегося человечинкой.
И все же плюс, слишком хорош язык, этого не отнять.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Alizeskis 19.01.2019 04:13
Цитирую ДораШтрамм:
Да, есть там косяк с тюрбаном, натянутым с подбородка на нос, это автор явно маху дал.

Я бы сказала, наоборот, автор весьма осведомлён.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 19.01.2019 06:31
Спасибо! Да, я именно это и имела в виду: поскольку слово "тюрбан" в общественном сознании прочно слиплось с чалмой, надо как-то так переформулировать - словом-другим показать - что именно, какую часть тюрбана Исмаил поднял с подбородка на нос. Вот тут-то мне, в частности, и не хватило деталей в тексте ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 28.01.2019 18:19
Вы хотите, чтобы все читатели знали о разновидностях тюрбанов :))
"Нижний край" - будет нормально, наверное.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# GennadyDobr 17.01.2019 16:21
Здравствуйте, автор!
Сначала - общая оценка. Плюс. Но слабенький. Плюс с минусом.

А теперь - частности.

Двухчастная композиция - коробочка в коробочке, рассказ в рассказе - работает не всегда. Вам это не совсем удалось, внимание читателя рассеивается. Вся эта подводка, занимающая почти половину текста, кажется мне излишней.
Главный герой притчи показался мне искусственным и ходульным. Воплощённый принцип аморального чудовища, мономаньяк, любящий собаку больше всего в мире. Оммаж Булгакову, наверно.
– Беда в том, – продолжал никем не останавливаемый связанный, – что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку.
Ненатуральность героя отстраняет от повествования.
Начинаешь смотреть на происходящее, как на картинку на телеэкране - Ну-нק, что ещё нам придумают и покажут?

Дидактика предпоследнего абзаца излишня, по-моему. Умному и так достаточно. Это ведь не школьное сочинение с моралью.
А суслики, наверное. сурикаты.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 28.01.2019 11:38
Цитирую GennadyDobr:

Главный герой притчи показался мне искусственным и ходульным. Воплощённый принцип аморального чудовища, мономаньяк, любящий собаку больше всего в мире. Оммаж Булгакову, наверно.
– Беда в том, – продолжал никем не останавливаемый связанный, – что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку.
Ненатуральность героя отстраняет от повествования.

Неожиданная ассоциация)) нет, про Булгакова я даже не думала, но вышло похоже на то - "поместить всю свою привязанность в собаку".
С правдоподобностью прокол вышел, я уже заметила. Не знаю, может быть, однажды я научусь описывать аморальных чудовищ так, чтоб они получались естественными))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Allon-sag 17.01.2019 11:42
Доброго дня Автор.
Простите но в вашем рассказе много недосказанности - что это? - "тушу какого-то животного, овцы или козы" - как можно не определить кого они приволокли?
"День шел амахар со своей собакой по пустыне, ночь шел" ??? нет я конечно понимаю что автор попытался привнести в рассказ восточную тематику но это уже перебор ...
"«Где я возьму мясо, у меня нет мяса», — подумала рабыня, но не осмелилась вслух возразить, только опустила глаза." - как мог ГГ понять что думает рабыня - непонятно.
простите но от меня НОЛЬ
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Нерея 17.01.2019 11:56
"тушу какого-то животного, овцы или козы" - как можно не определить кого они приволокли?

Если туша без головы и там её, э-э, часть, скажем бедро, я вот лично не определю, чьё оно там конкретно.

"День шел амахар со своей собакой по пустыне, ночь шел" ???

В чём перебор? Жители пустыни довольно выносливы, а идти ночью как раз легче из-за температуры.

"«Где я возьму мясо, у меня нет мяса», — подумала рабыня, но не осмелилась вслух возразить, только опустила глаза." - как мог ГГ понять что думает рабыня - непонятно.

Легенда преподносится не от первого лица, а с позиции автора, так что тут всё тоже верно.

Просто-таки огромная просьба впредь приводить аргументы более внимательно.
С уважением, модератор
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Allon-sag 17.01.2019 22:37
Цитирую Нерея:
"тушу какого-то животного, овцы или козы" - как можно не определить кого они приволокли?

Если туша без головы и там её, э-э, часть, скажем бедро, я вот лично не определю, чьё оно там конкретно.

"День шел амахар со своей собакой по пустыне, ночь шел" ???

В чём перебор? Жители пустыни довольно выносливы, а идти ночью как раз легче из-за температуры.

"«Где я возьму мясо, у меня нет мяса», — подумала рабыня, но не осмелилась вслух возразить, только опустила глаза." - как мог ГГ понять что думает рабыня - непонятно.

Легенда преподносится не от первого лица, а с позиции автора, так что тут всё тоже верно.

Просто-таки огромная просьба впредь приводить аргументы более внимательно.
С уважением, модератор


Полностью согласен что ночью идти легче ))) но вы же образованный человек идти по пустыне весь день без привалов подгоняя собаку а потом еще ночью вот Вы сами сколько километров сможете пройти по пустыне днем - сорри просто элементарная логика
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Нерея 18.01.2019 08:10
Некорректно сравнивать меня и жителя пустыни из легенды - вот это элементарная логика.
В рамках же легенды с мистическим уклоном он мог идти и "три дня и три ночи", и "пока не износит семь пар железных сапог", и уж, конечно "день и ночь".

Если больше по существу вам сказать нечего, то я, повторюсь: помогайте авторам увидеть недостатки, чтобы их исправить, а не ищите замечания ради замечаний.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Allon-sag 19.01.2019 20:18
Цитирую Нерея:
Некорректно сравнивать меня и жителя пустыни из легенды - вот это элементарная логика.
В рамках же легенды с мистическим уклоном он мог идти и "три дня и три ночи", и "пока не износит семь пар железных сапог", и уж, конечно "день и ночь".

Если больше по существу вам сказать нечего, то я, повторюсь: помогайте авторам увидеть недостатки, чтобы их исправить, а не ищите замечания ради замечаний.

ну да я бы с вами согласился если бы автор указал что хоть как то или описал в рассказе ГГ - зомби, робот или еще что то что может идти весь день мистика мистикой но реальность есть реальность
ЗЫ - И я не сравнивал Вас с ГГ - просто указал на несостоятельность фразы сории если Вас чем то обидел)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Нерея 17.01.2019 11:09
выделяющихся своей почти черной кожей и негроидной внешностью - а воины выглядели как-то иначе? И представители других слоёв? И что значит "почти чёрная" [кожа]?

Такая моя неразборчивость - рассказчик говорит о себе, потому местоимение можно убрать без ущерба смыслу (как и многие другие);

с двумя туарегами из благородных - не знаю, как на счёт вашего героя, а устройство общества я не понимаю: благородные - это торговцы, что ли? Почему так?
Я к тому, что ваш герой проводит какое-то исследование, изучает, находит, но не рассказывает нам, потому возникают вопросы вместо погружения в сюжет.

— Зачем ты разговариваешь с имохар? Ты же мой друг - это поведение раба? Пусть даже бывшего?
Он намеренно манипулирует дружескими чувствами, чтобы рассказчик верил ему и поступил так, как он хочет. Т.е. это слова человека, который морально ощущает себя выше других (не раба).

И-и... в конце произошло что-то жуткое или нет? Или на откуп воображению читателя? ))

Как по мне, так слишком много воды и мало сути.
Во-первых, зачем этот первый разговор про имохар? Что такого они могли рассказать и что из этого ложь? Начали нить повествования и бросили в пустоте.
Во-вторых, доверять имохар нельзя, потому что они мало любят людей? Ну так, судя по всему, много людей любят мало белла и те отвечают им взаимностью, так что мораль двухсторонняя.
В-третьих, к чему Исмаил просил помощи? Ну, вот сами представьте, ты приезжаешь исследовать народ, ты живешь с ними и общаешься, они называют тебя другом и тут же с тебя просят денег. Вопрос, дружеское ли это отношение? Рассказчик, судя по всему, совестливый человек и и так помог бы тем, что в его силах. В общем, зачем эта нить, которая вызывает напряжение, непонятно.
В-четвёртых, легенда немного скомканная, злой человек стал оборотнем (или собака оборотнем?), хороший человек спасся. Плохо, что стал оборотнем? Ему вроде норм. Это - наказание или что? Хорошо, что добрый человек спасся? Да, хорошо, что спорить-то. Но в итоге итога нет.
В-пятых, вот этот вот невнятный конец... Что там должен был рассказчик понять? Он мало любит своего друга, раз не даёт ему денег? Но он же не глава их общины. И нельзя сказать, что он предпочитает себя, иначе бы сидел дома в цивилизации и не пытался узнать этих людей, рассказать о них. В общем... за что ему всё это?

Задумка неплохая, описания хороши, но стоит поработать над деталями и идеей более чётко. Пока минусы и плюсы примерно равны, ноль
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# GennadyDobr 17.01.2019 00:43
Вы попали в центр мишени.
Только повесили её там, где вам захотелось.

А что это значит?
Я не поняла.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Умка 17.01.2019 15:14
А что это значит?
Я не поняла.

Это мой вопрос. Как он к Гене попал - не знаю:(
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# GennadyDobr 17.01.2019 16:03
Цитирую Умка:
А что это значит?
Я не поняла.
(

Это значит, что автор решал свои задачи, а не те, что в условиях конкурса.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 16.01.2019 21:06
Первая половина рассказа - экскурс в жизнь кочевников Сахары. А после того, как читатель проникся атмосферой идет легенда Исмаила о хозяине и его собаке.
Поскольку я ничего о жизни туарегов не знаю, то и косяков не заметила. Но мне понравился неторопливый, обстоятельный рассказ от первого лица. Как раз такой и ожидаешь от суховатого ученого мужа.
Легенда же подана как легенда. Здесь автор просто не отступил от канона.
Впечатление о рассказе: добротная вещь.
От меня Плюс.

Один вопрос:
ГГ действительно немножко отмороженный на голову, раз не понял смысла легенды? Или автор решил еще раз на всякий случай сформулировать главную идею рассказа, а вдруг отмороженный на голову у него читатель?

поднял с подбородка на нос выцветший зеленый тюрбан - точно тюрбан? В моем представлении тюрбан - это головной убор, который не поднимешь с подбородка? Это не придирка, если что. Просто спрашиваю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Alizeskis 19.01.2019 04:19
Цитата:
поднял с подбородка на нос выцветший зеленый тюрбан - точно тюрбан? В моем представлении тюрбан - это головной убор, который не поднимешь с подбородка?
Знать всё на свете не реально (с), но в гугле никого не банят)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 28.01.2019 13:42
Цитирую Умка:

Один вопрос:
ГГ действительно немножко отмороженный на голову, раз не понял смысла легенды? Или автор решил еще раз на всякий случай сформулировать главную идею рассказа, а вдруг отмороженный на голову у него читатель?

Спасибо за отзыв))
судя по реакции большинства комментаторов на эту мораль, отмороженным получился автор.
Но в защиту героя могу сказать: он, как настоящий ученый, хотел проверить, а что именно вкладывает его собеседник в легенду. Ведь он мог понять так, а рассказчик - совсем иначе. И кстати, я все-таки подумала и решила, что типичный местный житель так бы мораль никогда не сформулировал, это не в их стиле. Там такой своеобразный менталитет с ошеломительными причинно-следственны ми связями, что какой тут психологический вывод об ответственности, ну...
Он бы сказал так: собак нельзя кормить мясом, а то вон что выйдет. А этот амахар злой, потому что амахар, они все злые. А еще он Аллаха не почитает, поэтому плохой и получил по заслугам. А второй амахар не такой уж плохой, хоть и амахар, потому что правильный верующий.
Такой уровень рефлексии, на самом деле.

Не, есть и в этом народе люди, которые мыслят очень глубоко и интересно, даже не имея формального образования, как этот неназванный мной поэт, который написал "все, что мы можем найти в одиночестве - это призраки эгоистических желаний", это шикарно сказано. Но он реально талантливый и выдающийся человек.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# RKaman 16.01.2019 16:48
Нет, у меня просто рука не поднимется поставить вам ноль)
Во-первых, я как раз и есть тот самый читатель, который очень любит этнический колорит, как высказались ниже.
Во-вторых, написано неплохо, удалось. Вижу картинку, слышу звуки - за это только уже плюс. Объемно и выпукло, как любят говорить) Да, именно так.
Проблемы - очень и очень много местоимений, чистить и чистить. Через слово буквально.
Да, есть некие пробелы в мат.части (назовем ее так).
Но все равно получилось ведь!
Плюс
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dj_taisauti 16.01.2019 14:50
Здравствуйте автор. Рассказ вызвал у меня неоднозначные чувства. Он небезнадёжен, более того, уверен, что его можно довести до ума. Стиль не напрягает, но местами спотыкаешься об некорректные формулировки и диалоги, плюс не хватает динамизма. Атмосферу Сахары вам почти удалось воссоздать… почти. Но есть мелкие недочёты. Например, суслики в Сахаре не водятся. Я вам советую прочитать роман Джеймса Олдриджа «Герои пустынных горизонтов», вот где хорошо передана атмосфера жителей Сахары. Кстати, то, что собака по исламу нечистое животное – распространённое заблуждение. Собака – одно из семи священных животных по Корану. Но многие мусульмане действительно считают это животное нечистым. Так что грубой ошибкой я это не считаю. Скорее всего, пренебрежительное отношение к собакам у мусульман появилось вторично, в ходе борьбы с зорроастризмом в Персии, а там это животное было священным.
Долго сомневался между плюсом и нулём, но нет, всё-таки плюс поставить не могу, извините, ноль. Но работа обещает быть хорошей, после доработки.

Блошки:

демонстративно поднял с подбородка на нос выцветший зеленый тюрбан, скрыв от меня свое лицо — словно бы не признавая во мне своего – не понял, наверное не тюрбан, а тигельмуст? Тюрбан одевается только на голову.
высоко ценимой на западе туарегской борзой азавак – на Западе.
А сейчас многие готовы продать хоть за сколько — а они не берут, говорят, скоро вы попросите забрать их даром – а почему нельзя просто зарезать коз, освежевать и заготовить сушеное мясо?
отправился хозяин со своим любимицей в пустыню – со своей.
Но прошло несколько дней, солнце высушило трупы, так, что они стали непригодны для еды даже собаке – мясо не может быть настолько сухим, что бы собака не могла его съесть. Они кости разгрызают и съедают.
сорвала платок с головы и выдергивала пряди волосы – волос.
прочитав благословение и призвав Аллаха, и спустил кровь на песок – вторая и лишняя, либо - испустил. И потом, Аллаха не призывают, его славят.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dj_taisauti 18.01.2019 15:21
Кстати, я немного разбираюсь в исламе, поскольку сам по происхождению мусульманин, но здесь ничего личного, я атеист. Просто голая констатация фактов.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 18.01.2019 22:01
Тут автору не повезло:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Anaptix 28.01.2019 10:54
Цитирую Dj_taisauti:
Кстати, то, что собака по исламу нечистое животное – распространённое заблуждение. Собака – одно из семи священных животных по Корану. Но многие мусульмане действительно считают это животное нечистым. Так что грубой ошибкой я это не считаю. Скорее всего, пренебрежительное отношение к собакам у мусульман появилось вторично, в ходе борьбы с зорроастризмом в Персии, а там это животное было священным.

Спасибо за разбор и замечания)
Насчет "нечистого животного" хотелось бы заметить - я, конечно, не спец по исламу, но настолько часто встречала это утверждение как исходящее от самих мусульман, что считаю - это не моя ошибка, а их собственная. Тем более что в моем тексте заявление о нечистоте собаке встречается только в прямой речи героя - Исмаила и в легенде, пересказанной с его слов и отражающей его точку зрения. Ну это примерно то же самое, что писать о целибате католического священника и вложить в его мысли рассуждения о необходимости целибата - нет, исторически ранняя христианская церковь не требовала безбрачия от клириков, но... мы знаем, как оно сложилось потом, и совершенно нормально описывать католического священника как не сомневающегося в правильности этого требования, без лишних извинений и экскурсов в историю церкви.

Цитата:
а почему нельзя просто зарезать коз, освежевать и заготовить сушеное мясо?
Насколько я понимаю, можно-то можно, но это все равно катастрофа. Одним сушеным мясом жить не будешь, деньги нужны как минимум на хлеб, чай и сахар, продать ты это мясо никому не продашь, а когда и оно закончится - у тебя не будет ничего. Поэтому в случае засухи туареги тянут с массовым убоем скота как только могут, надеясь, что а вдруг небеса смилостивятся, пойдет дождь и все такое.

С остальными замечаниями согласна, буду править.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dj_taisauti 28.01.2019 22:53
Про собак в исламе я сразу уточнил, что это не ваше заблуждение, а многих мусульман, так что именно в рассказе тут нет ошибки.
Про сушенное мясо, согласен. Просто даром то они точно не отдадут..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dreamer 16.01.2019 13:37
Здравствуйте, Автор. Мне понравилась ваша история, не смотря на то, что показалась затянутой. Скажем, любителю этнического колорита она придется по вкусу, читателю, желающему получить мистику, заявленную в шапке - придется эту мистику ждать слишком долго. Неспешное, даже несколько монотонное повествование просто просит большей эмоциональной окраски, а вот ее в тексте, как раз, и не хватает. Что чувствовали герои - рассказчик? Слушатель? Очень отстраненная вышла подача, а потому эмоционально рассказ не зацепил. Но написан хорошо, и мне, повторюсь, он понравился за другое. Посему ПЛЮС
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа