Синий Сайт
Всего на линии: 383
Гостей: 382
Пользователей онлайн: 1

Пользователи онлайн
Rasvet

Последние 3 пользователя
Iori_hinata
Storyteller
Маруся

Сегодня родились
Amalitsiya Kattery Fracastoro Serenielle Про_100_zit Пышка

Всего произведений – 5063

 

Невеста моря

  Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Ксения Белова
Проза
Морской Хозяин/девица
Сказки и мифы
G
мини
Когда Боги ходили по земле, они чаще требовали жертв...
закончен
История от Сказочницы Ксении Беловой
С разрешения. Ссылку

 


В нашей деревне всегда боялись моря. Шумное, злое, оно шипело за тыном, ворочалось в своих берегах. Деревня стоит высоко на откосе, но бабушка сказывала, будто иногда сам Морской Хозяин, гневаясь, посылал высокие волны, да такие, что перехлестывали через бревенчатый тын, сносили дома, как щепки, да жадно уволакивали все живое в пучину. Но то сказки, а я с детства бегала на бережок, поплескаться и поискать перламутровые ракушки – себе да сестренкам на украшения. Ох и ругала меня мать, и порола, только, вишь, тянет дите неразумное посмотреть, как волна набегает, пеной кружевной рассыпается… А больше того – на морских зверей подивиться. Чудные они, водяные коняшки эти! Сами тоненькие, будто ветка гибкая, а с боков, что крылья приделаны. Толкаются они ими, да скользят над волнами, как птицы над облаками. И прозрачные они, коники, вестимо ведь, одна вода в них, да волшебство морское.

Бабушка сказывала, что зовутся лошадки мудреным словом, которое только волхвам ведомо, а нам, людям простым, оно и вовсе ни к чему. Наши, деревенские, к коням привыкли, только все равно побаивались, мало ли что. Ведь самого Морского Хозяина то лошадки, не человеческого ума дело о них рассуждать. А вот меня коники не трогали, позволяли на камнях сидеть, ракушки собирать тоже не мешали. Я им и имена дала: Буянко, Омут да Зыбкий, все трое каждое утро вдоль берега скачут. А однажды море мне подаренье сделало – вынесло к ногам ожерелье из перламутра, серебром оправленное. Ахнула я, дивное украшение разглядывая, скорехонько примерила, а взрослым про то говорить не стала. Мало ли, отнимут, скажут, что не принесет добра чужеземное богатство. Вечерами зимними, когда спала на полатях с младшими, чудилось мне, будто от перламутра того тепло идет ласковое, будто кто-то большой и сильный взялся беречь меня, неразумную.

А как подросла я, заневестилась, так с подружками к морю тайком бегать стала – на суженого погадать. Пока славницы имена на песке выводили да ждали, чье имя не унесет вещая волна, я диковинку подобрала, такую, что и сказать боязно! Обручье серебряное – не здешними мастерами сделанное, узорами морскими изукрашено, перламутром, ровнехонько в пару моему ожерелью. А подружки-то визг подняли, бросились к спасительному тыну, едва в руках моих находка засветилась ярко, будто звезда с неба упавшая!

- Пришла невеста, значит… Ну, добро, постоит еще селение ваше!

Обернулась, охнула, увидев чудо небывалое. Сам Хозяин Морской на поверхность вышел, руку за своим доспехом тянет, стало быть, вернуть требует. Поклонилась, как подобает, подаю.

- Сама надень, - велит. – Не бойся, зла не сделаю.

Тронуть боязно, а ослушаться еще страшнее. Знаю, что неспроста показался, обликом человеческим облекся. А коняшки то, коняшки, вокруг пляшут, шеи гнут, ластятся! Улыбнулась, да за теми мыслями обручье-то на руке и застегнула. А рука у Хозяина Морского, слышь-ка, теплая, совсем как живая… Тут бы струсить мне и бежать, а я, глупая, рассмотреть решила, что за одежда на нем, что за оружие. Старики сказывали, что оружен он мечом волшебным, в коем сила гроз морских заключена.

- Нравятся зверюшки мои? – спрашивает.

Знаю, что смотреть-то нельзя, сама взгляд прячу. Белы волосы у Хозяина, будто пена морская, одежда и вовсе из волн соткана, а голос не злобный, ласковый.

- Вот слушай меня теперь, девица, - говорит, будто бы прекословить смею. – Коли уйдешь сейчас со мной добровольно, еще лет сто земли не трону, будут стоять дома ваши. Коли откажешься, больше спрашивать не стану – сам волнами возьму, как раньше забавился. 

И руку вскидывает, коняшек верных подзывает. А море темнеет, ворчит злобно, готовится… Обернулась я на родимый тын, вспомнила, как матушка наказывала не бегать за околицу, не носить сестренкам ракушки перламутровые. И воротить бы назад, да поздно!

Вижу, и платье на мне уже не мое, а такое же, как на Хозяине – серебряное и водяное… Видать, не сомневался, что я выберу, а может помечал просто, кто разберет?

- Что молчишь, девица? Умолять не станешь?

Умоляла бы, да разве море умилостивишь? С детства чуяла, что быть по сему…

- Не стану просить, - только и смогла я ответить. – Сама пойду, только деревню не тронь!

И откуда смелости нашлось так с Хозяином Морским беседу вести, сама удивилась.

- Стало быть, поладим мы с тобой, невестушка! – усмехнулся тот. – Ближе подойди. Как тебя звать?

Каждый знает, что чужому открывать свое имя, все равно, что жизнь свою подарить, а уж существам нечеловеческим – и вовсе смерти подобно. Но против Морского Хозяина как слово молвить?

- Нежданой зовут, мать сынка хотела, а родилась я…

Кивнул сдержано, показывая, что услышал.

- Властью над волнами тебя наделю, дам силы повелевать штормами и штилями, а имя тебе будет Сияна, всех вод госпожа.

Простер надо моей головой грозовой меч,  сияющий тысячей молний, нарекая Морскою Царицею. Вот и все, ухнуло и остановилось сердце. Нет пути обратно! Прости, матушка, свое дитя неразумное, что огорчила и запропала в водной зыби. Хранить вас буду, пока супруг позволит… Обернулась в последний раз на родимый тын, да послушные слову мужьему водяные лошадки под локти подхватили, уводя от рода людского.

С того дня лишь изредка позволено мне выходить на поверхность, чтобы усмирить бушующие ветра и осадить хищные волны. Корона Морской Царицы тяжела и давит виски, лишь только я поднимаюсь в мир людей. Быть супругой Морского Хозяина – тяжкая, почти непосильная ноша, но я знаю, что лишь мои ладони способны остановить его верных слуг, готовых поглотить родную деревеньку. Мое имя - Сияна и когда-то давно я была человеческой девой, познавшей волшебство моря.

 

/март 2016/

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Комментарии   

 
+1 # NataliBergen 22.03.2016 18:46
Комментарий инквизитора

Здравствуйте, автор.Страх перед стихией и благоговение перед ней - известный мотив сказок и мифов. Стихия, яростная и таящая опасности и человек, подчиняющийся или укрощающий - интересный, сильный конфликт. Но здесь героиня кажется стороной именно подчинившейся, причем подчинившейся без особого сопротивления, обдумывания. Она наблюдает море, ее тянет к нему, она подбирает с удовольствием всякие милые вещицы, а в итоге оказывается перед серьезным выбором, и тут как-то быстро и просто подчиняется воле морского царя. Не успеешь и глазом моргнуть - а конфликт разрешился. В сказке есть предложения, которые говорят о печали девушки, но ведь есть и такие, которые будто наполняют ее гордостью за то, кем она стала:

Мое имя - Сияна и когда-то давно я была человеческой девой, познавшей волшебство моря. Все-таки сказка заканчивается не на однозначно негативной ноте. Море, к которому тянуло девушку в итоге притянуло ее.

Есть в этом даже какая-то виктимность: будто бы девушке понравилось подсознательно быть подчиненной воле сильного властителя моря. И может, самолюбие тоже свое взяло. Сколько чести ей - столько девиц молодых, прекрасных, а выбрали именно ее.

Умоляла бы, да разве море умилостивишь? С детства чуяла, что быть по сему… раз героиня с детства чуяла, почему она подбирала всякие вещицы, почему не осторожничала? Как она вообще могла предугадать это?

Стоит пройтись по тексту, чтобы посмотреть запятые. А также заменить дефисы в прямой речи, между разными членами предложения и частями сложного предложения на тире.

Толкаются они ими, да скользят над волнами, как птицы над облаками. перед союзом "да" в значении "и" не нужно ставить запятую. Это не единственный случай с союзом "да" в тексте.

Кое-где устаревшие формы сбивают с толку. Думаю, что стоит немного упростить текст, он тяжеловат. Вот тут например сочетание обилия запятых с "вестимо ведь" заставляет спотыкаться:
И прозрачные они, коники, вестимо ведь, одна вода в них, да волшебство морское. перед "да", опять же, не нужна запятая.

Спасибо автору за чудесные описания моря и освещение вечного противостояния стихии и человека (хотя тут оно не имело особой остроты). Сказка, что пена морская: чудная и красивая, но нахлынет образами и растает, не оставив чего-то ощутимого и содержательного. Была девушка, а стала морской царевной, отдав себя в жертву (тайно наслаждаясь этим?), чтобы деревню не тронула стихия. Пожалуй, одним предложением можно выразить всю суть. Но, может, я ошибаюсь?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Thinnad 19.03.2016 12:28
Здравствуйте, автор. Любопытная маленькая история деревенской девушки – причём, кажется, не из нашего мира девушки. С первого же абзаца окутывает иным миром. Красиво.
Страх деревни перед морем и, одновременно, факт, что она всё же стояла возле моря даёт причины полагать, что люди пришлые на эту землю. Что и им море не по душе, и хозяну моря – люди тоже. Не родные они друг другу.
Понравились описания коняшек – «Сами тоненькие, будто ветка гибкая, а с боков, что крылья приделаны». Правда, сначала подумалось, что эти зверики на манер морских коньков, полный облик остался неясен. Да, собственно, и люди ли персонажи вообще? Непонятно) Они же могут быть любыми - хоть бы и птицами, и ящерками.
Стилизация повествования приятная, настраивает на сказительность, на образ мира глазами деревенской девушки.

Я не понял того момента, что, выходит, у морского хозяина Неждана была не первой невестой? Он так безапеляционно стал её шантажировать и приготовился к мольбам.
А как он выбрал её? На месте Нежданы могла быть любая девушка – я так понял, что подружки её тоже наведывались к морю. Какова функция ожерелья? Ожидалось, если честно, волшебство или драма. связанная с разоблачением.
Вот кстати:
Цитата:
«Ахнула я, дивное украшение разглядывая, скорехонько примерила, а взрослым про то говорить не стала. Мало ли, отнимут, скажут, что не принесет добра чужеземное богатство. Вечерами зимними, когда спала на полатях с младшими, чудилось мне, будто от перламутра того тепло идет ласковое, будто кто-то большой и сильный взялся беречь меня, неразумную»
- а как же - и подружкам не показала? Они из зависти взрослым разболтали бы.
А ещё непонятно - выходит, героиня ожерелье на себе носила, раз во сне даже тепло чуяла?

Ещё вопрос: а за что хозяин моря сделал Неждану морской царицей? За что незнакомую девушку наделил огромной, почти божественной властью? Чем она заслужила - и статус, и способности? Что в её истории произошло такого необычного или заслуживающего такой ответственности? Совсем непонятно. Обычно такие вещи в сказках добываются путём испытаний.
Завершение сказки вышло совсем коротким и даже, как мне показалось, скомканным. Смысла в именах нет, а в чём заключены страдания - непонятно. Мне эта история показалась куском из большего произведения.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа