Синий Сайт
Всего на линии: 519
Гостей: 519
Пользователей онлайн: 0

Пользователи онлайн
Никого онлайн нет!

Последние 3 пользователя
Д. Красный
Dima
Dima

Всего произведений – 5050

 

Выход есть всегда

  Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
LORELEA
Проза
Женщина, её муж и дочь
Реализм
12+ (PG-13)
рассказ
Каждый должен помнить: безвыходных ситуаций нет. Иногда спасение можно найти на книжной полке.
закончен
Картинка взята из Интернета
Только здесь

 

 

vyhod jest

 

    

  

          Выход есть всегда

   

 Почти пятнадцать лет прошло, а Надежда нет-нет да вспомнит то время, когда ей казалось, что жизнь кончилась. И сахарной-то она никогда не была, а тут навалилось всё разом, руки и опустились.

 Сколько беспокойных дней и бессонных ночей довелось ей пережить – знала она сама да старшая дочь, которая в ту пору рядом была.

   

 ..Много лет проработала Надежда в школе, всегда была на хорошем счету, отношения с коллегами ровные, добрые, детей любила, на уроки шла, как на праздник: аккуратно и по моде одетая, с причёской, обязательно туфли на каблучке.

 Дисциплина на уроках – армейская. И не потому, что школьники боялись Надежду Михайловну, нет, потому что уважали и любили смотреть в её серые глаза. Добрые и понимающие. Любили слушать её спокойный, завораживающий голос, звучащий, как лесной родничок. К любому двоечнику она могла найти подход, поговорить на любую тему. Ключик к детским сердцам был у неё особый.

   

 Семья дружная. Муж – руководитель, взрослые дети, старшие своими семьями жили. У всех домашнее хозяйство немалое, поэтому сами работали и детей с раннего детства к труду приучали. Излишеств не допускали, никаких сверхдорогих нарядов, никакой «крутой» обстановки. Надежда хорошо шила, дочки частенько наряжались в модные платьица и сарафанчики. Просто и экономно.

 Вроде и жили, как все соседи, но чем-то семья эта выделялась, как-то не вписывалась в общую деревенскую картину. Были у Надежды с мужем очень тёплые отношения, дети видели, как любят родители друг друга, гордились ими, и строили свои семьи по таким же законам и принципам.

   

   

 Деревня есть деревня. Завистники всегда найдутся. Не обошлось и тут. Сначала какие-то слухи на бытовом уровне: «вот дом себе строят, вот машину собираются купить, учёбу дочери оплачивают..»

 Надежда сначала внимания не обращала. Не до этого было. Семья, первые внуки, хозяйство и работа требовали заботы и времени. А муж деревенские разговоры и перешёптывания вообще не воспринимал. Для него работа была на первом месте.

   

 Но не зря народные пословицы молвятся: «пришла беда – открывай ворота». Или: «беда одна не приходит».

 Пришла беда. Сначала слёг муж. Первый инсульт перенёс на ногах, а тут.. Вспоминая этот осенний день, Надежда не может удержаться от непрошенных слёз: «как же так, ведь пятьдесят только-только минуло. Всю свою сознательную жизнь руководителем работал. Люди уважали за деловую хватку, за преданность своему делу, за справедливость, за то, что никогда не боялся брать на себя непосильную ношу и принимать ответственные решения».

 Но болезнь не спросила. Видно, всему есть свой предел. Все заботы и проблемы муж носил в себе, домашних оберегал.

   

 Болен родной человек, дочь с двухмесячным ребёнком готовится к защите диплома, работа, которая требует отдачи. А беда с мужем и другую привела. Почувствовала Надежда Михайловна: на работе что-то не так. Директор школы стала предъявлять какие-то необоснованные претензии, начала устраивать проверки. То планы поурочные потребует, то журнал посещений учеников, то письменный отчёт за проведённое мероприятие. И везде найдёт, к чему придраться, за что зацепиться. Не было такого раньше. Как опытному педагогу всегда было доверие. И со стороны администрации, и со стороны коллег, которые сочувствовали, понимали, что не к добру всё это, но помалкивали. Годы девяностые. Как их теперь называют: лихие. Вот и для Надежды они лихими оказались. Домашние заботы, уход за больным мужем, за маленьким внуком – не позволяли ей расслабиться.

   

 Долгими бессонными ночами из головы не выходила одна мысль: «а что дальше?» Приговор врачей суров и беспощаден: «Муж окончательно не восстановится. Будет ходить, себя обслуживать – и всё. Ни о какой работе не может быть речи». Дочери предстояла завершающая сессия в университете, а у неё малыш. Как тут без помощи?

 Доброхотов всегда много. Недолго мучилась Надежда догадками, что же такое произошло с директором. Шепнули, что на её место тот хочет родственницу устроить. Поэтому и участились «наезды», как сказали бы сейчас.

   

 Ночами, когда семья засыпала, Надежда уходила в маленькую спаленку, забивалась в уголок кровати, и только одна мысль не давала ей покоя: «Как жить дальше? Неужели директор уволит? А за что? И как пережить этот позор? В первую очередь – перед своими детьми. Проработала тридцать лет – и вот такой финал. К вышестоящему начальству не обратишься, директор с ним, как говорится, на короткой ноге. Да и жаловаться кому-либо было не в её характере. Уйти с работы? А куда? В деревне и так полно безработных. Как содержать семью?»

   

 Ко всему она узнала, что её ближайшая подруга щедро делится с директором своими секретами. Тем, что было известно только ей и Надежде. Это уже было завершающим ударом. Подруга, с которой близки более двадцати лет. Не укладывалось в голове. Но факт есть факт, и с этим надо было смириться.

 Чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей, ночами Надежда брала книги, но на первой же странице понимала, что прочитанное не откладывается в памяти, сердце не принимает.

   

 Однажды дочь привезла ей сборник стихов Эдуарда Асадова. Когда-то ещё в юности Надежда читала его поэму «Баллада о ненависти и любви». Прочитала давно, а отложилось в памяти на всю жизнь. Такое впечатление произвела. Позднее попадались отдельные стихи. И всё. А тут – сборник.

 Стихи стали спасением измученной, истерзанной сомнениями и переживаниями души. Биография поэта потрясла: человек, потерявший зрение в двадцать с небольшим лет, не только не сдался ударам судьбы, но выжил всем смертям назло. И не только выжил. У него есть семья: жена, сын, любимая внучка, он пишет чудесные стихи и поэмы, полные оптимизма, любви к читателю, к своей Отчизне, к родной природе. В них прослеживается обострённое чувство справедливости. Автор как будто приходит на помощь читателю, попавшему в беду; человеку, который испытывает ни с чем не сравнимое чувство боли, горечи, обиды и досады от предательства близких и друзей.

  

 Первый асадовский сборник помог Надежде пересмотреть свою жизнь, свои проблемы. Поэт тоже прошёл через унижения, через предательство родного человека – жены, через предательство друзей, в которых всегда верил. А ведь ко всему он ещё был слеп.

 Закрывшись в своей комнате, она ночами читала стихи вполголоса. Читала вслух себе! Каждую строчку воспринимала так, будто автор обращается лично к ней. И даже стихи о природе читала с особым восприятием. Каждая строка несла несравнимый ни с чем заряд любви к жизни.

  

 Стихи читались и перечитывались, жизнеутверждающие строки ложились на сердце Надежды каким-то невероятно спасительным бальзамом. Она понимала, что надо выбираться из этой пучины безысходности и безнадёги.

 «Ну, это же не смертельно, – уговаривала она себя. – Уволят с работы. Ну и что. Сейчас полно безработных». Какой-то внутренний спасительный голос протестовал: «А за что могут уволить? Что ты делаешь не так? Есть же на свете какая-то справедливость..»

 «А муж? Что его ждёт дальше? Время идёт, улучшений как не было, так и нет». И снова слышатся слова успокоения: «Почему же нет? Лежал совершенно беспомощный, а сейчас ходит. Пусть плохо, пусть с опорой на стенку, но ходит. И говорит, слава Богу, и рассудок сохранён. И за дочь зря переживала. С трудом, но диплом получен».

 

 Надежда помнила, каким трудом достался дочке её диплом. Уход за больным отцом, сынишка-младенец, хозяйство, которое легло на её хрупкие плечи и, главное, помощь самому близкому человеку – маме. Все её страдания дочь воспринимала как свои. Успокаивала, убеждала, советовала, но никогда не жалела, не говорила пустых слов. «Мы выстоим, мама. Значит, так было надобно – послать нам такие испытания. Господь даёт человеку ровно столько, сколько он может выдержать. Мы с тобой выдержим». И эти слова лечили душу Надежды.

  

 Как могли, поддерживали родителей и другие дети.

 Увидев, что мать увлеклась поэзией Асадова, они привозили ей новые сборники стихов и прозы. Так появилась последняя в жизни поэта «книга его книг» –«Интервью у собственного сердца» – интересный разговор с читателем о времени и о себе, исповедь, честный и бескомпромиссный монолог, обращённый к грядущим поколениям.

 Книгу Надежда прочитала за ночь. Прочитала и ещё раз убедилась: всё проходит, пройдёт и это. Надо жить и верить, надеяться на лучшие перемены.

  

 И сейчас, по прошествии многих лет, она вспоминает, как достойно доработала до заслуженной пенсии. С честью ушла из школы. Дочь стала дипломированным специалистом. Внук вырос и сейчас учится в одном из престижных университетов.

 А муж… После того инсульта он прожил почти полтора десятка лет. Болел, страдал, но был всегда в кругу родных и близких людей. Он успел порадоваться появлению внуков, был счастлив увидеть невестой старшую внучку. Немного не дотянул до золотой свадьбы, о которой так мечтал. И умер в окружении детей. Мир праху его!

  

 Сейчас Надежда с грустью вспоминает то время. Стоило ли так волноваться? Ведь потом всё как-то устроилось, улеглось. Правда, с некоторыми друзьями пути разошлись, о чём она нисколько не жалеет. Спустя годы, при встрече с коллегами она не раз слышала слова благодарности за свой труд, за доброе отношение к детям. Просто за то, что была надёжным человеком.

 Как бы то ни было, стихи Асадова ей очень помогли. Помогли не углубиться в депрессию, помогли переосмыслить ту ситуацию, в которую попала семья, протянули руку помощи. Даже стихи о природе поддерживали…

  

 И что удивительно, с той поры у Надежды появилась любовь к поэзии. Правда, избирательная любовь. С удовольствием читает стихи Андрея Дементьева, Николая Доризо, Сергея Добронравова, Михаила Ножкина, Ирины Самариной.. И там она находит для себя особые строки, будто адресованные лично ей.

 Книг в доме немало, но сборники произведений Эдуарда Асадова занимают на полке почётное место. Время от времени Надежда открывает их, и память возвращает её в те далёкие годы.

  

 Но что более удивительно, Надежда стала писать стихи. И это в возрасте за шестьдесят! Детские стихи о любимых внуках и для них. Поэтому получаются они добрыми и весёлыми.

 А одно из первых, «взрослых», она посвятила теме предательства, которое ей пришлось пережить много лет назад..

 

 

 

 

 

 

 

 

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.

Помним: 0 — 2: работа слабая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты

Комментарии   

 
# Fire Lady 21.01.2017 18:42
Доброго времени суток

К сожалению, у вас основной идеей получилось не «Выход есть всегда», а «Ищите то, что позволит пережить самые страшные дни». У вас изображено не спасение само по себе, а способ не сойти с ума от беспокойства и суеты, сделает жизнь лучше. Хотя пусть это будет спасением )) Одних спасают книги (я тоже долго в них пряталась), других –творчество, третьих – вера, четвертых – дети, пятых – еще что-то.
Дело не в том, что тебя спасает и не в том, сколько неприятностей или трагедий на тебя навалилось (без них жизнь человека редко обходится), а в том, как вы написали о поэзии.

Я не почувствовала эмоций вашей героини: её страсти к стихам или тихой радости от переполняющих эмоций. Нет ничего, кроме перечисления неприятностей до «открытия» стихов и осознания незначительности всех переживаний после.
Надо изменить и стиль повествования (лиричности добавить или атмосферы погружения в книги), и ваше отношение к героине (она безликая учительница).

У вас очень хорошая тема и идея произведения. Есть смысл переработать, добавить персонажу жизни. В таком виде это не литературное произведение.

Удачи в доработке ))
«Ноль»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Kat 21.01.2017 18:10
Здравствуйте, Автор!

История читается легко. Но все-таки это действительно больше похоже на биографию заслуженного учителя школы, известной в определенных кругах поэтессы, нежели на литературно-художест венное произведение. История из журнала про одну хорошую женщину, которая прожила достойную жизнь, пройдя через разные трудности, и занималась творчеством, вдохновляясь стихами Асадова. Этот рассказ был бы интересен ее коллегам, директору школы и знакомым, родственникам, ученикам. Здесь все рассказывается автором статьи о судьбе героини, но не показывается. Своего рода пересказ,перечислени е событий из жизни героини.
Такие истории интересны и имеют место быть, о достойных учителях стоит писать и рассказывать, но на сайтах школ, размещать в журналах, в школьных газетах.
Для того чтобы текст воспринимался как литературно-художест венное произведение, нужен другой стиль повествования. Не пересказ событий, а описание портретов персонажей (Надежды, ее семьи, коллег, учеников и самого рассказчика), их характеров, чувств, ситуаций из жизни с добавлением диалогов.
К сожалению, в рамках данного конкурса могу поставить только ноль.
Но героиня достойная, тема рассказа интересная. О том, как разные сложные жизненные ситуации и творчество другого человека вдохновляют человека заниматься творчеством. Как творчество помогает по жизни не пасть духом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Li Nata 14.01.2017 20:17
Такой... текст... даже не знала как охарактеризовать толком.
Героиню я вашу не вижу - несмотря на портрет. Вы пишете, что дети ее любили и было на ее уроках тихо, аж дисциплина железная - а я должна верить на слово. Наверное, надо было рассказать об уроках, хоть об одном.
И так далее. И такой весь текст. Вот как рассказывают, а ничего не показывают) не знаю. Чистое имхо, что интереса такое повествование лично у меня не вызывает. Нет конкретных образов, понимаете? живых героев нет. Семья дружная, детей к труду приучали... а как, что - ничего не показано.
Именно поэтому чем выделялась семья, я понять не могу - семьи то и не описано толком, факты, и то немного.
...
Это страшное испытание. То, что с мужем случилось. У меня даже нет слов, я всегда боюсь, когда авторы пишут на такие темы, особенно когда рассказы такие, жизненные. И думаю - а зачем... можно было бы обойтись меньшими средствами, не такими страшными болезнями героев и не такими выпавшими на долю героев испытаниями. Одно дело когда мистика фантастика, а когда вот такой рассказ, близкий к реальности... страшно.
Понимаете... читаешь такое и комментировать страшно, и неудобно, и вообще... но надо ж как литературную единицу воспринимать...
Пришла беда. Сначала слёг муж. Первый инсульт перенёс на ногах, а тут.. Вспоминая этот осенний день, Надежда не может удержаться от непрошенных слёз: «как же так, ведь пятьдесят только-только минуло. Всю свою сознательную жизнь руководителем работал. Люди уважали за деловую хватку, за преданность своему делу, за справедливость, за то, что никогда не боялся брать на себя непосильную ношу и принимать ответственные решения».
замечания - тут - три точки, не две.
слез: и далее достаточно одного предложения, про то что пятьдесят только минуло. Это же мысли героини, причем тут то как он работал и как его уважали? Остальное - как слова автора уже пустить.

«книга его книг» –«Интервью у собственного сердца»
тире - пробел пропущен
в конце рассказа тоже две точки.

В общем прочитала я жизненную историю, но перечитывать я ее не буду. Как история - а возможно, чья то реальная - она достойна уважения, и вообще... но как литература - ну... ничего такого, увы.
Вот... конкретно у вас нет выравнивания текста по ширине, текст не богат описаниями, драма героини - страшная - муж и его болезнь - есть, а переживать получается только чисто по человечески - ни никак не удается проникнуться героями, потому что их нет толком... ни мужа ни детей не видно вообще...
Тема конкурса... спасение стихами... возможно, не спорю. У Асадова хорошие стихи. На любителя, конечно, но хорошие, не спорю. Плюс его биография, да... совпадение какое-то жизненных ситуаций его и героини.
Могло ли такое быть? Как у вас в истории. Могло и бывает увы - и сейчас и не только в лихие 90-е... но... поймите меня правильно.
При том что у вас настоящая драма в истории, эмоционально она прошла мимо меня. В лучшем случае это ноль.
Ее расширять, переписывать, делать так, что бы читатель верил - он не обязан принимать факты как факты. Он должен сопереживать героям не потому что написано, что герой пережил то то и то то, а он должен переживать с ними вместе. Даже если это страшное - как писали вы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Alizeskis 12.01.2017 14:25
Знаете, мне рассказ напомнил газетную вырезку. Этакую "статейку о соседке": которой жилось плохо, но она не сдалась, нашла опору - и всё у неё хорошо. Но знаете, таких статеек про "лихие 90-е" было... Много было. И каждая ну ничем не отличается от вашего рассказа. Ни языком, ни стилем, ни содержанием. Я ничего нового не увидела. Наверное, тяжелая тема лихих 90-х должна была вызвать сочувствие, "примеривание на себя" и прочие чувства. Ничего такого не испытала. Может быть, причина в том, что я не застала это время в сознательном, взрослом возрасте. Что ж, пожалуй, мне повезло... наверное.

По содержанию: особых, нерешимых, проблем я не увидела. Именно потому, что многие с этим сталкивались и множество историй видело свет со срединных полос газет. Все так жили в то время. Многие вставали на ноги, стиснув зубы. Чем же ваша героиня отличается? Ничем.
Опора в виде стихов - ну пожалуйста! Почему бы и нет. Да и в более старшем возрасте люди начинали не только творить, писать стихи.

Спасения, как такового я не увидела. Потому что не увидела опасности - любой, морального краха или ещё какой-то ситуации, из которой действительно нужно было спасение. Я бы сказала, что здесь - полутема.

Пусть обвинят меня в циничности или ещё чём. Я поставлю НОЛЬ. Потому что ничего нового не увидела, проблема и раскрытие темы спорные.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Кэт 11.01.2017 13:30
Симпатичный рассказ, написанный спокойным и простым языком.
Признаюсь, я не очень люблю жанр чистого реализма и вряд ли заглянула бы сюда, если бы не конкурс. Однако вот заглянула, прочитала, и нашлось, что сказать.
Воспоминания женщины о трудном времени в прошлом... Вроде и ничего особенного, мало ли на кого неприятности горой наваливаются... а вот переживается.
Очень уютная семья описана, дружная, работящая и любящая.
Сама Надежда мне очень нравится. Изображённая мягкими штрихами, с любовью - добрые и понимающие серые глаза, голос, как лесной родничок. Учительница. Из тех, что к любому ученику подход найдёт. Узнаваема потому, наверное, что почти у каждого была вот такая - своя, добрая, понимающая.
Настоящая женщина - способная быть опорой семьи и вдвоём с мужем, и в одиночку, и детей к тому же приучавшая. Правда, опоры тоже иногда гнутся. А чтобы не сломалась - порой надо так немного... Знать бы только, что. И хорошо, что Надежда нашла для себя такую удивительную поддержку.
Стихи, как способ спасения, вернее, как поддержка - по-моему, идея прекрасна.

"Детские стихи о любимых внуках и для них. Поэтому получаются они добрыми и весёлыми." - ничуть не сомневаюсь, что именно добрые и весёлые - у такой вот Надежды, сумевшей преодолеть трудное время, преодолеть - себя. Ведь могла бы так и сидеть в уголочке, себя жалеть... Нет, не стала. Стихи спасли? Сама себя спасла.
"Ведь потом всё как-то устроилось, улеглось." Наверное, это главное. что надо всегда помнить. Что всегда как-нибудь устроится.
Сам рассказ поддерживает, подставляет тёплые ладони - не падай, держись, всё будет хорошо! Не знаю, почему такой эффект, но он мне нравится. Из тех рассказов, что можно перечитывать в тяжёлые моменты. И, может быть, будет легче.
Маленький рассказ, лечащий душу.
Конкурсная тема в наличии.
Плюс.

Блошки.
"..Много лет проработала Надежда в школе" - ещё одна точку впереди выпала. Многоточие - всегда три точки.
"дети видели, как любят родители друг друга, гордились ими, и строили свои семьи по таким же законам и принципам."- "видели, гордились и строили" запятая перед "и строили" лишняя.
"Сначала какие-то слухи на бытовом уровне: «вот дом себе строят, вот машину собираются купить, учёбу дочери оплачивают..» " - и здесь одна точечка сбежала.
"Первый инсульт перенёс на ногах, а тут.. " - и здесь.
Где она в уголочек забивалась, вот здесь: "Да и жаловаться кому-либо было не в её характере." - мне показалось, что "её" неверно. Она же о себе думает. Перефразировать, может, как-то?
Ещё можно будет подравнять текст по левому краешку, чтобы и слева, и справа было ровно. Но это потом, после конкурса.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Amidas 09.01.2017 15:34
Хороший вышел рассказ, ровный хорошо читаемый, почти автобиографичный. Но вот постоянно всплывали эти стихи Асадова. Нет, я не спорю, можно восхищаться людьми, которые не сломались перед трудностями, но вот как-то на ненавязчивую рекламу похоже. Хотя, возможно, это моё имхо.

Как сказала Фито, не хватило кульминации. Можно было бы использовать строчки из стихов, можно было бы как раз показать какие стихи Надежда писала внукам, а какие были посвящены теме предательства. Чтобы читатель уж точно проникся идеей, чтобы стало верно утверждение, что действительно спасение может прятаться на книжной полке, надо только вовремя найти нужную книгу.
При всё при этом - плюс. Хорошая стилистика и неплохая работа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fitomorfolog_t 09.01.2017 14:19
Добрый день, Автор!
Очень мне рассказ понравился. Что-то есть от сказки, что-то Бажовское - или, во всяком случае, у меня такие ассоциации возникли. Бережно описана семья, персонажи живые, узнаваемые, достоверные детали, одним словом - хорошо.
И идея хорошая. Тема конкурса есть.

А вот чего всё же не хватило - это некоторого напряжения, кульминации. Ровный рассказ, неспешный - и это само по себе приятно, но - чересчур ровный, равномерный. Хоть чуть-чуть бы горку в середине. Может, даже не там, где одна за другой беды, а чуть позже. Может, строчку-другую из стихов - те строчки, в которых, кажется, поэт обращается прямо к Надежде.

И всё равно хорошо!

Отдельно хочу отметить иллюстрацию: очень в тему.

Текст хорошо вычитан, случайно зацепилась о небольшую блоху:
"которое ей пришлось пережить много лет назад.." - две точки вместо одной вкрались.

Спасибо! И от меня - плюс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Личный кабинет



Вы не авторизованы.

Поиск

trout rvmptrout rvmp

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа