Синий Сайт
Всего на линии: 428
Гостей: 428
Пользователей онлайн: 0

Пользователи онлайн
Никого онлайн нет!

Последние 3 пользователя
Iori_hinata
Storyteller
Маруся

Всего произведений – 5063

 

Литературная полиция

  Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Виктория Большакова
Проза
-
Фантастика
Социальная фантастика
G
рассказ
-
закончен
конкурс «Брэдбери-2018»


      

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛИЦИЯ

   

В просторной комнате, погруженной в полумрак, яблоку было негде упасть. Ряды неудобных кресел, холодные подоконники, ступени гладко отполированных лестниц оказались заполнены слушателями. Их взоры, полные трепета и душевного тепла, не отрывались от залитой резким, неприятным, будто бы больничным светом сцены. Несмотря на атмосферу принятия и дружеской поддержки, каждый из выступающих боролся с чувством паники. Вот молодой парень, кудрявый, как Александр Сергеевич, поднимается на подмостки, его имя тонет в рукоплескании и выкриках аудитории – видно, что любимчик публики – даже у него руки слегка подрагивают, будто бы в них была зажата многопудовая гиря, а не тоненький потрепанный блокнот. А юная девушка, одетая в белое развевающееся платье, с распущенными светлыми волосами, придающими ей сходство с ангелом, и вовсе старается всеми силами сдержать рыдания, от чего в ее голосе слышится резкость, а дыхание с каждой секундой учащается. Голос прерывист, как порывы ветра, кажется, будто она задыхается, но публика не меняет выражения лиц. Ей нравится абсолютно все. Иначе бы их тут не было, согласитесь?

Владимир уже второй час неподвижно сидел среди слушателей. Он чувствовал, как спина под кипенно-белой парадной рубашкой уже позорным образом вспотела. Воротник, застегнутый на все пуговицы и опоясанный змеевидным подобием галстука, норовил впиться в пульсирующую жилку на шее, чтобы отведать крови, или на крайний случай, задушить. Он постоянно вытирал мокрые ладони то о брюки, надеясь, что не останется следов, когда придет его черед выходить на сцену, то о густую светлую шевелюру, вконец разлохматив тщательно уложенную прическу. Но его соседи, улыбающаяся дружелюбная пара, казалось бы, даже не замечала его движений. Владимиру представлялось, что зал неестественным образом разделился на 2 климатические зоны: в зрительной части циркулировали теплые тропические муссоны, на подходе к сцене вдруг сменяющиеся на арктический холод. Может быть, в эту теорию и верили все остальные: желание согреться, обнять себя руками, чтобы спрятаться от холода после теплого помещения, понимали все, а нервная встряска посеяла бы зерно паники. Впрочем, «Полярный круг», для опытных наблюдателей, таких, как Владимир, начинался гораздо раньше. Присмотревшись, он, наконец, понял причину панической атаки авторов – на первом ряду, будто бы высеченные из сияющего, холодного гранита, одетые в серую форму, сидели представители поэтической полиции. На их лицах, казалось бы, не было ничего, кроме скептически поджатых губ. Их пустой взор не выражал ничего, и обращенный к ним лицом автор видел лишь неодобрение. В отношении молодых дарований они не применяли презумпцию невиновности – каждый, кто стоял на сцене, уже был заведомо виновен, а в худшем случае – даже судим. В их понимании, гораздо проще обойтись без литературы. Да только, как быть, если им, служителям закона, этот самый закон надо было соблюдать, словно заповеди Библии. А во всей законодательной системе во главу угла, как парадная икона в доме, было поставлено право на свободу слова. И поэтического в том числе.

Владимир вырос в литературной семье. Его отец в юности выступал по всему городу, срывая овации в концертных залах, камерных театрах, квартирах друзей, остановках метро и людных улицах. В творческой среде он считался образцом и кумиром. Мать, выпускница филологического факультета, читала ему на ночь свои любимые стихи: «Маленького человека» Рождественского, «Сероглазого короля» Ахматовой, «Руслана и Людмилу» Пушкина, «Русь» Есенина…. Она знала их наизусть. Вскоре и маленький Вова повторял за ней, не подглядывая в книгу. На восемнадцатилетие он не устраивал вечеринок, не звал друзей, не поднимал свой первый бокал – он читал «Облако в штанах» Маяковского. И начал собственное. Спустя пару лет он все еще находил свое творчество неидеальным: рифмы были неточны, будто бы полоски металла, которые предстояло закалить и наточить, превратив в лезвия острых ножей, все еще были в руках кузнеца. Мысль растекалась по древу, заставляя юного поэта использовать слишком много слов вместо коротких, выстреливающих четверостиший. Где-то строка становилась тяжеловесной, неприятной для слуха, и Вова корпел над ней, словно скульптор, отсекающий от гранитной глыбы ненужные грани. Он учился у лучших. И то, что он слышал сегодня на сцене, к этой категории не относилось.

Отец рассказывал про литературные вечера, которые ему довелось посетить в молодости. Среди них были чинные, торжественные, где с глубоким почтением слушали какого-нибудь литературного старца, вещающего о любви к Родине, Богу или своей первой девушке. Хаотичными, с неработающей техникой, матерящимися поэтами, забывшими строчку, орущей и хохочущей публикой, девушками-поэтессами, не скрывающими слез. Тихими, громкими, публичными, закрытыми, платными, бесплатными, организованными и нет… Их объединяло одно – поэты там были живыми. Они дышали, они жили, они говорили от души, и это было слышно. Слова из их уст, не провисали в воздухе, как белье, повешенное на веревку, а вылетали стрелами, пулями, птицами, падали осенними листьями, лепестками цветов, каплями дождя прямо в душу. Сегодня поэты казались Владимиру восковыми изваяниями, неспособными к речи, а может быть, даже к жизни. Все было искусственным. Дешевой подделкой. Имитацией. Он жалел, что пришел. Но выбора у него не было: всех молодых поэтов приглашали на творческие гостиные. Не явиться туда было нельзя – все равно что отвергнуть великую честь. А великая честь иногда бывает очень мстительной.

«Солнечный свет, будто друг, меня понимает,

И за плечи ласково и нежно обнимает….»

«Полнится сокровищами Родина:

Морями бирюзы, полями золота….»

«Я молю небеса о своем сокровенном:

Быть радушной и искренней, Родине верной…»

«Я люблю тебя школа, знаний клад,

На уроках всегда я серьезен, но рад….»

«Я науке вверяю свой разум и душу свою,

В ней надежду на светлое будущее отыщу…»

Его голова полнилась скверными рифмами, неискренностью, фальшью, срывающихся с бледных, восковых, искривленных дрожанием губ. Голоса авторов, их пронизанные паникой взгляды говорили о том, что сами они не верили ни единой частичкой души в произносимое, будто бы под угрозой смертной казни их становили лицом к толпе и заставляли читать написанные чужой рукой клятвы. Гранитные головы полицейских еле заметно склонялись к концу каждого выступления в немом одобрении, и напряжение спадало на градус или два. Автору позволялось покинуть сцену. Покинуть, испытывая невероятное облегчение. Сходя с подмостков, они будто бы превращались из окаменелых статуй обратно в живых и дышащих людей. Каждый их них исчезал в сумраке зрительного зала, затихая, словно отправленная обратно в ларь тряпичная кукла.

