Синий Сайт
Всего на линии: 346
Гостей: 345
Пользователей онлайн: 1

Пользователи онлайн
Rasvet

Последние 3 пользователя
Анаид
Anastasia02
Iriska

Сегодня родились
Lillita opensoul Savior Wood

Всего произведений – 5045

 

Происшествие

  Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Azog
Проза
-
Мистика
Мистика Абсурда
G
13 000
Случай. Бывает же.
закончен
конкурс «Шаги за спиной»

С трудом осилив ступеньки, ведущие из винной наверх, к узкой петляющей улице, я стоял, держась рукой за кованый фонарный столб, стараясь собраться с мыслями и определить, наконец, в какой стороне находится мой дом. Окраина города, убаюканная ночью, молчала. Последний осенний виноград набухшими гроздьями тянулся к земле, опутывая дощатые заборы домов, пахло сеном, запасливо скирдованным где-то неподалеку. Звёзды свисали с неба, будто приглядываясь к фонарному свету, силясь понять: не в этих ли стеклянных «скворечниках» на длинных чёрных железных ногах теперь живут их собратья, задумавшиеся, зазевавшиеся и сорвавшиеся вниз с небосвода? Весь мир, сквозь призму вина кружился в моей голове, то уплывая из-под ног, то, вдруг, обретая поразительную резкость, приправленную звеневшей в ушах тишиной забытой городом улицы. Все теперь неважно, кроме этой секунды. «Просто стой и старайся набрать в грудь побольше воздуха. Этот воздух пьянее любого вина, он – ровесник бытия. Дыши и смотри. И именно так, только так и никак иначе живи в эту ночь».

За спиной раздались шаги. Крепче обхватив фонарь, я обернулся; ко мне приближался человек в пальто нараспашку. Мягкий свет, который словно облизывал каждый предмет, до которого он мог достать, коснулся рыжих усов незнакомца, мелькнул в его тёмных миндалевидных глазах. Я припоминал это лицо. Уж не он ли, случайно, был владельцем этого неприметного заведения, полного дубовых бочек и терпкого сухого вина?

– Ночь нежна, не так ли? – Голос его, низкий и тихий тут же растворился во тьме. – Могу ли я чем-то помочь вам, пан?

Я сосредоточился, стараясь не дать языку лишней свободы:

– Не могли бы вы сказать мне, в какой стороне находится площадь Свободы? Я живу на Мятежной улице, что упирается в неё.

– Это в другом конце города. – Под рыжими усами мелькнул красный огонек папиросы. – Как же вы попали сюда?

Я попытался сделать наигранно грустную "мину" и пожал плечами. Хозяин винной спешно докурил, бросил пилек под ноги, притоптал его. Из-под чёрного носа туфли, кружась, вырвался сноп искорок, мгновенно погасший. 

– Нужно помочь вам, пан. Ночи стали холодны, ветви к утру стоят в инее. Думаю, недолго осталось ждать снега. Самим вам не добраться в такую даль. Одну минуту.

 

Он ступил прочь из фонарного света, оставив меня стоять качающимся наблюдателем, подошел к забору напротив, густо опутанному виноградом, порылся в карманах пальто и достал раскладной нож. Срезанная виноградная лоза падала наземь, косточки спелых ягод хрустели под каблуком. Вот, обнажились доски забора, которые также начали скрипеть и трещать под напором его рук; теперь уже в деревянной ограде зияла дыра, размером с ворота. Сбив поперечные балки, владелец питейной шагнул в ее пустоту и на какое-то время все стихло, а затем, оттуда показался жёлтый свет фар и раздался звук заработавших в цилиндрах поршней.

Покачиваясь на рессорах, из черной пустоты разбитого забора возник автомобиль.

– Прошу вас, пан, присаживайтесь, – говорил низким голосом теперь уже шофёр, бывший немногим ранее хозяином винного погреба. Он взял меня под руку и аккуратно довел к открытой задней двери машины. – Куда вас довезти? На площадь Свободы, кажется?

– На Мятежную улицу, что возле площади, если вас не затруднит... – молвил я.

Дверца за мной закрылась, автомобиль тронулся с места. Несколько минут я пытался следить за извивающейся в свете фар "змеёй" дороги. Последнее, что я помню перед тем, как сомкнул глаза – резкий взгорок, на который мы заехали, открывший перед нами тысячи мигающих, прищуренных огоньков города, раскинувшегося в долине под ногами.

 

 

******

Меня разбудили лёгкие хлопки по плечу. Расплывчатым после короткого (как мне показалось) тяжёлого сна взглядом, я окинул сидевшего по левую руку от меня шофёра. 

– Вот мы и приехали, пан. – Он ещё раз легко тронул мое плечо. – Дальше дороги нет.

Я всмотрелся в пейзаж за стеклом: видимо, спустившись в долину, мы оказались во власти настолько густого тумана, что свет фар с трудом пробивал метр-другой этого плотного молочного облака. Одинокий автомобиль наш был съеден им, проглочен, как казалось, без единого шанса на спасение.

– Спасибо. – Я тронул холодную металлическую ручку, и дверца открылась, тут же впустив в салон зябкий и сырой мрак.

– Всего доброго, пан, – отозвался водитель, еле заметно улыбнувшись в рыжие усы. Улыбка вышла грустной и вымученной. – Жду вас в своей винной. Непременно жду.

Я ступил на землю и тотчас машина тронулась, постепенно исчезая в тумане, оставляя от себя только звуки работающего двигателя; но и они стихали, пропадали, побежденные тишиной.

Где я? Это не площадь Свободы, не родная улица, которая даже ночью полна голосами гуляк. Здесь не видно тусклых фонарных огней, под ногами чавкает грязь вместо привычного цоканья каблука о каменную плитку. Меня охватил страх. Удары сердца добрались до горла, руки начала бить дрожь. «Обманули... меня обманули... – эти слова заполнили меня, мешая дышать. – Он напоил и бросил меня здесь, себе на потеху... обманут, обманут!»

– Подождите! Остановитесь! – закричал я в серую пустоту. – Будь ты проклят! 

Время исчезло. Из тумана на меня смотрела больная, затаившаяся в штиле, полная робких желтоватых теней ночь. Нужно спасаться, уходить из этого места. Но куда? Не видно ни зги. Вытянешь руку и тут же кончики пальцев растворяет туман. Волна отчаяния отхлынула (надолго ли?). Рука нащупала в кармане брюк спичечный коробок. Серная головка чиркнула о его стенку, зашипела, пустила дымок. Неуверенными шагами я направился по грунтовой дороге, в направлении уехавшего автомобиля. Огонек лизнул мои пальцы, спичка упала наземь, вспыхнула следующая. Хозяин винной был прав: скользкая, размокшая от дождей земляная дорога обрывалась, след от колес проглядывался на луговой траве. Можно было попробовать пойти за машиной, ведь она не уехала в никуда. Вопрос в другом: далеко ли? Я потряс коробком. Практически пуст. Без огня, в таком тумане я быстро потеряю след, заблужусь окончательно.

– Господин Франц! – неожиданно, рядом со мной раздался голос. Плотная белёсая завеса начала светлеть: постепенно, в ней стали прорисовываться очертания человека, державшего над головой фонарь.

– Господин Франц, слава богу! – передо мной возник полный лысый мужчина с аккуратной бородкой и проницательными маленькими глазками. – Надо же было угодить в такую непогоду! Мы вас заждались, прошу, идёмте быстрее!

– Позвольте, но вы обознались, я не тот, кого вы ищете, я не Франц.… – бормотал я, шагая за ним, боясь отстать от спасительного фонарного света. Ноги проваливались в густой траве; я несколько раз упал и тут же поднялся, стараясь не отстать от своего спутника. Мы начали взбираться на холм, от быстроты шага и вечернего вина, всё ещё сидевшего в моей голове, земля под ногами начала кружиться, уплывать.

Оказавшись практически на вершине, спутник мой остановился, осветил моё лицо.

– Послушайте же, – проговорил я, задыхаясь. – Это какая-то ошибка, недоразумение. Я вовсе не Франц...

– Как вам будет угодно, господин Судья. – перебил он меня. – Ваше слово – закон для нас. Но прошу, нельзя более медлить. От вашего решения зависит жизнь... – он запнулся, – моя жизнь.

Вдруг этот с виду неповоротливый человек стал на четвереньки и исчез. Присмотревшись, мне удалось разглядеть вырытый в холме лаз, похожий на кроличью нору.

– Поспешим, поспешим... – раздался голос изнутри неё.

Став на колени, коснувшись ладонями земли, я полез вслед за тусклым огоньком фонаря.

******

В низком широком помещении, согнувшись, стояли люди. Несколько светильных ламп были расставлены в углах и центре комнаты возле гильотины. С потолка свисали мочковатые корни растений, воздух был спёрт и влажен. Придвинутая к левой от лаза стене этого земляного логова расположилась кровать, на которой глубоко и хрипло дыша, в бреду лежала молодая женщина на сносях. 

– Вот он, господин Судья! Убийца, мерзавец! – приведший меня сюда человек махнул короткой рукой с волосатой кистью в сторону гильотины. – Тот самый плотник Якуб из Покосившегося переулка, о котором наслышаны все окрестности! Прошу вас, – обратился он ко мне, – не медлите с вердиктом, пока моя жена ещё жива. Она должна знать, что отомщена.

Я стряхнул с коленей грязь, распрямил спину и взглянул на Якуба. Тощий молодой человек с чёрными засаленными кудрями, в прохудившейся, не раз штопаной куртке стоял, будто боясь двинуться, будто от этой напряжённой полусогнутой позы зависела его жизнь, его счастье.

– Позвольте, кого же он убил? – шёпотом спросил я.

Обвинявший Якуба мужчина приблизился ко мне вплотную, выпучив глаза и открыв рот в беззвучном крике.

– Он убил Ханну, Ваша честь, – прошипел он, кивая головой в сторону кровати. – Мою жену. Он опорочил её, она вот-вот родит ребёнка, но не переживёт роды. Об этом твердят все врачи, начиная с ранних сроков беременности. Как мне теперь быть? Моё имя изваляно в навозе, моя судьба – воспитание ребёнка, отцом которого я не являюсь, но это дитя – единственное, что останется мне после того, как моя дорогая Ханна... – Слёзы покатились из его глаз, воруя отсветы ламп и прячась в седой бородке. Сильно сутулясь, к нам подошёл высокий человек в сером сюртуке.

– Господин Франц, – он прокашлялся, прикрыв рот рукой. На мизинце блеснул чёрный камень в серебряной оправе. – Господин Судья. Иржи заработал свое имя честным трудом. Не каждый из нас способен вставать засветло каждый день, чтобы ехать в город и работать не покладая рук. Ремесло трубочиста это печной смог, покатые крыши и больные лёгкие. Посмотрите на него. – Маленький и толстый трубочист Иржи поднял на меня взгляд. На щеках ещё оставались влажные бороздки слёз. – Разве он не достоин правосудия? Разве он заслужил, чтобы о честное имя его вытирали ноги? Вынесите приговор...

В этот момент женщина на кровати зашевелилась, застонала. Я подошёл ближе, наклонился к ее губам.

– Якуб... я прошу. Он не виновен... он... это обман... я люблю его.

Её лицо исказила гримаса боли и она закричала. Иржи подбежал к кровати, взял Ханну за руку. 

– У неё начались схватки. Господин Франц, прошу вас, поторопитесь. Она бредит. Скиньте оковы с её души! Пусть моя жена услышит, что пятно бесчестия с нашей семьи смыто кровью!

Я взглянул на лезвия гильотины, на плотника Якуба из Перекошенного переулка, зажмурившегося и склонившего голову, на его плотно сжатые губы, на серые, понурые лица, заполнявшие комнату, на корни, свисавшие с потолка. Вдруг Якуб поднял на меня глаза и заговорил:

– Господин Франц. Я не виновен. Но я не смогу ничего доказать. Меня оклеветали. Знайте это.

– Виновен! – крикнул кто-то за моей спиной. – Вы слышали? Господин Судья сказал, что мерзавец виновен! 

Я оглянулся. Это был голос Иржи. Его несуразная фигура двинулась к гильотине.

– Виновен... виновен... – вторили отовсюду. Якуба схватили под руки, поволокли к гильотине.

Пол поплыл под ногами, зал суда начал сужаться, подобно ловушке. Растолкав толпу, я бросился к выходу.

*******

Занялся бледный рассвет. Я стоял возле входа в нору, оставив за спиной свист лезвия гильотины и плач новорожденного. Всё осталось внутри этого чёрного овала, тёплого и сырого удушливого воздуха. Туман рассеялся, и я смотрел с холма на зелёный луг и проселочную дорогу, коричневой гусеницей видневшуюся вдалеке. Обильная роса мгновенно просочилась в туфли, пропитала низ брюк, превратив их из светло-серых в чёрные. События ночи смешались, наплыли одно на другое; так, в один мутный сгусток сливаются краски с кисти, обмакиваемой в прозрачном хрустальном фужере, потрескавшемся, утратившим былой блеск. "Это всего лишь кошмар. Да, да. Уехать, скрыться, забыть. Открыть дверь своей светлой квартиры на Мятежной улице, распахнуть настежь окна. Нет никакого Судьи, нет шофёра с рыжими усами, нет Перекошенного переулка и печного дыма. Нет!"

Я оказался возле дороги, переминаясь с ноги на ногу, ежесекундно поправляя ворот пальто.

– Доброе утро, пан! Что такой молодой господин делает в столь ранний час на просёлочной дороге в многих километрах от города? – Передо мной сидел возница в старом кафтане и соломенной шляпе с дыркой на полях.

Я не нашелся что соврать, а потому сказал правду.

– Надо же, значит Суд всё-таки состоялся. – Возница покачал головой. – Несчастный Якуб. Хороший был плотник. И верный муж. Ханна в нём души не чаяла. Но, что тут сделаешь? Последнее слово всегда за Законом.

– Постойте, вы хотели сказать Иржи? Трубочист Иржи, муж Ханны? – воскликнул я.

Возница намотал вожжи на правый кулак, левой рукой поправил перекосившуюся шляпу.

– Пан Иржи? Полноте, господин Судья. Какой из него трубочист? Это уважаемый и богатый человек. Крупный фермер, друг мэра. Много лет он сватался за Ханну, а та возьми, да полюби обычного плотника. А всё могло быть по-другому...

Но я уже не слушал... Передо мной витали отголоски: «Невиновен. Оклеветали. Невиновен...»

С неба сорвался снег. Началась зима. Я стоял в замешательстве. Телега медленно отдалялась, уплывала, скрипя деревянными колесами.

– Далеко ли до *****? – крикнул я вдогонку.

Клячи остановились. Голос ответил:

– Такого города здесь нет, пан. 

Молчание – незримый спутник безысходности.

– Я еду за брюквой, она в особой цене в эту пору. – Вожжи ослабли. – Поедемте, пан Франц?

Зима наступила рано. Я сел на повозку, наблюдая за срывавшимся снегом. Озимая пшеница дала ростки. Началась новая жизнь. 

Простите меня.

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.

Помним: 0 — 2: работа слабая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты

Комментарии   

 
# Кэт 14.07.2021 02:07
Грусная история на тему того, что даже Судья с большой буквы не может повлиять на ход событий, если в дело вмешался наглый обманщик, кричащий из-за спины.

Ужастик? Не в классическом жанре, но для меня - безусловно, да. Потому что почти каждый человек успел побывать в похожих ситуациях в той или иной роли, и каждая роль - ужасна.

Очень красивый стиль, напомнило старые произведения. Описаниями - любовалась, язык - захватил.
На фоне такого стиля спотыкали лишние запятые - голос рассказчика ясен, но при этом из-за них впечатление, что он временами запинается-заикается.
Запятые вокруг "вдруг" и прочих не-вводных, которые вводными притворяются, не нужны.
А вот в сложносоченённых предложениях с союзом "и", наоборот, нужны.
Но в целом читать было приятно, спасибо за аккуратность и вычитку.

Чего не хватило.
1. В ключевой момент - не просто растерянности главного героя, да хоть какой-то его активности.
2. Объяснения парой слов, а почему в одной реальности повернулось так, а здесь иначе, люди-то одни и те же - значит, у кого-то что-то в одной из реальностей чуть изменило реакции или характер.

Заглянула в комментарии, кто-то сюром эту историю назвал. Не знаю, не увидела сюра, да и мистики абсурда, указанной в шапке, не прочувствовала. По-моему, всё стройно и логично, никакого абсурда.
Спасибо, автор.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 19.01.2019 06:01
В отличии от Птицы сюр не очень люблю, но полностью с ней согласна.
Здесь рассказ берет атмосферой, настроением, отточенностью стиля. Абсурдно, но так и задумывалось. И в соответствии с задумкой исполнилось.
Тоже подумала о Кафке, когда читала.
Плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 11.12.2018 17:47
Читала и радовалась, что наконец-то появилась работа, которой я сейчас поставлю плюс. Собственно, я так думала почти до самого финала. Но нет, увы, ноль.
Многие уже говорили до меня, что у рассказа прекрасная атмосфера. Вы умеете нарисовать картину, которую видишь, чувствуешь, даже слышишь. Лишь одно из описаний:
Цитата:
Серная головка чиркнула о его стенку, зашипела, пустила дымок.
Вроде бы кажется, что ничего особенного, а описанный момент ощущаешь.
герою, попавшему в странный переплет, сочувствуешь. Кто бы хотел оказаться в роли судьи, который не понимает, куда попал и что происходит, но вынужден принять судьбоносное для человека решение?
И я даже понимаю его замешательство, и то, что он не помешал казни. Человек пьян, в конце-то концов...
Однако, как правильно заметили предыдущие комментаторы, у рассказа нет никакой сверх-идеи. Конечно, мистика, зачастую, может никак не объясняться: случилось таинственное и загадочное происшествие - и случилось. Но это происшествие должно каким-то образом повлиять на героя. Говорят, если герой не принял никакого решения, никак не изменился к финалу, то рассказ как бы и не состоялся. А в вашем рассказе еще и финал открытый. Герой так и остался неведомо где, в роли какого-то судьи. Поэтому плюс ну никак не могу поставить, как бы сильно не хотелось,
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Птица 10.12.2018 23:58
Всей душой люблю сюр и у вас он прекрасно получился. Хорошо, но мало)

Да, есть некоторая незавершенность сюжета, есть не то, чтобы недосказанность, но недовысказанность, словно для чего-то большего не хватило объема. По-прежнему, как и в большинстве конкурсных работ, нет целостной идеи, которой было бы подчинено повествование. Но, учитывая мои специфические пристрастия в литературе и музыке, на это не стоило рассчитывать, произведения такого жанра часто характеризуются как "происшествие", событие, которое поглощает самим процессом, а смысл вычленяется постфактум, либо не прилагается вообще. Скажем, есть ли эволюция героя в "Процессе" Кафки? Нет, есть только раскручивающийся маховик тревожности и страха, атмосфера абсурда и неизвестности. Примерно поэтому я не считаю такой оборванный сюжет недостатком, каким он был бы для рассказа любого другого жанра.

А что касается плюсов произведения, то в первую очередь стоит отметить атмосферность, добротный стиль описанного мира. Обращения, речь героев - все достоверно и правдиво.
Также, повторюсь, очень ладно и благолепно сплетен сюр. Чисто кафкинский герой-наблюдатель, который вместе с читателем может приходить в отчаяние и смятение, оказываясь в ситуациях, требующих решения и участия, но среди неясных для него правил и законов. Это ощущение тревожного сна, который страшен не чудовищами или маньяками, а неизвестностью.
Сам по себе текст, несмотря на помарки, очень хорош. Мне нравится яркость, небанальность описаний - звезды, которые не светят, а висят, скрежет виноградных косточек под каблуком, все мелочи и образы, из которых выстраивается ну очень качественная визуализация происходящего.

Безусловно, плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dj_taisauti 10.12.2018 17:53
Крепко сложенный текст. Во всём, кроме некоторых незначительных помарок, но их не много, в основном запятые, лишние интервалы между абзацами и дефисы вместо тире, где-то пропущены точки. Только по содержанию пара замечаний.
спешно докурил, бросил пилек под ноги – не знаю, что такое «пилек». Может бычёк?
Не понял про маленького толстого трубочиста. Я даже не могу себе представить такого, лазающего по крышам). Впрочем, дальше всё объясняется. Замечание снимается).
Но, в целом, мне всё равно понравился, и стиль, и показанные образы, и сюжет. Сюжет мягкий, неспешный, но парадоксально насыщен событиями при этом. Я бы жанр определил как классический сюрреализм. Здесь есть о чём задуматься. Кто такой этот рыжеусый? Почему у него была замурована машина, но он почитал свою миссию настолько важной, что готов был сломать стену? Судя по всему, он попал в другую параллельную реальность или в другую эпоху. Почему его приняли за судью? Вопросов остаётся много. Поэтому я планировал поставить ноль, но ваш рассказ меня задел за живое. Этому Якубу и его жене искренне сочувствуешь. Я даже уже себе домыслил, что он не выйдет из этого мира, пока не примет правильное, то есть справедливое решение.
Недостаток (мелкие ошибки я не считаю) только один, незавершенность сюжета, но всё равно ставлю плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fire Lady 10.12.2018 16:56
Доброго времени суток

Было очень жалко, что текст закончился. Атмосферу вы создали хорошо, хотя некоторые предложения в начале текста содержат слишком много информации. Например:
«С трудом осилив ступеньки, ведущие из винной наверх, к узкой петляющей улице, я стоял, держась рукой за кованый фонарный столб, стараясь собраться с мыслями и определить, наконец, в какой стороне находится мой дом.» – предложение можно упростить, сократив в два раза. И оно не потеряет ни в смысле, ни в атмосфере. Слишком много всего в одном предложении. «Узкая петляющая улица» вообще не упоминается более, не влияет на сюжет – зачем нужно её упоминать?
Но возвращаемся к сюжету. Жаль, что вы не дали главному герою ни на что повлиять. Он лишь наблюдатель – марионетка ((( Странно, что он чувствует вину, а не считает всё сном или пьяным бредом, как в начале. Почему сразу верит вознице?

Мистики я почти не почувствовала. Тут виноваты: и туман, и опьянение, и отсутствие странных персонажей, и быстрая концовка. А вдруг его просто разыграли, обманули? Добавить бы мистики: документы на имя судьи в кармане, изменилась внешность или еще что-то загадочное, но заставляющее поверить в случившееся.

Можно чуть развить сцену с судом, а может быть ваш персонаж захочет вернуться. Или Апелляция! Потенциал у вашего рассказа очень хороший. Стоит вернуться и чуть доработать ))
Спасибо ))

Пока оценка «ноль»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Яркин 10.12.2018 11:21
Прекрасное начало, но на этом все плюсы заканчиваются, дальше была какая-то попытка скрестить Алису и Кафку, но она не удалась и в итоге весь рассказ можно свести к 4 предложениям:
1. вас подвезти? - угу
2. пойдемте скорее - ага
3. приговорите его - угу
4. поехали - ага
Герой невыразительный, невнятный, пустой. Понятно, что ему тяжко от вина, но он словно вялый участник интерактивного фильма, совершенно не вступающий во взаимодействие с другими героями событий. Я не говорю о том, что такого героя не может существовать, но в данном рассказе такой характер не поддерживает дальнейших, слабо описанных, событий и в итоге рушит на себя всю конструкцию этого произведения. Поэтому в конце остается ощущение скучного синопсиса с отсутствием какой бы то ни было идеи, оттого могу поставить только минус.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Amaretto 10.12.2018 11:10
Здравствуйте, автор!

Любопытная работа с хорошо созданной атмосферой. Было интересно читать и наблюдать за странностями и мистическими происшествиями. С другой стороны, не было ощущения двигающегося сюжета и развивающегося героя.

Тут слишком сильная концентрация на том, что же именно увидел персонаж, обстановке, атмосфере и визуале, нагнетании, чувстве хаоса, иллюзии. И это все получилось хорошо. Люди, которых (теперь уже) пан Франц встречал, - колоритные, каждый интересно описан и подан, образы легко возникают в голове.
Однако затерялись другие важные элементы рассказа, как, например, стремление к кульминации и изменение героя.

Любое событие, в которое вовлечен основной персонаж, должно иметь для него значение или быть с ним связано. Но тут он просто попадает в странную ситуацию, наблюдает, бездействует и в конце даже хотя бы по последствиям своей пассивности не делает абсолютно никаких выводов. Каким он был в начале, таким же и остался в конце. При этом не видно, чтобы случай этот имел какое-то отношение к его собственной жизни.

Я бы посоветовала дать в начале какую-то информацию или отсылку к жизни главного героя, дабы видеть, что странности потом с ним происходили не зря. А также показать некое движение героя по шкале развития - хоть вверх, хоть вниз; главное - не оставлять его статичным. Когда герой проходит некий путь, в нем внутри это хоть как-то должно откликнуться, повлиять на него, изменить пусть даже на капельку. А мы даже не знаем, типичным ли для него было промолчать на суде, ничего не сделать, или нет.

Итого, работа написана хорошим языком, приятно читается, обладает атмосферой мистики, любопытными описаниями... Однако главный герой совершенно безразличен читателю - с ним не происходят изменения по ходу сюжета, ему не хочется сопереживать, и в конце текста мы находимся на той же стадии, что и в начале. Ведь происшествие-то не просто так случилось? Оно же имело влияние на персонажа, правда? Вот это не помешает раскрыть. Пока что нолик.

Удачи и вдохновения!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 09.12.2018 16:14
Здравствуйте, Автор!
Мне очень понравилось, как Вы создаёте настроение, атмосферу: "Из тумана на меня смотрела больная, затаившаяся в штиле, полная робких желтоватых теней ночь", "скользкая, размокшая от дождей земляная дорога обрывалась, след от колес проглядывался на луговой траве". Но мне кажется, надо обратить внимание на то, как соотносятся части текста: начиная с того, как герой очутился у холма с норой, текст становится более скомканным, и собственно события внутри норы - их прочувствовать уже сложнее. Они теряются на фоне удачного создания атмосферы в начале. Нет смены эмоций, одно недоумение.
Хотя описания персонажей остаются и в этой части удачными: толстый человек с проницательными глазами - настолько не вписывается в профессию трубочиста, и это сперва кажется очередной странностью, а потом - вовремя подвешенным ружьём.

В чём смысл? Герой погубил плотника бездействием? Но на это нет указаний. Непонятно, что было бы, если бы он принял хоть какое-то решение, попытался бы опросить участников событий хотя бы. Кроме того, непонятно, в чём мистическая составляющая: он очутился в странном месте со странными законами, в месте, где о его городе никто не слышал - но это место само по себе на следующий день оказывается самым обычным, и непонятно, почему он не попытался просто уехать оттуда.

Ну и довычитать бы текст было неплохо )) Как примеры:

"Я сосредоточился, стараясь не дать языку лишней свободы:
- Не могли бы вы сказать мне, в какой стороне находится площадь Свободы?"
- повтор.
"Вот, обнажились доски" - лишняя запятая.

Пока ноль, но стремящийся к плюсу ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Astalavista 09.12.2018 13:57
Здравствуйте, автор.

У вашей истории есть атмосфера, которая затягивает и заставляет читать до конца. Да и то, что взяли вы не совсем привычных нам, хм, европейцев, прибавляет интереса. Все эти "пан", "Иржи" словно открывают иную дверь своей незаезженностью, прочищают мозги. Да и достаточно тяжеловесный стиль помогает нарисовать картину, добавляет эмоционального восприятия.

Со стиля, собственно, я и начну. Мне подобные тяжелые, многословные конструкции в основном нравятся. Да и вам за некоторыми исключениями удалось удержаться на грани: показать картину и не прибить паровозом. Хотя есть моменты, над которыми стоит поработать:
С трудом осилив ступеньки, ведущие из винной наверх, к узкой петляющей улице, я стоял, держась рукой за кованый фонарный столб, стараясь собраться с мыслями и определить, наконец, в какой стороне находится мой дом. - первое предложение не очень удачное. Вот тут вы как раз перегнули палку, забили мозги оборотами, чуть не задушили.
Мягкий свет, который словно облизывал каждый предмет, до которого он мог достать, коснулся рыжих усов незнакомца, мелькнул в его тёмных миндалевидных глазах.- на мой взгляд, связка "который - который" тоже не очень удачна, она словно снижает заданную вами планку.

А иногда вы не удерживаете:
Я попытался сделать наигранно грустную "мину" и пожал плечами.
Да и момент с "судом" мне показался именно стилистически слабее остальных частей.

Стоит поправить оформление: заменить дефисы на тире, удрать лишние интервалы.

Блошка:
Голос его, низкий и тихий тут же - запятая перед "тут же"

Меня сильно смутил главный герой. Точнее то, что он не сыграл никакой роли. Его реакции понятны: он вполне обоснованно теряется, не понимает, о чем идет речь и из-за этого ничего не может сделать. Все вроде обосновано, но в то же время следить за героем, которого по сути и нет, оказалось не так интересно. Купаться в описаниях - да, думать, что, как и почему, - да, а следить за героем - не очень. Потому что он ничего не делал. И зачем за ним следить? Что он Судья, что Свидетель, что он вообще бы ничего не увидел - ничего бы не поменялось. Очень жаль.

В итоге от меня ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа