Синий Сайт
Всего на линии: 427
Гостей: 423
Пользователей онлайн: 4

Пользователи онлайн
Becon
Rasvet
SBF
Анатолий Шинкин

Последние 3 пользователя
Д. Красный
Dima
Dima

Всего произведений – 5050

 

Дождливым утром октября

  Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Philosopher_Ka
Проза
Павлуша, Азат, Чудовище
Повседневность
12+ (PG-13)
Мини
закончен
Персонажи и государства вымышленны
С разрешения автора

 

 

I

– ...Уровень угрозы террористических актов для всего цивилизованного мира и нашей страны в особенности по-прежнему остается одним из самых высоких. Все чаще и чаще мы слышим о взрывах и расстрелах мирного населения в столицах ведущих государств. Я повторяюсь: наша страна не исключение! Все больше людей гибнет в результате подлых убийств религиозными фанатиками из стран Востока. Мир утопает в невинной крови.

В связи с этим, сегодня утром наш президент отдал приказ о введении войск в Энэнию, страну, оккупированную группировкой радикальных фанатиков, взявших на себя ответственность за большинство терактов на территории нашей Родины.

"Эта операция станет началом конца эпохи страха и кровопролитий. Наша великая армия положит конец террористической угрозе, исходящей от бандитов, окопавшихся в Энэнии. Мы выжжем их логово! Ничто не сможет нас остановить!" – так прокомментировал ввод наших войск в Энэнию лидер Партии Либералов.

Мужчина удар кулаком по столу.

– Давно пора было показать этим чуркам, на кого они поднимают руку! Павлуша! Смотри: хорошие дяди идут наказывать плохих.

Павлуша поднял голову от тарелки с овсянкой и со скучающим видом уставился в телевизор.

– ...Непобедимым маршем мы двигаемся на юг!...

– А можно мультики включить?

Отец нахмурился и строго сказал:

– Какие тебе еще мультики? Ты что, не видишь, что наши ребята идут бить бандитов? Разве это не интересно?

– "Том и Джерри" интереснее... – ковыряясь ложкой в каше, сказал Павлуша.

– А, опять ты со своими американскими гадостями! Даже не думай, я эту империалистическую ерунду не включу!

– Им...пе...лическую?

Отец сморщился.

– Ешь овсянку вон. "Том и Джерри" ему!

На кухню вошла мать и поторопила Павлушу. Он быстро доел всю оставшуюся кашу, схватил портфель и вышел в коридор.

– Не забудь, Павлик, сегодня тебя ждет сюрприз! Ведь у кого-то День рождения, ты помнишь? Мы с папой съездим в магазин, выберем тебе подарок и вернемся как раз тогда, когда ты придешь со школы. Хорошо?

– Хорошо! Спасибо, мам!

На улице моросил дождь. Павлуша раскрыл маленький зонтик, подаренный ему в прошлом году бабушкой, и зашагал по тротуару, намеренно наступая в каждую лужу.

В школу он пришел перед самым началом занятий. Только он закончил переобуваться, как прозвенел звонок на урок и все ребята устремились в классы, сопровождаемые гомоном и смехом, причин которому, как знал Павлуша, могло и не быть. Он тоже побежал в свой класс.

У доски стоял учитель и что-то быстро писал на ней. Дети встали у парт, ожидая, когда он закончит.

Дописав текст, он положил мел и обернулся к школьникам.

– Садитесь, ребята.

Дети с шумом сели.

– Тише, тише. Замолчите. Вы знаете, что случилось сегодня утром? Вы смотрели телевизор?

Мальчик позади Павлуши поднял руку:

– Владимир Владимирович, сегодня наша армия напала на Энэнию!

– Не напала, Дима, а вступила с миротворческой миссией. Вы же слышали о тех ужасных взрывах, которые происходят по всей нашей Родине?

Ребята закивали и зашептались.

– Ну-ну, не волнуйтесь. Наши солдаты убьют всех бандитов, виновных в этих взрывах. Теперь все будет хорошо. Не бойтесь, – он подошел к доске и ткнул в свою надпись указкой, – Перейдем к географии. Здесь перечислены государства, в которых, как и в Энэнии, власть захватили бандиты. Как видите, это преимущественно страны Востока...

Павлуша открыл тетрадь и записал на полях число.

***

Мимо, оглушив Павлушу сиреной, пронеслась "скорая". Спустя полминуты, следом за ней, промчалась пожарная машина.

Павлуша шел по тротуару. Он очень спешил, ведь мамины слова не прошли мимо его ушей: он знал, что дома его ждет подарок. Дождик кончился и Павлуша, держа сложенный зонтик в левой руке, а правой поправляя лямку ранца, перепрыгивал через лужи.

Дома никого не было. Павлуша открыл квартиру своим ключом, висевшем у него на шнурке на шее, и, решив, что мама с папой никак не могут выбрать ему подарок, сел смотреть телевизор и ждать их.

Канал, который включился, был новостным. "Папа смотрел" – подумал Павлуша.

–... Очередной теракт в городе N. Количество погибших пока уточняется, но мы уже можем сказать...

Павлуша уже хотел было переключить, как вдруг заметил в телевизоре знакомое мужское лицо.

Из-под вырванного из стены куска бетона, присыпанный пылью, на него смотрел отец.

Павлуша сначала не поверил своим глазам, а потом закричал от ужаса.

II

Азат выбежал из дома. На базарной площади, прямо за углом от его кишлака, мальчишки играли в мяч. Он направился к ним.

– Азат идет! Бежим!

Ребята вдруг разбежались, бросив мяч посреди площади. Спустя мгновение их уже не было видно: дворовые мальчишки, как никто другой, могли быстро убежать от опасности, не оставив и шанса обнаружить себя.

Азат подобрал мяч. Стряхнул с него пыль. Вдруг одна капля упала на мяч, другая – на землю у ног Азата.

То были слезы ребенка-изгоя. Сверстники боялись его с тех пор, как отец Азата ушел воевать с армией правителя Энэнии. Некоторые шептались, что отец Азата – бандит, что он режет головы людям. Родители запрещали своим детям общаться с Азатом, не хотели связываться с его семьей.

Мать Азата ходила на базар рано утром, чтобы ее не увидели другие женщины. Она не хотела встречать тех, кто распускает о ее семье жуткие слухи, брезговала их видом. Говорили, будто отец Азата присылает своей семье головы своих врагов в мешках, а они потом сжигают их в печи, вознося жертвы своему богу.

Разумеется, ничьих голов отец Азата им не присылал. Однако это не отменяло того факта, что он и вся его семья были радикальными фанатиками, а отец Азата действительно ушел на войну с "неверными". И, что тоже было правдой, порой он резал им головы.

Самому же Азату с этого была одна печаль: никто не хотел с ним дружить. Его мама говорила, что ему и не нужны такие друзья. Она иногда называла их "неверными". Азат же называл их просто по именам: Анас, Бахтияр, Данияр и Ирфан.

Пошел дождь. Слезы Азата смешались с водой. Он утер лицо, бросил мяч и побрел домой.

Завернув за угол, он увидел, что к его кишлаку подъехал автомобиль. Из окна торчало древко, на котором развивался черный флаг.

Азат вошел в дом и встретил двух мужчин в одеждах, цвета их знамени. В руках у них были автоматы.

– Ты кто такой, щенок?

– Я Азат.

– Сын Курбана?

– Да.

Они сурово посмотрели на Азата и вышли из кишлака.

На столе посреди комнаты лежал отец Азата. У него не было ног. Он что-то шептал своим сыновьям. Мальчик подошел к столу и вслушался.

– ...Неверные идут, дети мои. Они сожгут наш кишлак, убьют вашу мать, как убили меня, и, что самое страшное, осквернят нашего Бога! Не допустите этого, о дети мои! Встаньте на защиту праведной веры! Отомстите за меня!

Я сказал Мухаммаду и Ахмаду, что после моей кончины они могут забрать вас к себе и воспитать, как настоящих воинов. Слушайте их, как слушали меня, ибо я ухожу к Всевышнему. Если же вы встанете на праведный путь, будете достойными рабами Всевышнего и умрете за Него, то мы с вами еще встретимся у Его ног.Сейчас же прощайте, сыновья мои. Берегите свою веру и дом свой!

И он жестом руки приказал всем выйти из комнаты.

***

Азата и его братьев усадили в машину и повезли в пустыню. Там, как им сказал Ахмад, был военный лагерь, в котором их научат убивать "неверных". Азата терзали сомнения: убивать он никого не хотел, а хотел играть в мяч с Анасом, Бахтияром, Данияром и Ирфаном. Но Ахмад сказал, что в мяч играют только "неверные". Азату это не понравилось.

Приехав на место, где по словам Ахмада должен был быть лагерь, они обнаружили только дымящиеся кучи мусора и разорванные тела в черных одеждах. Азат видел много детей с оторванными конечностями и вывалившимися из живота внутренностями.

Мухаммад и Ахмад долго спорили и ругались, но в итоге решили остаться в разбомбленном лагере на ночевку, а на рассвете отвезти детей в другой лагерь.

III

Азат спал на песке рядом с братом, укрывшись пледом, пропахшим кровью.
Павлуша спал на кровати у бабушки дома, укрывшись залитым слезами одеялом.
Сон им снился один и тот же.

В огромном, простиравшемся до горизонта, поле стоял мальчик. Этот мальчик был и Павлушой и Азатом одновременно. Перед мальчиком, очень далеко и в то же время очень близко, нависало Чудовище. Мальчик не мог рассмотреть Чудовище, не видел его морды и когтей. Мальчик лишь понимал, что оно было безликим, огромным и пробуждало в его душе такой дикий ужас, что он не мог ни пошевелиться, ни закричать.

Павлуша видел, как оно съело его родителей.

Азат видел, как оно съело его отца и приступило к его братьям.

Оба мальчика видели горы тел, наполнявших это поле. Горы эти поднимались до самого неба, в котором, каркая и испражняясь, кружили вороны. Чудовище поглощало тела, выплевывая лишь кости, которые доедали плешивые псы, окружавшие Чудовище.

Мальчики видели самых разных людей, лежавших на поле. Их одежды, как заметил Павлуша, принадлежали людям и ушедших времен и людям современности. На своих шеях, как заметил Азат, они носили и полумесяцы и кресты. Все они, без разбора, попадали в пасть Чудовищу.

Солнца на этом поле не было. Оно давно ушло оттуда, испугавшись ненависти и горя, исходившего от Чудовища. Только холодные, далекие и мертвые звезды освещали его, не боясь запачкаться в гнили, сочившейся из Чудовища, ибо были недосягаемы для нее.

От зловония, стоявшего на этом поле, мальчики вскоре проснулись. Азат двинулся в военный лагерь, а Павлуша пошел на первые в своей жизни похороны.

***

Дождливым утром октября то Чудовище вновь проснулось и принялось пожирать молодых, здоровых и красивых людей, в угоду своему мерзкому, жесткому и глухому богу.
И шли люди к нему в пасть, веруя в доблесть и вознаграждение, но находили там лишь горе, страдание и вечную тьму.

Но если бы люди прекратили исчезать в гнилой утробе Чудовища, если бы отвернулись они от него, похоронили павших и прогнали воронов, вернулось бы солнце на то поле и рассеялось бы зловоние.

И взошел бы хлеб. И не война, а труд был бы царем этого поля. И трудились бы люди вместе, как братья, и восхваляли бы мир, освещенный солнцем.

И было бы это хорошо!

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.

Помним: 0 — 2: работа слабая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты

Комментарии   

 
+2 # NataliBergen 11.04.2016 21:56
Комментарий инквизитора

Здравствуйте, автор!

Скажу честно: читала я осторожно, как пробираясь сквозь глухую чащу - подобные темы всегда настораживают. Настораживают потому, что соответствующие явления очень чувствительны к любой искорке, связаны с чувствами вины, неприятия, ненависти, а изобразить эти чувства и их разновидности, не вызвав в свою очередь неприятие или подозрения в ангажированности очень тяжело. В общем это уход в такие тонкие и одновременно грубые материи, что надо обладать хорошим чувством такта, чтобы нигде не было перегиба и в душе у читателя зажглась искорка сочувствия, чтобы он захотел изменить мир к лучшему. Мне кажется, вы очень удачно выбрали героями повествования детей, так как тут важно показать, что жестокий мир способен придать податливым душам любую форму и в то же время детство - это время, когда пропаганда и мотивы ненависти не совсем еще коснулись детского сознания. Они еще способны,в отличие от некоторых "зомбированных" взрослых к спонтанной радости и непосредственности, часто склоняется к житейским радостям, забывая о долге и стереотипах поведения, внушенных громадным и подавляющим (это может быть как фигура божества, так и государство, а также любого рода иррациональные авторитеты, требующие беспрекословного подчинения).

О частностях.

Мужчина удар кулаком по столу. опечатка

– Давно пора было показать этим чуркам, на кого они поднимают руку! Павлуша! Смотри: хорошие дяди идут наказывать плохих. говоря о предвзятости некоторых личностей все же, мне кажется, стоит избегать крайностей. Пропаганда может действовать на всех людей, но все же влияние на каждого человека оказывает немного разное и вот такие вот типы, которые всех гребут под одну гребенку и наивно верят в то, что силой можно решить любую проблему и относятся к задаче искоренения терроризма как к телешоу ("разве это не интересно?" - говорит отец Павлуши) это, надеюсь, скорее исключение из правил, чем правило. В ином случае, все очень и очень грустно.

– Не забудь, Павлик, сегодня тебя ждет сюрприз! Ведь у кого-то День рождения, ты помнишь? Мы с папой съездим в магазин, выберем тебе подарок и вернемся как раз тогда, когда ты придешь со школы. Хорошо? мне стало очень интересно, сколько же лет мальчику. По тому как с ним обращаются родители, по тому, что он может забыть про свой день рождения (мама как будто напоминает ему, да так ласково) и в связи с уменьшительно-ласкат ельным, кажется, что это совсем маленький мальчик - младший школьник. В школе же им говорят про политические новости и еще объясняют связанные с новостями вещи на географии. Выходит, мальчик учится в средней школе? Показалось, что имеет место быть некоторое несоответствие.

Здесь перечислены государства, в которых, как и в Энэнии, власть захватили бандиты. Как видите, это преимущественно страны Востока... мне тоже, как и fitomorfolog_t сначала показалось полумерой то, что в тексте встречаются упоминания Востока, восточные имена, символы конкретных религий. Но потом я подумала, что это все сделано только постольку, поскольку не хотелось называть конкретную страну, и в то же время нужно было однозначно показать, что все эти явления связаны с нашим миром, как есть. И что нужно смело говорить об этом.

Спустя полминуты, следом за ней, промчалась пожарная машина. мне кажется, здесь не нужна запятая. Ведь "следом за ней" не является уточнением.

Павлуша шел по тротуару. Ненужное уточнение, наверное.

Дождик кончился и Павлуша, держа сложенный зонтик в левой руке, а правой поправляя лямку ранца, перепрыгивал через лужи. а тут два простых предложения в составе сложного - запятая перед "и" просится.

Мимо, оглушив Павлушу сиреной, пронеслась "скорая". Спустя полминуты, следом за ней, промчалась пожарная машина.
Павлуша шел по тротуару. Он очень спешил, ведь мамины слова не прошли мимо его ушей: он знал, что дома его ждет подарок. Дождик кончился и Павлуша, держа сложенный зонтик в левой руке, а правой поправляя лямку ранца, перепрыгивал через лужи.
Мне кажется тут очень много "Павлуши". Иногда можно заменить на "он" или "мальчик", чтобы не мозолило глаз. И дальше по тексту тоже.

Говорили, будто отец Азата присылает своей семье головы своих врагов в мешках, а они потом сжигают их в печи, вознося жертвы своему богу. вопрос такой. То, что кто-то является фанатиком означает, что он "возносит жертвы своему богу" или что он воспринимает по другому фигуру того же самого бога или извращает веру? А то создается впечатление, что вокруг люди не верят в бога в том же кишлаке или отделяют своего бога от их, а не свое отношение к религии от их. Может, вы и правы, просто такая формулировка вызвала вопросы и сомнения.

На столе посреди комнаты лежал отец Азата. У него не было ног. Он что-то шептал своим сыновьям. Мальчик подошел к столу и вслушался. вы описываете все происходящие как бы извне, как будто показываете документальный фильм о жертвах терроризма. Внутренних переживаний не видно, акцент ставится на внешней стороне: на взаимодействии социума и его слабо сознательной частички. Может, это особенность вашей работы, а не ее минус, но тут явно не хватило реакции сына на вид лишенного ног отца. Ведь важно показать и то, какую боль приносит жестокость людям, которые вынужденны терять своих близких из-за "чудовища".

– ...Неверные идут, дети мои. Они сожгут наш кишлак, убьют вашу мать, как убили меня, и, что самое страшное, осквернят нашего Бога! Не допустите этого, о дети мои! Встаньте на защиту праведной веры! Отомстите за меня! а куда делась мать? Что это он констатирует, что ее убьют? Ее похитили уже и не спасти?Почему она не с детьми - просто не ясный момент.

Всевышнего и умрете за Него, то мы с вами еще встретимся у Его ног.Сейчас же прощайте, сыновья мои. тут не хватает пробела

Азат спал на песке рядом с братом, укрывшись пледом, пропахшим кровью.
Павлуша спал на кровати у бабушки дома, укрывшись залитым слезами одеялом.
Сон им снился один и тот же.
В огромном, простиравшемся до горизонта, поле стоял мальчик. Этот мальчик был и Павлушой и Азатом одновременно. Перед мальчиком, очень далеко и в то же время очень близко, нависало Чудовище.
образ чудовища тут максимально органичен и понятен. Это действительно нечто громадное и сложноуправляемое на первый взгляд. То, что является суммой нашего невежества и неприятия, а порой и конформизма, когда мы не хотим думать самостоятельно, впитываем, как губки все те чувства и мысли, что внушаются извне. Бездумно потребляем или опираемся на внушаемые благоговение перед милитаризмом и примитивные понятия о доблести, вместо того, чтобы раскрывать все грани своей и чужих индивидуальностей и помнить, что такое продуктивные доблесть и храбрость, направленные в первую очередь на поиск компромисса.

Но если бы люди прекратили исчезать в гнилой утробе Чудовища, если бы отвернулись они от него, похоронили павших и прогнали воронов, вернулось бы солнце на то поле и рассеялось бы зловоние. мне кажется, похоронить павших - мало. Если имеется ввиду все то, что связано с исторической памятью (не цепляться за нее) и взглядами вообще (прогнать злость и паразитирование на деструктивных чувствах и теме милитаризма, что воронов) - то это другое дело. Вообще, конец довольно образный и метафоричный в сравнении с основным повествованием.

И взошел бы хлеб. И не война, а труд был бы царем этого поля. И трудились бы люди вместе, как братья, и восхваляли бы мир, освещенный солнцем.
И было бы это хорошо!
Я не уверена, что тут уместна однозначная нравственная оценка. Мне кажется, писателю важно показать, что не так в обществе, обличить болячки, рассуждать о причинах, но не подводить читателя к конкретному выводу.

Итого: текст способен задеть за живое, удачно выбраны герои и здорово проведена параллель между судьбами разных и в то же время похожих детей, но, думаю, автору стоит еще поработать над способом донесения идей до самых широких кругов так, чтобы и посыл был понят и однозначного "тыкания носом" от писателя не было. А ведь идеи заслуживают того, чтобы быть донесенными.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Philosopher_Ka 12.04.2016 12:22
Спасибо Вам за проделанную кропотливую работу! Знайте, я крайне ценю Ваш отзыв и время, затраченное на ознакомление с моим рассказом.
В целом по тексту, устранив орфографические и пунктуационные недочеты, я обратил внимание лишь на сухую реакцию Азата на смерть отца. Дабы исправить это, я добавил абзац, объясняющий, что на протяжении всей жизни мальчика в Энэнии шла война и он привык к ее ужасам, а отец его постоянно принимал в ней участие, не появляясь дома годами. Отсюда и сухая реакция мальчика.
Был рад Вашему отзыву.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# NataliBergen 12.04.2016 15:15
Я рада, если смогла хоть чем-то помочь) Спасибо за ответ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Almond 12.04.2016 14:57
Уважаемый инквизитор, спасибо за такой комментарий, хотя это и не моя работа))) Но... хотелось бы получить такой комментарий к своей (скромный намек)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# NataliBergen 12.04.2016 15:13
Спасибо за спасибо :-) намек понят ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 10.04.2016 18:11
Ну,написать текст, в котором была бы показана страшная нелепость вражды двух стран, можно и в реалиях существующего мира, тем не менее в создании вымышленной страны в данном случае и впрямь есть резон: отвязать текст от конкретики, придать ему более общечеловеческое звучание, избежать возможного царапанья чьих бы то ни было национальных и религиозных чувств. Однако если уж идти по этому пути - то до конца. Здесь же использованы существующие имена, упоминаются Ближний Восток, и "неверные"... Вот поэтому название выдуманной страны выглядит странной полумерой: ни то, ни сё. Всё это ИМХО, конечно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юлия 10.04.2016 16:48
Здравствуйте, Автор. Для начала некоторые неточности, которые я заметила.
«на юг!...» – лишняя одна точка;
«– ...Уровень» – лишний пробел;
«висевшем у него на шнурке на шее» – запятую потеряли;
«указкой, – Перейдем» – точка, а не запятая;
«Разве это не интересно?» – неинтересно;

Теперь по самому тексту. Несмотря на то, что текст было читать легко, я нигде не затруднялась, не возникало вопросов, этот текст нужно доработать. На мой взгляд, здесь не хватает эмоций и если ещё в первой части, вы про них не забывали, то во второй, я уже немного недоумевала, почему ребёнок, увидев отца полумертвым, никак не реагирует? Если вы хотели показать, что он никогда не плачет, умеет держать свои эмоции при себе, то тогда непонятно, почему он плакал на улице, когда от него убежали другие мальчишки. Это просто – пример.

То что, вы придумали одну страну – замечательно, но на фоне всего этого рассказа угадывается весь мир, реальный и уже как-то забываешь, что это все выдумка автора. Особенно когда вы пишите про теракты на Востоке, про неверных – это всё было в реальности и уже как-то весь рассказ не кажется таким уж и вымышленным.

Но тем не менее вы показали и рассказали историю о двух мальчиков, которые по сути, просто двое люди с одинаковой целью – жить.
 
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Philosopher_Ka 12.04.2016 12:10
Спасибо за отзыв. Все опечатки и ошибки исправлены, благодарю за помощь.
Оправдание бесчувственности Азата по поводу смерти отца - это постоянная война, которая не прекращалась с момента рождения мальчика и постоянное отсутствие родителя. Я добавил абзац текста, объясняющий это.
Что же касается до угадывания нашего мира, несмотря на придуманную страну, то я могу сказать, что так и было задумано. Рассказ обращается к реальным проблемам современности.
Очень рад общению с Вами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа