Синий сайт

Чат

Вкл/Выкл Звук Смайлы История Легенда Kide Chat
Andrews: Тин, Знакомлюсь с сайтом :) . Путешествия в заэкранье просматриваю ))
Thinnad: Fitomorfolog_t, открытые уроки - верное средство быстро склеить ласты(((
Fitomorfolog_t: Ребята-девчата, держите за меня пальцы!
Fitomorfolog_t: я в бешеном темпе готовлюсь к открытым урокам. Ещё на работе
Thinnad: это самое невинное из предположений
Thinnad: *липкое
Thinnad: Но вообще ты прав. Раз народ молчит. значит рты заняты, а в пальцах что-то вкусное и ликое
Thinnad: Лост. ага, комкаешь бумажный катышек и кормишь им жертву)
Лост: Тин, одно другому не мешает)))
Thinnad: Здорово, народ) А чё как вы вечером делаете? Пишете небось или жрёте?
Andrews: спасибо :)
Лост: Andrews добро пожаловать на сайт))
Andrews: Всем привет:)
Alizeskis: Thinnad, а ещё и редактировать. И перечитывать!
Thinnad: вот это самоотдача - писать и бояться, а потом ещё и обессилеть
Alizeskis: Thinnad, почти - едва дыша, ага!
Thinnad: Alizeskis, привет) Писала с закрытыми глазами?
Alizeskis: Поздравь меня - я дописаль! Даже выжиль))
Alizeskis: Thinnad, привет, Ельф!
Thinnad: Контраст однако) С одной стороны мокрая и упругая, а с другой - волосатенькая и мяконькая
Astalavista: Лост, хыхы
Лост: Astalavista всегда мечтал с двоими... эмм.. ладно, пропустим
Astalavista: Лост, акула с лисой исполняют мечты )))))
Лост: декаданс, однако
Лост: Всегда мечтал, чтобы меня помяли плавниками в шаговой доступности от трупа лисы...
Alizeskis: *лиса-полутруп*
Astalavista: Лост, привет. Мнет слизня плавниками.
Alizeskis: Лост, приветище!
Лост: Всем привет, короче)))
Лост: Astalavista, акул вообще в лицо узнаю))
Лост: Incognito, маска, я тебя знаю..
Astalavista: )))
Astalavista: Incognito, ой прям можно подумать!
Astalavista: Incognito,почти на все...
Astalavista: Incognito, акулы способны на все.
Incognito: это наверное вариант зимний. питательный
Incognito: о!
Incognito: Astalavista, удивительные всё же звери - акулы))) *достаёт пакет с пирожками, читает по слогам: «пи-рож-ки с хо-мячь-и-ми-жоп-ка-ми».
Astalavista: Incognito, сглатывает. Уже ничего не торчит. Поглаживает пузико.
Incognito: Кэт, убей её там об стол, ага)
Incognito: Astalavista, *глядит на мышьи хвостики, что торчат из акульей пасти*
Astalavista: Incognito, омномномном
Кэт: Incognito всплыл в памяти рецепт пятилетней давности: что-то там было про жареных мышей в мороженом и с киви в зубах)))))
(блин, не люблю новые операционки, опять обновления пришли... ушла. если пропаду - значит, пала в борьбе с обновлениями).
Incognito: Кэт, разве что если в котятских зубах) А вот мыши идеально. Мягкие, нежные, сладкие
Кэт: Incognito надо будет после конкурса у автора уточнить, какие пирожки Ведьмочка пекла. Были ли среди них с мышами... с лягухами... с котятами... ОЙ! Удрала, прижав ухи))
Incognito: Кэт, это не слёзы, а мясной сок! Сочные пирожки с мышами!
Кэт: *тоже машет чем-то и кому-то* Впала в задумчивость. Осенне-пирожковую. "Плач пирожков", блин...
Li Nata: Добытчик)) доброй тебе охоты!
Li Nata: *машет лапкой котику* шмыг ты наш дорогой :)
Incognito: Кэт, это кажется)
Кэт: Li Nata так я ж подвинулась
Кэт: Incognito да я завсегда готовый... А некоторые от мну, как от маньяка, бегають, йех... :pinked
Li Nata: Кэт не люблю в очереди стоять) я редкая, это не для мня
Incognito: Li Nata, я буду шмыгать)
Кэт: Li Nata куда ушла, куда??? Стоо-о-ой!!!
Li Nata: Обещаю))))
Li Nata: Incognito :_( прощай... я вернусь потом
Incognito: Кэт. давайте!!!!!!
Li Nata: Я ж скромная. Вот и страдаю *скромно печально ушла, глядя на любимого котэ
Кэт: Li Nata (провокационно) ммм... соавтором будешь? :rolley

Только зарегистрированые пользователи могут отправлять сообщения, Регистрация и Вход
Всего на линии: 377
Гостей: 371
Пользователей онлайн: 9

Пользователи онлайн
Ялира
Лост
SBF
Dreamer
Миралис
Juck0ffsky
Кэт
Jiraia
Alizeskis

Последние 3 пользователя
Они.
Ялира
Мыщь

Сегодня родились
Ines missaleksa2013 Лисецкая Тот кто видит

Заказать вычитку

Travel_into_the_screen

Всего произведений – 2975

 

Замкнутая спираль

  Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Алексей Лост
Проза
Тихомир Нойзман и другие жильцы многоэтажки
Фантастика
G
12000
В подвале большого жилого дома идёт стройка. На крыше стоит голубятня. Синоптики обещают дожди. Как это связано?
закончен
только с разрешения автора
Жанр рассказа -- городская сказка. Название, возможно, будет изменено.


— Строют и строют, строют и строют, житья от них нет! – разворчалась баба Нюра, приземляя на лавку немалый зад. – И утром строют, и вечером строют, шоб им там дышалось с присвистом.

Лавка стояла очень удобно: почти в самой арке П-образного панельного монстра в двенадцать этажей. Отсюда были видны все подъезды. Команда Аргусов, привычно замаскированных под бабулек, непременно замечала каждого, кто идёт через двор.

— Чего где моют?! – гаркнуло над ухом.

Баба Нюра нервно заозиралась. Её рука совершила нечто среднее между потиранием лба, сворачиванием кукиша и началом крестного знамения.

— Здесь я, Петровна! – гаркнуло снова. – Чего моют-то?!

Локализовав источник звука, Петровна задрала голову. Из окна, как раз над лавкой, по пояс торчал подполковник в отставке Тарасов, в миру – дед Степан. Со слухом у пенсионера наблюдались проблемы, зато с голосом – никаких.

— Сам ты себе моешь, ирод, не скажу што! – напрягла связки баба Нюра. – Строют, говорю! Тьфу ты!..

Строили действительно давно и с шумом. С самого утра в подвале начиналось взвизгивание пилы-болгарки, грохот перфоратора и прочие промышленные звуки, не самые приятные для пробуждения. Один из жильцов дома решил оборудовать, по слухам, какие-то склады. Взамен пообещал сначала благоустроить двор. То есть закатать в асфальт, кроме тех мест, где господа собственники жилья пожелают воткнуть деревца или насыпать песочек для собак и детей.

Улыбчивые гости с юга двор успешно благоустроили, а потом весь первый этаж начал просыпаться с рассветом и мотивированно разучивать наиболее мощные формы проклятий.

— Строют и строют… Тихомир Яковлевич, с добрым утречком! Когда ваши строить-то кончат? Уж устала я.

Аккуратно прикрыв дверцу подвала, Тихомир Нойзман сел на ступеньку.

Он был немолод. Кряжист и крепок, словно дуб на обрыве. Про таких говорят: не ладно скроен, да крепко сшит. За ухо заложен карандаш, на макушке – сварочные очки. Достал зажигалку, в пальцах затлела сигарета.

— С добрым, Анна Петровна. Думаю… – Нойзман глянул на небо, всмотрелся через арку в изрезанный контурами высоток горизонт. – Думаю, как раз сегодня к вечеру доделаем. Я и так затянул.

— А? К вечеру? – растерялась баба Нюра. Повод поскандалить неожиданно скончался. – Э-э, затянули, это да. Што тут скажешь! – по инерции пробубнила Петровна, но как-то без задора.

— Слышь, Петровна, – снова раздалось сверху, – синоптики-то ливни обещают! Опять наша речка того, зальёт всё. У меня под это дело глянь, что припасено! – дед Степан исчез, через секунду в окне вновь появилась его фигура. – Во!

В руках оказалась здоровенная острога, выточенная, кажется, из садовых вил. Свесившись через подоконник, дед Степан стал показушно выцеливать жутковатым самоделом прохожих. Баба Нюра на всякий случай отодвинулась к другому краю лавки.

— Совсем сбрендил, старый! Этим разве што китов зашибать!

— Я ушицу люблю, – засмеялся дед Степан. – Рыбки наловлю, а ты мне сваришь. Сваришь же? Ты ж это, студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица!

— Да сварю, сварю… Не ори на весь двор, – зарделась баба Нюра.

Тихомир Яковлевич, перекурив, нырнул обратно в подвал. Звякнула железная дверь.

Времени почти не оставалось.

 

Внук бабы Нюры Ванька любил природоведение и возиться со зверушками. А математику не любил. Особенно на каникулах.

Со вздохом захлопнув учебник, он быстро надел шорты с футболкой, ладошка цапнула пакет с гроздьями крупной чёрной смородины. Едва не запнувшись, шмыгнул за порог с намерением удрать к речке. Приятель клялся, что видел там бобра!

По лестнице навстречу мальчишке поднимался сосед снизу, тоже Иван. Только уже с отчеством: Николаевич. Мало кто знал, что этот строгий кандидат биологических наук тайком выстроил на крыше двенадцатиэтажки небольшую голубятню. Самую настоящую – домик из досок и с сетчатой верандой-вольером.

— Слушай, Ванька, – заговорщицким полушёпотом проговорил Иван Николаевич, – не хочешь птичек покормить? Гоша растёт как на дрожжах, никому проходу не даёт. Скоро на вольные хлеба буду выгонять.

Мигом взвесив бобра (который то ли есть, то ли нет, да его ещё поди найди, даже если есть, и если есть, до вечера никуда не денется), а потом птичек (которые уж точно на месте), Ванька радостно запрыгал по ступенькам вслед за Иваном Николаевичем.

За стеной гудел и щёлкал механизм лифта. Откинув крышку люка, Иваны ступили на пахнущую нагретым рубероидом кровлю. Полуденное солнце палило нещадно.

Голубятня была закрыта на символическую щепку-защёлку. Как только биолог её снял, под ноги выскочил Гоша: разинутый клюв требовательно намекает.

Гоша – молодой ворон. Птенцом неизвестно как попал на крышу, где его и подобрал Иван Николаевич. Поначалу воронёнок боялся всего: людей, голубей, ветра, дождя и мокриц, которых ему полагалось есть. Потом освоился, стал гонять сизокрылых и требовать от хозяина увеличение пайка.

— На, рассыпай, – сказал биолог, вручая Ване большой пакет с просом. Птички, поняв, что сейчас будет еда, тут же стали мальчишку планомерно окружать.

Пока младший Иван упоённо кормил голубей, старший осматривал не слишком довольного таким обращением ворона. «Здоров, здоров как бык, здоровее меня, чёрт прожорливый, – бормотал биолог, осторожно щупая у возмущённой птицы крылья. – И почему только Тихомир Яковлевич просил пока что не отпускать?»

 

Во второй половине дня Виктор Щербаков по прозвищу Дайвер оторвался от монитора. После холостяцкого обеда из пельменей и «Роллтона» клонило в сон, но Дайвер знал – если поддаться, то к ночи выспится и до самого утра его засосёт интернет.

Духота спёрла в квартире последний воздух. Виктор понял, что прогулки не избежать.

— Здрасьте, Анна Петровна, – поздоровался, проходя мимо лавки. Баба Нюра мирно кивнула. К Вите она относилась хорошо: полненький, с круглым лицом, сразу видно, кушает как положено!

На самом деле Дайвер полнел в основном от пива. За ним и направился: жара требовала холодненького слабоалкогольного приношения.

У промышленных ворот была очередь из трёх фур. Несколько грузчиков в поте лица перекидывали в подвал мешки и коробки. Дайвер, увидев знакомый логотип лапши быстрого приготовления, подошёл ближе.

— Тихомир Яковлевич, добрый день! – сказал отмечавшему что-то в блокноте Нойзману.

— А? А, Виктор, приветствую! – рассеянно ответил Тихомир Яковлевич. Они с Дайвером приятельствовали, несмотря на разницу в годах.

— Склады заполняете? И правда, значит, занялись торговлей?

— Что? Нет, что ты, Витя. Стар я уже для коммерции. Это всё так, в личное пользование.

Дайвер слегка опешил:

— Э-э… Тут же лет на сто хватит!

— Не скажи, не скажи, – начал Нойзман; отвлёкся, стал ругать грузчика, который что-то не так бросил. Виктор мысленно почесал в затылке. «И тебя вылечат», – решил, пока ноги привычно несли к пивному ларьку.

 

К вечеру жара спа̀ла. Двор наполнили разговоры, визги ребятишек, ломкие матерки подростков. На скамеечке материализовалось с пяток баб-Нюриных товарок. Мамы с колясками принялись совершать променад от одной чахлой берёзки до другой, свято веря, что чада по макушку насыщаются свежим кислородом. Дед Степан неспешно вышагивал вдоль припаркованных авто, ища, какие из них нагло заехали хоть одним колесом на тротуар. Дайвер с наслаждением потягивал пиво из бутылки, целомудренно завёрнутой в пакет.

Иван Николаевич уселся у открытого окна с тетрадкой, глаза бездумно заскользили по страницам. Шум мешал работать. Но если закрыть окно, станет душно – опять-таки не до работы. «Надо было идти с Ванькой смотреть бобра», – сдался наконец кандидат наук, с досадой бросая тетрадку на стол. За тридцать два года он ни разу не видел бобра. Что за жизнь такая?..

Между тем горизонт неспешно напитывала грядущая гроза.

 

В каждом человеке таится водоворот ностальгии. Из него можно черпать для отдыха, для утешения, для краткого забвения. Смаковать, будто хороший коньяк. Главное – уметь вовремя выплыть.

Тихомир Яковлевич листал пыльный, уставший от древности альбом. Чьи только кисти, карандаши не оставляли на этих страницах автографов!  Одни имена были известны всем, другие – знатокам искусства, иные же вовсе позабыты.

Миниатюрные этюды к середине альбома вытеснялись чёрно-белыми фотографиями. Дальше – всё больше цветных: раскрашенные вручную; выцветшие «полароиды»; отпечатанные с «цифры».

Вздохнув, Нойзман закрыл альбом. Если кому показать – заподозрят в фальсификации. Особенно когда разглядят, что на страницах изображён лишь слегка постаревший от этюдов до «цифры» Тихомир Яковлевич.

Где-то у горизонта громыхнуло, и тотчас ответило над самой двенадцатиэтажкой – будто перекличка через всё небо. Вздрогнув, Нойзман суетливо поднялся из кресла: клюка ещё не нужна, но скоро станет нелишней. Накинув дождевик, вышел во двор.

Солнце почти село, из-за туч пробивались закатные всполохи.

— Дядя Тихоми-ир! – услышал Нойзман детский голосок.

Решётчатые ворота в арке уже заперли на ночь, и с той стороны энергично размахивал руками Ваня. Тихомир Яковлевич поспешил снять засов.

— Ваня, почему так поздно?! Бабушка, наверное, вся испереживалась!

— Я… это! Бобра смотрел! И увидел! Только он уплыл!

— Ещё полчаса, и ты сам уплыл бы. Беги домой, – проворчал Нойзман, снова запирая ворота. Ваня заскакал к подъезду. В его возрасте просто так не ходится.

Вздохнув о чём-то, Нойзман присел на лавку.

Громыхнуло снова.

И упал дождь.

Грустно взвыла сигнализация побитой градом машины. Дождь разрѐзал мир на звуки, отсёк возможность смотреть: везде занавешено тюлем падающих струй.

Заскочив под арку, Тихомир Яковлевич с тревогой напрягал слух. За воротами мчался мощный поток воды, мутный от грязи; волочил по улице вырванные с корнем деревья, вытащенные столбы, куски асфальта.

Ухнуло, и сразу погас свет.  Вздрогнуло, и под ногами застонала от нечеловеческой натуги земля.

— Давай, давай, – прошептал Нойзман, сам напряжённый как струна, кулаки сжаты – ногти впились в ладони.

Треснуло, и весь дом подался вверх.

— Да!! – выкрикнул Тихомир Яковлевич.

На волнах из разверзшихся источников великой бездны и отворившихся небесных окон двенадцатиэтажный панельный монстр спокойно и буднично всплывал. Всплывал вместе с двором и аркой; всплывал вместе с подвалом, где мудрый и древний Нойзман встроил в фундамент огромные герметичные цистерны с воздухом, забил склады провизией; всплывал вместе со всеми жильцами.

 

Баба Нюра проснулась от толчка. Вообразив, что землетрясение, она шустро подскочила к шкафу, где хранила пакет с документами и «гробовыми». Слегка проснувшееся внимание привлекло что-то за окном.

— Вот это ничего себе, – раздался её сиплый со сна голос, когда увидела вровень с подоконником крышу соседней многоэтажки.

А Ванька уже спал. Лёгкое покачивание его только убаюкало. Мальчишке снился бобёр, которого он поймал, чтобы рассмотреть. Бобёр угрюмо дрыгал задней лапой и рассматриваться не желал.

 

Ранним утром, спустя несколько месяцев, Иван Николаевич и Тихомир Яковлевич поднялись к голубятне. Бесстрашный Гоша, вымахавший в немалого размера птицу, радостно запрыгал по всему вольеру, распугивая голубей и разбрасывая всякий мусор.

Биолог посадил птицу на плечо Нойзману.

Они подошли к краю крыши.

— Ну что, Гоша, – негромко сказал Нойзман. – Лети! Смотри, не сошла ли вода!

Ворон сперва недоумённо покрутился, переступая крепкими лапами. Почуял ветер. Крылья его расправились. Взмахнув раз-другой, будто пробуя силу, Гоша оттолкнулся и взмыл вверх.

Сделал круг над двором.

Внизу дед Степан, высунувшись из арки, ловко орудовал острогой. Пронзённых рыб он перекидывал бабе Нюре. Петровна, ворча: «Плавают и плавают, житья от них нет», – расфасовывала улов по вёдрам. К обеду будет ушица для всего двора!

Дайвер уныло ковырял пальцем в горлышке пивной бутылки. Это была последняя. Следующего урожая хмеля в ближайшем будущем не предвиделось.

Сильно ударив крыльями, Гоша рванул вперёд, оставляя позади плывущий по бескрайнему океану двенадцатиэтажный ковчег.

Нойзман проводил птицу взглядом. Ворон вернётся. Ворон всегда возвращается.

А между тем вступал в свои права рассвет.

Тихомир Яковлевич стоял, облокотившись на ограждение крыши, курил и смотрел, как над опять обновлённым миром восходит прежнее солнце.

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии, содержащие только смайлы и скобки, недопустимы.
КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ оцениваются читателями В КОММЕНТАРИЯХ. Допустимые оценки: +, –, 0.

Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
# Лост 05.09.2017 16:02
05.09. рассказ отредактирован.
Исправлено оставшееся кое-где немотивированное рассогласование времён глаголов.
Изменены некоторые предложения, чтобы избежать слишком частого употребления "был, была" и т.д.
"Прорежены" возвратные глаголы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 22.08.2017 09:01
Добрый день!
Да, после того, как время глаголов перестало прыгать, впечатление стало более цельным ))) Правда, я уже писала в прошлый раз - у меня текст мысленно "лёг" в настоящем времени, и теперь мне кажется, что в нём было бы лучше, но возможно, это просто импритинг ))) дело-то известное: когда есть два равноценных варианта - больше нравится тот, что увиделся первым )))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 22.08.2017 09:47
Fitomorfolog_t, спасибо! Да, я сам теперь вижу, что если и менять времена глаголов, то там, где они ложатся. Хотя бы по абзацам. Учусь)) Тот же самый импритинг: увидел впервые у Никитина -- значит, так лучше))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Astalavista 16.08.2017 15:02
Комментарий инквизитора

Здравствуйте, автор.
История заинтересовала уже шапкой: оксюморонское название, интрига в описании - как тут удержаться? История тоже поглотила, хотя пришлось выждать некоторое время )
Радует ваша игра с читателями от аллюзии на потоп и его повторение в условиях многоквартирного дома, до добродушного высмеивания повседневной жизни и ее нюансов, говорящих имен-фамилий: Повод поскандалить неожиданно скончался. Нойзман, но Тихомиров! Текст хочется растащить на цитаты. Персонажи живые, яркие, за них искренне переживаешь и радуешься, когда видишь, как они наловчились выживать и в таких непростых условиях.

Вы хорошо подправили текст. В таком виде история воспринимается лучше. (Чтобы вновь не развязывать дискуссию, сообщаю, что это мое личное мнение, и соглашаться с ним или нет – выбор каждого. Я ни на чем не настаиваю.)Появилась стройность, не приходится крутить в голове, что же и когда происходило. Тем не менее, остались места, где прошедшее время так и просится, например:
Он немолод
требовательно намекает
везде занавешено


В целом, история получилась доброй, позитивной и с многочисленными чудесными подмигиваниями. Прочитала с превеликим удовольствием.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Лост 16.08.2017 16:08
Astalavista, спасибо за отзыв!
Подправлю глаголы, которые пропустил. Рад, что персонажи удались, собственно, рассказ и писался во многом как тренировочный этюд на тему создания живых образов))

Кстати, касательно имени Тихомира Нойзмана: имя Ной с еврейского переводится как "спокойный". Имя Тихомир с древнерусского переводится так же. Небольшая игра в буковки))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Juck0ffsky 12.08.2017 13:06
Цитирую Thinnad:
2. если участники беседы не согласны с утверждениями, они всегда могут сделать это буквами, а не минусовать комментарии мои и Альмонда, который является специалистом, как плохие. Плохие - и плохие, чёрт с ними) Зачем тогда их писать?

Как я понимаю, камень в мой огород. В связи с чем у меня вопрос: здесь разрешены только положительные отметки? И согласие не нужно подтверждать буквами, в отличие от несогласия?Тогда нужно предупреждать, не трогайте, мол, красную кнопку, во избежание, так сказать))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Fitomorfolog_t 12.08.2017 13:43
Мне кажется, участники дискуссии несколько разгорячились )) Что, впрочем, вполне понятно. Бывает. Разрешается многое в рамках взаимного уважения и доброжелательности, и давайте не будем о них забывать )) ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Juck0ffsky 12.08.2017 13:58
Я и не хочу ни с кем ругаться)) Мы вроде бы определились, что каждый остается при своем, но продолжаем переливать из пустого в порожнее. Алексей, вон, уже переписал, как надо, но бубнеж все равно не прекращается ни с одной из сторон)) Еще эти дизлайки к чему-то приплели))
Я, как человек культурный, стараюсь держать себя в руках всегда. Тем более, что нахожусь изначально в невыгодном положении. Так что прошу извинить меня, если вдруг кого-то задел. Тем более, что формально все тут началось из-за меня. Всё? Или будем и дальше накручивать, пока кое-кто не отхватит БАНхаммером (например, я)?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 12.08.2017 14:40
Да как бы никто и не ругается.
Для меня, например, язык - это больная тема. И всегда интересно порассуждать и поспорить на эту тему.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 12.08.2017 14:42
Что ж вы себя выдаете? Никто ж не видит, кто там ставит плюсы, а кто минусы)))
Да дело не в этом. Дело в конструктиве разговора и возможности взять из него что-то для себя. Что, собственно, Алекс и сделал)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Лост 12.08.2017 14:53
Almond, вот в том и дело)) Пускай я поругаюсь, выскажу своё мнение, даже дилетанское, побомблЮ, но если сделали одинаковое замечание больше, скажем, чем двое-трое читателей -- что какой-то нюанс рассказа криво выглядит, -- я исправлю.
Я благодарен всем, кто, несмотря на мою твердолобость, чему-то учит, и главное -- аргументированно, а не размахивая каким-нибудь дипломом как единственным аргументом правоты (с чем, к сожалению, достаточно сталкивался в своей жизни). )) Даже больше, прошу -- учите) Пинайте по разным местам текста, для этого я и пришёл на сайт -- не для того ведь, чтобы всем показать, какой я архиталантливый, а вы все восхищайтесь)))
Если я в чём-то не согласен с собеседниками в глобальных, так сказать, темах, типа "куда катится русская литература" или "было ли лучше раньше", это вовсе не значит, что я не намерен принимать от них конкретные советы по исправлению текста))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Fitomorfolog_t 11.08.2017 08:11
Комментарий по игре "Ты - мне, я - тебе"
Добрый день!
Прочла с искренним удовольствием. Сочные характеры, нешаблонные и точные сравнения, и хорошо, что быт не превращён в бытовуху: как-то так по-доброму получилось, с сочувствием.
Ассоциации с Ноем у меня как раз не возникло, скорее просто фантастическое допущение, хотя фамилия Нойзман всё-таки намекает. Скорее, как аллюзия, а не прямой перепев или истолкование.

У текста есть серьёзная, но легко устранимая проблема: скачки времени. Прошедшее и настоящее время глаголов используется словно бы наобум, и при этом вперемешку. Настоящее время даёт больше эффекта присутствия, и текст "на слух" лёг сразу в настоящем - тем более, что с него и начинается; прошедшее время поэтому резало глаз. Смотрите сами:
"Тихомир Яковлевич листал пыльный, уставший от древности альбом. Чьи только кисти, карандаши не оставляли на этих страницах автографов! Одни имена известны всем, другие – знатокам искусства, иные же забыты вовсе.
Миниатюрные этюды к середине альбома вытесняются чёрно-белыми фотографиями"

Он сейчас листает, на глазах читателя. Оставляли автографы - в прошлом по отношению к описываемому настоящему, тут всё правильно. В описываемом настоящем, "сейчас" одни имена известны, другие забыты. Дальше - он [продолжает листать и] этюды сменяются фотографиями. Сбой в слове "листал".
"К вечеру жара спа̀ла. Двор наполнился разговорами, визгами ребятишек, ломкими матерками подростков. На скамеечке материализовалось с пяток баб-Нюриных товарок. Мамы с колясками совершают променад от одной чахлой берёзки до другой, свято веря, что чада по макушку насыщаются свежим кислородом. Дед Степан неспешно вышагивает вдоль припаркованных авто, ища, какие из них нагло заехали хоть одним колесом на тротуар. Дайвер с наслаждением потягивает пиво из бутылки, целомудренно завёрнутой в пакет"
Здесь "спала", "наполнился", "материализовалось" - вроде бы "недавнее прошлое" по отношению к описываемому моменту, в котором "вышагивают", "насыщаются" и "потягивает". На слух случай вроде бы похож на "оставляли" и "забыты", но только на первый взгляд: всё описанное - непрерывная (и происходящая сейчас) череда событий. Сравните:
"К вечеру жара спадает. Двор наполняется разговорами, визгами ребятишек, ломкими матерками подростков. На скамеечке материализуются с пяток баб-Нюриных товарок. Мамы с колясками совершают променад от одной чахлой берёзки до другой, свято веря, что чада по макушку насыщаются свежим кислородом. Дед Степан неспешно вышагивает вдоль припаркованных авто, ища, какие из них нагло заехали хоть одним колесом на тротуар. Дайвер с наслаждением потягивает пиво из бутылки, целомудренно завёрнутой в пакет."
Видите? Всё это происходит, одно событие за другим, прямо перед глазами читателя, эффект присутствия усиливается.

Спасибо за текст! Не откажетесь ли оставить комментарий на это:
ficwriter.info/.../...
И, если оставите, не забудьте дать следующую ссылку для комментирования, чтобы цепочка не прерывалась! Можно оставлять ссылки не только на свои тексты, но и на чьи-то ещё :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Juck0ffsky 11.08.2017 08:55
А вот позволю себе не согласиться с вами))
"Тихомир Яковлевич листал пыльный, уставший от древности альбом. Чьи только кисти, карандаши не оставляли на этих страницах автографов! Одни имена известны всем, другие – знатокам искусства, иные же забыты вовсе.
Миниатюрные этюды к середине альбома вытесняются чёрно-белыми фотографиями"

Тут мы видим Тихомира за рассматриванием альбома. Тут и листал, и оставляли, все верно. Но! Имена известны всем, они сейчас известны, и сейчас позабыты, не вчера, не завтра, а сейчас))
"К вечеру жара спа̀ла. Двор наполнился разговорами, визгами ребятишек, ломкими матерками подростков. На скамеечке материализовалось с пяток баб-Нюриных товарок. Мамы с колясками совершают променад от одной чахлой берёзки до другой, свято веря, что чада по макушку насыщаются свежим кислородом. Дед Степан неспешно вышагивает вдоль припаркованных авто, ища, какие из них нагло заехали хоть одним колесом на тротуар. Дайвер с наслаждением потягивает пиво из бутылки, целомудренно завёрнутой в пакет" - тут то же самое. Жара УЖЕ спала, двор УЖЕ наполнился, бабушки УЖЕ материализовались, до того, как мы увидели эту картину. И вот сейчас, после того, как произошли все эти подготовительные события, появились мамы с колясками, дед Степан и Дайвер. Они действуют сейчас, в настоящем времени, а все остальные появились раньше, потому их действия с нашей точки зрения - уже в прошлом))
ИМХО, лепить все в настоящем времени - ничем не лучше, чем в прошедшем. У автора все правильно))
И вот вы хоть меня ногами бейте, не отступлюсь))
И, конечно же, простите за сумбур((
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Fitomorfolog_t 11.08.2017 09:23
Я знаю, что восприятие времени в тексте у Вас иное )) Вот уж чего я не буду, так это спорить, ибо оно у Вас само когда-нибудь изменится или, наоборот, останется прежним, и это полностью Ваше право )) Автора я задеть никоим образом не хочу, просто знаю, что спектр мнений сам по себе важен.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Juck0ffsky 11.08.2017 09:34
Соглашусь про спектр мнений)) Например, некто Юрий Никитин, небезуспешно пишущий уже на протяжении 53 лет, автор самого длинного романа из пятидесяти одного тома, самый возрастной из ныне пишущих, человек, прошедший Высшие литературные курсы, в своей книге "Как стать писателем" прямо говорит: "Я зашел в зал, вдоль стены стоят люди". Почему не стояли? Потому что это подразумевает, что сейчас уже не стоят.
Сам я не сказать, чтобы уж очень придерживаюсь этого совета, но и такое мнение имеет место быть)) Таким образом, если такой способ не применяется как попало, то почему бы и нет?)) Мне встречалось достаточно рассказов маститых писателей, где события, развивающиеся ВОТПРЯМЩАС смотрятся уныло и неестественно. А было и такое, что от "прошедшего времени" не оторвешься, так там все динамично, что с бутербродом грызешь пальцы))) Тут все упирается в то, как воспользуешься приемом))
Благодарю за ответ, а еще - за комплимент))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Li Nata 11.08.2017 09:54
Я зашел в зал, вдоль стены стоят люди
вот может я сейчас что не то скажу, но.
Я зашел - настоящее свершившееся время, если так можно сказать. Зашел. Все. Зашел в зал - меня нет вне зала.
Стоят люди - стояли до того как зашел, стоят и тогда когда зашел. Он пришел и увидел что они стоят.
Стоят - настоящее протяженное, в течении некоторого времени.
Еще раз - я чисто интуитивно. И времена назвала интуитивно сейчас, на глаз. Не зная никаких правил, вообще.
Я не лингвист, английского - по аналогии спряжения глаголов - не знаю толком, но времен в русском вроде больше, чем настоящее, прошедшее будущее, если так разобраться) я к тому что тут на самом деле тонкостей - у.... в том смысле какие времена употреблять. На первый взгляд порой кажется что прошедшее и настоящее в одном предложении - ошибка, а на самом деле никак не ошибка. Я сама так и пишу и порой хоть убейте, не могу поменять чтобы все было в одном времени. Я к тому, что это очень интересно, и спасибо Фито и Juck0ffsky за поднятый вопрос и прошу прощения у Лоста, надеюсь, он не будет в обиде за дискуссию под его рассказом.
Это можно вынести куда в отдельную тему обсуждения. На форум, к примеру, тонкости русского языка.

Ау, лингвисты)


Кстати, а справочник Никитина мне не понравился никак. Ну, его книга "как писать". Именно как написана)) по отношению к читателю. Не по советы что там)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 11.08.2017 10:02
Li Nata, касательно Никитина -- его творчество мне вообще не особо нравится, но скорее из-за тем, а не из-за языка, с языком в порядке. Книжка Никитина "Как стать писателем" -- моя настольная)) Это одна из двух, которая сформировала мой творческий язык. Вторая -- книга Норы Галь "Слово живое и мёртвое".

Что же касается лингвистов -- они тут мало помогут. Мы, писатели, создаём язык. А потом приходят лингвисты, филологи и прочие, и подводят академическую базу под наши тексты. Паразитируют, в некотором роде))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Li Nata 11.08.2017 10:16
О, Слово живое и мертвое я все собиралась прочитать - и пока руки не дошли)) а у меня настольных и нету. Я, если можно так сказать, скорее нахваталась то тут то там... по чуточке везде. Кинга кажется читала с удовольствием, именно как писать его книгу. Давно правда)
А вы наши статьи тут читали, на Синем? К слову) тут много полезного, очень. Можно целую книгу составить по статьям. И о языке и обо всем... мне во многом помогло)

Кто первичен - писатели или лингвисты)) интересный вопрос)) может, и так)) но то что создается писателями язык - это да) причем в прямом смысле - порой такие новые слова появляются, что диву даешься) и приживаются потом, и употребляются.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 11.08.2017 14:27
Да, много статей прочитал ещё когда только явился на этот сайт)) Действительно много полезного. Всё ценное я выписываю в такой волшебный блокнотик, который взял за правило регулярно пролистывать. Очень помогает держать в тонусе ум и внимательность к творчеству))
Из книги Кинга я, если честно, почти ничего не вынес) Один-два совета. В основном там водичка, а то, что касается языка -- касается в первую очередь английского))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Juck0ffsky 11.08.2017 10:02
Сейчас читаю замечательную Нерею, у нее еще интереснее: разлет пиков напоминал, но тут же - взойдет и разгонит, т.е. вообще прошедшее и будущее))
Мне кажется, как я уже говорил, что смешение времен - дело вкуса, если оно используется не абы как, а логично.
А по поводу Никитина - тут из читавших автора вообще, наверное, нет равнодушных. Или фанаты, читающие даже самые провальные вещи, или хейтеры, плюющиеся вообще от всего)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Li Nata 11.08.2017 10:10
Цитата:
Мне кажется, как я уже говорил, что смешение времен - дело вкуса, если оно используется не абы как, а логично.
Может. Например я по себе знаю, что точно не смогу привести все к одному времени - а если буду пытаться, что просто не смогу писать) сломаю мозги)))))

О, Нерею читайте!!!! Я сама ее люблю) у нее чудесные миры))

Цитата:
А по поводу Никитина - тут из читавших автора вообще, наверное, нет равнодушных. Или фанаты, читающие даже самые провальные вещи, или хейтеры, плюющиеся вообще от всего)))
А я к своему стыду его художественного ничего не читала)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Juck0ffsky 11.08.2017 10:16
А я к своему стыду его художественного ничего не читала) - Ингвар и Ольха могу порекомендовать))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Li Nata 11.08.2017 10:29
Спасибо, надо будет почитать))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 11.08.2017 12:14
Мне кажется, что мы все не учитываем обычную человеческую неаккуратность)
То есть тяготеть к соблюдению времени нужно. И когда вычитывать собственный текст, то вылавливать и править - хотя и знать, что большинство читателей ошибку не вычленит.
По-настоящему потребность применять другое время бывает намного реже (как правило, когда есть акцент на времени, причине-следствии: сейчас он такой, а потом сделает так, или: с ним такое случалось, потому вот он сейчас поступает эдак), чаще это просто небрежность, невнимание. С примерами-то мэтров, нам кажется, что уже и можно себе это простить))))
Вот, к примеру, того же Никитина (взял цитату из статьи про попаданцев):
Цитата:
...подхватил ее на руки, она просто невесома, словно из тончайшей паутины, прижал к груди и торопливо понес в донжон. По сторонам мелькают тени слуг, я ни на кого не обращал внимания, наконец за спиной захлопнулись двери наших покоев, я опустил Иллариану на ложе, отступил, чтобы полюбоваться, но она тут же вскочила и снова бросилась мне на шею.
Здесь резко выпадает: «мелькают тени слуг». Причём именно здесь в настоящей форме глагола нет смысла вообще. Поправить на «мелькали», сошлифовать бы - так нет же, всё так и напечатали.
Потому... Писатели тоже люди, а иногда, будем откровенны, халтурят)
А вообще я не раз замечал, что к малой форме требования жёстче, чем к большой - особенно касательно чистоты текста, мелких огрехов.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 11.08.2017 12:28
соглашусь. Никитин неряшлив, это факт, но э... как это... " автор самого длинного романа из пятидесяти одного тома, самый возрастной из ныне пишущих" и прочая. Читать этот роман сложно, и, откровенно говоря, я сдохла после первой же попытки )) Да и популярность его относится к периоду, когда к публикациям требования оголодавшей публики были ниже (вспомните кошмарные переводы англоязычной литературы того времени! Без содрогания невозможно, но ведь набрасывались же!) Поэтому меня ссылки на Никитина не убеждают )) Впрочем, это всё ещё не в рамках поспорить.
Даже когда скачки времени не вычленяются глазом, восприятие они затрудняют, это читательское ощущение ))


То есть, на самом деле, речь вот о чём: пятьдесят один том вообще-то не имеет отношения к дискуссии. Если Вы как автор считаете возможным скачки времени - то не потому, что Никитин написал пятьдесят один том и дожил до преклонных лет, а потому, что Вашему восприятию это не мешает; если я как автор и читатель воспринимаю это как неряшливость - то тоже не потому, что не согласна с автором пятидесяти томов и протчая, а просто потому, что мне это режет слух и глаз ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Juck0ffsky 11.08.2017 12:47
Даже когда скачки времени не вычленяются глазом, восприятие они затрудняют, это читательское ощущение )) - ну, кому-то, например, не затрудняют))
Я все равно останусь при своем мнении, что жонглировать временем - вполне допустимо)) И, конечно же, считаю, что автор в праве сам выбирать, как ему писать, если это не запрещено грамматикой и текущим законодательством))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 11.08.2017 12:57
Именно об этом я и написала выше: Вы в своём праве, если Вам это не мешает ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Лост 11.08.2017 14:14
Thinnad, вот конкретно в этом случае да, лучше было бы исправить. Но не "мелькают", а второй глагол перевести тоже в настоящее: "По сторонам мелькают тени слуг, я ни на кого не обращаю внимания" Почему? Потому, что до этого уже два глагола в одном времени: "прижал к груди и торопливо понёс" А надо чередовать времена, чтобы глаз вцеплялся в текст, не привыкал к унылому однообразному перечислению глаголов в одном времени и форме вроде: побежал, упал, сел, встал, замахнулся, ударил.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Thinnad 11.08.2017 14:46
Нет уж, «торопливо прижал к груди» и «понёс» - гораздо менее сбивают восприятие, потому что, несмотря на совершённое и продолжающееся действие, всё же лежат в области прошлого.
А вот вставлять глаголы настоящего в предложение, выдержанное в прошедшем времени, уже не комильфо.
Иногда бывает, что делают «врезку», чтобы «кадрировать» момент, чтобы обозначить пиковое напряжение – но это делают очень аккуратно, блоками, а не так - внутри сценки с бегом - вдруг «мелькают» и «несу».
Понимаете, любой скачок времени (или смена лица) - это неровность, негладкость.
Виртуоз может использовать это, как фактурность, акцент. Но... у абсолютного большинства Пигмалионов вот такие «особенности» смотрятся недоделками.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 11.08.2017 15:01
Thinnad, тот же Никитин приводит в пример Достоевского, такую фразу: «Вышел я вчера на улицу, иду по ней, и вдруг навстречу мне Петр Карамазов!». Вот вам и не комильфо)) К тому же представьте, рассказываете вы приятелю, и в устной речи самым обычным оборотом будет звучать, например, вот так: "Зашёл я в магазин, а там какая-то бабка стоит". Нормально? Нормально. Представьте ещё: "Я вышел на улицу, по которой мчались автомобили" и "Я вышел на улицу, по которой мчатся автомобили". Как лучше? Я считаю -- второй вариант. Он живее. Он ударит в глаза и заставит читателя проглотить ещё строчку. И ещё. Потому что автомобили мчатся прямо сейчас, в тот момент, когда читатель запустил взгляд в страницу. При этом "вышел" никак нельзя переделать в "выхожу", потому что он уже вышел, а автомобили мчатся постоянно. Единственно допустимым прошедшим временем в "мчатся" будет соединение с "когда", то есть "фиксация" момента: "Когда я вышел на улицу, по ней мчались автомобили".

Впрочем, я могу согласиться с тем, что в одном предложении звучит не всегда хорошо. Поэтому лично я рублю на более мелкие предложения, как в этом рассказе: "За стеной гудит и щёлкает механизм лифта. Откинув крышку люка, Иваны ступили на пахнущую нагретым рубероидом кровлю. Полуденное солнце палит нещадно." Тоже, скажете, неряшливость? Не комильфо?))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Thinnad 11.08.2017 15:19
«Я вышел на улицу, по которой мчатся автомобили» - нет, это ужасно)) Я бы сразу поправил автора, если бы он так написал.
Если вы решили «притягивать» читателя, используя настоящее время, то это ваше право, но старайтесь и тут соблюдать одновременность: «Я выхожу на улицу, по которой мчатся автомобили».

А разговорная речь... Это вообще отдельное дело, вы что)) Авторские слова и слова персонажей - это две очень разные вещи)))
Цитата:
"За стеной гудит и щёлкает механизм лифта. Откинув крышку люка, Иваны ступили на пахнущую нагретым рубероидом кровлю. Полуденное солнце палит нещадно." Тоже, скажете, неряшливость? Не комильфо?))
К сожалению, да.
Резкая ступенька - в интерлюдиях ещё может проскользнуть, а в момент внимания - может и сломать важную деталь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 11.08.2017 15:32
То есть тут надо либо ступают на кровлю. либо все глаголы -- в прошедшее время?

А если в моём примере добавить, как Almond предложил, переходный глагол, будет правильно? "Я вышел на улицу и увидел -- по ней мчатся автомобили"?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Almond 11.08.2017 15:17
Ну, Никитин ни разу не филолог, и это вот его заявление безграмотно и свидетельствует о незнании видов глаголов.
Смотрите, очень легко "перевернуть" это его заявление: а почему "стоят", что - до этого они сидели?
тут явно не хватает переходного глагола: Я зашел в зал и увидел - у стены стоят люди.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Лост 11.08.2017 15:29
Ну, так и абсолютное большинство читателей фантастики -- ни разу не филологи))
К тому же мне, не филологу, непонятно, зачем мусорное словосочетание "и увидел". Это же очевидно, что увидел, а не ощутил запах или не обтрогал руками.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Juck0ffsky 11.08.2017 17:33
Пять минут гугления по нашему вопросу дают результат в нашу ползу. Использование глаголов в разном времени допустимо. Точка. Прувы привести не получится - ссылки тут запрещены, но каждый может пойти и проверить сам.
В связи с этим, думаю, спор можно окончить. Каждый останется при своем. Мир не перевернется, если кто-то будет писать, как дозволено правилами, но не одобряется большинством.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 11.08.2017 18:05
Juck0ffsky, дело ведь не в том, что использование разновремённости неправильно, а в том, что хуже читается, по мнению наших оппонентов) Я не намерен отказываться от этой практики, но дело в том, что надо научиться использовать её, как и любой стилистический приём, в нужном месте, чтобы глаз не резала, а была кстати.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Thinnad 11.08.2017 21:34
Никто и не говорит, что недопустимо. При чём тут «мнение»?
Мухоморы, в конце концов, тоже есть допустимо вполне.
В некоторых вариантах и идиомах использование глаголов разного времени вообще необходимо («Был, есть, буду есть»), некоторые глаголы не имеют определённых временных форм, а некоторые временные формы допустимы в роли других форм («А ну-ка, открыли все рты!»)
Кроме того, как я уже упоминал выше, иногда речь идёт о стилистическом приёме - сознательном и имеющим под собой цель - например, имитировать выдержку научного документа или дневника, выразить экспрессию сценки и так далее. Не «случайно» внедрить глагол под соусом «это же ерунда, так тоже можно».
Если ставить вопрос «да - можно» и «нет - нельзя» - то да - можно.
Переходить улицу тоже «да - можно». Если ставить вопрос обще.

Я понимаю растерянность многих авторов по этому (и схожим) вопросам, вызванную тем, что в русском языке грамматические значения в сравнении с лексическими «несамостоятельны». Грамматические значения (в данном случае глаголов) осознаются хуже их лексических значений.
Но фокус в том, что именно через грамматические значения автор выражает мысль, в то время как читатель из них синтезирует лексические значения. То есть, среднестатистический читатель не сможет понять грамматической ущербности конструкции. Он пассивен, а автор - активен. Автор может (и даже обязан) следить за грамматикой, пусть читатель и говорит «а я не заметил». Просто для того, чтобы перейти из категории пассивного словопользования к активному, то есть, быть автором, который создаёт то, что точно хочет.
Пишут буквы очень многие, а вот в тонкости искусства углубляются немногие.
Потому... ваше дело, обращать внимание на них или отмахиваться.
И это не «моё мнение», это ваше отношение) Не хотите, ну что ж... Никитин вот, например, не заморачивается, и ничего так.
Да, собственно, скоро и запятые не особо нужны станут.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 11.08.2017 22:14
Thinnad, почему "грамматической ущербности"? Может, это, наоборот, будущее языка? Он же развивается. Он подстраивается под эпоху. Совсем недавно в русском алфавите было 37 букв (до революции), а раньше вообще 46 (старославянская азбука). И, уверен, при каждой реформе вопили, что, мол, обрезают всё на свете и теперь сплошная ущербность. Стилистика текста меняется уже так быстро, что не углядишь. Если раньше за жизнь писателя она практически не менялась (потому можем говорить о стиле Достоевского, Лескова или там Зощенко), то теперь текст, написанный лет 5 назад, уже не может служить примером стиля. Он уже устарел. Конечно, в "высокой", элитной литературе, устаревание идёт куда медленнее. Но в фантастике, которая всегда на острие, в авангарде -- стилистика и вообще всё, что касается языка, меняется очень шустро. Сравните стиль Емца 15-летней давности и его стиль сейчас. Сравните Лукьяненко, романы 15-летней давности и недавние. И не потому, что писатели выучились, они и тогда писали на пике тогдашнего стиля. А потому, что язык развивается. Сейчас любой редактор сходу завернёт роман, если он будет начинаться таким же длиннющим предложением с тьмой-тьмущей прилагательных, как начинается, например, у Лазарчука его "Опоздавшие к лету".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Almond 12.08.2017 04:57
Ну давайте сравним. Мне, например, нравятся все ранние произведения Лукьяненко и совершенно не нравится, как он пишет сейчас.
И если редактор сегодня не поймет, что Лазарчук не просто так написал предложение длиною почти в абзац, что в этом предложении даже союзы работают на цель, а все перечисления-призмы к этой цели ведут, то грош цена такому редактору.
И если редактор сегодня радостно приветствует роман, который начинается предложением-СМС, то, может, это беда, а не прекрасное изменение языка? Впрочем, как и сегодняшних мозгов... Языковая проза в загоне, в моде радийные тексты, где на первом месте - действия, действия, действия (наверное, чтобы не дай бог человек не начал размышлять).
Язык меняется - и это естественный процесс. Но в том-то и дело, что процесс естественный, а не искусственный, а потому любая реформа языка - насильственная вещь, которая зачастую наносит непоправимый ущерб (например, мы уже не понимаем глубинного смысла тех же сказок). К тому же реформы, как правило, ведут в сторону упрощения. Однако если это хорошо для механического устройства, то для живого языка - это капец. Я говорю именно о реформах. а не о новоязе.
За ради бога - смешивайте времена глаголов, если хотите. Никто ж не запрещает. Главное, чтобы это было мастерски оправданно. И не походило на грамматическую ошибку.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 12.08.2017 11:23
Almond, язык вторичен. Упрощение языка не означает упрощение идей, сюжетов, в общем -- "начинки". Плох тот нынешний Лазарчук, который станет для подачи мысли использовать никому не нужную ныне громоздкую конструкцию. Да, ей восхитятся филологи, коих 1% от читающих фантастику, остальные же пожмут плечами и закроют книгу.
Не понимаем глубинного смысла сказок? Да и хрен бы с ними. Тогдашние люди тоже никогда не поняли бы глубинного смысла Веллеровской иронии или сарказма Губермана.
Языковая проза в загоне? А уж не академики-литературо знатцы ли туда её загнали своим твердолобством? Голая литература стиля никогда не вымрет, но останется уделом эстетов (а по "начинке" -- пустышкой, уж простите, это моё мнение. Такой же пустышкой, как романтизм в музыке): пословоблудил -- получил эстетический оргазм -- гуляешь дальше. Никакого нравственного изменения.
Раньше не было лучше или хуже. Раньше было по-другому. "«Ах, вернуться бы в доброе старое время, вернуться на полвека назад!» — таков общий припев, начиная с того дня, когда Адаму пошел пятьдесят второй год" -- иронично пишет Джером, и очень верно подмечает. Ностальгия -- страшная штука, которая к чертям ломает критическое восприятие.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Thinnad 12.08.2017 11:56
Вот, значит, вопрос стоит в том, кого вы видите своей аудиторией.
Судя по фразе:
Цитата:
Плох тот нынешний Лазарчук, который станет для подачи мысли использовать никому не нужную ныне громоздкую конструкцию. Да, ей восхитятся филологи, коих 1% от читающих фантастику, остальные же пожмут плечами и закроют книгу.
вы совершенно не понимаете того, что «громоздкие конструкции» сами по себе не восхитят филолога - ну и вообще вся эта фраза - это такой букет заблуждений, что высказанное вами ранее:
Цитата:
Вряд ли я, честно говоря, буду наращивать мастерство в поэзии. В некотором роде пройденный этап, теперь я заинтересован в создании хорошей прозы.
в настоящий момент вызывает недоверие.
Хорошая проза - что вы имеете в виду под этим выражением? Проза, рассчитанная на круг читателей, которые не любят говно, которым забиты магазины издательств? Или поп-проза, которая будет «нормальной» для большинства?
Кто ваш читатель?
Учтите, что он намного умнее и требовательнее, чем вам кажется. Тем, кому почти всё равно, хватает новостных колонок выпускников факультетов журналистики, но это же не «проза»))

Вы не можете не знать, что бытует (небезосновательное) мнение, что русская литература переживает плохие времена :-) В очень большой части это вызвано потерей культуры (вследствие ста лет разрушения институций) «одичанием», вследствие не-культивации, бесконтрольной селекции, неумении, нежелании контролировать язык, а в таких условиях низовые наречия легко захватывают язык, как варвары захватывают города))) Но это не развитие и прогресс. То, что вы сейчас называете вырождение прогрессом, а проявления порядка отвергаете (это модно, да), защищая право не контролировать грамматическую речь, вполне нормально, но зачем тогда говорить о том, что вы хотите создавать хорошую прозу?

На этом я завершаю беседу, потому что:
1. не вижу причин в убеждении автора, который не хочет принимать «высшей математики»;
2. если участники беседы не согласны с утверждениями, они всегда могут сделать это буквами, а не минусовать комментарии мои и Альмонда, который является специалистом, как плохие. Плохие - и плохие, чёрт с ними) Зачем тогда их писать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 12.08.2017 12:29
Thinnad, я не готов принимать "высшую математику" потому, что не освоил ещё и "средней"! Но я вообще-то прислушиваюсь. Весь этот рассказ, под которым дискуссия, изменил ещё вчера, исправив времена, как советовали участники беседы.
Кто мой читатель -- пока не знаю. Ищу. Для начала бы самого себя найти, а уж потом думать, к какой категории читателей обращаться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Лост 11.08.2017 09:56
Fitomorfolog_t , спасибо за отзыв!
Нет, со времени у меня всё в порядке, это не проблема. Это живой русский язык, который позволяет мыслить сразу в нескольких временнЫх категориях: Нойзман листал альбом (на тот момент, когда на него "навелось" незримое око писателя. И в тот же момент многие знают имена и фамилии авторов автографов. Не знали, а именно знают, потому что куда делось знание, если знали?
Juck0ffsky верно указывает Никитина, с его лёгкой руки я и взял в манеру подобное обращение с временами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лост 11.08.2017 15:55
Fitomorfolog_t, я значительно изменил текст в плане глаголов. Посмотрите, пожалуйста, если будет время и желание -- стал ли он лучше?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Fitomorfolog_t 12.08.2017 13:40
Добрый день!
Я обязательно перечитаю, но чуть позже: сейчас наметился лёгкий аврал в реале ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Juck0ffsky 10.08.2017 11:13
"Ты - мне, я - тебе"
Хороший рассказ)) Особенный восторг - характеры и язык))
Остается загадкой, что же стало с остальными жителями многоэтажки, но это и не особенно важно, наверное. Еще одна загадка - почему именно эти люди? Понятно, что выбор неслучайный, Ной не мог действовать наобум, но не ясна его мотивация.
Еще хотелось бы упомянуть один момент. У вас в тексте есть "пила-болгарка" и команда Аргусов, привычно замаскированных под бабулек. Я не думаю, что есть достаточно людей, не знающих, что такое "болгарка" и потому нуждающихся в объяснении, но при этом имеющие понятие о Всевидящих. Например, мне пришлось тревожить Гугла, чтобы понять, о чем идет речь))
Вы - замечательный автор, искренне жалею, что не ознакомился с вашим творчеством раньше))
Хочу попросить вас в рамках игры высказать свое мнение по поводу вот этой безделицы: ficwriter.info/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Лост 10.08.2017 11:54
Juck0ffsky, спасибо за отзыв! Чуть позже напишу ответ по игре.
Характеры и стилистика -- то, ради чего рассказ и писался)) Рад, если удались!
Касательно "пилы-болгарки" -- "пилу" я добавил для благозвучности, потому как фраза "в подвале начиналось взвизгивание болгарки" лично у меня мигом ассоциировалось с подпольным борделем, где работают несчастные жительницы Болгарии))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

trout rvmp