Всего произведений – 5063
Пусенька
Лето подкралось и оглушило жарой. Домовому жить в панельном доме — одно мучение. Стенки тонкие, зимой промерзают, летом нагреваются. Подпола нет. Чердак общественный, проходной для работников ЖСК и голубей со всего района. Но у меня выбора нет. Мы, квартирные домовые, каждый к своей квартире приставлены. Это наш маленький дом. За любым хозяйством обязательно присмотр нужен, мы ведь и за жильцов в ответе. Поэтому лето ли, зима ли — я не выездной. Всегда на посту. Там, за большим шкафом, в углу, между батареей и рулоном со старыми обоями. Обращайтесь, если вдруг что.
Кота отправили на дачу на летний сезон. Хозяйка решила, что свежий воздух Коту на пользу. Кот рыдал, лез обниматься, клялся помнить и писать, но — неискренне. За ним еще гонялись по всему дому и вытягивали за задние лапы из-под дивана, чтобы запихнуть в переноску, а я уже видел в его ошалевших глазах предвкушение охоты за кротами и цыплятами, драки с местными котами и ораторий на чердаках. Что ж, в конце концов, и я ему в вечной любви не клялся. Хотя обидно, конечно. Третий год в одной квартире живем, притерлись.
Думал — отдохну душой в тишине и покое, валяясь в котовьем гнезде из разодранной коробки. Коробка была из-под шикарного навороченного кошачьего домика, в котором Кот не жил ни минуты. Не нюхал даже. Даже не смотрел в его сторону.
Однако же и недели не прошло — хозяйка приволокла клетку, а в ней поселила странного уродца — фееричную помесь кролика, белки и суслика. Одних томных глаз с поволокой хватило, чтобы я возненавидел его всей душой. Хозяйка тискает уродца без перерыва на обед, гладит так, что целлюлит ему точно не грозит, поминутно целует в морду и называет Пусенькой. Знал бы Кот…
Воспользовался ноутом хозяйки — уродец оказался модным увлечением — шиншиллой. Единственная польза от кролевидной белки — ценный мех. Но габариты Пусеньки таковы, что едва на рукавичку хватит. А ну как предполагается откормить его до размера шубы? От этой мысли я испугался так, что аж вспотел. Иметь в соседях по квартире зверя величиной с медведя в мои планы не входило. Ещё не известно, какой у него характер. Справимся ли мы с Котом?
Решил налаживать контакт — всё-таки до момента готовности шубы нам вместе жить. Долго ходил вокруг клетки, пытаясь определить пол уродца — кличка подсказок не давала. Внешние признаки не обнаруживались, как я не всматривался. Как бы не обидеть ненароком, вдруг тут трагедия, глубокая душевная драма? В своё время Кот несколько месяцев не мог прийти в себя. Был грустен и рассеян. По привычке гнался за кошкой, а потом вспоминал, что незачем.
Пусенька игнорировал меня абсолютно. Длинным ухом не повёл, томным глазом не покосился. Продолжал сосредоточенно жевать сухофрукт. Как если бы не было меня вовсе. Кот, не самого большого ума создание, но и тот себе такого не позволял. Должен признать, я огорчился. Пнул клетку со всей дури, и дверца неожиданно распахнулась. Без всякого предупреждения и намека на дальнейшее Пусенька стартанул с места из положения лёжа на брюхе со скоростью запущенного шаттла. Только задние лапы мелькнули, да задранный на спину хвост. Что меня дернуло за тот хвост ухватиться?!
Дальнейшее помню смутно. Пусеньку мотало от стены к стене и от пола к потолку как мячик для пинг-понга. В полете мы сокрушили стойку с цветами и смели с полки коллекцию фарфоровых кошечек. Люстра, всхлипнув, осыпала нас хрустальным дождём. Мои руки разжались сами собой — удачно, над диваном. Скатился вниз, блевал со страшной силой. Нет, космонавтика — это не мое… Как хозяйка отлавливала Пусеньку, не видал — был слаб, отлёживался.
Однако невозмутимость Пусеньки вызывает уважение. Хозяйкины вопли по поводу фарфоровой дряни и хрустальных подвесок в особенно патетические моменты уходили в ультразвук. Кот от такого впал бы в депрессию и начал мочиться мимо лотка. Пусенька же взял в лапки следующий кусочек финика. Поистине — это существо познало дзен.
Теперь хозяйка подпирает дверцу клетки книжкой " Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка" — по её задумке книжка должна воспрепятствовать обретению Пусенькой долгожданной свободы. Люди иногда такие забавные.
Чтобы наблюдать за новым жильцом, освоил домик, игнорируемый Котом — оказался вполне приличным. Несколько уровней, пара лестниц, хороший обзор с верхней площадки. Немного воняет синтетикой, но я принюхался и почти не замечаю. Так неожиданно улучшились мои жилищные условия, пыльный угол за шкафом был забыт. Иногда, чтобы развлечься, выпускаю Пусеньку погулять и упиваюсь этим зрелищем, схоронившись в домике. Полёт Пусеньки в прыжке не знает преград — лучше не оказываться на его пути.
Аппетиту Пусеньки можно позавидовать — он ест всё. Всегда. Его невозмутимая настойчивость в этом вопросе напоминает работу механизма по переработке любого вида веществ в гранулированный помёт. Гадит Пусенька так же, как и ест — постоянно. Когда я выгуливаю шиншиллу, его путь отмечен по дому пунктирной линией. Мальчик-с-пальчик, версия энимал.
Что Пусенька не съедал, то понадкусывал. Не осталось ни одной зарядки или провода, который он не попробовал бы на зуб. Когда шиншилла принялся за изоляцию силового кабеля, я напрягся. Всё-таки до шубы было ещё далеко, и к ушастому дурню я уже привык.
— Стой! — мой голос вдруг осип. — Не смей. Фу! Плюнь каку!
Движение челюстей Пусеньки приостановилось. Кабель свисал с обеих сторон его пасти как дохлый бесконечный червяк. Передние лапки трогательно прижались к мохнатой груди, уши слегка развернулось в стороны, а влажные глаза скосились к носу. Вид у Пусеньки стал слегка придурковатый, как если бы он прислушивался к бурным процессам внутри организма. Я ведь даже не был уверен, что зверёныш меня слышит и видит!
Пусенька очнулся от созерцания своего внутреннего мира, вздохнул и шевельнул носом.
— Не-е-е-е-т! — я сиганул с верхней площадки домика и одним прыжком перелетел комнату. Даже не знал, что способен на такое в отчаянные минуты. Оттащить поганца, отнять кабель и надавать по длинным ушам… В последний момент Пусенька сделал короткий прыжок в сторону.
Тонкие стены тоже твёрдые. Не успев притормозить и подготовиться, чтобы пройти сквозь, я влепился в стену с размаху на полном ходу. Ощущение было настолько ошеломительным, что я обвалился на пол как пласт штукатурки.
Когда темнота в глазах немного рассеялась, обнаружилось, что Пусенька стоит надо мной, смотрит томными глазами и протягивает кусок засушенного финика. Вы не поверите, он принес мне этот финик из своей клетки! Можно сказать, отдавал самое дорогое.
— Пусенька… — почти с нежностью начал я, принимая финик дрожащими руками. Освободив лапки, шиншилла подобрал кабель с пола и сунул в рот. Что-то негромко хлопнуло, запахло паленым, рыкнул и стих холодильник. Шерсть на Пусеньке встала дыбом, и сразу стало понятно, что шиншилла всё-таки очень мохнатый зверь. Обслюнявленный кабель медленно скользнул на пол.
— Пусенька… — в ужасе прошептал я.
Шиншилла передёрнулся, словно встряхнулся, чихнул совсем по-кошачьи и сделал первый неуверенный прыжок. Обошлось!
— Пусенька! — заорал я в полном восторге.
Электрическая энергия перетекла в кинетическую без видимого вреда для организма, и в этот день Пусенька превзошел сам себя. Таких кульбитов я и представить себе не мог! Порушено было всё, до чего дотянулся Пусенька, а дотянулся он до многого. Самое замечательное, что, притомившись, он вернулся в клетку и спокойно принялся за очередной финик. Как будто это не он перегрыз силовой кабель и не его только что носило по всем измерениям этого дома. Я аккуратно подпёр дверцу книжкой.
Слов таких нет, чтобы описать выражение лица хозяйки по её возвращению домой. Поэма. Симфония. Я рыдал в экстазе. В такие моменты я понимаю, что прожил жизнь не зря. Жаль, Кота рядом не было…
Не справилась хозяйка, не смогла, не осилила. Пусенька, вместе с клеткой, подарен лучшей хозяйской подруге на День Рождения. Из-за ерундового бытового неудобства не разглядеть трепетной души маленького мохнатого существа! О, женщины…
В доме стало пусто. Как ты там, мой прожорливый длинноухий друг с томными глазами? Кормят ли тебя финиками, выпускают ли гулять из клетки? Привязчивый я всё-таки, впечатлительный и нежный, несмотря ни на что. И Кота нет…
От скуки и уныния полистал книжку, которой подпирали клетку. И зачитался, знаете ли, увлёкся. Эх, Пусеньке бы вслух почитать. Существо с такими глазами не могло не оценить. Про Кота вот не знаю.
Первые дни хозяйка упорно уносила книжку из кошачьего домика и ставила её в шкаф. Приходилось забирать оттуда. Потом хозяйка смирилась. Вчера вечером сказала, глядя в пространство перед собой: «Спокойной ночи!», а утром я обнаружил на верхней площадке домика новую книжку — что-то про мушкетеров. Весь в предвкушении…
Комментарии
Прочла новую версию, и могу сказать, что она мне нравится больше: она более связная. Но.
(Ох уж, эти "Но"!)
Дневниковость предыдущей версии оставила след. Очень сложно со старыми текстами! Их предыдущая форма задаёт направление мысли, и выйти за рамки этой формы сложно.
Тут что: пересказ. а не показ. Вот... показать бы! Усилить эмоциональную составляющую - все те эмоции, которые переживал домовой )) Возмущение, ужас, восторг, сожаление - показать в момент их переживания.
Но определённо, эта версия лучше.
Ну, минуточку... как же пересказ? Я надеялась, что идет именно показ от лица домового, от первого лица, да. Мы смотрим на происходящее его глазами. Неужели надо написать, как "грудь его вздымалась" от возмущения, негодования и гнева, тогда будет все сразу понятно и эмоции почувствуются?
Пересказ выглядел бы так: когда кота увезли на дачу и домовой решил отдохнуть в гордом одиночестве, хозяйка принесла странное существо. Это был шишшил и завали его Пусенька. Шиншил много жрал, гадил и прыгал. Домовой был раздосадован, что ему подселили чужака, и шиншил домовому не понравился. Хозяйке надоел бардак, который создавал шиншил и она подарила его подруге. Когда домовой остался один, то понял как привязался к смешному зверю. Чтобы занять себя, домовой начал читать книжки и увлекся. Все.
Есть же разница от текста, не так ли?
Но, возможно, я что-то не допонимаю. Тогда прошу прощения.
Нет, тут дело не в первом или втором лице. Домовой не видит сию секунду вместе с читателем шиншиллу и её подвиги, а - рассказывает о них слушателям, вот что я имела в виду. Причём это не всё время, а местами: кое-где домовой показывает, кое-где рассказывает ))
"— Стой! — мой голос вдруг осип. — Не смей. Фу! Плюнь каку!
Движение челюстей Пусеньки приостановилось"
- пересказ, рассказ домового слушателям. Здесь (до этого момента) можно расширить:
- Показать сцену появления Пусеньки. Вместо "Однако же и недели не прошло — хозяйка приволокла клетку, а в ней поселила странного уродца — фееричную помесь кролика, белки и суслика" - показ типа: "Щёлкнул замок, и я метнулся в свой угол. Процокали каблучки, что-то лязгнуло.
- Пу-усенька! - пропел голос хозяйки". (Я уверена, что у тебя получится лучше).
И далее: вот домовй выглядывает - что там? Боже, какой уродец! А хозяйка хлопочет, подсыпает в кормушку зелёные катышки комбикорма. наливает воду... и так далее.
- Поиск по интернету (не уверена, но возможно, если это не затянет повестввание).
- Подробнее сцену сокрушения фарфора, и как хозяйка подпирает клетку книжкой. "Хозяйкины вопли по поводу фарфоровой дряни и хрустальных подвесок в особенно патетические моменты уходили в ультразвук" - а что именно она вопила? Вот сейчас эта фраза - пересказ. а не показ.
- Начало сценки с кабелем. Смотри: "Когда я выгуливаю шиншиллу, его путь отмечен по дому пунктирной линией. Мальчик-с-пальчик, версия энимал.
Что Пусенька не съедал, то понадкусывал. Не осталось ни одной зарядки или провода, который он не попробовал бы на зуб. Когда шиншилла принялся за изоляцию силового кабеля, я напрягся". Здесь начало эпизода - рассказ о прогулках вообще, и в какой-то момент - переход к конкретной. Его надо обозначить чётче: типа - "Вот и в этот раз я выпустил уродца. Пусенька выскочил из клетки и..."
"Самое замечательное, что, притомившись, он вернулся в клетку и спокойно принялся за очередной финик" - начиная отсюда и далее снова рассказ, а не показ. Особенно тут: "Слов таких нет, чтобы описать выражение лица хозяйки по её возвращению домой. Поэма. Симфония. Я рыдал в экстазе. В такие моменты я понимаю, что прожил жизнь не зря. Жаль, Кота рядом не было…" - покажи! Передай, что это происходит вотпрямщас. Он - репортёр с места событий онлайн, он вот сейчас это должен видеть и читателю передавать ))
Ну и финал - покажи, как хозяйа приносит книжку )))
Вот как-то так )))
Осталось взбодриться еще раз и доделать.
Но мне тут сказали, что это перепев Чеширко. Ибо для народа именно Чеширко - изобретатель образа домового и кота (Орлов со своей "Шеврикукой" вздрогнул, бедный. Да и куча других авторов заодно). Так что переделывать, мне кажется, бессмысленно, только за ради оттачивания мастерства для себя любимой.
Спасибо большое за подробный комментарий, реальную помощь и что отвлеклась га мой текст во время конкурса!
В общем, решать тебе, но почему бы не доделать?)))
Дневниковая запись «от Домового», сразу даёт воспоминания о популярных в своё время «Записках Домового» Чеширко. Сам я эту книгу не прочёл – не смог, но заметил, что многих тема нечисти в домах вдохновила почище домовёнка Кузи.
Да и само начало настраивает на фельетон. Даже словно слышится, как читают с акцентом «но – неискренне» со сцены.
Мне кажется, что рассказ этот нужно подавать в комплекте с другими, здесь явно просматривается серия. Дело в том, что у самого текста нет ни начала, ни конца - то есть это своеобразная сценка, которая нужна в контексте истории. Вот если смотреть по самой простой структуре, то завершённый рассказ должен быть таков:
Герой в одном состоянии - событие - герой в другом состоянии.
Собственно, Пусенька может быть частью события, но я не совсем понял, для чего это событие нужно, если нет разницы, происходило оно вообще, либо нет. Потому, раз в истории нет сопоставимых старта и концовки, то нужно добавить кусок истории вначале и кусок в конце - возможно, в виде глав.
А вот так выглядит записью «о жизни животных» - то есть мило, забавно, но неинтересно. Коты любят картонные коробки больше домиков. Смешно. Я это раз миллион видел на картинках. Почему бы не объяснить, почему так происходит? Отчего? Это могло бы повернуть стандартную картину свежей стороной.
Подпирать двери клетки книгой. При том, что это не помогает. Хозяйка глупее шиншиллы. А смысла подсунуть домовому «Трёх мушкетёров» я не уловил вовсе...
Вместе с тем, сюжет динамичный и саркастичный, а сам по себе взгляд «нелюдя» всегда жутко любопытен.
Вот бы ещё кота вернуть - мне кажется, там должна быть отчаянная предыстория и фееричное явление. А, может, история про городского кота в деревне.
Если сможешь, посмотри, пожалуйста, вот эту вещь (вспомнилось за котов, ага))):
ficwriter.info/.../...
Я от Чеширко читала он-лайн пару страниц, потом как-то не пошло, так что - не могу ничего сказать по этому поводу..
Спасибо, что напомнил, что такое рассказ - я читала очень дельную статью на эту же тему на этом сайте. Но повторить - всегда же польза, правда? Спасибо, что потратил на это свое время.
Только я не совсем поняла, к чему бы это ты. Данный текст рассказом не является ни в коем случае, мною в этом качестве не рассматривается и вроде бы нигде так и не позиционируется (сбегала, посмотрела, вдруг в аннотации... нет...). Это так, зарисовочка, я полагала, что смешная. Но я поняла, на твой взыскательный литературный вкус она никак не тянет. Мне жаль, буду исправляться.
Так что ты искал глубину там, где ее и не предусматривалось. Из гаубицы воробья грохнул. Ну, попал. От воробья даже перьев не осталось, и изумленный "чирик" потонул в грохоте выстрела. Вряд ли еще когда какой-нибудь воробей в своем уме залетит на этот сайт.
Писал я совсем о другом. ты же, как автор, понимаешь, что вещь удачна, когда её возвращаются перечитать, независимо от жанра? Я тебе предложил варианты, как этого достичь:
- сделать из зарисовки завершённую вещь,
- дополнить её записями, которые завершат сцену
- дать читателю открытие. В любом ключе - пусть в юмористическом.
А так да, я, конечно, не догадывался, что воробьи пишут. Они - птицы вольные, деятельность их критики не выносит.
Ситуация описана забавная, и с неожиданной позиции: хозяйка и её питомцы глазами домового - который себя позиционирует то ли как "ещё один питомец", то ли как "истинный" хозяин дома. Интересно и то, что, хотя он и ворчит - на кота (где логика, где разум - сопротивляется отъезду и одновременно предвкушает жизнь на свежем воздухе), на Пусеньку - без них чувствует, что в доме пусто. Домовой-то, несмотря на вредность, оказался вполне симпатичной личностью! А вот с хозяйкой я так и не разобралась: какая она? Вроде, все эти "пуси-муси" с одной стороны, а с другой, забавный финал: "Три мушкетёра", подсунутые домовому ))
Мне кажется, ты выбрала очень сложный способ подачи. Повествование от первого лица вообще имеет не только плюсы, но и минусы; в минусах - то, что сложно дать портрет персонажа и картинку; но дневниковые записи в этом смысле ещё сложней. В обычном повествовании от первого лица можно придумать - от банального "в зеркале отразилось..." до "мой друг совсем на меня не похож: любит мороженое, а не шоколад, и волосы стрижёт под ноль, а я завязываю хвостик". В дневниковой записи даже это сделать невозможно: не будет же персонаж писать об очевидных для него вещах. По этой же причине невозможно описать место действия более полно, чем здесь получилось.
Дневниковая запись не позволяет увидеть окружающих персонажей, услышать их речь: это чаще всего краткий отчёт. То есть, здесь смещение в сторону "рассказываю, а не показываю", и при этом - не просто "события глазами персонажа": его в первую очередь интересует собственная оценка событий.
Вот почему эта форма так сложна: очень большие ограничения ))
А у меня ощущение, что "за кадром" много интересного: и реакция хозяйки на события (ну, по крайней мере, до некоторой степени), и - главное - загадка: почему она подкладывает домовому новую книгу? Догадывается о чём-то? Пытается завязать контакт? Экспериментирует с чем-то непонятным в квартире? Вообще, этот последний штрих поворачивает ситуацию (и саму хозяйку) новой стороной.
И вот развернуть бы это в рассказик ))) Ощущение, что из ситуации можно выжать больше.
А вот сам домовой - непростой такой, интересный. И хочется поэтому узнать о нём больше ))
Спасибо за забавную историю! И успехов!
RSS лента комментариев этой записи