Наконец, настал и его черед. Владимир, последний раз вытерев руки о штаны и зачесав пятерней волосы со лба, твердой походкой отправился на эшафот. Взобравшись, первым делом он увидел десять гранитных полицейских с гримасой неодобрения на лицах, выгибающей их губы в подобие полумесяца. Из-за этого ряд наблюдателей вдруг показался Владимиру мостом с арочными пролетами. Его руки дрожали, однако внезапно он почувствовал невероятную уверенность, гибкую силу, заставляющую смотреть слушателям прямо в глаза, расправлять плечи, чтобы вдохнуть полной грудью. Так стоит обреченный на смерть монарх перед толпой революционеров: непонятый, неоправданный, преданный, но готовый умереть с достоинством.

– Всем добрый вечер! Рад здесь присутствовать, видеть знакомые лица.

Публика разом выдохнула. Впервые в глазах зрителей Вова заметил растерянность. Изгиб арок у моста стал значительно меньше, будто бы просел под тяжестью конструкции. По гранитным лицам полицейских пошли еле заметные трещины от крыльев носа к уголкам губ, превращая гримасу в равнобедренный треугольник. Неодобрение выросло сразу на десяток пунктов. Владимиру стало чуточку страшно, и он решился на отчаянную лесть, чтобы подсластить пилюлю.

– Сегодня мы услышали стихи многих замечательных поэтов. Однако я бы хотелся поделиться с вами творчеством гениев, известных по всему миру. Думаю, каждый из вас найдет в этих строках что-то свое.

Он прикрыл глаза, чтобы не видеть одетые сумраком неприветливые лица надзирателей. Но практически всей поверхностью кожи он ощутил их разочарование и растерянность толпы. В зале будто бы произошла глобальная смена климата, наконец, приведшая температурный диссонанс к общему знаменателю. Теперь Владимиру казалось, что он находится посреди незащищенного деревьями острова в открытом океане, прямо в сердце надвигающейся бури. Ни влажные тропики, ни пронизывающие ветра и рядом не стояли с ощущением внезапных и не очень радостных перемен. Перемен, к которым общество готово не было. Зато был готов сам Владимир.

– Александр Сергеевич Пушкин. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремление…»

Температура воздуха резко упала на несколько градусов. Владимир уже распознавал запахи соли и льда, как будто бы в зале надвигался циклон со стороны Северного Ледовитого океана. Но он продолжал. Им двигало невыразимое, несоразмерное его телу желание противопоставить что-то гармоничное, правильное, честное, осмысленное тому набору слов, что звучал ранее. Молчать он больше не мог.

– «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям, нищету твою видеть больно и березам, и тополям…»

– «Мы знаем, что нынче лежит на весах и что совершается ныне, час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет…»

– «Февраль. Достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд…»

– «И увижу две жизни: далеко за рекой, к равнодушной Отчизне прижимаясь щекой…»

–Хватит! Замолчите.

Голос надзирательницы напоминал обрыв: низкий, резкий, каменистый, поросший жухлыми чахлыми растениями – интонациями обремененного властью и не обремененного совестью человека. Владимир, словно очнувшись ото сна, вдруг увидел ее глаза: черные, тусклые, в которых, подобно угольку, разгорался чистый, пламенный гнев. Умей она метать молнии, как Зевс, от него не осталось бы и горстки пепла. Одна за другой, как фонари на рождественской елке, вдруг зажигались статуи полицейских. По цепочке они заряжались ее праведным гневом и будили собственные чувства. Теперь они не напоминали поэту пролеты мостов или ряд каменных изваяний. Они превращались в фанатиков, заприметивших нарушителя священных правил.

Но вдруг женщина вскочила, так, будто бы внутри нее все это время под огромным давлением в тысячи атмосфер сжималась пружина. И вот, наконец, разжалась. У гранитного моста мгновенно упала опора – прямо в самом центре. Ее стремительная фигура попала в пятно света, озаряющего сцену, и Владимир заметил, что ее дыхание участилось. Она пила воздух, как пьют лишенные воды путники пустыни, внезапно набредшие на оазис.

– Ваше, если так можно выразиться, выступление противоречит всем нормам и правилам, принятым в нашем обществе. Вы умудрились оскорбить каждого из уважаемых слушателей, граждан нашей страны, представителей власти, поколебать моральные устои и оклеветать славу своих предков. Это не простительно.

Она горела, словно факел. Изнутри шел такой жар, что еще секунда, и одежда бы задымилась. С ее лица, рук, позы сошел гранитный, церемониальный покой, и Владимир понялл, что представительница закона очень молода, не старше его, может быть, ровесница. На мгновение ему подумалось, что правоохранительные органы совершают святотатство, превращая столь прекрасных, живых людей в бледные тени самих себя в угоду закона. Если бы они жили столетие назад, он бы посвятил ей поэму и тут же признался в любви. Он бы нес ее образ с собой на войну. А сейчас… сейчас она была его судьей и судила за то, кем он был: поэтом, юношей, неравнодушным, не таким, как все, неподконтрольным, помнящим, живым. Ему вдруг захотелось, чтобы она поняла его, чтобы улыбнулась, чтобы выслушала и попросила не останавливаться и продолжать читать. Читать все, что он знает, что ему читала на ночь мать, что он сам написал, что он еще когда-либо напишет. Но этому не суждено было случиться.

–Объяснитесь!

В ее голосе появились звонкие, надрывистые ноты, будто бы по иссушенному обрыву впервые проложил путь горный ручей. Владимир, улыбнувшись про себя таким переменам, говорил наоборот, подчеркнуто приглушенно и вежливо.

– Вы говорите об акте вандализма, неуважения с моей стороны, но я не могу понять, в чем дело. Я читал стихи великих, достопочтимых авторов, которых знают и любят во всем мире. Пушкин, Есенин, Ахматова, Пастернак, Бродский….

– То, что они уважаемые, не значит, что их слова ценнее и правильнее закона. Их строки оскорбительны.

– Чем же?

По правде сказать, Владимир надеялся, что, вчитавшись, вслушавшись в стихи еще раз, она сможет уловить их смысл, их красоту. И понять. Девушка схватилась за отброшенный планшет с записями, на основании которых потом будет составлен акт о правонарушении. Рукава гранитной формы слегка завернулись, обнажая стройные запястья и тонкие пальцы. «Руки пианистки», – подумал Владимир с досадой.

– «Не пропадет ваш скорбный труд», – какой именной вид деятельности вы называете скорбным? В Конституции закреплено, что любой из них признается уважаемым и почитаемым обществом.

Поэт усмехнулся.

– Стихотворение написано в 19 веке. Тогда еще существовало крепостное право, был монарх, неугодных ссылали на рудники в Сибирь в качестве наказания…

Она оборвала его. Снова.

– То есть, добычу полезных ископаемых вы называете каторжным трудом. Стало быть, шахтеры, по-вашему, – это каторжники и отбросы общества?

Он поспешно покачал головой. Ему не верилось, как его слова выворачивают наизнанку.

— Нет же, нет.

– Хорошо. А вот это: «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям, нищету твою видеть больно и березам, и тополям». Вы утверждаете, что одно из самых мощных государств – банкрот? На грани нищеты? Вы не цените богатств нашей родины, не признаете ее авторитета на мировой арене?

В голове Владимира будто бы прозвенел тревожный звоночек: «Молчи. Все сказанное тобой может быть использовано против тебя». Но он все же рискнул. Он надеялся на шанс, что она поверит. По крайней мере, она слушала, что он говорил, а это уже прогресс.

– Это стихотворение про Советскую Россию, когда страна проходила через тяжелый процесс перестройки экономики. Понимаете, народное хозяйство доказало свою неэффективность, а еще война была, голод….

– Но сейчас у нас одно из мощнейших производств в мире. И уровень жизни тоже. Почему вы клевещете на свою страну?

Он вспылил. Как же она не принимает очевидного: стихи были созданы давно и описывали свое настоящее, а не их.

– Да не клевещу! Я читал стихотворение Есенина, который говорил о событиях начала 1920-х годов.

– Но вы не Есенин. И сейчас 2050 год. А люди воспринимают поэзию как нечто, что отражает сегодняшние реалии. С их точки зрения вы, господин Сенин, клеветник и преступник, который считает, что живет в нищей, равнодушной стране, полной отступников, с которыми надо бороться, отрицающий право других на счастье…

В этот раз он оборвал ее речь:

– А вот этого точно не было!

Она покачала головой, но не с досадой, а с неким наслаждением, как будто бы подловила его на лжи, и все это могли засвидетельствовать.

– Стихотворение про февраль, о котором пишете навзрыд. Вы убеждаете людей, что это несчастливый месяц, который не несет в себе ничего хорошего. Но вы ошибаетесь: мы празднуем День всех Влюбленных, День защитника Отечества, Масленицу.. В каком еще месяце есть столько праздников?

– Довольно, Вера.

Со скамьи поднялся пожилой полицейский. Несмотря на тлеющие уголья и довольное выражение на лице, он по-прежнему казался увековеченным в граните. Все его движения казались высчитанными с помощью формул и запротоколированными, он не позволял себе ничего лишнего. Даже складки на его одежде, казалось, имели зафиксированную широту и долготу.

– Ты слишком наседаешь на молодого человека.

Еще один пример расхождения фразы и чувств, стоящих за ней. Владимир понимал, что это было сказано для проформы, а на самом деле гранитный полицейский был несказанно горд. Горд, что вырастил поколение себе подобных.

– Может быть, он не со зла. По незнанию. Не по своей воле. Кто вас надоумил, молодой человек?

Владимир рассмеялся. Почему если говорить о своих чувствах, делиться ими с помощью строк, то это обязательно должен быть чужой замысел? Разве человек не свободное существо, вольное поступать так, как ему хочется?

– Это мое решение.

Старик настаивал.

– Но позвольте. Сейчас в школах не изучают произведений других авторов – детей учат писать собственные.

Владимир покачал головой.

– А уроки истории продолжаются по-прежнему. Почему можно рассказывать о великих сражениях, быте и семейной жизни каких-то там царей и князей, а читать, что об этом думали такие же люди, как мы, запрещено?

Старик потер руки. Только сейчас Владимир заметил, что зал фактически опустел. Больше не было зрителей, не было авторов. Был только он, на эшафоте, и гранитные полицейские, отрезающие ему пути к отступлению. Он подозревал, что всех слушателей вывели из комнаты в тот момент, когда он закрыл глаза.

– Все слова мы привыкли толковать буквально, молодой человек. Такова наша природа. Нам невдомек, что в тексте кроется гораздо больше слоев, чем кажется на первый взгляд. Как вы и говорили в начале своего приветствия, – старик покатал слово на языке и скривился – оно пришлось ему не по вкусу – мы привыкли искать в строках то, что отражает наши чувства, что созвучно нашему состоянию. Именно по этой причине великая поэзия и оказалась под запретом.

Владимир не верил своим ушам. Запрет. На все то, что есть его жизнь. Да, были свои трудности в общении с родителями, но он не назвал бы себя отморозком, опасным для общества. А тот старик напротив и неверящая девушка Вера, вновь обратившаяся в безжизненное изваяние, могли. И назвали.

– Никогда не знаешь, кто слушает тебя: закомплексованный отличник, великий полководец, продавщица, нобелевский лауреат, домохозяйка, слесарь… Для кого-то из них тексты прошлого всегда были чуточку ближе, понятнее, а для других– нет. А еще среди них может быть потенциальный самоубийца. Маньяк. Преступник. Пациент психбольницы. Что услышат они? Призыв убивать? Предавать? Прыгать с моста? Подумай об этом. Убрав поэзию и позволив людям писать, уже в первых классах школы мы смогли определить, кто есть кто. И, конечно же, отсеять самых опасных. Ты наверняка заметил, что в поэзии мы говорим на простые, понятные темы. Простым, понятным языком. Мы усредняем тексты, обезопасив их. Здесь начинается зона, где все равны, честны, похожи друг на друга. Здесь безопасно. Здесь правильно. И поэтому хорошо. Ты думаешь, люди приходят на литературные вечера, чтобы послушать стихи? Нет, мой наивный мальчик, – они приходят сюда, чтобы расслабиться, ощутить себя дома, в кругу друзей, которые всегда направят на путь истинный и убедят, что все хорошо. Все авторы проходят проверку и обучение. На них лежит большая ответственность. Ты же понимаешь, как слово может ранить человека? Что оно может развязать борьбу, словно сброшенная на город бомба? Ты же сегодня сбросил целую сотню таких бомб.

Казалось, что ноги перестали держать. Словно подрубленное дерево, Владимир падал, выставляя руки в поисках опоры. Через секунду он обнаружил себя сидящим прямо на грязных деревянных подмостках, с ладонями, упирающимися в колени и пальцами, заправленными в волосы.

– Я не могу вас понять. Все эти слова о самовыражении, свободе, честности – всего лишь одна большая ложь? Ведь ваши авторы сегодня звучали как ненастроенные, пыльные инструменты. Их слова были чуждыми, оттого и неправильными. Неживыми.

Старик присел на краешек сцены, и, дотянувшись до поэта, коснулся его плеча.

– Сколько тебе, сынок? 19? 20? В твоем возрасте я тоже выступал на сцене. Мы пели песни Цоя, Окуджавы, Высоцкого. Курили, как черти. Считали, что поэт всегда должен быть пьяным и голодным. Знаешь, сколько из нас дожило до 30? Половина. До 60? Только я. Мы сами себя разрушили и обрекли на быструю смерть. Почитай книги по истории. Узнаешь, что такое демографическая яма. Нация вымирала, рушилась экономика, падал уровень жизни. Те, кто был побогаче, сбегали за границу. Ты бы хотел жить в такое время?

Владимир уже давно знал ответ.

– Да.

Старик покрутил пальцев у виска.

– Ты сошел с ума. Это нездоровая среда.

– Зато честная. Знаете, я ненавижу лгать. Я ненавижу сдерживать слова, рвущиеся изнутри. Я ненавижу противоречить самому себе. Ненавижу притворяться. Потому что это не жизнь, а театр, причем очень скверный. Это бегство от трудностей. Я думаю, можно найти другой путь. Он бы занял больше времени. Потребовал бы больше денег и терпения. Нам бы пришлось внести изменения в работу всех органов и систем общества. Но гораздо проще заколотить одно разбитое, треснувшее от старости окно и прекратить пользоваться комнатой, чем сделать ремонт во всем доме.

На мгновение они поменялись ролями: Владимир вдруг почувствовал в себе смелость повесить на полицейского обвинение, а полицейский вдруг склонил голову, скрывая вспыхнувшие на щеках пятна стыда. Но такие чудеса никогда не длятся долго. Старик шевельнул рукой, и остальные полицейские обступили молодого человека. Гранитный надзиратель злился – ему дерзил какой-то мальчишка и, очевидно, попал прямо в цель.

– Арестуйте его. Владимир Сенин, вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, будет и уже используется против вас. Дальше с вами будет разбираться Верховный суд, но будьте уверены, ничего хорошего вас там не ждет.

Любой другой в этой ситуации начал бы паниковать. Суд обещал быть затяжным, жестоким, несправедливым – ведь человеческую душу, несмотря ни на что, нельзя расписать по законам. Владимиру было двадцать лет – возраст, когда люди верят в лучшее, в себя, в возможность изменить мир. И он верил, но ему доказали обратное. И он не знал, как дальше быть. Не знал, пока не услышал сорвавшийся шепот, громкий, несмотря на оглушительный звук защелкнувшихся наручников

– Николай Павлович? Зачем же вы так?

Вера стояла рядом с Цензуровым, тем самым стариком, а в ее глазах плескалось осуждение.

– Мы же ему всю жизнь поломаем.

Полицейские уводили его со сцены, но Владимир, бывший в их руках безвольной куклой, вдруг нашел в себе силы упереться пятками в пол – ему необходимо, жизненно необходимо знать продолжение сцены.

Он заметил, как к гранитной статуе девушки возвращались признаки жизни: на скулах алел румянец, пальцы комкали подол полицейской формы, сминая гранит, прочерчивая на нем царапины и сколы, прямая осанка смягчилась, чуть притягивая ее высокую фигуру к земле. Она была прекрасна. Ему хотелось верить, что его слова заставили ее стать такой.

– Вера, неужто ты забыла, чему мы тебя учили? Никаких привязанностей к преступнику. Никаких, даже если он напоминает тебе семью. Или является твоей семьей.

Девушка опустила глаза – ее застыдили.

– Но у него есть право объясниться. Вы же сами внесли это в законодательство, Николай Павлович. Чтобы правосудие было справедливым, необходимо выслушать все причины неправомерного поступка.

Она заступалась за него. Старик поднял суровый взгляд и недобро улыбнулся.

– Что вы скажете в свою защиту, молодой человек?

В этой ситуации Цензуров напоминал ему отца девушки, на чью честь он посягнул. Только вот, той девушкой была не Вера, а Фемида – богиня правосудия, на которую молятся все юристы мира.

– Я хотел быть живым. Хотел, чтобы в этом зале прозвучало что-то правдивое. Чтобы все казалось естественным. Чтобы люди, наконец, почувствовали, по-настоящему, а не как им предписано. Разве вы не понимаете, что отобрали у них? Они потеряли чувство языка, а значит, и чувство жизни. Они не говорят, а имитируют речь. Пользуются звуками, как ложкой, зубной щеткой, монетами, не берегут слова, не понимают их, бросаются ими, втаптывают в грязь. А ведь некоторые религии считали, что слова – это способ связаться с Богом. Из слов составляли прекрасные песни и стихи, чтобы признаться в любви. Словами признавались в грехах, останавливали войны, спасали души. Словами сражались, снимали с карнизов самоубийц, убеждали родителей дать жизнь нежеланному ребенку. Даже ваши законы состоят из слов, только обезличенных и лишенных чувств. Может быть, для вас нет разницы, но для человека, чувствующего и открытого миру, она велика. Сердце чувствует фальшь, оно различает, какие эмоции стоят за сказанным. Те поэты, чьи стихи я сегодня читал, как раз такие. Они умели чувствовать и говорить об этом так, чтобы все понимали. Но вы отобрали у людей возможность этому научиться. И это несправедливо. Вы говорите, что все свободны в своих мыслях и желаниях, но свобода предполагает наличие выбора. Вы же втоптали это понятие в пыль, вынуждая людей жить по навязанным правилам, с завязанными глазами и закрытым ртом, но с душой, понимающей, что что-то не так. Со временем этот голос затихнет. Должен отдать вам должное, вы делаете для этого неимоверную работу – заменяете голос сомнения голосами авторитетов. Тех самых вышколенных поэтов. Вы думаете, что победили их души, стихию творчества? Не совсем. Возможно, они еще способны написать что-то прекрасное. Просто боятся вас настолько, что раз за разом предают себя. Я же этого делать не стал, потому что предательство – самый страшный грех. Почему я взял стихи других авторов? Потому что они чище, ярче, громче, лучше моих. Мне до их мастерства расти и расти, а времени на это у меня не было. А на войне каждый выбирает лучшее оружие, чтобы победить. Думаю, я в своем выборе не ошибся.

Цензуров становился все бледнее и бледнее, превращаясь из гранитной статуи в мраморную. Яркий свет прожекторов отнимал у него все краски, будто бы выпивая жизнь с лица. Его руки сжались в кулаки, будто бы Владимир вызвал его на поединок чести: один из тех боев, заканчивающийся смертью. Вера, напротив, напоминала Снегурочку из русской народной сказки – ледяная дева все быстрей и быстрей превращалась в девушку из плоти и крови. Владимир видел, как на ее шее бьется пульс, как в немом изумлении приоткрывается рот, как глаза увлажняются слезами, смягчая суровый взор, а руки тянутся к груди, чтобы сложиться перед ней в подобие молитвенного жеста. Сцепив ладони в замок, она молилась неизвестным богам. Поэту хотелось верить, что о его судьбе.

Старик, впрочем, оттаял первым.

– Уведите его в камеру. Назначьте дату суда. Никаких звонков. Никаких посетителей. Я бы даже адвоката вам не дал, молодой человек. Пусть общество топчет и рвет вас на клочки.

По сцене загремели тяжелые сапоги полицейских, буквально на руках выносящих поэта из зрительного зала. Перед уходом Владимир успел поймать взгляд Веры. И больше не мог его отпустить. Несмотря на то, что его уводили все дальше и дальше, казалось, расстояние между ними с каждой секундой сокращается. Будто еще шажочек, и вот она уже у него в объятьях. Поэт заметил, как по щеке полицейской скатывается слеза. Его желание сбылось – она поверила и поняла. Только вот, ему оставалось надеяться на то, что в ней останутся силы принять его путь и последовать ее примеру. Уже на выходе он заметил, что старик положил ей руку на плечо, заставив девушку разорвать зрительный контакт. Полицейский ласково подвел ее к сцене и усадил на холодный дощатый пол. Напрягая слух, Владимир услышал:

– Ты же понимаешь, что сейчас своим поведением нарушила кодекс?

Вера тихо пробурчала что-то под нос.

Голос старика звучал необычайно мягко.

– Ты же понимаешь, что у тебя теперь два выхода, Вера. Признаться в минуте слабости и прилюдно назвать молодого человека невменяемым, или же разделить его участь. Решать тебе, конечно, но я бы не хотел терять такую талантливую сотрудницу. Как же яростно ты начала это сражение, как четко предъявила обвинение, разобрала его по косточкам… И как позорно сдалась в конце.

– Дайте ее сюда.

Девушка говорила четко и резко, и в ее словах слышалось решение, которое не потерпит никаких пререканий.

– Ну же – нетерпеливо требовала она. Владимир застыл. По спине пополз холодок, будто бы предвещая нечто нехорошее. – Я знаю, вы всегда носите ее с собой. Знаю, что сегодняшний вечер был для меня проверкой. И я ее не прошла.

Старик сухо усмехнулся.

– А кто бы стал тебе доверять, дорогая моя девочка? Твое прошлое…. Твои стихи в старшей школе. Украденный томик Цветаевой под матрасом. А между прочим, тебе давали возможность уничтожить все неугодные домашние книги. Сожгла бы их, и все – никто бы не узнал. Твоя семья была бы жива. Но подумать только – ты предпочла оставить себе эту книгу.

– Ее подарил мне дед. – Сквозь зубы процедила Вера. – Разве мы не чтим семейные узы?

– Чтим. Но не нарушая при этом законы. Это был первый просчет. Второй мы не прощаем никогда. Надо же, как мало надо молодой душе: всего несколько строк, симпатичная мордашка, яростный порыв, горящие глаза, короткий разговор – и вот, ты влюбилась и готова пойти за него до конца. Возомнила себя женой декабриста. Я даю тебе последний шанс отказаться от него.

– Нет.

В его душе все оборвалось. Вера и вправду поняла его. Она на самом деле знала и понимала, о чем он говорит. Она была его родственной душой, его соратником в войне. И в отличие от восковых поэтов, боролась. Но проиграла. Была вынуждена сражаться в стане врага. И все это должно закончиться вот так – в тишине темного зала, в неизвестности, без огласки, без надежды на победу.

Он услышал, как льется в стеклянный стакан вода, потом – как из блистера выдавливают таблетку, а за ним – шумный глоток.

– Кстати, Вера, не могла бы ты рассказать, куда спрятала книгу? Раз терять тебе уже нечего.

Как бы невзначай спросил старик. Девушка хрипло засмеялась. Ей было трудно дышать. В таблетке наверняка были какие-то аллергены, вызвавшие анафилактический шок.

– Вы никогда не догадаетесь, Николай Павлович. А когда догадаетесь, будет слишком поздно.

–О чем ты говоришь?

Прошептал он.

Владимир не видел, как она перестала дышать. Не видел, как Николай Павлович поймал ее, не давая упасть со сцены. Полицейские уводили его все дальше и дальше. В темноте он не различал их черт, но по тому, как падает скудный свет на лица, понимал, что они ровесники Веры. Скорее всего, Цензуров привел на чтения выпускную группу. В качестве экзамена, например. Вдруг, конвой остановился. Ребята, как по задумке балетмейстера, потянулись за пазуху и достали из пиджаков по склейке страниц. Один из них собрал их, тщательно перепроверил, сложил в стопку и протянул Владимиру. Прищурившись, он рассмотрел название на лежащей сверху странице: «Марина Цветаева. Избранное».

– Она отдала ее нам. Весь курс тайком от Цензурова учил ее стихотворения. Мы устали бояться.

Владимир кивнул и улыбнулся.

– Так продолжите ее дело. Наше дело. И больше не придется.

Парень покачал головой.

– Нас даже слушать не будут.

Поэт слегка отмахнулся.

– Это уже моя забота. Поверьте, мой судебный процесс запомнят надолго. Вам же останется только не молчать. Ради Веры. Ради себя. Ради того, что делает нас людьми. Обещайте, что сделаете все возможное. Я могу на вас положиться?

Один за другим полицейские кивнули.

– Мы не подведем вас.

Владимир широко им улыбнулся.

– А теперь в последний раз дадим спектакль. Пора в камеру. А потом – к ней.

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
# Shiza 11.06.2019 17:10
Мне понравилось.Содержан ие.Но формат - не очень.Правы те,кто говорит,что слишком много слов.Рассказ вязнет.Значит,надо работать и работать над ним.Или отказаться от формы рассказа.
Удачи, и спасибо автору за усилия,а нам - за внимание.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 10.06.2019 18:35
Вам прислали профессиональный рассказ высокого уровня. Он, к тому же, очень подходит к конкурсу, названному в честь великого Брэдбери, поскольку поднимает ту же тему, что и знаменитый роман "451 градус по Фаренгейту". И как вы к нему отнеслись?
alana ничего не поняла, поэтический язык прозы Виктории Большаковой (там, где речь идет от третьего лица) показался нудным и необразным. "И разговоры, разговоры..." - реплики тоже неугодны? Далее и SBF - "при минимуме действия слишком много разговоров". Минимум действия, учитывая еще и ретроспективу, - да! Это же незнание и непонимание элементарных законов литературы.
Умка подходит совершенно субъективно: задумка замечательная, а впечатление смазалось. Яркие герои рассказа (чего стоят одни лишь резкие изменения в Вере) - "не люди, а памятники ... рисунки на плакате".
Комментарии, которые сделал Almond. "у Пушкина поэма, не стихи". Есть, конечно, и поэма в прозе ("Мертвые души"), но обычно поэмы пишутся в стихах. "что начал? Облако?". Во-первых, облако надо было ставить в кавычки, во-вторых, очень даже естественно для начинающего поэта под впечатлением чужой поэмы начать писать свою, в таком же духе. "...строки Пушкина вовсе не о работе декабристов на рудниках". Пушкин писал именно об этом - не все, но многие декабристы были отправлены на каторгу, в том числе на рудники. "Мир, который докатился до такой вот полиции, не показан", зарисовка без достоверности... Мир показан настолько, насколько это можно сделать в рассказе.
К сожалению, я дала свой комментарий поздновато. Я читала рассказы на сайте, а, увидев, как приняли замечательный рассказ Большаковой, зарегистрировалась, чтобы высказать свое мнение. GennadyDobr заявил, что данный текст - иллюстрация на тему "Как не надо писать рассказы". Такой иллюстрацией, к сожалению, являются почти все рассказы, прочитанные мною здесь, хотя они расхвалены и заплюсованы. Исключение, помимо Большаковой, - только один автор, из числа постоянных; называть не буду.
Я из тех женщин, которые любят футбол (за что спасибо моему старшему брату). Защитники, играя против нападающего (или атакующего полузащитника) выше их уровнем, не смогут отобрать мяч и начнут бить по ногам. Только в футболе их накажет судья (вплоть до пенальти или удаления). Вы же сами себе судьи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 10.06.2019 20:17
Вы зашли, чтобы написать под рассказом не о нём, а о людях, которые не просто высказывали мнение, но и аргументировали его, и о других рассказах?
Не пойдёт, дорогой читатель.
Герой рассказа не может начать своё «Облако в штанах», даже если взять название в кавычки.
«Руслан и Людмила» - таки поэма, это понятие и эту поэму проходят ещё в школе.
«Во глубине сибирских руд» - вовсе не о работе на рудниках, а о гордости, идеалах и несгибаемости. Декабристы славны не работой на рудниках, евпочя.
Касательно разговоров вместо действий, сюжет (есть в литературоведении такой термин) - это и есть последовательность некоторых актов, событий. То есть, действий.
Эти действия должны изменить героя.
Если в качестве сюжета подана говорильня, то сюжета нет, уважаемый читатель. Как бы вы не уговаривали других читателей, которые хотят рассказ с сюжетом.

Ваше мнение о рассказах других авторов ничего не стоит без обоснования. Вы сейчас судите только лишь «мне понравилось», «мне не поравилось» и «этого автора надо защитить, потому что читатели - явно одна команда и хотят кого-то наказать».
От же бред, а.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 11.06.2019 19:39
Герой рассказа может начать (и закончить) свое "Облако в штанах", то есть похожую поэму под другим названием. Подобные вещи делались и будут делаться. А кавычки я упомянула, потому что их надо было поставить в комментарии (речь же не об облаке в небе).
Кто же спорит, что "Руслан и Людмила" - поэма? Просто, по-моему, слова "поэма, не стихи" также забавны, как и "роман, не проза".
Гордость, идеалы, несгибаемость не могут быть названы трудом, тем более скорбным (все это выражено в словах "гордое терпенье", "дум высокое стремленье"). То, что Пушкин обращался именно к декабристам, которые отбывали каторгу, особенно четко выражено в словах "каторжные норы". Свое стихотворенье он отдал А. Воробьевой, которая ехала к мужу, находившемуся как раз на каторге. А поскольку "Во глубине сибирских руд...", "скорбный труд" - именно о работе на рудниках, показанной Пушкиным как несправедливое наказание. О чем и говорит герой рассказа: "Стихотворение написано в 19 веке. Тогда еще существовало крепостное право, был монарх, неугодных ссылали на рудники в Сибирь в качестве наказания..." Героиня вроде бы не поняла его, но, как потом выяснилось, вынуждена была притворяться. А вот вы и Almond действительно не поняли.
Трогательно сообщая мне о литературном термине "сюжет", вы, к сожалению, не понимаете, что слова героев тоже могут относиться к действиям (которые, кстати, вовсе не должны изменить героя, - здесь по-разному бывает). Вы утверждаете: "Если в качестве сюжета подана говорильня, то сюжета нет...". Значит, сюжетов нет во всей мировой драматургии?
Напоследок я объясню, что сюжет в этом рассказе есть. Целиком пересказывать не стоит, ограничусь завязкой, кульминацией и развязкой. Завязка - молодой поэт Владимир приходит на поэтический вечер, где читают плохие и неискренние стихи. Сам он читает классиков, что запрещено законом. Кульминация - нападавшая на поэта Вера начинает заступаться за него и выясняется, что она один "просчет" уже совершила, спрятала сборник Цветаевой. Второй "просчет" ей не прощают. Развязка - герой рассказа узнает, что товарищи Веры по литературной полиции получили от нее этот сборник и, как сказал один из них, "устали бояться". Владимир призывает их не молчать, и они обещают не подвести. Это придает антиутопии оптимизм в финале. Так было и в романе Брэдбери.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 11.06.2019 21:34
Вы вообще не поняли ничего из сказанного.
1. Персонаж не может начать своё «Облако в штанах», как вы не можете прочитать «Войну и мир» и начать свою. Это обыкновенная понятийная логика. Конечно, ни я, ни Альмонд ни слова не писали о том, что речь идёт об атмосферном явлении. Ни герой, ни вы, ни я не можем начать уже написанное другим человеком произведение.
Что тут может быть вообще непонятного?

2. Сравнивать поэму и стихи — всё равно, что сравнивать роман и рассказ. Назовёте где-нибудь «Войну и мир» рассказом — будете не правы опять.
Писал ли Пушкин стихи? Безусловно. Но «Руслан и Людмила» - поэма.

3. Не нужно мне пересказывать плоский и буквальный вариант интерпретации «Во глубине сибирских руд», пожалуйста. Ладно уж один персонаж не понял смысла стихотворения, но от героя я, например, ожидал большего знакомства с метафорами и прочими тропами. Он не мог не знать, что речь идёт о нравственных и действенных проявлениях воззрений декабристов. Вовсе не каторга - их эпицентр «тяжкого труда» и «стремленья дум».
Но почему я должен растолковывать школьный курс вам и автору? Не понимаю.

4. «слова героев тоже могут относиться к действиям» - нет, не могут. Жанр рассказа, новеллы, предусматривает активное участие героя в сюжете, его влияние на сюжет. И в процессе реализации сюжета главный герой обязан измениться, это один из основных законов жанра «рассказ». Если вы в мировой новеллистике не замечали сюжетов, значит, вы не очень хорошо осознаёте прочитанное.

Не сравнивайте, пожалуйста, эту поделку с романом Брэдбери. Сюжеты Брэдбери активны, а он сам себе не позволяет такого словоблудия простынями.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 12.06.2019 08:39
Цитата:
"скорбный труд" - именно о работе на рудниках, показанной Пушкиным как несправедливое наказание.
То есть, "не пропадёт ваш скорбный труд" следует понимать в том смысле, что в стране вырастет добыча полезных ископаемых? И что эти ископаемые, добытые декабристами, пойдут на благое дело?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 13.06.2019 00:16
Не пропадет то, что вы переносите несправедливое наказание.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 10.06.2019 20:23
Добрый день, Энни!

Я понимаю, вам обидно за рассказ, который вам лично понравился. Но вот почему вы считаете его "профессиональным... и высокого уровня".
Готова с вами это обсудить и, если переубедите, признать свою неправоту.
А субъективное мнение - да, всегда присутствует. Мы же не роботы с научной программой:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 11.06.2019 19:47
Добрый вечер, Умка!
Мне нравится ваша корректность. Я уже много изложила, отвечая Thinnadу. Рассказ я считаю профессиональным и высокого уровня, потому что редко встречаю подобное в современной литературе (включая фантастику). Тоже готова обсудить это с вами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 11.06.2019 19:58
Добрый День!

Тогда у меня встречный вопрос: что вы считаете "рассказом высокого уровня"? Не этот конкретный, а вообще?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 11.06.2019 21:19
Рассказ высокого уровня должен иметь не только сюжет, а и идею.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 12.06.2019 01:53
Добрый день!

Значит, для вас глубокая идея является краеугольным камнем хорошего рассказа. Мне кажется, это не совсем так, например, где великая идея в "Старосветских помещиках" Гоголя? Там всего лишь Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна доживают свои последние травоядные годы. Но пусть так.

Для меня хороший фантастический рассказ держится на пяти китах: неожиданной фантидее, хорошо сбитом сюжете, героях, мире и стиле.

Попробую рассмотреть данный рассказ с этой позиции. Но, повторюсь, это чисто мое читательское мнение, которое я ни в коем случае не собираюсь заколачивать в чужие головы. Я тоже самая обычная программистка:)

Итак, фантидея. Сама по себе она очень не плоха. Да, вторична, но, поскольку у нас был конкурс Бредбери и рассказ перекликается с "451 градус по Фаренгейту", то здесь все зачетно.

Мир. С миром тут плоховато. Есть произведения, где четко прописанного мира может и не быть. Здесь не тот случай. Все же герои - его плоть от плоти, кровь от крови. А тут слишком много противоречий. Например, у нас здесь тоталитарное общество, где людей казнят без суда и следствия, а в семье главного героя любовно хранят, читают и обсуждают запрещенных классиков. И сын их, поэтому, наивен до предела. Знаете, я начинала свою жизнь при Советах, и тогда каждый ребенок старше 10 лет четко знал, о чем можно, а о чем нельзя говорить в школе.
В зале тут атмосфера "принятия и дружеской поддержки". Ну вот хоть убейте, в таком обществе каждый друг другу серый волк и доносчик.
Почему великие мира сего не потрудились создать свою новую литературу? Тот же великий и ужасный Иосиф Виссарионович очень прикармливал талантливых авторов, Толстого вон из эмиграции вытащил.
А у вас только бедные, вскормленные на жидких литературных супчиках ребятишки сочиняют. И стесняются читать плохие вирши. А откуда им знать, что они плохие, хороших-то они не слышали? Вон у нас Пушкин и Пастернак в почете, а самиздатовские авторы такое пишут в своей массе, что уши в трубочку сворачиваются. И не стыдно им ни черта.

Сюжет. Меня не напрягло то, что тут много говорят и мало действуют. Но вот что в рассказе совершенно ужасно - так это концовка. Она ведь ярче всего запоминается. Не удивительно, что рассказ так заминусовали.
"– Это уже моя забота. Поверьте, мой судебный процесс запомнят надолго. Вам же останется только не молчать. Ради Веры. Ради себя. Ради того, что делает нас людьми. Обещайте, что сделаете все возможное. Я могу на вас положиться?
Один за другим полицейские кивнули.
– Мы не подведем вас."
Это патетично до оскомины. Сразу вспомнилась клятва юных пионэров:
"Я, Иванов Петя, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю..."
Такая патетика может прокатить в легенде или притче. Той, например, где горящее сердце Данко. Но и там Горький не смог отойти от правды. В конце кто-то очень осторожный наступает ногой на раскаленные угли.
Я уже не говорю о том, что листочек стихов Марины Цветаевой перевоспитал целый курс отборных паскудников, которых, наверное, не с улицы отбирали. К тому же Вера, о неблагонадежности которой знали, как-то смогла тайно листочки эти сокурсникам раздать. И ни один! не пошел и не донес. Хоть убейте, не верю. Да и ГГ проще было тихонько в коридоре придушить, чем позволить разглагольствовать на суде.

Герои: хорошо то, что их мало. Наивный Владимир, тайная революционерка-народ ница Вера (не удивлюсь, если ее образ списан с Веры Фигнер) и Главный Злодей. Но описаны они так, что даже смерть Веры ничего во мне не всколыхнула. Вот бедную девушку отравили, Владимира уводят на муки, а мне как-то все равно. И, по-моему, многим читателям тоже.

И последнее - язык. Здесь придираться не буду. Он суховат. Но имеет право быть.

А в общем и целом автору вполне по силам сделать из этого рассказа вполне крепкую вещь. Убрать пафоса и наивности, оживить героев, поменять конец - и вуаля.
Вот такое мое мнение. И вполне допускаю, что вы с ним в корне не согласны. Но мы же цивилизованные люди, вызывать друг друга на дуэль или кидаться какашками не будем. Просто каждый останется при своих.
С уважением,
Умка
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 13.06.2019 00:07
Здравствуйте!
Конечно, Умка, наши несогласия - не повод для ссоры. Мне, наоборот, приятно будет ответить вам. "Старосветские помещики" мне никогда не нравились (да вы и сами написали про "травоядные годы"), и я подозреваю, что, если бы Гоголь создавал только такие произведения, о нем бы редко вспоминали. Вообще, это лишь отражение древнегреческого мифа о Филемоне и Бавкиде, который лично мне интересен только потому, что очень удачно вписан Гёте во вторую часть "Фауста".
Другое дело - например, "Портрет" Гоголя!
Вам тоже нужна неожиданная фантидея в фантастическом рассказе. Я согласна с вами; я вообще люблю философскую фантастику и не люблю фэнтэзи.
Вы, по-моему, считаете, что это мой рассказ (извините, если ошиблась). К сожалению, это не так. Я вообще не пишу прозы, да и собственные стихи для меня - хобби.
Я тоже начинала жизнь в СССР, но уже в последние годы. А вот что мне рассказывал мой хороший знакомый, который будет постарше. Сам он получил раннее диссидентское воспитание от отца, с которым вместе слушал западное радио. Это он не афишировал в школе, конечно, а первые более-менее диссидентские рассуждения услышал от одноклассников незадолго до выпускных экзаменов. За год до этого он написал фантастический рассказ, где у него в XXV веке на Земле сохранялся капитализм. И был осужден близким другом за нарушение законов истории. (Я спросила, боялся ли он доноса, он ответил, что даже не думал об этом). Все это было не в глубокой провинции, это было в Москве.
Вернемся к рассказу. Почему великие мира сего не создали новую литературу? А почему они сейчас ее не создают? Никогда русская литература не находилась в таком ужасном состоянии. В XIX веке, в начале XX-го, когда, как известно, большинство населения было неграмотно, литература в России была на очень высоком уровне. А сейчас? Когда все грамотны?
Вы пишете: "людей казнят без суда и следствия, а в семье главного героя любовно хранят, читают и обсуждают запрещенных классиков". У моего упомянутого знакомого мама, женщина, как он сказал, боязливая, читала "Архипелаг ГУЛАГ" и другой самиздат. Тогда за это, конечно, не казнили, но работу преподавательницы в ВУЗе она точно могла потерять. Он мне объяснил: она доверяла своему коллеге, который давал ей (и не только ей) эти книги.
Ваши рассуждения интересны, потому что приводят к новым мыслям. Вы назвали Веру революционеркой-наро дницей, вспомнили Веру Фигнер. А я вспомнила Сергея Нечаева, осужденного не только Достоевским, а и всем революционным движением России за организованное Нечаевым убийство доносчика. Они не поверили, что это был доносчик. Но вся дальнейшая жизнь Нечаева (очень трагическая) говорит о его искренности, как бы не относиться к его взглядам. Я думаю, что убитый студент все-таки был доносчиком, но революционеры первого поколения не хотели верить в сам факт доноса, поскольку тогда это было крайне нетипично. Молодая литературная полиция рассказа - что-то вроде "золотой молодежи", а многие первые российские революционеры вышли как раз из богатых семей. То есть старшее поколение, представленное тем, кого вы назвали Главным Злодеем, не заметило, что своими запретами вырастило революционеров, которые "устали бояться". За Верой явно плохо следили в проверенных (как казалось главным) кругах. Сами став подлецами, главные наивно (вот кто наивен!) поверили в подлость своих учеников.
С уважением,
Энни.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 13.06.2019 01:36
Нет, я не считаю, что этот рассказ ваш - привыкла верить людям на слово.
И да, каждый читает и понимает с высоты своего жизненного опыта, так что мнения бывают зачастую совершенно противоположные:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 13.06.2019 21:24
Как я и думала, мы остались при разных мнениях. Но эта дискуссия доставила мне удовольствие.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 14.06.2019 01:25
Так обычно и бывает:)
Приятно было познакомиться!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # GennadyDobr 11.06.2019 02:05
Цитирую Энни:
GennadyDobr заявил, что данный текст - иллюстрация на тему "Как не надо писать рассказы".

Да, Энни, я не отказываюсь от тех своих слов, как и от продолжения реплики.
И задуман, и написан рассказ настолько плохо, что я не вижу смысла в его разборе.
Понимаете, текст имеет смысл разбирать только в одном случае - если это поможет автору улучшить его. Здесь такой возможности я не вижу, к сожалению.

Ваше мнение о качестве рассказа ничем не подкреплено.
А вот люди, с которыми вы спорите,
написали и опубликовали на сайте десятки качественных рассказов.
То, что вы прочли их, маловероятно.
В любом случае вы вольны оставить критический комментарий
под любым не понравившемся вам рассказом.
Но, думаю, такого не произойдёт.
Ведь чтение и аргументированная критика
требуют немалых усилий.
Куда как проще обмазать всех скопом и голословно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 11.06.2019 21:21
Я прочитала ваш рассказ "Серёжки". Увы, предчувствия меня не обманули. Почитайте мой комментарий.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# GennadyDobr 11.06.2019 22:09
Дорогая Энни!
Я с интересом прочитал ваш комментарий под рассказом "Серёжки".
Он рассказал мне о вас гораздо больше, чем вы того, возможно, хотели.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 12.06.2019 22:04
Вы знаете, аватарка в вашем профиле говорит о многом. Поскольку доброты в вас и без того не чувствовалось, я полагаю, что Dobr - часть не только ника, но и фамилии. Вы думали, что я не оставлю критического комментария и ошиблись. Но, поскольку раскритиковала (как мне уже сказали, "прошлась, как катком по асфальту") я ваш рассказ, вы с понятным намеком написали, что пониманию литературы надо учиться. Я читаю с четырех лет, в десять читала не только классиков мировой фантастики, но также Шекспира, Достоевского, Чехова, Булгакова и не только. Не буду, конечно, говорить, что все у них поняла, - помогли последующие перечитывания. Хотя всю глубину "Мастера и Маргариты", возможно, нельзя понять никогда. То есть я буду учиться этому всю жизнь. Но не из-за того, что критиковала ваш неудавшийся рассказ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 12.06.2019 22:47
Я немало видел тут звенящих медальками личностей.
Но в первый раз встречаю, чтобы читатель хвалился тем, что читает с четырёх лет (ниможидбыдь!)
Чтобы разбираться в качестве конструкции дома, например, не достаточно ездить по разным городам и видеть разные дома. Чтобы понимать, как сделан рассказ, вовсе не достаточно много лет читать. Нужно осваивать теорию и практику, как делают все хорошие писатели и читатели.

Милая Энни, любой читатель понимает, почему вы написали критику на тот рассказ, который, как автор признал сразу, нуждается в переделке. Гораздо больше вы показали себя, вообще взявшись критиковать в отместку, да ещё и перенеся дискуссию о другом рассказе под этот.

Будьте осторожны, Энни, вы переступаете очерченные правилами сайта границы корректности в части перехода на личности.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Энни 13.06.2019 21:46
Уважаемый Thinnad, вы ошиблись, я ничем не похвалялась. Вы, видимо, не заметили; я пишу, что буду учиться этому (пониманию литературы) всю жизнь. Если же понимание каких-то произведений у разных людей не совпадает, так ведь одинаковое общее мнение было бы не интересно. Сейчас в интернете и классиков критикуют.
Я написала рецензию на рассказ автора GennadyDobr "Серёжки", потому что этот рассказ указан первым в списке его произведений. Из-за недолгого пребывания на вашем сайте я не знала, что об этом не нужно сообщать. Сейчас я веду с Умкой обсуждение ее рассказа на нужной странице.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # alana 05.10.2018 01:49
Минус. Наивно, патетично. В речи декабриста хотя бы смысл: любовь к Родине. А тут вообще непонятно, манифест чего хотел сделать автор. Скорее, это карманный переворотик с пафосными лицами, на тему которых ныне снимают каждый первый подростковый фантастический фильм. Язык нудный, необразный. И разговоры, разговоры.
:rtfm
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Умка 03.10.2018 15:53
Вроде все хорошо, идея, герои, пожертвовавшие жизнями ради истины, но монументально как-то, напыщенно, не люди, а памятники, или рисунки на плакате. Не рассказ, а речь декабриста перед смертью.
К чертям такую полицию, где целый курс молодогвардейцев проспали.
Поэтому впечатление от замечательной задумки сильно смазалось.

Минус
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Almond 02.10.2018 08:28
читала ему на ночь свои любимые стихи: «Маленького человека» Рождественского, «Сероглазого короля» Ахматовой, «Руслана и Людмилу» Пушкина – у Пушкина поэма, не стихи.

На восемнадцатилетие он не устраивал вечеринок, не звал друзей, не поднимал свой первый бокал – он читал «Облако в штанах» Маяковского. И начал собственное. – что начал? Облако?

Слова из их уст, не провисали в воздухе – без запятой

Это не простительно. – слитно с не

– «Не пропадет ваш скорбный труд», – какой именной вид деятельности вы называете скорбным? В Конституции закреплено, что любой из них признается уважаемым и почитаемым обществом.
Поэт усмехнулся.
– Стихотворение написано в 19 веке. Тогда еще существовало крепостное право, был монарх, неугодных ссылали на рудники в Сибирь в качестве наказания…
- строки Пушкина вовсе не о работе декабристов на рудниках.

Стихотворение про февраль, о котором пишете навзрыд.
– которое читаете навзрыд, наверное

Интересную тему поднимает автор, но фантастический рассказ не получился. Мир, который докатился до такой вот полиции, не показан.
В результате ситуация оказывается лишь зарисовкой без достоверности.

Ноль
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 03.10.2018 15:56
Цитирую Almond:

Стихотворение про февраль, о котором пишете навзрыд. – которое читаете навзрыд, наверное


Здесь все чисто, это о стихотворении Пастернака:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 03.10.2018 16:09
Понятное дело, но речь же о герое. ну... слишком уж тупые инспекторы
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# SBF 28.09.2018 17:00
Вероятно, эта тема задевает автора за живое. Поэтому действительно так и хочется предположить, что он поэт. К сожалению, прозаический опыт пока что не особенно удался - при минимуме действия слишком много разговоров (суть которых понятна буквально с пары фраз) и не слишком достоверная ситуация (ну, хотя бы потому, что этого Владимира с его вольдумческими идеями не вычислили и не нейтрализовали уже давно).
Поэтому за рассказ - минус, а вот стихи было бы интересно почитать :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Madam40K 28.09.2018 13:26
Оценка: минус.
Наивные строки о поэтической борьбе. Возможно, автор действительно поэт, и это у него выходит гораздо лучше прозы. Ничего в плюс читатель тут не отыскал. В моем лице, разумеется. Автор, простите великодушно за мою критику.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# GennadyDobr 27.09.2018 20:38
Данный текст выглядит иллюстрацией на тему: "Как не надо писать рассказы".
И задуман, и написан он настолько плохо, что я не вижу смысла в его разборе.
Да простит меня автор, но литература, по-моему, не его призвание.

Минус.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Junto 26.09.2018 23:08
Минус. Мой измеритель наивности зашкалило.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа