Всего произведений – 5050
Картина с собакой
Картина с собакой
Как ни прячься, а настигнет.
Просочится сквозь кожу, глаза, позвоночник – затопит, как трюм и расплющит.
Пытаешься увернуться, отвлечься – но отравлен воздух, и каждый вдох только кумулирует токсичность.
Оно опять внутри. И я сдаюсь, потому что сопротивление убьет еще быстрее.
Дед мой спасался жесточайшими запоями и однажды не выполз. То ли из запоя, то ли из этого…
Бабушка рассказывала, что предка нашего чужедальнего тоже заматывало это состояние. Выгоняли беса, возили по вещуньям-ворожеям. Он поставил точку сам.
Полнейшая окаменелость… эмоциональный коматоз… омертвение желаний и ощущений. Бесполезное лечение от депрессии – и бездна поглотила мой покой, друзей и семью. Как художник я был все реже востребован, число заброшенных картин росло… Оставалось имя, но уже без успеха и репутации.
Я практически не выходил из полуподвальной мастерской, почти не двигался и обреченно ждал хоть какого-нибудь конца…
Однажды в дверь позвонили.
На пороге стоял и тяжело смотрел на меня ротвейлер.
- Вы художник N? – мужской голос с другого конца поводка. – Вы мне нужны.
Я стал закрывать дверь.
Отрывистая команда. Пес телом надавил на дверь, и они вошли.
Там, откуда я на них смотрел, не было ни интереса, ни страха.
- Мне нужна картина с этой собакой.
Монотонность голоса высокой сутулой фигуры не нарушила безжизненность мастерской.
Я лег, отвернулся от них и поглотился тьмой…
- Деньги на столе. Зак, место!
Сна у меня не бывает. Исчезаю куда-то, потом возвращаюсь в пространство, без причины и смысла. Иногда вижу у себя алкаша-соседа. По непонятному побуждению он не оставляет меня, приходит ко мне пить в одиночестве. Я хорошая компания для запоев…
Что-то в темноте напомнило мне, что я есть. Нащупал ночник. Возле кровати сидел ротвейлер. Я пошарил глазами по мастерской в поисках хозяина.
Открыл дверь и показал собаке на выход. Всплыла кличка, Зак. Пес пристально смотрел на меня и не уходил. Он изучал меня, как будто бы я существовал.
Короткая шерсть блеснула в полумраке угольным блеском, он встал и синева пробежала волной по мощной спине.
Шерсть сияла. Масло и глянцевый акрил.
Зак постепенно оживал на холсте. Я писал его, проваливаясь в свое ничто и находя себя сидящим у мольберта, рядом со спокойной мощью собаки. Хозяин не приходил и сюжет картины был полностью в моей воле. Большая собака, стремительно бегущая навстречу идущему по осенней ненастной дороге человеку. Исподволь работа приближалась к завершению. Эскизом оставался только высокий темный силуэт, вдалеке застывший на ветреной дороге…
Сосед опасливо ухаживал за крупным зверем и не пил всю эту неделю, считаясь с недовольством пса по этому поводу.
Там, куда меня всасывает мрак, не бывает звуков. Как на глубине – монотонный низкий звон, тяжело заполняющий голову и чавкающий ошметки того, что раньше называлось душой. Сколько раз я призывал смерть, но она туда не спускалась…
В полуподвале мастерской на отшибе города всегда была беззвучная темнота, окон здесь не было. Я долго всплывал вверх на этот звук, живой и болезненный. Он выталкивал меня из холодного оцепенения, тянул на себя.
Зак выл.
Мое тело, отвыкшее от ощущений, пронзила боль от тревожно-надрывного плача зверя. Он выл так, как выл бы я, исторгая из себя свою мертвую мучительную жизнь! Рыдал над несбывшимся и невыносимым криком проклинал день, выплюнувший меня в безысходную юдоль…
В темноте я подполз к Заку. Его могучее напряженное тело дрожало, запрокинутая вверх морда была мокрой. Рвущийся из него воющий крик переходил в стон. Я прижался к нему всем телом и зарыдал вместе с ним.
Зак выл на картину.
Утром он сбежал.
Пустота была для меня привычным местом внутреннего обитания. Но после Зака она выползла из меня наружу и слепо смотрела на меня отовсюду.
Я закрыл холст тканью.
Два дня поисков ни к чему не привели.
Сосед подключил своих алчущих друзей. Высокий мужчина с ротвейлером случался в их поле зрения и дом был найден.
Была очевидная причина посетить этого человека. Закончить картину и отдать ему. У меня не останется даже нарисованного Зака.
Дверь открыла немолодая тихая женщина. В глубине дома залаял Зак. Я объяснил свой визит.
- Принесите картину мне, если вам не трудно.… Мой муж умер три дня назад. Вот собака его не застала, беспокоится, скулит…
Мне пора возвращаться в свою оглушенность и бесчувствие…
До позднего вечера я бродил по улице возле дома. Слыша беспокойный голос собаки, я не находил в себе сил вернуться в пустую мастерскую.
Сосед был мертвецки пьян.
Я подошел к мольберту и освободил его от ткани.
Большая прекрасная собака бежала к своему человеку. Я дорисовал ему этюдник и теплый шарф.
Потом - свою жизнь, которой у меня никогда не было.
Мои состояния всегда были преддверием какой-то бесконечности. Я чувствовал эту затягивающую невозвратимую даль. Сначала я мучительно удерживал свое сознание на краю, потом силы закончились смиренной обреченностью.
Впервые я жаждал сделать шаг дальше.
Впервые я призывал свой ад.
Увернуться от лап Зака я не успел и еле устоял ногах.
Невдалеке у дороги стоял дом под красной черепичной крышей.
В окне тепло горел свет. И мы вдвоем пошли на этот свет.
Добавить комментарий
Комментарии
Пока у вас наброски рассказа. Только к концовке вы стали показывать, а до этого факты перемешивались с намеками. Не очень понятно, чем болел художник. Хочется понять, чтобы сопереживать. Но это и не очень важно.
Важнее наполнить стиль картинками, яркими описаниями, которые есть в самом конце.
Много ненужного официоза: «Вы художник N?», «Как художник я был все реже востребован» и т.п.
Концовка не очень понятна: умер он или стал при приступах перемещаться к собаке и дому (в счастье)?
Мистики я не почувствовала. А вот собаки могут чувствовать хозяев. Это не совсем мистика, а в конце больше на психологию хочется всё списать, а не на мистику.
Пока «ноль»
Оформление - вырви-глаз. И это не пустая придирка: у текста (этого конкретного текста) есть особенности - некоторая размытость описаний, сосредоточенность на внутренних ощущениях - и, когда на это накладывается э... визуальная разорванность текста на мелкие клочки - всё, текст восприниматься перестаёт.
Если не считать этого, я не поняла одного: какую роль в происходящем сыграла особенность (болезнь? ) героя. Точнее, нет, не так. Ясно, что герой страдает какой-то мучительной одержимостью, которую в конце принимает. Неясно, какие изменения происходят с героем по мере написания картины. Вначале факт: он особенный. Потом факт: он рисует, при этом не особо осознавая, что делает. Потом - вуаля: он призывает своё состояние.
Может, дело как раз в том, что для меня слишком труден текст, не опирающийся на детали внешнего мира.
Немного вычитки:
"Высокий мужчина с ротвейлером случался в их поле зрения и дом был найден", "Хозяин не приходил и сюжет картины был полностью в моей воле" - пропущена запятая.
И всё же в рассказе есть и структура (завязка, развитие действия. не очень заметная кульминация и развязка), и настроение. Это всё же рассказ, а не зарисовка. А финал - яркий.
Поэтому, несмотря на те недочёты, о которых я написала, плюс.
но отравлен воздух, и каждый вдох только кумулирует токсичность - я прям зависла слегка, итак, в переводе на русский язык: каждый вдох накапливает свойство вещества оказывать токсичность... не находите странность?
Впрочем, странностей в тексте хватает. Алчущие друзья тому свидетели.
Страшно, когда тебя накрывает безумие? Да. Или нет. А, может, не важно. Как знать. Не суть. Я к тому, что в вашей зарисовке несомненно есть атмосфера, чудаковатость и тоска. Но нет сути и цели. При этом столько всяких... ниточек и обрывочек, что не знаешь, за что хвататься. И стоит ли, потому что главному герою до потуг читателя его понять и дела нет.
Текст нужно чистить от повторов и сотни многоточий. И хотя завершающая фраза прекрасна, это всего лишь второй плюс рассказа, поэтому не больше ноля.
Не знаю, вроде бы всё не так, рассказа фактически нет. Не хватает многих элементов по структуре. Это больше напоминает крик души. По большому счёту это ноль. Но уж больно проняло за душу и потому, всё равно плюс.
Кроме того весь рассказ пронизан блестящими фразами: мужской голос с другого конца поводка, он встал и синева пробежала волной по мощной спине, чавкающий ошметки того, что раньше называлось душой...
От меня Плюс
Да, задумка, точнее та крошечная сентиментальная часть, что промелькнула в конце, хороша. Даже очень. Вы апеллируете к понятным и распространенным чувствам: тоски по дому, теплу, верному другу - идеальному конфетному миру, полному любви, с любимыми и любящими, в котором каждый хотел бы оказаться хоть раз. Этот теплый момент, полный щемящий тоски и прикосновения к заветному чуть ли не единственное ценное, что есть из представленного вами.
Проблема не только в том, что у вас не рассказ. Проблема в том, что у вас не цельное произведение, а полусобранный конструктор. Вы накидываете предложения без всяких связок, кратко, по минимуму лишь для того, чтобы читатель не совсем потерялся в этой полусумасшедшей исповеди. Но даже полусумасшедшую исповедь надо подать так, чтобы чтение не выглядело прыжками через огромные пропасти. У вас не получилось.
А ведь умеете описывать и создавать атмосферу:
Просочится сквозь кожу, глаза, позвоночник – затопит, как трюм и расплющит.
Лишние персонажи. Зачем сосед? Понятно - чтобы ухаживать, но в то же время вы им расплодили лишние сущности.
Много пунктуационных ошибок. Например:
Всплыла кличка, Зак. - двоеточие
он встал и синева пробежала волной по мощной спине. - ССП, запятую пропустили.
Работу надо переписывать. Хотя бы ради конца.
Сейчас минус
Рассказ мне понравился.
Да, в начале есть неуклюжие и необязательные описания.
Да, не стоило конкретизировать душевное расстройство, как "неизлечимую генетическую депрессию", тем более, в описании.
И следует прописать концовку чуть тщательней. чтобы финал не угадывался, а стал прост и понятен.
Но очевидные недостатки не помешали мне получить удовольствие от чтения рассказа, даже в таком, недоработанном виде.
Оценка - плюс.
Вся прелесть описаний психических заболеваний в том, что читателю представлен переход от нормального к ненормальному, нарастающие изменения, настигающие персонажа и его мировосприятие - с этим условием доступно сопереживание персонажу. У вас нет даже попытки выписать подобное, потому что, я полагаю, рассказ писался на коленке в последний день, поэтому сюжет такой же мутный, как сознание автора.
Но мне нравится идея рассказа, эта печальная и безнадежная мечта, эта собака как символ. Только поэтому ноль.
Мне нравятся удачные заходы с подачей, но здесь просто провал. Мало того, что все бессвязно. От слова совсем. Так еще на этот непереводимый поток сознания зачем-то натянута однотонная эмоциональная окраска, совершенно не отыгрывающая события и действующих героев. Сплошной наркотический угар с оценкой минус.
Ну и вердикт о наркотическом ударе слишком уж невежествен, вам не кажется? )
В тексте есть образы и они хорошие. Что именно откровенно плохо, остается для меня загадкой.
немолодая тихая женщина - странное сочетание, если честно.
А ведь в целом образы хорошие. Можно сделать рассказ.
Поставлю ноль.
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним: 0 — 2: работа слабая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты