Синий Сайт
Всего на линии: 494
Гостей: 494
Пользователей онлайн: 1

Пользователи онлайн
Rasvet

Последние 3 пользователя
Д. Красный
Dima
Dima

Всего произведений – 5050

 

Проводник

  Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 
Эдуард Якубович
Проза
-
Мистика
G
рассказ
-
закончен
конкурс «Брэдбери-2018»

 


Проводник

    

«Если есть те, кто приходят к тебе,

Найдутся и те, кто придет за тобой»

Nautilus Pompilius

    

Дверь в купе открылась.

На пороге стоял мужчина. На вид ему было около тридцати пяти. Темные волосы, зачесанные назад, легкий загар. Мужчина окинул взглядом привычную обстановку: два спальных места, затянутые тонкими синими одеялами, столик с белой скатертью и лежащими на ней буклетами «РЖД», две чашки на блюдцах. За окном серый перрон, двухэтажный вокзал, выкрашенный грязно-желтым. Все знакомо, все, как всегда.

Мужчина повернулся, снял легкий синий пиджак, повесил на плечики. Сел на койку. Повертел в руках буклет, который призывал купить яркий мусор с логотипами «РЖД». Проводники спальных вагонов всегда пытались убедить пассажиров что-нибудь приобрести. Зажигалку, лотерейный билет, макет тепловоза из бумаги, ручку. Или хотя бы заказать кофе или чай. Но именно в этом вагоне проводник был очень ненавязчив.

Было жарко. Воздух походил на душную патоку, окунувшись в которую, полностью теряешь волю и желание двигаться. Мужчина расстегнул несколько пуговиц белой рубашки, закатал рукава до локтей. Откинулся на обитую чем-то мягким стенку и стал ждать, глядя в окно.

Мимо по перрону прошли, скупо жестикулируя, двое мужчин в костюмах и галстуках. В купе было тихо, и можно было расслышать обрывки слов. Прошла женщина с гремящим чемоданом на колесиках. Еще женщина, моложе, с короткими угольно-черными волосами, в очках, в длинной юбке, с ярко-красной сумочкой в руке. Мужчина с сигаретой в зубах, коротко стриженный, в шортах и шлепанцах на босу ногу.

Мужчина бросил взгляд на часы. Оставалось пятнадцать минут до отправления. Сегодня как-то все затягивалось. Нога в темно-синем мокасине постукивала по коврику на полу. Как же все-таки жарко сегодня. Он с отвращением отметил, что мокрая рубашка липнет к телу. Сейчас это было неважно, но все-таки неприятно.

Кто-то прошел мимо купе, стукнула дверь соседнего. Мужской голос, с кем-то по телефону. В тишине вагона слышно каждое слово.

Еще шаги. Медленно приближаются. Затихли. Он почувствовал, что кто-то смотрит на него. Медленно повернул голову.

В дверях стояла молодая женщина примерно его возраста. Худенькая, растрепанные светлые волосы до плеч, серые глаза. Джинсы, светлая блузка с коротким рукавом. На шее блеснул золотом кулон в виде сердечка.

До того, как мужчина повернулся, женщина в упор разглядывала его. Быстро отвела глаза, осматриваясь.

– Здравствуйте, – сказала она тихо, и плавным движением скользнула на свое место, за столик, поближе к окну.

– Добрый день, – мягко сказал мужчина, продолжая разглядывать незнакомку. Потом добавил:

– Жарко сегодня.

– Да, жарко – она посмотрела на часы с крупным циферблатом. Потом сцепила руки, прикусила нижнюю губу, и уставилась в окно. Безымянный палец правой руки был без кольца.

«Сегодня все как-то не так» – подумал он.

– Как вас зовут? – спросил он.

– Ксения – быстро и словно удивленно ответила она, посмотрев на него, – а Вас?

– Меня… – теперь удивился мужчина. Точно все не так, как обычно.

– Меня – Матвей, – он хотел было добавить что-то вроде «приятно познакомится», но вовремя остановился.

– Ксения, не Оксана, Вы понимаете, есть разница, это разные имена, – заговорила девушка, и подавила нервный смешок. Когда она говорила, она опускала глаза, и ее худенькие плечи еле заметно подергивались.

– Так часто бывает, знаете, говоришь – Ксения, а тебе потом говорят «кстати, Оксана»… Поэтому… – плавный жест рукой, она замерла, словно прислушиваясь к себе, – поэтому правильно – Ксения.

– Да, я запомню, конечно, Ксения – ответил Матвей. Запоминать он не хотел. Отметил, что сильнее стал постукивать ногой по полу, и заставил себя прекратить.

Она серьезно, в упор, посмотрела на него. Отвела серые глаза, уставившись на перрон, и как-то неопределенно хмыкнула.

Матвей не знал, что и думать. Все шло не так. И проводника нет. Где же он?

Словно прочитав его мысли, Ксения тихо сказала:

– Что-то проводника нет.

Матвей вздрогнул, как от внезапного удара. Почувствовал, как стекает капля пота по спине, под рубашкой, поежился.

Повисло молчание.

– Матвей. Скажите… – она замолчала. Потянулась к чашке, стоявшей на столе, погладила тонкими пальцами ручку.

– Спрашивайте, Ксения, – как можно мягче сказал он.

– Скажите, – повторила она. Матвей терпеливо ждал продолжения. Чашка звякнула, она отдернула руку. Скрестила руки на груди.

– Если бы вам предложили выбор. Счастье… Вернее, возможность быть счастливой… Счастливым. Но в обмен на чью-то… – снова тот же плавный жест, словно подчеркнула важность слов, – в обмен на чью-то смерть. Что бы вы выбрали?

Матвей скрестил руки на груди и поежился.

– Трудный выбор. Знаете, все, конечно зависит от обстоятельств. Смотря что, мы понимаем под словом «счастье», и смотря чья жизнь была бы на кону. Люди очень разные.

Она слушала его, чуть наклонив голову набок. Машинально заправила за ухо прядь светлых волос.

– Я не уверен, что жизнь каждого человека бесценна, есть такие люди, которые, как мне кажется, не заслуживают жизни. Поэтому, если это преступник, который…

– Девушка. Она мама, – прервала Матвея Ксения. – У нее ребенок, девочка, лет пять. Муж, состоятельный, гораздо старше ее. Знаете, когда все хорошо. Большой дом, прислуга, личный водитель. Своя сеть салонов красоты. Муж владеет строительной компанией. Никогда толком и не работала. Она сразу после школы вышла замуж. Все красиво, дорого. Да у ее мужа… Бывшего.. Наверняка десяток таких еще где-то на стороне. А дочка… Жаль ее, конечно, но у нее все есть, я сама без отца, например, росла, да и мать, что есть, что ее нет, никакой разницы. И все быстро же. Обгоняла по встречной полосе, сама за рулем, и навстречу грузовик.

Ксения остановилась и задумалась. Снова погладила пальцами ручку чашки на столе. Матвей только сейчас заметил на запястье Ксении едва заметный знак. Две длинных параллельных красных линии и короткая косая черта, которая их соединяет почти посередине. Похоже на латинскую N.

– Конечно, она просила оставить ее. Говорила, что любит дочку. Но… Вы не знаете, как это трудно. И все равно, я бы это сделала еще раз. И еще раз. И… у нее и так все было хорошо. Почему я недостойна счастья? Я тоже хочу ребенка.

– То есть вы, Ксения, решали, жить этой девушке или умереть?

– Ну… наверное. Просто… Поверьте, это тяжело решать. Но почему-то так нужно. Я сама не знаю почему. Почему именно я. Правда, поверьте мне, я бы отказалась. Мне очень, очень тяжело. Я ложусь спать, и мне снится… Вот как сейчас. Обычно это два человека. Кто угодно. Старые и молодые. Я говорю с ними, кто они и почему хотят… Вернее… Я говорю с ними, а потом должна решить, кто должен уйти, а кто остаться. Уйти из жизни, я имею в виду. В самый первый раз это был мужчина, пожилой, который очень любил жену и не хотел… И ребенок, совсем маленький. Конечно, я оставила жизнь ребенку. Мужчина уже прожил жизнь, а у малышки еще вся жизнь впереди. Да и вообще это ужасно, отбирать жизнь у ребенка. Я никогда бы так не поступила. Поверьте, я правда неплохой человек.

– Понимаю, – сказал Матвей, – а в прошлый раз….

– Да, в прошлый раз была вот эта девушка, о которой я говорила, и…. И он.

– Он?

– Да. Понимаете, я встречаюсь с мужчиной… Несколько лет. Я хочу ребенка, хочу замуж. Но все сложно… И он непростой человек. Конечно, у него есть свои недостатки, но у кого же их нет? И он хорошо ко мне относится…

– А почему Вы еще не замужем за ним?

– Сложно сказать, – она замолчала. Матвей ждал продолжения.

– Сложно сказать, – повторила Ксения. – Он был в браке, потом развелся, у него двое детей. Но он с ними не видится. И вообще не любит о них говорить. Он… Он любит развлекаться, встречается с друзьями, у него мотоцикл, поездки. Говорит, что семья ограничивала его свободу. И что его не ценили. А еще, что не готов к новым обязательствам. И все и так хорошо. Но я думаю… Я думаю, что он изменится. Знаете, люди меняются.

– И вы… То есть, вам снятся сны, где вы должны выбрать человека, который должен умереть. Выбрать из двоих. И в этот раз это был ваш знакомый, и та девушка у которой все хорошо, как вы говорили. То есть, было все хорошо. Вы выбрали смерть девушки. Верно?

– Да. Но поймите, поймите, это же мой выбор, я посчитала что это правильно! – она повела плечом.

Матвей поднял ладони вверх.

– Ксения, я вас не в чем не обвиняю. Да, но не думаете ли вы, что все это фантазия? Просто сны и только?

– Я сначала так и думала. И даже проверять не хотела. Но потом… Увидела в новостях, в местных, объявление о пропаже без вести человека. Это был один из тех, кто был во сне. Алкоголик какой-то. Я выбрала другого человека, пожилого, ветерана. А этот, алкоголик, утонул в реке. Выбор был очевиден, правда?

– Откуда же вы знаете, что случается с теми, кто…

– Он мне говорит.

– Он?

– Да, проводник, – она посмотрела на него внимательно, – вы простите меня, Матвей. Я… На знаю. Просто я должна, по-другому нельзя. И вы мне не рассказали о себе.

– Да, не рассказал… – вздохнул Матвей. – А вы думаете, это нужно сделать? Ну хорошо, мне 37 лет. Я специалист по логистике и таможне. Женат, у меня сын. Жена работает маркетологом. Мне не нравится моя работа, но она позволяет мне содержать семью. С сыном мне тяжело, ему 13, подростковый период. Компьютер, друзья…. Учебу совсем забросил, тройки. Слова не скажи, огрызается. Совсем не похож на меня в детстве. И я даже… Ну вам-то, Ксения, я могу признаться. Особенно здесь. Знаете, я даже иногда думаю, что может зря он когда-то появился на свет. Может тогда у меня все было бы иначе.

Он отвел взгляд от Ксении, глядя в окно. Потом быстро заговорил:

– Да и с женой тоже у нас все непросто. Мы разные, я теперь хорошо это вижу, живем как-то по инерции. Что еще… Увлекаюсь альпинизмом. Читаю книги. Живу. Вот, собственно и все. Да вам это и не нужно все, потому что…

Матвей замолчал, покосился на дверь. И решился:

– И кроме того, я должен вам кое в чем признаться, Ксения. Понимаете, в чем дело….

– А вот и я, – раздался голос.

Матвей осекся на полуслове. В этот же момент поезд тронулся, и вокзал с перроном медленно поплыли мимо.

В купе вошел проводник.

Это был мужчина лет пятидесяти, довольно высокий и широкоплечий, он выглядел моложаво, несмотря на седую щетину на широких скулах. Серая форма проводника хорошо сидела на нем. Аккуратная стрижка, на носу узкие очки в тонкой красной оправе. Он присел рядом с Матвеем, аккуратно поправив брюки. Носки проводники были такого же цвета, что и оправа очков. Ксения молча смотрела на проводника. Она, как и Матвей, хорошо его знала. Повисло молчание.

Потом знакомый голос, и знакомая фраза:

– Нужно выбрать. Матвей, тебе нужно выбрать.

Взгляд Ксении метался между Матвеем и проводником. Она рассмеялась, коротко и испуганно.

– Ксения, – сказал Матвей, – простите, я не закончил то, о чем говорил. Я тоже выбираю. Как и вы. Не часто, раз в месяц может быть, мне снится этот вагон, и два человека… Кстати, а где второй? Или вторая? – он обратился к проводнику.

– В соседнем купе. Он спит. Но можешь разбудить. Если захочешь.

– Подождите, – быстро заговорила Ксения, – это что, теперь выбирает этот… Матвей… Между мной и еще кем-то? Матвей, вы же знаете, я вам все рассказала, я росла практически без родителей, я хочу ребенка, я хочу быть счастлива… – ее голос предательски дрогнул. – Я столько пережила, я заслуживаю! Это неправильно! Не может быть все напрасно! Пожалуйста, прошу вас! Я больше не буду жаловаться, я буду радоваться каждому дню… Матвей, пожалуйста, оставьте меня! Вы должны меня оставить!

– Извините – Матвей встал, стараясь не смотреть на Ксению, протиснулся мимо проводника к выходу из купе. В коридоре он схватился за поручень, чтобы не упасть – поезд набирал ход и вагон сильно качало. Вагон скрипел, кряхтел и вопил, казалось, что его тащат на своих плечах демоны, для которых это была тяжелая ноша, они спотыкаются, раскачивая его, бьют в ярости по днищу и подвывают от напряжения.

«Тяжело как-то все сегодня» – подумал Матвей.

Он слегка приоткрыл дверь в купе рядом. Замер, всматриваясь в лежащую на койке фигуру. Из соседнего купе доносилась скороговорка Ксении, которая в чем-то убеждала проводника. Ее речь, словно горный ручей, быстрая, сбивчивая, разбивалась о тяжелые, короткие и редкие фразы проводника. Матвей шагнул внутрь, осторожно закрыл за собой дверь. Мысли неслись по кругу, и ему стало казаться что этот круг превращается в воронку, которая его затягивает. Он сел напротив лежащего на койке.

На койке спал мальчик-подросток. Темные волосы взлохмачены, рука под подушкой, полуоткрытый рот. На руке браслет из кожи и деревянных бусин. Он таскал его уже год, практически не снимая, с тех пор, как купил в каком-то магазинчике сувениров в Турции.

В соседнем купе речь Ксении сменилась тихим плачем. Открылась дверь, Матвей бросил взгляд на силуэт проводника, подсвеченный лучами солнца.

– Я не могу не выбрать, верно?

Проводник промолчал.

– Выбор очевиден же – сказал Матвей.

– Не спеши. Подумай о той истории, которую тебе рассказал Ксения. Ты должен это учесть. Ее выбор привел ее к тебе.

– Я уже все понял. Сегодня все не так… И все-таки выбор очевиден. Он будет жить, – кивнул Матвей на подростка. – Я выбрал.

Проводник ждал продолжения.

– Умрет Ксения.

Проводник не двигался и молчал.

– Можешь мне не говорить, как, я не хочу этого знать.

Дверь в купе резко закрылась. Матвей вздрогнул, и бросил взгляд на мальчика. Но тот продолжал спокойно спать. Вагон покачивался, скрипел и дрожал. Чашки, такие же, как и в купе Матвея, дребезжали на столике. Поезд продолжал набирать ход.

     

– Ты проспал, вставай.

Света тормошила Матвея за плечо.

– Да, сейчас, – утреннее солнце заливало летним теплом спальню. Он перевернулся, и полуоткрыв глаза, наблюдал за игрой пятен света на стене. В ушах затихал гул уходящего поезда.

– Митька, опоздаешь же на работу. И Даню нужно подбросить к школе, у него сегодня контрольная, опаздывать нельзя. Я пошла завтрак вам готовить.

Матвей встал, и побрел в ванную комнату. Долго разглядывал себя в зеркало, потом принял душ, побрился. Когда он вышел, его встретил запах жаренного бекона и кофе.

– Доброе утро, семейство, – сказал он, входя в кухню.

– Доброе утро, садись, через минуту завтрак будет – отозвалась Света, выключая кофеварку.

Данила никак не отреагировал на приветствие. Последние майские школьные дни были очень тяжелыми для него, и мрачно ковыряя омлет вилкой, он уныло размышлял о сегодняшней контрольной работе по русскому языку. Обычно такое поведение злило Матвея. В такие моменты он ощущал, что его изнутри наполняет гнев и прорывается жёсткими и колючими словами. Но не сегодня. Сегодня он ощущал безмятежность.

– Даня.

Что-то в голосе отца заставило Данилу поднять голову. Он вопросительно смотрел на Матвея.

– Я хочу кое-что сказать. Во-первых, я тебя очень люблю.

Данила перестал жевать. Он уже и не помнил, чтобы отец так с ним говорил.

– А во-вторых, я предлагаю прогулять школу, – Матвей откинулся на спинку стула, наслаждаясь произведенным эффектом.

Света поставила перед Матвеем тарелку с омлетом, чашку кофе и села рядом. Тяжелые темные волосы наспех закручены в узел, чтобы не мешали, карие глаза смотрят настороженно и с удивлением.

– Мить, что-то случилось? Как прогулять школу?

– Ну вот так, на работу я сегодня не пойду. Нет, меня не уволили, все хорошо. Я взял отгул... Света, позвони на работу, скажи, что заболела, или… Да все что угодно. Я просто хочу провести сегодняшний день с вами. Взять велосипеды, например. Поедем за город, устроим пикник. А вечером, Даня, пойдем в клуб, поиграем в лазертаг. Я давно хотел. Бери друзей, игру я оплачу, пусть только приходят. Да, и я тоже буду играть.

Данила переводил глаза с отца на мать, перебирая темные деревянные бусины кожаного браслета на руке.

Света хотела что-то сказать, но Матвей остановил ее, быстро и легко поцеловав в губы. Она растерянно замерла.

– Пап, ты чего? Контрольная же сегодня – раздался голос Данилы.

– Даня, Светик. Я не сошел с ума. Контрольных еще будет много. Сегодня чудесный день, и я хочу его провести с вами. Очень хочу. Пожалуйста, давайте все отложим, все дела, работу, учебу. Давайте просто жить сегодня. Решайтесь, – он улыбался уголком рта, глядя на них. Удивленные, и настороженные, но уже готовые обрадоваться и поверить.

– Все, решили, глава я семейства, или не глава? Сегодня будет самый настоящий отдых. Помогите мне сделать его счастливым и особенным, – полушутя возвестил Матвей.

Данила осторожно улыбнулся. Матвей вспомнил его самую первую улыбку, беззаботную, детскую. Она была почти такой же как сейчас.

Матвей не ощущал тоски или досады, и принимаясь за последний в своей жизни завтрак, думал лишь о том, что совершенно ни о чем не жалеет.  

Омлет был отличный.

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.

Помним: 0 — 2: работа слабая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты

Комментарии   

 
# Fitomorfolog_t 15.10.2018 16:22
Добрый день, Автор!
Человек не может сделать собственный выбор относительно своей жизни, и для него раз за разом повторяется ситуация выбора - тяжёлого, рано или поздно затрагивающего близких людей, и в конце концов оказывается, что теперь уже кто-то будет выбирать - жить ли ему. "Ее выбор привел ее к тебе". Непонятно осталось, почему Матвей решил, что этот завтрак последний в его жизни: данных хватает только чтобы предположить, что рано или поздно решать, жить ему или умереть, будет кто-то третий. Почему именно в эту же ночь? Почему вообще - "обязательно", а не "если ты не изменишь отношения к близким"? Если бы не эта странность, мысль рассказа, мне кажется, стала бы ясней.
Тем не менее, плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Serpens_Subtruncius 06.10.2018 09:52
Мне понравился рассказ. Не знаю, кого как, а меня он держал в напряжении, правда, ровно до момента, когда Матвей проснулся и начал трепыхаться в красивостях. Поезд, дорога, бесстрастный Проводник-Смерть, ставящий случайных людей перед выбором между такими же случайными людьми - в принципе, всё вполне совпадает с "мистическими" ожиданиями. Матвей оказывается в такой ситуации именно потому, что в реальной жизни не способен сделать выбора - он недоволен работой, женой, сыном и, прежде всего, собой. Он сомневается - и попадает в ловушку Проводника.

Ксения, тоже неспособная остановиться в выборе, никак не способная оценить, что в её жизни первично, а что вторично, питающая себя иллюзиями о счастливом будущем с человеком, для которого она - одна в череде многих - она инструмент Проводника и его же расходный материал. Самый острый момент в рассказе - это ситуация с "перевёрнутой доской", когда герой, только что послушно исповедующийся нервничающей перед выбором "судье", оказывается в роли прокурора, а не обвиняемого. Ксения, побывавшая в шкуре "судьи" уже не раз, меняет виновато-снисходител ьный тон на требовательно-умоляю щий. Это "но вы должны..." - увы, никто ничего не должен, в том-то и печаль. Поезд едет по рельсам, не в силах свернуть или остановиться в незапланированном месте. Хорошо показана встреча Матвея с тем, о появлении кого он периодически жалеет, - и молчаливое узнавание им - и читателем - через браслет)).

Неизбежность выбора разом переносит Матвея из разряда выбирающих в разряд избранных к закланию (если только в следующий раз на его месте не окажется, скажем, его жена - мы о ней ничего не знаем). Если присмотреться на уровне метатекста, перед нами вечная история Адмета и Алкесты - "Кто из вас способен отдать свою жизнь за мою?" Хотя из повествования становится ясно, что люди неизбежно склонны делать выбор в пользу личных интересов и всегда – в ущерб себе.

Рассказ в целом способен впечатлить, НО ровно до того момента, как герой решает перед ожидаемой смертью «исправиться». Это слишком прямолинейно и «в лоб». Мне кажется, надо прервать его раньше или сделать финал в большей степени "внутри" главного героя, а не в диалогах. Недоуменные возгласы, "полушутки", штампы типа "сделать особенным этот день" - это всё какое-то наносное. Мораль так и брызжет.

Либо стоит идти до конца и показать следующего "выбирающего" между Матвеем и кем-то ещё. И тут возникают вопросы - а можно ли нажать стоп-кран? Можно ли вступить в противоборство с Проводником? Проводник - название неслучайное, все участники процесса парализованы его нечеловеческим спокойствием, собранностью, аккуратностью и неумолимостью. Он - маховик, движущая сила паровоза. Он тут Главный, людям остается только иллюзия самостоятельного выбора - контроль осуществляет он.

Мой плюс рассказу. И надежда, что автор прислушается к советам читателей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mareka80 05.10.2018 16:36
Рассказ наводит на размышления, вызывает интерес и вместе с ним непонятки. Почему именно Матвею достается роль судьи? Почему именно в поезде кто-то вершит судьбы, мальчик в поезде с браслетом и сын героя имеют какие- то связующие моменты или это аллегория, а может Матвею кажется или тут уже мистические явления? Вопросов много, но сам рассказ произвел приятное впечатление. Пожалуй, +.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Умка 03.10.2018 16:06
На пороге стоял мужчина. А вот не надо "мужчину", "человек" смотрелось бы много органичнее, честное слово.
Хороший рассказ о том, как трудно остаться человеком, делая выбор, предписанный богам. Ксения получилась очень живая, Матвей - несколько более схематичен. Все, что происходит во сне, понравилось больше, чем финальная сцена. Она несколько карамельна, предсказуема, выбивается из общего фона.
И так и не поняла, почему для Матвея это был последний день? Он решил покончить с собой? Или его все же выбрала Ксения?

И, тем не менее, Плюс
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Кэт 03.10.2018 05:11
Плюс.
Интересная история, сразу же обратила на неё внимание. Сходу запомнилась почему-то, и я пришла опять её перечитать.
Почему? Наверное, потому, что она вызвала размышления. И сама идея зацепила, понравилась.

Понравилось начало. Ну, это отчасти субъективно - я люблю поезда, особенно дальнего следования, с купе))
Но и то, как вроде бы обычное начало какого-то путешествия сменяется напряжённым ожиданием, потом - загадочными разговорами попутчицы, а дальше оказывается всё совсем непросто для главного героя - тоже зацепило.

Дочитав до разговора с Ксенией, а вспомнила песню "Вагонные споры - последнее дело..." и с некоторой опаской ждала, не попадётся ли автор в ловушку банальности - заманчиво ведь сравнить движение поезда с движением жизни.
Автор не попался, и идея оказалась для меня неожиданной. Приятно.

Матвей - обычный такой дядька, замотанный бытом, вполне себе человечный. Вот только с семьёй ладить перестал.
Даже выбирая жить - сыну, он говорит Проводнику, что не хочет знать, как умрёт Ксения.
Одно дело, если человек совсем незнакомый. Другое - когда вот так, успели посидеть-поболтать, успел узнать её немножко.
Жалко ему её, а сделать ничего не может - ну, так хотя бы не знать, что ей уготовано.

В связи с этим возникло понимание, чего мне не хватило: ответа на вопрос, что было бы, откажись Матвей выбирать вообще.
Либо, может быть, стоило парой слов оговорить, что в силу характера никто из них не мог отказаться от выбора: кому-то приятно почувствовать себя богом, кто-то накручивает себя, выдумывая несуществующие последствия такого отказа. Или пару слов от Проводника на эту тему - почему отказаться невозможно.

Как мне кажется - здесь и выбор-то без выбора.
Выбор любого человека предопределён просто в силу характера выбирающего.
Ну, вот как Ксения очевидно выбрала никчёмного, по сути, человека, которого она (совершенно, кстати, наивно) надеялась переделать - мол, всю жизнь он твердит, что ему семья только мешает, но с ней обязательно изменится. Не изменился бы, конечно. И будущего счастливого, таким образом, у Ксении всё равно бы не было.
При таком выборе она сама отказывается от счастья (но уже без того, кого любит - счастье, оно же разное бывает). Наивна, самонадеянна, другого выбора и не сделала бы никогда. И закономерно, что в следующий раз выбирают уже её.
Поэтому, раз дальнейшее было предопределено, можно сделать вывод, что суть происходящего не так проста.
Проводник - это просто проводник, как рука, помогающая двигать на шахматной доске фигурки - Матвея, Ксению и им подобных. А вот кто игрок и что за игра - осталось за кадром, и это дало прекрасную возможность поразмыслить.

А может быть, проводник ждёт появления такого человека, выбор которого будет неочевидным? Нечеловеческим. Кто знает...
Ух, какой роман можно было бы развить из этой темы! Но и в качестве рассказа мне очень понравилось.
Матвея жалко.
Но тот, кто придёт позже - выбирать между ним и кем-то ещё - совсем не обязательно приговорит именно его. Из слов Проводника вроде бы это следует.
Но кто сказал, что Проводник не лукавит?

Последняя часть, где Матвей весь такой хороший, показалась мне несколько... морализаторской.
Вот, осознал, что и его-то жизнь, оказывается, штука конечная - и сразу он прям весь такая лапочка.
Но это только на первый взгляд, потому что - как иначе-то?
Матвей ведь уверен, что прощается. Что, как и Ксения, расплатится за свой последний выбор тем, что дальше придёт кто-то и выберет помирать уже его.
И - наверное, дело ещё в том, что он посмотрел на сына, когда тот спал в соседнем купе, немножко другими глазами. Но это догадка - если это так, то в тексте просматривается только намёк (а может, я здесь уже ищу "синюю занавеску", не знаю).

Понравился отчасти открытый конец - ведь неизвестно точно-точно, останется жить Матвей дальше, или его приговорят.
Возможен любой сюжетный поворот: его могут выбрать, его могут не выбрать, ему вообще больше не приснится этот сон (потому что цель игры не оговорена, игрок нам неизвестен).
Причём если Матвей останется жив - интересно, как он дальше поведёт себя.
Прекрасно, когда жизнь персонажей не завершается с финалом рассказа - это даёт ощущение реальности происходящего.

Хм, а ведь не каждый сделал бы выбор в пользу родного. Родственные отношения - они очень разные бывают.

Понравился язык, читала легко и без нервных подскакиваний на стилистических ошибках.
Ну, может, только в самом начале показался перебор с "мужчина" и "женщина". Не там, где Матвей смотрит на перрон и отмечает, что вот женщина пошла-мужчина-опять женщина, а где он сам.

Тексту нужна ещё одна вычитка. Судя по общей грамотности текста, недостача кое-где запятых - это опечатки. Например:
"- Извините – Матвей встал..."
"«Тяжело как-то все сегодня» - подумал Матвей."
"- Выбор очевиден же – сказал Матвей."


"Носки проводники были такого же цвета, что и оправа очков." - "проводника" опечатка.
"Последние майские школьные дни были очень тяжелыми для него, и мрачно ковыряя омлет вилкой..." - нужна запятая не перед "и", а после.

И, автор, нет желания развить это дело в роман? На мой взгляд, могло бы получиться что-то очень интересное и в большом формате.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Nervus Vagus 30.09.2018 22:38
Плюс. Рассказ цепляет, заставляет задуматься. Правда, изложение чуть скучновато, кажется затянутым, но - не из всякой же идеи делать "экшон" с детективами и обязательным спасением/уничтожени ем мира. Удачи Автору!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# alana 26.09.2018 21:33
Ноль. Занудные разговоры без должной интриги. Героям не сочувствуешь. Идею вообще не поняла. Мотивацию тоже. Но при этом чувствуется потенциал. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Арканоид 26.09.2018 12:43
Оценка: -
Кто такие? что им в поезде надо? Ничего не объяснено.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ДораШтрамм 25.09.2018 15:29
В общем и целом понравилось. Вроде бы незатейливая история да и мораль: не стоит о себе рассказывать незнакомым людям, кто их знает, кто они. Хотя в случае с Ксенией ситуация была безнадежная.
Можно было бы сказать, что мотивация обоих выбирающих раскрыта недостаточно. Нет противопоставления, маловато душевных терзаний. Матвей просто подает реплики, никак не реагируя на вопросы и рассказ Ксении. И понятно, конечно, почему, ведь автор не хочет раньше времени открывать карты. Но можно было сделать и более изящно: прописать реакцию, не выдавая его секрет. Конечно, все это советы из разряда "как бы это написала я", обычно они всем не нравятся :) И все-таки, мне кажется, рассказу не хватило остроты. Если бы Матвей всегда выбирал скрупулезно, изучая жизни, суммирия отрицательные и положительные качества, стараясь принимать взвешенное решение, а потом - раз! - и сделал выбор, который очевиден. И, по логике вещей, за ним за это тоже должны прийти. Тут ниже в комментариях пишут, что так и есть, но я перечитала рассказ и что-то не увидела.
Про шрамы на руках ниже тоже писали - соглашусь. В коротком рассказе все детали должны быть к месту. Раз написали про шрам, какую-то роль он должен был сыграть.
Когда начинала в первый раз, заскучала на слишком долгом вступлении к разговору. Конечно, в масштабах романа его моно было бы назвать мизерным, но для рассказа все же стоит начать более резко. Вроде бы и понятно становится потом уже для чего оно, это вступление, но если бы это был просто рассказ в сборнике, не факт, что я стала бы читать дальше. В любом случае, во вступлении стоит проредить бесконечных мужчин.
Ну и все-таки ПЛЮС. Удачи в конкурсе!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Junto 24.09.2018 12:02
Пожалуй, минус. Все поговорили, а истории так и не состоялось. Хоть бы уж каких-то нравственных метаний герою добавили, попытались поднять его против системы. Читать было скучно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Li Nata 24.09.2018 11:59
Идея интересная и - не новая.
С другой стороны, любопытно, что тут два как раз "выбирателя".
Опять же, выбирать между кем-то и близким - понятно, каким будет выбор.
У текста есть потенциал, но я сужу на данный момент так: возвращаться к тексту в таком виде буду? нет.
Но автору хочется пожелать удачи в переделке, оно того стоит.
Ноль.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Madam40K 22.09.2018 18:20
Оценка: +
Замечательный рассказ. Очень насыщенный, живой и сдержанный. Автор сумел дать понять идею рассказа без долгих и нудных объяснений. Если наделенный особыми способностями человек делает выбор в пользу своего близкого человека, то он умирает сам. Но сделать иной выбор человек не может, и в этом есть некая предопределенность. Автор не дает ничего лишнего, собирая образы героев по частям и мелким деталям, вплетая в сюжет их характеры и объясняя читателю суть произведения. Откровенность о том, кто такой проводник и почему он руководит всем выбором, на мой взгляд, остается на совести читателя. Проводя аналогию, можно увидеть в образе проводника некую сущность, провожающую души на ту сторону, в мир мертвых. Единственное замечание – сначала подумалось, будто бы у каждого выбирающего есть шрам на руке. Однако, это оказалось лишь небольшой деталью образа главной героини. Впечатление от рассказа осталось двойственным. Печально представлять, как некто делает выбор, жить или умереть тебе и твоим близким. Но выбирать самому кажется еще страшнее.
Стиль у автора хороший, читается легко, мелкие подробности и штрихи обстановки, как и интерьера, погружают в произведение. Идея рассказа показалась свежей, но вполне возможно, что только для меня. Однако, мне понравилось ее воплощение и видение автора, который сумел подать тему смерти и выбора просто и коротко, не перегружая текст излишней мистикой и попытками притянуть объяснения за уши.
Отдельно порадовала подача автором ситуаций, в которых сами герои относятся к своим близким и любимым двояко, и на этих примерах рисуется отвлеченная модель выбора. Близкий человек главной героини не так уж хорош, но для нее он является любимым и дорогим. И ради него она делает выбор умереть чужому человеку, но не своему любимому. Объективно, героиня была не права, но субъективно не могла поступить иначе. Точно так же, как и главный герой, Матвей. Он всерьез сомневался в желании иметь сына. Но ровно до тех пор, пока ему не пришлось делать выбор между ним и девушкой с трудной судьбой, отчаянно цепляющейся за попытку завести семью и детей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Наталья Юрьевна 21.09.2018 13:25
Оценка: ПЛЮС
Начало нудноватое, это есть) концовка супер.
Я увидела в рассказе нечто большее, чем в заложено в сюжете: каждый из нас стоит перед выбором, сделав который нужно отвечать за последствия.
Конечно, вопросы остаются: кто эти люди, решающие судьбы других, по какой причине их выбирают вершителями?
Расстроили дефисы вместо тире.
В целом же понравилось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 21.09.2018 12:39
Рассказ радует грамотностью. Интересный язык, живые образы.
Но вот о чем он? Какова главная мысль?
На мой взгляд, в сюжете пропущены важные вещи для понимания происходящего: как давно это все случается с ГГ? Как соотносятся сон и реальность? На чем основан его выбор? С чего вдруг ГГ внезапно, именно после этого выбора, меняет свою жизнь - ведь для этого должны быть причины.
То, что герой таможенник - это метко, как раз это можно раскручивать.
А проводник - палач, исполнитель?
Кто они такие? Почему все происходит в поезде, в не, скажем, в самолете?

На все эти вопросы у меня нет ответа, а хотелось бы понять - с чего все так?

Спасибо автору. Идея требует проработки.

Ноль
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# GennadyDobr 20.09.2018 12:45
Сюжет рассказа: герою неизвестно отчего даётся право регулярно осужать на смерть одного из двух встреченных им людей. Суд он творит в поезде, с помощью проводника, в честь которого и назван рассказ.

Фабула - герой встречает такую же, как он сам, осудительницу. и приговаривает её к высшей мере. Но и она тоже его... того... приговорила. И теперь, зная о своей близкой смерти, герой на глазах исправляется и хорошеет, согревая внезапной любовью сына-подростка.

Идея рассказа настолько ненатуральна, что даже критиковать её не хочется. Надо же, какой крутой тайный судья. весь в белом. Лёгкий загар, легкий синий пиджак, белая рубашка, тёмно-синие мокасины. Альпинист и таможенник. Рассказ следовало бы назвать "Осуждатор", поскольку на судью герой никак не тянет. Хотя высокомерия ему не занимать.
- Умрет Ксения.
Можешь мне не говорить, как, я не хочу этого знать.


Этот главный минус рассказа - ущербность самой идеи тайного всемогущего судьи, не искупают никакие красивости.

Поэтому минус — работа плохая, негодная.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа